Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА 25 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ УК РФ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА 25 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2065
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТА / АНАЛИЗ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / TRANSPORT CRIMES / TRAFFIC SAFETY / TRANSPORT OPERATION / ANALYSIS OF REGISTERED CRIMES / VIOLATION OF TRAFFIC RULES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Перфильев Антон Дмитриевич, Каражелясков Богдан Александрович

Из года в год на дорогах и при эксплуатации транспорта гибнут тысячи людей. Печальная статистика жертв сопровождается изменяющейся динамикой транспортных преступлений. С целью обеспечения безопасности и недопущения дорожнотранспортных происшествий законодатель использует различные, в первую очередь правовые методы борьбы с нарушениями. Уголовный закон играет в данной борьбе ведущую роль. За двадцать пять лет существования УК РФ Глава 29 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» претерпевала неоднократные изменения. В зависимости от криминализации или же наоборот - декриминализации деяний водителей и иных участников транспортных отношений состояние преступности на дорогах, в море или в воздухе изменялось. Ясное понимание апробированного опыта законодательной и правоприменительной практики может возникнуть лишь при анализе изменения уголовного законодательства за годы его существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Перфильев Антон Дмитриевич, Каражелясков Богдан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF TRANSPORT CRIMES OVER THE 25 YEARS OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

From year to year, thousands of people die on the roads and during the operation of transport. The sad statistics of victims are accompanied by the changing dynamics of transport crimes. In order to ensure safety and prevent road accidents, the legislator uses various, primarily legal methods to combat violations. The criminal law plays a leading role in this struggle. For twenty-five years of the existence of the Criminal Code of the Russian Federation, Chapter 29 “Crimes against traffic safety and operation of transport” has undergone repeated changes. Depending on the criminalization or vice versa - decriminalization of the acts of drivers and other participants in transport relations, the state of crime on the roads, at sea or in the air changed. A clear understanding of the proven experience of legislative and law enforcement practice can arise only when analyzing changes in criminal legislation over the years of its existence.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЗА 25 ЛЕТ СУЩЕСТВОВАНИЯ УК РФ»

Анализ динамики транспортных преступлений за 25 лет существования УК РФ

Перфильев Антон Дмитриевич,

студент, кафедра уголовного права и криминологии Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: perfilev.ad@students.dvfu.ru

Каражелясков Богдан Александрович,

студент, кафедра уголовного права и криминологии Юридической школы Дальневосточного федерального университета

E-mail: karazheliaskov.ba@students.dvfu.ru

Из года в год на дорогах и при эксплуатации транспорта гибнут тысячи людей. Печальная статистика жертв сопровождается изменяющейся динамикой транспортных преступлений. С целью обеспечения безопасности и недопущения дорожно-транспортных происшествий законодатель использует различные, в первую очередь правовые методы борьбы с нарушениями. Уголовный закон играет в данной борьбе ведущую роль. За двадцать пять лет существования УК РФ Глава 29 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» претерпевала неоднократные изменения. В зависимости от криминализации или же наоборот - декриминализации деяний водителей и иных участников транспортных отношений состояние преступности на дорогах, в море или в воздухе изменялось. Ясное понимание апробированного опыта законодательной и правоприменительной практики может возникнуть лишь при анализе изменения уголовного законодательства за годы его существования.

Ключевые слова: транспортные преступления, безопасность движения, эксплуатация транспорта, анализ зарегистрированных преступлений, нарушение правил дорожного движения.

Первая редакция УК РФ от 13.06.1996 включала 9 составов преступлений в Главе 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»: нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ); оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 265 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ); нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК РФ) [1].

Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 263 УК РФ с 1997 по 2003 год характеризуется следующей динамикой: 167 в 1997 году; 148 в 1998 году. Снижение в 1999 году - 111 преступлений; 115 в 2000 году; 137 в 2001 году; 148 в 2002 году; 117 в 2003 году. За 7 лет существования редакции статьи динамика зарегистрированных преступлений сохранялась на среднем уровне 134,7 зарегистрированных преступлений в год.

