60
Analysis of the Dynamic Changes in the Volume Standards and Financial Expenses on Inpatient Care within the Framework of Implementation of the Program of Government Guarantees
M. V. Sura1, 2, V. V. Omelyanovsky1, 2, M. V. Avxentyeva1, 2, 3, D. V. Fedyaev1, 2, E. V. Derkach1, V. I. Ignatyeva1, 3
1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Moscow, Russia
2 Financial Scientific Research Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia
3 I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia
INTRODUCTION. Annually inpatient volumes and financial norms are approved by State Program of Free Medical Care. Inpatient care plans are made for different profiles in RF traditionally.
OBJECTIVE. To analyze 10-year changes in the inpatient volumes and financial norms approved at the federal level.
METHODS. We analyzed the approved inpatient volumes and financial norms for different profiles in 2006-20015. All data was derived from federal documents, i.e. State Program of Free Medical Care and the Letter of the Ministry of Health of Russian Federation on the economic foundation of regional programs.
RESULTS. In 2006-2013 the federal inpatient volumes norms were declining - first in bed-days from 2.812 to 2.558 per one citizen and from 1.942 to 1.74 per one insured person per year, then in in cases of hospitalization - from 0.197 to 0.193 per one citizen and from 0.176 to 0.172 per one insured person per year. Financial norms have been increasing in the same period from 588.4 to 1657 rubles and from 452.6 to 1756.2 rubles per bed-day respectively and from 61 732,8 to 63 743,8 rubles and from 19 186,2 rubles to 22 233,1 rubles per one case of hospitalization respectively. The approved norms had the same tendency of decline for most profiles. Thus, the recommended time of average length of hospital stay reduced for all 10 profiles financed from mandatory health insurance system, except surgery; and the number of bed-days per 1000 citizens reduced for all profiles except cardiology and heart surgery. However the number of approved normative number of hospital cases per 1000 citizens a year increased for 6 profiles (cardiology, oncology, endocrinology, rheumatology, heart surgery, vascular surgery),and decreased for 4 profiles (therapy, pediatrics, surgery, gastroenterology). On the whole in the period from 2006 till 2015 a tendency towards reduction of the recommended volumes of specialized inpatient care was noticed both in the mandatory health insurance system and in medical care financed from the regional budgets.
CONCLUSION. In the last years considerable changes were observed not only in inpatient care volumes and financial norms (reduction of inpatient care volumes and increase of financial norms per unit of care) but also in the units of their measurement (transition from bed-days to hospital cases). Recently payment for hospital care has been changed from payment for bed-day to diagnosis-related groups in Russia, and these changes should correspond to planning of hospital care.
KEYWORDS: inpatient health care volume, financial norms per unit of inpatient care, program of State guarantees of free medical care, profiles of medical care; diagnosis-related groups.
^ ВВЕДЕНИЕ
0 В российском здравоохранении традиционно
2 большое внимание уделяется программно-целевому
ш
^ методу управления, под которым понимается разра-^ ботка целевых программ и выделение финансовых
ш средств на их реализацию. Основной программой,
° нацеленной на обеспечение доступности и качества медицинской помощи (МП), на сегодняшний день
^ является Программа государственных гарантий бес-
§ платного оказания гражданам МП (далее Программа
1 государственных гарантий), реализация которой на-^ чалась с конца 1990-х годов во всех субъектах РФ. К ^ настоящему времени Правительство РФ утверждало
у
о Программу государственных гарантий уже более 10 раз, однако сроки рассмотрения и утверждения данного документа не всегда были увязаны с бюджетным ■з процессом в субъектах РФ [1, 2].
На сегодняшний день Программа государственных гарантий - единственный механизм государственного регулирования здравоохранения, обеспечивающий соблюдение прав граждан РФ на медицинскую помощь за счет государственных источников финансирования. Более 85% всех средств, отпускаемых государством на финансирование здравоохранения, расходуется ежегодно именно на реализацию Программы государственных гарантий [2].
