Научная статья на тему 'Анализ деятельности малых инновационных предприятий, созданных в образовательных учреждениях'

Анализ деятельности малых инновационных предприятий, созданных в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
594
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SMALL INNOVATIVE ENTERPRISE / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ANALYSIS OF ECONOMIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирская Е. В., Строева О. А., Мартов С. Н.

Проблема развития малого инновационного бизнеса в настоящее время является одной из наиболее вос- требованных для России, что неоднократно отмечалось руководством страны и нашло отражение в приня- тии в последние годы целого ряда федеральных и региональных нормативных документов и программ в целях стимулирования создания и развития малого инновационного предпринимательства. Невысокая насыщен- ность российской экономической науки примерами проведения практических и теоретических исследований в области деятельности малых инновационных предприятий в образовательных учреждениях подтвержда- ет актуальность выбранной темы исследования, рассмотренной в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ACTIVITY OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES, CREATED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The problem of development of small innovative business is now one of the most demanded for Russia that was repeatedly noted by the country leaders and found refl ection in acceptance in recent years a number of federal and regional normative documents and programs for stimulation of creation and development of small innovative business. The low saturation of the Russian economic science in sphere of activity of the small innovative enterprises in educational institutions confi rms with examples of carrying out practical and theoretical researches relevance of the chosen subject of the research considered in article.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности малых инновационных предприятий, созданных в образовательных учреждениях»

5. LozovskayaA.N. Statistical Analysis of the Housing Development in the Central Federal District. Synopsis Dissertation ... PhD in Economics. Moscow, 2012.

6. Multivariate Statistical Analysis in Economics: Studies manual for schools / L.A. Soshnikov, V.N. Tamashevich, G. Uebe, M. Schaefer. Moscow: UNITY-DANA, 1999. 598 p.

7. Oldenderfer M.S., Bleshfild R.K. Cluster analysis / / The Factor, Discriminant and Cluster Analysis. Moscow: Finance and Statistics, 1989. P. 139-215.

8. Regions of Russia. Socio-economic Indicators. 2012. Moscow: Rosstat, 2012. 990 р.

9. Selyutina N.A. Regional indicators of housing supply: a statistical analysis / / Bulletin of the Moscow Institute of Economics. -Moscow: Publishing Center of MEI. 2011. Issue 1. R 58-70.

10. SPSS Base 8.0 for Windows. Guidance on the Application. Translation-Copyright 1998 JCSS Russia. Moscow: Russia JCSS. 450 p.

УДК 330.341.4

UDC 330.341.4

Е.В. СИБИРСКАЯ

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета E-mail: e-sibirskaya@rambler. ru О. А. СТРОЕВА

доктор экономических наук, профессор кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета E-mail: [email protected] С.Н. МАРТОВ

кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

E.V. SIBIRSKAI

Doctor of economics sciences, professor, department of department of merchandizing, service and trade infrastructure, Orel state university E-mail: e-sibirskaya@rambler. ru O.A. STROYEVA

Doctor of economics sciences, professor, of department of merchandizing, service and trade infrastructure, Orel state

university

E-mail: startseva-olesya@rambler. ru S.N. MARTOV

Candidate of economic sciences, associate professor, of department of merchandizing, service and trade infrastructure, Orel state university E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ, СОЗДАННЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ*

ANALYSIS OF ACTIVITY OF THE SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES, CREATED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Проблема развития малого инновационного бизнеса в настоящее время является одной из наиболее востребованных для России, что неоднократно отмечалось руководством страны и нашло отражение в принятии в последние годы целого ряда федеральных и региональных нормативных документов и программ в целях стимулирования создания и развития малого инновационного предпринимательства. Невысокая насыщенность российской экономической науки примерами проведения практических и теоретических исследований в области деятельности малых инновационных предприятий в образовательных учреждениях подтверждает актуальность выбранной темы исследования, рассмотренной в статье.

