Научная статья на тему 'Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения'

Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
847
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / НАКОПИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуболазов Виктор Андреевич, Неелова Наталья Владимировна, Николаев Николай Александрович

Проведен обзор и анализ состояния негосударственных пенсионных фондов (НПФ), определены их место и роль в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Рассмотрены вопросы повышения роли НПФ в развитии накопительного пенсионного страхования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article provides a review and analysis of private pension funds (PPF), describes their place and role in the private pension system. Issues of enhancing the role of PPF in the accumulative pension provision development are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения»

УДК 369.5

В.А. Дуболазов, Н.В. Неелова, Н.А. Николаев

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ В ОБЛАСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

История негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в современной России берет начало в 1990 г., когда был создан НПФ работников науки. Первые НПФ действовали в условиях отсутствия законодательного регулирования. Правовой статус они получили в 1992 г. вместе с изданием Указа Президента РФ № 1077 от 16.09.1992 г. «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Указ), который имеет силу Федерального закона РФ. Государство, будучи озабоченным социальной напряженностью в обществе и учитывая опыт стран с развитой рыночной экономикой, надеялось снизить нагрузку на бюджет в социальной части и создать новый институт в финансовой системе страны, аккумулирующий значительные средства и служащий в качестве источника «длинных денег», которые могли бы использоваться для финансирования развития экономики и производственной инфраструктуры. Принятие Указа привело к возникновению огромного числа НПФ, большинство из которых в условиях отсутствия соответствующего контроля действовали недобросовестно. Доверие граждан к новому институту снижалось, и в 1994 г. власти приняли решение создать Инспекцию негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения РФ. На нее были возложены надзорные полномочия и уже с 1995 г. она приступила к лицензированию НПФ.

Следующий толчок в развитии рынок НПФ получил в 1998 г. в связи с принятием Федерального закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах», который, по сравнению с Указом, более досконально регулировал механизмы деятельности НПФ. Во исполнение этого закона было принято несколько подзаконных актов, призванных урегулировать

отдельные вопросы деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

В 2002 г. начался новый этап развития пенсионной системы в России. Одно из существенных нововведений - появление накопительного компонента трудовой пенсии. Уже в 2004 г. НПФ получили право на управление средствами пенсионных накоплений граждан. Инспекция негосударственных пенсионных фондов была упразднена, а ее полномочия перешли к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

На настоящий момент пенсионная реформа не завершена, следующий ее этап запланирован на 2014 г. Сейчас самое время проанализировать деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, подвести итоги и сделать выводы. Этому сектору рынка сегодня уделяется относительно мало внимания как со стороны государства, так и со стороны НПФ. И это несмотря на западный опыт, который подсказывает, что лишь при целенаправленной политике развития именно этого направления страна способна решать поставленные властями задачи.

По состоянию на 1 октября 2011 г. в России действовало 148 НПФ, в 2004 г. их было в два раза больше - 296 (см. рис. 1).

Значительное снижение численности НПФ связано преимущественно с ужесточением к ним требований со стороны законодательства. В частности, величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) фондов с 1 января 2005 г. должна была составлять не менее 30 млн р. (до этого - не менее 3 млн р.), а с 1 июля 2009 г. - не менее 50 млн р. [1]. Многим НПФ пришлось прекратить свою деятельность. Некоторые фонды, не соответствующие новым требованиям, объединились (например, НПФ «Магистраль»

0

Число НПФ 350 300 250 200 150 100 50

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1. Динамика численности НПФ с 2001 по 2011 г. [6]

и НПФ «Адекта-Пенсия») либо присоединились к более крупным (в частности, НПФ «Социальный партнер» присоединился к НПФ Сбербанка).

Кроме того, на консолидацию рынка повлияло решение властей предоставить НПФ возможность осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению. Для этого государство предъявило достаточно жесткие условия: денежная оценка ИОУД фонда с 1 июля 2009 г. должна быть не менее 100 млн р. [1].

