Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорожкина Т.В., Кучерявенко А.К.

Динамичность развития политической, социальной, экономической, технологической и иных сфер человеческой деятельности, вызванная рядом объективных причин, как на глобальном, так и на локальном уровнях является основой повышения эффективности реализации механизмов государственного надзора, а также источником рисков, противодействие которым представляет собой одну из важнейших задач современного государства. Таможенные органы, осуществляя деятельность в рамках возложенных на них задач, представляют один из основных инструментов, используемых в целях развития благоприятных для общества условий, а также для противостояния негативным факторам, препятствующим росту экономического благополучия страны. В статье рассмотрены проблемы совершенствования существующих инструментов таможенного администрирования, а также проанализированы основные показатели деятельности таможенных органов в условиях её цифровизации. Актуальность статьи определяется значимостью процесса цифровой трансформации таможенных органов, а также важностью гибкости их деятельности в постоянно изменяющейся экономической реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорожкина Т.В., Кучерявенко А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

The dynamism of the development of political, social, economic, technological and other spheres of human activity, caused by a number of objective reasons, both at the global and local levels, is the basis for improving the effectiveness of the implementation of state supervision mechanisms, as well as a source of risks, countering which is one of the most important tasks of the modern state. Customs authorities, carrying out their activities within the framework of the tasks assigned to them, represent one of the main tools used to develop conditions favorable to society, as well as to counter negative factors that hinder the growth of the economic well-being of the country. The article considers the problems of improving the existing tools of customs administration, as well as analyzes the main indicators of the activities of customs authorities in the conditions of its digitalization. The relevance of the article is determined by the significance of the process of digital transformation of customs authorities, as well as the importance of the flexibility of their activities in an ever-changing economic reality.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

8. Rusak E.S., Sapelkina E.I. Enterprise Economics / 2nd ed. Minsk: TetraSystems, 2009, pp. 117-118.

9. Rykov V. M. Economic essence of competition and competitiveness of agro-industrial enterprises // Baikal Research Journal. 2012. no. 1. pp. 26-35.

10. Sergeev I. V., Veretennikova I. I. Economics of organizations (enterprises): textbook / ed. I. V. Sergeeva. 3rd ed., revised. and additional Moscow: Velby Prospekt, 2005. 172 p.

11. Fatkhutdinov R.A. Strategic competitiveness. - M.: Economics, 2005. 512 p.

12. Chernova O.A. Stress factors for the sustainable development of the Russian coal industry // Journal of Applied Economic Research. 2022. V. 21. No. 1. S. 49-78.

13. GDP based on PPP share of world total April 2022 // International Monetary Fund, World Economic Outlook Database. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2022/April/weo-report (дата обращения: 30.05.22).

14. Lindblom C. E. The science of" muddling through" //Public administration review. - 1959. - С. 79-88.

15. Quinn J.B. (1978). Strategic change: "Logical Incrementalism". Sloan Management Review. Vol. 20. Issue 1. P. 7-21.

16. World Competitiveness Ranking 2021 Results // IMD World Competitiveness Center. URL: https://www.imd.org/ centers/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness/ (дата обращения: 30.05.22).

EDN: SQERQJ

Т.В. Дорожкина - к.э.н, доцент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, tvd.stud@mail.ru,

T.V. Dorozhkina - Candidate of Ec. sciences, Associate Professor, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky;

А.К. Кучерявенко - студент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, KucheryavenkoAK@studklg.ru,

A.K. Kucheryavenko - student, Kaluga State University named after K. E. Tsiolkovsky.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

Аннотация. Динамичность развития политической, социальной, экономической, технологической и иных сфер человеческой деятельности, вызванная рядом объективных причин, как на глобальном, так и на локальном уровнях является основой повышения эффективности реализации механизмов государственного надзора, а также источником рисков, противодействие которым представляет собой одну из важнейших задач современного государства. Таможенные органы, осуществляя деятельность в рамках возложенных на них задач, представляют один из основных инструментов, используемых в целях развития благоприятных для общества условий, а также для противостояния негативным факторам, препятствующим росту экономического благополучия страны. В статье рассмотрены проблемы совершенствования существующих инструментов таможенного администрирования, а также проанализированы основные показатели деятельности таможенных органов в условиях её цифровизации. Актуальность статьи определяется значимостью процесса цифровой трансформации таможенных органов, а также важностью гибкости их деятельности в постоянно изменяющейся экономической реальности.