Ключевые слова: малое инновационное предприятие, образовательные учреждения, анализ хозяйственной деятельности.

The problem of development of small innovative business is now one of the most demanded for Russia that was repeatedly noted by the country leaders and found reflection in acceptance in recent years a number of federal and regional normative documents and programs for stimulation of creation and development of small innovative business. The low saturation of the Russian economic science in sphere of activity of the small innovative enterprises in educational institutions confirms with examples of carrying out practical and theoretical researches relevance of the chosen subject of the research considered in article.

Keywords: small innovative enterprise, educational institutions, analysis of economic activity.

* Статья подготовлена по результатам госзадания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» на 2009 - 2013 годы, регистрационный номер 8.1445.2011

© Е.В. Сибирская, О.А. Строева, С.Н. Мартов © E.V. Sibirskai, O.A. Stroyeva, S.N. Martov

«Малый бизнес - это золотой фонд нации».

Джессика Пирс

11 февраля 2012 г. в ходе рабочей поездки в Томскую область президент России Д.А. Медведев призвал создавать больше малых предприятий при вузах. «Надо постараться довольно активно наращивать потенциал предприятий при университетах. Они не просто тиражируют уже созданные идеи, а создают новые. А это и есть та самая инновационная экономика. Так что мы тут сразу двух зайцев убиваем», - сказал президент [7].

Во всем мире получила признание модель научной организации, в которой центральное звено занимают университеты: они функционально обеспечивают связь науки, образования и инновационного бизнеса. Во многих странах мира университеты превратились в научно-технологические центры с громким именем, которые абсолютно автономны как в плане бюджета, так и в плане перспектив собственного развития. В России не так давно приступили к созданию аналогичной системы.

Возможность создания при вузах малых инновационных предприятий (МИП) предоставляет «Федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», принятый в августе 2009 г.

Законом предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении, т.е. внедрении результатов интеллектуальной деятельности. При этом исключительные права на эти разработки принадлежат научным и образовательным учреждениям. Доходы от распоряжения акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и часть прибыли, полученные бюджетными научными и образовательными учреждениями, поступают в их самостоятельное распоряжение и направляются на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на уставную деятельность.

Для преодоления вышеотмеченных трудностей малым инновационным предприятиям необходима государственная поддержка, которая может осуществляться в следующих формах: создание площадок предпринимательских коммуникаций - бизнес-инкубаторов; создание инвестиционных институтов, которые готовы инвестировать инновационные предприятия на самых ранних этапах их развития; внесение поправок в законодательство, облегчающих деятельность МИП.

В инновационной сфере малые предприятия имеют значительные преимущества и способны активно развивать инновационную экономику страны, поэтому поддержка МИП является приоритетным направлением государственной политики. Эта политика носит стратегический характер и нацелена на осуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно-технической деятельности.

Одна из последних новаций связана с формированием уставного капитала создаваемых предприятий. По ФЗ-217, вузам разрешено передавать компаниям права на использование результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Причём общий вклад университетов должен составлять не менее одной трети, то есть более 33,3 процента. Мало того, что у вузов часто возникали проблемы с тем, чтобы вписаться в эти рамки, так ещё и некоторые из них умудрялись передавать предприятиям права на несуществующие результаты интеллектуальной деятельности - на те, которые не стоят на балансе вуза. Можно прогнозировать, что в этом году ошибок будет ещё больше. Согласно вступившему в силу 1 января 2011 года ФЗ-83 (закону о бюджетных учреждениях), теперь учебные заведения могут вносить в уставной капитал не только права на РИД, но и деньги и оборудование [1,2].

В данном законе не определена структура вузовского вклада, то есть в каком процентном соотношении должны быть доли денег, оборудования и РИД [76]. Каждый вуз может решить это на своё усмотрение. Денежная сумма может быть неограниченной, но только из внебюджетных источников. Что касается оборудования, то вуз может распоряжаться только тем, которое относится к категории «не особо ценного движимого имущества» [8].

