Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ, СТРУКТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЕ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ, СТРУКТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / SOURCES OF FUNDING / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА / INVESTMENT POLICY OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина О.М.

Показаны результаты инвестирования в Воронежскую область, в том числе по экономическим видам деятельности, муниципальным образованиям и источникам финансирования. Выявлены проблемы неравномерности инвестирования, определены направления решения. Инвестирование в регион рассматривается как приоритетная задача и инструмент развития производительных сил в регионе, социально-экономического развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DYNAMICS, STRUCTURE AND SOURCES OF INVESTMENTS IN THE REGION

Shows the results of investing in the Voronezh region, including economic activities, municipalities and funding sources. Shows the problems of uneven investment directions for solutions. Investing in the region is regarded as a priority and tool development productivity-tion of power in the region, socio-economic development of the territory.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ, СТРУКТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЕ»

УДК 330.332

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ, СТРУКТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЕ

О. М. Фокина

Воронежский филиал Академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ

Поступила в редакцию 16 апреля 2015 г.

Аннотация: показаны результаты инвестирования в Воронежскую область, в том числе по экономическим видам деятельности, муниципальным образованиям и источникам финансирования. Выявлены проблемы неравномерности инвестирования, определены направления решения. Инвестирование в регион рассматривается как приоритетная задача и инструмент развития производительных сил в регионе, социально-экономического развития территории.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, источники финансирования инвестиций, инвестиционная политика региона.

Abstract: shows the results of investing in the Voronezh region, including economic activities, municipalities and funding sources. Shows the problems of uneven investment directions for solutions. Investing in the region is regarded as a priority and tool development productivity-tion of power in the region, socio-economic development of the territory.

Key words: investments, investment projects, sources offunding, investment policy of the region.

Данная статья приводит фрагменты исследований, проведенных по инициативе правительства Воронежской области, департамента экономического развития Воронежской области, Института регионального развития, позволивших сделать ряд выводов о сложившихся тенденциях и долгосрочных перспективах развития и размещения производительных сил в Воронежской области.

Теоретические и методические аспекты, представленные в данной статье, рассматривались нами ранее [1, 2], а также в работах коллег по разработке схемы размещения производительных сил Воронежской области: О. П. Аксеновой, Ю. П. Ани-симова, Б. Г. Преображенского, И. Е. Рисина, С. В. Свиридовой, Ю. И. Трещевского и др. [3-7]. Фактический материал представлен в отчете о научно-исследовательской работе «Разработка генеральной схемы (плана) размещения производительных сил Воронежской области» [8].

Анализ данных Федерального органа государственной статистики по Воронежской области и Департамента экономического развития за 2011- 2013 гг. показал, что в регионе наблюдается положительная динамика инвестиций, темпы роста опережают среднероссийские. Однако базовые виды деятельности имеют темп роста (производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 107,1 %, обрабатывающие производства

© Фокина О. М., 2015

- 106,3 %) ниже среднего по региону - 109, 6 %, а ключевая отрасль - сельское хозяйство снижает инвестиции в 2013 г. на 26,7 % к 2012 г. (табл. 1).

По структуре инвестирования наибольший вес имеют вложения по экономическим видам деятельности:

1) производство и распределение электроэнергии, газа и воды - снижение доли с 30,1 до 29,5 %, при этом - 107,1 % рост 2013 г. к 2012 г.;

2) обрабатывающие производства - увеличение доли с 19,6 до 20,7 %, при росте за год 106,3 %;

3) сельское хозяйство - снижение как доли (с 14,9 до 10,2 %), так и абсолютной величины 26,7 % к предшествующему периоду;

4) транспорт и связь - увеличение с 12,2 до 13,3 %, при росте за год 121, 6 %;

5) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг имеют большую и растущую долю в инвестициях в основной капитал

- с 9,45 до 11, 8 %, прирост за год составил 31, 8 %.

Инвестиции в сельское хозяйство в сумме более миллиарда рублей сосредоточены в Рамонском, Лискинском и Таловском районах. Сумма более 500 млн рублей вложена в сельское хозяйство в Кантемировском, Аннинском, Бобровском, Ольхо-ватском, Кантемировском и Хохольском районах, городе Воронеж. Петропавловский и Поворенский

Т а б л и ц а 1

Анализ динамики и структуры инвестиций за 2012-2013 гг.