На 1 января 2011 г. 82 из 149 НПФ представляли Москву и Московскую обл., 13 НПФ -Санкт-Петербург.

Существующие НПФ представляют следующие отрасли экономики [5]: нефтедобыча и переработка - 34,3 %, промышленность -35,5, банковская сфера - 10,6, транспорт - 6,9, территориальные НПФ - 5,3, электроэнергетика - 3,7, связь - 2, прочие - 1,7 %.

В табл. 1 приведены основные показатели деятельности НПФ с 2005 по 2011 г.

Размер ИОУД НПФ за анализируемый период остается примерно на одном уровне, в то время как собственное имущество с 2006 г. растет стабильно высокими темпами (см. рис. 2). Прежде всего, это происходит за счет перевода пенсионных накоплений в НПФ из государственной системы, в меньшей степени - за счет роста суммы пенсионных резервов.

Отношение ИОУД к собственному имуществу НПФ уменьшилось с 2005 по 2011 г. на 8,3 проц. п. (с 17,3 до 9,0). Основные причины: рост расходов фондов на развитие обязательного пенсионного страхования (средства идут на расширение агентской сети и увеличение клиентской базы, и эти затраты не компенсируются учредителями в соответствующем объеме) и отрицательная переоценка активов, в которые размещен ИОУД (вследствие использования

Таблица 1

Основные показатели деятельности НПФ с 2005 по 2011 г. [6]

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Собственное имущество, млрд руб. 344,3 514,8 603,1 579,4 742,5 908,1 1196,3

ИОУД, млрд руб. 59,6 91,4 96,5 78,3 94,9 101,0 107,6

Пенсионные резервы, млрд руб. 277,4 405,2 472,9 462,9 564,4 643,3 717,4

Количество участников по НПО, тыс. чел. 6059,2 6420,7 6757,1 6746,3 6757,0 6609,1 6732,6

Количество участников по НПО, получающих пенсию, 704,8 865,5 1026,2 1131,4 1274,5 1358,3 1466,2

тыс. чел.

Выплаты пенсий по НПО, млрд руб. 7,6 10,3 13,9 17,5 22,2 26,6 31,6

Примечание . За 2011 г. представлены прогнозные данные.

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Прогноз

Рис. 2. Динамика собственного имущества и ИОУД НПФ —) - собственное имущество, млрд руб.; (—■—) - ИОУД, млрд руб.

Млрд руб.

рискованной стратегии инвестирования). Это таит в себе определенные риски, поскольку если возникнет серьезный экономический спад, фонды, как и в 2008 г., окажутся не в состоянии возместить ущерб.

Сумма пенсионных резервов с 2005 по 2011 г. увеличилась в 2,6 раза, демонстрируя среднегодовой темп прироста 17,2 %. В 2008 г. наблюдалось их снижение на 10 млрд р., что обусловлено мировым финансовым кризисом: юридические лица приостановили создание корпоративных пенсионных программ в связи с недостаточностью свободных средств.

В соответствии с законом [1] НПФ вправе инвестировать средства пенсионных резервов самостоятельно или с привлечением управляющих компаний (УК). На конец 2010 г. 89 % всех пенсионных резервов было размещено через УК, 11 % НПФ разместили самостоятельно. Фондам гораздо дешевле передать средства в доверительное управление, чем содержать у себя крупный инвестиционный департамент. Кроме того, управляющие компании обладают, как правило, более опытными кадрами.

Положительная динамика наблюдается в увеличении численности участников по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) и численности получающих негосударственную пенсию. Причем за анализируемый период прирост численности пенсионеров был

больше прироста новых участников по НПО как в абсолютном (761,4 против 673,4 тыс. чел.), так и в относительном выражении (108 % против 11,1 %). Это говорит о большой доле среди участников по НПО лиц предпенсионного и пенсионного возраста, а также о недостаточном темпе роста новых вкладчиков.

Пенсионные выплаты также растут. За семь анализируемых лет их сумма выросла более чем в четыре раза.

