Научная статья на тему 'Анализ динамики индексов экономической безопасности опорного университета'

Анализ динамики индексов экономической безопасности опорного университета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ширяев М.В.

Опорные университеты в настоящее время становятся императивом экономического развития регионов России. Обеспечивая собственную экономическую безопасность, они одновременно способствуют укреплению экономической безопасности своего макроокружения: системы высшего образования, регионов и страны в целом. В статье раскрывается проблема мониторинга эффективности и экономической безопасности опорных университетов. Приводится обзор существующих методик мониторинга эффективности вузов России. Описана авторская методика экспресс-диагностики уровня экономической безопасности опорного университета. Рассмотрены динамический и статический методы анализа. Первый из них связан с оценкой деятельности опорного университета в динамике, второй позволяет проводить сравнительный анализ опорных университетов по различным аспектам их деятельности. Представлена система индикаторов для анализа динамики экономической безопасности опорного университета. Приводится апробация методики на примере Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ширяев М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики индексов экономической безопасности опорного университета»

Анализ динамики индексов экономической безопасности опорного университета

сч

СП £

Б

а

2 ©

Ширяев Михаил Виссарионович

кандидат технических наук, доцент, первый проректор, ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет, mikhail.shiriaev@nntu.ru

Опорные университеты в настоящее время становятся императивом экономического развития регионов России. Обеспечивая собственную экономическую безопасность, они одновременно способствуют укреплению экономической безопасности своего макроокружения: системы высшего образования, регионов и страны в целом. В статье раскрывается проблема мониторинга эффективности и экономической безопасности опорных университетов. Приводится обзор существующих методик мониторинга эффективности вузов России. Описана авторская методика экспресс-диагностики уровня экономической безопасности опорного университета. Рассмотрены динамический и статический методы анализа. Первый из них связан с оценкой деятельности опорного университета в динамике, второй позволяет проводить сравнительный анализ опорных университетов по различным аспектам их деятельности. Представлена система индикаторов для анализа динамики экономической безопасности опорного университета. Приводится апробация методики на примере Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Ключевые слова: опорный университет, экономическая безопасность, мониторинг, оценка эффективности, экспресс-диагностика

Введение. Недавно провозглашенный Минобрнауки институт опорных университетов пока не нашел должного теоретико-методологического обоснования. Являясь драйвером инновационного, технологического и социального развития регионов России, опорные университеты оказывают существенное влияние на уровень экономической безопасности территорий. Государство вкладывает значительные средства в развитие ведущих опорных университетов. В то же время, инструментарий оценки их эффективности и экономической безопасности в настоящее время не до конца отработан. Данная статья частично восполняет этот пробел.

Существующие методики оценки эффективности вузов. В июле 2012 года Минобрнауки РФ разработало критерии оценки эффективности деятельности вузов. Основная цель - принятие решений о ликвидации неэффективных учебных заведений.

Министерство предложило оценивать деятельность вузов по следующим направлениям [5]:

- образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ, стипендии Президента и Правительства РФ, трудоустройство выпускников и т.д.);

- научно-исследовательская деятельность (расходы на НИОКР);

- международная деятельность (иностранные студенты, стажировки в зарубежных вузах.

- финансово-экономическая деятельность (доходы вуза, зарплата преподавателей).

Инструментом оценки эффективности вузов стал мониторинг, проводимый Ми-нобрнауки РФ. Первый мониторинг проводился в 2012 году только среди государственных вузов [12]. В 2013 году мониторинг эффективности проводился уже среди всех высших учебных заведений страны. В ходе мониторинга 2013 года рассматривались следующие критерии [4]:

- образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих на первый курс);

- научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР на одного научно-педагогического работника):

- финансово-экономическая деятельность (возможности вуза в финансовом обеспечении основных видов своей деятельности);

- инфраструктура (обеспеченность помещениями, лабораторно-технической базой и т.д.):

- кадровый потенциал (доля кандидатов, докторов наук в численности работников профессорско-преподавательского состава);

- приведенный контингент студентов.

- специфика учебного заведения.

В результате мониторинга были сокращены неэффективные вузы и их филиалы.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки эффективности некоторых категорий университетов, получающих целевые государственные субсидии в рамках адресной поддержки программ опережающего развития ведущих вузов. К таки вузам относятся МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, федеральные и национальные исследовательские университеты, опорные университеты.