Использовано, млн рублей Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % Общий объем инвестиций, %

2012 2013 2012 к 2011 году 2013 к 2012 году 2012 2013

Инвестиции - всего, 125 979,1 150 095,5 105,2 109,6 100 100

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 18 778,7 15 254 1,9 74,3 14,9 10,2

обрабатывающие производства 24 754,1 28 073,2 135,0 106,3 19,6 20,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 37 916,8 44 300,8 94,7 107,1 30,1 29,5

транспорт и связь 15 379,4 19 887,8 59,7 121,6 12,2 13,3

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 11 864,8 17 677,8 143,6 131,8 9,4 11,8

Другие виды деятельности - - - - 14,2 14,9

районы в сельское хозяйство не инвестируют (табл. 2).

Три района - Рамонский, Лискинский и Талов-ский - вносят 41,0 % от суммы инвестиций по региону, десять районов сосредоточили 74,43 %, а 15 районов - 85,18 % всех инвестиций.

Инвестиции в обрабатывающие производства по муниципальным образованиям представлены в табл. 3.

При этом произошло сокращение инвестиций в наиболее значимые виды - в группе обрабатыва-

ющих производств: производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 26,8 %; химическое производство - на 48,1 %; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - на 17,5 %. В 2013 г. ниже, чем в 2012 г. по Воронежской области доля инвестиций в транспорт и связь: 11,87 % - по сравнению с 27,54 % по Российской Федерации.

Инвестиции в производство и распределение энергии, газа и воды сосредоточены преимущественно в Нововоронеже (36 млрд рублей), в Воро-

Муниципальное образование Сумма инвестиций, тыс. руб. Процент к сумме по региону

Подгоренский 316 136 2,07

Бутурлиновский 344 406 2,25

Каменский 375 636 2,46

Хохольский 656 802 4,31

Кантемировский 669 709 4,39

Бобровский 693 185 4,54

город Воронеж 715 882 4,69

Аннинский 732 844 4,80

Ольховатский 748 855 4,91

Острогожский 859 672 5,64

Рамонский 1 481 561 9,71

Лискинский 1 845 588 12,10

Таловский 2 949 266 19,33

Итого по муниципальным образованиям 74,43

Т а б л и ц а 2

Инвестиции в сельское хозяйство по муниципальным районам

Т а б л и ц а 3

Инвестиции в обрабатывающие производства по муниципальным районам более 250 млн руб. в 2013 г.

Муниципальное образование Сумма инвестиций, тыс. руб. Процент к региону

Бобровский 277 411 0,99

Эртильский 291 548 1,04

Каменский 324 813 1,16

Павловский 345 061 1,23

Калачеевский 377 465 1,34

Новоусманский 422 626 1,51

Россошанский 522 184 1,86

Лискинский 922 298 3,29

Подгоренский 2 066 840 7,36

Семилукский 7 891 198 28,11

г. Воронеж 13 174 272 46,93

Итого по перечисленным районам 95,69

неже (4,4 млрд руб.), Лискинском районе (1,7 млрд руб.) из 43 млрд руб. по региону.

Лидеры инвестиций в обрабатывающие производства - Воронеж, Семилукский, Подгоренский и Лискинский районы (в каждом районе более 2,0 млрд в 2013 г.). Менее одной десятой процента имеют Таловский, Верхнемамонский, Терновский, Бутурлиновский, Богучарский районы и г. Новово-ронеж. Нет инвестиций в этот вид деятельности в Воробьевском, Кантемировском, Нижнедевицком и Петропавловском районах.

Лидеры по инвестициям в транспорт и связь - Лискинский район (305 854 тыс. руб.), Новоус-манский район (501 098 тыс. руб.) и г. Воронеж 18 227 326 тыс. руб. Сумма по трем муниципальным образованиям - 95,71 % от инвестиций по данному виду деятельности.

Инвестирование в торговлю, розничную и оптовую, ведут преимущественно Рамонский, Борисоглебский, Верхнемамонский и Лискинский районы, а также г. Воронеж. Их вложения обеспечили практически 99 % от всех средств по виду деятельности.

