Научная статья на тему 'Анализ динамики грузооборота морских портов России в Азово-Черноморском и Балтийском бассейне в условиях формирования новой экономической географии морских грузовых перевозок'

Анализ динамики грузооборота морских портов России в Азово-Черноморском и Балтийском бассейне в условиях формирования новой экономической географии морских грузовых перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕВАЛКА ГРУЗОВ / МОРСКИЕ ПОРТЫ / SEAPORTS / ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БАЛАНС / МОРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / TRANSPORT AND ECONOMIC BALANCE / АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКИЙ БАССЕЙН / AZOV-BLACK SEA BASIN / БАЛТИЙСКИЙ БАССЕЙН / BALTIC BASIN / TRANSSHIPMENT OF GOODS / SEA FREIGHT TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арустамова М.И.

В статье представлен анализ современных особенностей динамики объемов перевалки грузов в российских портах Азово-Черноморского и Балтийского бассейна, эмпирическая оценка которой реализована автором в более широком проблемном аспекте формирования новой экономической географии морских грузовых перевозок, а также усиления тенденций перевода российских внешнеторговых грузов с портов Прибалтийских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article presents an analysis of modern features of dynamics of cargo transshipment volumes in Russian ports of Azov-Black Sea and Baltic basin, empirical evaluation of which was realized by author in broader problematic aspect of formation of new economic geography of sea freight traffic, as well as strengthening of trends in transfer of Russian foreign trade cargo from ports of Baltic countries.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики грузооборота морских портов России в Азово-Черноморском и Балтийском бассейне в условиях формирования новой экономической географии морских грузовых перевозок»

РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

М. И. Арустамова

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ГРУЗООБОРОТА МОРСКИХ ПОРТОВ РОССИИ В АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОМ И БАЛТИЙСКОМ БАССЕЙНЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

МОРСКИХ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Аннотация

В статье представлен анализ современных особенностей динамики объемов перевалки грузов в российских портах Азово-Черноморского и Балтийского бассейна, эмпирическая оценка которой реализована автором в более широком проблемном аспекте формирования новой экономической географии морских грузовых перевозок, а также усиления тенденций перевода российских внешнеторговых грузов с портов Прибалтийских стран.

Ключевые слова

Перевалка грузов, морские порты, транспортно-экономический баланс, Азово-Черноморский бассейн, Балтийский бассейн, морские транспортные грузовые перевозки.

M. I. Arustamova

ANALYSIS OF DYNAMICS OF CARGO TRANSPORTATION OF RUSSIAN SEA PORTS IN AZOV-BLACK SEA AND BALTIC BASIN

IN CONDITIONS OF FORMATION OF NEW ECONOMIC GEOGRAPHY OF MARINE CARGO TRANSPORTATION

Annotation

Article presents an analysis of modern features of dynamics of cargo transshipment volumes in Russian ports of Azov-Black Sea and Baltic basin, empirical evaluation of which was realized by author in broader problematic aspect of formation of new economic geography of sea freight traffic, as well as strengthening of trends in transfer of Russian foreign trade cargo from ports of Baltic countries.

Keywords

Transshipment of goods, seaports, transport and economic balance, Azov-Black Sea basin, Baltic basin, sea freight transport.

Введение

Анализ факторов и условий развития транспортно-экономического баланса Азово-Черноморского бассейна формирует определенную фактографическую основу понимания тенденций изменения объемов грузовых морских перевозок в регионе в более широком понимании их новой нарождающейся экономической географии.

Материалы и методы

В процессе анализа использованы эмпирико-статистические данные, обеспечивающие достоверность, надежность и обоснованность выводов, рекомендаций и предложений, а также формирующие основу численного анализа динамики грузооборота морских портов РФ Азово-Черноморского бассейна в контексте изменения географии морских грузовых пе-

ревозок. Использованы результаты отраслевых исследований сферы морских перевозок и портовой сферы России в АЧБ и Балтийском бассейне, Украины и стран Балтии, данные по развитию портового комплекса Украины и других стран.