Федеральные университеты призваны формировать и развивать конкурентоспособный человеческий капитал в федеральных округах страны. Основной задачей национальных исследовательских университетов служит развитие кадрового потенциала науки и профессионального образования, развитие и коммерциализация высоких технологий в стране. В качестве критериев эффективности этих университетов служат [3]: объем научных исследований; число защит диссертаций; число образовательных программ; количество студентов и аспирантов; количество преподавателей высшей квалификации; международное признание деятельности университета.

В конце 2011 года 55 вузов страны были признаны победителями конкурса поддержки программ стратегического развития вузов. Для оценки эффективности этой

Таблица 1

Система индикаторов для анализа динамики экономической безопасности опорного университета

Проекция № Наименование и иди кагора порот

Мо; и'ршвлция образо нагель ной деятельности I Общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, спсциалитета. магистратуры по очной форме обучения, чел. 6080

2 Средний балл Ы'Э 60

Модернизации научной деятельности 3 Объем 11ИОКР в расчете па 1 Ш1Р, тыс. руб. 70,1

4 Число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирований Web of Science и Scopus, в расчете на 100 НПР, ед. 38

Разбитие предпринимательства 5 Количество команд резидентов бизнес-инкубаторов и технопарков университета, ед. 12

б Доля образовательных программ (бакалавриат, спсциалитет. магистратура, ординатура), в которые внедрены модули по технологи чс с кому или социальному предпринимательству, % 0,5

Развитие взаимодействий с внешними СТеЙКХОДДерам И 7 Привлеченные средства индустриальных партнеров, млн руб 40,4

8 Количество школ, с которым установлены паргнерские отошений, ед 26

Развитие местных сообществ, городской и региональной среды 9 Количество мероприятий в сфере культуры и социальной жизни. инициированы университетом или проведены ira базе университета, сд. 12

10 Количество об щественных совещательных структур ори руководстве города/региона, в работе которых официально принимают участие сотрудники опорного вуза, ед 11

Развитие внутренних бизнес-процессов 11 Число преподавателей, прошедших стажировку, переподготовку и повышение квалификацию по программам, связанным с приоритетными направления развития региона в ведущих учебных заведениях и предприятиях страны, чел. 10

12 Доходы вуза из всех источников, млн руб. 15Х9.6Х

категории вузов использовались следующие группы показателей [8]: образовательный, научный и инновационный потенциал; финансовая устойчивость; качество и объём бюджета программы развития.

В конце 2015 года Минобрнауки РФ повел конкурс проектов Программ развития, направленных на формирование опорных университетов в целях социально-экономического развития субъектов РФ [7]. В начале 2017 года состоялась вторая волна конкурса. В результате сформировано 33 опорных университета. Подводя первые итоги развития опорных университетов руководитель Национального фонда подготовки кадров И.В. Аржанова выделила их основные проблемы, среди которых: задержка с доведением средств федерального бюджета, низкий уровень вовлеченности коллектива вуза в процесс реализации программ и др. [1].

Одной из проблем является отсутствие методик для адекватной оценки эффективности деятельности опорных университетов. В настоящее время ис-

пользуются следующие ключевые индикаторы развития, динамика которых признается в качестве критерия оценки опорных вузов:

- численность студентов очной формы обучения;

- доходы вуза из всех источников;

- число направлений, по которым реализуются образовательные программы;

- доля обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры в общем количестве обучающихся;

- объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника (НПР);

- число публикаций, индексируемых в системе научного цитирования Web of Science, в расчете на 100 НПР;

- число публикаций, индексируемых системе научного цитирования Scopus, в расчете на 100 НП

- количество научных журналов, включенных в Web of Science или Scopus;

- доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в регионе в общей численности выпускников;

- доля обучающихся по проектно-ориентированным образовательным программам, предполагающим командное выполнение проектов полного жизненного цикла, в общей численности обучающихся;

- доходы от НИОКР (за исключением средств бюджетной системы Российской Федерации, государственных фондов поддержки науки) в расчете на одного НПР;

- совокупный оборот малых инновационных предприятий, созданных при университете;

- число резидентов бизнес-инкубаторов и технопарков университета.

Хотя приведенный выше набор индикаторов в принципе позволяет проанализировать деятельность отдельных вузов, для адекватной сравнительной оценки эффективности функционирования опорных университетов представляется целесообразным разработка отдельной методики.

Методика экспресс-диагностики экономической безопасности опорного университета. Для анализа динамики экономической безопасности опорного университета предлагается использовать методику обобщенных индексов. Эта методика нашла свое отражение в работах [2,6,9,11].

