Научная статья на тему 'Анализ эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» (Красноярский край)'

Анализ эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» (Красноярский край) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
129
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое просвещение / эффективность / посещаемость / ООПТ / природный парк «Ергаки» / environmental education / effectiveness / visitation / protected areas / Ergaki Nature Park

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шестакова Елена Сергеевна, Рудык Александр Николаевич, Грязин Игорь Валентинович

Экологическое образование, направленное на формирование экологического сознания у посетителей и местного населения, является одной из основных задач особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако вопрос анализа эффективности экологического просвещения на региональных ООПТ не до конца изучен. Для анализа эффективности эколого-просветительской деятельности был выбран природный парк Ергаки, популярная региональная ООПТ в Красноярском крае. Исследование проводилось с 2005 по 2019 год – в период увеличения роста посещаемости парка. В статье проведен анализ нормативно-правовой базы для уточнения понятия эффективности эколого-просветительской деятельности на ООПТ в России. Кроме того, авторами разработан алгоритм анализа эффективности экологического просвещения на ООПТ. Изучена статистика посещаемости природного парка «Ергаки» и ее ежегодные изменения, рассмотрена динамика эколого-просветительских услуг и взаимодействие администрации парка со СМИ и социальными сетями. Выявлен уровень удовлетворенности посетителей эколого-просветительскими услугами за исследуемый период. В заключении даны рекомендации по совершенствованию эколого-просветительской деятельности в природном парке «Ергаки».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шестакова Елена Сергеевна, Рудык Александр Николаевич, Грязин Игорь Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Effectiveness of Environmental Education of Ergaki Nature Park (Krasnoyarsk kray)

Environmental education aimed at fostering environmental awareness among visitors and local population is a basic objective of protected areas (PA). However, the issue of analysis of environmental education effectiveness of regional PAs is not fully addressed. Ergaki Nature Park, the popular destination in Krasnoyarsk kray, was selected to analyze the effectiveness of the environmental education activities. The research was conducted from 2005 to 2019 when Ergaki Nature Park experienced significant increase in visitation. The paper analyzes the regulatory framework to clarify the concept of the effectiveness of environmental education in protected areas in Russia. Moreover, an algorithm for analyzing the effectiveness of environmental education in protected areas is proposed. The authors studied statistics of Ergaki Nature Park visitation and its annual changes, examined dynamics of environmental education services and assessed media representation. The level of visitor satisfaction with the environmental education services was revealed during the studied period. In conclusion recommendations for improving the environmental education activities in Ergaki Nature Park were given.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» (Красноярский край)»

УДК 502.45(571.51)

DOI 10.52575/2712-7443-2023-47-3-452-471

Анализ эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» (Красноярский край)

1 Шестакова Е.С., 1 Рудык А.Н., 2 Грязин И.В.

1КФУ им. В.И. Вернадского, Россия, 295007, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, 4; 2КГКУ «ТИЦ Красноярского края», Россия, 660099, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 101а E-mail: shestackov@yandex.ru, crimea.geoeco@gmail.com, igorgryazin@yandex.ru

Аннотация. Экологическое образование, направленное на формирование экологического сознания у посетителей и местного населения, является одной из основных задач особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако вопрос анализа эффективности экологического просвещения на региональных ООПТ не до конца изучен. Для анализа эффективности эколого-просветительской деятельности был выбран природный парк Ергаки, популярная региональная ООПТ в Красноярском крае. Исследование проводилось с 2005 по 2019 год - в период увеличения роста посещаемости парка. В статье проведен анализ нормативно-правовой базы для уточнения понятия эффективности эколого-просветительской деятельности на ООПТ в России. Кроме того, авторами разработан алгоритм анализа эффективности экологического просвещения на ООПТ. Изучена статистика посещаемости природного парка «Ергаки» и ее ежегодные изменения, рассмотрена динамика эколого-просветительских услуг и взаимодействие администрации парка со СМИ и социальными сетями. Выявлен уровень удовлетворенности посетителей эколого-просветительскими услугами за исследуемый период. В заключении даны рекомендации по совершенствованию эколого-просветительской деятельности в природном парке «Ергаки».

Ключевые слова: экологическое просвещение, эффективность, посещаемость, ООПТ, природный парк «Ергаки»

Для цитирования: Шестакова Е.С., Рудык А.Н., Грязин И.В. 2023. Анализ эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» (Красноярский край). Региональные геосистемы, 47(3): 452-471. DOI: 10.52575/2712-7443-2023-47-3-452-471

Analysis of Effectiveness of Environmental Education of Ergaki Nature Park (Krasnoyarsk kray)

1Elena S. Shestakova, 1Aleksandr N. Rudyk, 2Igor V. Gryazin

1V.I.Vernadsky Crimean Federal University, 4 Academician Vernadsky Ave., Simferopol 295007, Russia; 2Tourist and Information Center of Krasnoyarsk kray, 101a Ada Lebedeva Str., Krasnoyarsk 660099, Russia E-mail: shestackov@yandex.ru, crimea.geoeco@gmail.com, igorgryazin@yandex.ru

Abstract. Environmental education aimed at fostering environmental awareness among visitors and local population is a basic objective of protected areas (PA). However, the issue of analysis of environmental education effectiveness of regional PAs is not fully addressed. Ergaki Nature Park, the popular destination in Krasnoyarsk kray, was selected to analyze the effectiveness of the environmental education activities. The research was conducted from 2005 to 2019 when Ergaki Nature Park experienced significant increase in visitation. The paper analyzes the regulatory framework to clarify the concept of

the effectiveness of environmental education in protected areas in Russia. Moreover, an algorithm for analyzing the effectiveness of environmental education in protected areas is proposed. The authors studied statistics of Ergaki Nature Park visitation and its annual changes, examined dynamics of environmental education services and assessed media representation. The level of visitor satisfaction with the environmental education services was revealed during the studied period. In conclusion recommendations for improving the environmental education activities in Ergaki Nature Park were given.

Keywords: environmental education, effectiveness, visitation, protected areas, Ergaki Nature Park

For citation: Shestakova E.S., Rudyk A.N., Gryazin I.V. 2023. Analysis of Effectiveness of Environmental Education of Ergaki Nature Park (Krasnoyarsk kray). Regional Geosystems, 47(3): 452-471. DOI: 10.52575/2712-7443-2023-47-3-452-471

Введение

Экологическое просвещение прочно вошло в различные сферы нашей жизни. Его цель - формирование экологической культуры в обществе, воспитание бережного отношения к природе, рациональное использование природных ресурсов [Об охране..., 2002].

Практика показывает, что нельзя научить любить природу и привить навыки общения с природой в теории, не бывая на природных объектах. В этой связи особую актуальность имеет возможность экологического просвещения на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Эколого-просветительский потенциал российских ООПТ чрезвычайно велик. Он включает в себя широкий спектр составляющих: значительное количество ООПТ (11,9 тыс. территорий всех уровней на площади более 242 млн га), большое биологическое и ландшафтное разнообразие территорий, наличие грамотных кадров, инфраструктуру для эколого-просветительской деятельности (ЭПД): музеи природы, визит-центры, экологические тропы, экспозиции под открытым небом.

Согласно модельному закону «Об экологическом просвещении и экологической культуре населения» от 27 марта 2017 г., экологическое просвещение трактуется как распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры [Об экологическом просвещении ..., 2017].

