Научная статья на тему 'Анализ действующих методик оценки эффективности налоговых льгот и преференций и проблемы их реализации'

Анализ действующих методик оценки эффективности налоговых льгот и преференций и проблемы их реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1680
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / МЕТОДИКА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PERFORMANCE EVALUATION / TAX BENEFITS / TAX INCENTIVE TOOLS / METHODOLOGY / TAX REGULATION / IMPORT SUBSTITUTION / BONUS DEPRECIATION / SINGLE AGRICULTURAL TAX / SOCIAL EFFICIENCY / COST-EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина О.Н.

Статья посвящена выявлению проблем, осложняющих проведение оценки их эффективности. Сделан вывод об отсутствии объективной оценки эффективности налоговых льгот, закрепленной в действующих региональных методиках. Назрела необходимость в совершенствовании действующих методик и разработке унифицированной, содержащей единую систему критериев эффективности не только налоговых льгот, но и прочих инструментов налогового стимулирования; не только для государства, но и для бизнеса. С этой целью автором была апробирована методика оценки эффективности налоговых льгот и преференций, разработанная в 2014 г. Министерством экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, на примере таких инструментов, как единый сельскохозяйственный налог и амортизационная премия. Выбор инструментов налогового стимулирования для оценивания их эффективности обусловлен целями и задачами государства, продиктованными современными реалиями и направленными на развитие политики импортозамещения и модернизации основных фондов. Был сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE EXISTING METHODOLOGIES FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF TAX INCENTIVES AND PREFERENCES AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

The article is devoted to identifying problems, complicating monitoring using tax credits and other tax incentives and tools to assess their effectiveness. They got especially acute in conditions imposed sanctions on Russia, causing instability of the economy and the need to develop effective mechanisms for the promotion of domestic producers. Existing tools for agricultural production tax incentive in the tax system of the Russian Federation is not a great variety. There is a need to improve existing methodologies and develop a unified, containing a single system performance criteria not just tax breaks but tax incentive and other instruments; not only for States but also for business. To this end, the authors of the assessment methodology was tested the efficiency of tax privileges and preferences, developed by 2014 year Ministry of economic development and trade of the Russian Federation, together with the Ministry of Finance of the Russian Federation, for example, instruments such as the single agricultural tax and bonus depreciation. Despite the fact that this technique has not yet received a practical implementation, the authors analyzed its action with a view to identifying its usefulness and drawbacks. Concluded that there was a need to further improve the methodology.

Текст научной работы на тему «Анализ действующих методик оценки эффективности налоговых льгот и преференций и проблемы их реализации»

Экономические науки

29

УДК 336.22

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИХ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Савина О.Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры налоги и налогообложение, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва E-mail: osavina-v@rambler.ru

Статья посвящена выявлению проблем, осложняющих проведение оценки их эффективности.

Сделан вывод об отсутствии объективной оценки эффективности налоговых льгот, закрепленной в действующих региональных методиках. Назрела необходимость в совершенствовании действующих методик и разработке унифицированной, содержащей единую систему критериев эффективности не только налоговых льгот, но и прочих инструментов налогового стимулирования; не только для государства, но и для бизнеса. С этой целью автором была апробирована методика оценки эффективности налоговых льгот и преференций, разработанная в 2014 г. Министерством экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, на примере таких инструментов, как единый сельскохозяйственный налог и амортизационная премия. Выбор инструментов налогового стимулирования для оценивания их эффективности обусловлен целями и задачами государства, продиктованными современными реалиями и направленными на развитие политики импортозамещения и модернизации основных фондов. Был сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования методики.

Ключевые слова: оценка эффективности, налоговые льготы, инструменты налогового стимулирования, методика, налоговое регулирование, импортозамещение, амортизационная премия, единый сельскохозяйственный налог, социальная эффективность, бюджетная эффективность.

ANALYSIS OF THE EXISTING METHODOLOGIES FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF TAX INCENTIVES AND PREFERENCES AND PROBLEMS OF IMPLEMENTATION

Savina O.N., candidate of economic sciences, assistant professor department of the taxes and taxation, Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow

The article is devoted to identifying problems, complicating monitoring using tax credits and other tax incentives and tools to assess their effectiveness.

