Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЯНАО'

АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЯНАО Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1018
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛЬГОТЫ / ПОСОБИЯ / ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / SOCIAL PROTECTION / SOCIAL PROTECTION SYSTEM / SOCIAL SUPPORT / TARGETED SOCIAL SUPPORT / BENEFITS / ALLOWANCES / INFORMING THE POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Руденко Людмила Геннадьевна, Дунаев Павел Николаевич

Тема социальной защиты малоимущих слоев населения становится наиболее актуальной в период кризисов. Целью настоящего исследования является на основе анализа системы социальной защиты и опроса населения Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) выявить основные проблемы в предоставлении социальной поддержки. Методология исследования базируется на системном подходе, включающем в себя методы анализа, синтеза, логики, опроса и наблюдения. Применяются статистические методы обработки данных. Основные результаты исследования заключаются в представлении действующей системы социальной защиты населения в ЯНАО, в выявлении потребностей населения в социальной помощи и проблем функционирования системы социальной защиты населения. Среди основных проблем выделены: низкий уровень финансирования, недостатки в адресной поддержке, проблемы в организации и управлении социальной защитой в ЯНАО, низкий уровень информированности населения о мерах социальной поддержки. Выявленные проблемы могут быть учтены при разработке программ социальной защиты в ЯНАО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Руденко Людмила Геннадьевна, Дунаев Павел Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE OPERATING SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION IN YANAO

The topic of social protection of the low-income strata of the population becomes most relevant in times of crisis. The purpose of this study is, based on the analysis of the social protection system and a survey of the population of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (Yamalo-Nenets Autonomous Okrug), to identify the main problems in the provision of social support. The research methodology is based on a systematic approach that includes methods of analysis, synthesis, logic, polling and observation. Statistical methods of data processing are applied. The main results of the study are to present the current system of social protection of the population in the Yamal-Nenets Autonomous Okrug, to identify the needs of the population in social assistance and problems of the functioning of the system of social protection of the population. Among the main problems are highlighted: low level of funding, shortcomings in targeted support, problems in the organization and management of social protection in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, low level of public awareness of social support measures. The identified problems can be considered when developing social protection programs in the YNAO.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В ЯНАО»

УДК 332.05

анализ действующей системы социальной защиты

в янао

Руденко людмила Геннадьевна,

канд. экон. наук, доцент, декан факультета экономики и финансов, e-mail: lrudenko@muiv.ru, Московский университет им. CM. Витте, г. Москва,

дунаев Павел Ииколаевич,

магистрант; эксперт I категории отдела протокола,

e-mail: 70132129@online.muiv. ru, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва; аппарат Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Салехард

Тема социальной защиты малоимущих слоев населения становится наиболее актуальной в период кризисов. Целью настоящего исследования является на основе анализа системы социальной защиты и опроса населения Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) выявить основные проблемы в предоставлении социальной поддержки. Методология исследования базируется на системном подходе, включающем в себя методы анализа, синтеза, логики, опроса и наблюдения. Применяются статистические методы обработки данных. Основные результаты исследования заключаются в представлении действующей системы социальной защиты населения в ЯНАО, в выявлении потребностей населения в социальной помощи и проблем функционирования системы социальной защиты населения. Среди основных проблем выделены: низкий уровень финансирования, недостатки в адресной поддержке, проблемы в организации и управлении социальной защитой в ЯНАО, низкий уровень информированности населения о мерах социальной поддержки. Выявленные проблемы могут быть учтены при разработке программ социальной защиты в ЯНАО.