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 80), Программа государственных гарантий утверждается сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период) Правительством РФ, которое ежегодно рассматривает представляемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до-
клад о ее реализации [3]. В соответствии с Законом, Программа государственных гарантий формируется с учетом порядков оказания МП и на основе стандартов МП, а также с учетом статистических данных об особенностях половозрастного состава населения и об уровне и структуре заболеваемости. Далее, согласно положению статьи 81 Закона, органы государственной власти субъектов РФ утверждают территориальные программы государственных гарантий, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (ОМС), установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.
На основании данных, представляемых в сводных отчетах субъектов РФ по форме № 62, Минздрав РФ совместно с Федеральным фондом ОМС ежегодно проводит анализ основных показателей реализации Программы государственных гарантий по стране в целом, а также по округам и субъектам РФ и представляет соответствующий Доклад в Правительство Российской Федерации. Ежегодно в дополнение к Программе государственных гарантий Минздрав России публикует письмо о формировании и экономическом обосновании территориальной программы бесплатного оказания МП.
В настоящее время Программой государственных гарантий как на федеральном, так и на региональном уровнях, утверждаются три группы нормативов [4, 5]:
1. Нормативы объема медицинской помощи в расчёте на одного жителя в год (на одно застрахованное лицо) по числу:
• вызовов скорой медицинской помощи (включая санитарную авиацию);
• посещений (или обращений) для получения медицинской помощи в амбулаторных условиях (включая посещения врачами на дому и вызовы неотложной МП при поликлиниках);
• пациенто-дней в дневных стационарах (с 2016 г. -случаев лечения);
• случаев госпитализации больных в круглосуточные стационары (больницы).
2. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи в виде стоимости (в рублях):
• одного вызова скорой МП (включая санитарную авиацию);
• одного посещения с профилактическими и иными целями по поводу заболевания, при оказании МП в неотложной форме в амбулаторных условиях;
• одного пациенто-дня лечения в дневных стационарах;
• одного случая госпитализации в медицинских организациях, оказывающих МП в стационарных условиях;
• одного койко-дня по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах;
• одного койко-дня в медицинских организациях, оказывающих паллиативную МП в стационарных условиях.
3. Подушевые нормативы финансирования (без учета федерального бюджета) на одного жителя (застрахованное лицо) в год (в рублях) за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов и за счет средств ОМС.
Ежегодно Программа государственных гарантий претерпевает изменения. Происходит корректировка нормативов объемов МП и финансовых затрат, подушевого финансового норматива, увеличиваются размеры норматива объема амбулаторной МП при одновременном сокращении объема стационарной МП, вводятся новые, более эффективные способы оплаты МП, ориентированные на результаты деятельности медицинских организаций (в частности, с 2014 г. в системе ОМС введена оплата МП в стационарных условиях по клинико-статистическим группам). Анализу динамики нормативных показателей оказания стационарной МП, утвержденных Программой государственных гарантий в различные годы, и посвящена настоящая статья.
Цель исследования: провести анализ 10-летней динамики нормативов объема и финансовых затрат на единицу объема стационарной медицинской помощи, установленных на федеральном уровне в рамках Программы государственных гарантий.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Была проанализирована динамика нормативов стационарной МП (нормативов объемов и финансовых затрат на единицу объема) с 2006 по 2015 гг. Данные о нормативных показателях были взяты из ежегодно утверждаемых постановлением Правительства РФ программ государственных гарантий бесплатного оказания МП [4, 6-14]. Анализировались нормативные показатели по МП в стационарных условиях в целом и в рамках базовой программы ОМС.
До 2013 г. включительно нормативы объема и финансовых затрат на оказание специализированной МП в стационарных условиях рассчитывались на койко-дни. С 2014 г. - в связи с постепенным переходом оплаты стационарной специализированной МП за законченный случай лечения заболевания по клинико-статистическим группам -нормативы объема МП и финансовых затрат стали рассчитываться на случай госпитализации. Соответственно, в зависимости от года утверждения Программы государственных гарантий были проанализированы:
61
<
со о ч
ш ^
о о
ш 2 х
л
<
о. о
62
• Норматив объема специализированной МП в стационарных условиях: количество койко-дней на 1 жителя и на 1 застрахованное лицо в год (за период с 2006 по 2013 гг.); количество случаев госпитализации на 1 жителя и на 1 застрахованное лицо в год (за 2014 - 2015 гг.).
