Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ'

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ / ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ РФ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / MANDATORY MEDICAL INSURANCE FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / SOCIAL INSURANCE FUND / BUDGET DEFICIT AND SURPLUS / INSURANCE PREMIUMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавриков Федор Алексеевич, Григоров Владислав Александрович, Петрищева Екатерина Геннадьевна

В данной статье приведен анализ динамики исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов таких, как Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ, а также определены основные причины профицита и дефицита бюджетов страховых институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DYNAMICS OF EXECUTION OF BUDGETS OF STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS

This article analyzes the dynamics of execution of budgets of state extra-budgetary funds such as the Pension Fund of the Russian Federation, the mandatory medical insurance Fund of the Russian Federation, the social insurance Fund of the Russian Federation, and identifies the main reasons for the surplus and deficit of the budgets of insurance institutions

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ»

УДК 336

Гавриков Федор Алексеевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета

e-mail: gavrikovf81@mail.ru

Григоров Владислав Александрович, бакалавр направления финансы, денежное обращение и кредит, Курского государственного университета e-mail : vlad_grigorov_2014@mail.ru

Петрищева Екатерина Геннадьевна, бакалавр направления государственного и муниципального управления, Курского государственного университета e-mail: n.petrisheva0808@yandex.ru

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Аннотация: в данной статье приведен анализ динамики исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов таких, как Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ, а также определены основные причины профицита и дефицита бюджетов страховых институтов.

Ключевые слова: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования, дефицит и профицит бюджета, страховые взносы.

Gavrikov Fedor Alekseevich, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration of Kursk State University e-mail: gavrikovf81@mail.ru

Vladislav Grigorov, bachelor of Finance, monetary circulation and credit of Kursk State University

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

e-mail: vlad_grigorov_2014@mail.ru

Petrishcheva Ekaterina Gennadievna, bachelor of State and Municipal Administration of Kursk State University

e-mail: n.petrisheva0808@yandex.ru

ANALYSIS OF DYNAMICS OF EXECUTION OF BUDGETS OF STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS

Abstract: this article analyzes the dynamics of execution of budgets of state extra-budgetary funds such as the Pension Fund of the Russian Federation, the mandatory medical insurance Fund of the Russian Federation, the social insurance Fund of the Russian Federation, and identifies the main reasons for the surplus and deficit of the budgets of insurance institutions.

Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, mandatory medical insurance Fund of the Russian Federation, social insurance Fund, budget deficit and surplus, insurance premiums.

Анализ количественных показателей государственных страховых фондов, которые перераспределяют национальный доход в пользу определенных групп населения государства, является необходимым условием для развития и совершенствования методов и мер социальной политики демократического государства. Внебюджетные фонды занимают одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Именно от данных финансово-кредитных учреждений зависит качество и продолжительность жизни граждан, их благополучие.

Наличие государственных внебюджетных фондов является показателем современного демократического государства.

Государство гарантирует каждому гражданину право на социальное обеспечение:

1) в случае болезни;

2) потери кормильца;

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

3) инвалидности;

4) для воспитания детей и т. д.

Для обеспечения данного права в Российской Федерации действуют три внебюджетных фонда:

1) Пенсионный Фонд РФ;

2) Фонд обязательного медицинского страхования РФ;

3) Фонд социального страхования РФ.

Роль внебюджетных фондов можно определить исходя из их экономически-социального назначения [5, с. 113]. Внебюджетные фонды - финансовые инструменты государства, цель которых заключается в создании и обособлении части финансовых ресурсов населения для удовлетворения социальных и естественных потребностей.

Социальная сущность выражается в том, что внебюджетные фонды выступают значимой формой аккумулирования и использования денежных средств, которые предназначены для обеспечения финансовых функций государства и местного самоуправления.

Рассмотрим динамику исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов с 2016 по 2019 год (табл.1).