Ключевые слова: социальная защита, система социальной защиты, социальная поддержка, адресная социальная поддержка, льготы, пособия, информирование населения

ANALYSIS OF THE OPERATING SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION

IN YANAO

Rudenko L.G.,

candidate of economic sciences, associate professor, dean of the faculty of economics and finance,

e-mail: lrudenko@muiv.ru, Moscow Witte University, Moscow,

Dunaev P.N.,

master student; expert of the 1st category of the department ofprotocol, e-mail: 70132129@online.muiv. ru, Moscow Witte University, Moscow; of the apparatus Governor of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug, Salekhard

The topic ofsocial protection of the low-income strata of the population becomes most relevant in times of crisis. The purpose of this study is, based on the analysis of the social protection system and a survey of the population of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug (Yamalo-Nenets Autonomous Okrug), to identify the main problems in the provision of social support. The research methodology is based on a systematic approach that includes methods of analysis, synthesis, logic, polling and observation. Statistical methods of data processing are applied. The main results of the study are to present the current system of social protection of the population in the Yamal-Nenets Autonomous Okrug, to identify the needs of the population in social assistance and problems of

the functioning of the system of social protection of the population. Among the main problems are highlighted: low level offunding, shortcomings in targeted support, problems in the organization and management of social protection in the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, low level ofpublic awareness of social support measures. The identifiedproblems can be considered when developing social protection programs in the YNAO. Keywords: social protection, social protection system, social support, targeted social support, benefits, allowances, informing the population

DOI 10.21777/2587-554X-2020-3-20-28

введение

Основная цель современного развивающегося государства, которое позиционирует себя как социальное государство, заключается в том, чтобы обеспечить на основе экономического роста адекватный уровень и качество жизни населения.

Перед Россией в целом и Ямало-Ненецким автономным округом, в частности, стоит задача создания эффективной системы социальной защиты, способной повысить качество жизни неблагополучных семей и отдельных граждан [12]. Построение такой системы должно начинаться с поиска проблем и недостатков существующей системы.

Задача социальной защиты населения видится актуальной, потому что отношения в области социальной защиты выступают как развивающийся, постоянно изменяющийся процесс, а это значит, что трансформируется законодательство, регулирующее названные правоотношения, обновляется направление политики государственных органов управления, перестраивается структура органов государственной власти, и соответственно, необходимо анализировать действующие социальные программы и изучать изменения правового регулирования социальной защиты населения [3, c. 22].

Цель исследования - на основе анализа действующей системы социальной защиты выявить проблемы по ее функционированию.

Методология исследования базируется на системном подходе, включающем в себя методы анализа, синтеза, логики, опроса и наблюдения. Применяются статистические методы обработки данных.

1. Анализ системы социальной защиты населения в ЯнАо

Социальная поддержка населения является неотъемлемым элементом социальной политики государства на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) право на социальную поддержку за счет средств окружного бюджета могут реализовать как региональные льготные категории граждан - ветераны труда, ветераны Ямала, труженики тыла, специалисты бюджетной сферы, многодетные семьи и т.д., так и федеральные - ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов и др. [1, c. 24].

Развитая законодательная база и материальные ресурсы, представленные на рисунке 1, позволили создать в автономном округе многоуровневую систему социальной защиты населения ЯНАО.

Непосредственно реализацию социальной политики государства осуществляет Департамент социальной защиты населения. К подведомственным организациям относят ГКУ ЯНАО «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа», ГБУ ЯНАО «Реабилитационный центр "Большой Тараскуль"», ГБУ ЯНАО «Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов "Мядико"», ГКУ ЯНАО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Доверие" в муниципальном образовании город Салехард» и др.

Территориальные органы социальной защиты населения включают департаменты по труду и социальной защите населения администраций муниципальных образований, муниципальные учреждения «Управление по труду и социальной защите населения».

На территории автономного округа проводится работа по автоматизации деятельности органов социальной защиты муниципальных образований Ямало-Ненецкого автономного округа по оказанию адресной социальной поддержки населения.

Рисунок 1 - Система социальной защиты населения ЯНАО

Основными социально-демографическими группами, получающими социальные услуги в организациях социального обслуживания, являются граждане пожилого возраста, инвалиды, дети [9].