• Норматив финансовых затрат на единицу объема специализированной МП в стационарных условиях: стоимость 1 койко-дня за счет бюджетных средств и за счет средств ОМС (за период с 2006 по 2013 гг.); стоимость случая госпитализации за счет бюджетных средств и за счет средств ОМС (за 2014 - 2015 гг.).
За тот же временной период была изучена динамика нормативов объемов МП в стационарных условиях по профилям медицинской помощи. Были проанализированы следующие показатели:
• рекомендуемое число случаев госпитализации (на 1000 жителей в год);
• рекомендуемая средняя длительность пребывания одного больного в стационаре (дней);
• рекомендуемое число койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей.
Указанные показатели оценивались по 10 профилям МП: кардиология, ревматология, гастроэнтерология, эндокринология, терапия, педиатрия, онкология (онкология, радиология, радиотерапия), сердечнососудистая хирургия (кардиохирургические койки), сердечно-сосудистая хирургия (койки сосудистой хирургии), хирургия (абдоминальная, трансплантация органов и (или) тканей, костного мозга, пластическая хирургия).
Источником информации о нормативах объемов МП в стационарных условиях по профилям МП были письма Минздрава России о формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гра-
жданам медицинской помощи, утвержденные в 2006
- 2015 гг. [5, 15-23].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ динамики нормативов объемов и финансовых затрат на оказание МП в стационарных условиях, охватывающий период с 2006 по 2015 гг., выявил две разнонаправленные тенденции: постепенное снижение нормативов объема и одновременно - увеличение нормативов финансовых затрат на единицу объема МП в стационарных условиях. Вместе с тем в определенные периоды времени указанные нормативные показатели не изменялись: так, с 2006 по 2009 гг. не менялся норматив объема стационарной МП, с 2009 по 2012 гг. - норматив финансовых затрат.
На рисунках 1 и 2 представлена динамика норматива объема стационарной медицинской помощи за 10 лет: с 2006 по 2013 гг. - по количеству койко-дней, с 2014 по 2015 гг. - по количеству случаев госпитализации.
Как видно из рисунках 1 и 2, в течение анализируемого периода отмечалась постепенная тенденция к снижению норматива объема стационарной помощи как в койко-днях - с 2,812 до 2,558 на одного жителя и с 1,942 до 1,74 на 1 застрахованное лицо в год за период 2006
- 2013 гг., так и в случаях госпитализации - с 0,197 до 0,193 на одного жителя и с 0,176 до 0,172 на одно застрахованное лицо в год за период 2014 - 2015 гг.
На рисунках 3 и 4 представлена динамика норматива объема финансовых затрат на единицу объема стационарной МП населению России за 10 лет: с 2006 по 2013 гг. - в расчете на 1 койко-день, с 2014 по 2015 гг.
- на 1 случай госпитализации.
Как показано на рисунке 3, за период с 2006 по 2013 гг. произошел значительный рост норматива финансовых затрат на единицу объема (1 койко-день)
О-
О ш _0 т
х
ш
О ^
О X
X
ш
о
X
ш
Рис. 1. Динамика норматива объема (количества койко-дней) медицинской помощи в стационарных условиях с 2006 по 2013 гг.
Рис.2. Динамика норматива объема (количества случаев госпитализации) медицинской помощи в стационарных условиях с 2014 по 2015 гг.
стационарной МП как за счет бюджетных средств, так и за счет средств ОМС: с 588,4 руб. до 1657 руб. и с 452,6 руб. до 1756,2 руб., соответственно. При этом в 2013 г. норматив финансовых затрат для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях за счет средств ОМС, превысил таковой для медицинских организаций, финансируемых из бюджетных источников. Норматив финансовых затрат на случай госпитализации для медицинских организаций, финансируемых как из бюджетных источников, так из средств системы ОМС вырос на 2011,00 руб. и 3046,9 руб. соответственно с 2014 по 2015 гг. (рис. 4).
