- © Ю.С. Бочкарев, М.А. Викулов,
Г.П. Довиденко, И.И. Седалищев, 2014
УДК 629.1.02
Ю.С. Бочкарев, М.А. Викулов, Г.П. Довиденко, И.И. Седалищев
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
АВТОСАМОСВАЛОВ БЕЛАЗ-7540
(НА ПРИМЕРЕ ОАО «АЛМАЗЫ АНАБАРА»)
Проведен анализ эффективности эксплуатации автосамосвалов на россыпных месторождениях в условиях Севера.
Ключевые слова: анализ, система, автосамосвал, эффективность, готовность, ремонт, климат.
На горном производстве широкое применение нашли транспортные машины, обеспечивающие практически весь комплекс горных работ, что предопределило их статус ключевого звена - от работоспособности и производительности которых зависят технологические процессы, мощность и технологический уровень предприятия.
Эксплуатация автомобильного транспорта на горных предприятиях Якутии, особенно в отдаленных районах, а именно к ним и относятся горные участки ОАО «Алмазы Анабара», сопряжена с рядом факторов, такими как удаленность и бездорожье, которые оказывают большое влияние на работоспособность автосамосвалов [1, 2].
Транспортные средства и оборудование, которые являются объектами ремонтного обслуживания составляют около 45-50% основных производственных фондов горных предприятий.
Ремонт - процесс восстановления работоспособного состояния горной техники и он является самым трудоемким из вспомогательных процессов на горных разработках. На его долю приходится до 70% трудоемкости всех вспомогательных работ [3].
В результате наблюдений в течение 3 лет за автосамосвалами марки
БелАЗ-7540 на участках ОАО «Алмазы Анабара» и анализа собранной статистической информации было установлено, что автосамосвалы в течение года нарабатывают в среднем 2600 часов, что составляет 41% времени эксплуатации в течение года, на проведение ремонтов затрачивается 3500 часов, что составляет 55% времени, без экипажа автосамосвалы простояли 90 часов, что составляет 1% времени, на проведение техобслуживания без ремонтов затрачивается 180 часов, что составляет 3% времени (рис. 1).
Для определения надежности автосамосвалов можно использовать комплексный показатель - коэффициент готовности, который по ГОСТ 27.002-89 [4] описывается, как «Ве-
Рис. 1. Соотношение времени ТО, ремонтов и работы автосамосвалов БелАЗ-7540
роятность того, что объект окажется в работоспособном состоянии в произвольный момент времени, кроме планируемых периодов, в течение которых применение объекта по назначению не предусматривается»: Т
К = "
Т + Т
(1)
где То - наработка на отказ; Тв - среднее время восстановления работоспособности изделия (после возникновения отказа).
По результатам расчетов коэффициент готовности составил 0,43, что свидетельствует о низком коэффициенте использования автосамосвалов БелАЗ-7540.
На основании собранной информации об эксплуатационной надежности автосамосвалов, все отказы были сгруппированы по системам и приведены в таблице.
Согласно, приведенного анализа, системами лимитирующими работоспособность автосамосвала являются: подвеска, ведущий мост, колеса и шины, электрооборудование и тормозная система.
Распределив полученные данные об отказах и неисправностях по месяцам можно произвести оценку влияния природно-климатических факторов на автосамосвал в целом (рис. 2).
Из рис. 2 видно, что большее количество отказов и неисправностей
Количество отказов и неисправностей по системам БелАЗ-7540
Система Количество отказов на 1 автосамосвал за период наблюдений
Подвеска 35
Ведущий мост 21
Колеса и шины 19
Электрооборудование 14
Тормозная система 13
Система охлаждения двигателя 10
Установка двигателя, система смазки 9
Гидромеханическая передача 9
Система питания двигателя 6
Передняя ось 6
Кабина, оперение, платформа 6
Карданная передача 4
Система выпуска отработавших газов 3
Рулевое управление 3
Опрокидывающий механизм 2
Рама 0
Система пожаротушения 0
Автосамосвал в целом 159
календарное время, Рис. 2. Распределение отказов по месяцам
приходится на период года с отрицательными климатическими температурами, в среднем на 1 автосамосвал 82 случая, а на период года с положительными климатическими температурами 72 случая отказов.
Вероятно, увеличение числа отказов и неисправностей в период года с положительными климатическими температурами, связано с ухудшением качества дорожного полотна из-за его оттайки, о чем свидетельствуют приведенные данные анализа отказов по системам автосамосвала в табл. 1.