В статье 74 «Экологическое просвещение» Федерального закона «Об охране окружающей среды» уточняется, что экологическое просвещение осуществляется посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов [Об охране., 2002]. Согласно Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года [2011] эколого-просветительская деятельность призвана обеспечить вклад в повышение уровня экологической культуры населения Российской Федерации и формировать у широких слоев российского общества понимание проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, роли особо охраняемых природных территорий в решении этих проблем, а также их места в социально-экономическом развитии регионов, что должно обеспечить действенную общественную поддержку особо охраняемых природных территорий как объектов национального достояния.

Важное значение для ведения ЭПД на ООПТ и определения ее эффективности имеет наличие нормативной базы. Так, Федеральным законом «Об ООПТ» проведение

эколого-просветительской деятельности выделяется в отдельный блок задач ООПТ федерального значения (государственных природных заповедников и национальных парков) [Об особо охраняемых..., 1995]. В утверждаемых приказами Минприроды России положениях о заповедниках, национальных парках, заказниках в разделе «задачи» в обязательном порядке упоминается экологическое просвещение. Для природных парков, являющихся региональными ООПТ, эта задача установлена в Положениях о данных объектах. При этом, нормативные документы ограничиваются констатацией задачи и не дают ответ, что такое эффективность эколого-просветительской деятельности и каковы критерии ее оценки.

Интерес к анализу и оценке ЭПД на ООПТ возрос по мере того осознания, что оценка является фундаментальным шагом на пути к совершенствованию этого вида деятельности и, как следствие, природоохранной функции ООПТ.

Анализ зарубежного опыта показал, что эффективность оценивается по двум параметрам: с точки зрения экономической эффективности, заключающейся в определении прибыльности национальных и природных парков, и с позиции оценки эффективности управления. В течение жизненного цикла охраняемой территории оценка эффективности управления руководящими органами ООПТ, включая весь контекст функционирования ООПТ, становится все более важной как для обеспечения и улучшения сохранения биоразнообразия, так и для принятия заинтересованными сторонами и финансирующими органами.

Часто эффективность определяется как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Данный показатель отражает, скорее, экономическую эффективность деятельности.

В.В. Ковалев с соавторами [2006] отмечает, что при оценке социальных результатов, к которым можно отнести и ЭПД, эффективность характеризуется совокупностью критериев, причем некоторые из них могут не оцениваться стоимостными показателями. В этом случае можно говорить только о качественном эффекте, который вообще не выражается в числовой форме.

Так, в Словении в 2008-2010 гг. был проведен анализ ЭПД в Национальном парке «Триглав», опираясь на материалы официального годового отчета и веб-сайта парка [Ars, 2013]. Одной из целей проводимого анализа было формирование научно-обоснованной стратегии развития и использования экологическо-просветительской инфраструктуры парка (информационные пункты, аншлаги и экологические тропы и т. п.). Исследователи провели опрос по показателям экологического образования (с суммарным количеством в 89 показателей). Количественная оценка давалась измеряемым индикаторам, важность качественных показателей измерялась по трехбалльной шкале ценностей как существенная, желательная или незначимая.

Дж. Суреда с соавторами [Sureda et al., 2004] предложили анализировать «экологическую коммуникацию» (environmental communication), которая включает образование, интерпретацию и информирование на ООПТ. Для этого ими были собраны 106 индикаторов по 12 направлениям измерения эффективности этой деятельности на ООПТ.

Представляет интерес отчет об экологическом образовании в странах Придунавья. К. Баумгартнер [Baumgartner, 2013] приводит примеры хороших практик и анализ составляющих успеха и недостатков в экологическом образовании в 17 заповедных территориях и дает рекомендации по улучшению качества экологического образования. К сожалению, данный труд лишен системного анализа эффективности ЭПД.

В.В. Непомнящий и А.В. Завадская [2020] в рамках проведения социально-экологического мониторинга на ООПТ оценивали эффективность эколого-просветительской деятельности на маршрутах по следующим индикаторам:

- степень соответствия полученных услуг и впечатлений ожиданиям туристов;

- удовлетворенность качеством экскурсий, услуг, работой инспекторов и др.;

- уровень осведомленности туристов о посещаемой территории, принципах экологического туризма и др.

В России трижды были опубликованы методические рекомендации для организации и ведения эколого-просветительской деятельности (Рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности [1999]; Методические рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности [2007]; Методические рекомендации по организации эколого-просветительской деятельности [2020].

Именно в этих документах наиболее полно сформулированы основные цели, задачи, принципы и направления эколого-просветительской детальности, а также этапы их реализации. В «Методических рекомендациях.» [2020] впервые был включен раздел (№ VII), посвященный оценке эффективности эколого-просветительской деятельности на ООПТ.

В вышеуказанных методических рекомендациях концептуально едино, но с небольшими различиями в формулировках, представлены количественные и качественные показатели ЭПД, что позволяет использовать единый методический подход к анализу эффективности ЭПД.

Отметим, что на сегодняшний день подобные методические рекомендательные документы разработаны только для ООПТ федерального значения. В рамках данного исследования авторы ставят своей целью провести качественный и количественный анализ эффективности эколого-просветительской деятельности (ЭЭПД) ООПТ регионального значения на примере природного парка «Ергаки» (Красноярский край). К числу основных задач исследования относятся:

- уточнение критериев ЭЭПД на ООПТ на основе анализа литературы и нормативно-правовой базы;

- определение алгоритма анализа ЭЭПД и на ООПТ;

- изучение параметров эколого-просветительской деятельности и обеспечивающей ее инфраструктуры природного парка «Ергаки»;

- формулирование рекомендаций по совершенствованию ЭПД в природном парке «Ергаки».

Объекты и методы исследования

Исследование изучает ЭПД в природном парке «Ергаки» за период с 2005 по 2020 годы.

В ходе исследования были применены следующие методы:

- аналитические: анализ литературных, документальных и интернет источников; обработка и анализ статистических данных; графический и картографический методы; метод сравнительного анализа; обобщение и интерпретация полученных результатов;

- социологические: анкетирование, выборочное фокусированное интервьюирование, социологический опрос.

Сбор и анализ литературных, документальных и интернет источников был проведен на подготовительном и исследовательском этапах. В процессе исследования был проведен анализ ежегодных отчетов о деятельности и документов по регистрации посетителей КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки»» за 2009-2020 годы, а также статистических данных, предоставленных палаточным экологическим лагерем «Вольный город» на озере Светлое, турбазой «Центр путешествий», базой отдыха «Ергаки» и турбазой «Тушканчик». Полевые и камеральные методы приурочены непосредственно к проведению анализа показателей эффективности эколого-просветительской деятельности (Блок III).

Для качественной оценки ЭЭПД использовался метод анкетирования, социологических опросов и исследований. Анкетный опрос и интервьюирование проводился авторами с привлечением волонтеров в визит-центре природного парка «Ергаки» и на экологических тропах в 2008, 2015 и 2019 годах. Соцопросы проводились в июле - месяце самой высокой посещаемости в Ергаках. В связи с ростом посещаемости парка, каждое последующее исследование охватывало большее количество респондентов (2008 г. - 182 чел., 2015 г. - 569 чел., 2019 г. - 600 чел.).

Метод опроса определялся погодными условиями, настроением группы, количеством человек в группе. Практика показала, что в визит-центре большее количество опросов с целью получения ответов на исследовательские вопросы было оформлено через анкету, а на тропе респонденты были больше открыты личному взаимодействию индивидуально или в группе (с фокус-группой). В группах до 5 человек опрашивались руководители, в больших группах - руководители и отдельные представители по случайной выборке.

