Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК (2000 - 2017ГГ.)'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК (2000 - 2017ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА / ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК / ГРУЗООБОРОТ / FREIGHT TRANSPORTATION / VARIOUS TYPES OF TRANSPORT / TRAFFIC VOLUME / FREIGHT TURNOVER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амелин С.С.

В статье проведен анализ динамики российского рынка грузоперевозок в разрезе по видам транспорта за период 2000 - 2017 годы. Рассмотрены в динамике показатели объемов перевозок и грузооборота по территории Российской Федерации. Также представлен прогноз развития российского рынка грузоперевозок в 2018 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE RUSSIAN FREIGHT MARKET (2000 - 2017)

The article analyzes the dynamics of the Russian freight market by type of transport from 2000 - 2017. Considered in dynamics indicators of traffic volumes and freight turnover on the territory of the Russian Federation. Also presented is the forecast for the development of the Russian Federation market in 2018.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК (2000 - 2017ГГ.)»

УДК 338.47

Амелин С. С. студент магистратуры 2 курса специальность «Экономика фирмы и отраслевых рынков» Российская открытая академия транспорта Российский университет транспорта

Россия, г. Москва АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГРУЗОПЕРЕВОЗОК (2000 - 2017ГГ.)

Аннотация: В статье проведен анализ динамики российского рынка грузоперевозок в разрезе по видам транспорта за период 2000 - 2017 годы. Рассмотрены в динамике показатели объемов перевозок и грузооборота по территории Российской Федерации. Также представлен прогноз развития российского рынка грузоперевозок в 2018 году.

Ключевые слова: грузовые перевозки, различные виды транспорта, объем перевозок, грузооборот.

Amelin S.S.

Second year student of a master's degree Specialty "Economy of firm and industrial markets" Russian Open Transport Academy Russian University of Transport Russia, Moscow

ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF THE RUSSIAN FREIGHT

MARKET (2000 - 2017)

Annotation: The article analyzes the dynamics of the Russian freight market by type of transport from 2000 - 2017. Considered in dynamics indicators of traffic volumes and freight turnover on the territory of the Russian Federation. Also presented is the forecast for the development of the Russian Federation market in 2018.

Key words: freight transportation, various types of transport, traffic volume, freight turnover.

В современном мире транспортное сообщение является основой существования мирового экономического пространства. Рыночная экономика, базирующаяся на соотношении спроса и предложения, напрямую зависит от уровня развития транспортной отрасли. Развитие отдельных государств, а также регионов и населённых пунктов невозможно без развития транспортной инфраструктуры.

Более активное применение различных видов транспорта в регионах зависит от особенностей географической местности. Спецификой России является использование и развитие всех видов транспорта, что стало следствием её обширной площади и расположением в значительной части климатических широт, из-за чего она является страной природных

контрастов. В связи с большой протяжённостью морских границ, в нашей стране развит морской транспорт. Наличие судоходных рек даёт возможность прилегающим территориям использовать речные суда при перевозках. Протяжённость с запада на восток на 10 000 км стала причиной активного использования авиа- и железнодорожного транспорта, а расположение в Сибири крупнейших нефтегазовых бассейнов дали толчок в последние десятилетия к активному развитию и использованию трубопроводного транспорта [1].

Грузоперевозки в России традиционно подразделяют на пять видов. Существуют следующие каналы транспортировки грузов:

- трубопроводный;

- железнодорожный;

- автомобильный;

- водный;

- воздушный.

При этом на трубопроводы приходится около 50% объема перевозок, и этот канал полностью контролируется государством, а авиация наоборот имеет долю в перевозке грузов менее 0,1 %. На долю водного транспорта приходится менее 2%, и это в основном внешнеэкономическая деятельность, грузоперевозки происходят по морю. Во внутренних речных грузоперевозках ожидается кризис из-за обмеления рек в европейской части России.