Таблица 1 позволяет сделать вывод, что согласно данным Федеральной службы государственной статистики доходы государственных внебюджетных фондов с 2016 по 2019гг. выросли на 1390,6 млрд. руб., что составляет 14,5%, а расходы - на 1031,3 млрд. руб. или на 10,2%. К 2018 году расходная часть выросла на 474,2 млрд. руб. и почти осталась на таком же уровне в 2019 году. Наибольшее пополнение бюджета было в 2019 году и составило 11289,9 млрд. руб. Основными причинами роста доходов бюджетов является увеличение суммы страхового взноса, в таблице представлены данные показывающие увеличение к 2019 году на 1555,6 млрд. рублей или на 24,5%. Этот рост способствовал переходу бюджетов из состояния дефицита в профицит, то есть рост доходов превысил рост расходов. Согласно динамике представленной в таблице, сумма нераспределенных средств составила 309,3 млрд. рублей или 166,8%.

Таблица 1- Динамика исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов

Показатель исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов: 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. Динамика изменения 2019 к 2016 году в натуральном выражении (млрд. руб.): Процентное соотношение данных 2019годак 2016году, в %:

1.Доходы 9899,3 10689,1 10900,8 11289,9 +1390,6 +14,5%

2.в т. ч. страховые взносы 6328,4 6784,0 7476,9 7884,0 +1555,6 +24,5%

3. Расходы 10084,7 10645,3 11119,5 11116,0 +1031,3 +10,2%

4.Дефицит/Про-фицит -185,4 43,8 -218,7 123,9 +309,3 +166,8%

В таблице 2 рассмотрим динамику исполнения бюджета Пенсионного фонда согласно Росстату.

Таблица 2 - Динамика исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ с 2016 по 2019 год.

Показатель 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. Динамика Процент-

исполнения бюд- изменения ное соот-

жета Пенсионного 2019 к ношение

фонда РФ: 2016г. году в натуральном выражении (млрд. руб.): данных 2019года к 2016году:

1.Доходы 7625,2 8260,1 8269,6 8781,0 +1155,8 +15,3%

2.в т. ч. страховые 4144,5 4495,3 4963,1 5409,5 +1265 +30,5%

взносы

3. Расходы 7829,7 8319,5 8428,7 8627,1 +797,4 +10,1%

4.Дефицит/Профи -204,4 -59,4 -159,1 153,9 +358,3 +175,3%

цит

Как свидетельствуют данные таблицы, Пенсионный фонд является самым крупным в финансовом плане среди других фондов, т.к. ему принадлежит наибольшая доля ресурсов в размере 175,3%. Рост доходов за 4 года увеличился на 15,3% , что составляет 1155,8 млрд. рублей. Этому способствовал рост страховых взносов на 1265 млрд. рублей (30,5%), который вывел бюджет из дефицита в профицит в 2019году.

Соответственно вырос и уровень расходов на 10,1 % или на 797,4млрд. рублей [1].

В таблице 3 рассмотрим динамику исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Таблица 3 -Динамика исполнения бюджета Федерального фонда обяза- тельного медицинского страхования с 2016 по 2019 год.

Показатель исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования: 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. Динамика изменения 2019 к 2016 году в натуральном выражении (млрд. руб.): Процентное соотношение данных 2019годак 2016году:

1.Доходы 1657,6 1737,2 1895,9 2124,0 +466,4 +28,1%

2. в т. ч. страховые взносы 1624,2 1705,7 1895,9 2124,0 + 499,8 +30,7%

3. Расходы 1590,2 1655,0 1988,5 2186,7 + 596,5 +37,5%

4.Дефицит/Профи-цит 67,5 82,2 -92,6 -62,7 -130,2 -92,9%

В ходе исследования динамики исполнения бюджета Фонда медицинского страхования были сделаны следующие выводы: за период с 2016 по 2019 года рост доходов составил 466,4 млрд. руб., то есть 28,1%, а страховые взносы составили почти 500 млрд. рублей или 30,7%. Не смотря на значительное увеличение показателей доходов, в результате за четыре года мы имеем дефицит, который составил 130,2 млрд. руб. или 92,9%, так как расходная часть увеличилась на 37, 5 %, и превысила доходы на 9,4%. В 2019 году доходная часть была равна страхо-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 вым взносам и составила 2124 млрд. руб. Не смотря на то, что расходная часть была наибольшей в 2019 году, в 2018 году дефицит побил рекорды, так как доходы не смогли восполнить расходы.