Анкетная форма состояла из двух частей: традиционной базовой части, направленной на выявление статистических данных посетителей, и дополнительной, призванной выявить рекреационные и эколого-просветительские потребности посетителей в условиях развития туризма в природном парке «Ергаки».

Для анализа ЭЭПД природного парка «Ергаки» мы интегрировали международный и российский опыт в этой и смежных областях и предложили алгоритм анализа ЭЭПД парка.

Методологической основой составления алгоритма анализа ЭЭПД стали положения ГОСТ Р ИСО 14031-2016 Экологический менеджмент. Оценка экологической эффективности. Руководство [ГОСТ., 2019]. Согласно Руководству, оценка экологической эффективности представляет собой процесс управления, использующий ключевые показатели эффективности таким образом, чтобы выполнять сравнение прошлой и настоящей экологической эффективности организации с ее экологическими целями и задачами.

В нашей работе под «эффективностью эколого-просветительской деятельности» понимается степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов, в частности в сфере реализации ЭПД на ООПТ. Для получения объективной картины при анализе применяется комплексный поход, использующий совокупность количественных и качественных показателей.

Алгоритм анализа эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» включает в себя четыре основных последовательных блока:

Блок I. Целеполагание и категоризация видов эколого-просветительской деятельности природного парка.

Блок II. Определение масштабов и показателей анализа.

Блок III. Собственно анализ показателей эффективности.

Блок IV. Рекомендации по результатам анализа.

Отметим, что в Блоке I для каждой ООПТ формулируется и определяется особая роль ЭПД в соответствии с историей развития, категорией, установленной в законе об ООПТ, или миссией и задачами, установленными в положении о создании данной региональной ООПТ.

Для Блока II было определено, что анализ эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» будет проводиться с позиции следующих категорий масштаба:

- временной масштаб исследования охватывает анализ данных с 2009 по 2020 годы (опираясь на доступные документы);

- пространственный масштаб не ограничивается границами самого парка, т. к. информационная онлайн-эколого-просветительская деятельность парка расширилась до

границ страны, а с переводом материалов сайта парка на английский язык, вышел за ее пределы;

- по охвату участников.

На первом этапе, для обеспечения достоверности, прозрачности и надежности, анализ ЭЭПД природного парка «Ергаки» будет опираться на измеряемые количественные показатели, данные по которым можно взять в журналах регистрации посетителей, в ежегодных планах эколого-просветительских мероприятий в рамках выполнения государственного задания с официального сайта природного парка (количество посетителей и динамика посещаемости парка по годам; количество эколого-просветительских мероприятий разных категорий, ориентированных на разные целевые группы; количество публикаций в разных СМИ и выпусков бюллетеней; количество объектов эколого-просветительской инфраструктуры и т. д.).

Далее для получения данных о результативности анализируемой деятельности в исследовании применяются качественные показатели, полученные в рамках социологического опроса посетителей (анкетирование, интервьюирование) в историческом разрезе (2008, 2015, 2019 гг.) для выявления обратной связи об удовлетворенности посетителей деятельностью парка посредством определения наличия у туристов потребности в эколо-го-просветительской работе парка; фиксации предпочтений и рекомендаций посетителей в сфере эколого-просветительских услуг для последующего совершенствования ЭПД, а также их динамики по мере диверсификации эколого-просветительской деятельности и улучшения туристской и эколого-просветительской инфраструктуры.

Направления для Блока III для оценки ЭЭПД были отобраны на основе изученных документов и приведены к единому знаменателю. В алгоритм анализа ЭЭПД природного парка «Ергаки» были отобраны пять базовых направлений и их составляющие:

1. Посещаемость природного парка «Ергаки», а именно: количество посетителей и динамика посещаемости парка по годам.

2. Эколого-просветительские мероприятия природного парка.

2.1. Количество эколого-просветительских мероприятий для обучающихся учебных заведений, нацеленных на воспитание будущих поколений местных жителей.

2.2. Количество эколого-просветительских мероприятий, ориентированных на местное население.

2.3. Количество эколого-просветительских мероприятий, ориентированных на посетителей природного парка «Ергаки» (реальных и потенциальных).

2.4. Количество экологических акций.

2.5. Количество реализованных волонтерских проектов.

2.6. Количество клубов друзей ООПТ.

2.7. Количество конференций, в которых участвовали сотрудники парка.

2.8. Количество выставок, ярмарок, в которых принимали участие.

2.9. Количество организованных конкурсов и викторин.

3. Взаимодействие со СМИ

3.1. Количество публикаций во внешних СМИ.

3.2. Количество издаваемых ООПТ информационных бюллетеней.

3.3. Объем онлайн-взаимодействия:

- наличие официального сайта, охват аудитории сайта;

- количество социальных страниц ООПТ, количество публикаций, охват аудитории.

4. Количество объектов эколого-просветительской инфраструктуры.

4.1. Количество визит-центров / музеев.

4.2. Количество экологических троп, элементов их обустройства, километраж.

5. Степень удовлетворенности посетителей эколого-просветительской детальностью парка:

5.1. Степень удовлетворенности посетителей ЭПД парка.

5.2. Предпочтения посетителей в области эколого-просветительских услуг и инфраструктуры.

На основе анализа показателей ЭПД на последнем этапе (Блок IV) были даны рекомендации по повышению или корректировке эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки», которые были переданы в администрацию парка.

Результаты и их обсуждение

Природный парк «Ергаки» - ООПТ краевого значения - создан 4 апреля 2005 года на юго-востоке Красноярского края, на территории Каратузского и Ермаковского районов (рис. 1). Общая площадь его территории составляет 342 873 га [Природный парк ..., 2023].

Рис. 1. Расположение природного парка «Ергаки» Fig. 1. Location of Ergaki Nature Park

Природный парк расположен в горно-таежной местности Западных Саян на границе с Республикой Тыва. Расстояние от г. Красноярска (центра Красноярского края) до природного парка составляет 640 км, от ближайших к парку городов Минусинска и Кызыла (столицы Республики Тыва) - около 200 км.

Непосредственное управление природным парком осуществляет краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция природного парка «Ергаки».

Основными нормативными документами, регулирующими деятельность природного парка, являются Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Положение об особо охраняемой природной территории краевого значения - природном парке «Ергаки», утвержденное Постановлением Совета администрации Красноярского края от 04.04.2005 № 107-п [Об образовании..., 2005] и Схема

территориального планирования особо охраняемой природной территории краевого значения - природного парка «Ергаки» [Об утверждении ..., 2006].

Цель деятельности природного парка сформулирована на его официальном сайте следующим образом: «Дирекция природного парка «Ергаки» от имени жителей Красноярского края призвана защищать и представлять интересы природного наследия, способствовать управлению территорией теми способами, которые гарантируют экологическую и эстетическую ценность и целостность природы для будущих поколений» [Природный парк., 2023]. Безусловно, экологическое просвещение входит в ключевые задачи парка.

На территории природного парка «Ергаки» установлены четыре функциональные зоны: зона особой охраны (54200 га, 15,8 %); рекреационно-туристская зона (171300 га, 49,9 %); зона традиционного природопользования (108530 га, 31,7 %); хозяйственная зона (8843 га, 2,6 %) [Территориальное планирование., 2023]. Следует отметить, что развитие туристической и эколого-познавательной инфраструктуры в целях рекреационного освоения территории природного парка возможно только в хозяйственной и рекреационно-туристической зонах, но их суммарная территория, равная 52,5 %, позволяет создать сеть рекреационных объектов и экологических троп.