На ж/д и автотранспорт остается более 47% от общего объема, которые делятся в пропорции 43% на железные дороги и 4% на автодороги. Популярность железных дорог объясняется рядом факторов. Во-первых, это относительно низкая стоимость транспортировки 1 тонны груза на 1 километр. Во-вторых, это выгодная тарификация при международных грузоперевозках. В-третьих, использование мультимодальных схем транспортировки.

В таблице 1 представлена динамика показателей перевозки грузов по видам транспорта в России.

Таблица 1 - Перевозка грузов по видам транспорта в России за 2000 -2017 годы [4].

Вид транспорта Период

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Перевезено грузов, млн. т.

Транспорт — всего 7907 9167 7750 8337 8519 8264 8006 7582 7695 7734

в том числе: • железнодорожный 1047 1273 1312 1382 1421 1381 1375 1329 1325 1331

• автомобильный 5878 6685 5236 5663 5842 5635 5417 5041 5138 5178

• трубопроводный — всего 829 1048 1061 1131 1096 1095 1078 1071 1088 1087

в том числе: 511 566 537 555 541 537 512 543 530 525

• газопроводный

• нефтепроводный 295 454 492 544 523 525 532 543 522 526

• нефтепродуктопроводный 23 28 33 32 32 33 34 35 36 36

• морской 35 26 37 34 18 17 16 19 25 25

• внутренний водный 117 134 102 126 141 135 119 121 118 112

• воздушный 0,8 0,8 1,1 1,2 1,2 1,2 1,3 1,3 1,1 1,0

Общий объем грузоперевозок за период 2000 - 2017 годы уменьшился на 2,2% с 7907 млн. т. до 7734 млн. т. На данную тенденцию существенное влияние оказал мировой экономический кризис 2008 - 2009 годов. Также кризис повлиял на развитие транспортного комплекса в целом. Общий объем грузоперевозок в целом по всем видам транспорта в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 21%.

10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 1. - Динамика общего показателя объема грузоперевозок в России за 2000 - 2017 годы.

Из рисунка 1 видно, что наибольший показатель общего объема грузоперевозок приходится на 2005 год и составляет 9167 млн. т. Самый низкий показатель объема грузоперевозок в России приходится на 2015 год. Это связано с введением в конце 2014 года антироссийских санкций и изменения торговой политики самой России.

В таблице 2 представлена динамика показателей грузооборота по видам транспорта в России.

Таблица 2 - Динамика грузооборота по видам транспорта в России за 2000 - 2017 годы, млрд. т. км. [4]

Вид транспорта Период

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Транспорт - всего 3638 4676 4752 4915 5056 5084 5080 5094 5185 5370

в том числе: • железнодорожный 1373 1858 2011 2128 2222 2196 2301 2306 2344 2477

• автомобильный 153 194 199 223 249 250 247 233 234 272

• трубопроводный — всего 1916 2474 2382 2422 2453 2513 2423 2444 2489 2502

в том числе: • газопроводный 1171 1317 1259 1302 1265 1289 1203 1176 1147 1149

• нефтепроводный 718 1123 1084 1083 1152 1182 1178 1226 1299 1309

• нефтепродуктопроводный 27 33 39 38 36 42 42 42 43 44

• морской 122 60 100 78 45 40 32 42 43 43

• внутренний водный 71 87 54 59 81 80 72 64 67 69

• воздушный 2,5 2,8 4,7 5,0 5,1 5,0 5,2 5,6 6,6 7,2

Как видно из таблиц 1 и 2 объем перевозок и грузооборот отличаются по видам транспорта. Так по объему перевозок в нашей стране лидирует автомобильный транспорт, который более чем в 5 раз превышает следующий за ним железнодорожный транспорт. Наименьший объем перевозок фиксируется за воздушным и морским транспортом.

6000

3000

2000 1000 0

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 2. - Динамика общего показателя грузооборота в России за

2000 - 2017 годы

Из рисунка 2 видно, что наименьший показатель грузооборота приходится на 2000 год и составляет 3638 млрд. т. км. А самый высокий показатель грузооборота приходится на 2017 год 5370 млрд. т. км. Это говорит о том, что в стране наблюдается рост покупательская способность населения, активным развитием бизнеса, в том числе и логистического, а

также в связи с введение антироссииских санкции акцент делается именно на внутрироссийский грузоперевозки.