В строительстве лидер - г. Воронеж (72 % всех средств по региону), существенные средства вложены в Эртильском и Россошанском районах, а также в Нововоронеже.

Активная часть основных фондов обновляется медленно. Удельный вес инвестиций в машины и оборудование, обеспечивающие технико-технологическое развитие региона составляет 20,6 % от суммы всего инвестированного капитала. При этом

в Борисоглебске - 0,66 %, Нововоронеже - 22,92 %, в г. Воронеже - 40 %.

Динамика инвестиций в основной капитал практически по всем районам и городским округам положительная, общие темпы по региону превышают средние темпы роста в целом по Российской Федерации, асимметричная структура суммы инвестированного капитала по районам и по видам экономической деятельности.

Минимальные суммы в Богучарском (106 млн руб.), Петропавловском (30 млн руб.) и Репьевском (133 млн руб.) районах. Наибольшие суммы вложены в г. Воронеже (74 млрд руб.), г. Нововоронеже (36 млрд руб.), Лискинском (10 млрд руб.), Подгоренском (2,7 млрд руб.), Рамонском (2,2 млрд руб.), Семилукском (3,6 млрд руб.), Та-ловском (3,0 млрд руб.) районах (рис. 1).

Источники финансирования. Отмечается низкий удельный вес собственных источников финансирования (25,0 % - в 2012 г. и 26,5 % - в 2013 г.) с незначительным его приростом в 2013 г. (табл. 4, 5) [9-10].

В 2013 г. доля привлеченных средств снизилась с 75,7 до 73,0 % из которых 28,4 % - средства бюджетов. В 2013 г. наблюдается уменьшение доли банковских кредитов с 13,7 до 9,8 % в сумме источников. Незначительна доля прибыли и существенно снижение доли амортизационных отчислений предприятий в сумме собственных источников.

Доля средств регионального бюджета близка к среднероссийскому уровню и снижается с 37,9 в 2011 г. до 25,6 в 2013 г.

Условные обозначения

Щ сумма инвестиций от 10 001 до 60 000 млн руб. Щ сумма инвестиций от 1 501 до 10 000 млн руб. сумма инвестиций от 1 001 до 1 500 млн руб. сумма инвестиций от 501 до 1 000 млн руб. | сумма инвестиций от 0 до 500 млн руб.

Рис. 1. Распределение инвестиций по муниципальным образованиям Воронежской области

(без суммы инвестиций в жилища)

Т а б л и ц а 4

Источники финансирования инвестиций в основной капитал по организациям без субъектов малого предпринимательства за январь-декабрь 2012-2013 гг.

С начала отчетного 2012 г. С начала отчетного 2013 г. Рост к 2013 г., %

млн рублей в % к итогу млн рублей в % к итогу

Инвестиции в основной капитал, 125979,10 100,00 135506,30 100,00 107,563

в том числе по источникам финансирования:

собственные средства, 31434,20 25,00 35929,70 26,50 114,301

из них:

прибыль, остающаяся в распоряжении организаций 13869,70 11,00 16433,80 12,10 118,487

амортизация 15172,80 12,00 12205,00 9,00 80,440

привлеченные средства, 94544,90 75,00 99576,60 73,50 105,322

из них:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кредиты банков 17248,00 13,70 13283,20 9,80 77,013

заемные средства других организаций 4358,00 3,50 9229,70 6,80 211,788

бюджетные средства 32360,60 25,70 38504,50 28,40 118,986

средства внебюджетных фондов 123,20 0,10 78,00 0,10 63,312

Прочие 40455,10 32,00 38481,20 28,40 95,121

Т а б л и ц а 5

Динамика структуры источников финансирования в основной капитал в предприятия без субъектов малого

предпринимательства Воронежской области [10]

Период Инвестиции в основной капитал, всего Собственные средства В том числе: Привлеченные средства

прибыль, остающаяся в распоряжении организации амортизация

2011 100,00 25,69 9,20 16,17 74,31

2012 100,00 25,9 12,1 12,1 74,1

2013 100,00 23,2 12,10 9,00 76,8

Снижение доли (и суммы) банковских кредитов с 17,2 в 2012 г. до 9,5 в 2013 г. явилось следствием как низкой кредитоспособности организаций (в силу низкой эффективности и сложного финансового положения, наличия достаточно высокой доли убыточных организаций в Воронежской области).

