Научная статья на тему 'Анализ эффективности эксплуатации автосамосвалов БелАЗ-7540 (на примере ОАО «Алмазы Анабара»)'

Анализ эффективности эксплуатации автосамосвалов БелАЗ-7540 (на примере ОАО «Алмазы Анабара») Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
268
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ANALYSIS / СИСТЕМА / SYSTEM / АВТОСАМОСВАЛ / DUMP TRUCK / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ГОТОВНОСТЬ / AVAILABILITY / РЕМОНТ / REPAIR / КЛИМАТ / CLIMATE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Бочкарев Юрий Семенович, Викулов Михаил Александрович, Довиденко Геннадий Перфильевич, Седалищев Иван Иванович

Проведен анализ эффективности эксплуатации автосамосвалов на россыпных месторождениях в условиях Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бочкарев Юрий Семенович, Викулов Михаил Александрович, Довиденко Геннадий Перфильевич, Седалищев Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the exploitation efficiency of dump trucks BelAZ-7540 (on the example of OJSC «Diamonds of Anabar»)

This article focuses on the analysis of exploitation efficiency of dump trucks on the alluvial deposits in the conditions of the North.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности эксплуатации автосамосвалов БелАЗ-7540 (на примере ОАО «Алмазы Анабара»)»

- © Ю.С. Бочкарев, М.А. Викулов,

Г.П. Довиденко, И.И. Седалищев, 2014

УДК 629.1.02

Ю.С. Бочкарев, М.А. Викулов, Г.П. Довиденко, И.И. Седалищев

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

АВТОСАМОСВАЛОВ БЕЛАЗ-7540

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛМАЗЫ АНАБАРА»)

Проведен анализ эффективности эксплуатации автосамосвалов на россыпных месторождениях в условиях Севера.

Ключевые слова: анализ, система, автосамосвал, эффективность, готовность, ремонт, климат.

На горном производстве широкое применение нашли транспортные машины, обеспечивающие практически весь комплекс горных работ, что предопределило их статус ключевого звена - от работоспособности и производительности которых зависят технологические процессы, мощность и технологический уровень предприятия.

Эксплуатация автомобильного транспорта на горных предприятиях Якутии, особенно в отдаленных районах, а именно к ним и относятся горные участки ОАО «Алмазы Анабара», сопряжена с рядом факторов, такими как удаленность и бездорожье, которые оказывают большое влияние на работоспособность автосамосвалов [1, 2].

Транспортные средства и оборудование, которые являются объектами ремонтного обслуживания составляют около 45-50% основных производственных фондов горных предприятий.

Ремонт - процесс восстановления работоспособного состояния горной техники и он является самым трудоемким из вспомогательных процессов на горных разработках. На его долю приходится до 70% трудоемкости всех вспомогательных работ [3].

В результате наблюдений в течение 3 лет за автосамосвалами марки

БелАЗ-7540 на участках ОАО «Алмазы Анабара» и анализа собранной статистической информации было установлено, что автосамосвалы в течение года нарабатывают в среднем 2600 часов, что составляет 41% времени эксплуатации в течение года, на проведение ремонтов затрачивается 3500 часов, что составляет 55% времени, без экипажа автосамосвалы простояли 90 часов, что составляет 1% времени, на проведение техобслуживания без ремонтов затрачивается 180 часов, что составляет 3% времени (рис. 1).

Для определения надежности автосамосвалов можно использовать комплексный показатель - коэффициент готовности, который по ГОСТ 27.002-89 [4] описывается, как «Ве-

Рис. 1. Соотношение времени ТО, ремонтов и работы автосамосвалов БелАЗ-7540

роятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается»: Т

К = "

Т + Т

(1)

где То - наработка на отказ; Тв - среднее время восстановления работоспособности изделия (после возникновения отказа).

По результатам расчетов коэффициент готовности составил 0,43, что свидетельствует о низком коэффициенте использования автосамосвалов БелАЗ-7540.

На основании собранной информации об эксплуатационной надежности автосамосвалов, все отказы были сгруппированы по системам и приведены в таблице.

Согласно, приведенного анализа, системами лимитирующими работоспособность автосамосвала являются: подвеска, ведущий мост, колеса и шины, электрооборудование и тормозная система.

Распределив полученные данные об отказах и неисправностях по месяцам можно произвести оценку влияния природно-климатических факторов на автосамосвал в целом (рис. 2).

Из рис. 2 видно, что большее количество отказов и неисправностей

Количество отказов и неисправностей по системам БелАЗ-7540

Система Количество отказов на 1 автосамосвал за период наблюдений

Подвеска 35

Ведущий мост 21

Колеса и шины 19

Электрооборудование 14

Тормозная система 13

Система охлаждения двигателя 10

Установка двигателя, система смазки 9

Гидромеханическая передача 9

Система питания двигателя 6

Передняя ось 6

Кабина, оперение, платформа 6

Карданная передача 4

Система выпуска отработавших газов 3

Рулевое управление 3

Опрокидывающий механизм 2

Рама 0

Система пожаротушения 0

Автосамосвал в целом 159

календарное время, Рис. 2. Распределение отказов по месяцам

приходится на период года с отрицательными климатическими температурами, в среднем на 1 автосамосвал 82 случая, а на период года с положительными климатическими температурами 72 случая отказов.

