ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 351.823.3
Я.В.ВОРОНИНА
Экономический факультет, группа ЭГР-04, ассистент профессора
Л.И.ИСЕЕВА
Доцент кафедры экономики, учета и аудита
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ
РОССИИ
Топливно-энергетический комплекс уже долгое время является основой экономического развития России. Большую часть налоговых поступлений в государственный бюджет составляют налоги от продажи нефти и газа, поэтому правительство заинтересовано в совершенствовании этой системы. В России государственная политика в сфере недропользования ориентирована на повышение эффективности использования минерально-сырьевой базы, обеспечение ее воспроизводства, рациональное и безопасное природопользование. В разы возросли объемы финансирования геолого-разведочных работ. Изложены достигнутые результаты, проблемы, которые необходимо еще решить, и предложены пути решения.
The fuel and energy complex is a basis of economic development of Russia for long time. The most part of tax revenues in the state budget is made with taxes from sale of oil and gas, so the government is interested in perfection of this system. Nowadays In Russia the state policy in sphere subsurface resources management is focused on increase of efficiency of use of a mineral raw-material base, maintenance of its reproduction, rational and safe wildlife management. Volumes of financing of prospecting works have increased in times. In given clause the reached results and problems which are necessary for solving are stated, and ways of the decision are offered.
Уже в 2004 г. В.В.Путин отмечал низкую эффективность государственного сектора и то, что исполнение бюджета должно отмечаться «достигнутыми результатами, а не израсходованными средствами» [2, с.50].
Сейчас государственная политика в сфере недропользования ориентирована на достижение следующих стратегических целей:
• создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов;
• обеспечение воспроизводства природных ресурсов;
• повышение уровня защищенности природной среды и человека от негативных природных явлений и антропогенного воздействия.
Рассмотрим динамику финансирования геолого-разведочных работ. Здесь наметилась положительная тенденция - наблюдается увеличение объемов финансирования, в том числе из государственного бюджета, по всем трем целям в период 2004-2008 гг. Правда, следует отметить, что темпы роста финансирования к 2008 г. снизились. Ниже
приведены данные по объемам финансирования геолого-разведочных работ из федерального бюджета в динамике за 4 года [1, с.24; 4, с.11].
Показатель 2004 2005 2006 2007
Объем финансирования из федерального 5,2 10,6 16,5 19,8 бюджета, млрд руб. Ежегодный прирост
(снижение) финанси- -22,4 103,8 55,7 20,0 рования, %
Число объектов, финансируемых из федерального бюджета, увеличивается, частично погашая сокращение числа объектов,
финансируемых из других источников [4, с.11-12; 6, с.15].
Распределение расходов федерального бюджета по видам минерального сырья сохраняется (см. рисунок). Более 40 % средств (около 6,5 млрд руб. в 2007 г.) было выделено на выявление перспектив нефтегазоносности страны. Как положительный момент следует отметить увеличение затрат на некоторые остродефицитные виды сырья, в частности в 2007 г. наблюдается увеличение объемов затрат на поиски урана на 122 % [1, с.25; 4, с.12-14; 5, с.30].
иФвда виды сырья
т
ГТТОИ
УУВ
0 10 20 30 40 50
Бюджетные средства, %
Распределение средств, затрачиваемых на геолого-разведочные работы из федерального бюджета по видам сырья, %
Несмотря на рост объемов финансирования в последние годы, уровень затрат на разведочные работы в РФ невысок по сравнению с затратами на аналогичные работы за рубежом (в том числе в Канаде) [4, с.11-15]. Более того, российские недропользователи вкладывают средства в основном в объекты, открытые еще в советский период, а внимание новым перспективным участкам практически не уделяется.
Возникает вопрос о привлечении в геологоразведку частных инвестиций. Государство должно инвестировать средства в следующие объекты:
• новые, слабо изученные объекты;
• мелкие месторождения;
• месторождения с трудно извлекаемыми и остаточными запасами;
• «старые» участки.
Тем самым государство разделяет риски с частными компаниями, и в результате выявляются участки недр, экономически привлекательные для недропользователей [1, с.24-26].