Убыток (без учета прибыли) по результатам деятельности за 2013 г. получили почти 28,0 % предприятий области; в 2012 г. убыточными были 23,0 % предприятий. Наибольшие суммы убытков приходятся на предприятия обрабатывающих производств (32,9 % от общей суммы убытков), организации транспорта и связи (13,9 %); осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (12,4 %). Это ограничивает перспективы инвестирования в основные виды деятельности Воронежской области. Снижение доли убыточных предприятий, повышение эффективности деятельности создаст дополнительные источники финансирования, одновременно создаст возможности для расширения банковского кредитования.

Отмечается новая тенденция - увеличение доли (и рост суммы) средств вышестоящих организаций. Иностранные инвестиции сосредоточены в Канте-мировском районе (17,9 млн руб.) и г. Воронеже (835,0 млн руб.), кредиты иностранных банков

направлены в Новохоперский район (44,0 млн руб.) [11].

Оценим бюджетные источники. В соответствии с государственными программами наибольшие суммы выделены на программы обеспечения нового качества жизни (59,0 млрд руб.) из 11,7 млрд рублей, направляемых на инновационное развитие и модернизацию экономики наибольшие средства - в развитие транспортной системы (5,8 млрд руб.) и развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка (2,8 млрд руб.). Сумма средств, направляемых на развитие производственного потенциала региона по этим программам невысока относительно всех использованных источников [12] и составляет 15,0 % (табл. 6).

Проблемы инвестирования в регионе. В настоящее время в Воронежской области реализуется широкий спектр мероприятий по поддержке инвестиций. Регион имеет растущие рейтинги по инвестиционной привлекательности (как по составляющим основных инвестиционных рисков, так и по главным компонентам инвестиционного потенциала), в частности рейтингового агентства «Эксперт». Тем не менее имеются проблемы развития по муниципальным образованиям.

Т а б л и ц а 6

Распределение государственных программ Воронежской области по основным направлениям развития региона

№ п/п Наименование государственной программы Воронежской области Объем финансирования программы в соответствии с законом об областном бюджете (в ред. от 04.08.14 № 114-ОЗ), тыс. руб.

1 Новое качество жизни 59 242 279,0

2 Инновационное развитие и модернизация экономики 11 719 780,4

3 Сбалансированное развитие региона 7 203 852,7

Итого 78 165 912,10

Распределение проектов, включенных в программу социально-экономического развития Воронежской области, отраженных на геопортале, особо значимых проектов, получающих государственную поддержку по муниципальным образованиям, показано рис. 2.

На картограмме бесспорна неравномерность распределения по муниципальным образованиям как особо значимых проектов, так и отраженных на геопортале Воронежской области. Особое место среди них занимают проекты агропромышленного комплекса (в программе социально-экономического развития их 67), второе место - проекты в обрабатывающих производствах, третье - в производстве пищевых продуктов.

Отличительная характеристика проектов АПК - в регионе реализуется пять крупных проектов крупных инвесторов, расположенных территориально в нескольких муниципальных образованиях (табл. 7).

Имеются и проекты иностранных компаний на территории Воронежской области на период до 2020 г. в общей сумме 66,8 млрд рублей.

Подготовлены и частично реализуются проекты на основе механизма государственно-частного партнерства общей суммой инвестиций 189,2 млрд руб. и дающие 4150 новых рабочих мест [12]. Для получения и использования широкого спектра государственной поддержки предприятия должны разработать инвестиционные проекты, соответствующие статусу особо значимых (системообразующих).

Проблемы финансирования для реализации инвестиционных проектов Воронежской области отражены на рис. 4, представляющем проблемное поле инвестирования в Воронежской области, в рамках которого систематизированы направления решения.