They got especially acute in conditions imposed sanctions on Russia, causing instability of the economy and the need to develop effective mechanisms for the promotion of domestic producers. Existing tools for agricultural production tax incentive in the tax system of the Russian Federation is not a great variety. There is a need to improve existing methodologies and develop a unified, containing a single system performance criteria not just tax breaks but tax incentive and other instruments; not only for States but also for business. To this end, the authors of the assessment methodology was tested the efficiency of tax privileges and preferences, developed by 2014 year Ministry of economic development and trade of the Russian Federation, together with the Ministry of Finance of the Russian Federation, for example, instruments such as the single agricultural tax and bonus depreciation. Despite the fact that this technique has not yet received a practical implementation, the authors analyzed its action with a view to identifying its usefulness and drawbacks. Concluded that there was a need to further improve the methodology.

Key words: performance evaluation, tax benefits, tax incentive tools, methodology, tax regulation, import substitution, bonus depreciation, a single agricultural tax, social efficiency, cost-effectiveness.

Налоговые льготы выступают одним из глав- влиять на деятельность хозяйствующих субъек-ных инструментов реализации регулирующей тов, путем сокращения налогового бремени. функции налогов, поскольку могут существенно Поскольку налоговые льготы выступают рас-

ходами государства, то оценка их эффективности имеют большое значение для государства.

В «основных направлениях налоговой политики России на 2016 г. и на плановый период 2017-2018 гг.» представлен анализ налоговых расходов государства в результате предоставления налоговых льгот и преференций.

В таблице 1 приведены данные о налоговых расходах бюджетной системы Российской Федерации в 2011-2013 гг. по видам налогов, которые показывают, что наиболее существенные налоговые расходы по налогу на прибыль организаций, НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

В 2014 г. налоговые расходы составили 2,9 % к ВВП, т. е. 1935,903 млрд руб. в ценах 2013 г., а ежегодный прирост составляет 1,3 %. Если такой темп роста будет постоянным, то к 2018 г. сумма налоговых расходов будет 3721,628 млрд руб.

Наиболее крупными налоговыми расходами бюджета в 2014 г., на которые приходится око-

ло 53 % налоговых расходов и составляющими 1,56 % ВВП, являлись:

- 0,33 % ВВП (216,6 млрд руб.) - «амортизационная премия» и повышенные коэффициенты амортизации по налогу на прибыль организаций;

- 0,28 % ВВП (185,8 млрд руб.) - применение при расчете налога на добычу полезных ископаемых понижающих коэффициентов;

- 0,25 % ВВП (162,7 млрд руб.) - льготы по налогу на имущество организаций по инфраструктурным объектам (магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, железнодорожные пути, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов);

- 0,18 % ВВП (118,4 млрд руб.) - дополнительные льготы по налогу на имущество организаций, устанавливаемые законами субъектов РФ;

- 0,17 % ВВП (112,0 млрд руб.) - применение при расчете налога на добычу полезных ис-

Таблица 1

Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2011-2013 гг.

по видам налогов, млрд руб.*

Налог 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Налог на прибыль организаций 498,5 615,0 690,0 759,5 834,2

Налог на добавленную стоимость 331,3 414,4 435,5 457,7 480,0

Налог на добычу полезных ископаемых 262,9 323,9 379,0 444,7 462,5

Налог на имущество организаций 324,6 365,6 347,1 385,5 421,3

Налог на имущество физических лиц 15,7 18,2 21,4 24,3 25,1

Транспортный налог (юридические лица) 1,5 1,4 1,4 1,6 1,7

Транспортный налог (физические лица) 5,4 6,3 6,8 7,6 8,0

Земельный налог (юридические лица) 50,0 68,6 47,2 53,7 57,4

Земельный налог (физические лица) 1,6 1,9 2,1 3,1 3,7

ИТОГО 1491,5 1 815,4 1930,5 2137,7 2293,9

% к ВВП 2,7 2,9 2,9 3,2 3,4

* Основные направления налоговой политики России на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг.