Все бюджетные учреждения в рамках реализации 83-ФЗ [2] должны составить списки особо ценного движимого имущества и не особо ценного, а также недвижимого имущества. Некоторые ведомства и министерства уже выпустили свои нормативные акты, поясняющие эту инициативу. В частности, один из ориентиров - к не особо ценному можно отнести имущество, стоимость которого не превышает 200-500 тысяч рублей, точную границу определяет министерство.

Проектирование уставного капитала - нетривиальная задача, если предприятие создаётся не для галочки, не для участия в конкурсе, а для реальной деятельности [8].

Нормативная база формируется, и уже с 1 июля 2012-го все учреждения обязаны жить по новым правилам. При проектировании уставного капитала и в целом организации деятельности инновационного предприятия нужно руководствоваться основными законами -ФЗ-217 и ФЗ-83 [1,2] нормативными актами к ним [3-6, 9, 13]. Чтобы заниматься инновационным бизнесом, требуется знание огромного количества документов.

По оценкам А. Колесникова, «ведение бизнеса намного сложнее, более интеллектуально ёмко, чем управление учебным процессом или научным. И это намного опаснее: ФЗ-83 приближает бюджетные учреждения к коммерческим организациям. И то, что раньше руководителю запрещалось, теперь ему вменяется в обязанность - зарабатывать деньги, используя закреплённые в законе права [8]».

За последние несколько лет, когда была создана основная масса предприятий, вузы активно участвовали в различных конкурсах на получение субвенций, грантов и т.д., не сформировав уставной капитал. Если

не заключён лицензионный договор, то уставной капитал в части вклада вуза не является сформированным.

«Те фонды и организации, которые профинансировали не сформированные до конца хозяйственные общества, по отношению к которым не был заключён лицензионный договор, по формальным признакам произвели нецелевое расходование бюджетных средств, - объясняет А. Колесников. - Конечно, задним числом можно всё восстановить, но при проверках за пять минут реально установить нарушение. Это вина двух сторон. Во-первых, фонд не проверил правомочность отнесения хозяйственного общества к ФЗ-217, то есть не воспользовался базой данных уведомлений о создании предприятий Минобрнауки, которую ведёт наш центр - Государственное учреждение «Центр исследований и статистики науки». А во-вторых, вуз заявил о создании предприятия, а на самом деле не довёл это до конца и решил получить дополнительное финансирование» [8].

Как быть с уставным капиталом тем хозяйственным обществам, которые создали до вступления в силу ФЗ-83? Этот вопрос решается на собрании учредителей, поясняет А. Колесников: если они считают, что структура капитала должна быть изменена, то есть дополнительно туда внесены денежные средства, оборудование и имущество, то оформляют перерегистрацию компании, утверждают новый устав и уведомляют об этом Минобрнауки [8].

Система льгот и преференций для предприятий, созданных вузами по ФЗ-217, становится широкой и разнообразной и включает специализированные льготы и льготы общего назначения, например, для малых предприятий. Ряд льгот получают и вузы при формировании своей инновационной инфраструктуры.

Количество типовых ошибок при создании предприятий по ФЗ-217 многообразно, и каждый день возникают новые несоответствия. По словам А. Колесникова, в 2010 году такие ошибки встречались у 10 процентов вузов. В итоге эти предприятия не могут считаться созданными по ФЗ-217 и не имеют возможности воспользоваться системой специализированных льгот, что уменьшает их конкурентные преимущества и снижает степень выживаемости при стартапе. Для устранения многочисленных ошибок, неясностей и вопросов создана система консультирования по электронной почте ([email protected]), телефону и скайпу, система конференций, семинаров, сформирован пул профессионалов, досконально разобравшихся в нюансах темы. Работа по ведению базы данных уведомлений о создании хозяйственных обществ проводится в Государственном учреждении «Центр исследований и статистики науки» [15] с публикацией на сайте центра, большое коли -чество информации сконцентрировано на сайте www. fz217.ru. Начинается формирование региональных ассоциаций инновационных предприятий, созданных вузами по ФЗ-217.