Среди агрегированных показателей можно отметить увеличение размера пенсионных резервов на одного участника с 45,8 тыс. р. в 2005 г. до 106,6 тыс. р. в 2011 г. (см. рис. 3). Также с 2005 по 2011 г. непрерывно рос средний размер выплачиваемых пенсий, исходя из числа лиц, получающих пенсию (с 10,7 тыс. р. до 21,6 тыс. р.).

В табл. 2 приведены десять крупнейших НПФ по размеру пенсионных резервов и состоянию на 01.10.2011 г. Как видим из таблицы, для негосударственных пенсионных фондов характерна концентрация. Так, 87,4 % совокупных пенсионных резервов приходится на 10 крупнейших НПФ по этому показателю. Кроме того, на эти же 10 фондов приходится 54,3 % участников по негосударственному пенсионному обеспечению, 63,3 % получающих негосударственную пенсию и 79,9 % совокупных пенсионных выплат.

Стоит также отметить, что многие из этих 10 фондов являются «кэптивными», т. е. ориен-

тированными на обслуживание конкретных Электроэнергетики) и региональные (Ханты-

финансово-промышленных групп и холдингов (например, НПФ Газфонд обслуживает ОАО Газпром, НПФ Благосостояние - ОАО РЖД). Есть также ярко выраженные отраслевые (НПФ

мансийский НПФ) фонды.

На рис. 4 представлена невзвешенная структура пенсионных резервов в портфеле крупнейших НПФ.

Тыс. руб. 120,0

100,0

80,0

60,0

40,0

20,0

0,0

2005

Тыс. руб. 25,0

20,0

15,0

10,0

5,0

0,0

2006

2007

2008

2009

2010

2011 Прогноз

Рис. 3. Динамика размера пенсионных резервов на одного участника и среднего размера выплачиваемых пенсий

( |) — размер пенсионных резервов на одного участника (левая шкала); (^—) — средний размер выплачиваемых пенсий (правая шкала)

Таблица 2

Крупнейшие негосударственные пенсионные фонды по размеру пенсионных резервов на 01.10.2011 г.

Название фонда Пенсионный резерв, млрд руб. Количество участников НПО, тыс. чел. Количество участников НПО, получающих пенсию, тыс. чел. Выплаты пенсий по НПО, млрд руб.

1. НПФ «Газфонд» 294,9 218,3 97,5 6,0

2. НОНПФ «Благосостояние» 148,5 1212,2 252,6 5,8

3. НПФ «Транснефть» 33,3 156,5 10,3 0,5

4. НПФ Электроэнергетики 27,6 541,3 103,5 1,8

5. Ханты-мансийский НПФ 16,2 221,5 169,8 1,3

6. НПФ «Телеком-Союз» 16,0 480,0 125,0 0,8

7. НПФ «Нефтегарант» 15,7 66,6 39,3 0,6

8. НОНПФ «Лукойл-Гарант» 15,2 393,5 58,5 0,8

9. НПФ «Норильский никель» 9,9 99,4 15,8 0,4

10. Национальный НПФ 8,7 207,2 29,3 0,3

Итого по 10 крупнейшим 586,0 3596,5 901,6 18,3

Всего 670,3 6617,5 1424,9 22,9

Доля 10 крупнейших, % 87,4 54,3 63,3 79,9

На 30.09.2011 г.

На 01.01.2011 г.

На 01.01.2010 г.

0 20 40 60 80 100

Структура пенсионных резервов

Рис. 4. Невзвешенная структура пенсионных резервов крупнейших НПФ [3]

(■) - денежные средства на банковских счетах; (и) - банковские депозиты и депозитные сертификаты российских банков; (и) - государственные ценные бумаги РФ; (пп) - государственные ценные бумаги субъектов РФ; (■) - муниципальные облигации, допущенные к торгам; (с) - облигации российских хозяйственных обществ, допущенные к торгам; (к) - акции российских ОАО, допущенные к торгам; (г) - ипотечные ценные бумаги, допущенные к торгам; (е) - паи ПИФ и акции АИФ; (е) - ценные бумаги иностранных государств н организаций; (в) - недвижимость; (н) - другие направления размещения

Снижение доходности по долговым инструментам на протяжении 2010 г. привело к росту рискованности портфелей фондов: вес облигаций российских юридических лиц в портфелях НПФ увеличился с 32,7 почти до 40 % в структуре пенсионных резервов. Соответственно доля денежных средств и ценных бумаг субъектов РФ сократилась на 8,2 проц. п. (до 2,4 %) и 0,6 проц. п. (до 7,9 %) соответственно.

