Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ'

АНАЛИЗ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
LEISURE OF STUDENTS / VALUE ORIENTATIONS / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / PERSONALITY FORMATION / TYPES OF LEISURE ACTIVITIES / ORGANIZATION OF FREE TIME / ДОСУГ СТУДЕНТОВ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ВИДЫ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

Проблематика статьи охватывает вопросы организации досуга и проведения свободного времени студентов, обучающихся в педагогическом вузе, и детерминирована тем фактом, что именно студенты являются сегодня одной из самых активных в социальном плане групп людей, которая наиболее восприимчива к общественным, экономическим, социальным и культурным инновациям. Актуальность данной темы заключается в расширении функционала досуговой деятельности студенческой молодежи, которая кроме общей целевой доминанты, предполагающей организацию свободного времени студентов, включает также потенциальные возможности студентов педагогического вуза реализовывать свои насущные потребности, развивать имеющиеся способности, интегрироваться в современное общественное пространство, поэтому проведение досуга формирует нормы и ценности молодого человека. В статье отражена структура досуга студентов как комплексного педагогического феномена, а также предпочтения в проведении студенческого досуга. Авторами представлены результаты анализа досуговой деятельности студенческой молодежи как необходимого условия планирования и реализации воспитательной работы в вузе. Проведенное авторами исследование помогло выявить предпочтения студенческой молодежи в проведении времени свободного от занятий. Авторами проведен всесторонний терминологический анализ и дифференцированы понятия "досуг" и "свободное время", а также доказана актуальность социализирующей функции досуга в жизни студентов. Материалы статьи позволяют определить основные современные подходы к организации воспитательного процесса в педагогическом вузе и могут способствовать совершенствованию профессионального мастерства преподавателей. Статья может быть полезна обучающимся в педагогических вузах, аспирантам, магистрантам, слушателям институтов повышения квалификации и курсов совершенствования профессионального мастерства, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of leisure activities of students as a condition for designing educational work in the University

The problems of the article cover the organization of leisure and free time of students studying at a pedagogical university, and is determined by the fact that it is students who are today one of the most socially active groups of people who are most susceptible to social, economic, social and cultural innovations. The relevance of this topic is to expand the functionality of leisure activities of students, which, in addition to the general target dominant, which involves the organization of students' free time, also includes the potential of students of a pedagogical university to fulfill their urgent needs, develop existing abilities, and integrate into modern public space, therefore, leisure activities form norms and values of a young man. The article reflects the structure of students' leisure as an integrated pedagogical phenomenon, as well as preferences in conducting student leisure. The authors present the results of the analysis of leisure activities of students as a necessary condition for the planning and implementation of educational work at the university. A study conducted by the authors helped to identify the preferences of students in spending free time. The authors conducted a comprehensive terminological analysis and differentiated the concepts of "leisure" and "free time", and also proved the relevance of the socializing function of leisure in the life of students. The materials of the article make it possible to determine the main modern approaches to the organization of the educational process in a pedagogical university and can help improve the professional skills of teachers. The article may be useful to students in pedagogical universities, graduate students, undergraduates, students of advanced training institutes and professional development courses, teaching practitioners and all interested parties.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ»

8. Косолапова Л. А. Формирование ответственного отношения учащихся к учению как интегра-тивного личностного образования : автореф. ... дис. канд. пед. н. - Л., 1990. - 17 с.

9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 е.; ил. - (Серия "Мастера психологии").

10. Крахмалев О. Н. Формирование готовности к физическому самовоспитанию у курсантов выс-

ших военных учебных заведений : автореф. ... дис. канд. пед. н. - Рязань, 2005. - 20 с.

11. Молодкин А.Г. Формирование готовности студентов к физкультурному самосовершенствованию: на примере учреждений среднего профессионального образования : автореф.... дис. канд. пед. н. - Тюмень, 2006. - 26 с.

12. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981 -1984. Т. 1. - 696 с. - С. 340.

ANALYSIS OF LEISURE ACTIVITIES OF STUDENTS AS A CONDITION FOR DESIGNING EDUCATIONAL WORK IN THE UNIVERSITY

Shcherbakova Elena Viktorovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Shcherbakova Tatyana Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Department of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University, Moscow

The problems of the article cover the organization of leisure and free time of students studying at a pedagogical university, and is determined by the fact that it is students who are today one of the most socially active groups of people who are most susceptible to social, economic, social and cultural innovations. The relevance of this topic is to expand the functionality of leisure activities of students, which, in addition to the general target dominant, which involves the organization of students' free time, also includes the potential of students of a pedagogical university to fulfill their urgent needs, develop existing abilities, and integrate into modern public space, therefore, leisure activities form norms and values of a young man. The article reflects the structure of students' leisure as an integrated pedagogical phenomenon, as well as preferences in conducting student leisure. The authors present the results of the analysis of leisure activities of students as a necessary condition for the planning and implementation of educational work at the university. A study conducted by the authors helped to identify the preferences of students in spending free time. The authors conducted a comprehensive terminological analysis and differentiated the concepts of "leisure" and "free time" and also proved the relevance of the socializing function of leisure in the life of students. The materials of the article make it possible to determine the main modern approaches to the organization of the educational process in a pedagogical university and can help improve the professional skills of teachers. The article may be useful to students in pedagogical universities, graduate students, undergraduates, students of advanced training institutes and professional development courses, teaching practitioners and all interested parties.

Keywords: leisure of students; value orientations; socio-cuiturai activities; personality formation; types of leisure activities; organization of free time.

АНАЛИЗ ДОСУГОВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВОСПИТА ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ

Проблематика статьи охватывает вопросы организации досуга и проведения свободного времени студентов, обучающихся в педагогическом вузе, и детерминирована тем фактом, что именно студенты являются сегодня одной из самых активных в социальном плане групп людей, которая наиболее восприимчива к общественным, экономическим, социальным и культурным инновациям. Актуальность данной темы заключается в расширении функционала досуговой деятельности студенческой молодежи, которая кроме общей целевой доминанты, предполагающей организацию свободного времени студентов, включает также потенциальные возможности студентов педагогического вуза реализовывать свои насущные потребности, развивать имеющиеся способности, интегрироваться в современное общественное пространство, поэтому проведение досуга формирует нормы и ценности молодого человека. В статье отражена структура досуга студентов как комплексного педагогического феномена, а также предпочтения в проведении студенческого досуга. Авторами представлены результаты анализа досуговой деятельности студенческой молодежи как необходимого условия планирования и реализации воспитательной работы в вузе. Проведенное авторами исследование помогло выявить предпочтения студенческой молодежи в проведении времени свободного от занятий. Авторами проведен всесторонний терминологический анализ и дифференцированы понятия "досуг" и "свободное время" а также доказана актуальность социализирующей функции досуга в жизни студентов. Материалы статьи позволяют определить основные современные подходы к

УДК 379.8 ВАК РФ 13.00.05

© Щербакова Е.В., 2020 ©Щербакова Т.Н., 2020

ЩЕРБАКОВА Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент

ЩЕРБАКОВА Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Департамент педагогики, Московский городской педагогический университет, Москва

организации воспитательного процесса в педагогическом вузе и могут способствовать совершенствованию профессионального мастерства преподавателей. Статья может быть полезна обучающимся в педагогических вузах, аспирантам, магистрантам, слушателям институтов повышения квалификации и курсов совершенствования профессионального мастерства, педагогам-практикам и всем заинтересованным лицам.

Ключевые слова: досуг студентов; ценностные ориентации; социально-культурная деятельность; формирование личности; виды досуговой деятельности; организация свободного времени.

