УДК 614.2 Оригинальная статья
анализ деятельности медицинских работников в образовательных организациях и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в медицинской помощи
А. В. Фомина — ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», заведующая кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и гигиены, профессор, доктор фармацевтических наук; Н. А. Григорьева — ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», заместитель директора Учебно-научного института сравнительной образовательной политики, профессор, доктор исторических наук; Н. В. Шовкун — ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», аспирант кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены.
ANALYSIS OF ACTIVITY OF HEALTH WORKERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
and needs for medical care of children with disabilities
A. V. Fomina — Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Head of Department of Public Health, Health Care and Hygiene, Professor, Doctor of Pharmaceutical Science; N. A. Grigorieva — Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Deputy Director of Educational and Research Institute of Comparative Educational Policy, Professor, Doctor of Historical Science; N. V. Shovkun — Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Department of Public Health, Health Care end Hygiene, Post-graduate.
Дата поступления — 7.09.2017 г. Дата принятия в печать — 14.12.2017 г.
Фомина А. В., Григорьева Н. А., Шовкун Н. В. Анализ деятельности медицинских работников в образовательных организациях и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в медицинской помощи. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (4): 800-802.
Цель: изучение современного состояния медицинского сопровождения детей в образовательных организациях и оценка потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в медицинской помощи. Материал и методы. По результатам социологического опроса (1796 анкет) проведен анализ деятельности медицинских работников в образовательных организациях, реализУющих адаптированные основные общеобразовательные программы. По данным профилактического осмотра школьников с ограниченными возможностями здоровья (124 человека) и анкетирования родителей (124 анкеты) оценена эффективность профилактической работы с детьми и родителями по укреплению стоматологического здоровья школьников в Москве. Результаты. Большинство медицинских работников в образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, представлено специалистами со средним медицинским образованием (77,2%). Среди специалистов, которые нужны образовательным организациям, достаточно часто называется врач-стоматолог. Потребность детей с ограниченными возможностями здоровья в стоматологической помощи подтверждается данными, полученными в ходе изучения стоматологического здоровья детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями зрения. Заключение. Одним из направлений медицинской помощи детям с ОВЗ в образовательных организациях является активное наблюдение за состоянием здоровья детей и проведение комплексных профилактических мероприятий, что требует привлечения большего числа медицинских работников.
Ключевые слова: медицинское сопровождение детей, дети с ограниченными возможностями, стоматологическое здоровье.
Fomina AV, Grigorieva NA, Shovkun NV. Analysis of activity of health workers in educational organizations and needs for medical care of children with disabilities. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (4): 800-802.
Objective: study of the current state of medical support for children in educational organizations and an assessment of the needs of children with disabilities in medical care. Material and Methods. According to the results of the sociological survey (1796 profile views), the analysis of the health workers' activities in educational organizations implementing the adapted basic general education programs was carried out. According to the preventive examination of children with disabilities (124 people) and of the survey of parents (124 profile views), the article assesses the effectiveness of preventive work with children and parents to strengthen the dental health of schoolchildren in Moscow. Results. The majority of medical workers in educational institutions implementing adapted basic general education programs are represented by specialists with secondary medical education (77.2%). Among specialists needed in educational organizations, dentist is often called. The need for children with disabilities in dental care is confirmed by data obtained during the study of dental health of children with hearing impairment and children with visual impairments. Conclusion. One of the areas of medical care for children with disabilities in educational organizations is active monitoring of the health of children and the implementation of comprehensive preventive measures, which requires the involvement of more health workers.
Key words: medical support of children, children with disabilities, dental health.
Введение. В настоящее время приоритетным направлением модернизации российского образования в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение доступности качественного образования, которое связывается с понятиями здоровья, социального благополучия, самореализации и защищенности ребенка в образовательной среде. Современная государственная система образования предполагает создание таких условий, при которых особый ребенок со специальными образовательными потребностями
Ответственный автор — Фомина Анна Владимировна Тел.: +7-903-109-97-47 E-mail: [email protected]
получит возможность реализации потенциала своей личности через включение (инклюзию) в общую социально-культурную и образовательную среду. Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей и создавать специальные условия для их успешного обучения [1, 2].
