УДК 004 Сайфутдинов Д.Р., Панов М.А.
Сайфутдинов Д.Р.
студент
4 курс, направление «Прикладная информатика в экономике» Институт цифровых технологий управления и информационной безопасности (г. Екатеринбург, Россия)
Научный руководитель: Панов М.А.
кандидат экономических наук и.о. заведующего кафедры «Информационные технологии и статистика» Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Россия)
АНАЛИЗ ДУБЛИРОВАННОЙ ПЕЧАТИ КОДОВ МАРКИРОВКИ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация: статья посвящена анализу на производственном предприятии по молочной продукции инцидента дублированной печати и дальнейшего считывания кодов маркировки полученных данных и дальнейших анализ полученного результата.
Ключевые слова: код, маркировка, дублированная печать, честный знак.
Все больше социальная сфера начала интересоваться товарами, которые их окружают на полках магазинов, в интернет-маркетплейсах, в рекламе. В нынешнее время очень много трендов, которые могут переплетаться со сферой товаров. Люди стали интересоваться составом и качеством продуктов, в связи с этим государство Российской Федерации ввело и обязало производителей нескольких отраслей соблюдать национальную систему маркировки «Честный знак».
Каждый цифровой код «Честного знака» неповторим и принадлежит только определенному товару. На производстве большинство процессов автоматизировано и не всегда Data Matrix наноситься так, как должно быть. В связи с этим есть проблема появления дубликата в партии товаров. Каждый Data Matrix должен считываться системой и принадлежать только одному товару, иначе такую продукцию не смогут продавать из-за дубликата, которого не должно быть [1].
Проблема дублирования кодов маркировки на предприятиях по производству молочной продукции является достаточно актуальной, так как нарушение этого процесса может привести к серьезным последствиям. Коды маркировки используются для идентификации продукции и отслеживания ее пути от производителя до потребителя. Его основное назначение - обеспечить безопасность пищевых продуктов и защитить права потребителей. Если на молочном предприятии имеется дублирование кодов маркировки, то это значит, что несколько продуктов имеют одинаковый идентификатор. Это может привести к тому, что при возникновении проблемы с одним из продуктов, все продукты с таким же кодом могут попасть под запрет или отзыв. Это может в свою очередь вызвать серьезные экономические потери для предприятия и негативно сказаться на репутации бренда.
Data Matrix код — это штриховой идентификатор, применяемый для обязательной маркировки товаров, начавшей действовать в России в 2019 году. Он прикрепляется к продукции или ее упаковке и позволяет получать все сведения о ней на любом этапе движения по логистической цепи — от изготовителя до потребителя.
Потребительская упаковка, групповая упаковка, набор товаров, содержат код маркировки, включающий в себя 3 группы данных:
— идентификатор GTIN (Global Trade Item Number) — комбинации из 14 цифр, обозначающий позицию продукции в едином международном справочнике GS1,
— идентификатором, состоящий состоит из 6 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов),
— Криптохвост, который состоит из 4 символов (цифр, строчных и прописных букв латинского алфавита, а также специальных символов) и содержит код проверки.
Рисунок 1. Пример Data Matrix и его состав.1
В рамках исследования на рассматриваемом предприятии для считывания Кода Маркировки, происходит подключение к камере, установленной на линии производства. Данная камера считывает каждую проходящую позицию и сохраняет её.
Для считывания маркировки с продукции используются смарт-камеры. И1кгоЪо1 — это серия камер видеонаблюдения, создаваемых китайской компанией Hikvision. Hikrobot обладает высоким разрешением и уникальным дизайном, позволяющим использовать эти камеры в самых разных условиях. Одной из главных особенностей камер Hikrobot является их высокое качество изображения. Они обладают четким и ярким изображением, а также широким углом обзора [2].
Доступ к камере предоставлен в виде данных - 1Р, порту, логину и паролю камеры. (рисунок 2).
Рисунок 2. Socket подключение к камере на линии №15.2
С помощью этих камер идет считывание проклеенных Data Matrix кодов. При успешном считывании Код Маркировки сохраняется в базу данных, если прочитать Код Маркировки не удалось, в лог сохраниться запись -«NoReadA».
& *IDLE Shell 110.TÜ*
rile Edit SheH Debug Options Window He!
>>>
Python 3.10.10 (tags/v3.10.10 :aa
(AMD64>] on Win32 Type "help", "copyright"credi
= RESTART: \\sir.Iocal\dfs\Dcc3\ c.:-iHEM\aTititIed-l .py 01046501007370212i5F_kWT937Wpa^ 0104 Ë 5010 07370 21215 5ZFL-TV53A'_i5I"L 0104 ë50100737021215salcC53COzL^ 0104 Ë 5010 07370 21215VRLZC530TZg'~L 0104 Ë 5010 07370 21215crZ01il53/l iJs^
Рисунок 3. Логирование считанной информации с камер.3 В ходе изучения маркировки молочной продукции на линии производства, выявлено, что на первый взгляд соотношение дублей Data Matrix и общего количества заказа незначительное.
До 1% дублированных Кодов Маркировки, и менее 0,5% не просчитанных Data Matrix кодов на 1 партию заказ товарной позиции. Последние не удалось отсканировать камере по определенным причинам: не верное расположение маркировки на товар, не четкое нанесение или не соответствующее требованиям стандарту Data Matrix.
С применением полученных данных была разработана программа для статистики дублированных Кодов Маркировки на рассматриваемом предприятии молочной продукции.
В процессе считывания Data Matrix кода с упаковки, предлагается проверять код на соответствие стандарту и отрицательного показателя на дублирование в данном заказе. В случае выявление дублированного Кода Маркировки, предлагается перенаправлять упаковку на второстепенную линию с помощью доп. оборудования. Как пример, отбраковщик или подобная автоматическая установка [3].
Если внедрить данный механизм в процесс фасовки товара, возможно уменьшить процент попадания дублированных и некорректных Data Matrix кодов клиенту. Это приведет к меньшим тратам на перемаркировку товара, а также партнерские отношения между поставщиком и клиентом не будут ослабевать. Каждая сторона будет иметь только выигрышное расположение на рынке продажи молочной продукции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008: дата введения 2010-01-01. - Москва: Стандартинформ, 200. - 130 с;
2. Hikrobotics: сайт. - URL: https://www.hikrobotics.com/en;
3. Дятлов Е.И. Машинное зрение (аналитический обзор) // ММС. 2013. №2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/mashinnoe-zrenie-analiticheskiy-obzor
Sayfutdinov D.R., Panov M.A.
Sayfutdinov D.R.
Digital Institute Management and Information Security (Ekaterinburg, Russia)
Scientific advisor: Panov M.A.
Ural State Economic University (Ekaterinburg, Russia)
ANALYSIS OF DUPLICATE PRINTING MARKING CODES DAIRY PRODUCTS
Abstract: the article is devoted to the analysis of a duplicate printing incident at a dairy production enterprise and further reading of the labeling codes of the received data and further analysis of the result obtained.
Keywords: marking code, duplicated seal, honest sign, Data Matrix.
1 Составлено автором
2 Составлено автором
3 Составлено автором