Организация досуговой деятельности является сегодня одним из приоритетных направлений воспитания студенческой молодежи, поскольку именно в этот период жизни молодые люди продолжают активно познавать себя, окончательно формируют собственные жизненные ценности, отношенческие позиции, нравственные оценки самого себя и окружающего мира.

Целью нашего исследования является изучение досуга студентов для дальнейшего проектирования воспитательной работы в вузе. Поскольку досуг - решающий фактор социализации личности, ее развития и становления, каждый вуз стремится создавать оптимальные условия для формирования во время досуга у студентов таких качеств, как самостоятельность, нравственность, трудолюбие, формирование общей культуры, творческой самореализации. Особую значимость организация и контроль досуговой деятельности имеет именно для становления личности будущих педагогов.

Научный дискурс исследований понятия "досуг" предполагает его рассмотрение как реализацию возможностей, потребностей и желаний человека в рамках своего свободного времени, и факторов, которые восстанавливают его физические и морально-психические силы.

Следует отметить, что понятия "досуг" и "свободное время" несинонимичны и существуют в научном обороте амбивалентно, а именно: понятие "досуг" позиционируется нами как компонент понятия и феномена "свободное время". Структурно досуг представляет собой временной период, в процессе которого студент получает разнообразные удовольствия,занимается самообразованием, саморазвитием, хобби, общается.

К проблеме анализа молодежного досуга в разное время обращались такие ученые, как: В.Б. Звоновский, C.B. Луцева, Р.Н. Азарова, С.Р. Аминов, Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова, С.А. Шмаков, A.B. Фатов, О.И. Карпухин, Е.А. Скрипунова, В.А. Бобахо, Т.А. Юзефавичус, Д.В. Шамсутдинова, H.H. Седова и др. [1, 2, 3,4, 5,6, 7,8, 9,10,11,12, 13]. Однако, несмотря на множество имеющихся публикаций, до настоящего времени в должной мере не освещена проблема студенческого досуга как условия проектирования воспитательной работы в вузе. Кратко рассмотрим основные трактовки понятия досуга и его характерологических особенностей.

С.А. Шмаков под "досугом" понимает время свободного развития учащихся, возможность самостоятельного выбора ими общественно значимых целей, занятие любимой деятельностью, развитие талантов и способностей, активное самовыражение, формирование "Я"-концепции. Ученый дифференцирует досуг следующим образом [6]:

-активный и пассивный;

- организованный и спонтанный;

- бесконтрольный и проходящий под чьим-то руководством;

- коллективный и индивидуальный;

- подражательный и креативный.

Э.В. Соколов подразделяет досуг на следующие виды деятельности: праздник, отдых, развлечения, творчество, самообразование. Функциональными особенностями данных видов деятельности являются следующие.

Отдых релаксирует, снимает физическое и умственное напряжение, восстанавливает силы и здоровье.

Развлечения приносят человеку эмоциональную разгрузку.

Праздник дарит радость, душевную гармонию.

Самообразование - повышение уровня своей культуры.

Творчество - преобразование действительности, поиск нового [14].

По содержанию досуговую деятельность делят на:

- восстановительную: прогулки на свежем воздухе (в лесу, в парке), занятия спортом, различные виды игровой деятельности, рекреацию и др.;

- повышение интеллектуального уровня человека, обогащение его духовного мира: чтение художественной и научно-популярной литературы, посещение театров, музеев, библиотек т.д.;

- активную творческую креативную деятельность: посещение художественно-театральных школ и кружков, занятие научно-исследовательской работой, походы, конкурсы и т.д.;

- реализацию личности в общении: разнообразные объединения по интересам, личное общение.

Можно выделить функции молодежного досуга:

1) функцию самореализации;

2) функцию самореабилитации;

3) компенсаторную функцию;

4) воспитательную функцию;

5) просветительскую функцию;

6) рекреативно-оздоровительную функцию;

7) терапевтическую функцию.