Как было отмечено выше, в дополнение к Программе государственных гарантий Минздрав России
публикует письмо о формировании и экономическом обосновании территориальной программы бесплатного оказания гражданам МП. Среди прочего, в данном документе содержится информация о рекомендуемых субъектам РФ объемах специализированной (по профилям) МП в стационарных условиях: рекомендуемое число случаев госпитализации (на 1000 жителей в год); средняя длительность пребывания одного больного в стационаре (дней); рекомендуемое число койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей. На основании профильных нормативов рассчитываются укрупненные нормативы: для базовой программы ОМС, для бюджета субъекта РФ и общий норматив для МП в стационарных условиях. Значения рекомендуемых объемов ежегодно корректируются.
63
Рис. 3. Динамика норматива финансовых затрат на 1 койко-день оказания
специализированной медицинской помощи в стационарных условиях с 2006 по 2013 гг.
64
Рис. 4. Динамика норматива финансовых затрат на 1 случай оказания медицинской помощи в стационарных условиях (1 случай госпитализации) с 2014 по 2015 гг.
На рисунке 5 представлена динамика рекомендуемого числа случаев госпитализации (на 1000 жителей в год) с 2006 по 2015 гг. по 10 профилям МП.
Согласно полученным данным, с 2006 по 2015 гг. рекомендуемое число случаев госпитализации (на 1000 жителей в год) по ряду профилей МП (хирургия, терапия, педиатрия, гастроэнтерология) сократилось, тогда как по другим профилям - возросло (кардиология, онкология, эндокринология, ревматология, сердечно-сосудистая хирургия, включая кардиохирурги-ческие койки и койки сосудистой хирургии). В период с 2006 по 2010 гг., а по большей части профилей до 2012 г. рекомендуемые значения числа случаев госпитализации не менялись.
На рисунке 6 показана динамика рекомендуемой средней длительности пребывания больного в стационаре за период с 2006 по 2015 гг. по 10 профилям
МП. Из представленных данных видно, что по всем профилям МП, за исключением хирургии, произошло снижение рекомендуемой средней длительности пребывания больного в стационаре. При этом с 2006 по 2012 гг. этот показатель по большинству профилей практически не менялся. Резкое его снижение, начавшееся с 2013 г., связано, видимо, с переходом на новый способ оплаты МП в стационарных условиях - за законченный случай лечения заболевания, включенного в клинико-статистическую группу.
На рисунке 7 представлены данные за 2006-2015 гг., характеризующие динамику рекомендуемого числа койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей по 10 профилям медицинской помощи.
Согласно этим данным, по большинству профилей МП рекомендуемое число койко-дней на 1000 жителей в той или иной мере уменьшилось.
О-
О ш _0 т
х
ш
О ^
О X
X
ш
о
X
ш
Годы
Хирургия
Терапия
-Педиатрия
-Кардиология
-Онкология, радиология и
радиотерапия
-Гастроэнтерология
-Эндокринология
-Ревматология
-Сердечно-сосудистая хирургия (койки
сосудистой хирургии)
Сердечно-сосудистая хирургия (кардиохирургические койки)
Рис. 5. Динамика рекомендуемого числа случаев госпитализации (на 1000 жителей в год) с 2006 по 2015 гг. по 10 профилям медицинской помощи.
Рис. 6. Динамика рекомендуемой средней длительности пребывания больного в стационаре по 10 профилям медицинской помощи (2006-2015 гг.).
Исключения составили 3 профиля (кардиология, сердечно-сосудистая хирургия - койки сосудистой хирургии и кардиохирургические койки), где имела место тенденция к увеличению рекомендуемого числа койко-дней.
Приведенные выше данные о динамике изменений рекомендуемых объемов специализированной МП в стационарных условиях можно представить в следующем обобщенном виде:
• В период с 2006 по 2015 гг. по большинству из 10 проанализированных профилей МП имела место тенденция к сокращению рекомендуемых значений средней длительности пребывания одного больного в стационаре (за исключением хирургии) и числа койко-дней на 1000 жителей (за исключением кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии). Вместе с тем, число рекомендуемых случаев госпитализации (на 1000 жителей в год) по 6 про-
Рис. 7. Динамика рекомендуемого числа койко-дней на 1000 жителей по 10 профилям медицинской помощи (2006-2015 гг.).