копаемых налоговой ставки 0 % по нефти, добытой на новых месторождениях в Республике Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярском крае;

- 0,16 % ВВП (103,0 млрд руб.) - обложение налогом на прибыль организаций по ставке 0 % дивидендов, распределенных российским организациям;

- 0,11 % ВВП (71,4 млрд руб.) - освобождение от налогообложения НДС выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов;

- 0,09 % ВВП (59,9 млрд руб.) - освобождение от налогообложения НДС реализации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

Анализируя налоговые расходы государства, в результате предоставления налоговых льгот и преференций, видим, что наибольшие потери бюджета приходятся на амортизационную премию по налогу на прибыль организаций и понижающие коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых.

При сравнении потерь бюджета в результате предоставления налоговых льгот и преференций и налоговых доходов, можно сделать вывод, что потери бюджета в результате применения амортизационной премии (216,6 млрд руб.) составляют 52,6 % всех поступлений по налогу на прибыль организаций (411,3 млрд руб.).

Возрастание налоговых расходов государства связанных с предоставлением налоговых льгот и преференций является одним из основных причин необходимости проведения оценки их эффективности.

Низкая эффективность налоговых льгот и преференций также заключается в недостаточном экономическом эффекте, который должен наступить в результате их введения.

Экономическую эффективность можно определить как результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам

факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата [6].

Экономическая эффективность может рассматриваться как степень превышения результатов над затратами. Также понятие «эффективность» можно определить как достижение каких-либо определенных результатов с минимально возможными издержками [7].

Эффективность налоговых льгот и преференций также можно определить как превышение результатов от их введения над затратами, связанными с недополученными налоговыми доходами государства. Следовательно, налоговые расходы государства должны быть меньше прироста налоговых поступлений в бюджет в результате использования налоговой льготы налогоплательщиков, чтобы можно было утверждать, что налоговая льгота эффективна. Необходимо отметить, что эффект от применения налоговой льготы налогоплательщиком можно будет определить через определенный период времени, который устанавливается для каждой льготы.

Эффективность налоговых льгот или преференции можно оценить только при условии наличия определенной цели их введения. Именно целевой характер льгот и преференций позволяет оценить эффект от введения налоговых льгот.

На сегодняшний день целевой характер налоговых льгот и преференций не определен или не уточнен, что усложняет их оценку.

Для оценки эффективности налоговой льготы или эффекта, который она оказывает на экономику, необходимо, чтобы был установлен срок ее действия. Срок действия налоговой льготы позволяет точно посчитать, через какой промежуток времени налоговые доходы превысят налоговые расходы, связанные с ее предоставлением налогоплательщику.

Государство, предоставляя разнообразные льготы, с целью поддержания определенной отрасли, которая впоследствии окажет положительное влияние на экономику страны, но из-за неэффективности цели не достигаются либо достигаются не в полном объеме.

Кроме того, налоговые льготы могут достаточно существенно сокращать налоговые поступления, не предоставляя взамен результатов, ради которых данная льгота вводилась.

Иными словами экономическая эффективность налоговых льгот выражается в двух основных направлениях, а именно:

- экономический эффект от льготы должен быть достигнут в полной мере, льгота должна воздействовать на определенный объект экономики;

- объемы поступления средств в бюджет должны быть сопоставимы с экономическим эффектом от введения налоговой льготы.

Одновременно следует учитывать, что любые внесения изменений в отношении применения той или иной льготы, могут потребовать дополнительного контроля налоговыми органами и дополнительных затрат, связанных с их администрированием, что также отражается на их эффективности.

Предоставления налоговых льгот и преференций государством, дальнейшее их применение налогоплательщиком требует контроля и анализа. Оценка эффективности налоговых льгот и преференций является элементом анализа предоставления налоговых льгот и может способствовать сокращению налоговых расходов государства, путем отмены неэффективных налоговых льгот.

Также необходимо отметить, что недостаточный контроль со стороны государства за предоставление и применение налоговых льгот снижает эффективность налоговых льгот.