А.Ф. Воловик, В.А. Воловик основополагающими принципами досуговой педагогики считали принципы интереса, единства отдыха и познания, совместной деятельности.

Принцип интереса детерминирован тем, что мотивация человека к любому виду досуговой деятельности всегда исходит из его интересов и потребностей, которые, в свою очередь, зависят от нижеперечисленных

факторов: уровня личностного развития самого человека и его ближайшего окружения; от стремления человека к самоутверждению; от стремления к получению позитивных эмоций.

Принцип единства отдыха и познания содержательно предполагает, что саморазвитие и самообразование всегда интегрированы с активным стремлением человека к познанию. Однако в настоящее время все более проявляется тенденция к проведению "пассивного" досуга, когда люди не заняты самообразованием или саморазвитием.

Принцип совместной деятельности означает, что поскольку досуг может быть индивидуальным и групповым, он предполагает осуществление взаимных действий, нахождение в отношениях взаимозависимости и взаимоответственности. В таком случае успех или неудача любого члена коллективного объединения определяет успех или неудачу вклада в общее дело каждого [15]. Совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает коллективные традиции, реализует воспитательный потенциал досуга студентов [16].

Данные принципы должны быть положены в основу проектирования воспитательной работы в вузе во всех ее основных сегментах.

С целью выявления досуговых интересов студентов, мы провели анкетирование студентов 3 курса, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Института педагогики и психологии образования ГАОУ МГПУ. Анкетирование проведено в период с сентября 2019 по декабрь 2019 года, в ходе которого было обработано 123 анкеты. В анкете всего 7 вопросов, на которые студенты отвечали анонимно.

На вопрос "Какие виды досуга вы предпочитаете" студенты могли выбрать несколько вариантов ответов. Приоритетными видами досуга по результатам анкетирования стали: прогулка - 42% респондентов, сон - 38% и общение с семьей - 27% и друзьями (в том числе через звонки, сообщения, видеосвязь и т.д.) -72%. Данные свидетельствуют о доминировании коммуникативного сегмента досуга, что объясняется потребностями студенческой молодежи в активном реальном и виртуальном общении. Культурный сегмент досуга представлен менее широко (досуг в виде посещение театра выбрали 16% студентов, посещение кинотеатра - 13%, поход в музей, на выставку - 11%, путешествия - 6%). Также среди предпочтительных видов досуга оказались: слушание музыки - 62%, чтение книг- 49%, просмотр

фильмов - 67% (2 человека мультфильмы), занятие спортом - 20%, занятие танцами - 12%, активный отдых (велосипедные прогулки, ролики, коньки) - 33 %. Наименее востребованными видами досуга у данной категории респондентов оказались: рукоделие - 3%, рисование - 4%, работа по дому (готовка еды, уборка и т.д.) - 0,5 %. Мы полагаем, что данные виды досуга считаются в молодежной студенческой среде устаревшими.

Далее задавались вопросы, позволяющие уточнить предпочтения респондентов в тематике книг, фильмов, спектаклей, выставок.

На вопрос "Какую книгу Вы прочитали за последние 3 месяца?" также предлагались несколько возможных ответов. Из классических произведений наиболее часто назывались: Д. Лондон "Белый клык", ДЖ. Остин "Гордость и предубеждение", О. Бальзак "Блеск и нищета куртизанок", Л. Н. Толстой "Анна Каренина", Т. Драйзер "Финансист", М. Булгаков "Мастер и Маргарита". Фантастика также представлена "классикой": читают Стивена Кинга, Г. Уэллса, А. Кларка, О. Хаксли, Е. Замятина, Р. Бредбери, С. Лэма. Из авторов детективов назвали Э. По ("Золотой жук"), А. Конан Дойл ("Записки о Шерлоке Холмсе"), Г. Леру ("Тайна желтой комнаты"), Агата Кристи. В одной из анкет указаны ссылки на книги по менеджменту (Г. Архангельский "Тайм менеджмент" и др.).

