Научная статья на тему 'Анализ деятельности курорта Белокуриха как туристского кластера'

Анализ деятельности курорта Белокуриха как туристского кластера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2815
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / КУРОРТ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ОРГАНИЗАЦИИ (СЛУЖ-БЫ) / РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ГОРОДЕ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ORGANIZATIONS (SERVICES) LOCATED IN THECITY / TOURISM CLUSTER / RESORT / NATURAL RESOURCES / RESORT COMPLEX

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Середина Е. В.

Рассматривается деятельность курорта Белокуриха (Алтайский край) как ту-ристского кластера. Проанализированы взаимосвязи между отдельными элемента-ми кластера. Показано, что в настоящее время взаимосвязине всегда эффектив-ны, а некоторые носят негативный характер. Это свидетельствует о том, чтокурорт реально пока не является туристским кластером, но находится в стадииего формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of management of the cluster «Belokurikha»

The article reviews the activities of the resort Belokurikha (Altai Krai) as a tourism cluster.It analyzes the relationship between the individual elements of the cluster.It is shown thatat the present time such relationship is not always effective, and sometimes have negativeinfluence. This indicates that the resort is not yet a tourism cluster, but still being formed.

Текст научной работы на тему «Анализ деятельности курорта Белокуриха как туристского кластера»

УДК 338.486

Е.В. СЕРЕДИНА

АНАЛИЗ ПЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРОРТА БЕЛОКУРИХА КАК ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА

Рассматривается деятельность курорта Белокуриха (Алтайский край) как туристского кластера. Проанализированы взаимосвязи между отдельными элементами кластера. Показано, что в настоящее время взаимосвязи не всегда эффективны, а некоторые носят негативный характер. Это свидетельствует о том, что курорт реально пока не является туристским кластером, но находится в стадии его формирования.

Ключевые слова: туристский кластер, курорт, природные ресурсы, организации (службы), расположенные в городе, санаторно-курортный комплекс.

The article reviews the activities of the resort Belokurikha (Altai Krai) as a tourism cluster. It analyzes the relationship between the individual elements of the cluster. It is shown that at the present time such relationship is not always effective, and sometimes have negative influence. This indicates that the resort is not yet a tourism cluster, but still being formed.

Key words: tourism cluster, resort, natural resources, organizations (services) located in the city, resort complex.

Белокуриха — крупнейший курорт в азиатской части нашей страны, который начал формироваться еще в 40-е гг. прошлого века. В настоящее время, как показывает анализ литературы, местной прессы и выступлений администрации, курорт вновь находится «в стадии становления». Это связано с поставленной администрацией города целью — создать туристско-рекреационный комплекс международного значения [1] и привлечь значительно больший поток туристов из разных городов страны, в том числе из Москвы, а также из-за рубежа.

Основой курорта являются воды горячих источников, лечение которыми показано при заболеваниях нервной и эндокринной систем, опорно-двигательного аппарата, кожных, гинекологических и других болезней. В 2012 г. Белокуриха приняла 182,9 тыс. туристов. Прирост по сравнению с 2011 г. составил 6,7%. Сред-

© Середина Е.В., 2013

негодовая загрузка оказалась на уровне 89,2%, самый высокий период — с июня по сентябрь. В Белокурихе работают 15 санаториев и 14 гостиничных комплексов, способных одновременно принять более 5 тыс. человек [2]. Кроме того, в стадии реализации находится проект «Белокуриха-2», который разместится в 20 км от основного курорта и будет использовать минеральные источники Искровского месторождения. По проекту, он сможет принимать еще 3500 туристов единовременно. Здесь будет создано 12 пансионатов, и уже начато строительство санатория на 250 мест [3].

На склонах гор построены горнолыжные трассы с двумя подъемниками протяженностью 960, 850, 1300, 2500 м и перепадом высот 560 м, а также действует прокат горных лыж, саней. Благодаря ночному освещению возможно катание и в темное время суток. В Белокурихе расположена единственная за Уралом канатно-кресельная дорога протяженностью 2500 м и перепадом высот 550 м.