В основе предлагаемой методики лежит системный подход. Вначале определяется стратегическая цель исследования. В данном случае -всесторонний анализ экономической безопасности и эффективности функционирования опорного университета. При этом можно выделить два основных метода такого анализа.

1. Динамический метод. Деятельность опорного университета анализируется в динамике. Каждый из ключевых индикаторов эффективности сравнивается с базовым значением, в качестве которого выбираются данные предыдущего периода, пороговые значения, установленные учредителем, либо планируемые (прогнозные) данные программы развития университета. Цель такого анализа - установить, насколько темп роста эффективности опорного университета соответствует требуемому.

2. Сравнительный метод. Деятельность опорного университета сравнивается с другими опорными вузами. В качестве базового значения выбирается среднее (медианное) значение соответствующего индикатора по выборке. Отметим, что необходимым условием для такого анализа является сопоставимость данных.

О

ю i

*

es

2 е

8

сч

СП £

Б

а

2 о

Далее вся анализируемая система делится на проекции, в каждой из которых содержится от одного до нескольких индикаторов, характеризующих развитие соответствующего направления. В качестве базовых проекций предлагаются следующие:

- модернизация образовательной деятельности;

- модернизация научной деятельности;

- развитие предпринимательства;

- развитие взаимодействия с внешними стейкхолдерами;

- развитие местных сообществ, городской и региональной среды;

- развитие внутренних бизнес-процессов.

Затем все индикаторы преобразуются к безразмерному виду, отображаясь на единую шкалу (в данном случае, на отрезок [1;2], где единице соответствует базовый (пороговый) уровень).

Рассмотрим пример динамического анализа применительно к опорному университету ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева». В качестве пороговых выбирались значения, заданные учредителем, либо показатели 2016 года (до начала преобразований). Выбранная система индикаторов приведена в табл. 1.

На следующем этапе производится преобразование исходных индикаторов к безразмерному виду с помощью некоторых линейных или нелинейных функций. Это необходимо для того, чтобы можно было проводить совместный графический анализ преобразованных индикаторов, а впоследствии - синтезировать из них обобщенные индексы. После преобразования все индикаторы становятся безразмерными, изменяются в единых пределах, а пороговые значения индикаторов фиксируются на уровне 1.

В заключение осуществляется построение отдельных индексов по каждой из проекций системы, а также обобщенного индекса экономической безопасности опорного университета.

На рис. 1 и рис. 2 приведены соответственно динамика индексов опорного университета по отдельным проекциям и обобщенного индекса опорного вуза (2019 год - прогноз). Анализ рисунков подтверждает авторскую гипотезу об инновационном характере развития университета [10]. Процесс развития определяется классическими Э-образными кривыми жизненного цикла инноваций, которые характеризуются периодами

Рис. 1. Динамика индексов экономической безопасности НГТУ по отдельным проекциям

Рис. 2. Динамика обобщенного индекса экономической безопасности НГТУ как опорного вуза

резкого подъема показателей эффективности и закрепления достигнутого.

Заключение. Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о целесообразности и применимости авторской методики экспресс-диагностики экономической безопасности опорных университетов. Методика легко тиражируется и может быть востребована как

отдельными опорными университетами, так и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. В частности, она легко трансформируется для ранжирования опорных вузов как по отдельным проекциям, так и по обобщенным индексам. Для этого в качестве базовых (пороговых) значений индикаторов можно использовать средние по

опорным вузам значения. Литература

1. Аржанова, И.В. Презентация хода реализации проекта - представление результатов мониториговых визитов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://flagshipuniversity.ntf.ru/sites/ default/files/02_ Презентация_ИВ^

2. Дмитриев, С.М. Экономическая безопасность технического вуза: система индикаторов / С.М. Дмитриев, М.В. Ширяев, С.Н. Митяков // Высшее образование в России. - 2014. - № 3. - С. 1120.

3. Исследовательские университеты в России: пути становления и развития / П.С. Чубик [и др.] // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. -№ 1. - С. 22-30.

4. МАДИ: итоги мониторинга вузов 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn—90aed8aecale.xn—p1ai/ bronnicy-i-okruga/nablyudaem-zhizn/madi-itogi-monitoringa-vuzov-2013.html.

5. Минобрнауки разработало критерии оценки деятельности вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/ /ria.ru/education/201 20730/ 712748694.html

6. Митяков, Е.С. Индексный метод моделирования и прогнозирования социально-экономических процессов / Е.С. Митяков, С.Н. Митяков, Ю.Ф. Орлов // Актуальные аспекты экономики, менеджмента и образования: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Нижний Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2011. - С. 149151.