Результаты

Проведенный численный анализ динамики перевалки грузов в Азово-Черноморском бассейне (табл. 1-3) позволяет заключить, что в условиях экономических санкций ориентация экономики России на восточные рынки сопровождается закономерными изменениями объемов перевалки внешнеторговых грузов. Так, сокращение объемов перевалки импортных сухих грузов в 2012-2016 гг. (контейнерные, генерал ь-ные и др.) более чем наполовину обу-

словлено снижением уровня доходной базы населения и удлинением периода ее кризисного ослабления с конца 2014 г., которое не было характерным для прежних кризисов 1998 г., 2009 г. и 2012 г. (табл. 1). Именно сокращение импорта товаров народного потребления привело к уменьшению объемов перевалки контейнерных и генеральных грузов, что является отражением системной тенденции кризисного сжатия контейнерного сегмента морских грузоперевозок в южном бассейне страны [5]. Рост объемов перевалки экспортных грузов в Азово-Черноморском бассейне объясняется более активным развитием экспортно ориентированных производств, развернутых в сторону рынков Азии и Средиземноморья.

Таблица 1 — Динамика перевалки сухих грузов в 2012-2016 гг. через морские порты России в Азово-Черноморском бассейне, млн т*

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 к 2012, %

Всего 69 153,3 63 055,7 76 888,5 98 371,3 105 330,5 152,3

Экспорт 55 364,3 50 359,4 59 996,5 69 397,3 71 547,2 129,2

Импорт 11 454,5 10 293,1 8921,7 7040 5321,2 46,5

Транзит 1010,8 788,1 1067,2 871,2 774,8 76,7

Каботаж 1323,6 1615,1 6903,1 21062,7 27687,2 2091,8

* Составлена автором по данным источников [1-4].

Таблица 2 — Динамика перевалки наливных грузов в 2012-2016 гг. через морские порты России в Азово-Черноморском бассейне, млн т*

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 к 2012, %

Всего 107 540,2 111 875 117 739,3 134 481,7 138 698,4 129,0

Экспорт 70 185,6 69 210,8 71 932,5 84 333,6 86 131,3 122,7

Импорт 377,6 483,2 570,8 688,2 698,7 185,0

Транзит 35 868,3 41 575,4 41 587,7 43 025,1 45 553,7 127,0

Каботаж 1108,8 605,6 3648,4 6434,8 6314,7 569,5

* Составлена автором по данным источников [1-4].

Динамика экспорта наливных грузов в 2012-2016 гг. в Азово-Черноморском бассейне характеризуется увеличением объемов отгрузки нефти и нефтепродуктов с российских портов на юге страны, объем транзита которых также является существенным, но при этом относительно стабильным (35 592,2 тыс. т транзита нефти в 2012 г. против 42 800,4 в 2016 г.). Важно отме-

тить, что динамика роста объемов перевалки экспортной нефти и нефтепродуктов значительно превышает рост экспорта наливных грузов через российские порты Балтийского бассейна, потенциал которых в этом отношении практически исчерпан. Незначительные объемы перевалки импортных грузов представлены в основном импортом пищевых продуктов, доля которого в

структуре наливных грузов крайне мала. В целом, как видно из данных таблицы 3, существенный рост объемов каботажных перевозок в южном бассейне обусловлен работой Керченской портовой агломерации и присоединением портов Крыма. Порты России в южном бассейне имеют экспортную ориентацию. При этом реализация масштаб-

За счет численного исключения каботажных перевозок нами сформированы данные и проведен количественный анализ динамики объемов перевалки внеш-

Сопоставление данных таблиц 3 и 4 показывает, что рост объемов перевалки сухих внешнеторговых в Азово-Черноморском бассейне в 2012-2016 гг. составил 14,5 % против 18,5 % в портах РФ Балтийского бассейна. В динамике объемов перевалки наливных грузов порты южного бассейна страны опережают российские порты Балтийского бассейна:

ных проектов по их модернизации в условиях вызванного санкциями разворота морских грузовых перевозок в сторону Востока в перспективе будет только усиливать тенденцию их развития и повышать уровень влияния российского грузового экспорта и транзита на изменение транспортно-экономического баланса в Азово-Черноморском бассейне.

неторговых грузов России через порты РФ в Азово-Черноморском и Балтийском бассейнах, а также портах Балтии и Украины в 2012-2016 гг. (табл. 4).

в 2012-2016 гг. прирост составил соответственно 24,4 % против 11 %, что, как уже было отмечено ранее, связано с исчерпанием возможностей дальнейшего наращивания объемов экспорта нефтепродуктов через балтийские терминалы на Северо-Западе. Модернизация и расширение мощностей южных портов указывают на предпосылки развития этого потенциала.