Из литературных жанров студенты предпочитают фантастику (42%), классику (20%), романы занимают (12%), детективы - (9%), книги, по которым поставлены фильмы (15%), биографии известных людей (5%). Стихи предпочитают только 3% студентов.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что жанровые характеристики в чтении книг как досуговой деятельности играют важную роль при выборе студентами произведений. Более половины респондентов выбрали классическую литературу и фантастику.

Ответы на вопрос "Каким фильмам Вы отдаете предпочтение? Какие фильмы удалось посмотреть за последний месяц?" предполагали выбор студентами из нескольких вариантов. Из фильмов студенты предпочитают фантастику ("Люди в черном", "Лара Крофт", "Оно" и "Оно 2" и т.д.) Из сериалов наибольшим предпочтением пользуются "Доктор Хаус" и "Война миров". 16 человек отметили, что высоко ценят фильмы о Гарри Потере, Алладине, Человеке-пауке. Только 4 человека из 108 за последний месяц посмотрели зарубежную классику ("Джейн Эйр", "В джазе только девушки").

Студенты отдают явное предпочтение зарубежным фильмам. Отечественные фильмы и сериалы среди данной выборки студентов никто не назвал.

Отвечая на вопрос "Какие спектакли Вы посмотрели недавно?", студенты должны были не только указать название спектакля, но и театр, а также режиссера спектакля. Режиссера не вспомнил никто из респондентов. 16 человек ответили, что один из вариантов интересного досуга - поход в театр. Среди спектаклей, которые посмотрели студенты, чаще назывались: "С любимыми не расставайтесь" (МТЮЗ). Скорее всего это был организованный поход, так как 12 человек из 16 отметили этот спектакль). Отмечены: "Питер Пен" (МТЮЗ), мюзикл "Анна Каренина" (Театр Оперетты) посмотрели 3 человека), "Пролетая над гнездом кукушки" (Театр Сатиры) - 2 человека, "Евгений Онегин" (Геликон - опера) - 2 человека, "Пожары" (Театр El Cetera) - 1 студент, "Дочь фараона" (Большой театр) - 1 студент.

Резюмируя, следует отметить, что данные результаты свидетельствуют о том, что просмотр спектаклей может стать эффективным вариантом досуговой деятельности в молодежной студенческой среде при ее организованном характере.

При ответах на вопрос "В каких музеях и на каких выставках Вы побывали недавно?" самой популярной и посещаемой оказалась "Третьяковская галерея" (7 человек), далее следуют Музей современного искусства - 3 человека, Геологический музей им В.И. Вернадского - 10 человек (поход был организован институтом), Исторический музей - 4 человека, Государственный Дарвиновский музей - 2 человека, Экскурсия на Фабрику шоколада - 5 человек, Музей елочных игрушек - 1 человек, Музей -усадьба Кусково - 1 человек, Музей - усадьба Царицыно-1 человек.

При ответе на заданный вопрос, многие студенты отмечали недостаток времени для походов в музеи и на выставки.

Вопрос "Какие шоу и концерты посетили недавно?" также предполагал выбор из нескольких вариантов ответов. При ответе на данный вопрос студенты дали два ответа: Фестиваль Джаза в парке М. Горького - 3 человека и Шоу трех роялей (Государственный Кремлевский Дворец) - 5 человек. Мы пришли к выводу о том, что студенты предпочитают слушать музыку в социальных сетях и на подкастах, поскольку данный вариант проведения досуга менее затратный в финансовом плане и экономичен во времени.

На вопрос "Какие темы студенты готовы обсуждать во внеучебное время (в варианте ток - шоу)?" требовались самостоятельные ответы студентов, которые были нами зафиксированы и выглядят следующим образом:

- Как студенту начать свой бизнес?

- Как заработать миллион?

- Как жить в гармонии с собой и другими людьми?