Белокуриха обладает обширной городской и туристской инфраструктурой. Это многочисленные магазины (более 70), более десяти баров и ресторанов, три ночных клуба, казино, боулинг, залы игровых автоматов, бильярдные залы, пункты проката различного спортивного инвентаря, салоны красоты, солярии, спортивные залы, кинотеатры, летом работают открытые бассейны, зимой — горнолыжные трассы и катки [4].

Таким образом, для туристов созданы разнообразные условия не только для лечения, но и занятий спортом и развлечений, что является важнейшим фактором формирования Белокурихи как крупного и привлекательного курорта.

На 2012 г. в Белокурихе зарегистрировано восемь туристских компаний, из которых одна — туроператор [5]. Туристские компании предлагают путевки на лечение, горнолыжное катание и участие в горных маршрутах. Ими разработаны 30 туристских маршрутов активного отдыха: в окрестностях Белокурихи, Соло-нешенского, Смоленского, Советского, Алтайского районов, Республики Алтай. Это сплавы по горным рекам, посещение пещер и водопадов, конные маршруты, полеты на параплане и др.

Казалось бы, такой курорт должен быть весьма популярным, известным не только в нашей стране, но и за рубежом. Однако это не так, курорт практически неизвестен туристам европейской части страны и тем более зарубежным гостям. Недостаточное продвижение на широкий туристский рынок обусловлено не только внешними причинами общего характера, в частности дороговизной транспортных перевозок, но и внутренними противоречиями. Для того чтобы это понять, проанализируем более детально современное состояние курорта с точки зрения кластерного анализа, тем более что в местной прессе администрация города и организаторы туристкой сферы характеризуют Белоку-риху именно как туристский кластер [6].

Кластер, как известно, имеет ряд отличительных признаков [7]. Непременным условием его образования является географическая близость хозяйствующих единиц. Сущность кластера раскрывается через взаимосвязи хозяйствующих единиц: фирм, компаний-производителей, государственных структур и т.д. При кластерном подходе территория рассматривается как комплекс взаимодействующих элементов, которые могут при взаимовыгодных условиях создать мультипликативный эффект, выраженный в добавленной стоимости и резком росте производства [7, 8]. Применительно к Белокурихе элементами туристского кластера являются имеющиеся природные и лечебные ресурсы и различные организации курорта, в том числе санаторный комплекс, службы городской администрации, городской инфраструктуры, туристские компании и др.

Как показал анализ, здесь можно выделить разные группы хозяйствующих единиц, объектов туристского кластера, относящихся к различным сферам деятельности курорта (см. табл. 1). Проанализируем характер взаимодействия между его элементами.

Основу экономики города составляет деятельность санаторно-курортных учреждений, поэтому группа санаторно-курортного комплекса является ядром туристского кластера. Его взаимосвязи с другими группами являются основополагающими в туристском кластере. ■ Взаимосвязь между природными ресурсами и лечебно-оздоровительными предприятиями. Связь между этими элементами — основополагающая, создающая условия для развития курорта. Рациональное использование минеральных ресурсов — фактор существования дальнейшего развития курорта. В городе есть санитарно-эпидемиологическая служба, ведется экологический контроль за состоянием минеральных источников. Кроме того, действуют три химических лаборатории: при водоканале, теплоцен-

трали и гидрослужбе в ЗАО «Курорт Белокуриха», которые осуществляют мониторинг качества вод и воздушной среды курорта. Судя по данным мониторинга [9, 10], в настоящее время существует баланс между объемами потребления минеральных ресурсов и санаторной базой курорта, рекреационная нагрузка на природный ресурс находится в допустимых пределах. Для дополнительного привле-

чения туристов проектируется использование новых источников Искровского месторождения, что свидетельствует о понимании ситуации со стороны специалистов-экологов, санитарных врачей и др. в сохранении баланса. Поэтому связи между санаторно-курортным комплексом и природными ресурсами можно рассматривать как наиболее эффективные.