На территории автономного округа в 2019 году по сравнению с 2017 годом наблюдается увеличение общей численности пенсионеров на 3157 человек (2,2 %), детей-инвалидов - на 168 человек (6,6 %) и инвалидов 3-й категории - на 155 человек (2,4 %) (таблица 1).

Таблица 1 - Льготные категории населения ЯНАО за период 2017-2019 гг.

льготные категории населения 2017 г. 2018 г. 2019 г. отклонение 2019 к 2017 г.

Всего пенсионеров 140 095 141 981 143 252 3157

Получателей страховой пенсии, в т.ч. 130 284 131213 132 302 2018

- по старости 123 602 124 013 124 957 1355

- по инвалидности 2856 3190 4090 1234

- по СПК 3912 4010 4090 178

Всего инвалидов, из них: 15 863 16 118 16 433 570

инвалиды ВОВ 4 3 3 -1

участники ВОВ, ставшие инвалидами 10 11 8 -2

военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы 32 32 32 0

бывшие несовершеннолетние узники, инвалиды 11 11 10 -1

инвалиды 1-й группы 2584 2590 2581 -3

инвалиды 2-й группы 4961 4896 4947 -14

инвалиды 3-й группы 6174 6225 6329 155

дети-инвалиды 2355 2407 2523 168

Таблица составлена авторами по данным Департамента социальной защиты населения ЯНАО.

Численность детского населения в автономном округе составляет 143 357 человек. На 1 января 2020 года в округе проживает 404 семьи, находящихся в социально опасном положении. В семьях данной категории проживает 871 ребенок [2].

Получателям социальных услуг предоставляются следующие их виды с учетом индивидуальных потребностей: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг и срочные услуги (таблица 2). Всего за 2019 год было предоставлено 1 923 482 единиц социальных услуг бесплатно и 190 631 единиц услуг на платной основе.

Таблица 2 - Сведения о предоставлении социальных услуг за 2019 г.

наименование видов социальных услуг социально-бытовые социально-медицинские социально-психологические социально-педагогические социально-трудовые социально-правовые услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг срочные услуги всего

Общее количество социальных услуг,

о § включенных в перечень социальных услуг субъекта РФ (ед.) 19 14 5 5 3 3 4 6 59

Общее количество социальных услуг из

о и М числа включенных в перечень социальных услуг субъекта РФ, оказываемых поставщиками социальных услуг (тыс. ед.) 675 588 294 250 30 17 39 29 1923

Общее количество установленных допол-

нительных (платных) социальных услуг в соответствии со ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 1102 405 89 200 0 97 75 211 2179

о § № 442-ФЗ (ед.)

Общее количество оказываемых допол-

нительных (платных) социальных услуг

из числа установленных в соответствии со ст. 11 ФЗ от 28.12.2013 № 442-ФЗ (тыс. 127,10 41,79 3,98 6,55 0 0,13 1,44 7,42 188.45

ед.)

Таблица составлена авторами по данным Департамента социальной защиты населения ЯНАО.

В 2019 году, в сравнении с 2018 годом, в организациях социального обслуживания, осуществляющих работу по профилактике семейного и детского неблагополучия, наблюдается:

- увеличение на 11 % числа граждан (детей и взрослых), получивших социальные услуги и социальное сопровождение (в 2017 г. - более 8400, в 2018 г. - около 8900 граждан, в 2019 г. - более 10 000 граждан);

- увеличение на 4,8 % числа детей, получивших социальные услуги и социальное сопровождение (2017 г. - около 5500 человек, 2018 г. - около 6000 человек, 2019 г. - более 6300 человек).

Количество несовершеннолетних, получивших социальные услуги в семи организациях социального обслуживания, в которых есть услуги госпитализации несовершеннолетних, оказавшихся в сложной или социально опасной ситуации, в 2019 году в целом выросло на 4 % в сравнении с показателями 2018 года (2017 г. - 299 детей, 2018 г. - 367 детей, 2019 г. - 383 ребенка).

