УДК 338.24
DOI 10.52375/20728689_2022_2_227
анализ деятельности морских портов россии и ее влияние на
развитие Экономики страны
иванова Е.Ю., аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», e-mail: elena9402yg@
rambler.ru
Актуальность темы исследования определяется важной ролью морских портов в транспортной системе страны, влиянием на рост всей российской экономики. В статье проанализирована динамика перевалки грузов в морских портах России за период с 2017 года по 2021 год. Наибольший удельный вес в общем объеме перевалки грузов приходится на сырую нефть, уголь, нефтепродукты. Основной прирост грузопотока за этот период произошел за счет увеличения перевалки угля, грузов в контейнерах, нефтепродуктов. Объем грузопотоков, проходящих через морские порты России, взаимосвязан с макроэкономическими показателями страны (ВВП — валовым внутренним продуктом). Был проведен анализ темпов роста этих показателей за период с 2017 года по 2021 год. Снижение темпов роста ВВП и грузопотока из-за влияния пандемии Covid-19, за счет введенных санкций в отношении РФ приведут к ряду серьезных последствий для экономики страны.
ключевые слова: морские порты, грузопотоки, морской транспорт, портовые мощности.
analysis of the activities of Russian sea ports and its impact on the development of the country's economy
Ivanova E., the post-graduate student, FSBEIHE «Admiral UshakovMaritime University», e-mail: [email protected]
The relevance of the research topic is determined by the important role of seaports in the country's transport system, the impact on the growth of the entire Russian economy. The article analyzes the dynamics of cargo transshipment in Russian seaports for the period from 2017 to 2021. Crude oil, coal, oil products account for the largest share in the total volume of cargo transshipment. The main increase in cargo traffic over this period occurred due to an increase in the transshipment of coal, cargo in containers, and oil products. The volume of cargo flows passing through the seaports of Russia is interconnected with the country's macroeconomic indicators (GDP - gross domestic product). An analysis was made of the growth rates of these indicators for the period from 2017 to 2021. The slowdown in GDP growth and freight traffic due to the impact of the Covid-19 pandemic, due to the sanctions imposed on the Russian Federation, will lead to a number of serious consequences for the country's economy.
Keywords: sea ports, cargo flows, maritime transport, port facilities.
Морские порты России - это часть современной транспортной системы страны. Транспортная система России представляет собой совокупность всех взаимосвязанных видов транспорта, обеспечивающих экономические и социальные потребности страны в перевозках.
Теоретический анализ деятельности морских портов необходим для понимания происходящих изменений в развитии экономики, как в отдельном регионе, так и в стране в целом. Данные анализа объемов перевалки грузов могут быть использованы для прогнозирования экономической ситуации в стране и мире на ближайшие годы. Рассмотрим динамику объема перевалки грузов за 2017-2021 годы (Таблица 1).
Грузооборот морских портов России за период 2017-2021 годы увеличился на 48,3 млн. тонн (6,1%) и составил 835,2 млн. тонн, в 2021 году стал выше итогового показателя 2020 года на 1,8%.
В 2021 году в портах Азово-Черноморского, Балтийского и Дальневосточного бассейнов объем перевалки грузов вырос на 1,9%, 4,7% и 0,5% соответственно, а по Арктическому и Каспийскому бассейнам произошло снижение.
За период с 2017 года по 2021 год по Азово-Черноморскому бассейну произошел спад перевалки грузов на 4,7%; по остальным морским бассейнам наблюдается рост перевалки грузов. Наибольший рост по Арктическому (+27,1%) и Каспийскому (+75,0%) бассейнам.
Среди морских бассейнов первое место стабильно занимает Азово-Черноморский. Порты Азово-Черноморского бассейна составляют часть российского участка международного транспортного
коридора «Север-Юг». В 2021 году портами бассейна было переработано 256,8 млн. тонн грузов (30,7% от общего грузооборота).
Порты Балтийского бассейна постоянно занимают второе место. Активному развитию Балтийского бассейна способствует близость к промышленно-развитым районам России. В 2021 году портами бассейна было переработано 252,8 млн. тонн грузов (30,3% от общего грузооборота).