В законодательстве о налогах и сборах на сегодняшний день содержится более 200 налоговых инструментов льготирования отдельных налогоплательщиков в зависимости от их вида деятельности, особенностей расположения, организационно-правовой структуры и прочих критериев, эффективность которых ставится под сомнение в результате увеличения налоговых расходов государства.

После анализа методик нормативно-правовых актов, связанных с регламентацией оценки эффективности налоговых льгот в субъектах Российской Федерации, можно сделать вывод, что на сегодняшний день оценка эффективности налоговых льгот проводится по трем основным критериям, которые выделяются исходя из основных направлений деятельности государственной экономической политики:

- бюджетной;

- экономической;

- социальной [1].

Бюджетная эффективность определяет влияние налоговой льготы на доходы бюджета и рассчитывается путем сравнения потерь бюджета от предоставления льготы с приростом налоговых платежей, которые возникнут от ее применения.

Социальная эффективность признается положительной, если применение налоговой льготы будет способствовать росту социальной защищенности населения региона, а также будут создаваться новые рабочие места, увеличиваться доходы граждан, формироваться благоприятные условия для их жизнедеятельности.

Налоговая льгота, считается экономически эффективной, если финансово-экономические показатели деятельности определенных налогоплательщиков, использующих эту льготу, имеют положительную динамику.

Данную методику можно проиллюстрировать расчетами конкретных показателей в Оренбургской области по налогу на прибыль организаций.

В соответствии с законом Оренбургской области от 06.07. 2009 № Э022/654-!У-ОЗ «Об оценке эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот», бюджетная, экономическая и социальная эффективность налоговых льгот оценивается по следующим показателям, подробные формулы расчета которых приведены в Приложение 3.

Данная методика для расчета оценки эффективности применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, составляющей 14 % в Оренбургской области [3] (табл. 2).

Согласно данной формуле

Бэф = СН0 - СНп *

бюджетный эффект от предоставления пониженной ставки налога на прибыль организаций в 2015 г. был положительным (>0).

Для определения экономической эффективности собраны финансово-экономические показатели деятельности налогоплательщиков.

Две трети финансово-экономических показателей деятельности категории налогоплательщиков имеют положительную динамику. Следовательно, пониженная ставка по налогу на прибыль

Таблица 2

Показатели для расчета бюджетной эффективности налоговой льготы

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. Изменение

Сумма налогов, уплаченных в консолидированный бюджет Оренбургской области инвесторами, млн руб. 7809,0 13 280,6 + 5 471,6

Сумма налоговых льгот, полученных инвесторами, млн руб. 2547,7 3230,5 + 772,8

Бюджетная эффективность налоговых льгот, полученных инвесторами 1,7

Таблица 3

Показатели экономической эффективности налоговой льготы

Наименование показателя 2014 г. 2015 г. Изменение

Объем инвестиций, млн руб. 26 127,0 30 974,2 + 4847,2

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, млн руб. 158 602,2 215 234,7 + 56 632,5

Прибыль до налогообложения, млн руб. 52 706,1 93 300,3 + 40 594,2

Остаточная стоимость основных фондов, млн руб. 59 415,4 87 474,8 + 28 059,4

Таблица 4

Показатели для расчета социальной эффективности налоговой льготы

Наименование показателя 2014 2015 Изменение

Среднесписочная численность работников, чел. 4019 11422 + 7451

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника, руб. 33 971,5 41045 + 7073,5

организаций, предоставленная инвесторам в 2015 г., имеет экономическую эффективность.

Расчет социальной эффективности проводится в соответствии со следующими формулами ЧРМ1 - ЧРМ0 > 0, ЗП1 - ЗП0 > 0. Результаты расчета говорят о том, что пониженная ставка по налогу на прибыль организаций, предоставленная инвесторам в 2015 г., имеет социальную эффективность, поскольку наблюдается увеличение числа рабочих мест и уменьшение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в расчете на одного работника.