Одной из задач, которая стоит перед системой образования и системой управления здравоохранением, является организация медицинской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе детям-инвалидам, обучающимся в образовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Права ребенка при оказании ему медицинской помощи прописаны достаточно подробно в российском законодательстве. Правовые нормы, изложенные в соответствующих законодательных документах, существуют не изолированно, а во взаимосвязи с другими правовыми нормами, что может усложнять возможность их реализации медицинскими работниками в полном объеме [3].
Группа школьников с ОВЗ неоднородна: в нее входят дети с различными нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, множественными нарушениями развития. Проблема детской инвалидности является крайне приоритетной во всем мире и в нашей стране в частности. За период с 2009 по 2015 г. количество детей-инвалидов в Российской Федерации выросло с 515 тыс. человек до 605 тысяч. Н. А. Голиков с соавт., опираясь на официальные статистические данные, указывают, что к 2012 г. среди детей-инвалидов 170 тысяч нигде не учились, около ста тысяч детей с ОВЗ посещали общеобразовательную школу [4].
Цель: изучение современного состояния медицинского сопровождения детей в образовательных организациях и оценка потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в медицинской помощи.
Материал и методы. Исследование включало два направления. Первое основывалось на анализе деятельности медицинских работников. Так, в ходе общероссийского опроса изучалось мнение 1796 медицинских работников образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, из 77 регионов России. Авторская анкета состояла из 27 вопросов, объединенных в следующие основные блоки: категории обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях; перечень и количество медицинских специалистов в организации; наличие психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в образовательной организации; нормы нагрузки и фактически выполняемые мероприятия; другие темы.
Второе направление позволило дать оценку стоматологического здоровья детей с нарушениями зрения и детей с нарушениями слуха, а также оказания им специализированной медицинской помощи. Объектом исследования выступали учащиеся одной из школ Москвы и их родители (законные представители). Исследование проводилось путем индивидуального анкетирования родителей (законных представителей) учащихся, а также включало профилактической осмотр учащихся врачом-стоматологом. Для проведения исследования специально разработана анкета, состоящая из вводной части (анамнестической) и основной: вводная анамнестическая часть содержала вопросы, выявляющие возраст, пол ребенка, наличие каких-либо заболеваний различных систем, особенности вскармливания и прикормов, возраст родителей, вредные привычки, полноценность семьи и др.; основная часть включала такие вопросы, как частота приема сладостей, использование зубных паст, частота посещения стоматолога и др. В ходе профилактического осмотра изучены ключевые показатели, в том числе внешний осмотр, индекс КПУ, прикус, уровень гигиены и дополнительные данные о состоянии полости рта.
В группу пациентов, страдающих нарушениями слуха, вошел 61 человек в возрасте от 7 до 17 лет (в
среднем 12,6±3,32 года); в группе пациентов с нарушениями зрения оказались 63 ребенка в возрасте от
9 до 17 лет (в среднем 13,39±2,74 года).
Основные социально-гигиенические показатели рассчитывались по общепринятым формулам. Результаты исследования подвергнуты статистическому анализу с использованием программы Exsel.
Результаты. Среди опрошенных медицинских работников женщин было 97% (абсолютное большинство); мужчин 3%. Возрастные группы: 41-50 лет (30% респондентов); 51-60 лет (29%); 31-40 лет (18%); старше 60 лет (15%); 22-30 лет (8%); медработники до 21 года представлены не были.
Треть опрошенных медицинских работников (31%) трудятся по специальности более 30 лет; 38% — от 21 года до 30 лет; 23% от 11 до 20 лет; каждый десятый (10%) от 6 до 10 лет; 8% менее пяти лет. При этом только 4% респондентов работают в образовательной организации свыше 30 лет; 22% — менее трех лет; по 21% от 11 до 20 лет и от 6 до
10 лет; 19% 3-5 лет; 13% от 21 года до 30 лет.