Проведем анализ динамики и структуры перевалки грузов в портах Российской Федерации на основе статистических данных (Таблица 2).
Объем перевалки сухогрузов за период с 2017 года по 2021 год увеличился на 10,7% (+39,9 млн. т), в основном за счет увеличения перевалки угля на 31,3% и контейнеров на 27,0%; уменьшился за счет снижения перевалки зерна и прочих грузов на 11,3% и 24,1% соответственно.
По наливным грузам также наблюдается рост объема перевалки в 2021 году в сравнении с 2017 годом на 2,0% (+8,4 млн. т) и составил 422,4 млн. т.
Объем перевалки нефтепродуктов увеличился на 3,7% (+5,2 млн. т), сжиженного газа - на 119,7% (+17,6 млн. т), прочие наливные грузы - на 15,2% (+0,7 млн. т), а по сырой нефти - уменьшился на 6,0% (-15,1 млн. т).
При сравнении доли объемов перевалки грузов в 2021г и в 2017г видим в 2021 году рост по сухогрузам +2,0%, в том числе уголь +4,6%, грузы в контейнерах +1,2%, по наливным грузам минус 2,0%, в том числе сырая нефть -3,7%, доля сжиженного газа увеличилась на 2,0%.
Таблица 1. Объем перевалки грузов по морским бассейнам РФ за 2017-2021 гг., млн. тонн. Составлено автором по [1], [2]
Субъекты РФ 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год Доля 2021г., % 2021/2017, %
Россия всего, 786,9 816,5 840,2 820,8 835,2 100,0 106,1
в т. ч. по морским бассейнам:
Азово-Черноморский 269,5 272,2 258,1 252,0 256,8 30,7 95,3
Балтийский 247,5 246,3 256,4 241,5 252,8 30,3 102,1
Дальневосточный 191,7 200,5 213,5 223,2 224,3 26,9 117,0
Арктический 74,2 92,7 104,8 96,0 94,3 11,3 127,1
Каспийский 4,0 4,8 7,4 8,1 7,0 0,8 175,0
Таблица 2. Динамика структуры перевалки грузов в портах РФ по видам с 2017 по 2021 гг., млн. тонн. Составлено автором по [1], [2]
Виды грузов 2017 г. Доля 2017 г., % 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Доля 2021 г., % 2021/ 2017гг., %
Сухогрузы, 372,9 47,4 387,4 376,0 404,7 412,8 49,4 110,7
в т. ч. уголь 154,4 19,6 161,4 176,0 188,6 202,7 24,3 131,3
контейнеры 48,2 6,1 53,6 56,5 57,7 61,2 7,3 127,0
зерно 47,8 6,1 55,7 38,6 50,3 42,4 5,1 88,7
черные металлы 28,2 3,6 30,4 26,7 26,9 29,0 3,5 102,8
минеральные удобрения 17,6 2,2 17,8 18,9 19,2 19,3 2,3 109,7
прочие 76,7 9,7 68,5 59,3 62,0 58,2 7,0 75,9
Наливные, 414,0 52,6 429,1 464,2 416,1 422,4 50,6 102,0
в т. ч. сырая нефть 253,2 32,2 255,4 276,1 235,1 238,1 28,5 94,0
нефтепродукты 141,5 18,0 145.1 149,9 142,6 146,7 17,6 103,7
сжиженный газ 14,7 1,9 23.2 32,8 32,6 32,3 3,9 219,7
прочие 4,6 0,6 5,4 5,4 5,8 5,3 0,6 115,2
Итого грузооборот 786,9 100,0 816,5 840,2 820,8 835,2 100,0 106,1
Таблица 3. Темпы роста грузооборота морских портов России 2017- 2021 гг. Составлено автором по [1], [2]
Виды грузов 2018/2017 гг. 2019/2018 гг. 2020/2019 гг. 2021/2020 гг.
