УДК 331.2 ББК 65 Л 39
АНАЛИЗ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ В РОССИИ
(Рецензирована)
Леденева Марина Викторовна,
доктор экономических наук, профессор, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (8442) 59 03 74, e-mail: [email protected]
Гутарева Антонина Андреевна,
студент экономического факультета Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград. Тел.: (937) 705 64 44, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается среднемесячная реальная начисленная заработная плата работников Южного Федерального округа в период 2013-2016 гг. Для оценки видов экономической деятельности с точки зрения оплаты труда за 2016 год данные ранжированы на четыре группы, где впоследствии выявлены отрасли-аутсайдеры и лидирующие сферы экономической деятельности. В условиях переходной экономики одной из актуальных и остро стоящих является проблема оплаты труда, решение которой предопределяет рост материального и физического благополучия персонала фирм, а также уровень и перспективы развития хозяйствующих субъектов региона. При этом следует отметить, что имеющаяся система оплаты труда на фирмах различных организационно-правовых форм собственности Российской Федерации не позволяет должным образом обеспечить достаточный уровень мотивации кадроворганиза-ций, что приводит к недостаточной производительности труда. Таким образом, повышение эффективности работы хозяйствующих субъектов необходимо рассматривать через призму роста уровня заработной платы персонала посредством экономической заинтересованности персонала хозяйствующих субъектов. Рассмотрены причины обуславливающие проблемы отраслевой и региональной дифференциации оплаты труда работников в Российской Федерации, впоследствии чего предложены пути решения.
Ключевые слова: заработная плата, вид деятельности, экономика, экономическая сфера, работник, персонал, население, отрасль, оплата труда, дифференциация.
ANALYSIS OF DIFFERENTIATION OF INDUSTRIAL AND REGIONAL WAGES OF EMPLOYEES IN RUSSIA
(Reviewed)
Ledeneva Marina Viktorovna,
Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management of the Volgograd Institute of Business, Volgograd. Ph.: (8442) 59 03 74, e-mail:[email protected]
Gutareva Antonina Andreevna,
student of the Faculty of Economics of the Volgograd Institute of Business, Volgograd. Ph.: (937) 705 64 44, e-mail: [email protected]
Summary. The article considers the average monthly real wages and salaries of employees of the Southern Federal District in the period 2013-2016. To assess the types of economic activity from the point of view of remuneration for the year 2016, the data are ranked into four groups, where later, outsider industries and leading spheres of economic
activity were identified. In the conditions of the transition economy, one of the topical and acute problems is the problem of labor remuneration, the solution of which predetermines the growth of the material and physical well-being of company personnel, as well as the level and prospects for the development of economic entities in the region. At the same time, it should be noted that the existing system of labor remuneration for firms of various organizational and legal forms of ownership of the Russian Federation does not allow to properly provide a sufficient level of motivation for the staff of organizations, which leads to insufficient labor productivity. Thus, increasing the efficiency of economic entities should be considered through the prism of increasing the level of staff salaries through the economic interest of the personnel of economic entities. The reasons stipulating the problems of sectoral and regional differentiation of labor remuneration in the Russian Federation are considered, and later the ways of solution are suggested.
Keywords: wages, type of activity, economy, economic sphere, employee, personnel, population, industry, labor payment, differentiation/
В современных условиях эволюции российского общества и перехода к рыночным отношениям обеспечение достойного размера оплаты труда работников всех сфер деятельности является одной из наиболее актуальных задач, требующей системного решения и постоянного поиска путей совершенствования. [1, с.20]
На рис.1 продемонстрирована динамика изменения среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников в целом по экономике Российской Федерации в период с 1991 по 2016 гг.
Рисунок 1 отображает, что с каждым годом среднемесячная номинальная начисленная з/п работников в целом по экономике в России неуклонно растет.
Для детального анализа среднемесячной начисленной заработной платы в экономике возьмем за основу один из регионов Российской Федерации - Южный федеральный округ. Оценивая динамику изменений номинальной заработной платы, все данные приведены к ценам 2013г. (табл. 1).
Из таблицы следует, что в период 2013-2014гг. начисленная заработная плата работников в сфере экономики в целом по ЮФО увеличилась на 698 руб. В 2014-2015гг. она же снизилась на 1058,2 руб. и составила 19755,8 руб., до 2016 г. заработная плата населения выросла на 148,4 руб.
В период 2014-2015гг. реальная начисленная заработная плата персоналаэкономической сферы снизилась во всех субъектах Южного федерального округа.В Волгоградской области с 2014-2015гг. заработная плата уменьшилась на 1200,4 руб.