Abstract. The dynamism of the development of political, social, economic, technological and other spheres of human activity, caused by a number of objective reasons, both at the global and local levels, is the basis for improving the effectiveness of the implementation of state supervision mechanisms, as well as a source of risks, countering which is one of the most important tasks of the modern state. Customs authorities, carrying out their activities within the framework of the tasks assigned to them, represent one of the main tools used to develop conditions favorable to society, as well as to counter negative factors that hinder the growth of the economic well-being of the country. The article considers the problems of improving the existing tools of customs administration, as well as analyzes the main indicators of the activities of customs authorities in the conditions of its digitalization. The relevance of the article is determined by the significance of the process of digital transformation of customs authorities, as well as the importance of the flexibility of their activities in an ever-changing economic reality.

Ключевые слова: цифровая экономика, таможенные органы, цифровизация, искусственный интеллект.

Keywords: digital economy, customs authorities, intellectual property, digitalization, artificial intelligence.

Нынешнее время характеризуется высокой степенью неопределенности в различных областях общественной деятельности. К факторам, являющимся драйверами такой неопределенности можно отнести обширный спектр тенденций, среди которых: обострение политических противоречий на мировой арене, стремительное технологическое развитие в различных сферах производства, возникающие эпидемиологические и экологические обстоятельства, значительно влияющие на процессы и формирующие условия осуществления экономической деятельности.

Степень влияния таких факторов, а также последствия реализации порождаемых ими рисков труднопрогнозируемы, что определяет необходимость обеспечения гибкости существующих институтов. Немаловажное значение такая гибкость представляет, в первую очередь, для государств и административного аппарата реализации, возложенных на них функций ввиду роли таковых в контексте обеспечения безопасности и развития общества.

Таможенные органы в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации представляют собой один из важнейнших инструментов реализации таких функций, что обуславливает необходимость интенсивной работы в направлении повышения эффективности их дея-

тельности. Это, в свою очередь, определяет важность мониторинга такой эффективности, однако, подобная оценка в деятельности государственных органов представляет собой комплексную проблему, связанную с недостаточной индикативностью совокупности показателей, принятых для решения этой задачи в коммерческих организациях, в контексте работы органов государственной власти.

Федеральным законодательством, а именно ст. 266 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018, определяется ряд критериев оценки эффективности таможенных органов, среди которых:

- скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

- своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

- эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

При этом, показатели этих критериев, методика их расчета и порядок мониторинга определяются актами Министерства финансов России и Федеральной таможенной службы. В рамках изучаемой темы представляется целесообразным проанализировать динамику таких показателей, данные о значении которых ежегодно публикуются Федеральной таможенной службой России в итоговых докладах о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России.

Исходя из этих данных следует, что время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска ежегодно сокращается для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю с 28,36 минуты в 2019 году до 26,92 минуты в 2021 году. Причиной этого сокращения может служить развитие инструментов, связанных с предварительным информированием таможенных органов, а также применение технологии авторегистрации транзитных деклараций на территории всего ЕАЭС с 2020 года.

Однако, одновременно с этим, в 2021 году на 3,5 % относительно уровня 2019 года возросло время совершения операций в отношении безрисковых поставок, при том, что в 2020 году уровень этого показателя демонстрировал снижение. Такая динамика, вероятно, связана с восстановительным ростом объема внешней торговли, повышающим нагрузку на автомобильные пункты пропуска.

Значительное снижение демонстрирует показатель размера временных издержек на операции по завершению таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. В 2021 году этот показатель составил 217,03 минут, что на 29,43 % и 14,31 % меньше, чем в 2019 году и в 2020 году соответственно. Значительным фактором, вызвавшим такое снижение представляется распространение практики применения электронных пломб в рамках процедуры таможенного транзита.

Незначительную динамику демонстрируют показатели доли деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары в безрисковых поставках, а также доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров в безрисковых поставках, что объясняется высоким уровнем этих показателей, являющимся одним из важных факторов обеспечения таможенными органами своевременности и полноты поступления таможенных платежей в федеральный бюджет.