7. Официальный сайт опорных университетов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://опорныйуниверси-тет.рф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Программы стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://programs.extech.ru/

9. Сенчагов, В.К. Использование индексного метода для оценки уровня экономической безопасности / В.К. Сенчагов, С.Н. Митяков // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2011. - № 5. - С. 41-50.

10. Ширяев, М.В. Обеспечение экономической безопасности опорных технических университетов и их макроокружения: монография / М.В. Ширяев. - Н. Новгород: НГТУ, 2017. - 220 с.

11. Ширяев, М.В. Экономическая безопасность высшего профессионального образования: система индикаторов // Фундаментальные исследования. - 2015.

- №12-5. - С. 1078-1082.

12. Ястребова, О.К. Оценка качества образования как инструмент оценки деятельности вузов [Электронный ресурс].

- Режим доступа. http://www.mirkin.ru/ _docs/_budgetfin/ocenka.pdf.

The analysis of the dynamics of the

economic security indices of the basis University Shiriaev M.V.

Nizhny Novgorod State Technical University Nowadays basis universities are becoming the imperative for the economic development of Russian regions. By ensuring their own economic security they simultaneously contribute to strengthening the economic security of their macroenvironment: the systems of higher education, the regions and the country as a whole. The article reveals the problem of monitoring the effectiveness and the economic security of the basis universities. The review of existing methods of monitoring the effectiveness of Russian universities in shown. The author's method of express diagnostics of the level of the economic security of the basis university is described. The dynamic and static methods of the analysis are considered. The first one is related to the assessment of the activity of the basis university in dynamics, the second one helps to make the comparative analysis of the basis universities on various aspects of their activities. The system of indicators for the analysis of the dynamics of the economic security of the basis university is presented. The approbation of the methodology is given on the example of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev.

Key words: basis university, economic security, monitoring, efficiency evaluation, express diagnostics References

1. Arzhanova, I.V. Prezentation of the course of

implementation of the project - representation of results of monitorigovy visits [An electronic resource]. - Access mode: http:// flagshipuniversity.ntf.ru/sites/default/files/02_ of Prezentatsiya_iv.Pdf

2. Dmitriyev, S.M. Economic security of technical

college: the system of indicators / S.M. Dmitriyev, M.V. Shiryaev, S.N. Mityakov//the Higher education in Russia. - 2014. - No. 3.

- Page 11-20.

3. The research universities in Russia: ways of

formation and development / P.S. Chubik [etc.]//University management: practice and analysis. - 2009. - No. 1. - Page 22-30.

4. Moscow Administrative Road Inspectorate:

results of monitoring of higher education institutions of 2013 [Electronic resource]. -Access mode: http://xn-90aed8aecale.xn-p1ai/bronnicy-i-okruga/nablyudaem-zhizn/ madi-itogi-monitoringa-vuzov-2013.html.

5. The Ministry of Education and Science developed

criteria for evaluation of activity of higher education institutions [An electronic resource].

- Access mode: https://ria.ru/education/ 20120730/712748694.html

6. Mityakov, E.S. Index method of modeling and

forecasting of social and economic processes / E.S. Mityakov, S.N. Mityakov, Yu.F. Orlov// Relevant aspects of economy, management and education: сб. mater. Всерос. науч. -практ. конф. - Nizhny Novgorod: NGTU of R.E. Alekseev, 2011. - Page 149-151.

7. Official site of the basic universities [Electronic

resource]. - Access mode: https://onopHbM-университет.рф.

8. Programs of strategic development of public

educational institutions of higher professional training [Electronic resource]. - Access mode: http://programs.extech.ru/

9. Senchagov, V.K. Use of an index method for

assessment of level of economic security / V.K. Senchagov, S.N. Mityakov//the Messenger of Academy of economic security of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

- 2011. - No. 5. - Page 41-50.

10. Shiryaev, M.V. Ensuring economic security of the basic technical universities and their macroenvironment: monograph / M.V. Shiryaev.

- N. Novgorod: NGTU, 2017. - 220 pages.

11. Shiryaev, M.V. Economic security of higher education: system of indicators//Basic researches. - 2015. - No. 12-5. - Page 1078-1082.

12. Yastrebova, O.K. Otsenka of quality of education as tool of assessment of activity of higher education institutions [Electronic resource].

- Access mode. http://www.mirkin.ru/_docs/ _budgetfin/ocenka.pdf.

О

Ю i

*

to

2 a

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.