Данная методика имеет ряд недостатков, которые можно разделить на правовые, связанные с отсутствием нормативно-правовых актов, что делали бы эту методику обязательной для применения во всех регионах, а также унифицировали необходимую отчетность. А также можно выделить аналитические недостатки методики, которые заключаются в самой методике и показателях, из которых она состоит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аналитические недостатки - недостатки методики, которые затрудняют анализ применения налоговых льгот и преференций, в результате не проработанности показателей.

К аналитическим недостаткам можно отнести:

- методику, которая состоит из нескольких показателей, в соответствии с которыми не в полной мере можно оценить эффективность льготы и потери бюджета от ее использования;

- в методике отсутствует комплексный анализ выпадающих доходов бюджетов от предоставления не других инструментов налогового стимулирования - преференций;

- при использовании методики не учитывается целевой характер предоставления льгот;

- методика не учитывает специфических особенностей и приоритетов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований;

- невозможно оценить, за счет чего изменились показатели данной методики.

Необходимо отметить, что аналитические недостатки данной методики не позволяют проводить глубокий анализ результатов предоставления налоговых льгот и преференций в соответствии с целями их введения, а следовательно становится затруднительно оценить эффект от применения налоговых льгот налогоплательщиками.

К правовым недостаткам можно отнести:

- данная методика не установлена на законодательном уровне, не является обязательной к применению во всех субъектах Российской Федерации;

- отсутствуют установленные на законодательном уровне формы отчетности по использованию налоговой льготы налогоплательщиком и ее оценки уполномоченными государственными органами;

- не определены государственные органы в субъектах Российской Федерации, которые выполняют разработку методики оценки налоговых льгот и преференций и проводили их непосредственную оценку.

Данная методика не является обязательной к применению во всех субъектах страны, что влечет недостаток информации об эффективности определенных льгот и преференций в регионах, вследствие чего затрудняется процесс отмены неэффективных механизмов регулирования.

В результате изучения практики применения данной методики, для оценки налоговых льгот в субъектах Российской Федерации, стало возможным выявить, что данная методика оценки эффективности налоговых льгот и преференций проводится не во всех регионах или оценка осуществляется выборочно и используются только некоторые показателей эффективности налоговых льгот и преференций.

Например, в Кабардино-Балкарской Республике оценка эффективности налоговых льгот не проводится, в Республике Татарстан оценка эффективности налоговых льгот не проводится в отношении местных налогов, а в Ярославской области оценивается только социальная и бюджетная эффективность, а экономическая эффективность не оценивается [4].

К примеру, нормативно-правовыми актами регионального и местного значения приняты

Методики оценки эффективности налоговых льгот для всех (действующих и вновь вводимых) льгот. Однако есть регионы, которые проводят оценку только отдельных видов льгот. Оценка эффективности по действующим льготам проводится в Московской области, а по планируемым к предоставлению льготам оценка эффективности проводится в Ленинградской области и в Якутии.

На региональном уровне оценка эффективности налоговых льгот проводится по налогу на прибыль организаций (в части поступающей в региональные бюджеты), налогу в части поступающей в региональные бюджеты в Ярославской, Сахалинской и Волгоградской областях. Необходимо отметить, что оценка эффективности упрощенной системы налогообложения проводится реже, хотя данный режим налогообложения является льготным для налогоплательщиков.

В некоторых субъектах Российской Федерации разработаны методики оценки эффективности налоговых льгот в соответствии с особенностями экономического развития, но на практике данные методики применяются только в ряде муниципальных образований, а именно г.г. Барнаул, Хабаровск, Киров, Пенза, Пермь, Ульяновск, Ярославль.

Оценка эффективности налоговых льгот также необходима на этапе введения и принятии нормативно-правовых актов о предоставлении налоговой льготы налогоплательщикам. Такая предварительная оценка проводится в Ненецком автономном округе, а, например, в Новосибирской области, предварительная оценка эффективности ограничивается проверкой условий и обоснований предоставления льгот.

Также необходимо отметить, что на сегодняшний день в современной практике предоставления налоговых льгот порядок оценки налоговых льгот регламентируется нормативно-правовыми актами, но при этом отсутствует детальная методика, позволяющая раскрыть механизм оценки и анализа конкретных показателей эффективности льгот. Такая ситуация встречается в Псковской области, Республике Дагестан, Ленинградской области [2].