Вероятно, увеличение числа отказов и неисправностей в период года с положительными климатическими температурами, связано с ухудшением качества дорожного полотна из-за его оттайки, о чем свидетельствуют приведенные данные анализа отказов по системам автосамосвала в табл. 1.

Количество ремонтов и их продолжительность вызывает понижение коэффициента готовности автосамосвалов и свидетельствует о возможном низком уровне технического обслуживания и ремонтов.

Повышение надежности автосамосвалов и соответственно уменьшение количества внеплановых простоев, позволит снизить экономические издержки на содержание автосамосвалов за счет изменения структуры и качества плановых ремонтов и технического обслуживания.

1. Ишков А.М., Кузьминов М.А., Зу-дов Г.Ю. Теория и практика надежности техники в условиях Севера. - Якутск: ЯФ «Изд-во СО РАН», 2004. - 313 с.

2. Ишков А.М. Математическая ритмоло-гия в работоспособности техники на Севере. - Якутск: ЯФ «Изд-во СО РАН», 2000. -320 с.

_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Шадрин А.И. Обоснование параметров технической эксплуатации горного оборудования в условиях холодного климата. Дисс. докт. техн. наук. - Иркутск, 2004. -236 с.

4. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1990. - 37 с. ЕШ

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_

Бочкарев Юрий Семенович - старший преподаватель, e-mail: ys.bochkarev@s-vfu.ru,

Викулов Михаил Александрович - профессор, зав. кафедрой, e-mail: gormashygu@mail.ru,

Довиденко Геннадий Перфильевич - доцент, e-mail: gormashygu@mail.ru, Седалищев Иван Иванович - соискатель, e-mail: gormashygu@mail.ru, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

UDC 629.1.02

ANALYSIS OF THE EXPLOITATION EFFICIENCY OF DUMP TRUCKS BELAZ-7540 (ON THE EXAMPLE OF OJSC «DIAMONDS OF ANABAR»)

Bochkaryov Y.S., Senior Lecturer, e-mail: ys.bochkarev@s-vfu.ru, Vikulov M.A., Professor, Head of Chair, e-mail: gormashygu@mail.ru, Dovidenko G.P., Assistant Professor, e-mail: gormashygu@mail.ru, Sedalishev I.I., Applicant, e-mail: gormashygu@mail.ru, M.K. Ammosov North-East Federal University.

This article focuses on the analysis of exploitation efficiency of dump trucks on the alluvial deposits in the conditions of the North.

Key words: analysis, system, dump truck, efficiency, availability, repair, climate.

REFERENCES

1. Ishkov A.M., Kuz'minov M.A., Zudov G.Yu. Teoriya i praktika nadezhnosti tekhniki v usloviyakh Severa (Theory and practice of machine reliability in the conditions of the north), Yakutsk, YaF «Izd-vo SO RAN», 2004, 313 p.

2. Ishkov A.M. Matematicheskaya ritmologiya v rabotosposobnosti tekhniki na Severe (Mathematical rythmology of the machine performance in the north), Yakutsk, YaF «Izd-vo SO RAN», 2000, 320 p.

3. Shadrin A.I. Obosnovanie parametrov tekhnicheskoi ekspluatatsii gornogo oborudovaniya v usloviyakh kholodnogo klimata (Substantiation of mining equipment operation in cold climate conditions), Doctor's thesis, Irkutsk, 2004, 236 p.

4. Nadezhnost' v tekhnike. Terminy i opredeleniya. GOST 27.002-89 (Reliability in engineering. Terms and definitions, State Standart 27.002-89), Moscow, Izd-vo standartov, 1990, 37 p.

A

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАРИСОВКИ.

Масляный светильник

Шахтерская лампа. История

В 1914 году железные, паянные медью, лампы стоили от 90 копеек до 1 рубля, а медные - около 4 руб. Высшего качества сурепное масло для них стоило 8-9 рублей за пуд. Фитильная бумага - 16 рублей за пуд. За смену (10-11 часов) в таких лампах выгорало 0,5 фунта масла.

Лампонос (рабочий подземного пространства) за смену не один десяток ламп переносил, по всему штреку развешивал, цепляя за огнивы, или непосредственно в забое лавы или печи. По ходу движения он их подправлял, чтобы не затухли, и за исправностью следил. Так что лампонос был в среде шахтеров вполне уважаемой фигурой!

Источник: http://www.rosugol.ru/museum/lamp.php http://eng.polymus.ru/rv/?s=44&d_id=894

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.