Среди опрошенных медицинских работников
больше всего медицинских сестер / массажистов (54,2%); 23% опрошенных — фельдшеры; 13,8% врачи-педиатры; 2,6% врачи-психиатры; 1,4% медработники младшего звена; остальные категории мало представлены.
По мнению медицинских работников, недостает в образовательной организации в среднем по одному специалисту следующих специальностей (в зависимости от потребности конкретных образовательных организаций): врачи-специалисты (психиатр, офтальмолог, невропатолог, оториноларинголог, ортопед, стоматолог), а также медицинская сестра, фельдшер, медицинский работник младшего звена.
Детальный анализ по регионам показал, что психиатр больше востребован в Москве; офтальмолог — в Москве и Адыгее; невропатолог в Москве; отоларинголог в Москве, Новгороде, Кабардино-Балкарии; ортопед в Новосибирской области и Крыму; медицинская сестра / массажист в Адыгее, Новосибирской, Тамбовской, Псковской областях; фельдшеры в Москве, Новгородской, Новосибирской, Волгоградской, Самарской, Ростовской, Псковской областях, Ингушетии, Хабаровском крае, Дагестане; медицинские работники младшего звена в Москве, Крыму, Астраханской области.
Большинство опрошенных медицинских работников (84%) ответили, что в их образовательной организации есть ПМПК, 14% — нет, и 2% затруднились ответить на вопрос. При этом только 61% опрошенных указали, что участвуют в ее работе.
Половина опрошенных удовлетворены оснащением медицинских кабинетов в образовательных организациях, 37% полностью удовлетворены, каждый десятый скорее не удовлетворен, 2,2% полностью не удовлетворены, 1,7% сказали, что медицинского кабинета нет.
Установлено, что большая часть нагрузки медработников приходится на плановые осмотры и оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний. Чаще всего причиной жалоб обучающихся становятся головные боли (83,2% обращений), на втором месте находятся ОРВИ (59,3%), далее идут травмы (27,9%), вакцинация (21,6%), 7,7% обращений при-
Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2017. Vol. 13, № 4.
ходятся на другие жалобы, среди которых болезни ЖКТ и невротические реакции (состояния).
Более трети комментариев медицинских работников по совершенствованию организации медицинской помощи в образовательных организациях содержат пожелания введения дополнительных ставок и расширения штата (37,5%); почти каждый пятый респондент (18,2%) уверен в необходимости улучшения материально-технической базы; 13,6% ответивших надеется на процедурные усовершенствования (например, сокращение рабочего дня, уменьшение документации); каждый десятый — на увеличение заработной платы (11,4%) и улучшение обеспечения лекарственными средствами (10,2%).
Исследование стоматологического здоровья детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие и глухонемые дети) и детей с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие дети) показало, что распространенность кариеса в группах составила 72,1 и 74,6% соответственно. Среднее значение КПУ по исследуемым группам: 2,77 и 2,7, что соответствует среднему (умеренному) уровню интенсивности кариеса (при использовании норматива для 12-летних детей).
С учетом значений гигиенического индекса хороший уровень гигиены отмечался в 31,1% случаев у детей с нарушениями слуха и всего у 17,5% детей с нарушениями зрения. При этом нуждались в консультации стоматолога-ортодонта 77 и 79,4% детей из двух групп соответственно. В большинстве случаев детям с нарушениями зрения стоматологическая помощь оказывалась в городских детских стоматологических поликлиниках за счет средств ОМС (83,6%), к платным услугам прибегали только 16,4% пациентов. Реже одного раза в год посещали стоматолога с профилактической целью 18,5% исследуемых; периодичность «1 раз в год» указали ровно 50% респондентов-родителей (законных представителей). При этом проведение профессиональной гигиены полости рта хотя бы раз в жизни отмечалась только в 26,2% случаев.