Также в ходе изучения практики предоставления налоговых льгот и преференций было выявлено, что в субъектах Российской Федера-

ции не разработаны формы отчетности о применении налоговых льгот, их эффективности и потерях бюджета, связанных с предоставлением налоговых льгот, а именно в Калининградской, Московской и Липецкой областях.

Перечисленные примеры оценки эффективности налоговых льгот в соответствии с принятыми методиками в субъектах РФ и муниципальных образованиях свидетельствуют об их разрозненности, фрагментарности в определении эффективности налоговых льгот, бессистемности и отсутствии комплексного подхода к оценки налоговых льгот и преференций. Отсутствие единой методики оценки налоговых льгот обязательной к применению во всех субъектах, а также отчетности о применении налоговых льгот налогоплательщиками, а также об использовании средств, высвободившихся после применения льготы, не позволяет получить достоверную информацию для принятия эффективных решений в отношении новых льгот, совершенствованию новых и отмене неэффективных льгот, а также иных инструментов налогового регулирования, таких как налоговые преференции.

На сегодняшний день отсутствует информация о предоставленных налоговых льготах по региональным и местным налогам, так как на получателей льгот не возложена обязанность по отчету об использовании экономического эффекта от налоговой льготы на определенные цели. В результате налогоплательщик, получивший налоговую льготу, не отчитывается об ее использовании и не несет никакой ответственности за нее.

Получению информации об использовании конкретными налогоплательщиками налоговых льгот и преференций, а также высвободившихся средств в результате их применения, препятствует норма, установленная ст. 102 Налогового кодекса РФ, которая говорит о том, что данные о налоговых льготах по конкретным налогоплательщикам является налоговой тайной.

По данным о недополученных доходах бюджета в результате предоставления налоговых льгот, полученным из форм статистической налоговой отчетности (№ 1-НДС, № 5-П, № 5-НДПИ и др.) не представляет возможным сделать анализ результатов предоставления налоговых льгот.

Еще одной причиной, усложняющей проведение оценки эффективности налоговых льгот и прочих преференций, выступает несистематический характер информации, представленной в пояснительных записках к проектам федеральных законов о федеральном бюджете.

Решая поставленные задачи, в 2014 г. Министерством экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ был разработан проект единой комплексной оценки эффективности всех видов налоговых льгот и иных инструментов налогового стимулирования, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Цель создания данной методики заключалась в создании единой системы оценки инструментов налогового стимулирования и нивелирования субъективных подходов к оценке налоговых льгот со стороны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Предусматривалось, что оценка будет производиться специалистами по финансам и экономике администраций муниципальных образований или субъектов Российской Федерации.

Данная методика не получила практической реализации в 2015 г., однако она апробирована с целью выявления ее недостатков, а также полезности и необходимости ее реализации в будущем, на примере применения двух инструментов налогового стимулирования: применение специального налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог» и использование повышающего коэффициента к расходам на НИОКР.

Согласно новой «Методике - 2014» оценка эффективности налоговых льгот проводится по четырем направлениям: социальная, экономическая, бюджетная, комбинированная - в зависимости от того, какую группу целей преследует данный налоговый инструмент [5].

Данную методику можно проиллюстрировать расчетами оценки эффективности таких стимулирующих налоговых инструментов как повышающий коэффициент, применяемый к расходам на НИОКР в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 262 НК РФ, и амортизационная премия, применяемая в соответствии с п. 9 ст. 258 Налогового Кодекса РФ [2].

В соответствии с «Методикой - 2014» в рамках анализа эффективности повышающего ко-

эффициента к расходам на НИОКР необходимо присвоение весовых коэффициентов показателям эффективности, которые производятся на основе экспертных оценок. Из представленных в методике показателей, наиболее важным, по мнению экспертов, является объем созданных передовых технологий: данному показателю присвоен коэффициент 0,75. Объем инновационных товаров, работ и услуг, с точки зрения экспертов, является менее важным, соответственно данному показателю, согласно методике, присвоен весовой коэффициент 0,25 (Методика оценки эффективности инструментов налогового стимулирования, разработанная Министерством экономического развития в 2014 г.).

