Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богачев А.Н., Вершинин Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ ВРАЧУ И РОДИТЕЛЮ: ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ «КАЛЬКУЛЯТОР РАЦИОНА ПИТАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ PROGPROG»

Белозерова О.В.', Бабаев Э. Б.', Баракова А. Н.2 1ФГБОУ ВО ЯГМУ Минздрава России, Ярославль 2АО «КИВИ», Ярославль.

Введение. Сбалансированное питание на первом году жизни — залог здоровья ребенка в будущем. Врач-педиатр — главный помощник в организации рационального питания малыша.

Цель исследования. Создание Программы для ЭВМ для составления индивидуального, сбалансированного и полноценного рациона питания детей первого года жизни.

Материалы и методы. Программа состоит из пользовательского веб-интерфейса, написанного на языке программирования JavaScript с использованием библиотеки jQuery и программных скриптов на стороне веб-сервера, изложенных на языке программирования PHP. Для хранения данных использована СУБД MySQL.

Результаты. Построение рациона питания базируется на рекомендациях по вскармливанию ребенка, формируемых во время обязательного ежемесячного приема у участкового врача-педиатра в соответствии с ключевыми положениями Методических рекомендаций «Программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации», 2019. Данные рекомендации вносятся в программу в качестве входных данных.

Результирующий документ программы генерируется в электронной форме. Содержащаяся в нем ознакомительная информация о вскармливании ребенка, основанная на индивидуальных рекомендациях участкового врача, представлена в виде текста и таблиц. Пользователь имеет возможность сохранить результирующий документ на персональный компьютер, имеющий доступ к сети Интернет, а также распечатать его на бумажном носителе. Программа доступна круглосуточно с любых стационарных и мобильных устройств по ссылке www.progprog.ru

Заключение. Программа внедряется в работу педиатрической службы Ярославской области. Взаимодействие педиатра и родителей с использованием Программы для ЭВМ «Калькулятор рациона питания грудных детей ProgProg» позволит упорядочить знания родителей по вопросам вскармливания и повысить их приверженность правильной диетической тактике.

АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Богачев А.Н., Вершинин Е.Г.

ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, Волгоград.

Введение. Проблема улучшения состояния здоровья школьников с помощью различных оздоровительно-реабилитационных мероприятий в процессе их физического воспитания требует научного обоснования методов диагностики адаптивных возможностей организма.

Цель исследования — изучить диагностическую эффективность показателей мониторинга адаптивных возможностей старшеклассников с различным уровнем здоровья, и дать физиологическое обоснование эффективности их применения в процессе физического воспитания.

Материалы и методы. Обследовано 501 школьник 16-18 лет: 97 — без отклонений в состоянии здоровья, 404 — с различной патологией. Были отобраны 15 показателей адаптивных возможностей: частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД), среднее гемодинамическое давление (СГД), показатель двойного произведения (ПДП), минутный объем кровотока (МОК), общее периферическое сопротивление (ОПС), коэффициент экономичности (КЭК), индекс Руфье (ИР), вегетативный индекс Кердо (ВИК), индекс функциональных изменений Баевского (ИФИ), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), жизненный индекс (ЖИ), проба Штанге (ПШ), индекс Скибинского (ИС). Для оценки их диагностической эффективности рассчитывали чувствительность ^е), специфичность ^р) и индекс диагностической эффективности (ДИ).

Результаты. Низкая чувствительность была выявлена у показателей ЖЕЛ и ПШ (2%), а высокая у ЧСС (79%), САД (82%) и СГД (78%). Специфичность большинства изучаемых показателей оказалась невысокой (29% — 67%). Исключение составили показатели КЭК (89%), ПШ (96%), ЖЕЛ (98%) и ОПС (83%). Высокая Se на фоне низкой Sp у показателей САД, ПДП и СГД указывают на возможность необоснованного завышения уровня функциональных возможностей. Низкая Se при высокой Sp у показателей ЖЕЛ, ПШ и ОПС свидетельствует о возможном занижении уровня функциональных резервов. Низкая Se и невысокая Sр у показателей ДАД, МОК, ИФИ и ИС указывают на недостаточную их информативность в диагностике адаптивных возможностей (диагностический индекс колебался от 37% до 56%). Наибольший ДИ был выявлен у показателей ВИК (60%), ПДП (64%), ЧСС (68%) и ИР (71%).

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

Раздел 1 . ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Заключение. Проведенная оценка информативности показателей адаптивных возможностей организма у старшеклассников, позволит повысить эффективность мониторинга их адаптивных возможностей, что будет способствовать адекватному подбору физических нагрузок и определению группы здоровья в процессе физического воспитания.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Галактионова М.Ю., Елизарьева Л.А., Строзенко Л А., Лобанов Ю . Ф ., Болденкова И. Ю ., Миллер В. Э . Алтайский государственный медицинский университет, Российская Федерация, Барнаул.