Главный «бич» транспортных преступлений -преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ имеет следующие показатели: 47 967 в 1997 году; 52 735 в 1998 году; 53 735 в 1999 году; 52 267 в 2000 году; 54 525 в 2001 году; 57 073 в 2002 году; 53 609 в 2003 году. Средний показатель за 7 лет составляет 53 130 зарегистрированных преступлений в год [2].

Уже в 3 редакции от 25.06.1998 из диспозиции нормы, содержащейся в ч. 1 ст. 264 декримина-лизовано причинение крупного ущерба при нарушении лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств. Таким образом, декриминализация не повлияла в лучшую сторону на состояние преступности - 1999 году наблюдается рост зарегистрированных преступлений в сравнении с предыдущим 1998 годом [3].

Важно отметить, что статья 265 УК РФ оказалась «мертворожденной». Официальная статистика не отражает зарегистрированных преступлений по данной статье, как и не подтверждает ее актив-

ного применения в судебной практике. В 2003 году законодатель признает ее нецелесообразной и исключит (Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации») [4].

Преступление, предусмотренное ст. 266 УК РФ, также не относится к числу распространенных деяний. В 1997 году зарегистрировано 70 преступлений; в 1998 году 59; в 1999 году 60; в 2000 году 56; в 2001 году 58; в 2002 резкое сокращение до 27; в 2003 году зарегистрировано 26 преступлений. Средний показатель зарегистрированных преступлений за 7 лет составляет 50,8 зарегистрированных преступлений в год. На наш взгляд, такое редкое применение статьи вызвано сложностью доказывания недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями. Статью нельзя назвать «мертворожденной», но и эффективной с точки зрение уголовной политики она не является.

Практически сопоставимы статистические данные по преступлению, предусмотренному ст. 267 УК РФ, с предыдущим преступлением этой группы. В 1997 году зарегистрировано 53 преступления; в 1998 году 43; в 1999 году 51; в 2000 году 43; в 2001 году 50; в 2002 году сокращение до 17 преступлений; в 2003 году 12 преступлений. Средний показатель зарегистрированных преступлений в год за семилетний период составляет 38,4, что говорит о неэффективности статьи, нецелесообразности криминализации предусмотренного состава. Интересно отметить общую закономерность снижения преступности по двум составам в 2002 году. Вероятно, на это сказались иные факторы, а не изменение законодательства.

Динамика преступлений, предусмотренных ст. 268 УК РФ, характеризуется скачкообразно. В 1997 году зарегистрировано 149 преступлений; в 1998 году 122; в 1999 году 149 преступлений; в 2000 году 124; в 2001 году 125; в 2002 году 103; в 2003 году 91. Средний показатель за указанный период равен 123,2 зарегистрированных преступления в год [5].

Из рассматриваемой группы преступлений меньше всего регистрируется деяний, предусмотренных ст. 269 УК РФ. В 1997 году зарегистрировано 9 преступлений; в 1998 году 3; в 1999 году 6; в 2000 году 3; в 2001 году 5; в 2002 году 4; в 2003 году 0. При среднем показателе 4,7 зарегистрированных преступлений в год следует отметить ее крайнюю неэффективность.

Рассматривая статистику зарегистрированных преступлений по статьям 270 и 271 УК РФ за все 25 лет существования УК РФ, отметим, что их применение крайне редко, и судебная практика знает лишь несколько подобных примеров, что не позволяет рассматривать их в системе статистики.

Редакция 23 УК от 08.12.2003 внесла ряд изменений в Главу 27, в частности, декриминализо-вала причинение вреда здоровью средней тяжести в статьях 263, 264, 266, 267, 268, 269 УК РФ; причинение крупного ущерба в статьях 263, 266,

269 УК РФ. Смягчены наказания (депенализа-ция) по ч. 3 ст. 263, ч. 3 ст. 264, ч. 1, 3 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 3 ст. 268, ч. 3 ст. 269, ст. 270, ст. 271; полностью декриминализован состав ст. 265 УК РФ, что очевидно выражает стремление законодателя к декриминализации в системе транспортных преступлений [6].