Кроме того, в 2019 году совместно с благотворительным фондом «Ямине» и дочерней компанией ПАО «Новатэк» ООО «Арктик-СПГ 2» организована деятельность мобильных реабилитационных центров для детей-инвалидов «Сакура» и «Дети индиго» в г. Челябинске на базе организаций социального обслуживания, в г. Новый Уренгой и Пуровском районе.

Благодаря такому взаимодействию около 140 детей-инвалидов прошли курсы реабилитации, не выезжая за пределы автономного округа.

Информация о порядке и условиях предоставления мер социальной поддержки размещается Департаментом и управлениями на официальном сайте, стендах и в иных источниках. В частности, на

сайте Департамента социальной защиты населения ЯНАО и управлений имеется справочник мер социальной поддержки, ответы на наиболее частые вопросы и обращения, в административных зданиях Департамента социальной защиты населения ЯНАО и управлений социальной политики размещены стенды с выдержками из законов по тем или иным мерам социальной поддержки. Также специалистами социальной защиты проводятся встречи с гражданами, в том числе выездные, личные и телефонные консультации, ответы на обращения граждан, подготовка и передача информационных материалов в подконтрольные учреждения и так далее [11, с. 380].

С начала 2006 года в органах социальной защиты населения установлена и внедрена автоматизированная информационная система обеспечения адресной социальной поддержки населения Ямало-Ненецкого автономного округа (разработчик ЗАО фирма «ИТЭС» г. Тюмень), что позволило автоматизировать процесс предоставления услуг по оказанию мер социальной поддержки, в том числе по определению социального статуса гражданина, по начислению и выплате социальной помощи. В настоящее время в базе данных содержится информация о гражданах, имеющих право на меры социальной поддержки, социальной помощи, а также членах их семей, собранная в виде электронных личных файлов (количество которых достигает 326 тыс., т.е. 59 % от общей численности населения Ямало-Ненецкого автономного округа).

Для обеспечения межведомственного взаимодействия между информационными системами органов социальной защиты, ЗАГСов, компаний, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению, в корпоративной информационной системе реализован механизм передачи информации по атрибутивному составу потока данных.

Обращения по вопросам льгот в законодательстве о социальном обеспечении и выплат пособий и компенсаций являются наиболее часто задаваемыми вопросами - 1235 и 950 обращений соответственно в 2019 году (таблица 3).

Таблица 3 - Тематика обращений граждан, поступивших в Департамент социальной защиты населения ЯНАО в 2019 г.

тематика обращения Количество обращений

Льготы в законодательстве о социальном обеспечении 1235

Выплата пособий и компенсаций 950

Жилищно-коммунальная сфера 906

Опека и попечительство, усыновление (удочерение) детей 516

Социальное обслуживание 456

Охрана семьи, материнства, отцовства и детства 353

Социальная защита инвалидов 252

Прочие 1093

Таблица составлена авторами по данным Департамента социальной защиты населения ЯНАО.

Помимо статистики по письменным обращениям граждан, органами социальной политики ЯНАО ведется анализ личного приема граждан (устные обращения). Согласно имеющимся данным о личном приеме граждан, обращающихся за назначением мер социальной поддержки, в среднем, из 100 посетителей 20 обращаются за разъяснением порядка и условий назначения (личная консультация), также не менее 20 из 100 приносят «дефектные» пакеты документов и не могут получить государственную услугу сразу, в результате чего им также необходимо предоставить консультацию.