Проводя анализ деятельности малых инновационных предприятий, созданных в образовательных учреждениях, можно говорить о том, что отчасти реальные

успехи их деятельности скромнее, чем планировалось. Вузам и МИП не оказывалось реальной методической и информационной поддержки, что приводило к большому количеству неточностей и ошибок в действиях учебных заведений. Наиболее популярные тематики у создаваемых МИП - это энергоэффективность и сфера ГГ.

Созданные предприятия можно разделить на три примерно равные части: треть работает, треть существует лишь на бумаге, треть находится в промежуточном состоянии.

Уставной капитал малого инновационного предприятия, соответствующего требованиями 217-ФЗ, может формироваться:

1. с 1 августа 2009 года - за счёт права на использование интеллектуальной собственности вуза.

2. с 1 января 2011 года - дополнительно за счёт денежных средств.

3. с 1 марта 2011 года можно также вносить оборудование и имущество.

С начала 2011 года вузы и НИИ получили реальную возможность иметь нормальные капитализированные предприятия, после вступления в силу 83-ФЗ, позволившего всем бюджетным учреждениям создавать коммерческие предприятия в уведомительном, а не разрешительном порядке. До этого можно было создавать хозяйственные общества (ООО, АО) по 217-ФЗ в целях коммерциализации интеллектуальной собственности только вузам и НИИ. Вносить в уставный капитал денежные средства и имущество разрешил 83-Ф3 - как для компаний, созданных по 217-ФЗ, так и для компаний и некоммерческих организаций, созданных по самому 83-Ф3. Ранее это было возможно только при наличии разрешения правительства России, иначе запрещал Бюджетный кодекс.

В результате сейчас сложилась следующая ситуация: по 217-ФЗ вуз имеет право учредить компанию, где его минимальная доля в уставном капитале - треть (33,4 процента). Эта треть может делиться в любой пропорции между правом на использование интеллектуальной собственности, денежными средствами и оборудованием. Но оборудование должно быть не особо ценным (для вузов Минобрнауки России стоимостью до 500 тысяч рублей).

При этом требование 33,4 процента актуально, только если учредители хотят, чтобы их предприятие было зарегистрировано как соответствующее требованиям 217-ФЗ и получило налоговые льготы. В первую очередь это сниженная с 34 до 14 процентов ставка страховых взносов, введённая 272-ФЗ от 16.10.2010, что очень привлекательно для МИП, использующих упрощённую систему налогообложения по 310-ФЗ от 27.11.2010.

В принципе, согласно 83-ФЗ, доля вуза в уставном капитале может быть и меньше трети, а право на использование интеллектуальной собственности вуз может не передавать, но тогда на специальные налоговые льготы для инновационных МИП можно не рассчитывать.

С 1 марта 2011 г. МИП могут арендовать помещения у вуза или НИИ вне конкурса по обычной цене,

определённой независимым оценщиком, а с августа 2011 г. появилось постановление правительства России, которое позволило МИП платить гораздо меньше: 40 процентов от базовой цены в первый год, 60 - во второй и 80 - в третий.

Но есть ещё одна важная «льгота», появившаяся в 2011 году в результате изменения 94-ФЗ о госзакупках. Теперь закупка любыми бюджетными организациями НИОКР может осуществляться путём проведения конкурса с одним участником.

Вуз может объявить конкурс на проведение НИОКР, а малые предприятия могут его выиграть. Допустим, вуз получает большой бюджетный грант и отдаёт часть работ малому инновационному предприятию на аутсорсинг. Обычно в лотах Минобрнауки России на аутсорсинг можно направить до 40 процентов стоимости госконтракта.