Обратимся к статистике зарегистрированных преступлений, предусмотренных уже рассмотренными выше статьями за период с 2004 по 2009 год [7].

По 263 статье УК РФ зарегистрировано: в 2004 - 75; в 2005 - 73; в 2006 - 70; в 2007 - 57; в 2008 - 39; в 2009 - 46. Средний показатель за 6 лет - 60 преступлений в год. По статье 264 УК РФ зарегистрировано: в 2004 - 26 533; в 2005 - 26637; в 2006 - 26315; в 2007 - 25623; в 2008 - 24 326; в 2009 - 27 544. Средний показатель за 6 лет - 26 163 преступления в год. По статье 266 УК РФ зарегистрировано: в 2004 - 32; в 2005 - 22; в 2006 - 24; в 2007 - 11; в 2008 - 14; в 2009 - 27. Средний показатель за 6 лет - 21,6 преступлений в год. По статье 267 УК РФ зарегистрировано: в 2004 - 15; в 2005 - 20; в 2006 - 25; в 2007 - 15; в 2008 - 14; в 2009 - 17. Средний показатель за 6 лет - 17,6 преступлений в год. По статье 268 УК РФ зарегистрировано: в 2004 - 49; в 2005 - 53; в 2006 - 50; в 2007 - 71; в 2008 - 94; резкое увеличение в 2009 - 178. Средний показатель за 6 лет - 82,5 преступления в год. По статье 269 УК РФ зарегистрировано: в 2004 - 0; в 2005 - 0; в 2006 - 7; в 2007 - 1; в 2008 - 1; в 2009 - 1. Средний показатель за 6 лет составляет 1,6 преступления в год [8].

Таким образом, показатель зарегистрированных преступлений снизился: по ст. 263 в 2,2 раза; по ст. 264 в 2 раза; по ст. 266 в 2,3 раза; по ст. 267 в 2,1 раза; по ст. 268 в 1,6 раза; по ст. 269 УК РФ в 2,9 раза. Подобное снижение очевидно объясняется отклонением курса уголовной политики законодателя в сторону декриминализации и депена-лизации в 2004 году.

В 2009 году законодатель принял решение криминализировать нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения (Редакция УК РФ № 50 от 13.02.2009), расширив диспозицию нормы, содержащийся в ст. 264 УК РФ. Редакцией УК РФ № 60 от 29.12.2009 были снижены максимальные сроки ограничения свободы по составам статей 263, 264, 268, 269; исключен такой вид ответственности как ограничения свободы по статьям 270 и 271 [9].

В 2010 году редакцией № 71 УК РФ от 27.07.2010 были криминализованы нарушения правил безопасности движения и эксплуатации морского и внутреннего водного (в предыдущий редакции -водного) транспорта и метрополитена. Статья 263 дополняется составом «отказ лица от исполнения трудовых обязанностей в случае, если такой отказ запрещен законом», а также в статью «возвращается» крупный ущерб, понятие которого раскрыва-

5 -о

сз

<

ется в примечании. Глава 27 дополняется новым составом, который криминализует неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах путем введения одноименной статьи 263.1 УК РФ [10].

Редакцией № 82 от 07.03.2011 санкция нормы в части статьи 263 УК РФ была дополнена штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. В Редакции № 89 от 07.12.2011 санкции норм, закрепленных в статьях 263, 263.1, 266, 269, 270 УК РФ, были дополнены новыми видами наказаний - принудительными работами и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; санкция, закрепленная в статье 264 УК РФ, дополнена принудительными работами и лишением права управления транспортным средством; санкции статей 267, 268 УК РФ принудительными работами [11].

С 10.12.2011 начинает действовать редакция, криминализировавшая нарушение правил использования воздушного пространства РФ, дополнив главу 27 статьей 271.1 УК РФ [12].