Количество ремонтов и их продолжительность вызывает понижение коэффициента готовности автосамосвалов и свидетельствует о возможном низком уровне технического обслуживания и ремонтов.
Повышение надежности автосамосвалов и соответственно уменьшение количества внеплановых простоев, позволит снизить экономические издержки на содержание автосамосвалов за счет изменения структуры и качества плановых ремонтов и технического обслуживания.
1. Ишков А.М., Кузьминов М.А., Зу-дов Г.Ю. Теория и практика надежности техники в условиях Севера. - Якутск: ЯФ «Изд-во СО РАН», 2004. - 313 с.
2. Ишков А.М. Математическая ритмоло-гия в работоспособности техники на Севере. - Якутск: ЯФ «Изд-во СО РАН», 2000. -320 с.
_ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Шадрин А.И. Обоснование параметров технической эксплуатации горного оборудования в условиях холодного климата. Дисс. докт. техн. наук. - Иркутск, 2004. -236 с.
4. ГОСТ 27.002-89. Надежность в технике. Термины и определения. М.: Изд-во стандартов, 1990. - 37 с. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ_
Бочкарев Юрий Семенович - старший преподаватель, e-mail: ys.bochkarev@s-vfu.ru,
Викулов Михаил Александрович - профессор, зав. кафедрой, e-mail: gormashygu@mail.ru,
Довиденко Геннадий Перфильевич - доцент, e-mail: gormashygu@mail.ru, Седалищев Иван Иванович - соискатель, e-mail: gormashygu@mail.ru, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
UDC 629.1.02
ANALYSIS OF THE EXPLOITATION EFFICIENCY OF DUMP TRUCKS BELAZ-7540 (ON THE EXAMPLE OF OJSC «DIAMONDS OF ANABAR»)
Bochkaryov Y.S., Senior Lecturer, e-mail: ys.bochkarev@s-vfu.ru, Vikulov M.A., Professor, Head of Chair, e-mail: gormashygu@mail.ru, Dovidenko G.P., Assistant Professor, e-mail: gormashygu@mail.ru, Sedalishev I.I., Applicant, e-mail: gormashygu@mail.ru, M.K. Ammosov North-East Federal University.
This article focuses on the analysis of exploitation efficiency of dump trucks on the alluvial deposits in the conditions of the North.
Key words: analysis, system, dump truck, efficiency, availability, repair, climate.
REFERENCES
1. Ishkov A.M., Kuz'minov M.A., Zudov G.Yu. Teoriya i praktika nadezhnosti tekhniki v usloviyakh Severa (Theory and practice of machine reliability in the conditions of the north), Yakutsk, YaF «Izd-vo SO RAN», 2004, 313 p.
2. Ishkov A.M. Matematicheskaya ritmologiya v rabotosposobnosti tekhniki na Severe (Mathematical rythmology of the machine performance in the north), Yakutsk, YaF «Izd-vo SO RAN», 2000, 320 p.
3. Shadrin A.I. Obosnovanie parametrov tekhnicheskoi ekspluatatsii gornogo oborudovaniya v usloviyakh kholodnogo klimata (Substantiation of mining equipment operation in cold climate conditions), Doctor's thesis, Irkutsk, 2004, 236 p.
4. Nadezhnost' v tekhnike. Terminy i opredeleniya. GOST 27.002-89 (Reliability in engineering. Terms and definitions, State Standart 27.002-89), Moscow, Izd-vo standartov, 1990, 37 p.
A
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАРИСОВКИ.
Масляный светильник
Шахтерская лампа. История
В 1914 году железные, паянные медью, лампы стоили от 90 копеек до 1 рубля, а медные - около 4 руб. Высшего качества сурепное масло для них стоило 8-9 рублей за пуд. Фитильная бумага - 16 рублей за пуд. За смену (10-11 часов) в таких лампах выгорало 0,5 фунта масла.
Лампонос (рабочий подземного пространства) за смену не один десяток ламп переносил, по всему штреку развешивал, цепляя за огнивы, или непосредственно в забое лавы или печи. По ходу движения он их подправлял, чтобы не затухли, и за исправностью следил. Так что лампонос был в среде шахтеров вполне уважаемой фигурой!
Источник: http://www.rosugol.ru/museum/lamp.php http://eng.polymus.ru/rv/?s=44&d_id=894