Фактором привлекательности для туристов служит впечатляющее количество достопримечательных объектов и их сосредоточенность на достаточно компактной территории. Основные живописные природные комплексы находятся в 8-20 км от трассы федерального значения Р-257 «Енисей» [Шестакова, 2006].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комплекс таких факторов, как высокая плотность туристических достопримечательностей, богатое биоразнообразие и уникальные ландшафты парка, мягкие для Сибири природные условия, усиленный тем, что территория природного парка является безклещевой зоной, привлекает различные категории посетителей.

Высокий рекреационный потенциал территории обуславливает развитие как летних, так и зимних видов рекреации с примерно одинаковым распределением по сезонам. Так, в летний период здесь проводятся горно-пешеходные туры, спортивные сборы и соревнования по скалолазанию, спортивному туризму, альпинизму, функционируют палаточные лагеря, развивается автотуризм. Зимой пользуется спросом горнолыжный отдых, катание на снегоходах, прогулки на снегоступах [Грязин, 2022].

Дирекцией парка проведена большая работа по созданию инфраструктуры экологического туризма, отвечающей целям и задачам такой категории ООПТ, как природный парк. Отдел экологического просвещения, который был образован в 2008 году, насчитывает в настоящее время 4 человека: начальника отдела и троих методистов.

Анализ эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки»

Проанализируем показатели эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» в соответствии с приведенным выше алгоритмом, определяя их положительную или отрицательную динамику.

1. Посещаемость природного парка «Ергаки» (количество посетителей и динамика посещаемости парка по годам).

Природный парк «Ергаки» является одним из основных и достаточно сложившихся туристических брендов Красноярского края. По данным дирекции парка ежегодно его посещают около 100-120 тыс. человек. Официально регистрируется порядка 80-100 тыс. человек (рис. 2). По действующим нормативным документам регистрация посетителей является добровольной, по данным опросов около 20-30 % посетителей не регистрируются [Грязин, 2022].

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 2. Посетители природного парка «Ергаки» в 2011-2020 гг. по данным официальной регистрации туристов [Грязин, 2022] Fig. 2. Visitors of Ergaki Nature Park in 2011-2020 according to official registration [Grjazin, 2022]

В целом по посещаемости «Ергаки» стоят на втором месте среди ООПТ Сибирского федерального округа после национального парка «Красноярские Столбы». Количество зарегистрированных туристов отражает серьезную работу парка по направлениям обеспечения безопасности, оборудования хозяйственной и туристско-рекреационной зон парка туристской и эколого-просветительской инфраструктурой.

2. Эколого-просветительские мероприятия природного парка.

Второй блок показателей ЭЭПД - количество эколого-просветительских мероприятий (ЭПМ), организованных и проведенных сотрудниками данной ООПТ. Авторы проанализировали данные с 2009 по 2020 г., полученные из отчетов по ежегодным планам эколого-просветительских мероприятий в рамках выполнения государственного задания, размещенных на официальном сайте природного парка [Отчеты ..., 2023], выяснили тенденции и сделали попытку обоснования изменений.

В связи с ограниченным объемом статьи для определения эффективности ЭПД опишем общую ситуацию и дадим характеристику динамики ЭПМ без разбивки по блокам.

Статистика позволяет проследить запланированные цифры мероприятий и фактическое количество реализованных событий (рис. 3). В 100 % случаев за изученный отчетный период в природном парке «Ергаки» было зафиксировано перевыполнение плана. Также наблюдается постепенное увеличение количества эколого-просветительских мероприятий.

1200

1000

800

600

400

200

0 "I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1

2009 2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

--план --факт

Рис. 3. Количество эколого-просветительских мероприятий, проведенных в природном парке «Ергаки» в 2009-2020 гг. (выполнено авторами по данным отчетов Дирекции природного парка [Отчеты..., 2023])

Fig. 3. Number of Environmental Education Activities in Ergaki Nature Park in 2009-2020 (Made by Authors According to Reports of Directorate of Ergaki Nature Park [Otchety..., 2023])

Простая количественная констатация увеличения количества мероприятий не является доказательством эффективности этого вида деятельности. Поэтому авторами проводился факторный анализ данных с разбивкой на виды участия (по категориям населения и офф/онлайн участия).

В 2013 году резко выросло с порядка десятков до порядка сотен количество как запланированных, так и выполненных мероприятий, что объясняется введением в эксплуатацию в 2012 году визит-центра, расположенного в центре парка, вблизи от популярных туристических маршрутов парка. Благодаря этому большое количество мероприятий было перенесено в визит-центр. В летний сезон методисты парка, студенты-стажеры и волонтеры несколько раз в день проводят экскурсии по экспозиции центра. Кроме того, визит-центр служит отправной точкой для организованных познавательных экскурсий по территории парка. Этот комплекс факторов и объясняет такой значительный скачок в количестве эколого-просветительских мероприятий (с 40 мероприятий в 2012 году до 263 мероприятий в 2013 году).

Анализ первичных данных о проведенных мероприятиях показал, что в 2009 году большое внимание уделялось вовлечению следующих трех категорий:

- обучающихся учебных заведений (проведено 87 лекций на экологическую тематику в школах и колледжах);

- местного населения из окрестных сел (34 мероприятия);

- посетителей парка (139 обзорных и тематических экскурсий на территории парка).

К 2020 году распределение мероприятий среди тех же групп составило 15:1:563, при этом общее число непосредственных участников мероприятий с 2009 года почти не изменилось (2700 чел. - 2015 чел.), а число участников онлайн-мероприятий достигло 10900 чел.

Это можно объяснить тем, что в период начального становления создания парка не было инфраструктуры для проведения мероприятий на его территории. Удаленность сел от туристско-рекреационной зоны природного парка и отсутствие визит-центра парка не давало возможностей проводить занятия на территории. Методисты природного парка компенсировали эти факторы большим количеством занятий в школах, направленных на ознакомление подрастающего поколения с ценностями вновь созданной особо охраняемой природной территории, правилами поведения на ней. В 2020 году ситуация кардинально изменилась: наблюдается снижение количества мероприятий для обучающихся учебных заведений (15 мероприятий с 401 участником). Однако это говорит не о снижении эффективности мероприятий, а о переходе в режим плановой системной работы. Некоторые внеклассные мероприятия стали традиционными и проводятся со школьниками Ермаков-ского района ежегодно. Это природоохранные акции «Скажи пластику нет», «Экологический автобус» в рамках акции «Марш парков», «Мы не хотим жить на свалке!» по мониторингу несанкционированных свалок в Ермаковском районе и уборке мусора в местах отдыха. С детьми, у которых проявляется устойчивый интерес к природоохранной деятельности и экологии, используется форма совместной работы в клубе друзей WWF и природного парка «Ергаки» - «Жарки» (создан в 2012 году, насчитывает до 30 школьников).

Также объяснимо резкое сокращение к 2020 году мероприятий, направленных на работу с местными жителями. За многие годы совместной работы местные жители из оппозиционной силы перешли в группу лояльной поддержки. У парка нет необходимости проводить регулярные мероприятия в населенных пунктах. Более того, данные регистрации посетителей показывают, что среди посетителей парка регистрируется много местных жителей. Следовательно, к 2020 году эколого-просветительские мероприятия в большей степени были организованы для посетителей природного парка (реальных и потенциальных), включая и категорию «местные жители».