Далее проведем анализ удельного веса объема грузовых перевозок по видам транспорта за исследуемый период. 100% 90%

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I воздушный внутренний водный морской

трубопроводный — всего автомобильный I железнодорожный

2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Рисунок 3. - Удельный вес объема грузовых перевозок по видам

транспорта, в %

На протяжении всего рассматриваемого периода на первом месте по объему перевозок грузов в России находится автомобильный транспорт, доля которого составляет в рассматриваемый период в разные годы от 83,2% до 67,57%. Однако стоит заметить, что за исследуемый период объем перевозок автомобильным транспортом снизился на 12% с 5878 млн. т. до 5178 млн. т.

Абсолютно противоположная ситуация наблюдается по грузоперевозкам трубопроводным и железнодорожным транспортом. Доля объемов грузоперевозок трубопроводным транспортом за исследуемый период увеличилась на 31,1%. Это связано с проведением дополнительных и новых трубопроводов по территории Дальнего Востока, Сибири, а также увеличение грузоперевозок по средствам трубопроводов в Азиатские страны.

Доля объемов перевозок грузов воздушным транспортом практически не изменилась и является достаточно малой и составляет 0,01% от общего объема грузоперевозок. Данный факт связан с достаточно высокой стоимостью перевозки грузов воздушным транспортом.

Обобщая проведенный анализ, можно сделать следующий вывод: по состоянию на начало 2018 года наибольшая доля грузов в России перевозится автомобильным транспортом, за ним следует железнодорожный, трубопроводный, внутренний водный, морской и воздушный.

Первенство автомобильного транспорта объясняется следующими факторами: возможность доставки грузов «от двери до двери», высокая скорость доставки, возможность отправки груза небольшими партиями, возможность выбора наиболее подходящего перевозчика.

Второе место железнодорожного транспорта обусловлено регулярностью, круглогодичностью и низкой себестоимостью транспортировки больших объемов грузов, а также высокой степенью гарантированностью безопасности перевозки грузов.

На сегодняшний день развитие транспортной отрасли осуществляется в соответствии с новой редакцией Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года.

Согласно проведенных исследований агентства M. A. Research, среднегодовые темпы роста российского рынка грузоперевозок за период 2018-2020 гг. могут составить 7,5%. Эксперты считают, что рост рынка грузоперевозок обещает повышение спроса со стороны отраслей промышленного производства и строительства. По прогнозам МВФ, прирост импортных грузов в РФ в 2018г. будет держаться на уровне 3,1%, а полная компенсация объемов, которые потерял рынок грузоперевозок России в далеком 2015г., ожидается только к 2022г.

Таким образом, по прогнозам экспертов, успех развития транспортной индустрии в 2018 году и последующих годах зависит от стабильного роста потребительского спроса на перевозку грузов. Для этого целесообразно совершенствовать сервис транспортных компаний: оказывать услуги по страхованию грузов, мониторить автотранспорт, разрешать споры и конфликты и пр. Не менее важны затраты на IT-технологии, оборудование, позволяющее совершенствовать логистические услуги.

Использованные источники:

1. Михайлов А.В. Динамика грузоперевозок в России в современных условиях // Экономические науки. - 2017. - №4.

2. Стринковская, А. С. Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг в современных условиях [Электронный ресурс] /А.С. Стринковская // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -Курск: ЗАО «Университетская книга», 2016. - №3(13). - С. 75-81. - Режим доступа : http://elibrary.ru/titl_about.asp?id=50301.

3. Сухарева, С. В. Основные цели транспортной стратегии России на период до 2030 года [Текст] / С. В. Сухарева, М. С. Тихонова // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции, 25 апреля 2016 г. / СибАДИ. - Омск : СибАДи, 2016. - С. 606611.

4. www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.