- Нужен ли человеку оптимизм, чтобы выжить в современном мире?

- Инклюзивное образование: за и против.

- Взаимоотношения в коллективе студентов: как избежать конфликтов?

- Самоубийство как выход их сложных ситуаций.

- Повышение качества высшего образования в России.

- Как мотивировать себя на скучную учебу?

- Как удачно выйти замуж: лайфхаки XXI века.

- Как добиться успеха в современном мире?

Тематика приоритетных для студентов тем

для обсуждения выступает средством проектирования воспитательной работы в вузе, поскольку является индикатором интересующих их проблем и возможных негативных качеств.

Проведенный нами анализ результатов анкетирования позволил выявить явные предпочтения студентов в проведении своего досуга, а также их ценностные ориентации. Мы констатировали также, что у студентов явно не хватает свободного времени или собственной организованности для прочтения художественной литературы, посещения выставок, концертов, музеев, театров, соответственно, для собственного самообразования и саморазвития. Поэтому при проектировании воспитательного процесса в вузе организаторам воспитательной работы со студентами желательно учесть это в социокультурном прогнозировании и планировании своей деятельности. В перспективе, возможно, более целесообразно и активно использовать различные формы групповой сплоченности при проведении студенческого досуга.

Результаты проведенного нами исследования позволили нам сделать вывод о том, что досуг представляет собой комплексный педагогический феномен и является основой досуговой деятельности студенческой молодежи как необходимого условия планирования и реализации воспитательной работы в вузе. Она должна охватывать все сферы студенчес-

кой жизни и все основные сегменты их воспитания.

Литература:

1. Звоновский В.Б., Светлана Луцева Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2002. - № 5 (61). - С. 59-66

2. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи / Р.Н. Азарова // Педагогика. - 2005 -. № 1. - С. 27-32.

3. Аминов С.Р. К вопросу о культурно-досуговой деятельности как социологической категории // Вестник ВЭГУ. - 2012. - № 2. - С. 10-14.

4. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Использование современных информационных компьютерных технологий в организации образовательного процесса сельской малочисленной школы.// Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 305-307.

5. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Имиджелогия для современного педагога. - М., 2012. - 201 с.

6. Шмаков С.А. Досуг школьника: проблемы. Прогнозы. Секреты. Подсказки. Калейдоскоп развлечений. - Липецк : Липецкая организация Союза писателей РФ, 1991. - 192 с.

7. Фатов A.B. Поиски путей совершенствования культурно-досуговой деятельности молодежи // Объединенный научный журнал. - 2009. - №16. -С. 62-66.

8. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. // Социологические исследования. - 2015. - №3. - С. 37-42.

9. Скрипунова Е.А., Морозов A.A. О предпочтениях городской молодежи // Социс - 2008. - №1. - С105-110.

10. Бобахо В.А., Левикова С.И. Социально-политические аспекты молодёжной субкультуры. // Вестник Московского университета. - 2014. - №2. -С. 35-45.

11. ЮзефавичусТ. А. Проблемы социальной работы с молодежью: учебник для студ. учреждений высшего проф. Образования. - М.: Академия, 2010.

- 208 с.

12. Культура досуга молодежи как фактор формирования здорового образа жизни : сборник научных статей кафедры социально-культурной деятельности / М-во культуры РФ, Казан, гос. ун-т культуры и искусств ; под общ. ред. Д. В. Шамсут-диновой. - Казань : Культура, 2011. - 122 с.

13. Седова H.H. Досуговая активность молодёжи / / Социологические исследования. - 2009. - № 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С. 56-59.

14. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. - Л., 1992. - 207 с.

15. ВоловикА.Ф., ВоловикВ.А. Педагогика досуга : учебник. - М. : Флинта; Московский психолого-социальный институт, 1998. - 232 с.

16. Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в V-IX классах сельской школы с малой наполняемостью учащихся : а втореф. ка нд. пед. наук. - М., 1996. -20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.