65
<
со о ч
ш ^
о о
ш 2 х
л
<
о. о
66
о.
о
ш _0 ш
X
ш
о ^
О X
X
ш
о
X
ш
филям (кардиология, онкология, эндокринология, ревматология, сердечно-сосудистая хирургия -кардиохирургические койки и сосудистая хирургия) увеличилось, что отражает рост заболеваемости в данной группе профилей. По 4 профилям (терапия, педиатрия, хирургия, гастроэнтерология) отмечается сокращение случаев госпитализации, что, в свою очередь, связано с уменьшением заболеваемости в этой группе профилей МП. Однако общая тенденция к сокращению случаев госпитализации в системе ОМС (о чем говорят нормативные показатели базовой программы) позволяет предположить, что при проведении соответствующего анализа такая тенденция будет выявлена по большинству профилей МП. В целом, с 2006 по 2015 гг. определяется общая тенденция к сокращению рекомендуемых объемов стационарной помощи как в системе ОМС, так и за счет бюджетов субъектов РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам МП утверждается в нашей стране начиная с конца 1990-х годов и является основным документом планирования объемов и финансовых затрат на оказание медицинской помощи в системе здравоохранения. Программой устанавливаются также нормативы объемов стационарной МП и финансовых затрат на нее. За последние годы существенно изменились не только значения этих показателей (сокращение нормативов объемов и рост нормативов финансовых затрат на единицу объема МП в стационарных условиях), но и единицы их измерения (переход от койко-дней к случаям госпитализации). Последнее связано с повсеместным введением в системе ОМС оплаты стационарной МП за законченный случай лечения заболевания, включенного в клинико-статистическую группу. Переход на оплату по клинико-статистическим группам был вызван необходимостью унификации методов оплаты и тарифов на оказание МП на территории РФ, повышения эффективности стационарной МП и обеспечения справедливости системы финансирования стационаров (большая оплата за больший объем и более сложные случаи). Несмотря на подобные изменения, произошедшие в системе финансирования стационарной МП, ее планирование по-прежнему осуществляется по профилям медицинской помощи: устанавливаются рекомендуемое число случаев госпитализации (на 1000 жителей в год), средняя длительность пребывания одного больного в стационаре (количество дней), число койко-дней (круглосуточного пребывания) на 1000 жителей. Очевидно, что несоответствие системы планирования (по профилям) и системы финансирования (по
клинико-статистическим группам, очень условно соответствующим профилям) стационарной МП не может способствовать повышению эффективности работы стационарного сектора. В перспективе следует рассмотреть возможность перехода от системы планирования стационарной МП по профилям к планированию по клинико-статистическим группам (на первом этапе, например, на региональном уровне в рамках пилотного внедрения), что позволит осуществлять более детальный анализ структуры госпитализаций, точнее выявлять проблемные зоны и формировать обоснованные нормативы объемов стационарной МП помощи в рамках действующей системы финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кравченко Н. А., Розанов В. Б., Рагозин А. В. Одиннадцатилетний опыт реализации программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (успехи и проблемы). Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2013; № 3: 22 - 35.
2. Флек В. О., Зинланд Д. А. Модернизация российского здравоохранения - основа обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению. СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2011: 440 с.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2014 г. № 1273 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
5. Письмо Минздрава России от 12.12.2014 № 11-9/10/2-9388 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
6. Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 461 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год».
7. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 885 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год».
8. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2007 г. № 286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на
2008 год».
9. Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. № 913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на
2009 год».
10. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2009 г. № 811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на
2010 год».
11. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2010 г. № 782 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год».
12. Постановление Правительства РФ от 21 октября 2011 г. № 856 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».
13. Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
14. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 932 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
15. Письмо Минздравсоцразвития РФ № 4076-ВС, ФФОМС № 3986/40-3/И от 22.08.2005 г (ред. от 24.08.2005) «О формировании и экономическом обосновании территориальной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год».
16. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 18.05.2007 г. № 3951-ВС «О территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год» (вместе с Письмом Минздравсоц-развития РФ от 18.05.2007 № 3950-ВС, ФФОМС от 17.05.2007 № 3613/26-3/и).
17. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 г. № 5964-ВС «О порядке формирования и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» (вместе с Письмом Минздравсоцразвития РФ № 5922-ВС, ФФОМС № 5784/20-и от 06.08.2007).
18. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2008 № 10407-ТГ «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год».
19. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.12.2009 г. № 20-0/10/210360 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год».
20. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 г. № 20-2/10/212028 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год».
21. Информационное письмо Минздравсоцразвития РФ от 22.12.2011 г. № 20-2/10/1-8234 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год».
22. Письмо Минздрава России от 25.12.2012 г. № 11-9/10/2-5718 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (вместе с «Методикой оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях»).
23. Письмо Минздрава России от 08.11.2013 г. № 11-9/10/2-8309 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
REFERENCES
1. Kravchenko N. A., Rozanov V. B., Ragozin A. V. The eleven-year experience of implementing the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of citizens of the Russian Federation (achievements and problems). Obligatory medical insurance in the Russian Federation. 2013; № 3: 22-35.
2. Flek V. O., Zinland D. A. Modernization of Russian health care -the basis of accessibility and quality of health care provided to the citizens. Saint Petersburg Publisher: Polytechnical University, 2011: 440pp.
3. Federal Law of the Russian Federation № 323-FL. Of November 21, 2011 «On Fundamentals of health protection of the citizens of the Russian Federation».
4. RF Government Regulation of November 28, 2914, № 1273 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2015 and in the planned period of 2016 and 2017».
5. Letter of the Ministry of Health of Russia of December 12, 2014 № 11-9/10/2-9388 «On drafting and economic assessment of the territorial program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2015 and in the planned period of 2016 and 2017».
6. RF Government Regulation of July 28, 2005 № 461 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2006».
7. RF Government Regulation of December 30, 2006 № 885 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2007».
8. RF Government Regulation of May 16, 2007 № 286 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2008».
9. RF Government Regulation of December 5, 2008 № 913 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2009».
10. RF Government Regulation of December 2, 2009 № 811 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2010».
11. RF Government Regulation of October 4, 2010 № 782 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2011».
12. RF Government Regulation of October 21, 2011, № 856 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2012».
13. RF Government Regulation of October22, 2012 № 1074 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2013 and in the planned period of 2014 and 2015».
14. RF Government Regulation of October 18, 2013 № 932 «On the program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2014 and in the planned period of 2015 and 2016».
15. Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of August 22, 2005 № 4076-VS, FFOMS № 3986/40-3/I (ed. Of August 24, 2005) «On formation and economic assessment of the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens of the Russian federation in 2015 and in the planned period of 2016 and 2017» (territorial program of government guarantees in 2015).
16. Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of May 18, 2007 № 3951 -VS, «On the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens of the Russian Federation in 2007» ( and Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of May 18, 2007 № 3950-VS, FFMOS of May 17, 2007 № 3613/26-3/i).
17. Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of August 6, 2007 № 5964-VS «On the procedure of formation and economic assessment of the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens of the Russian Federation in 2008» (and Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of August 6, 2007, № 5922-VS, FFMOS № 5784/20-i of August 6, 2007).
18. Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of December 31, 2008 № 10407-TT «On formation and economic assessment of the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens of the Russian Federation in 2009».
19. Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of December 21, 2009 № 20-0/10/2-10360 «On formation and economic assessment of the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens of the Russian Federation in 2010».
20. Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of December 17, 2010 № 20-2/10/2-12038 «On formation and economic assessment of the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens of the Russian Federation in 2011».
21. Letter of the RF Ministry of Health and Social Development of December 22, 2011 № 20-2/10/1-8234 «On formation and economic
67
<
m о ч
ш ц,
о о s ш 2 х
л ц
<
CL О
68
CL
О
LQ _0 m
х
ш
О ^
О X
X
ш
о
X
m ш
assessment of the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens of the Russian Federation in 2012».