Таблица 3 — Динамика перевалки всех грузов в 2012-2016 гг. через морские порты России в Азово-Черноморском бассейне, млн т*

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 к 2012, %

Всего 176 693,5 174 377,1 194 627,8 232 853 244 028,9 138,1

Экспорт 125 549,9 119 055,2 131929 153 730,9 157 768,5 125,7

Импорт 11 832,1 10 737,7 9492,5 7728,2 6019,9 50,9

Транзит 36 879,1 42 363,5 42 654,9 43 896,3 46 328,6 125,6

Каботаж 2432,4 2220,7 10 551,4 27 497,6 34 001,9 1397,9

* Составлена автором по данным источников [1-4].

Таблица 4 — Динамика перевалки российских внешнеторговых грузов в 2012-2016 гг. через морские порты России в Азово-Черноморском бассейне, тыс. т*

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 к 2012, %

Всего грузов 174 261,1 172 710 184 076,4 205 355,4 210 027 120,5

Сухогрузы, всего 67 829,7 61 440,6 69 985,4 77 308,6 77 643,3 114,5

Металлы 12 508,3 12 870,7 13 898,6 16 632 17 288,6 138,2

Уголь 7585,3 7816,8 7525 8919,1 8967,8 118,2

Мин. удобрения 2744,6 2920 3053 2999,2 2603 94,8

Зерно 21 986,3 16959 27 456,8 31 261,5 30 637,7 139,3

Руда 1836,6 2031,1 1747,4 2353,7 3263,7 177,7

Лесные 891,8 625,1 714,3 878,8 807 90,5

Грузы в контейнерах 6077,5 6092 6722,9 6249,2 6746,2 111,0

Наливные, всего 106 431,4 11 269,4 114 090,9 128 046,9 132 383,7 124,4

Нефть и нефтепродукты 104 110,7 108 414,9 110 768,7 124 665,7 128 452,3 123,4

* Составлена автором по данным источников [1-4].

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Порты РФ в Азово-Черноморском бассейне Порты РФ в Балтийском бассейне

Рисунок 1 — Динамика перевалки контейнерных внешнеторговых грузов России в 2012-2016 гг. через российские морские порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна, тыс. т*

* Составлен автором по данным источников [1-4].

Снижение доходов населения и уровня потребительского спроса привело к сокращению объемов перевалки контейнерных грузов в портах РФ Балтийского бассейна на 8,6 % в 2012-2016 гг. при одновременном увеличении этого показателя для портов РФ в Азово-Черноморском бассейне — прирост за тот же период — 11 %. На юге страны часть

блокированного санкциями импорта из ЕС сегодня замещается продукцией из Египта, Пакистана, Бразилии и Южной Африки. В свою очередь, сжатие данного сегмента грузов на Северо-Западе страны обусловлено сокращением импорта из стран Европы и увеличением импортных контейнерных потоков в Черноморском регионе из стран Азии и Востока.

Таблица 5 — Динамика перевалки российских внешнеторговых грузов в 2012-2016 гг. через морские порты России в Балтийском бассейне, тыс. т*

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 к 2012, %

Всего грузов 204 781,9 212 982,9 217 541,4 224 967,7 232 725,5 113,6

Сухогрузы, всего 73 496,7 80 168,2 86 316,1 83 940,2 87 059,6 118,5

Металлы 10 388,7 8943,8 9315,7 9991,4 10 060,6 96,8

Уголь 19 728,8 23 878,4 25 847,1 28 179,5 29 667,1 150,4

Мин. удобрения 5632 7300,1 8766,5 10 269,6 10 304,8 183,0

Зерно 1144,8 1414 815,7 988 1227,4 107,2

Руда 845,6 856,6 780 954,2 1099,4 130,0

Лесные 444 469,4 681,1 710,5 605,9 136,5

Грузы в контейнерах 24 626,7 24 894,6 26 003,7 21 587 22 514,1 91,4

Наливные, всего 131 285,2 132 823,7 131 225,3 141 027,4 145 665,9 111,0

Нефть и нефтепродукты 130 873,5 132 287,5 129 420,9 138 877 143 161,1 109,4

* Составлена автором по данным источников [1-4].

В условиях достижения максимального уровня пропускной способности балтийских наливных терминалов дальнейшее развитие портовой отрасли Северо-Запада России может происходить за

счет перераспределения российского контейнерного грузопотока из портов Латвии, Эстонии и Финляндии, что потребует повышения условий привлекательности хранения грузов и т. д.

Обсуждение

В перспективе рост контейнерного грузооборота южных портов может продолжиться за счет перераспределения части контейнерных грузов, которые сегодня идут через балтийские порты России, прежде всего, за счет расширения и модернизации инфраструктуры южных портов страны. Реализация такого сцена-

Результаты численного анализа (табл. 5 и 6) показывают, что морские порты Балтики и Украины стремительно теряют российскую грузовую базу, объем которой в балтийских портах в 2012-2016 гг. сократился на 36,8 %, а в портах Украины — на 82,8 %.

