Научная статья на тему 'Анализ эффективности гидроабразивной вырезки межлопаточных каналов в моноколесах'

Анализ эффективности гидроабразивной вырезки межлопаточных каналов в моноколесах Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
448
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПРЕССОРНОЕ МОНОКОЛЕСО / COMPRESSOR BLISK / ГИДРОАБРАЗИВНАЯ РЕЗКА / HYDRO-ABRASIVE CUTTING / ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / TECHNICAL AND ECONOMICAL EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Астахов Юрий Павлович, Моргунов Юрий Алексеевич, Саушкин Борис Петрович, Шандров Борис Васильевич

В работе рассмотрен вариант технологии изготовления межлопаточных каналов компрессорных моноколес, включающий в себя операцию предварительной гидроабразивной вырезки основного объема материала с оставлением припуска под чистовую обработку. Для типового моноколеса из титанового сплава выполнен расчет технико-экономической эффективности данного варианта технологии и показано существенное снижение трудоемкости и себестоимости обработки по сравнению с вариантом предварительного фрезерования межлопаточных каналов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Астахов Юрий Павлович, Моргунов Юрий Алексеевич, Саушкин Борис Петрович, Шандров Борис Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency analysis of the hydroabraisiv cutting of interblade channels in the bladed monowheels (blisks)

One way of the blades machining in the compressor bladed disks including the preliminary step of hydro-abrasive machining with the stock allowed for the further processing is considered in this paper. Calculation of technical and economical efficiency of this technological version for the typical blisk from ninanium alloy BT6 is performed and the relative increasing of efficiency concerning to the version of milling process is shown.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности гидроабразивной вырезки межлопаточных каналов в моноколесах»

МЕТАЛЛООБРАБОТКА

_ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ

УДК 621.45(075.8)

Анализ эффективности гидроабразивной вырезки межлопаточных каналов в моноколесах

Ю. П. Астахов, Ю. А. Моргунов, Б. П. Саушкин, Б. В. Шандров

В современных конструкциях осевых компрессоров газотурбинных двигателей и энергетических машин вместо сборных лопаточных колес применяют моноколеса (блиски), т. е. лопаточные колеса, изготовленные без применения сборочных операций [1]. Это позволяет существенно снизить массу компрессора, трудоемкость и себестоимость его изготовления [2].

На отечественных заводах обработка межлопаточных каналов моноколес осуществляется резанием на многокоординатных фрезерных станках типа Turboblisk фирмы Liechti, Breton (рис. 1). Обычно обработку выполняют в два перехода с последующей слесарной доводкой профиля, донышка и радиусов перехода. Обработка резанием проточной части пера осложняется консольной конструкцией маложестких тонкостенных лопаток, требует привлечения специальных технологических средств и приемов обработки. Так, для увеличения жесткости обрабатываемого пера и снижения соответствующей погрешности обработки межлопаточные каналы заполняют быстротвердеющими составами, используют специальные схемы и стратегии снятия припуска [3, 4]. Такие технологии характеризуются высокими трудоемкостью и себестоимостью.

Существенного повышения технико-экономической эффективности изготовления бли-сков можно достичь предварительным формообразованием межлопаточных каналов на стадии получения заготовки. Однако для большинства лопаточных колес компрессора из-за технических требований к их изготовлению такие технологии отсутствуют или имеют существенные недостатки. Поэтому представляет интерес маршрут изготовления лопаток, состоящий из следующих основных операций:

• предварительное высокопроизводительное удаление основного объема материала из межлопаточного пространства в сплошной дисковой заготовке;

• выравнивание припуска и достижение заданной точности в один-два перехода;

• доводка пера, донышка и радиусов перехода;

• упрочнение кромок и радиусов перехода.

Одним из перспективных вариантов черновой обработки межлопаточных каналов является гидроабразивная вырезка. На рис. 2, а представлена исходная заготовка диска в исходном положении, на рис. 2, б — заготовка после первого перехода гидроабразивной вырезки аэродинамического канала, на рис. 2, в —

Рис. 2. Двухпереходная гидроабразивная вырезка межлопаточного канала

Й

№ 5-6(71-72)/2012

ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ

Рис. 3. Расчетная схема двухпереходной обработки блиска

после двухпереходной гидроабразивной обработки. На рис. 3 показана расчетная схема двухпереходной обработки в одном из поперечных сечений межлопаточного канала. На первом переходе вырезается сечение ADE с образованием затененной зоны со стороны корыта в виде криволинейного сектора, подлежащей удалению на последующих операциях. На втором переходе — сечение ВЕ1С с образованием неравномерного припуска на спинке лопатки. Максимальный припуск под последующую обработку спинки zmax1 находят как отрезок нормали к спинке, проходящей через точку В. Максимальный припуск под последующую обработку корыта zmax2 находят как расстояние между хордой E1D и касательной к профилю корыта, параллельной этой хорде. В точках касания производящих прямых с профилем лопаток предусмотрены минимальные припуски zmin1 и zmin2 под последу-

ющую обработку. Отметим, что при большой ширине диска (глубине реза) профиль поверхности после гидроабразивного резания может содержать участки с макродефектами (борозды в нижней части реза) размером до 1 мм, что необходимо учитывать при назначении минимального припуска.