22. Letter of the Ministry of Health of Russia of December 15, 2012 № 11-9/10/2-5718 «On formation and economic assessment of the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2013 and in the planned period of 2014 and 2015» (and «Methods of assessment of the quality of health care provided by outpatient and inpatient medical organizations»).
23. Letter of the Ministry of Health of Russia of November 8, 2013 № 11-9/10/2-8309 «On formation and economic assessment of the territorial Program of government guarantees of free-of-charge medical treatment of the citizens in 2014 and in the planned period of 2015 and 2016».
Сведения об авторах:
Сура Мария Владимировна
ведущий научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, старший научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, канд. мед. наук
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
Омельяновский Виталий Владимирович
директор Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, руководитель Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, д-р мед. наук, профессор
Адрес для переписки:
127006, Москва, Настасьинский пер., д.3, стр.2 Телефон: +7 (495) 699-8965 E-mail: [email protected]
Авксентьева Мария Владимировна
заместитель директора Центра оценки технологий здравоохранения Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ, профессор кафедры общественного здравоохранения и профилактической медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, д-р мед. наук
Адрес для переписки:
127006, Москва, Настасьинский пер., д.3, стр.2 Телефон: +7 (495) 699-8965 E-mail: [email protected]
Федяев Денис Валерьевич
научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, научный сотрудник Центра финансов здравоохранения Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (495) 921-1089 E-mail: [email protected]
Деркач Елена Владимировна
ведущий научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, канд. мед. наук
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (495) 921-1089 E-mail: [email protected]
Игнатьева Виктория Игоревна
научный сотрудник Центра оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, старший лаборант кафедры общественного здравоохранения и профилактической медицины Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, магистр общественного здоровья
Адрес для переписки:
117335, Москва, а/я 90 Телефон: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
Writing committee:
Sura Maria Vladimirovna
Leading researcher at the Center for Health Technology Assessment of the Institute of Applied Economic Studies of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), senior researcher at the Center for Healthcare Funding of the Financial Research Institute at the Ministry of Finance of the Russian Federation, PhD
Address for correspondence:
117335, Moscow, POB 90 Tel: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
Omelyanovskiy Vitaliy Vladimirovich
Head of the Center for Health Technology Assessment of the Institute of Applied Economic Studies of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Head of the Center for Healthcare Funding of the Financial Research Institute at the Ministry of Finance of Russia, PhD (Doctor of Medical Sciences), Professor
Address for correspondence:
Nastasyinskiy per., 3k2, Moscow, 127006 Tel: +7 (495) 699-8965 E-mail: [email protected]
Avxentyeva Maria Vladimirovna
Deputy director of the Center for Health Technology Assessment of the Institute of Applied Economic Studies of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), leading researcher of the Center for Healthcare Funding of the Financial Research Institute at the Ministry of Finance of the Russian Federation, professor at the Higher School of Health Administration of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, PhD (Doctor of Medical Sciences)
Address for correspondence:
Nastasyinskiy per., 3k2, Moscow, 127006 Tel.: +7 (495) 699-8965 E-mail: [email protected]
Fedyaev Denis Valeryevich
Researcher at the Center for Health Technology Assessment of the Institute of Applied Economic Studies of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA),
researcher at the Center for Healthcare Funding of the Financial Scientific Research Institute at the Ministry of Finance of the Russian Federation
Address for correspondence:
117335, Moscow, POB 90
Tel: +7 (495) 921-1089
E-mail: [email protected]
Derkach Elena Vladimirovna
Leading Researcher at the Center for Health Technology Assessment of the Institute of Applied Economic Studies of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), PhD
Address for correspondence:
117335, Moscow, p/o 90 Tel: +7 (499) 956-9528 E-mail: [email protected]
Ignatyeva, Viktoria Igorevna
Researcher at the Center for Health Technology Assessment of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Senior Laboratorian at the Department of Public Health and Preventive Medicine of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, Master of Science in Public Health
Address for correspondence:
117335, Moscow, POB 90 Tel: +7 (495) 921-1089 E-mail: [email protected]
69