2. основные проблемы социальной защиты населения в ЯнАо

Система социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа включает инфраструктурный комплекс и специализированные учреждения и службы [13]. Она является многофункциональной и охватывает следующие направления: социальная поддержка; оказание социальных, медицинских, психолого-педагогических, юридических и материальных услуг; реабилитация граждан в сложных жизненных ситуациях [7, с. 159]. С целью выявления актуальных проблем и потребностей

населения в социальной защите мы провели опрос жителей Ямало-Ненецкого автономного округа в 2020 году, который показал, что большая часть населения не имеет четкого представления о социальной помощи, социальных услугах и т.д., поэтому многие опрошенные жители затрудняются ответить на вопрос: «Есть ли у вас в этом потребность?», «Какая социальная помощь или услуги нужны вам или вашей семье?». В результате опроса были получены следующие ответы: 84 % от общей группы нуждающихся людей испытывают потребность в финансовой помощи, 6 % - в психологической помощи, 12 % - в социальной и правовой помощи, 7 % в - уходе за больными, пожилыми членами семьи; 1 % - в услугах няни, воспитателя, домработницы. Распределение ответов респондентов на вопросы о социальной поддержке населения в ЯНАО представлено на рисунке 2.

Анализ результатов исследования выявляет изменения в социальном отношении населения к возможности получения социальной помощи при крайне низком уровне информированности граждан о масштабах возможностей социальной защиты. Для этого требуется серьезное переосмысление форм, методов и направлений социальной защиты людей и социальной политики в целом.

Потребность в услугах няни, воспитателя, домработницы

Потребность в уходе за больными, пожилыми членами семьи

Потребность в социальной и правовой помощи

Потребность в психологической помощи

Потребность в финансовой помощи

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2 - Распределение ответов респондентов на вопросы о социальной поддержке

населения в ЯНАО

Несмотря на то, что социальная сфера ЯНАО отличается стабильностью и в целом все негативные показатели ниже средних по России [8], система социальной поддержки не в полной мере эффективна.

Проведенный нами анализ системы социальной защиты ЯНАО позволил выявить следующие основные проблемы ее функционирования:

1. Отмечается низкий уровень финансирования социального обеспечения незащищенных слоев граждан [6, с. 55].

2. Местные власти ЯНАО имеют достаточной опыт адресной поддержки незащищенных слоев населения, но в целом сама методология разработки целевых программ имеет свои недостатки:

- использование метода «двойного фильтра» в определении права граждан на участие в программе по социальной защите ведет к тому, что малоимущие работающие граждане, которые не попадают ни в одну целевую группу, не получают помощи;

- бинарный подход в исчислении пособий не позволяет на равных условиях защитить граждан, поскольку население с крайне низким доходом получают такой же уровень помощи, как и население с доходом чуть ниже черты бедности;

- поскольку программы, как правило, носят пассивно-распределительный характер и не предусматривают создание условий для получения дохода от труда и выполнения конкретной работы с семьей с целью выхода из кризисной ситуации, то возникает социальная зависимость от социальной помощи.

3. Анализируя результаты социальных программ, мы пришли к следующим выводам:

1 % 7%

1 12' %

- социальная поддержка населения в настоящий момент не является единым объектом управления;

- нет информации об административных расходах и не полностью учтены затраты на программу социальной защиты населения;

- плохая координация взаимодействия, так как предоставление многих услуг и льгот плохо координируется;

- отсутствие опыта размещения муниципальных контрактов на оказание социальных услуг на конкурсной основе [10, с. 201].

Не менее важен и тот факт, что полный состав и реальная стоимость социального пакета неизвестны ни семьям получателей, ни органам социальной защиты. Поэтому невозможно адекватно оценить изменения в жизни клиентов при получении помощи для определения эффективности реализации социальных программ [5, с. 226].

4. Анализ обращений граждан показал, что просьба разъяснить порядок и условия назначения мер социальной поддержки является наиболее распространенным видом обращения. Эта ситуация говорит о том, что существуют проблемы с получением информации гражданами, потому что большинство обращений все равно было бы остановлено на этапе формирования у человека проблемного вопроса путем самостоятельного поиска и нахождения информации, что и должна предоставить система информирования граждан. Однако она этого не обеспечивает [4, с. 95].