На рисунке 2 наглядно представлена динамика объемов перевалки российских внешнеторговых грузов южный и северозападные порты страны, а также порты Балтии и Украины, которая характеризу-

рия представляется достаточно перспективной, особенно в условиях восточной ориентации внешнеэкономической политики России, что означает растущую концентрацию бюджетных инвестиций на развитии транспортно-транзитной сферы юга страны, и, соответственно, может вызвать их дефицит для морских гаваней Северо-Запада России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольшая глубина падения объемов перевалки внешнеторговых грузов через украинские порты вызвана ухудшением российско-украинских отношений, которое сегодня сопровождается сокращением транспортно-транзитного потенциала экономики Украины.

ется возрастанием грузовой базы портов Азово-Черноморского бассейна, ее менее стабильным увеличением в северозападных портах страны и сокращением в портах Балтии, и, особенно, Украины [6].

Таблица 6 — Динамика перевалки внешнеторговых грузов России в 2012-2016 гг.

через морские порты Балтии, млн т*

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 к 2012, %

Всего грузов 67,3 65,69 62,65 53,31 42,51 63,2

Сухогрузы, всего 38,4 35,35 37 33,41 32,42 84,4

Металлы 0,6 1,48 1,63 1,59 1,85 308,3

Уголь 22,5 20,96 20,25 18,88 16,36 72,7

Мин. удобрения 6,9 6,54 8,06 6,88 7,42 107,5

Зерно 2 0,56 1,07 1,02 1,03 51,5

Руда 1,8 1,56 1,12 0,58 1,36 75,6

Наливные, всего 28,9 30,34 25,65 19,89 10,08 34,9

Нефть и нефтепродукты 28,9 30,34 25,65 19,89 10,08 34,9

* Составлена автором по данным источников [1-4].

Таблица 7 — Динамика перевалки внешнеторговых грузов России в 2012-2016 гг.

через морские порты Украины, млн т*

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2016 к 2012, %

Всего грузов 27,3 19,08 13,93 9,11 4,7 17,2

Сухогрузы, всего 18,9 13,26 10,23 7,53 3,94 20,8

Металлы 2,1 1,09 1,19 0,98 0,14 6,7

Уголь 6 3,8 3,45 3,03 2,2 36,7

Мин. удобрения 2,3 1,79 1,2 0,84 0,29 12,6

Зерно 0,4 0,007 0,0001 0,0

Руда 5,3 3,73 3,26 1,82 1,09 20,6

Наливные, всего 8,3 5,83 3,7 1,58 0,64 7,7

Нефть и нефтепродукты 8,3 5,83 3,7 1,58 0,64 7,7

* Составлена автором по данным источников [1-4].

100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00

И-1-1-1- -1

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Порты РФ в Азово-Черноморском бассейне Порты РФ в Балтийском бассейне Порты Балтии

внешнеторговые сухие грузы России

Порты РФ в Азово-Черноморском бассейне Порты РФ в Балтийском бассейне

внешнеторговые наливные грузы России

Порты РФ в Азово-Черноморском бассейне Порты РФ в Балтийском бассейне

все внешнеторговые грузы России

Рисунок 2 — Динамика перевалки всех внешнеторговых грузов России в 2012-2016 гг. через российские морские порты Азово-Черноморского и Балтийского бассейна, порты Балтии и Украины, тыс. т*

* Составлен автором по данным источников [1-4].

Заключение

Исходя из выявленных и численно измеренных нами трендов и прогнозируя дальнейшее развитие транспортно-экономического баланса Азово-Черноморского бассейна с учетом потенциала развития Балтийских портов страны, конкуренции между бассейнами и стратегии перевода грузов из портов сопредельных стран, можно сделать следующие выводы и предположения.

1. Рост инвестиций в портовую инфраструктуру Юга России, реализация проектов ее модернизации и увеличения мощностей (порт Тамань) формируют системные предпосылки для повышения пропускной способности российских портов Азово-Черноморского бассейна, что означает увеличение грузооборота и объемов морских грузовых перевозок в Черноморском регионе со стороны России. Усиление специализации южных портов РФ позволит стимулировать перераспределение грузов с портов сопредельных стран, Каспийского региона и бассейна Волги.