Таблица 1

Группы объектов туристского кластера «Белокуриха»

Группы хозяйствующих единиц Объекты

Санаторно-курортный комплекс Природные ресурсы — источники лечебных минеральных вод. Санаторно-оздоровительные предприятия (ЗАО «Курорт Белокуриха», включающий в себя санатории «Катунь», «Сибирь», «Белокуриха», «Родник Запсиба», «Россия», пансионаты «Транссиб», «Алтай-West» и др.)

Туристская инфраструктура Туристские гостиницы, турбазы, пансионаты; объекты туристской инфраструктуры (горнолыжные подъемники, бассейны)

Городская инфраструктура Магазины, банки, интернет-кафе, объекты развлечений, музеи, почта и др.

Туристские компании Восемь туристских компаний, в том числе компания «Сибирь—Алтай»

Административные службы города Городской комитет по туризму, городской комитет по землеустройству, налоговые службы и др.

Жители города Местные жители, работающие в сфере обслуживания курорта

Туристы и рекреанты Приезжающие на лечение, на горнолыжное катание, участвующие в туристских маршрутах по Алтаю

■ Взаимосвязь между санаториями и объектами туристской инфраструктуры. Она также эффективна и взаимовыгодна. В гостиницах и турбазах останавливаются гости курорта, приезжающие кататься на горных лыжах, отдохнуть в горах, участвовать в туристских горных походах. Гостиницы заинтересованы предложить более широкий спектр услуг своим гостям, включив в него и лечебно-оздоровительные услуги, а врачи санаториев имеют дополнительный приток пациентов, в особенности в зимнее время, когда уменьшается поток туристов, прибывающих на лечение.

■ Взаимосвязь между санаториями и туристскими компаниями. В этом тандеме связь прямая и взаимовыгодная, но можно сказать, что деятельность туристских компаний в продвижении Белоку-рихи на рынок не достаточно эффективна, поскольку курорт остается малоизвестным во многих городах европейской части страны.

■ Взаимосвязь между санаториями и объектами городской инфраструктуры. Взаимосвязь городских организаций и санаториев не всегда можно оценить положительно, так как многие службы города не учитывают, что они расположены на ку-

рорте, не учитывают контингент посетителей города. Например, музеи в 17:00 закрываются, а последняя экскурсия проходит в 15:00. Магазины в 18:00 уже закрыты. В летнее время, когда особенно высок наплыв посетителей, целесообразно продлевать их работу, поскольку именно вторая половина дня туристов свободна от лечебных процедур и прогулки по городу становятся наиболее массовыми. ■ Взаимосвязь между туристами и жителями курорта. Местные жители понимают, что доходы в казну города в основном поступают от туристов. Более 5 тыс. человек заняты в санаторно-курортном комплексе, в кафе и ресторанах, на объектах развлечений, которых в городе более 50. Главная проблема возникает при использовании автотранспорта. Увеличение привлекательности города сказывается на росте объемов пассажиро- и грузоперевозок. Сейчас в Белокурихе зарегистрировано 5920 транспортных единиц при населении 14 700 человек, т.е. каждый житель Белокурихи трудоспособного возраста имеет более одной машины. Это сказывается на состоянии воздушной среды курорта. Ситуация усугубляется еще и тем, что многие туристы приезжают на курорт на собственном транспорте — в результате резко ухудшается состояние воздушной среды города. Хуже всего складывается обстановка зимой, когда подавляющее большинство гостей Белокурихи стремятся подъехать к горнолыжным трассам как можно ближе. Возникают стихийные стоянки, вызывающие заторы и перекрытие пешеходных путей [6].

Сейчас службы города вводят ограничения на нахождение автотранспорта в курортной зоне [11], так как чрезмерное число машин в непосредственной близости от источников угрожает их экологическому состоянию. Эту ситуацию необходимо менять, но не путем ограничения приезжих, а через создание сети автостоянок за пределами санаторной зоны охраны.