Очень сложно просчитать реальное количество МИП, соответствующих 217-ФЗ, т.к. первая мелкая ошибка: не соблюдены 33,4 процента. Многие вузы не справились с делением сотни на три, и их доля составляла 33, 30, 29 процентов. Вторая ошибка: вуз вносит в уставной капитал право использования интеллектуальной собственности, которая ему не принадлежит. Она или принадлежит другому физическому или юридическому лицу, или перешла в общенародное достояние, так как вуз три года не оплачивал пошлину за поддержание патента. Некоторые вузы считают, что если патент принадлежит сотруднику вуза, то он принадлежит и вузу. Фактически так и должно быть, ведь по нашим законам исключительные права на интеллектуальную собственность принадлежат организации, проводившей исследования, предоставившей средства и инфраструктуру для её создания, но по каким-то причинам не оформившей свои исключительные права на неё.

Но в 90-е годы многие сотрудники начали регистрировать права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы на себя лично. Вузам тогда было всё равно, потому что учёта РИД и конкуренции вузов по количеству патентов и прочих свидетельств не было. Более того, если вуз продавал права на использование интеллектуальной собственности, деньги уходили в доход государству. Полностью эта проблема не решена до сих пор. Особенно тяжёлая ситуация с интеллектуальной собственностью сложилась в НИИ.

Согласно 217-ФЗ и 272-ФЗ, вуз/НИИ должен войти в состав учредителей компании с самого начала её существования. У предприятия можно сменить почти всё - директора, юридический адрес и т.д. Но нельзя изменить ИНН и дату его регистрации. Поэтому льготный режим социальных отчислений и льготная аренда ранее существующим компаниям недоступны.

Как правило, некоторые инвесторы и на 33,4 процента для вуза не согласны. Их можно понять, у них свои представления о рисках, тем более что вкладывают они не бумаги об интеллектуальной собственности, которые вуз может и отозвать, а реальные деньги.

Сейчас для компаний при вузах, не имеющих внешних инвесторов, но реально нацеленных на работу, есть

хорошая возможность участвовать в программе «Старт Фонда Бортника». В 2011 и 2012 гг. по этой программе компании, созданные по 217-ФЗ, выигрывали в 3,5 раза чаще, чем остальные [129].

Некоторые вузы сообщают, что создали множество предприятий в рамках этих инфраструктурных программ, причём очень часто замешивают туда и те предприятия, которые были созданы сотрудниками, и те, которые были созданы до 2009 года, и те, что они создают только в этом году.

Получилось так, что в министерстве за реализацию постановления правительства № 219 по инновационной инфраструктуре и 217-ФЗ по МИП отвечают разные подразделения. Отсюда и некоторая несогласованность. Часто возникает такая ситуация: у нас в базе данных по вузу пять уведомлений о создании МИП, а вуз сообщает в отчётности по созданию инновационной инфраструктуры, что у него 10 компаний. Получается, ещё пять они включили в соответствии со своим видением и критериями.

Постановление № 219 прямо требует от вузов создания МИП. При этом у 10 вузов из 56, выигравших лоты на инновационную инфраструктуру, никаких предприятий пока и вовсе нет. Они их создание откладывают на последующие годы реализации программ.

Еще одна, наверное, не менее важная проблема -это невозможность отслеживать оборотные показатели, т.к. это коммерческая тайна, и поэтому в госпрограммах фигурирует показатель «количество предприятий». Доступны лишь сведения о числе студентов, аспирантов и сотрудников, работающих в МИП. Причём вузы массово искажают эти показатели в сторону увеличения, так как чётко они не определены. Скажем, если 100 сотрудников работают в МИП целый год на четверть ставки, стоит указывать 25 приведённых сотрудников, а можно написать и 100, так как было 100 договоров. А если считать число вовлечённых по кратким трудовым договорам, получаются совсем красивые цифры, и проверить их непросто.

На деле стоит опираться лишь на приведённую штатную численность по данным Фонда социального страхования. Ещё хороший показатель неактивности предприятий - число МИП, сдающих нулевой или ничтожно малый баланс, менее 1000 рублей за налоговый период.