сухогрузы 103,9 97,1 107,6 102,0
наливные грузы 103,6 108,2 89,6 101,5
Всего 103,8 102,9 97,7 101,8
Таблица 4. Динамика экспорта, импорта, транзита, каботажа за 2017-2021гг., млн. т. Составлено автором по [1], [2]
Виды перевозок 2017 г. Доля 2017 г., % 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Доля 2021 г., % 2021/2017 гг., %
Экспорт 606,5 77,1 623,8 654,0 646,6 660,9 79,1 109,0
Импорт 36,1 4,6 37,3 37,2 36,6 40,5 4,9 112,2
Транзит 58,2 7,4 64,0 67,2 61,6 64,3 7,7 110,5
Каботаж 86,1 10,9 91,4 81,8 76,0 69,5 8,3 80,7
Рассмотрим темпы роста грузооборота морских портов России с 2017 по 2021 гг. (Таблица 3).
Максимальные темпы роста грузооборота наблюдались в 2018 году (+3,8%), 2019 году (+2,9%), 2021 году (+1,8%); снижение произошло в 2020 году на 2,3%, в основном за счет снижения объема перевалки сырой нефти на 41 млн. т. Наибольшие изменения за 5 лет затронули уголь, контейнеры, зерно, минеральные удобрения, нефтепродукты, сжиженный газ.
Перевалка сухогрузов за период с 2017 года по 2021 год увеличилась на 10,7%, перевалка наливных грузов увеличилась на 2,0%, общий грузопоток увеличился на 6,1%, так как удельный вес сухогрузов в общем грузопотоке составляет почти 80%.
Проведем анализ динамики и структуры грузооборота морских портов России за период 2017-2021 гг. в разрезе международных перевозок (Таблица 4).
За период с 2017 года по 2021 год увеличился грузопоток по экспортным грузам на 54,4 млн. т (+9,0%), по импортным грузам также наблюдался рост на 4,4 млн. т (+12,2%); объем транзитных
грузов увеличился на 6,1 млн. т (+10,5%); в тоже время грузопоток каботажных грузов снизился на 16,6 млн. т (-19,3%). То есть, наибольшие изменения произошли по импорту и каботажу.
В 2021 году в сравнении с 2017 годом доля экспорта выросла на 2%, импорта - на 0,3%, транзита - на 0,3%, доля каботажа снизилась на 2,6%.
Анализируя динамику структуры грузооборота за период с 2017 года по 2021 год, видим, что прирост произошел по экспорту (+9,0%), импорту (+12,2%) и транзиту (+10,5%), объем каботажа значительно снизился (-19,2%), общий грузопоток увеличился (+6,1%).
Рассмотрим темпы роста грузооборота морских портов России за период 2017-2021 гг. в разрезе международных перевозок (Рис. 1) [1], [2].
Максимальные темпы роста наблюдались по экспорту в 2019 году, импорту в 2021году, по транзиту в 2018 году, по каботажу в 2018 году. В 2020 году было снижение по всем видам перевалки в разрезе международных перевозок. Кроме того снижение темпов роста наблюдалось по импорту в 2019 году, по каботажу в 2019 и в 2021 годах.
120 100
Экспорт Импорт Транзит Каботаж 20
0
2018/2017 2019/2018 2020/2019 2021/2020
Рис. 1. Темпы роста грузооборота морских портов России за период 2017-2021 гг. в разрезе международных перевозок
80 60 40
228 ТЯАШРОКГ Ш RUSSIA | №2 2022 |
Рис. 2. Динамика ВВП России за 2016-2021 годы, млрд. руб
Анализируя показатели грузооборота за 2017-2021 годы, можно сказать, что при активном наращивании портовых мощностей Россия не только обеспечит международные поставки и внутренние потребности, но и станет активным участником международных транспортных коридоров. Стратегическими мероприятиями на период до 2024 года предусмотрен прирост мощностей российских портов на 330 млн. тонн [4], [5].
Портовая инфраструктура России является приоритетным направлением вложения инвестиций, как из федерального бюджета, так и инвесторов. Объем инвестиций в развитие портовой инфраструктуры за период с 2019 по 2024 годы составит 817,4 млрд. руб. [4].
Для эффективной работы морского транспорта, объем и направления грузопотоков должны быть связаны с макроэкономической конъюнктурой страны. Объем грузоперевозок морским транспортом тесно связан с ключевым показателем экономического развития страны - внутренним валовым продуктом (ВВП). Ниже представлена динамика ВВП в текущих ценах в млрд. руб. за 2016-2021 годы (Рис. 2) [8].