Следующим шагом выступает темповый метод присвоения баллов: производится сравнение темпов роста выбранного показателя за два периода. Согласно «Методике - 2014» в случае, если рост показателя положительно влияет на оценку налоговой льготы, то ему присваивается индекс «П» , если отрицательно - «Н».

Выбранные для анализа показатели, по мнению экспертов, положительно влияют на оценку эффективности налоговых льгот, соответственно всем показателям присвоен индекс «П».

Темпы роста показателей с индексом «П» рассчитываются в долях по формулам:

тР0 =

Тр1 =

Значение показателя на начало года Значение показателя на конец года

Значение показаткля на конкн года Значение показателя на начало года

где: Тр0 - темп роста показателя в базовом году, а Тр1 - темп роста показателя в отчетном году.

Таблица 5

Темпы роста показателей эффективности льготы

Год Кол-во созданных передовых технологий Объем инновационных ТРУ млн р . ТР0 ТР1

2014 1323 2 872 905,1 0,93 1,08

2015 1429 3 507 866,0 0,81 1,22

Значение Тр0 и Тр1 для показателя количества созданных технологий равны 0,93 и 1,08, соответственно. Для показателя объема инновационных товаров, работ, услуг, значение показателя Тр0 составит 0,81, а Тр1 - 1,22.

Следующим шагом выступает присвоение баллов показателям. Один балл присваивается в случае, если Тр1 > Тр0. Так, если значение Тр1 меньше значения Тр0, то присваивается минус один балл, для всех остальных значений присваивается нулевое значение. По итогам произведенных действий сформируем таблицу с присвоенными баллами.

Таблица 6

Присвоение баллов по результатам анализа показателей

Количество созданных производственных технологий 1

Объем инновационных ТРУ 1

Далее произведем расчет коэффициентов эффективности по формуле:

Э = V • Б,

где: Э - коэффициент эффективности налоговой льготы;

Б - балл, присвоенный определенному показателю;

V - весовой коэффициент, определенный экспертом.

В случае, если значение Э составляет более 0,6, льгота по данному направлению оценивается как высокоэффективная. Если значение Э составляет от 0,2 до 0,6, эффективность льготы оценивается как средняя. Если значение Э составляет от -0,2 до 0,2, эффективность льготы оценивается как низкая, и если значение менее -0,2 эффективность льготы оценивается как крайне низкая.

Коэффициент эффективности льготы предоставляемой в виде повышающего коэффициента к расходам на НИОКР в разрезе показателя создания передовых производственных технологий оценивается как высокоэффективная (0,65), в разрезе показателя объема инновационных товаров, работ, услуг, коэффициент эффективности равен 0,35, соответственно в разрезе дан-

ного показателя эффективность льготы является средней.

В соответствии с «Методикой - 2014» также проводится оценка эффективности применения амортизационной премии.

При присвоении весовых коэффициентов, из представленных в методике показателей, наиболее важным, экспертами был определен показатель - объем расходов на капитальные вложения (данному показателю присвоен коэффициент 0,65). Показатель - затраты, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств признан экспертами как менее важный и ему присвоен весовой коэффициент 0,35 (Методика оценки эффективности инструментов налогового стимулирования, разработанная Министерством экономического развития в 2014 г.).

При сравнении темпов роста показателей, выбранным для анализа показателям, по мнению экспертов, отрицательно влияют на оценку эффективности налоговых льгот, соответственно всем показателям присвоен индекс «Н».

Талица 7

Темпы роста показателей эффективности льготы*

Затраты,

понесенные на

достройку, дооборудование,

Год Объем расходов на капитальные вложения, млн руб. реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию основных средств, млн руб. ТРО тР,

2014 11 160485 4 206 934 1,02 0,75

2015 10 887946 4789248 1,34 0,98

* http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/stat¡st¡cs/enterpr¡se/fund/#

Данные табл. 7 иллюстрируют отрицательные темпы роста показателей, в соответствии с которыми формируется таблица присвоенных каждому показателю баллов.