По экспертной оценке, если из статистики убрать те МИП, которые созданы лишь на бумаге, то их останется треть. Треть вообще не работает, ещё треть - «на стадии выживания с самого начала их деятельности». Это, например, компании, создатели которых предполагали, что их родной вуз, в котором они проработали всю жизнь, будет также и их инвестором. Чаще всего это не так. Подобные предприятия и их интеллектуальная собственность чаще всего не интересны никаким фондам, институтам развития, которым нужен уже прототип или опытное производство. Когда грамотный инвестор начинает смотреть уставные документы большинства МИП, он и там видит существенные упущения [12].

В сложившейся ситуации необходимо развивать

службы коммерциализации, патентные отделы при вузах, во-вторых, строить систему государственного посевного финансирования университетских компаний, специализированных венчурных фондов для таких компаний. К этой системе все успешные страны - США, Израиль, Финляндия - шли не один десяток лет.

На сегодняшний день, статистика такова, что большинство компаний создано за счёт средств вуза и сотрудников. При этом, если нет мощного внешнего инвестора, заинтересованного в коммерциализации и результате, и долгих десятилетий успешной практической работы вуза, выживаемость близка к нулевой. Вуз здесь - не ключевой инвестор, а скорее вынужденный.

По статистическим данным 50 % всей интеллектуальной собственности, которую вносят в уставный капитал, - это патенты. Остальное почти поровну делится между программами и базами данных ЭВМ, с одной стороны, и ноу-хау - с другой. Причём популярность ноу-хау удивительна, потому что, как правило, этот тип интеллектуальной собственности сопровождает в пакете патент, а использование в формировании уставного капитала отдельно ноу-хау сопряжено с рядом существенных рисков. Вузы выбирают ноу-хау из-за преимущества в скорости оформления документов, но в этом случае можно использовать программы для ЭВМ или БД для ЭВМ.

На сегодняшний день есть вузы, которые наиболее успешны в выращивании жизнеспособных компаний по 217-ФЗ. Прежде всего, это инженерно-технические университеты, сохранившие потенциал с советских времён. Например, у МИТХТ им. Ломоносова - небольшого профильного вуза - патентная активность в расчёте на одного сотрудника в несколько раз выше, чем у МГУ им. Ломоносова. Такие вузы необязательно расположены в Москве. Отличные показатели у ТУСУР и у ряда технических вузов, но рассматривать инновационную активность вузов надо по удельным показателям, а не по абсолютным. Вот у таких компактных инженерных вузов очень хороший потенциал коммерциализации именно по 217-ФЗ. Крупные многопрофильные университеты он интересует гораздо слабее.

Почти все крупные вузы поглощены деятельностью по реализации крупных проектов в соответствии с постановлениями правительства №№ 218, 219, 220 по коо -перации с бизнесом, по развитию инфраструктуры, по привлечению ведущих учёных и по крупным министерским лотам в рамках федеральных целевых программ [3-6]. У них нет экономического резона создавать себе «инновационный пояс». Существенное увеличение объёма финансирования не соответствовало развитию системы закупок, научной и инновационной систем вузов.

В ходе анализа деятельности малых инновационных предприятий, созданных в образовательных учреждениях, нами использовались статистические данные, представленные ГУ «Центр исследований и статистики науки» [15]. На сайте данной организации представлен список научных и образовательных учреждений, создавших хозяйственные общества.

Рассмотрев данные научные и образовательные

учреждения, мы решили более подробно исследовать организации Орловской и Воронежской областей.

На основании данных, представленных в таблицах Приложения 4, можно сделать вывод о том, что из всех вузов Орловской области только 3 вуза зарегистрировали малые инновационные предприятия, такие как:

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный университет»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Орловский филиал Орловский филиал»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс».