Начиная с текущего года [13, 14] в инвестиционной политике региона происходят изменения:

установлены четкие критерии отбора проектов на основе системы показателей (с учетом оценки потенциального вклада предприятий в достижение региональных показателей - ВРП, увеличения вклада в него высокотехнологичных и наукоемких производств, прироста инвестиций и количества высокопроизводительных рабочих мест);

Условные обозначения Количество реализуемых

Инвестиционные проекты нроектов в муниципальном

образовании

особо значимые инвестиционные более 10 проектов

проекты

^^ реализуемые инвестиционные проекты инвестиционные проеты, включенные в

Щ от 4 до 9 процентов

| от 1 до 3 процентов

Программу социально-экономического ^ проекты от^тстауют

развития Воронежской области на 2012-2016 гг.

Рис. 2. Распределение инвестиционных проектов по муниципальным образованиям Воронежской области

Т а б л и ц а 7

Проекты, реализуемые в нескольких муниципальных образованиях в агропромышленном комплексе

Межрайонные проекты Период Сумма, млн руб.

Строительство свинокомплекса общей мощностью 42 тыс. т в живом весе в год на территории Воронежской области, ООО «АПК АГРОЭКО», Калачеевский, Новохоперский, Павловский муниципальные районы 2011-2020 5810

Развитие племенного свиноводства в Воронежской области, ООО «Воронежмясопром», Нижнедевицкий, Семилукский муниципальные районы 2007-2020 5255

Создание племенного предприятия по разведению и откорму мясного скота мощностью 30 тыс. голов маточного поголовья, ООО «Заречное», Рамонский, Каменский, Подгоренский муниципальные районы 2011-2020 5910

Развитие гибридного свиноводства в Воронежской области, ЗАО «Агроресурс-Воронеж», Нижнедевицкий, Семилукский муниципальные районы 2010-2020 3 691,00

Создание современного свинокомплекса общей мощностью 28 тыс. т свинины в живом весе в год и комбикормового завода мощностью до 230 тыс. т кормов с зернохранилищем на 90 тыс. т на территории Воронежской области, ООО «АГРОЭКО-ВОРОНЕЖ», Таловский, Павловский муниципальные районы 2011-2021 6203

будет производиться расчет баллов и итоговой оценки каждой заявки, а также формироваться совокупный рейтинг по портфелю инвестиционных заявок, поступивших на рассмотрение.

При этом методики по оценке влияния проекта инвестирования в прирост ВРП с учетом эффектов в смежных производствах отсутствуют. Рейтинги проектов по ряду различных показателей не дают оценки количественного влияния мультипликативного эффекта, экономического эффекта.

В муниципальных образованиях внедрение стандарта осуществляется с существенными различиями: отсутствуют единые требования к подготовке инвестиционных предложений, формированию инвестиционного паспорта района, оказанию методической поддержки при разработке, оформлении и продвижении инвестиционных проектов, формированию у предпринимателей представления о методах оценки проектов для получения поддержки. Необходимо создание методологической основы по развитию предприятий, формированию инвестиционной политики предприятий в районах [6], информирование о подходах к оценке и мониторингу проектов, претендующих на получение государственной поддержки.

При рассмотрении финансово-инвестиционного потенциала предлагается комплекс мероприятий по привлечению финансовых ресурсов в реализацию инвестиционных проектов развития производительных сил Воронежской области [15], в том числе по повышению инвестиционной привлекательности Воронежской области, по формированию инвестиционных паспортов муниципальных образований (определена их структура и состав основных разделов), основные положения концеп-

ции инвестиционной политики муниципального образования. Для предприятий определены особенности инновационной и инвестиционной политики [1, 2, 5], позволяющие эффективно реализовать инвестиционные проекты и формировать налогооблагаемую базу региона.

Выполнен анализ инвестиционной политики отдельных муниципальных образований, сделан вывод об актуальности предлагаемых мероприятий.

Основные предложения

1. Целенаправленное формирование финансово-инвестиционного потенциала региона. Финансово-инвестиционный потенциал региона рассматриваем как единство способности территории продуцировать и мобилизовать внутренние ресурсы и резервы; привлекать инвестиционные ресурсы извне; трансформировать ресурсы и сбережения в инвестиции.

2. Отнести к приоритетным проектам, направленные на импортозамещение, инновации, техническое перевооружение в обеспечивающих его видах деятельности. Поддерживать в числе первых проекты межрайонные, как обладающие потенциалом экономической (не только коммерческой) эффективности, мультипликативным эффектом.