Угол закрутки лопаток учитывают путем корректирования положения производящей прямой в каждом сечении лопатки.

Для гидроабразивной резки используют кинематические возможности существующих станков [5]. В табл. 1 представлены технические характеристики некоторых видов оборудования для многокоординатной гидроабразивной резки. В них используются специализированные системы ЧПУ, учитывающие изменение скорости резки в зависимости от кривизны траектории и направления движения струи.

Параметры режима обработки операции гидроабразивной резки выбирают исходя из рекомендаций производителей оборудования или используют имеющиеся аналитические зависимости [6, 7]. В нашем случае обработку производили с использованием следующих параметров режима:

Давление насоса, МПа...........350

Давление на рабочей головке, МПа . . 320 Максимальная толщина реза, мм . . . 150 Средняя скорость перемещения струи,

мм/мин..................... 4

Расход абразива, г/мин..........550

В результате экспериментов выполнена оценка качества реза и получены исходные данные для расчета штучно-калькуляционного времени обработки.

Как следует из данных табл. 1, технологическое оборудование для ГАО характеризует-

Технические характеристики многокоординатных станков для гидроабразивной резки

Таблица 1

Фирма-изготовитель; модель установки Число координат Размеры рабочей зоны, мм Точность позицио-нирова-ния, мм Максимальная скорость подачи, м/мин Мощность насоса, кВт Максимальный расход, л/мин Рабочее давление, МПа Ориентировочная цена, Eu

WJS AB, Швеция; NC 3520 S5-a 5 3550х2580 ±0,075 10 75 7,8 410 523 000

Huffman, США; WJ-156 6 406 х 406 ± 0,05 10 75 7,8 380 682 000

KNUTH, Германия; HYDRO-JET 3020 5 3000 х 2000 ± 0,05 20 37 3,8 380 415 000

PTV s. r. o., Чехия; Wj-nZ-D-5AX 5 4000 х 2000 ±0,05 12 75 7,8 415 440 000

ШШ^БРАУШ

ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ

Таблица 2

Ресурс и стоимость расходных материалов

Наименование Ресурс или удельный расход Стоимость, Eu

Сопло 300 ч 700

Смесительная камера 300 ч 111

Сопловая труба 30 ч 107

Абразивный песок (в расчете на 1 т) 550 г/мин 212

ся высокой стоимостью, поэтому важным этапом технологического проектирования является технико-экономическое обоснование замены операции предварительного фрезерования межлопаточных каналов операцией гидроабразивной вырезки. Основанием для такой замены может служить заметное снижение себестоимости и трудоемкости изготовления моноколеса. Подобные данные в технологической литературе не рассматривались.

Ниже использована методика [8], согласно которой на основании экспериментальных данных выполнен расчет трудоемкости и себестоимости операций предварительного фрезерования и гидроабразивной вырезки межлопаточных каналов типового моноколеса компрессора, изготовленного из титанового сплава ВТ6. Наружный диаметр лопаточного венца моноколеса составляет 600 мм, толщина венца — 80 мм, длина лопатки — 150 мм, средняя хорда — 120 мм.

Экономическая эффективность рассчитывалась по двум вариантам обработки межлопаточных каналов:

1) предварительное фрезерование профиля твердосплавными радиусными концевыми фрезами на станке фирмы Breton;

2) гидроабразивная вырезка на станке фирмы WJS; ресурс и стоимость расходных ма-

териалов при гидроабразивной резке, по данным их производителей, приведены в табл. 2.

Исходя из требуемой глубины реза при давлении на режущей головке 320 МПа принята линейная скорость резания титановой заготовки 4 мм/мин, обеспечивающая среднюю производительность обработки 600 мм2/мин.

Расчеты показывают, что машинное время обработки составляет для первого перехода 30 ч (±25 мин), а для второго — 5 ч (±5 мин) при удельном расходе абразива 550 г/мин. Исходные данные для расчета технико-экономической эффективности сведены в табл. 3, а в табл. 4 приведены результаты расчета себестоимости для двух вариантов обработки по изменяемым статьям затрат.

При расчете амортизационных отчислений принято потребное количество оборудования по первому варианту, равное 2 (с учетом частичного использования третьей смены), с коэффициентом загрузки по времени данной деталью 0,9.

По второму варианту принят один станок с коэффициентом загрузки 0,87. Нормативный коэффициент амортизации 0,2.