Таблица 8

Присвоение баллов по результатам анализа показателей

Объем расходов на капитальные вложения -1

Затраты, понесенные на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию основных средств -1

Расчет коэффициентов эффективности, приведенной в табл. 8, позволяет сделать вывод о низкой эффективности налоговой льготы в виде амортизационной премии.

Таблица 9

Расчет коэффициентов эффективности

Показатели Весовые коэффициенты Баллы по результатам анализа Коэффициент эффективности Эффективность

Объем расходов

на капитальные Крайне

вложения 0,75 -1 -0,75 низкая

Затраты, понесен-

ные на достройку,

дооборудование,

реконструкцию,

модернизацию,

техническое

перевооружение,

частичную ликви-

дацию основных Крайне

средств 0,25 -1 -0,25 низкая

Коэффициент эффективности льготы предоставляемой в виде амортизационной премии в разрезе показателя объема расходов на капитальные вложения (-0,75) признается как низкоэффективная, в разрезе показателя объема затраты, понесенных на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение, частичную ликвидацию основных средств коэффициент эффективности равен -0,25, соответственно в разрезе данного показателя эффективность льготы является низкоэффективной.

Данная методика позволяет рассматривать

эффективность налоговых льгот и преференций сразу по нескольким направлениям действия, в зависимости какое из них приоритетно для того или иного региона, а также позволяет провести детальный анализ как льгот, так и преференций. У данной методики есть ряд преимуществ, которые существенно отличают ее от применяемой сейчас, а именно:

- учитывается целевой характер льгот;

- определяются особенности льготы, а именно: категория льготополучателей - физические или юридические лица, тип льготы - освобождение, снижение ставки налога, налоговый кредит и т. д., условия предоставления льготы, срок действия льготы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определяются направления, показатели и методы, используемые при оценки коэффициентов эффективности;

- оценивается востребованность и применимость налоговых льгот;

- может применяться для налоговых льгот и преференций, а также учитывать и отличия.

Таким образом, новая методика оценки эффективности налоговых льгот позволяет учесть все особенности льготы и выбрать методы ее оценки, которые могут в полной мере охарактеризовать эффект от ее введения.

Недостатки данной методики заключаются в необходимости большого количества статистической информации, а также форм отчетности, которые могли бы иллюстрировать применение льготы налогоплательщиками.

Таким образом «Методика - 2014» требует комплексного подхода к оценки эффективности налоговых льгот, которые может обеспечить мониторинг налоговых льгот и преференций.

Подводя итог анализа действующих методик оценки эффективности налоговых льгот и преференций, можно сделать вывод, что методики оценки эффективности налоговых льгот, используемые на сегодняшний день не могут дать точной и объективной информации о применении налоговых льгот и преференций налогоплательщиками, а следовательно оценить эффект от их предоставления. «Методика -2014» позволяет проводить оценку налоговых льгот и преференций и детально анализировать направления их влияния, но требует больших объемов статистической информации и форм отчетности о применении льгот налогоплательщиками, чтобы предоставлять максимально объективные данные об их эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушмин Е. В. Налоговые льготы: анализ практики применения и методика оценки эффективности действия // Налоги и налогообложение. 2011. № 7. С. 12-17.

2. Савина О. Н., Жажин М. А. Проблемы проведения оценки эффективности инструментов налогового стимулирования: анализ современной практики // Налоги и налогообложение. 2015. № 8. С. 580-591.

3. Закон Оренбургской области от 28.09. 2010 г. № 3820/892-IV-03 «О ставке налога на прибыль организаций отдельным категориям налогоплательщиков на 2011 год» // http://www.consultant.ru.

4. Калаков Р. Н. К вопросу об эффективности налоговых льгот: анализ современной практики/URL: http:// www.sworld.com.ua/konfer26/464.pdf

5. Официальный сайт Министерства Финансов РФ/www.minfin.ru.

6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

7. Блэк Дж. Экономика. Толковый словарь / Под общ. ред. д.э.н. И. М. Осадчей. М.: ИНФРА-М, Весь Мир, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.