ВВП с 2016 года по 2021 год вырос на 45179 млрд. руб. (+52,8%). В 2017-2019 годах был ежегодный рост ВВП, в 2020 году произошло снижение в сравнении с 2019 годом на 2293 млрд. руб. (-2,1%), в 2021 году рост ВВП, в сравнении с 2020 годом составил 23480 млрд. руб.(+21,9%).
Для выявления взаимосвязи грузооборота через морские порты России с ВВП обратимся к темпам прироста этих показателей (Рис.
3) [1], [2], [8].
Как видно из рисунка 5 в 2017 году прирост грузооборота опережал прирост ВВП на 1,1%. В 2018 и в 2019 годах прирост ВВП опережал прирост грузооборота морских портов на 9,3% и 2,6% соответственно. В 2020 году произошло снижение ВВП (-2,1%) и грузооборота (-2,3%). В 2021 году произошел значительный прирост ВВП - 21,9%, прирост грузооборота составил 1,8%.
Изменение темпов роста ВВП оказывает влияние на изменение темпов роста грузооборота. Снижение темпов роста ВВП в 2019 и 2020 годах отрицательно сказалось на темпе роста объемов перевалки грузов морскими портами страны. Рост ВВП в 2021 году отразился на росте грузооборота, хотя и незначительно. Для положительной
динамики этих показателей потребуется дальнейшее развитие морской портовой инфраструктуры России, создание передовой транспортно-логистической системы, которая будет способствовать существенному повышению прибыли за счет увеличения объема перевозок.
Внешнеторговая деятельность имеет особенно важное значение для экономики страны. Введенные санкции со стороны «недружественных стран» приведут к ряду серьезных последствий для экономики России. Так в 2022 году экономисты, опрошенные ЦБ, прогнозируют снижение ВВП на 8%, инфляцию на уровне 20% [6].
Санкции значительно затронут и транспортную отрасль, так как они сдерживают грузопоток. Многие покупатели на мировом рынке бойкотируют российскую нефть. Крупнейшие мировые контейнерные линии (Маегек, MSC, СМА CGM, Hapag-Lloyd) и европейские порты (Гамбурга и ряд терминалов Роттердама) отказываются от работы с российскими грузами [6].
Введенные санкции вызывают сложность и неопределенность в деятельности большинства российских морских портов. Возникают проблемы с импортом в Россию и экспортом российской продукции, логистические трудности, инфляция, приостановка работы иностранных компаний в стране и т.д. Возникает проблема с контейнерами, так как их изготавливают и транспортируют на судах-контейнеровозах ушедших от нас компаний. Несмотря, на это Администрации портов принимают все возможные меры по обеспечению нормальной операционной деятельности, находятся в постоянном контакте с клиентами и продолжают оперативно реагировать на любые изменения ситуации [10].
Проводится поэтапная переориентация направлений экспортно-импортных перевозок, поиск новых партнеров. При общем падении экспорта и импорта, связанном с нестабильностью валютного курса, возрастет экспорт в Азию - в частности, в Китай, где у многих экспортеров уже заключены контракты в юанях. Также уменьшить негативные последствия данной ситуации можно за счет перераспределения грузопотоков в большей степени в пользу мультимодальных маршрутов (сочетающих перевозку по морю и железной дороге) [6]. Но на все это нужно время. Поэтому порты принимают все меры, чтобы избежать сокращения численности работников и сохранить
Рис. 3. Динамика темпов прироста грузооборота и ВВП России за 2017-2021 годы, %
квалифицированные кадры. В настоящее время в стране проводится реализация многих крупных инвестиционных проектов, в осуществлении которых также появились сложности. Даже учитывая все сложности, Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики рассчитывает, что порт Лавна в Мурманской области будет сдан в срок - до конца 2023 года, и санкции западных стран и политическая ситуация в мире не повлияют на ход его строительства. Об этом сообщил журналистам ТАСС глава министерства Алексей Чекунков. Ввод порта Лавна в эксплуатацию значительно изменит логистику маршрутов, что в сложившейся ситуации очень важно [9].