При расчете затрат на режущий инструмент принимали во внимание следующее. При фрезеровании межлопаточного канала используют четыре различных фрезы с допустимым числом переточек пд = 15. При требуемом на одно колесо числе переточек пп затраты на инструмент

Си = Сф + Сп = 14 143 + 6220 = 20 363 руб.,

где Сф — стоимость инструмента, переносимая на одно моноколесо; Сп — стоимость переточек.

Стоимость фрезы на момент проведения расчета и число требуемых переточек пт для

Исходные данные к расчету Таблица 3

Показатель Вариант 1 Вариант 2

Принятая годовая программа выпуска моноколес Ы, шт. 100 100

Стоимость технологического оборудования Цо, млн руб. 15 14,53

Трудоемкость одного изделия tшк, н/ч 100 35

Часовая тарифная ставка основных рабочих Чр, руб. 70 70

Часовая тарифная ставка заточника Чз, руб. 70 -

Установленная мощность двигателей Мд, кВт 95 70

Норма времени на заточку комплекта фрез Нз, н/ч 2,7 -

Стоимость 1 кВт • ч электроэнергии Цэ, руб. 1,8 1,8

П р и м е ч а н и е. Нормативные данные принимались по базовому предприятию на момент прове-

дения расчетов.

ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ

Таблица 4

Расчет себестоимости по сравниваемым вариантам

Статья затрат Вариант 1 Вариант 2 Разность затрат

Амортизационные отчисления, руб. 60 000 25 282 34 718

Заработная плата основных производственных рабочих, ИТР и прочих категорий работающих с начислениями, руб. 12 530 4386 8144

Затраты на инструмент, руб. 20 363 8570 11 793

Затраты на вспомогательный материал, руб. 4160* 7680 -3520

Затраты на электроэнергию, свет и воду, руб.** 9935 2562 7373

Изменение себестоимости, руб. ДС = С1 - С2 = 58 508

Коэффициент сравнительной экономической эффективности в расчете на 100 моноколес 0,38

* Нормативные расходы на СОТС. ** Расходы на свет и воду приняты в размере 3,75% от расходов на силовую электроэнергию.

каждой фрезы, приходящиеся на одно колесо, приведены в табл. 5.

Таким образом,

Сф = 14 143 руб.;

Сп = Са.з + С = 1256 + 382 • 13 = 6220 руб.

Стоимость абразивного песка Са получаем по выражению

Са = Са.оОА = 0,212 • 0,55 • 35 • 60 = = 244 Eu = 8570 руб.,

где Сао — стоимость единицы массы песка; Qa — массовый расход песка в единицу времени; £м — машинное время обработки, мин.

Затраты на расходные материалы по Ср.м (абразивный песок учтен в графе «инструмент») с учетом их стоимости и ресурса

Ср.м = 2858 + 453 + 4369 = 7680 руб.

В результате расчетов получен коэффициент сравнительной экономической эффективности Ер = 0,38, срок окупаемости оборудования, приведенного в табл. 1, составляет 2,5-4 года.

Заключение

Таким образом, применение предварительного формообразования межлопаточных каналов моноколес на операции гидроабразивной резки позволяет существенно снизить трудоемкость (в нашем случае почти в три раза) и себестоимость (примерно 2 тыс. дол. на колесо) их изготовления, сократить технологический цикл изготовления моноколеса, повысить культуру производства.

Литература

1. Гайлит Ю. Т., Саушкин Б. П. Технологическое обеспечение производства новых изделий // Крылья Родины. 2007. № 10. С. 35-40.

2. Ножницкий Ю. А. Разработка ключевых (критических) технологий для создания новых поколений ГТД // Новые технологические процессы и надежность ГТД: науч.-техн. сб. М.: ЦИАМ, 1999. С. 5-34.

3. Полетаев В. А. Технология автоматизированного производства лопаток газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 2002. 376 с.

4. Технологические схемы формообразования сложных поверхностей деталей // Ю. Н. Вивденко, А. А. Ляш-ков, А. Н. Шутов, С. М. Егоров // Металлообработка. 2010. № 5. С. 10-14.

5. Саушкин Б. П. Гидроабразивная резка. Технология и применение // Ритм. 2012. № 4. С. 68-74.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Momber A., Kovacevic R. Principles of Abrasive Water Jet Machining. Berlin: Springer Verlag, 1998.

7. Барсуков Г. В. Повышение эффективности гидроабразивного резания на основе дискретного регулирования состояния технологической системы: автореф. дис. ... д-ра техн. наук. М.: МГТУ-Станкин, 2007. 32 с.

8. Справочник технолога-машиностроителя: в 2-х т. / Под ред. А. М. Дальского, А. Г. Косиловой, Р. К. Мещерякова, А. Г. Суслова. М.: Машиностроение, 2003.

Таблица 5

Расчет себестоимости по сравниваемым вариантам

Номер фрезы Стоимость фрезы, руб. Количество переточек пп

1 9264 4

2 6882 4

3 14 143 10

4 6000 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.