2. Введение режима санкций против России формирует инерцию разворота внешнеэкономической политики и торговых отношений в сторону стран Востока, что означает увеличение объемов грузового экспорта и более полную реализацию транспортно-транзитного потенциала морской портовой инфраструктуры на юге страны. Развитие данных трендов будет сопровождаться усилением конкуренции между российскими портами Азово-Черноморского и Балтийского бассейнов, факторами перевеса в которой в пользу юга могут выступить: более активная модернизация портовой инфраструктуры Юга России и уровень ее инвестиционного насыщения в контексте широких геоэкономических перспектив развития экспорта в Черноморском регионе; торможение развития портовой инфра-

структуры морских грузовых перевозок на Северо-Западе, корректировка стратегии ее развития в контексте нового видения роли и значения портов России в этом регионе. Как видно из данных рисунка 3, основной объем грузов с портов Прибалтики и Украины уже переведен на российские порты. Возможности дальнейшего ухода российских грузов с этих портов может быть ограничено плотной имплементацией российского капитала в терминалах Эстонии и Латвии. Эти предпринимательские структуры, формирующие карту собственности в структуре активов прибалтийских портов, и впредь будут проводить свои грузопотоки через эти мощности. На этом фоне реальные и только увеличивающиеся в рамках текущего геополитического расклада перспективы развития портов Юга России являются значительно более существенными. Так, строительство порта Тамань открывает новые возможности переключения грузопотоков с портов Египта и Констанцы, а также новых строящихся турецких портов. Более эффективная организация обслуживания позволит привлечь в российские порты южного бассейна часть грузопотоков с Балтийского региона.

3. В контексте реализации масштабных проектов по формированию альтернативных логистических коридоров поставки российских энергоносителей в Черноморском регионе, более широких перспектив выхода на рынки страны Азии и Африки в рамках стратегии форсированного развития несырьевых отраслей российской экономики, активного развития АПК в рамках политики импортозамещения, значительная и возрастающая часть продукции которого будет идти на экспорт через порты Юга России, стратегический приоритет развития последних существенно возрастает.

Рисунок 3 — Соотношение объемов перевалки российских грузов в морских портах России, Украины и Балтии в 2012-2016 гг., %*

* Составлена автором по данным источников [1-4].

Библиографический список

1. Все грузы России: обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии и Украины за 12 месяцев 2016 г. // Морские порты. — 2017. — № 1 (152). — С. 54-63.

2. Все грузы России: обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии и Украины за 12 месяцев

2014 г. // Морские порты. — 2015. — № 1 (132). — С. 62-71.

3. Все грузы России: обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии и Украины за 2013 г. // Морские порты. — 2014. — № 1 (122). — С. 68-77.

4. Все грузы России: обзор перевозок грузов через морские порты России, Балтии и Украины за 12 месяцев

2015 г. // Морские порты. — 2016. — № 1 (142). — С. 70-79.

5. Миротин, Л., Яменсков, А., Фе-досеенко, С., Лебедев, Е., Супрун, О. Динамика использования основных портов Азово-Черноморского бассейна (юга России) // Научные труды КУбГТУ. — 2016. — № 1. — С. 5.

6. Морские порты Украины: анализ текущего состояния и тенденции отрасли. По данным официального порта Министерства управления инфраструктурой Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.port. odessa.ua/ru/press-center/analytics (дата обращения: 01.11.2015).

Bibliographic list

1. All cargo of Russia: a survey of cargo transportation through the seaports of Russia, Baltic and Ukraine for 12 months of 2016 // Seaports. — 2017. — № 1 (152). — P. 54-63.

2. All cargo of Russia: a survey of cargo transportation through the seaports of Russia, Baltic and Ukraine for 12 months of 2014 // Seaports. — 2015. — № 1 (132). — P. 62-71.

3. All cargo of Russia: a survey of cargo transportation through the seaports of Russia, Baltic and Ukraine for 2013 // Seaports. — 2014. — № 1 (122). — P. 68-77.

4. All cargo of Russia: a survey of cargo transportation through the seaports of Russia, Baltic and Ukraine for 12 months of 2015 // Seaports. — 2016. — № 1 (142). — P. 70-79.

5. Mirotin, L., Yamenskov, A., Fe-doseenko, S., Lebedev, E., Suprun, O. Dynamics of use of main ports of Azov-Black Sea basin (Southern Russia) // Scientific work of CSTU. — 2016. — № 1. — P. 5.

6. Sea ports of Ukraine: analysis of current state and industry trends // According to official port of Ministry of Infrastructure of Ukraine [Electronic resource]. — Mode of access : http://www.port.odessa.ua/en/ press-center/analytics/4 (date of access : 01.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.