Доля детей с нарушениями зрения, получавших стоматологическую помощь в частных медицинских организациях, была выше и составила 38,1%. При этом кратность посещений и проведение профессиональной гигиены полости рта практически совпадает с данными по первой группе.
Обсуждение. При проведении исследования установлено, что значительная часть медицинских работников в образовательных учреждениях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, представлена специалистами со средним медицинским образованием (медицинская сестра, фельдшер), при этом их стаж работы в данных организациях, как правило, меньше общего медицинского стажа. Уровень образования медицинских работников обусловливает их возможности в организации и оказании медицинской помощи, которая представлена в основном проведением плановых профилактических мероприятий и экстренной медицинской помощью, чаще всего доврачебной. При этом только 50% опрошенных удовлетворены оснащением своего медицинского кабинета.
Отмечается также, судя по данным опроса, недостаточное количество медицинских работников в целом по образовательным организациям, в том числе как врачебного, так и среднего медицинского персонала.
Среди специалистов, которые нужны образовательным организациям, достаточно часто называет-
ся врач-стоматолог. Потребность детей с ОВЗ в специализированной, в том числе стоматологической, помощи подтверждается данными, полученными в ходе изучения стоматологического здоровья детей с нарушениями слуха и детей с нарушениями зрения. Показатель индекса КПУ среди этих двух групп детей превышает средний уровень по Российской Федерации, большинство осмотренных нуждаются в санации полости рта, консультации ортодонта и ортодон-тическом лечении.
Заключение. Полученные в ходе исследования результаты как по первому, так и по второму аспекту позволяют сделать вывод о том, что система медицинской помощи детям с ОВЗ в образовательных организациях должна охватывать несколько направлений, одним из которых является активное наблюдение за состоянием здоровья детей с ОВЗ и проведение комплексных профилактических мероприятий не только по предупреждению развития осложнений со стороны основного заболевания или по его коррекции, но и по оздоровлению организма ребенка в целом, что позволит ему более эффективно адаптироваться к условиям обучения. Это направление требует привлечения большего числа медицинских работников в образовательные организации, а также вовлечения их в работу ПМПК.
Конфликт интересов отсутствует. Исследование по изучению деятельности медицинских работников в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, проводилось в рамках проекта Минобрнауки РФ №12.4385.2017/НМ «Научно-методическая разработка модели медицинского сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях и их апробация».
Авторский вклад: концепция и дизайн исследования — А. В. Фомина; получение и обработка данных, написание статьи, анализ и интерпретация результатов — А. В. Фомина, Н.А. Григорьева, Н. В. Шовкун; утверждение рукописи для публикации — А. В. Фомина.
References (Литература)
1. Potapova IV, Pronina NR. Organization of comprehensive support for children with disabilities in an inclusive space of an educational school. In: XV Bushelevskie readings. Petropavlovsk-Kamchatsky, 2016; p. 44-49. Russian (Потапова Ия В, Пронина Н. Р. Организация комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного пространства образовательной школы. В сб.: XV Бушелевские чтения: сборник материалов. Петропавловск-Камчатский, 2016; с. 44-49).
2. Kuchma RV, Sokolova SB. Harmonization of European and Russian standards of evaluation of the quality of delivery of health care in educational organizations. Russian Pediatric Journal 2016; 19 (3): 157-162. Russian (Кучма В. Р., Соколова С. Б. Гармонизация европейских и российских стандартов оценки качества медицинской помощи в образовательных учреждениях. Российский педиатрический журнал 2016; 19 (3): 157-162).
3. Popkov VM, Erugina MV, Vlasova MV, et al. Children's rights when receiving medical care in the Russian Federation (review). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 205-208. Russian (Попков В. М., Еругина М. В., Власова М. В. и др. Права детей при получении медицинской помощи в Российской Федерации (обзор). Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 205-208)
4. Golikov Na. Inclusive education: new approaches to training of children-invalids. Modern problems of science and education 2015; 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=22541. Russian (Голиков Н. А. Инклюзивное образование: новые подходы к обучению детей-инвалидов. Современные проблемы науки и образования 2015; 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22541).