Следующий фактор, изменивший не только стиль работы в природном парке «Ер-гаки», но и во всем мире - это ограничения, связанные с распространением коронавируса COVID-19. Из-за пандемии были введены существенные ограничения по аудиторной деятельности, вследствие чего большинство мероприятий было переведено онлайн. С одной стороны, это уменьшило индивидуальный подход и личное взаимодействие, а, с другой стороны, значительно повысило доступность информации и охват аудитории. Так, девять мероприятий, проведенных в 2020 году в онлайн-формате на базе официального сайта природного парка «Ергаки» и в официальной группе парка в социальной сети ВКонтакте, получили охват аудитории в 10877 чел.

Важным показателем является количество волонтерских проектов. Интересно, что в данном блоке динамика произошла не по количеству реализованных в год проектов, а по количеству выполненной работы. Ежегодно с 2008 года парком организовывается волонтерский лагерь «Ветер перемен» по 1-2 смены по 15 человек, в ходе работы которого появляется 150-500 метров оборудованной тропы. Всего за 13 лет волонтеры проложили в парке порядка 2,5 км экотроп с разным покрытием. Кроме этого они занимались ремонтом экотроп, покраской элементов обустройства (беседок, аншлагов, входных групп) защитным покрытием, маркировкой туристических маршрутов, удалением вандальных надписей со скал, установкой и ремонтом аншлагов и указателей, уборкой и выносом мусора с туристических маршрутов, посадкой саженцев на деградированных участках.

Природный парк «Ергаки» стал единственной из региональных ООПТ трижды ставшей победителем Общероссийского конкурса заповедных волонтеров «Бурундук» в номинации «Лучшая региональная заповедная территория по работе с волонтерами»: в 2013, 2014, 2018 годах [Эковолонтерство в России, 2020]. В 2020 году, несмотря на сложную ситуацию с COVID-19, был проведен очередной эковолонтерский проект «Ветер перемен», который стал победителем III Всероссийского конкурса «Лучший эковолонтер-ский отряд» [Эковолонтерский лагерь., 2023].

3. Взаимодействие со средствами массовой информации.

Следующим ключевым направлением ЭПД на ООПТ является взаимодействие со средствами массовой информации, направленное на распространение информации об ООПТ и формирование положительного отношения населения к ним. Это направление включает такие показатели, как количество публикаций об ООПТ, количество самостоятельно издаваемых дирекцией ООПТ изданий, объем онлайн-взаимодействия в сети Интернет и в соцсетях и т. д.

3.1. Количество публикаций.

С момента создания природный парк «Ергаки» активно работает как в направлении взаимодействия с внешними СМИ, так и создания собственного контента. Рисунок 4 демонстрирует динамику статистики опубликованных статей согласно отчетам по работе КГБУ «Дирекции природного парка «Ергаки» за 2009-2020 гг., которая показывает постепенное увеличение публикационной активности в разных СМИ с 2011 года.

Данные отчетов дают понять, что в 2009 году кроме 81 статьи, опубликованной в федеральных, краевых и местных газетах, информация о парке была представлена в 22 выступлениях по ТВ и радио.

В 2020 году было опубликовано 50 статей о деятельности дирекции парка в печатных и электронных СМИ, зачастую размещенных параллельно на 4 информационных площадках с явным преобладанием электронных площадок (3 краевых сайта и 1 газета). Отметим, что нельзя считать эту статистику по количеству публикаций объективной, поскольку она не учитывает статьи, входящие в информационный Бюллетень «Ергаки -жемчужина Саян».

Рис. 4. Количество публикаций сотрудников КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки» в СМИ за 2009-2020 гг. (составлено авторами по данным [Отчеты ..., 2023]) Fig. 4. Number of publications made in the media by Ergaki Nature Park in 2009-2020 (compiled by authors according to reports of Directorate of Ergaki Nature Park [Otchety ..., 2023])

3.2. Количество издаваемых ООПТ информационных бюллетеней.

Практически с самого основания природного парка «Ергаки» самостоятельно издается информационный бюллетень «Ергаки - жемчужина Саян». Первый номер бюллетеня был опубликован в 2006 году. Ежегодно издаются шесть выпусков бюллетеня тиражом от 500 экз. (2009 г.) до 900 экз. (2020 г.). На конец 2021 года был опубликован 101 выпуск. Кроме увеличения количества экземпляров в тираже выросло и количество страниц с 6 до 8 в каждом тираже, а, следовательно, увеличилось и количество опубликованного эколо-го-просветительского материала. Бюллетень также выходит в электронной версии.

3.3. Объем онлайн-взаимодействия.

Еще в 2007 году в природном парке «Ергаки» был создан и постепенно усовершенствовался официальный сайт природного парка «Ергаки» под доменным именем «ergaki -park.ru» [Природный парк., 2023]. Для посетителей представлена актуальная информация об условиях посещения, достопримечательностях парка, туристической инфраструктуре, работе визит-центра, о турах и экскурсиях. Здесь же можно получить информацию о проходящих в парке и на сопредельной территории мероприятиях и о базах отдыха. Присутствуют, в том числе, ссылки на галерею, карту парка. В ходе работы у сайта несколько раз менялся интерфейс. Сейчас у сайта есть единый стиль и насыщенность информацией. Кроме того, есть англоязычная версия сайта парка, что крайне редко встречается на сайтах региональных ООПТ.

Сайт парка имеет около 4000 активных пользователей, а на один пост приходится охват в среднем в около 300 человек. Статистика показывает, что в несезон сайт ежедневно посещают около 95 человек и просматривают 3-4 статьи. Так как для любого сайта типично ситуативное использование, то в высокий сезон (летом), когда наибольшее количество потенциальных посетителей заходят в поисках информации о парке, мероприятиях, событиях, турах и т. п. - это число увеличивается как минимум втрое и достигает 300 чел. в сутки с просмотром 900 информационных блоков, что суммарно составляет око-ло123600 просмотров в год.

Дирекцией природного парка «Ергаки» ведутся страницы в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/ergaki_park). На момент анализа (21.11.2020) в группе ВК было 745 фотографий, 23 видео, 4 контактных лица, являющихся модераторами группы, 2 обсуждения и краткое описание территории и задач дирекции парка. Страница ВКонтак-

те имела довольно высокий охват в 7400 участников и рейтинг просмотра новостей от 900 до 18300 просмотров публикаций), хорошим визуальным контентом.

4. Количество объектов эколого-просветительской инфраструктуры.

Нельзя не отметить, что для уровня ООПТ регионального значения природный парк «Ергаки» представлен хорошо оборудованными центрами интерпретации культурного и природного наследия, а также продуманной сетью оборудованных троп, совмещающих природоохранные, менеждерские и эколого-просветительские функции.

4.1. Количество визит-центров и музеев природы.

К 2020 году на территории природного парка «Ергаки» обустроено несколько эколого-просветительских объектов. К ним относятся два центра интерпретации природного и культурного наследия:

- Визит-центр природного парка, включающий в себя многофункциональную информационную стойку для взаимодействия с посетителями и музей природы с постоянными и сменными экспозициями, конференц-зал для эколого-просветительских мероприятий и демонстрации фильмов о парке.

- Музей сибирского охотника, являющийся интегральной частью экологической тропы «Тропа сибирского охотника».

4.2. Количество экологических троп, элементов их обустройства, их километраж.