Что касается показателей своевременности и полноты поступления таможенных платежей, можно сделать вывод о значительном росте степени перевыполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет на 41,24 % в 2021 году по сравнению с уровнем этого показателя в 2019 году. В первую очередь, это связано с динамикой восстановительного роста объема внешней торговли в 2021 году к допандемийному уровню. Меньшее воздействие оказало изменение курса национальной валюты, которое, исходя из данных центробанка, составило 13,95 % по отношению к доллару США за весь рассматриваемый период.

Отсутствие изменений нулевого уровня доли таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных таможенных платежей, вкупе со ростом доли таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей яв-

ляется индикатором, свидетельствующим о необходимости повышения качества ведомственного контроля в указанной области.

Значения показателей эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям свидетельствуют о том, что доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары сократилась с 3,4 % до 2,8 % в период с 2019 по 2021 год для ввозимых товаров и на 0,1 пп - для вывозимых товаров за этот же периоде. Такое изменение может являться прямым следствием роста эффективности работы СУР, в совокупности с повышением уровня профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов.

Вместе с тем, повышение доли товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства, либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий с 54,7 % в 2019 году до 68,2 % в 2021 году, а также доли результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок с 92 % до 94 % в 2019 году и 2021 году соответственно, является индикатором снижения административной нагрузки на участников ВЭД и представляет собой результат систематической работы в области благоприятствования внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, основные показатели результатов деятельности таможенных органов ежегодно демонстрируют позитивную динамику, связанную с ростом качества такой деятельности. Важнейшую роль в повышении результативности и эффективности таможенного администрирования играет применение таможенными органами инструментов, основанных на цифровых технологиях.

Однако, необходимо отметить и возможные риски, реализация которых может затруднить сохранение динамики повышения эффективности таможенных органов. На сегодняшний день такие риски связаны, в первую очередь, с зависимостью информационной инфраструктуры от импортных высокотехнологичных компонентов таких, как программное и аппаратное обеспечение.

Уже сегодня санкционная политика целого ряда стран, среди резидентов которых крупнейшие поставщики программного и аппаратного обеспечения, предполагает прекращение поставок продуктов, необходимых для дальнейшего инфраструктурного развития информационной среды таможенных органов. Это выводит необходимость импортозамещения на качественно иной уровень, неизбежно повышая издержки дальнейшей цифровизации.

Кроме того, значительную проблему, особенно в условиях необходимости имортозамещения программного обеспечения, представляет также острый дефицит квалифицированных кадров в секторе информационных технологий, который по данным Министерства цифрового развития России на начало 2022 года составил 1 миллион человек.

Помимо прочего, нарушение логистических и финансовых цепочек в мировой торговле, вызванных эпедимиолоическими ограничениями, также требует отдельного внимания с точки зрения адаптации существующих инструментов таможенного администрирования к новым экономическим реалиям.

Купирование изложенных выше рисков представляется важнейшей общегосударственной задачей, требующей комплексного, системного подхода, предпологающего тесное взаимодействие ведомств, образовательных учереждений и бизнес-структур и способно обеспечить устойчивое развитие и эффективное функционирование таможенных органов в частности и государства в целом.

Источники:

1. Акимов Н.Е. , Мигел А.А. Взаимодействие таможенных служб стран ЕАЭС с новой информационной поверхностью // Современный экономический успех. 2021. № 2.

2. Алексеева Е. В., Кондрашова И. В., Ахмедзянов Р. Р, Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 6.

3. Антошина А.А. Взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы Российской Федерации с использованием информационных технологий // Форум молодёжной науки. 2022. №1.

4. Горошко И. В. Цифровизация - современный тренд развития правоохранительных органов // Обозреватель - Observer. 2022. №2 (385).

5. Довженко П. В., Останин В. А. Цифровизация в реализации Стратегии развития таможенной службы до 2030 года // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2022. №1 (98).

6. Егорова Н. Н. К вопросу об эффективности деятельности фтс рф в условиях цифровизации экономики // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2020. №4 (35).

7. Кондрашкина М.А. Анализ деятельности фтс россии в сфере осуществления экономической безопасности // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №5-2.

References:

1. Akimov N.E. , Miguel A.A. Interaction of customs services of the EAEU countries with a new information surface // Modern economic success. 2021. No. 2.

2. Alekseeva E. V., Kondrashova I. V., Akhmedzyanov R. R. Some problems of digitalization of interaction between customs authorities and participants in foreign economic activity // Russian Economic Bulletin. 2019. Vol. 2. No. 6.