■ Взаимосвязь между санаторным комплексом и туристами. Эта связь исключительно важна, поскольку удовлетворенность потребителей в получении качественного лечения, сервиса является залогом того, что и в дальнейшем люди будут приезжать в Белокуриху. Однако здесь есть проблемы, которые не позволяют оценить связи положительно.

Но сначала необходимо отметить, что туристы прибывают в Белокуриху с разными целями. Одни приезжают, чтобы подлечиться, другие — чтобы покататься или отдохнуть в гостиницах, третьи участвуют в туристских маршрутах и посещают курорт транзитом. Свое пребывание на курорте туристы оценивают по-разному. Туристы, приезжающие на лечение, часто не удовлетворены качеством предлагаемых услуг. Особенно это касается тех, кто приезжает издалека и оплачивает путевки собственными средствами.

В советское время люди приезжали в санаторий на месяц и более, больным назначали 20 или 24 ванны — в зависимости от заболевания. Такие курсы лечения давали стойкий продолжительный эффект, который сохранялся несколько лет. Сейчас врач назначает пациенту на курс не более 10—14 минеральных ванн [12], тест-входные ванны отменены. Кроме того, не развивается система терренкуров (лечебных троп). В итоге эффект от лечения не всегда положительный. Санатории вынуждены его компенсировать оздоровительными непрофильными процедурами с использованием аппаратной физиотерапии, биодобавок и др. Это связано и с нормативами санаторных услуг, и с тем, что даже на лечение туристы приезжают в основном на короткий срок — как правило, на 10 дней или две недели. Исключение составляют лишь пациенты, которые прибывают на лечение по социальному пакету и могут продлить его до месяца. Из-за дороговизны транспортных перевозок и высоких цен на путевки здравницы все боль-

ше предлагают двухнедельные программы пребывания. Так или иначе, эффективность современного лечения в санаториях падает. Это важнейшая проблема, которая свойственна всему санаторному лечению по стране в целом и Бе-локурихе в частности.

Туристы, которые приезжают кататься на лыжах или путешествовать, пользуются услугами санаториев дополнительно, ходят на массажи, оздоровительные процедуры. Их удовлетворенность в санаторных услугах высокая.

Исследования специалистов Барнаульского университета показали, что средняя продолжительность отдыха в Алтайском районе за три последних года составила в среднем двое суток (в основном это заезды местных жителей с пятницы по воскресенье) [13]. По данным отчетов местной администрации, сейчас основные посетители Белокурихи — жители ближайших городов Новосибирской и Кемеровской областей, а также Красноярского и Алтайского краев. Этот процесс невозможно оценить положительно, так как изменение состава отдыхающих обесценивает сущность лечебного курорта, его лечебные функции. ■ Взаимосвязь между санаториями и службами городской администрации. Взаимоотношения с этими организациями, возможно, самые сложные и подчас не только не взаимовыгодные, но и подрывающие само существование курорта.

Острая проблема заключается в том, что мэрию обязывают увеличить зарплаты служащим города, в том числе и работникам санаторной сферы — врачам и обслуживающему персоналу. Но городской бюджет пополняется только за счет сбора налогов, более четверти которых составляет земельный налог. В 2009 г. указом мэра была увеличена ставка земельного налога с 0,7 до 1,5%. Соответственно увеличилось налоговое бремя на санаторный комплекс. В 2012 г. в структуре городского бюджета 28% составил налог с физических лиц,

27% — дотации из федерального бюджета, 21% — налог на имущество и 20% — земельный налог, львиную долю которого платят санатории, поскольку они обладают значительной площадью [14].