Рассмотрим в таблице 4 динамику исполнения бюджета Фонда социального страхования.

Таблица 4 - Динамика исполнения бюджета Фонда социального страхования с 2016 по 2019 года.

Показатель исполне- 2016г 2017г. 2018г. 2019г. Динамика Процентное

ния бюджета Фонда изменения соотноше-

социального страхо- 2019 к 2016 ние данных

вания: году, в натуральном выражении (млрд. руб.): 2019годак 2016году:

1.Доходы 616,4 691,8 735,2 385,0 -231,4 -37,5%

2. в т. ч. страховые 559,7 583,1 651,6 432,0 -127,7 -32,8%

взносы

3. Расходы 664,9 670,8 702,2 352,4 -312,5 -47%

4.Дефицит/Профицит -48,5 21,0 33,0 32,5 +81 +167%

Таблица 4 позволяет сделать следующие выводы: в результате за 4 года мы имеем профицит бюджета, который составил 81млрд. руб., причиной этому послужило сокращение расходной части фонда на 312, 5 млрд. руб. или на 47%. В это же время произошло и сокращение доходов на 231, 4 млрд. руб. Наибольшее сокращение доходов было в 2019 году, на 231,4 млрд. рублей или на 37,5%, однако поступление страховых взносов превышает сумму доходов на 47млрд. рублей, а сумма нераспределенных средств составляет 32,5млрд. рублей[4].

Таким образом, в общем объеме финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов наибольшая доля принадлежит Пенсионному фонду (почти 73%). Продолжается тенденция роста доходов Пенсионного фонда РФ и Фонда обязательного медицинского страхования. Но, несмотря на положительную тен-

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020 денцию роста страховых взносов бюджеты фондов были исполнены как с профицитом, так и с дефицитом. Доходы Фонда социального страхования за четыре года уменьшились 31,5%, а расходы - на 47%, в результате получили профицит бюджета, также как и в Пенсионном фонде страхования. Доходы же Фонда медицинского страхования увеличились на 28,1%, однако расходы - на 37,5%, в итоге имеем дефицит бюджета.

Так, бюджет Фонда социального страхования на 4 квартал 2019 года был исполнен с профицитом в размере 32,5 млрд. рублей. Также с профицитом в 153,9 млрд. рублей Пенсионный фонд РФ закончил 2019 год. А бюджет Фонда обязательного медицинского страхования на конец 2019 года был исполнен с дефицитом более чем 62,7 млрд. рублей. Очень настораживает дефицит Пенсионного фонда РФ в 153,9 млрд. рублей, который был в 2018 году из-за профицита Фонда по его накопительной составляющей и дефицита Фонда по распределительной составляющей. В 2018 году бюджеты фондов были исполнены с крайним перевесом в сторону дефицита. Согласно данным Минфина, дефицит в сумме составил 218,7 млрд. рублей, который сложился из дефицита Пенсионного фонда РФ в размере 159,1 млрд. рублей и дефицита Фонда обязательного медицинского страхования в размере 92,6 млрд. рублей. А бюджет Фонда социального страхования напротив, закончил 2018 год с профицитом в 33 млрд. рублей. В 2016 году бюджеты фондов были также исполнены с дефицитом. Конечная сумма дефицита составила 185,4 млрд. рублей. Исходя из данных, уже в 2017 году бюджеты государственных внебюджетных фондов были исполнены с профицитом в размере 44,4 млрд. рублей.

Список источников:

1. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.pfrf.ru/ (дата обращения 09.07.2020).

2. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: https://www.gks.ru// (дата обращения 11.07.2020).

3. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] URL: http://ffoms.ru/ (дата обращения 10.07.2020)

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 4 (33), 2020

4. Официальный сайт Фонда социального страхования [Электронный ресурс] URL: https://fss.ru/ (дата обращения 11.07.2020).

5. Корпоративные финансы: учебное пособие / Т.В. Крамаренко, М.В. Нестеренко, А.В. Щенников. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2017. - 113с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.