К эколого-просветительской инфраструктуре парка относятся три благоустроенных экологических тропы [Ремхе, 2019]:

- экологическая тропа «Каменный город» (оборудована в 2009-2015 гг.; 1,49 км полотна тропы оборудовано из 3,2 км общей длины; ежегодно посещают до 4500 чел.);

- экологическая тропа «Тропа сибирского охотника» (оборудована в 2009-2012 гг.; 1,28 км полотна тропы оборудовано из 2,7 км общей длины; посещают до 200 чел. в год);

- экологическая тропа «оз. Радужное - Висячий Камень» (оборудована в 20132021 гг.; 4,5 км полотна тропы оборудовано из 5,5 км общей длины; ежегодно посещают до 35000 чел.).

Поэтапное благоустройство экологических троп ведется силами инспекторов, волонтеров и подрядчиков. В итоге в условиях короткого сибирского лета и сложного рельефа создана сеть оборудованных экотроп. Суммарная протяженность составляет 8880 м оборудованных экотроп с твердым покрытием разного вида в зависимости от рельефа (железные лестницы, щебеночное полотно, деревянные настилы, тропы с опилочной подушкой, отбортовкой и отсыпанные щебнем). Ежегодно оборудуются новые участки протяженностью 500-600 м. Кроме того, на 3 тропах обустроены входные группы и информационные аншлаги, маркировка, туалеты, места отдыха и прочие элементы. Общая протяженность оборудованных туристических маршрутов, которые мы не относим к «экологическим тропам», насчитывает более 160 км (маркировка, указатели пропилы деревьев, расчистка). Карты позволяют проследить масштаб охвата территории рекреационной и эколого-просветительской инфраструктурой в хозяйственной и туристско-рекреационной зоне парка.

Последние годы лидерство по посещаемости держит «Тропа оз. Радужное». Ориентировочное количество человек, прошедших по этой тропе в 2020 году, составило 35 тыс. человек. В 2020 году в выходные дни в июле на этой экотропе одновременно находилось до тысячи человек [Эковолонтерство в России, 2020].

5. Степень удовлетворенности посетителей эколого-просветительской деятельностью парка.

В 2008, 2016, 2019 годах авторами [Шестакова, 2009, 2010; Шестакова и др., 2016] был проведен ряд социологических исследований на территории природного парка «Ерга-ки» с целями определения социологического портрета посетителя природного парка и выявления удовлетворенности посетителей парка и выявлением их потребностей.

5.1. Степень удовлетворенности посетителей ЭПД парка.

Для целей данной работы нами были отобраны вопросы, позволяющие определить у посетителей потребности в эколого-просветительской работе парка и выявить предпочтения в области эколого-просветительских услуг и инфраструктуры.

5.2. Предпочтения посетителей в области эколого-просветительских услуг и инфраструктуры.

В рамках соцопроса в 2008 году было проведено комплексное исследование предпочтений форм проведения досуга на природе, которые показали, что в группу лидеров входят три категории (табл. 1). Необходимо отметить, что эти данные отражали не реальную, а желаемую ситуацию, поскольку в 2008 году такие виды деятельности еще не практиковались в парке, а показывали те виды деятельности, которыми туристы хотели бы заниматься, если бы они существовали. Походы одного дня с обязательным познавательным компонентом выбирали 57 % всех опрошенных. Второе место заняли экологические акции, предпочтение которым отдали чуть меньше трети респондентов. На третье место вышла номинация «виртуальные походы», представляющая собой виртуальные экскурсии, проводимые в лагере с помощью фотографий и ноутбуков. Данный вид «походов» активно практикуется в зарубежной практике. Высокий процент выбора этой категории объясняется частыми плохими погодными условиями, которые делают реальные походы на некоторый период непривлекательными.

Таблица 1 Table 1

Предпочитаемые формы проведения организованного досуга в природном парке «Ергаки» в 2008 году Preferred forms of environmental educational activities in Ergaki Nature Park in 2008

Формы проведения организованного досуга Кол-во посетителей, %

ежедневные радиальные походы с информационным сопровождением 57

участие в экологических акциях по сбору мусора 27

виртуальные походы 25

тренинги на природе 16

многодневные походы с информационным сопровождением 13

индивидуальные прогулки в сопровождении гида 10

экологические лекции в визит-центре 7

индивидуальные прогулки без сопровождения гида 4

пассивный отдых в экологическом лагере 3

многодневные походы без информационного сопровождения 2

Достаточно высокие показатели у таких видов предложенной деятельности, как образовательные программы и психологические тренинги, проводимые на природе (16 %), которые могут содержать в себе экологическую составляющую, и у многодневных походов в сопровождении гида (13 %). Следует отметить, что все предложенные формы проведения досуга практически стопроцентно (кроме пассивного отдыха) напрямую связаны с экологическим просвещением. Большинство из указанных пожеланий были впоследствии приняты в актив работы отдела экологического просвещения.

В 2016 году по мере появления маркированных троп, инфраструктуры и расширения услуг и форм работы парка, видоизменились и пожелания посетителей. Полученные данные помогают определить сферы, развитие которых привлекло бы туристов к парку и определить слабые места, требующие дополнительного внимания для повышения аттрак-тивности для туристов. Почти половина всех рекреантов в этот период хотели видеть обустроенные тропы, бивуаки, места отдыха и туалеты для удобства перемещения по территории парка и минимизации ущерба, наносимого природе (табл. 2).

Таблица 2 Table 2

Пожелания туристов природному парку «Ергаки» в 2016 году Recommendations of visitors to Ergaki Nature Park in 2016

Пожелания туристов природному парку «Ергаки» Кол-во туристов, %

Обустройство стоянок, туалетов, троп 43

Развитие информационной составляющей (карты, сайт, буклеты, гиды, аншлаги) 40

Все хорошо 18

Обеспечение чистоты, порядка и безопасности 10

Организация и проведение туров 6

Решение проблемы с дровами 5

Затрудняюсь ответить 2

В 2019 году туристы особенно отметили важность информационной составляющей, в которую входят «информационные услуги на базе / в визит-центре», «полиграфическая продукция о парке» [Ремхе, 2019]. В ходе исследования были выявлены основные тематические мероприятия, которые интересны для туристов, ими стали: вечера бардовской песни, астрономические вечера с мини-лекциями и практикой у телескопа под открытым ночным небом, квизы после выходов с экскурсоводом, поэтические вечера, волонтерские экошколы, йога-туры, многодневные горные походы, экскурсии, связанные с историей парка, спортивные праздники, курсы по фото и видеомонтажу, интерактивные мероприятия (викторины, квесты).

Анализируя результаты социологического исследования, проведенного в 2019 году, авторы не могли не обратить внимание, на то, что многие туристы, неоднократно посещающие парк, отмечают качественные положительные изменения предоставления услуг в природном парке «Ергаки» с момента открытия визит-центра (49 %), к которым относят возможность оставить вещи на хранение, получить инструктаж и справочную информацию (табл. 3).

Таблица 3 Table 3

Оценка посетителями деятельности природного парка «Ергаки» в области эколого-просветительских услуг и инфраструктуры в 2019 г.