- В Воронежской области 5 вузов зарегистрировали малые инновационные предприятия, такие как:

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная лесотехническая академия»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный технический университет»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет»;

- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет инженерных технологий».

В таблице 4 представлены обобщенные сведения о создании малых инновационных предприятий на примере данных регионов.

Таблица 4.

Анализ деятельности малых инновационных предприятий, созданных в образовательных учреждениях, на примере Орловской и Воронежской областей

Название региона Количество вузов Количество хозяйственных обществ Вид инновационного продукта

Орловская область 3 12 10 изобретений 4 программы для ЭВМ

Воронежская область 5 42 22 ноу-хау 14 изобретений 4 программы для ЭВМ

После проведенного анализа нами разработана анкета по исследованию деятельности данных малых инновационных предприятий. Анкета была разослана почтовым письмом по указанным адресам всех 56 хозяйственных обществ. Одним из условий анкетирования является анонимность исследования, поэтому при анализе и в самих анкетах нет принадлежности к какому-либо малому инновационному предприятию.

По результатам опроса для обработки данных от опрашиваемых малых инновационных предприятий были получены 24 заполненные анкеты. На основании полученных данных можно говорить о том, что в основном все малые инновационные предприятия занимаются исследованиями и разработками инноваций, и лишь 7 из 24 опрошенных - продажей инновационной продукции.

На вопрос: «Какие основные проблемы возникали у Вашей компании при приобретении или защите используемых Вами разработок?» все ответили, что это оценка и передача прав на интеллектуальную собственность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также не менее, как нам кажется, интересным является ответ на вопрос №9: «Какой информации Вам не хватает больше всего в Вашей работе?». Все респонденты отметили, что им не хватает 9 из перечисленных подпунктов в вопросе, например: информации о формах государственной поддержки компании; о способах поиска и привлечения специалистов для осуществления инновационной деятельности; о законодательном

регулировании инновационной сферы и др.

Таким образом, на основании проведенного исследования в виде анкетирования руководителей малых инновационных предприятий можем сделать вывод о том, что практически все эти хозяйственные организации с момента основания имеют одни и те же проблемы, связанные с их непосредственной деятельностью. Диссертант же может предположить, что создание единого координационного центра по малому инновационному бизнесу поможет решить все существующие на сегодняшний день проблемы и ответить на все вопросы.

Кроме того, мощное реальное развитие научно-инновационной деятельности в вузе означает изменение структуры власти внутри него - от «образовательного» направления к «научному и инновационному». Так за последние полгода во многих вузах появилась должность проректора по инновационной деятельности. Эта проблема инновационных изменений в ближайшие годы будет становиться всё острее по мере трансформации структуры доходов вузов.

Таким образом, государство и рынок, вузы и НИИ должны содействовать расширению деятельности инновационного сектора экономики, обеспечить проведение эффективной национальной промышленной политики, стимулировать инновационную активность малых производственных предприятий, что, в свою очередь, будет способствовать инновационному прогрессу общества в целом.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // base. consultant.ru/cons/cgi/ online.

2. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html

3. Постановление Правительства России от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: правительство.рф/gov/results/10233

4. Постановление Правительства России от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства« [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.p218.ru/catalog.

5. Постановление Правительства России от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: прави-тельство.рф/gov/results/10233

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2012 года №1040 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.p218.ru/catalog.aspx?CatalogId=728

7. Малые инновационные предприятия при вузах. Мнения экспертов [Электронный ресурс] // Сайт программы «Эврика». - Режим доступа: http://www.eureca-usrf.org/news/news/detail.php?element_id=4643

8. Наука и технологии РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strf.ru/material.

9. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утверждены Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. № Пр-576) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-normy/c1r.htm

10. СибирскаяЕ.В. Разработка инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса / Е.В. Сибирская, О.А. Строева, Е.В. Петрухина // Ученые записки Орловского государственного университета Сер.: Гуманитарные и социальные науки. № 3. 2012. С. 17-26

11. Строева О.А. Роль и функции бизнес-инкубатора в развитии бизнеса в современном обществе / Е.В. Сибирская, О.А. Строева // Ученые записки Орловского государственного университета Сер.: Гуманитарные и социальные науки. № 3. 2012. С. 27-36

12. Стерлигов И. Треть малых предприятий при вузах существует лишь на бумаге [Электронный ресурс] / И. Стерлигов. -

Режим доступа: http://www.strf.ru/material.

13. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. №№ 2227-р) [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70006124/#72

14. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fasie.ru/

15. Центр исследований и статистики науки [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.csrs.ru/reestr/default.asp

References

1. The federal law of02.08.2009 No. 217-FZ «About modification of separate acts of the Russian Federation concerning creation by the budgetary scientific and educational institutions of economic societies for practical application (introduction) of results of intellectual activity» [An electronic resource]. - Access mode: http: // base. consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc;base=LAW; n=90201

2. The federal law of 08.05.2010 No. 83-FZ «About entering of changes into separate acts of the Russian Federation in connection with improvement of a legal status of the public (municipal) institutions» [An electronic resource]. - Access mode: http://www. rg.ru/2010/05/12/pravovoe-izmenenie-dok.html

3. The resolution of the government of Russia of April 9, 2010 No. 219 «About the state support of development of innovative infrastructure in federal educational institutions of higher education» [An electronic resource]. - Access mode: pravitelst-vo.rf/gov/ results/10233

4. The resolution of the government of Russia of April 9, 2010 No. 218 «About measures of the state support of development of cooperation of the Russian higher educational institutions and the organizations realizing complex projects on creation of hi-tech production» [An electronic resource]. - Access mode: http://www.p218.ru/catalog.

5. The resolution of the government of Russia of April 9, 2010 No. 220 «About measures for involvement of leading scientists in the Russian educational institutions of higher education» [An electronic resource]. - Access mode: pravitelstvo.rf/gov/results/10233

6. The resolution of the government of the Russian Federation of October 12, 2012 No. 1040 «About modification of the resolution of the government of the Russian Federation of April 9, 2010 No. 218» [An electronic resource]. - Access mode: http://www.p218.ru/ catalog.

7. The small innovative enterprises at higher education institutions. Opinions of experts [Electronic resource]//Eureka program Site. - Access mode: http://www.eureca-usrf.org/news/news/detail.php? element_id=4643

8. Science and Russian Federation technologies [An electronic resource]. - Access mode: http://www.strf.ru/material.

9. Bases of policy of the Russian Federation in the field of development of science and technologies for the period till 2010 and further prospect» (are approved as the President of the Russian Federation of 30.03.2002 No. Pr-576) [An electronic resource]. - Access mode: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-normy/c1r.htm

10. Siberskaya, E.V. Razrabotka of infrastructure for support of small business enterprises of [Text] / E.V. Siberskaya, O.A. Stroeva, E.V. Petrukhina // Scientific notes of the Oryol state university of Sulfurs. : Humanitarian and social sciences. No. 3. - 2012 . - Page 17-26

11. Stroeva, O.A. Rol and business incubator function in business development in modern society [Text] / E.V. Siberskaya, O.A.Stroeva // Scientific notes of the Oryol state university of Sulfurs. : Humanitarian and social sciences. No. 3. - 2012 . - Page 27-36

12. Sterligov, I.Tret of small enterprises at higher education institutions exists only on paper [An electronic resource] / I.Sterligov. - Access mode: http://www.strf.ru/material.

13. Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020 (утв. the order of the Government of the Russian Federation of December 8, 2011 No. 2227-r) [Elektrony a resource]. - Access mode: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/ doc/70006124/#72

14. Fund of assistance to development of small forms of the enterprises in the scientific and technical sphere [An electronic resource]. - Access mode: http://www.fasie.ru/

15. Center of researches and statistics of science [Electronic resource] / access Mode: http://www.csrs.ru/reestr/default.asp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.