3. Antoshina A.A. Interaction between the Federal Customs Service and the Federal Tax Service of the Russian Federation using information technologies // Forum of Youth Science. 2022. №1.

4. Goroshko I. V. Digitalization - a modern trend in the development of law enforcement agencies // Obozrevatel - Observer. 2022. No. 2 (385).

5. Dovzhenko P. V., Ostanin V. A. Digitalization in the implementation of the Customs Service Development Strategy until 2030 // Customs policy of Russia in the Far East. 2022. No. 1 (98).

6. Egorova N. N. On the issue of the effectiveness of the activity of the Federal Customs Service of the Russian Federation in the conditions of digitalization of the economy // Bulletin of the Moscow University named after S. Yu. Witte. Series 1: Economics and Management. 2020. No. 4 (35).

7. Kondrashkina M.A. Analysis of the activities of the Federal Tax Service of Russia in the field of economic security // Economics and Business: Theory and Practice. 2021. No. 5-2.

EDN: SQNFIH

А.Е. Жминько - старший преподаватель кафедры статистики и прикладной математики, Кубанский государственный аграрный университет, albina_evgenevna@mail.ru,

A.E. Zhminko - Senior Lecturer of the Department of Statistics and Applied Mathematics, Kuban State Agrarian University;

Д.А. Кондратова - обучающаяся факультета заочного обучения, Кубанский государственный аграрный университет, darya_kondratova1999@mail.ru,

D.A Kondratova - student of the Faculty of Distance Learning, Kuban State Agrarian University;

М.Ю. Терешенкова - обучающаяся факультета заочного обучения, Кубанский государственный аграрный университет, tmu1998@mail.ru,

M.Y. Tereshchenkova - student of the Faculty of Distance Learning, Kuban State Agrarian University.

АНАЛИЗ СЛАНЦЕВОЙ РЕВОЛЮЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ANALYSIS OF THE SHALE REVOLUTION USING ECONOMETRIC METHODS

Аннотация. В статье рассматривается сущность сланцевых углеводородов и технология их добычи, а также предлагаются две точки зрения, которые отвечают на насущный вопрос о том, что ждет сланцевую отрасль в будущем. Используя дифференциальное уравнение и путем построения симметричной колоколообразной кривой, был учтен ряд допущений для описания теоретической модели добычи нефти и производительности буровых установок, в которой эти расчеты показали положительные результаты на ближайшее будущее. Эти данные будут достигнуты за счет развития технологии добычи нефти.

Abstract. The article examines the essence of shale hydrocarbons and the technology of their extraction, and also offers two points of view that answer the pressing question of what awaits the shale industry in the future. Using a differential equation and by constructing a symmetrical bell curve, a number of assumptions were taken into account to describe the theoretical model of oil production and drilling rig performance, in which these calculations showed positive results for the near future. These data will be achieved through the development of oil production technology.

Ключевые слова: сланец, технология, углеводороды, добыча, нефть.

Keywords: shale, technology, hydrocarbons, production, oil.

Прежде чем перейти к детальному изучению выбранной темы, определим сущность сланцевых углеводородов и технологий их добычи, поскольку понимание феномена сланцевой революции важно для развития сланцевой промышленности в долгосрочной перспективе.

Как известно, сланец представляет собой трудноизвлекаемую горную породу, характеризующуюся параллельным (слоистым) расположением низкотемпературных минералов, входящих в ее состав. Сланцевая нефть представляет собой мелкозернистую осадочную породу с высоким содержанием керогена (кремнезема, глины) [9].

В последние годы впечатляющее увеличение мощностей по добыче природного газа из нетрадиционных ресурсов резко изменило энергетическую среду в нефтедобывающих странах. Это развитие часто называют «сланцевой революцией», и оно стало возможным благодаря технологии гидроразрыва пласта. В результате сланцевой революции цены на газ значительно упали, что дало отрасли конкурентоспособность. Внушительный рост добычи сланцевой нефти только усиливает этот рост.

Существует мнение, что «сланцевая революция» - добыча газа и нефти из ранее недоступных месторождений - радикально меняет правила игры в энергетическом секторе. Это компенсирует снижение традиционной добычи нефти и газа, а сланцевый газ в данном случае провозглашается как топливо для будущего перехода на углеродные технологии. В этом случае мощности страны по добыче сланцевой нефти станут крупнейшими в мире, что устранит необходимость в иностранном импорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.