Assessment of Ergaki Nature Park environmental education services and infrastructure made by visitors in 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виды деятельности в области эколого-просветительских услуг и инфраструктуры Кол-во туристов, %

Оборудованные экотропы в «Каменный Город» и тропу на озеро Радужное 51

Услуги гидов-экскурсоводов 50,4

Услуги визит-центра (возможность получить инструктаж и справочную информацию, оставить вещи на хранение) 49

Интересная экспозиция в визит-центре и квалифицированные экскурсоводы 38

Охраняемые палаточные лагеря с настилами и электроизгородью от медведей 25

Тематические мероприятия 23,3

Система навигации на тропах (маркировка, указатели и информационные аншлаги) 17

Полиграфическая продукция о парке 16

Оборудованные около визит-центра настилы для палаток 10

Лесное кафе на базе «Жемчужина Саян» 8

Волонтер со знанием английского языка, проведший экскурсию по экспозиции визит-центра / Буклет на английском языке 2

Набольший процент отзывов посетителей (51 %) касается состояния троп. Тропу на «Озеро Радужное» выделяют как пример хорошо оборудованного маршрута, который следует масштабировать с точки зрения внешнего вида и удобства. Ранее в этой части парка преобладала болотистая местность и добраться до озера Радужного и других достопримечательностей в этом направлении было проблематично.

Блок IV. Рекомендации по результатам анализа.

На текущем этапе дирекции ООПТ необходимо уделять особое внимание постоянному развитию и укреплению методической базы для проведения эффективной ЭПД на современном уровне - аккумулировать соответствующий отечественный и зарубежный опыт, разрабатывать собственные методические материалы с учетом специфических местных условий. Необходимо усиливать создание единого информационного пространства, обеспечивающего оперативный обмен эколого-просветительской информацией как внутри системы ООПТ, так и между всеми заинтересованными лицами. Для наиболее эффективной эколого-просветительской деятельности посредством сети Интернет природному парку «Ергаки» важно активно использовать разные инструменты информирования и взаимодействия в виде информационных ресурсов, а именно - официальный сайт и ак-каунты в социальных сетях.

Заключение

Проведенный анализ позволяет сделать выводы об эффективности эколого-просветительской деятельности природного парка «Ергаки» по всем направлениям и показателям, благодаря системной организации деятельности, целенаправленной работе и дифференцированному подходу к работе с разными целевыми группами; сотрудничеству с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления и прочими заинтересованными организациями; формированию необходимой методической, организационной и материально-технической базы (визит-центр, музей, экотропы) эколого-просветительской деятельности. Как количественные, так и качественные показатели ЭПД дирекции природного парка «Ергаки» в 2009-2019 годах выросли/изменились в положительную сторону.

Анализ качественных показателей подтверждает высокую заинтересованность посетителей парка в его ЭПД. Более того, многие туристы, неоднократно посещающие парк, отмечают качественные положительные изменения ЭПД и эколого-просветительской инфраструктуры парка. Нельзя не отметить выявленную прямую взаимосвязь между усовершенствованием туристской и эколого-просветительской инфраструктуры (визит-центр, экотропы, сайт и страницы в социальных сетях) с увеличением посещаемости парка и процентом удовлетворенности посетителей. Разнообразие оборудованных маршрутов и тематических экскурсий, повышение доступности достопримечательных объектов приводит к расширению возрастных и географических границ посетителей.

Кроме того, анализ эколого-просветительской деятельности природного парка «Ер-гаки» позволяет дать ряд рекомендаций для повышения ее эффективности:

1. К настоящему времени в природном парке «Ергаки» сформирован комплекс эко-лого-просветительских мероприятий и обеспечивающая их инфраструктура парка, но отдельные элементы оснащения инфраструктуры требуют усовершенствования (обновления, приведения к единому стилю, насыщение информационной составляющей).

2. Учитывая успешный опыт федеральных ООПТ (Кроноцкий заповедник, национальный парк «Красноярские Столбы»), природному парку «Ергаки» рекомендовано ввести программу подготовки гидов и экскурсоводов.

3. Кроме того, для формирования положительного образа ООПТ следует активизировать ведение официальных страниц природного парка «Ергаки» в социальных сетях (ВКонтакте и др.).

4. Для изучения эффективности эколого-просветительской и других видов деятельности природного парка «Ергаки» рекомендуется регулярно проводить социологические исследования.

Исследование проблемы анализа эффективности в теоритическом и методическом плане привело авторов к следующим выводам:

1. В современной заповедной науке не сформировано общепринятых методик анализа и оценки ЭПД ООПТ.

2. Необходима разработка и утверждение нормативно-правовых актов и рекомендательных документов в сфере ЭПД для ООПТ регионального и местного значения (посредством адаптации комплекса нормативно-правовых актов для федеральных ООПТ).

3. Разработанный алгоритм анализа эффективности ЭПД позволяет разнопланово проанализировать комплекс ЭПД ООПТ.

4. Часто используемые количественные показатели не позволяют объективно проанализировать эффективность эколого-просветительской деятельности (суммарное количество посетителей, километраж троп) и требуют введения дополнительных качественных показателей работы посредством получения обратной связи социологическими методами (интервьюирование, анкетирование).

Список источников

ГОСТ Р ИСО 14031-2016. Экологический менеджмент. Руководство по оценке экологической эффективности: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.12.2016 г. № 1941-ст. М., Стандартинформ, 43 с.

Ковалев В.В., Ковалев Вит. В. 2006. Учет, анализ и финансовый менеджмент. М., Финансы и статистика, 687 с.

Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года: Правительство Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 2322-р. Электронный ресурс. URL: https://docs.cntd.ru/document/902322381 (дата обращения: 20.10.2022).

Методические рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.06.2007 № 170. Электронный ресурс. URL: https://pandia.ru/text/77/170/21763.php (дата обращения: 20.10.2022). Методические рекомендации по организации эколого-просветительской деятельности федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, находящимися в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Распоряжение Минприроды России от 22.12.2020 № 37-р. Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_400858/ (дата обращения: 20.10.2022).

Непомнящий В.В., Завадская А.В. 2020. Рекреационное природопользование. Новосибирск,

Издательство СО РАН, 108 с. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ. Электронный ресурс. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6072/ (дата обращения: 20.02.2023). Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Электронный ресурс. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_34823/

(дата обращения: 20.10.2022). Об экологическом просвещении и экологической культуре населения: Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. Приложение к постановлению МПА СНГ от 27 марта 2017 года № 46-18. Электронный ресурс. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=39446219 (дата обращения: 20.01.2023).

Отчеты. КГБУ «Дирекция природного парка «Ергаки». Электронный ресурс. URL: http://www.ergaki-park.ru/192/work/reports.html (дата обращения: 19.02.2023)

Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Красноярском крае на период до 2015 года: Постановление Совета администрации Красноярского края от 02.11.2006 № 341-п (ред. от 14.07.2008). Электронный ресурс. URL: https://docs.cntd.ru/document/422436980?ysclid=ll22hx4ipw927593385 (дата обращения: 20.01.2023).

Об образовании особо охраняемой природной территории - природного парка краевого значения «Ергаки (вместе с «Положением об особо охраняемой природной территории краевого значения - природном парке «Ергаки»). Постановление Совета администрации Красноярского края от 04.04.2005 N 107-п (ред. от 30.12.2008). Электронный ресурс. URL: https://docs.cntd.ru/document/444704635?ysclid=ll22jhvj 15214596201 (дата обращения: 20.01.2023).

Природный парк «Ергаки» Электронный ресурс. URL: http://www.ergaki-park.ru (дата обращения: 09.02.2023).

Рекомендации по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках: утверждены Председателем Госкомэкологии России В.И. Даниловым-Данильяном 3 августа 1999 г. Электронный ресурс. URL: https://www.biodiversity.rU/publications/books/lawzap/r8_3.html#4 (дата обращения:

29.10.2022).

Ремхе К.А. 2019. Разработка рекомендаций по управлению туристскими потоками на территории природного парка «Ергаки». Красноярск, СФУ, 113 с.