Санатории способны выплачивать такие налоги только в случае увеличения цены за путевку. Сейчас стоимость путевки на две недели в среднем достигает 50 000 руб. Желающих платить такие цены становится все меньше, и, естественно, поток туристов в здравницы начал падать. Поток в Белокуриху на лечение сокращается. Так, заполняемость санатория «Алтай-West» в 2012 г. снизилась на 14%, санаториев «Сибирь», «Белоку-риха» и «Катунь» — на 23,4% [3]. Многие предприятия-партнеры, ранее финансировавшие лечение своих сотрудников, сократили обслуживание социальных программ. Кроме того, следует отметить, что санатории находятся на самоокупаемости, поэтому должны благоустраивать свою территорию самостоятельно, но на это у них не хватает средств — вся выручка от продаж путевок идет на покрытие налогов, выплату зарплаты персоналу и др. (рис. 1). Чистая прибыль крайне мала, она не дает возможность развивать санаторный комплекс.

Таким образом, не все связи в туристском кластере эффективны, а это значит, что синергетического эффекта, выраженного в возникновении добавленной суммарной прибыли, ожидать не приходится.

На рис. 2 показано, что связи в туристском кластере между санаторным комплексом и городской администрацией, а также между туристами, прибывающими на лечение, не эффективны, что обусловливает неэффективность деятельности туристского кластера в целом.

Сущность кластера заключается в получении добавленной стоимости в цепочке хозяйствующих единиц на основе конкуренции и кооперации одновременно [7]. В данном случае добавленная стоимость возникает только в цепочке: туристские компании — туристские го-

Рис. 1. Соотношение выручки от продаж путевок и прибыли некоторых санаториев в 2010 г. (по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю [Электронный ресурс]. URL: http://ak.gks.ru/default.aspx)

Рис. 2. Связи между элементами туристского кластера Белокуриха: —► эффективные;--->- слабо эффективные;............► неэффективные

стиницы — туристы, приезжающие не с целью лечения. Санаторно-курортный комплекс оказывается в невыигрышном положении, его зависимость от административного ресурса в конечном счете приводит к падению спроса на лечение.

Фактически деятельность Белокурихи как туристского кластера в настоящий момент не эффективна, поскольку не эффективны важнейшие взаимосвязи между его отдельными объектами — между санаторным комплексом, службами администрации города и туристами. Белокуриха как

лечебный курорт теряет свое значение. Индикатором этому служит трансформация туристского потока — замещение туристов, приезжающих на лечение, жителями соседних городов, прибывающими на кратковременный отдых. Тенденция к краткосрочному отдыху связана прежде всего с невозможностью оплатить высокую стоимость лечения.

Некоторые организаторы не видят в этом опасности, полагая, что на «одной радоновой воде не выжить» [15]. По их мнению, медицинский туризм на курорте должен оставаться платным и при этом должны быть расширены услуги отдыха, спорта и развлечений, только тогда инфраструктура курорта станет дееспособной. Врачи-курортологи, в том числе академик В. Казначеев, наоборот, опасаются, что курорт превратится в один из «обычных островков модного туриз-

ма» [15]. Представляется, что лечебную суть курорта необходимо не только сохранить, но и способствовать ее успешному развитию.

Таким образом, в современном состоянии курорта происходит явный разрыв между желанием организаторов туризма создать курорт международного значения и реальной трансформацией курорта в зону отдыха для жителей соседних городов. Переломить эту ситуацию можно лишь при кардинальном изменении в отношении к санаторному лечению со стороны высших органов власти.

В заключение можно отметить, что использование кластерного подхода к изучению особенностей состояния курорта в конкретном регионе позволяет выявить характер взаимодействия всех субъектов туристской сферы и причины, сдерживающие его эффективное развитие.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Информационный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: http://gotoaltay. ru; http://docs.cntd.ru/document/453123097

2. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. № 3342. URL: http:// www. ratanews. ru/news/news_30072013_3.stm

3. Количество посетителей санаториев Белокурихи сократилось. URL: http://www. asfera.info/news/one-30853.html

4. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года. URL: http://docs.cntd.ru/docu-ment/453123097

5. Санаторно-курортный комплекс Алтайского края. Материалы сотрудников отдела развития туризма гл. управления экономики и инвестиций Алтайского края // Курортные ведомости. Науч.-информ. журнал. 2008. № 5.