Следующим изменениям глава 27 подверглась уже в 2014 году. В частности, в редакции УК № 126 от 05.05.2014 состав статьи 263.1 меняется на нарушение требований в области транспортной безопасности. Криминализуется совершение деяния по предварительному сговору и организованной группой лиц [13].

Проанализируем показатели статистики за 6 лет с 2010 по 2015 год. По 263 статье УК РФ зарегистрировано: в 2010 - 44; в 2011 - 76; в 2012 - 60; в 2013 - 72; в 2014 - 69; в 2015 - 94. Средний показатель за 6 лет - 69,1 преступлений в год. По статье 264 УК РФ зарегистрировано: в 2010 - 26307; в 2011 - 27302; в 2012 - 29370; в 2013 - 28495; в 2014 - 28487; в 2015 - 26662. Средний показатель за 6 лет - 27 770 преступления в год. По статье 266 УК РФ зарегистрировано: в 2010 - 13; в 2011 - 15; в 2012 - 13; в 2013 - 16; в 2014 - 4; в 2015 - 8. Средний показатель за 6 лет - 11,5 преступлений в год. По статье 267 УК РФ зарегистрировано: в 2010 - 18; в 2011 - 3; в 2012 - 4; в 2013 - 1; в 2014 - 2; в 2015 - 4. Средний показатель за 6 лет - 5,3 преступлений в год. По статье 268 УК РФ зарегистрировано: в 2010 - 197; в 2011 - 224; в 2012 - 299; в 2013 - 365; в 2014 - 217; в 2015 - 111. Средний показатель за 6 лет - 235,5 преступления в год. По статье 269 УК РФ зарегистрировано: в 2010 - 0; в 2011 - 1; в 2012 - 2; в 2013 - 1; в 2014 - 1; в 2015 - 1. Средний показатель за 6 лет составляет 1 преступление в год [14].

Общая тенденция законодателя к криминали-„ зации за 6 летний период в значительной степе-2 ни не повлияла на изменение среднего показателя ^ зарегистрированных преступлений по статьям 263 еЗ и 264 УК РФ. По остальным составам показатели Ц снизились.

В редакции № 142 от 08.06.2015 из санкции нормы в статье 264 УК исключается такой вид наказания как лишение права управления транспортным средством и появляется лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Примечание 1 теперь раскрывает другие механические транспортные средства не как троллейбусы, мотоциклы и иные механические тс, а добавляет в перечень дорожно-строительные самоходные машины, а также транспортные средства. Введенное в новой редакции Примечание 2 раскрывает понятие лица, находящегося в состоянии опьянения. Следует отметить появление нового состава преступления, закрепленного в статье 264.1 УК РФ, криминализовавшее нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию [15].

Следующее изменение было совершено в отношении Примечания 2 статьи 264 УК РФ, добавившее аналоги психотропных веществ либо новых потенциально опасных психоактивных веществ при описании лица, находящегося в опьянения.

Очередной шаг законодателя в сторону криминализации прослеживается в редакции УК РФ № 159 от 03.04.2017 путем введения нового состава - действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств во вновь созданной статье 267.1 УК РФ [16].

С 21 октября 2018 года Федеральным законом от 23. 04.2018 № 114-ФЗ статья 269 УК РФ признается утратившей силу. Таким образом, законодатель декриминализовал нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, что, на наш взгляд, оправданно по причине неэффективности данной статьи, уже отмеченной выше.

В редакции УК РФ № 182 от 23.04.2019 законодатель сузил условия применения статьи 264.1 -только лица, имеющего судимость за совершение преступления в состоянии опьянения [17].