3. Поиск и генерирование инвестиционных проектов в высокотехнологичные и наукоемкие производства, обладающие системообразующим эффектом. Необходимо определить новые приоритеты для предоставления поддержки проектов, в частности использовать оценку мультипликативного эффекта, роста производства и услуг в смежных видах деятельности, бюджетного эффекта, количественно оцениваемого социального эффекта.

Проблема

Направление решения

Неудовлетворительная структура динамики инвестиций по видам деятельности: отставание профильных для Воронежской области видов деятельности - Привлечение для инвестирования в новые проекты технического перевооружения, разработки инвестиционной политики крупных инвесторов, объединения предприятий, ассоциации

Низкий уровень инвестиций в обновление технической основы производств - машины и оборудование

деятельности предприятия.

Разработка рекомендаций по формированию инвестиционной политики, обеспечивающей получение государственной поддержки

Наличие организаций, входящих в концерны, объединения, в том числе консолидированные группы налогоплательщиков Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева», интегрированной структуры «Концерн «Созвездие», ныне ОАО «Концерн «Созвездие». ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК, ОАО «ОАК») и др.

Формирование методического обеспечения инвестиционной деятельности предприятия.

Формирование инвестиционной политики, обеспечивающей получение государственной поддержки.

Стимулирование потенциальных инвесторов - вышестоящих организаций, объединений к инвестированию в Воронежскую область

Недостаточность собственных источников финансирования в части прибыли и амортизационных отчислений

Разработка нормативной базы по использованию амортизационных отчислений организаций. Программы повышения эффективности деятельности организаций.

Вхождение в ассоциации и иные объединения предприятий для совместной деятельности

Высокий уровень выполнения Стандарта деятельности исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и недостаточно полная, неравномерная по срокам подготовки и качеству, полноте реализация такого стандарта для муниципальных образований (Стандарта инвестиционной привлекательности муниципалитета и обсуждение планов по его внедрению в регионах России по предложению Агентства стратегических инициатив).

Формирование на региональном уровне комплекса информационных и методических материалов:

- инвестиционные паспорта муниципальных образований;

- реестры инвестиционных проектов;

- реестры производственных площадок и их полная характеристика с указанием свободных участков, земельных участков;

- предложения по государственной поддержке организаций;

- методическое обеспечение подготовки инвестором комплекта документов для получения государственной поддержки (макеты обоснований, методики оценки эффекта инвестора и бюджетного эффекта) предложения по разработке нормативно-правовых актов;

- доступные для инвесторов результаты научных, маркетинговых исследований на финансовом, инвестиционном, технологическом и техническом рынках;

- методики, рекомендации, регламенты, связанные с организацией финансирования;

- государственная поддержка инвестиционных проектов: описание действий по организации ее получения (регламенты)

Асимметричное инвестиционное развитие муниципальных образований, в том числе по бюджетным источникам, что приводит к усилению неравномерности развития территории Внедрение Стандарта инвестиционной привлекательности муниципалитета и обсуждение планов по его внедрению в регионах России по предложению Агентства стратегических инициатив

Условия ведения инвестиционной деятельности отличаются в регионе (на уровне региона) и на уровне муниципальных образований Формирование инвестиционного портала муниципальных образований: - нормативно-правовая база инвестиционной деятельности; - организация взаимодействия между инициаторами проектов и потенциальными инвесторами; - координация работы субъектов инвестиционной деятельности в регионе

Низкий уровень инвестиций в транспортную и инженерную инфраструктуру, в инновационные проекты Развитие механизмов государственно-частного партнерства, формирование методологии оценки эффекта участников и баланса интересов

Рис. 4. Проблемное поле инвестирования в Воронежской области

Ввести критерии устойчивости проектов при оценке эффективности предоставления мер государственной поддержки. Ужесточить на текущем этапе экономической ситуации требования к сроку окупаемости проектов в целом и эффективности бюджетной поддержки проектов. Мониторинг проектов на всех стадиях его жизненного цикла.