В 2011 г. доля корпоративных облигаций увеличилась до 45 %, в то время как средства пенсионных резервов на банковских депозитах уменьшились с 19,3 до 11 %.

Доля акций в структуре портфелей НПФ за все три года была достаточно низкой (9-13 %). Еще в 2007-2008 гг. она составляла 35-45 %, однако когда индекс ММВБ резко обвалился в конце 2008 г., фонды получили значительные убытки и отказались от агрессивной инвестиционной стратегии.

Также следует отметить довольно высокую долю вложений в ПИФ (в основном это ЗПИФ недвижимости).

Несмотря на отмеченную положительную динамику развития системы негосударственного пенсионного обеспечения России, уровень ее распространенности среди граждан достаточно низок. Сейчас негосударственные пенсии формируются в пользу 6,6 млн россиян (менее 10 % от количества всех занятых в экономике), а по-

лучают эти выплаты 1,4 млн чел. (3,8 % от общего числа российских пенсионеров). При этом совокупные пенсионные резервы в основном сформированы за счет отчислений крупнейших российских холдингов в пользу своих работников - так сложилось исторически.

На 2014 г. Правительством РФ запланирована пенсионная реформа, с которой, прежде всего, связывают изменение пенсионной формулы. Однако еще в 2010 г. Минздравсоцразви-тия РФ в своем докладе [2] поднимало вопрос о будущем накопительного компонента трудовой пенсии. Его наличие, по сути, отражает факт крайне низкой степени вовлечения населения в пенсионную систему. Нынешнее стремление властей развивать накопительный компонент пенсионной системы в рамках государственной пенсии вызывает недоумение. Полностью накопительная система не является панацеей, опыт Чили показал это. Следует присмотреться к моделям развитых западных стран (США и стран Западной Европы), национальные пенсионные системы которых базируются исключительно на распределительной модели, в то время как накопительная часть пенсии существует только в добровольном формате. Такой идеологии придерживаются Международная организация труда и Международная ассоциация социального обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пенсионная система в своем нынешнем виде не позволяет развиваться рынку негосударственного пенсионного обеспечения. Деятельность НПФ ориентирована сегодня на привлечение накоплений граждан (в их управлении находится 340,4 млрд р., в портфеле Внешэкономбанка - 1196,1 млрд р.) [4]. В связи с этим властям следует рассмотреть снижение доли накопительного компонента в трудовой пенсии вплоть до его отмены и заняться стимулированием добровольной накопительной системы за счет:

- совершенствования финансовой инфраструктуры и повышения инвестиционного климата в стране;

- переработки льготного налогообложения, главным образом, для малых/средних компаний и НПФ, а также граждан;

- доработки нормативной базы в области негосударственного пенсионного обеспечения, прежде всего - в области корпоративных пенсионных программ;

- повышения уровня доходов граждан, их доверия к НПФ и информативности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О негосударственных пенсионных фондах [Текст] : Федер. закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г.

2. Итоги пенсионной реформы и долгосрочные перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации с учетом влияния мирового финансового кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minzdravsoc.ru

3. Негосударственные пенсионные фонды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.raexpert.ru

4. Пенсионное обеспечение в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.npf.investfunds.ru

5. Черников, Э.А. Негосударственные пенсионные фонды как гарант устойчивости финансовой системы страны [Электронный ресурс] / Э.А. Черников. - Режим доступа: www.fppo.ifmo.ru/kmu/kmu6

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fcsm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.