Говоря о негативных последствиях, можно предположить, что если на данном этапе не решать проблему совершенствования организации информирования населения о мерах социальной поддержки, то в дальнейшем, с ростом количества получателей мер социальной поддержки вырастет и количество обращений граждан, это приведет к еще большим временным потерям в работе специалистов в сфере социальной политики. К тому же, с ростом количества потребителей услуг по назначению мер социальной поддержки может вырасти и общее недовольство системой информирования граждан о порядке и условиях назначения таких мер.

заключение

Социальная защита населения в ЯНАО включает следующие приоритеты: материальная забота о различных категориях граждан, социальная и бытовая помощь (стационарная и на дому), медицинская помощь, трудоустройство и натуральная помощь, причем материальное обеспечение занимает ведущее место среди всех видов помощи.

В соответствии с законодательством автономного округа право на социальную поддержку за счет средств окружного бюджета могут реализовать как региональные льготные категории граждан - ветераны труда, ветераны Ямала, труженики тыла, специалисты бюджетной сферы, многодетные семьи и т.д., так и федеральные - ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов и др.

Анализируя современную ситуацию социальной защиты граждан в ЯНАО, мы выделяем ряд общих проблемных моментов и недостатков: низкий уровень финансирования, недостатки в адресной поддержке, проблемы в организации и управлении социальной защитой в округе. Также нами выделена проблемная ситуация с недостаточной информированностью населения о мерах социальной поддержки. Выявленные проблемы могут быть учтены при разработке программ социальной защиты в ЯНАО.

список литературы

1. Воронина О. Всё о социальной поддержке // Российский экономический журнал. - 2017. - № 5. -С. 24.

2. Глазкова Л. Государству нужно уточнить соцпакет для северян // Российская Федерация сегодня. -2017. - № 7. - С. 36-39.

3. Дахин А.В., Воробьев С.А. Основы социального государства. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. -102 с.

4. Злоказов А.В., Чеботаева Н.А., Волкова Л.В., МедведеваЮ.Ю., Илларионов И.В., Маевская И.В., Лю-бушкина Т.Л., Иванова Н.А., Захарова Н.Н., Герасимова Е.А. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан / под ред. Злоказова А.В. - Екатеринбург, 2017. - 149 с.

5. Кокшарова Е.С., Ковбасюк Ю.Е. Проблемы социальной защиты населения // Молодой ученый. -2017. - № 11. - С. 225-227.

6. Корнеева А.Ю., БеляковаМ.Е., Макарова И.И. Проблемы социальной поддержки населения в современной России // Модернизационные процессы в современной России: материалы II Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2018. - С. 54-57.

7. Малева Т.М., Гришина Е.Е., Цацура Е.А. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность // Регион: экономика и социология. - 2016. - № 4. - С. 153-175.

8. Суптело Н.П., Русов В.В. Особенности экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа и их влияние на социальную сферу региона // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2018. - № 3 (26). - С. 47-53. - DOI: 10.21777/2587-554X-2018-3-47-53.

9. Суптело Н.П., Русов В.В. Особенности развития системы социальной защиты населения на региональном уровне (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Устойчивое развитие: общество, экология, экономика: материалы XV Международной научной конференции: в 4 ч. / под ред. А.В. Семенова, Н.Г. Малышева. - М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2019. - Ч. 3. - C. 445-456.

10. Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения. Ценности, теория, практика. - М.: РГСУ, 2017. -322 с.

11. Хадеев А.В., Зайцева Е.В. Информационное сопровождение органами государственной власти граждан в сфере организации предоставления мер социальной поддержки // Управление социально-экономическими системами: материалы Международной научно-практической конференции. - Вологда: ВоГУ, 2017. - С. 380-383.

12. Suptelo N., Sobol T., Rubtsova E., Fokina O. Sustainable regional social protection system // Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. EDP Sciences. - M., 2020. - P. 11042.