За рубежом существуют небольшие мобильные компании, специализирующиеся именно на ГРР различных стадий, от поисков до подсчета запасов - «юниорные» компании. Такие компании принимают на себя риски ранних стадий ГРР и обеспечивают не менее 40-50 % прироста запасов по многим видам полезных ископаемых. Создание таких компаний дало бы России возможность перейти на новую ступень организации топливно-энергетического комплекса, но пока нет условий для их возникновения [4, с.20-21].
До 2006 г. первостепенной задачей правительства РФ было воспроизводство минерально-сырьевой базы. На достижение этой цели выделялись большие средства: с 2005 по 2007 гг. объемы финансирования увеличились на 84,3 % - до 19758,2 млн руб. Сейчас достигнуто воспроизводство многих видов сырья, в том числе нефти и газа [5, с.29; 6, с.16].
Благодаря тому, что сейчас главной целью является создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов, развивается научно-техническая база России. Воспроизводство достигается, в том числе, за счет увеличения коэффициента извлечения нефти, что необходимо в условиях естественного снижения производительности скважин на разрабатываемых нефтяных месторождениях, ухудшения качества нефти на месторождениях, находящихся на завершающей стадии разработки [4, с.17; 6, с.15].
Действующая в России система налогообложения далека от совершенства. Одной из наиболее важных является проблема расчета налоговых платежей. Россия - единственная из горно-добывающих стран мира, не учитывающая особенности месторождений при налоговых расчетах. Себестоимость добычи нефти из месторождений с различными геологическими и географо-экономи-ческими условиями может отличаться в разы, что для эффективного их освоения предполагает различную налоговую нагрузку. Как результат, налоговая нагрузка на компании, осваивающие низкопродуктивные месторождения, существенно и необоснованно увеличилась [3, с.67-68].
В связи с этим необходимо разрабатывать систему налоговых ресурсных платежей, которая предусматривала бы обоснованную налоговую нагрузку на компании в соответствии с их особенностями [3, с.66-69]. Для примера, можно предусмотреть снижающуюся налоговую нагрузку при увеличении степени выработанности месторождений нефти и газа.
Таким образом, государство должно:
• разработать механизм стимулирования недропользователей, переходящих на
интенсивные методы отработки запасов на эксплуатируемых месторождениях;
• повышать требования к коэффициенту извлечения нефти, тем самым мотивируя развитие эффективной и рациональной отработки месторождений и запасов;
• тщательно контролировать соблюдение условий лицензий и объемов добычи, ведь как снижение добычи полезного ископаемого на месторождении, так и ее превышение над запроектированными показателями ухудшает качественные и количественные характеристики месторождения [1, с.25];
• создать условия для возникновения небольших мобильных компаний, занимающихся геолого-разведочными месторождениями различных стадий;
• пересмотреть размеры платежей за причинение ущерба окружающей среде (например, за сжигание попутного нефтяного газа).
Подводя итог, следует отметить, что наблюдаются заметные сдвиги в топливно-энергетическом комплексе: объемы государственного финансирования в геологоразведочные работы заметно увеличиваются год от года, обеспечивается воспроизводство большинства видов ресурсов. Сейчас государство пересматривает свою политику в области топливно-энергетического комплекса, в частности, направляет больше средств на создание условий для повышения эффективности использования природных ресурсов. Акцент делается на интенсивные методы разработки месторождений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережная Л.И. Бюджетное обеспечение целей и задач государства в области недропользования / Л.И.Бережная, Т.В.Соколова, С.И.Федоров // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2006. № 6.
2. Бережная Л.И. О формировании системы показателей при бюджетном финансировании геологоразведочных работ, ориентированных на результат // Л.И.Бережная, Н.В.Сюткина // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2006. № 5.
3. ДаниленкоМ.А. Об изменениях в законодательстве по налогообложению нефтедобычи // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2006. № 5.
4. Егорова И.В. Геолого-разведочные работы в России в 2005-2006 гг. / И.В.Егорова, В.Н.Войтенко // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2007. № 1.
5. Михайлов Б.К. Основные результаты геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые в 2006 г. и задачи на 2007 г. / Б.К.Михайлов, В.Н.Бавлов //
Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2007. № 3.
6. Садовник П.В. Основные итоги работы Федерального агентства по недропользованию в 2006 г. и задачи на 2007 г. в части углеводородного сырья и подземных вод // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2007. № 3.