Рассматривая более подробно 2015-2016гг., то больше всего увеличение реальной заработной платы зарегистрировано в Р. Крым (на 3669,7 руб.), также отмечается повышение в г.Севастополь (на 3096,9 руб., в ценах 2013г.). В Республике Калмыкия, Астраханском и Краснодарском крае наблюдается снижение реальной заработной платы на 226, 88,4 и 12,8 руб. соответственно. В Волгоградской и Ростовской обл. за данный период заработная плата увеличилась на 269,8 и 332,5 руб. (в ценах 2013г.) соответственно.
Рисунок 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике РФ в 1991-2016гг., рублей
(до 1998г. - тыс. рублей)1
Таблица 1
Среднемесячная реальная начисленная заработная плата работников в целом по экономикев Южном федеральномокруге РФ в 2013-2016 гг., рублей, в ценах 2013 г. 2
Наименование 2013 2014 2015 2016 Изм-е 2014 к 2013гг. Изм-е 2015 к 2014гг. Изм-е 2016 к 2015гг.
Южный федеральный округ 20116 20814 19755,8 19904,2 698 -1058,2 148,4
Республика Адыгея 17050 17658,6 17289,3 17403,8 608,6 -369,3 114,5
Республика Калмыкия 15957 16629,8 15697,9 15471,9 672,8 -931,9 -226
Республика Крым - - 15399,6 19069,3 - - 3669,7
Краснодарский край 21815 22622,3 20952,6 20939,8 807,3 -1669,7 -12,8
Астраханская область 19125 20133 19786,8 19698,4 1008 -346,2 -88,4
Волгоградская область 18879 20207,4 19007 19276,8 1328,4 -1200,4 269,8
Ростовская область 19455 19550,7 19088,7 19421,2 95,7 -462 332,5
г. Севастополь - - 16530,1 19627 - - 3096,9
Для оценки видов экономической деятельности с точки зрения оплаты труда в табл. 2 ранжированы данные среднемесячнойзаработной платы населения по видам экономической деятельности за 2016 г.
Первая группа -«аутсайдеры» включает в себя те отрасли экономики, где среднемесячная заработная платаварьируетсяот 14000 до 30000 руб. или от 40 до 90%. Самая маленькая среднемесячная заработная плата отмечается в текстильном и швейном производстве (14 484 руб. или 44,3%). Заработная платав сфере образования составила 25133 руб. или 76,9%, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг - 28640 руб. или 87,6%.
Вторая «средняя» группа от 90 до 100%, где сконцентрированы такие отрасли как: предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, обрабатывающие производства, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
Третья группа «выше среднего» от 100 до 200%, здесь среднемесячная заработная плата наибольше всего в сфере добычи полезных ископаемых - 62498 руб. или 191,4 %.
В четвертую группу «лидеров» входят две сферы экономической деятельности, которые имеют процентное соотношение от 200 и более. Это сферы: производства кокса и нефтепродуктов, а также добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (66430 и 71212руб. или 203,4 и 2018,0% соответственно).
Таким образом, в период 2014-2015 гг. отмечается понижение реальной заработной платы персонала экономической сферы во всех субъектах ЮФО. Данная ситуация обусловлена тем, что в РФ
произошло резкое ослабление российского рубля по отношению к иностранным валютам, вызванное стремительным понижением мировых цен на нефть, от экспорта которой во многом зависит доходная часть бюджета РФ, а также введением экономических санкций в отношении РФ в связи с событиями на Украине.
Лидирующим видом экономической деятельности с точки зрения величины оплаты труда является добыча и производство нефтепродуктов, а также топливно-энергетических полезных ископаемых. Отстающими отраслями считаются: текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, с/х, охота и лесное хозяйство, обработка древесины и производство изделий из дерева, гостиницы и рестораны, производство резиновых и пластмассовых изделий, образование и др.
Решением проблемы резкой дифференциации оплаты труда, может стать умножение знаний и развитие человеческого капитала в сфере образования, науки, культуры и здравоохранения. Ведь неслучайно на Западе учителя, врачи и ученые являются не менее конкурентоспособными, чем работники топливно-энергетического комплекса, финансовой сферы, государственной службы и тем более промышленности [2, с.100]. Исключительное значение образования, науки и здравоохранения в формировании человеческого капитала, являющегося важнейшим фактором ускорения социально-экономического развития в постиндустриальную эпоху, выдвигает на первый план задачу кардинального повышения заработной платы в бюджетной сфере [3,с.125].