4. Обеспечить участие в государственных программах по всем доступным для региона направлениям. Развитие государственно-частного партнерства требует уточнения методологии оценки эффектов, возникающих у каждого из его участников. Необходимо согласовывать интересы региональные и частных инвесторов по всему спектру затрат и результатов ГЧП. Развитие методической базы принятия решений о взаимодействии, условий контрактов.

5. Муниципальные образования для формирования и укрепления финансово-инвестиционного потенциала должны реализовать в полной мере Стандарт деятельности исполнительного органа государственной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на муниципальном уровне. Разработка комплекса положений стандарта обеспечит методологией формирования инвестиционной политики как муниципальные образования, так и предприятия. При этом основной критерий для муниципального уровня -максимальное привлечение инвестиций, создание новых производств в сфере импортозамещения, безопасности, техническое перевооружение имеющейся производственной базы региона.

Представленные предложения будут способствовать формированию и мобилизации внутренних ресурсов и резервов; более активно привлекать инвестиционные ресурсы извне; трансформировать ресурсы и сбережения в инвестиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова О. П. Методика оценки потенциала предприятия, реализующего инвестиционный проект / О. П. Аксенова, О. М Фокина // Инновационный Вестник Регион. - 2008. - № 1. - С. 38-43.

2. Фокина О. М. Научно-техническое развитие и инвестиции : учеб. пособие / О. М. Фокина. - Воронеж, 2009. - 192 с.

Воронежский филиал Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Фокина О. М., кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и менеджмента

E-mail: omfokina@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тел.: 8-910-345-30-63

3. Преображенский Б. Г. Интеграция российских регионов в мировую экономику : формы, тенденции, факторы, инструменты / Б. Г. Преображенский, Ю. И. Трещевский, М. А. Хрипченко. - Воронеж : Научная книга, 2008. - 296 с.

4. Региональная социально-экономическая политика : теория, мировая и российская практика / под ред. Б. Г. Преображенского, Ю.И. Трещевского. - Воронеж : Научная книга, 2005. - 344 с.

5. Свиридова С. В. Инновационное развитие предприятий и комплексов / С. В. Свиридова. - Воронеж : ВГТУ 2011. - 222 с.

6. Трещевский Ю. И. Выбор стратегических приоритетов развития как принцип формирования и реализации политики муниципального образования / Ю. И. Трещев-ский, К. Е Гринфельд // Современная экономика : проблемы. - 2010. - №1 (1). - С. 38-54.

7. Шапошникова С. В. Мониторинг инновационной системы Воронежской области / С. В. Шапошникова, Ю. П. Анисимов // Инновационный Вестник Регион. -2008. - № 3. - С. 17-23.

8. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка генеральной схемы (плана) размещения производительных сил Воронежской области (заключительный) : в 3 ч. - Воронеж, 2014.

9. Инвестиционная деятельность по районам Воронежской области в 2013 году (шифр 0427) // Воронежстат. - 2014. - 18 с.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 : стат. сб. // Росстат. - М., 2014. - 990 с.

11. Социально-экономическое положение Воронежской области (аналитический доклад с приложением) в январе-декабре 2013 года (шифр 0101) : аналитический доклад // Воронежстат. - Воронеж, 2014.

12. О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области : постановление правительства Воронежской области от 6 сентября

2013 г. № 786 (в ред. от 27.05.2014 № 459).

13. Отчет о реализации инвестиционной стратегии Воронежской области на период до 2020 года и основных направлений до 2030 года за 2013 год и 6 месяцев

2014 года. - Режим доступа: http://invest-in-voronezh. ru/index.php?option=com_content&view=category&id=5 3&Itemid=234

14. Официальный сайт правительства Воронежской области. - Режим доступа: http://old.govvrn.ru/wps/ portal/AVO/investment

15. Круглякова В. М. Государственное регулирование инвестиционной деятельности : теория, отечественная и зарубежная практика / В. М. Круглякова, Ю. И. Трещевский. - Воронеж : ВГПУ, 2010. - 180 с.

Voronezh Branch of the Academy of National Economy and State Service under the RF President

Fokina O. M., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Economics, Finance and Managemen Department

E-mail: omfokina@mail.ru

Tel.: 8 910-345-30-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.