6. Курорт Белокуриха. Еженедельная городская массовая газета. № 46 (342) от 21 ноября 2013 г. URL: http://www.belokurikha-smi.ru/publ/tema/kurort_vchera_segodnja_ zavtra/17-1-0-855

7. Александрова А.Ю. Сущность и особенности туристских кластеров // Рекреационное природопользование, туризм и устойчивое развитие регионов. Барнаул, 2007.

8. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Экономические проблемы развития сервиса и туризма. 2007. № 2. С. 52.

9. Генплан развития г. Белокуриха. URL: http://belokuriha-online.ru/texts/genplan.do

10. Гусев А.И. Геоэкологические проблемы и перспективы развития рекреационной зоны Белокурихи на Алтае // Успехи современного естествознания. 2013. № 11. С. 98-102. URL: http://www.rae. ru/use/?section =content&op=show_arti-cle&article_id=10002308

11. «Белокуриха». Еженедельная газета. № 47 (343) от 28 ноября 2013 г. URL: http:// www.belokuriha-gorod.ru/files/_2.do

12. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования город Белокуриха на 2008-2017 гг.

13. Электронные публикации АлтГТУ. URL: http://edu.secna.ru/media/f/st.pdf

14. Бондарев Е. Налоговый дер в Белоку-рихе. URL: http://belokuriha-online.ru/publ/ nalogovyj_djor_v_belokurikhe/14-1-0-276

15. Эксперт Сибирь. 4 июня 2012 г. № 22 (334). URL: http://expert.ru/ siberia/2012/22/ dolina-polnaya-lyudej/

УДК 338.486 : 378.1

Э.Н. ПАВЛОВА, О.Г. ПАВЛОВ

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКИХ ТУРИСТСКИХПЕСТИНАЦИЙ

Карелия обладает культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе: карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Сохранились старинные карельские, вепсские, поморские поселения с самобытной архитектурой, построенные несколько веков назад и представляющие огромный интерес для любителей сельского и этнографического туризма. Для развития сельского туризма остро ощущается недостаток профессиональных кадров. Именно поэтому процесс реформирования и совершенствования профессионального образования в сельском туризме приобрел решающее значение на современном этапе.

Ключевые слова: профессиональное образование, сельский туризм, реформирование и совершенствование профессионального туристского образования.

Karelia has a cultural heritage of four indigenous peoples historically living in this region. They are: Karelians, Finns, Vepsians, Russian. They created unique and original culture. For lovers of rural tourism there are preserved ancient Karelian, Vepsian and Pomeranian settlements with distinctive architecture. But for the development of rural tourism the region doesn't have a professional staff. That is why the process of reforming and improving vocational education in rural tourism has become crucial at this stage.

Key words: vocational education, rural tourism, the reform and improvement of vocational tourism education.

Культурное своеобразие Карелии, отличающее ее от других территорий России, определяется культурным наследием четырех коренных народов, исторически проживающих в этом регионе: карелов, финнов, вепсов, русских, создавших за десять веков совместного проживания уникальную и самобытную культуру. Карелия — родина карело-финского эпоса «Калевала» — литературного памятника мирового значения, родина рунопев-цев и былинных сказителей. Сохранились старинные карельские, вепсские, поморские поселения с самобытной архитектурой, построенные несколько веков назад и представляющие огромный интерес для любителей сельского и этнографическо-

© Павлова Э.Н., Павлов О.Г., 2013

го туризма. Петроглифам — наскальным изображениям, выбитым рукой древнего человека, сохранившимся до наших дней на территории Карелии, уже более 5 тыс. лет. Это знаковые символы, представляющие собой один из первых образцов древней письменности и культуры человека.

Карелия обладает уникальными ланд-шафтно-природными ресурсами для развития рекреационного, сельского и экологического туризма. При общей площади республики 180,5 тыс. км (без акватории Онежского озера) более 50% ее территории занимают леса (Карелию называют «легкими» Европы), около 26% — вода с огромным количеством озер (63 тыс.) и рек (27 тыс.). На ее территории находятся два крупнейших в Европе озера — Ладожское и Онежское, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.