Редакция № 184 УК РФ от 17.06.2019 криминализует причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, а также сужает условия привлечения к ответственности при нахождении лица в алкогольном опьянении, но ужесточает ответственность путем введения наказания в виде лишения свободы от пяти до двенадцати лет в статье 263 УК РФ. Теперь смерть двух или более лиц вызванная действиями лица находящегося в алкогольном опьянении наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет. Законодатель также ужесточил наказания при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации тс: при совершении деяния лицом, находящимся в состоянии опьянения или если деяние сопряжено с оставлением места его совершения (максимальный срок принудительных работ увеличен с трех до пяти лет, а лишение свободы от трех до семи вместо максимального в виде четырех лет в статье 264 УК РФ). Сроки принудительных работ увеличены в других частях комментируемой статьи [18] (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Вид преступления по УК РФ Зарегистрированные преступления

Год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Ст. 263 167 148 111 115 137 148 117

Ст. 264 47 967 52 735 53 735 52 267 54 525 57 073 53 609

Ст. 265 -

Ст. 266 70 59 60 56 58 27 26

Ст. 267 53 43 51 43 50 17 12

Ст. 268 149 122 149 124 125 103 91

Ст. 269 9 3 6 3 5 4 0

Ст. 270 -

Ст. 271 -

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Ст. 263 75 73 70 57 39 46 44

Ст. 263.1 -

Ст. 264 26 533 26 637 26 315 25 613 24 326 27 544 26 307

Ст. 265 -

Ст. 266 32 22 24 11 14 27 13

Ст. 267 15 20 25 15 14 17 18

Ст. 268 49 53 50 71 94 178 197

Ст. 269 0 0 7 1 1 1 1

Ст. 270 - 0

Ст. 271 - 0

Год 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Ст. 263 76 60 72 69 94

Ст. 263.1 - 3

Ст. 264 27 302 29 370 28 495 28 487 26 662

Ст. 264.1 -

Ст. 265 -

Ст. 266 13 15 16 4 8

Ст. 267 3 4 1 2 4

Ст. 267.1 -

Ст. 268 224 299 365 217 111

Ст. 269 1 2 1 1 1

Ст. 270 -

Ст. 271 -

Ст. 271.1 -

Год 2018 2019 2020

Ст. 263 167

Ст. 263.1 3 11

Окончание

Вид преступления по УК РФ Зарегистрированные преступления

Ст. 264 18539 25251

Ст. 264.1 73106 75684

Ст. 265 - -

Ст. 266 10 14

Ст. 267 5 6

Ст. 267.1 28 22

Ст. 268 58 110

Ст. 269 0 0

Ст. 270 0 0

Ст. 271 0 1

Ст. 271.1 0 0

Ст. 263 УК РФ Ст. 263.1 УК РФ Ст. 264 УК РФ Ст. 264.1 УК РФ Ст. 265 УК РФ Ст. 266 УК РФ Ст. 267 УК РФ Ст. 268 УК РФ Ст. 269 УК РФ Ст. 270 УК РФ Ст. 271 УК РФ

криминализации) на число зарегистрированных преступлений, однако следует учитывать особенности других факторов, влияющих на показатели преступности в России.

Литература

1.

2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Ст. 271.1 УК РФ 3.

Рис. 1. Преступления против против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Обратимся к анализу зарегистрированных преступлений с 2016 по 2020 годы. Следует отметить, что официальная статистика МВД в ежегодных обзорах выделяет наиболее общественно опасные 4. категории преступлений из рассматриваемой нами главы. Речь идет о статьях 264 и 268 УК РФ, статистика по которым отражается в пункте «нарушение 5. правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» в совокупности. В 2016 году число зарегистрированных преступлений по статьям 264 и 268 составляет 22 тысячи; в 2017 - 21 тысячу; 6. в 2018 - 20,1 тысячу. В 2019 году 19 618 зарегистрированных преступлений в области нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. За январь - июль 2020 года зарегистрировано 10619 преступлений. Так, динамика сохраняется на одном среднем уровне - 20 тысяч преступлений в год. Законодательство по данным 7. статьям с 2015 года также не меняется [19].

Таким образом, анализ особенностей преступлений против транспорта показал влияние государственной политики (как криминализации и де-

Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 13.06.1996) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_3991/ (дата обращения: 20.12.2020).