В любой сфере человеческой деятельности ключевым фактором, оправдывающим или отрицающим конкретные формы и методы этой деятельности, является ее эффективность.

Спустя 6 месяцев после прохождения подростками обследования в Центре здоровья для детей проводилось анкетирование для оценки эффективности работы данного Центра. Приняли участие 188 детей в возрасте от 14 до 17 лет. Для оценки эффективности работы центра использовалась модель Киркпатрика.

Оценка настроения: 0 баллов из 10 возможных оценили, до обследования-2,1%, после -2,1%. На 1 балл, 2 балла свое настроение никто не оценил ни до ни после. На 3 балла до обследования-2,1%, после-2,1%. На 4 балла до обследования-8,5%, после-4,2%. Как до, так и после обследования на 5 баллов оценили 10,6%. Настроение в 6 баллов до обследова-ния-14,9%, после—6,4%. 7 баллов до обследования 12,8%, после -14,9%. У 2,1% настроение до обследования - 8 баллов, после - 19,1% (х2=21,9 р<0,01). 9 баллов до обследования-2,1%, после-4,2%. Оценку в 10 баллов до начала обследования -38,3%, после -36,2%. Достоверно значимой разницы в данном случае не было выявлено. Средний балл уровня настроения до момента обследования был 7,2 балла, а после обследования повысился до 7,7 балла. Такая реакция настроения говорит о том, что дети восприняли в целом обследование позитивно, а значит, это приведет к выполнению врачебных назначений. Необходимость и полезность рекомендаций врачей Центра здоровья участники оценили в 10 баллов из 10 возможных в 44,7% (х2=160,9 р<0,01). 9 баллов -10,6%, 8 баллов-4,2%, 7 баллов-12,8% ,6 баллов -6,4%, 5 бал-лов-12,8%, 3 балла -6,4%. Никто не поставил оценку рекомендаций в 1, 2, 4 балла. 0 баллов поставили 2,1%. Средний балл составил 7,9 из 10,0 возможных. Ясность и понятность рекомендаций врачей на 0 баллов никто не оценил. На 1 балл из 10 — 2,1%. Отметку в 2 балла никто не поставил. На 3 балла -4,2%, 4 балла — 4.2%, 5 баллов -4,2%. 6 баллов — 2,1%, 7 баллов - 8,4%, 8 баллов - 10,6%,9 баллов-8,4% ,10 бал-

лов —55,3%. Достоверно чаще, преобладала отметка в 10 баллов (х2=208,4 р<0,01). Средний балл составил 8,4. Ясность и понятность рекомендаций находится на высоком уровне (х2=208,4 р<0,01). Оценивался интерес детей во время обследования. При ответе на вопрос, насколько интересно было во время обследования, отвечали: 0 баллов никто не ответил, 1 балл — 4,2%, 2 балла —0%, 3 балла-4,2%, 4 балла -2,1%,5 баллов - 10,6%, 6 баллов-0%, 7 баллов-8,4% ,8 баллов-16,8%, 9 баллов -12,6%, 10 баллов- 38,3%. Статистически значимо чаще встречался отметка в 10 баллов (х2=78,1 р<0,01). Средний балл составил 7,9 балла. Уровень интереса детей находится на высоком уровне, что приводит к хорошему усвоению материала (х2=78,1 р<0,01).

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С РАСЩЕЛИНОЙ ГУБЫ И НЕБА

Дудник О.В., Мамедов Ад. А., Билле Д. С., Чертихина А. С., Безносик А. Р.

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава Российской Федерации, Россия, Москва.

Введение. Одним из приоритетных направлений отечественной медицины в настоящее время является информатизация (компьютеризация). Наиболее перспективной представляется задача использования средств информационно-компьютерной поддержки в комплексной системе диагностического обследования пациентов с расщелиной губы и неба (РГН) для последующей ее интеграции в комплекс реабилитационных мероприятий, включающей участие специалистов различного профиля (психолог, педиатр, хирург, ортодонт, логопед и др.)

Целью исследования являлось создать автономное веб-приложение, позволяющее практическим врачам определить тактику междисциплинарной диагностики и лечения на основе данных программы «веб-приложения».

Материалы и методы. На основании более чем 45-и летнего опыта клинических и научных наблюдений в вопросах диагностики и лечении пациентов с РГН профессором Мамедовым Ад.А., сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова совместно с IT-специалистами разработано веб-приложение «ADI» (Application of Digital Imaging), позволяющее стоматологам и врачам смежных специальностей определить тактику междисциплинарной диагностики и лечения детей с РГН в разные возрастные периоды.

Результаты. Разработанное веб-приложение «ADI» — это система обработки, накопления и анализа информации по вопросам реабилитации пациентов

РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2020; 65:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGY IPEDIATRII, 2020; 65:(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.