Пять лет назад президент Российской Федерации Владимир Путин подписал «майские указы»,
Таблица 2
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности РФза 2016 гг., рублей
Наименование Рублей % Группа
Всего 32660 100
А 1 2 3
Текстильное и швейное производство 14484 44,3
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 17566 53,8
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 18762 57,4
Прочие производства 20355 62,3
Обработка древесины и производство изделий из дерева 20500 62,7
Гостиницы и рестораны 21652 66,3
Производство резиновых и пластмассовых изделий 25024 76,6 1
Образование 25133 76,9
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 25621 78,4
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 26768 81,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 27602 84,5
Строительство 27603 84,5
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 28640 87,6
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 30185 92,4
Обрабатывающие производства 31261 95,7
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 31869 97,5 2
Производство машин и оборудования 32185 98,5
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 32564 99,7
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 33639 102,9
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 35027 107,2
Производство транспортных средств и оборудования 35199 107,7
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 36127 110,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 37095 113,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 37603 115,1 3
Транспорт и связь 38491 117,8
Химическое производство 40436 123,8
Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 44479 136,2
Рыболовство, рыбоводство 50320 154,1
Финансовая деятельность 60725 185,9
Добыча полезных ископаемых 62498 191,4
Производство кокса и нефтепродуктов 66430 203,4 4
Добыча топливно-энергетическихполезных ископаемых 71212 218,0
которые включают в себя: оборонную промышленность и медицину, внешнюю политику и науку, «межнациональное согласие» и жилье, а также повышение зарплат. Не касались они лишь внутренней политики [4, с.125]; [5, с.160]. Экономический кризис и западные санкции, введенные после присоединения Крыма, сделали «майские указы» трудновыполнимыми, ответственность за них в итоге легла на регионы, сразу же ушедшие в долги.
Владимир Путин обещал увеличение заработной платы бюджетникам до средней по региону, а врачи и преподаватели и вовсе должны были получать по две средние зарплаты. В стране должно было появиться 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Но насколько исполнимы были «майские указы»? Сейчас считается, что их полному исполнению помешал экономический кризис и санкции, - об этом, например, говорил премьер Дмитрий Медведев. Однако еще в 2013 году зам. министра экономики Андрей Клепач объяснял, что для выполнения всех указов российская экономика должна была расти на 7 % в год, а для обещанного роста зарплат бюджетников - хотя бы на 4 процента. Эти цифры были недостижимы еще до кризиса и санкций. Владимир Путин в 2013 году признался, что намеренно «завысил планку» в указах, но это не должно служить отказом от их исполнения.
Данные указы осуществлялись за счет региональных бюджетов. Их состояние с 2012 года стало резко ухудшаться - территории брали все новые и новые долги для того, чтобы хотя бы тянуть социальные выплаты. По данным Минфина, в 2013 году суммарный долг российских субъектов вырос на 28,6 %, в 2014 году - на 20 %, в 2015 году - на 11 %, и только в 2016-м рост составил 1,5 процента [7, с. 301].
Регионы стали больше занимать в долг как раз после вступления в силу «майских указов». Интересно, что резкий рост долгов стал сокращаться параллельно с тем, как государство стало помогать субъектам с уходом от коммерческих кредитов (их стали заменять более дешевые бюджетные). Сами администрации на местах тоже научились экономить - на дорогах, ремонтах, развитии. «За 3,5 года увеличили госдолг области в два раза, чтобы выполнять дорожную карту «майских указов». После этого случился кризис, экономика встала,
остановился рост средней заработной платы, соответственно, уже второй год зарплаты бюджетников мы не увеличиваем, а сокращаем», - сетует депутат законодательного собрания одного из регионов в центральной части России. Он добавляет, что повышение тех же зарплат бюджетникам не помогло сделать их работу привлекательной для молодых: «Если учителей стало больше, то вакансии врачей как были незакрытыми, так и остались. Проедаем бюджет», - разводит руками депутат.
За пять лет «майские указы» превратились из красивого пиар-хода (все дают обещания перед выборами и не исполняют, а мы даем их после и исполняем) в не самую большую, но досадную проблему. Массового недовольства реализацией указов нет, хотя, по данным исследования Высшей школы экономики, наиболее важные для себя обещания люди посчитали неисполненными.
ИСТОЧНИКИ:
1. Косицына Ф.П. Соотношение роста производительности труда и заработной платы - критерий эффективности государственного регулирования экономики // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2010. -№2 (12). - С. 19-23.
2. Модорский А.В. Стимулирующая функция заработной платы в системе функций заработной платы // Вестник Пермского университета. - 2014.
- Вып. 1(20). - С. 97-102.
3. Семененко В.С. Оплата труда как одна из функций управления персоналом // Инновационная наука.
- 2015. - №10. - С.124-128.
4. Шевякова (Адилова) К.З. Заработная плата, ее функции и взаимосвязь с производительностью труда // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - №2 (27).
- С. 249-252.
5. Попова Н.В. Управление рынком труда: опыт зарубежных стран // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2009. - № 3(10). - С. 159-161.
6. Кабанов В.Н. Оценка эффективности местного самоуправления // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2013. - № 2(23). - С. 123-131.
7. Мун В.А. Перспективы развития института защиты трудовых прав в Российской Федерации // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2016. - № 2(31). - С. 300-304.