Официальный МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://www. мвд.рф. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 1998) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_3815/ (дата обращения: 20.12.2020).

Официальный сайд судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www. cdep.ru Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/ news-1249812/

Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 13.02.2009) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_4391/ (дата обращения: 21.12.2020).

Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/

cons_doc_LAW_7351/ (дата обращения: 22.12.2020).

8. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 07.03.2011) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_0171/ (дата обращения: 23.12.2020).

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-Ф3 (в ред. от 10.12.2011) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9351/ (дата обращения: 24.12.2020).

10. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7396/ (дата обращения: 25.12.2020).

11. Официальный МВД России [Электронный ресурс]. URL: https://www. мвд.рф.

12. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 08.06.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7614/ (дата обращения: 25.12.2020).

13. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_7452/ (дата обращения: 25.12.2020).

14. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_4323/ (дата обращения: 26.12.2020).

15. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 17.06.2019) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 26.12.2020).

16. Официальный сайт судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www. cdep.ru

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF TRANSPORT

CRIMES OVER THE 25 YEARS OF THE CRIMINAL

CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Perfilyev A.D., Karazhelyaskov B.A.

Far Eastern Federal University

From year to year, thousands of people die on the roads and during the operation of transport. The sad statistics of victims are accompanied by the changing dynamics of transport crimes. In order to ensure safety and prevent road accidents, the legislator uses various, primarily legal methods to combat violations. The criminal law plays a leading role in this struggle. For twenty-five years of the existence of the Criminal Code of the Russian Federation, Chapter 29 "Crimes against traffic safety and operation of transport" has undergone repeated changes. Depending on the criminalization or vice versa - decriminalization of the acts of drivers and other participants in transport relations, the state of crime on the roads, at sea or in the air changed. A clear understanding of the proven experience of legislative and law enforcement practice can arise only when analyzing changes in criminal legislation over the years of its existence.

Keywords: transport crimes, traffic safety, transport operation, analysis of registered crimes, violation of traffic rules.

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 13.06.1996) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_3991/ (accessed: 20.12.2020).

2. Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 13.06.1996) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_3815/ (date of access: 20.12.2020).

3. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 08.12.2003) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_3901/ (accessed: 20.12.2020).

4. Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 13.02.2009) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4391/ (date of access: 21.12.2020).

5. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 29.12.2009) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9531/ (accessed: 21.12.2020).

6. Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 27.07.2010) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7351/ (date of access: 22.12.2020).

7. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 27.07.2010) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_8142/ (accessed: 22.12.2020).

8. Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 07.03.2011) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_0171/ (date of access: 23.12.2020).

9. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 07.12.2011) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7391/ (accessed: 23.12.2020).

10. Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 10.12.2011) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9351/ (date of access: 24.12.2020).

11. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 05.05.2014) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7396/ (accessed 25.12.2020).

12. Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 08.06.2015) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-

5 -a

C3

<

antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7614/ (date of access: 25.12.2020).

13. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 03.04.2017) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7452/ (accessed 25.12.2020).

14. Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 23.04.2018) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4323/ (date of access: 26.12.2020).

15. The Criminal Code of the Russian Federation: feder. Law No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended). from 17.06.2019) [Electronic resource]. Access from help. - the legal system "Consult-

antPlus". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_5142/ (accessed: 26.12.2020).

16. Korobeev, A.I. Criminal law policy of Russia: from Genesis to the crisis: monograph / A.I. Korobeev. M.: Yurlitinform, 2019. 352 c.

17. Batanov, A.N. Problems of proving the state of intoxication in cases of road traffic crimes / A.N. Batanov / / Transport law. M.. 2018. No. 4. C. 279. [Electronic resource]. URL: http://www. lawinfo.ru/catalog/magazines/transportnoe-pravo/ (accessed 10.09.2020)

18. Official Ministry of Internal Affairs of Russia [Electronic resource]. URL: https://www

19. The official website of the judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://www. cdep.ru

1

CM

CM

z

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.