Пандемия коронавируса, которая существует в мире с 2019 года, серьезно подорвала мировую экономику и затронула все логистические компании. С закрытыми границами и заводами количество транспортируемых грузов резко уменьшилось. На судоходную индустрию ситуация с Covid-19 повлияла как положительно, так и отрицательно. Удорожание фрахтования судов приносит сверхприбыль судовладельцам. Множественные ограничения портов и их перегруженность привели к сбоям в цепочке поставок.
В портах Китая в 2022 году застряли почти 500 сухогрузов, на борту которых железная руда, медь, другие металлы, зерно. В стране действуют жесткие ограничения из-за новой волны коронавируса, поэтому в портах не хватает грузчиков, водителей автомобилей для развозки грузов и менеджеров для оформления документации. Из-за эпидемии нарушилась глобальная цепочка поставок, растет дефицит контейнеров в Азии, который приведет к росту цен на их производство [7].
Несмотря на продолжающиеся риски пандемии Covid-19 и связанные с ними ограничения, объемы перевалки грузов в российских портах в 2021 году выросли (+1,7%). При этом наибольшую динамику роста (+4,7%) продемонстрировали балтийские порты России [1], [2].
В тоже время, судоходные компании продолжают инвестировать в цифровизацию судоходной отрасли, так как робототехника и автоматизация вполне смогут способствовать сокращению дефицита рабочей силы.
В настоящее время наибольшее опасение вызывает тот факт, что неизвестно, когда экономика обретет баланс и насколько долгосрочными окажутся последствия.
Деятельность морских портов подвержена значительному количеству различных факторов неопределенностей и риска. Действие этих факторов оказывает существенное влияние на результаты их деятельности. Поэтому факторы риска, связанные с макроэкономической ситуацией в стране и мире, необходимо учитывать при прогнозировании деятельности морского порта.
От деятельности морских портов зависит развитие промышленного производства многих регионов страны и экономии Рос-
сии в целом. Развитие морских портов России является одной из приоритетных государственных задач. Успешная интеграция России в международную транспортную систему во многом зависит от стабильной политической и экономической ситуации в соседних с нашей страной регионах и в мире в целом.
Литература:
1. Ассоциация морских торговых портов // Грузооборот морских портов России за 12 месяцев 2021 г. - 2022. - 17 января [Электронный ресурс]. URL: https://www.morport.com/rus/news/gruzooborot-morskih-portov-rossii-za-12 mesyacev-2021-g
2. Ассоциация морских торговых портов // Статистика. Динамика количественных показателей грузооборот и мощность морских портов Росси. [Электронный ресурс]. URL: https://www.morport.com/ rus/content/statistika (дата обращения: 12.03.2022).
3. Коммерсантъ // Не вступая в перевалку. - 2022. - 03 марта [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5239523
4. Министерство транспорта Российской Федерации. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА (Росморречфлот) // Инфраструктурные проекты в сфере морского транспорта. [Электронный ресурс].URL:https://morflot.gov.ru/ deyatelnost/napravleniya_deyatelnosti/portyi_rf/infrasturkutrnyie_ proektyi_v_sfere_morskogo_transporta.html
5. Правительство России // Утверждена новая редакция Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года. - 2019. - 31 августа [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/docs/37755/
6. РБК // Эксперты назвали самые уязвимые для санкций отрасли экономики России. - 2022. - 18 марта [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/18/03/2022/623323de9a794755 81a199ea
7. BFM.RU // В портах Китая застряли почти 500 сухогрузов.
- 2022. - 13 апреля [Электронный ресурс]. URL: https://www.bfm. ru/news/497608?
8. Ifinance // ВВП России по годам: 1991 - 2021. - 2022 [Электронный ресурс]. URL: http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/
9. Korabel.ru // Санкции не смогут повлиять на срок сдачи порта Лавна в Мурманской области. - 2022. - 18 марта [Электронный ресурс]. URL: https://www.korabel.ru/news/comments/sankcii_ne_ smogut_povliyat_na_srok_sdachi_porta_lavna_v_murmanskoy_oblasti. html
10. VL.RU // Политика сломала логистику: мировой кризис грузоперевозок усугубляется из-за военных действий на Украине.
- 2022. - 01 марта [Электронный ресурс]. URL: https://www.newsvl. ru/society/2022/03/01/207084/