Территориальное планирование природного парка «Ергаки». Электронный ресурс. URL: http://www.krasgp..ru/ru/projects/generalnye-plany-i-proekty (дата обращения:

09.02.2023).

Эковолонтерский лагерь в природном парке «Ергаки» признан лучшим в России. Электронный ресурс. URL: https://gornovosti.ru/news/veter-stranstvij/item/a3e70adb-faba-40ed-8e36-0a95fea38035/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 09.01.2023).

Список литературы

Грязин И.В. 2022. Регулирование туристического потока путем обустройства экологических троп в природном парке «Ергаки». В кн.: Экологический туризм: современные векторы развития. Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет: 399-405.

Шестакова Е.С. 2006. Экологический туризм в природном парке Ергаки: история, проблемы, перспективы. В кн.: Наука, образование в системе культуры: Сибирь и Россия: освоение, развитие, перспективы. Материалы IV Всероссийской научной конференции, Красноярск, 04-05 мая 2006, Красноярск, Красноярский государственный аграрный университет: 358361.

Шестакова Е.С. 2009. Экологический туризм: сегментация рынка как фактор устойчивого развития в природном парке «Ергаки». В кн.: Ресурсная экономика, изменение климата и рациональное природопользование - 2009. Международная конференция. Красноярск, 1 -7 июля 2009. Красноярск, Сибирский Федеральный университет: 624-640.

Шестакова Е.С. 2010. К вопросам рекреационного воздействия на природные комплексы в природном парке «Ергаки». В кн.: Научные труды Ассоциации заповедников и национальных парков Алтае-Саянского экорегиона. Вып. 3. Мониторинг биоразнообразия и функциональная структура природных комплексов на особо охраняемых территориях Алтае-Саянского экорегиона. Новосибирск, Изд-во СО РАН: 115-121.

Шестакова Е.С., Рудык А.Н., Берлякова А.В., Грязин И.В. 2016. Анализ социально-экологических характеристик посетителей природного парка «Ергаки» (Красноярский край). Использование и охрана природных ресурсов в России, 3(147): 99-107.

Эковолонтерство в России: лучшие практики. 2020. Под ред. Е.С. Шестаковой, Е.И. Давыдовой. Симферополь, Издательский дом КФУ, 118 с.

Baumgartner C. 2013. Environmental Education in Protected Areas along the Danube Report of the Assessment Tour and quality guidelines for environmental education. DANUBEPARKS, 64 p.

Ars M.S. 2013. Assessment of Environmental Education Indicators in Triglav National Park, Slovenia. In: Nationalpark Hohe Tauern. 5th Symposium Conference for Research in Protected Areas, Mittersill, 10-12 June 2013. Mittersill, Hohe Tauern National Park: 751-754.

Sureda J., Oliver M.F., Castells M. 2004. Indicators for the Evaluation of Environmental Education, Interpretation and Information in Protected Areas. Applied Environmental Education & Communication, 3(3): 171-181. DOI: 10.1080/15330150490485967

References

Gryazin I.V. 2022. Regulirovaniye turisticheskogo potoka putem obustroystva ekologicheskikh trop v prirodnom parke «Ergaki» [Regulation of the Tourist Flow Through the Arrangement of Ecological Paths in the Natural Park "Ergaki"]. In: Ekologicheskiy turizm: sovremennyye vektory razvitiya [Ecological Tourism: Modern Vectors of Development]. Ekaterinburg, Pabl. Uralskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet: 399-405.

Shestakova E.S. 2006. Ekologicheskij turizm v prirodnom parke Ergaki: istoriya, problemy, perspektivy» [Ecotourism in Ergaki Nature Park: History, Problems and Prospects]. In: Nauka, obrazovanie v sisteme kul'tury: Sibir' i Rossiya: osvoenie, razvitie, perspektivy [Science, Education in the Cultural System: Siberia and Russia: Mastering, Development, Prospects]: Proceedings of the IV All-Russian Scientific Conference, Krasnoyarsk, 04-05 May 2006, Krasnoyarsk, Pabl. Krasnoyarskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet: 358-361.

Shestakova E.S. 2009. Ekologicheskij turizm: segmentaciya rynka kak faktor ustojchivogo razvitiya v prirodnom parke «Ergaki» [Ecotourism: Market Segmentation as a Factor of Sustainable Development in Ergaki Nature Park]. In: Resursnaya ekonomika, izmenenie klimata i racional'noe prirodopol'zovanie - 2009 [Resource Economy, Climate Change and Rational Nature Management - 2009]. International Conference. Krasnoyarsk, 1-7 July 2009, Krasnoyarsk, Pabl. Sibirskiy Federalnyy universitet: 624-640.

Shestakova E.S. 2010. K voprosam rekreacionnogo vozdejstviya na prirodnye kompleksy v prirodnom parke «Ergaki» [The Issues of Recreational Impact on Natural Complexes in the Ergaki Nature Park]. In: Nauchnye trudy Associacii Zapovednikov i nacional'nyh parkov Altae-Sayanskogo ekoregiona. Vyp. 3. Monitoring bioraznoobraziya i funkcional'naya struktura prirodnyh kompleksov na osobo ohranyaemyh territoriyah Altae-Sayanskogo ekoregiona [Papers of the Association of Nature Reserves and National Parks of the Altai-Sayan Ecoregion. Issue 3. Monitoring of Biodiversity and Functional Structure of Natural Complexes in Protected Areas of the Altai-Sayan Ecoregion]. Novosibirsk, Pabl. SO RAN: 115-121.

Shestakova E.S., Rudyk A.N., Berlyakova A.V., Gryazin I.V. 2016. Analysis of the Socio-Ecological Characteristics of Visitors of the Ergaki Nature Park (Krasnoyarsk Region). Use and Protection of Natural Resources of Russia, 3(147): 99-107 (in Russian).

Ekovolonterstvo v Rossii: luchshie praktiki [Eco-Volunteering in Russia: Best Practices]. 2020. Ed by Shestakova E.S., Davydova E.I. Simferopol, Pabl. KFU, 118 p.

Baumgartner C. 2013. Environmental Education in Protected Areas along the Danube Report of the Assessment Tour and quality guidelines for environmental education. DANUBEPARKS, 64 p.

Ars M.S. 2013. Assessment of Environmental Education Indicators in Triglav National Park, Slovenia. In: Nationalpark Hohe Tauern. 5th Symposium Conference for Research in Protected Areas, Mittersill, 10-12 June 2013. Mittersill, Hohe Tauern National Park: 751-754.

Sureda J., Oliver M.F., Castells M. 2004. Indicators for the Evaluation of Environmental Education, Interpretation and Information in Protected Areas. Applied Environmental Education & Communication, 3(3): 171-181. DOI: 10.1080/15330150490485967

Поступила в редакцию 03.04.2023; Received April 03, 2023;

поступила после рецензирования 04.07.2023; Revised July 04, 2023;

принята к публикации 13.07.2023 Accepted July 13, 2023

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Шестакова Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков № 1 Института филологии, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия

Рудык Александр Николаевич, старший преподаватель кафедры геоэкологии, Крымский федеральный университет им.

В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия

Грязин Игорь Валентинович, директор, КГКУ «Туристский информационный центр Красноярского края», г. Красноярск, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Elena S. Shestakova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages No. 1 of the Institute of Philology, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia

Aleksandr N. Rudyk, Senior Lecturer, Department of Geoecology, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia

Igor V. Gryazin, Director, Tourist and Information Center of Krasnoyarsk kray, Krasnoyarsk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.