13. The Social Infrastructure Services in the Context of Economic Growth Factors / M.K. Biktemirova, T.A. Svetovtceva, L.G. Rudenko, S.V. Kiselev, T.V. Nikonova, L.V. Semenova, L.E. Fatikhova // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Special Issue. - Vol. 6, No. 2 S3. - P. 260-267. - DOI: 10.5901/mjss.2015. v6n2s3p260.

References

1. Voronina O. Vsyo o social'noj podderzhke // Rossijskij ekonomicheskij zhurnal. - 2017. - № 5. - S. 24.

2. Glazkova L. Gosudarstvu nuzhno utochnit' socpaket dlya severyan // Rossijskaya Federaciya segodnya. -2017. - № 7. - S. 36-39.

3. DahinA.V., Vorob'evS.A. Osnovy social'nogo gosudarstva. - N. Novgorod: NIU RANHiGS, 2019. - 102 s.

4. Zlokazov A.V., Chebotaeva N.A., Volkova L.V., Medvedeva Yu.Yu., Illarionov I.V., Maevskaya I.V., Lyubushkina T.L., IvanovaN.A., ZaharovaN.N., Gerasimova E.A. Mery social'noj podderzhki otdel'nyh kategorij grazhdan / pod red. Zlokazova A.V. - Ekaterinburg, 2017. - 149 s.

5. Koksharova E.S., Kovbasyuk Yu.E. Problemy social'noj zashchity naseleniya // Molodoj uchenyj. - 2017. -№ 11. - S. 225-227.

6. KorneevaA.Yu., BelyakovaM.E., MakarovaI.I. Problemy social'noj podderzhki naseleniya v sovremennoj Rossii // Modernizacionnye processy v sovremennoj Rossii: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Penza, 2018. - S. 54-57.

7. Maleva T.M., GrishinaE.E., CacuraE.A. Regional'nye sistemy social'noj zashchity: kak i zachem vvoditsya adresnost' // Region: ekonomika i sociologiya. - 2016. - № 4. - S. 153-175.

8. SupteloN.P., Rusov V.V. Osobennosti ekonomicheskogo razvitiya Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga i ih vliyanie na social'nuyu sferu regiona // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. - 2018. - № 3 (26). - S. 47-53. - DOI: 10.21777/2587-554X-2018-3-47-53.

9. Suptelo N.P., Rusov V.V. Osobennosti razvitiya sistemy social'noj zashchity naseleniya na regional'nom urovne (na primere Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga) // Ustojchivoe razvitie: obshchestvo, ekologiya, ekonomika: materialy XV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: v 4 ch. / pod red. A.V. Semenova, N.G. Malysheva. - M.: izd. «MU im. S.Yu. Vitte», 2019. - Ch. 3. - C. 445-456.

10. TopchijL.V Social'noe obsluzhivanie naseleniya. Cennosti, teoriya, praktika. - M.: RGSU, 2017. - 322 c.

11. Hadeev A.V., Zajceva E.V. Informacionnoe soprovozhdenie organami gosudarstvennoj vlasti grazhdan v sfere organizacii predostavleniya mer social'noj podderzhki // Upravlenie social'no-ekonomicheskimi sistemami: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Vologda: VoGU, 2017. - S. 380383.

12. Suptelo N., Sobol T., Rubtsova E., Fokina O. Sustainable regional social protection system // Topical Problems of Green Architecture, Civil and Environmental Engineering, TPACEE 2019. EDP Sciences. - M., 2020. - P. 11042.

13. The Social Infrastructure Services in the Context of Economic Growth Factors / M.K. Biktemirova, T.A. Svetovtceva, L.G. Rudenko, S.V. Kiselev, T.V. Nikonova, L.V. Semenova, L.E. Fatikhova // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - Special Issue. - Vol. 6, No. 2 S3. - P. 260-267. - DOI: 10.5901/mjss.2015. v6n2s3p260.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.