АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КИРСАНОВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ИСПОЛНЕНИЮ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
О. М. МОИСЕЕВА
В статье анализируются отдельно взятые показатели проектов бюджета города Кирсанова Тамбовской области на 2010, 2011 и 2012 гг.; на основе сопоставления показателей, запланированных в проектах бюджета города на 2010 и 2011 гг., с фактическими, представленными в отчете об исполнении бюджета, выявляется их динамика; также исследуются изменения в объемах расходов бюджета муниципального образования в 2010 и 2011 гг. Данная статья может быть полезна студентам направлений обучения «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» при подготовке практических заданий, а также исследователям в качестве дополнительного материала при анализе вопросов составления и исполнения муниципальных бюджетов.
Ключевые слова: муниципальный (местный) бюджет, доходы и расходы местного бюджета, показатели муниципального бюджета.
Финансы - неотъемлемый элемент современной повседневной жизни [3]. Муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы, которое непрерывно развивается и совершенствуется [4]. Муниципальные (или местные) финансы представляют собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов для решения задач местного значения [1].
Местные финансы включают муниципальные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципальным образованиям, и автономные муниципальные фонды. Особое положение занимают муниципальные бюджеты, поскольку по сравнению с федеральными и региональными бюджетами в местных бюджетах более высокая доля финансовых средств направляется на социальные цели [10]. В муниципальных образованиях функции формирования и распределения бюджетных средств возлагаются на финансовые органы. В городе Кирсанове такие полномочия возложены на администрацию города.
Администрация города Кирсанова является исполнительно-распорядительным органом города Кирсанова, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий [11]. В структуру администрации горо-
да входят отраслевые (функциональные) органы администрации муниципального образования -это управления, комитеты, отделы, каждые из которых выполняют свои специфические функции, однако их деятельность направлена на повышение уровня социально-экономического развития города Кирсанова [12].
Финансовое управление администрации города Кирсанова - это орган администрации, наделенный полномочиями по формированию и исполнению бюджета города, основной целью деятельности которого является обеспечение проведения единой бюджетной политики и осуществление общего руководства организацией финансов города [9].
Среди задач, которые ставит перед собой управление, можно выделить:
- составление проекта бюджета города Кирсанова;
- организационное и методологическое обеспечение пополнения бюджета города, исполнение бюджета города;
- осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий;
- составление государственной отчетности
об исполнении бюджета города;
- оздоровление финансов города, повышение заинтересованности в наращивании собственных доходов, применение стабильных нормативов отчислений, рационализация осуществляемых расходов, реформирование межбюджет-ных отношений;
- обеспечение сбалансированности бюджета города;
- создание объективной системы финансирований бюджетных учреждений города Кирсанова на основе сопоставления их объективных бюджетных потребностей и налогового потенциала [12].
Деятельность финансового управления администрации города Кирсанова осуществляется на основании Положения Кирсановского городского совета народных депутатов от 24 июня 2011 г. №128 «О финансовом управлении администрации города Кирсанова», в котором прописаны организационные основы деятельности управления, основные задачи, выполняемые им функции, права, ответственность, а также взаимоотношения финансового управления [9].
Город Кирсанов имеет собственный бюджет. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления [2]. Муниципальные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских, социальных учреждений и пр. Местные бюджеты имеют особое значение в обеспечении комплексного развития территории, повышения жизненного уровня граждан. Современное финансовое состояние местного самоуправления в целом по стране оценивается преимущественно неудовлетворительно. Этими обстоятельствами во многом определяется плачевное состояние жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социально-культурного назначения и др.
Задачу разработки проекта бюджета города Кирсанова выполняет финансовое управление, функционирующее при администрации города, после чего данный проект рассматривается на публичных слушаниях и вносятся рекомендации. Затем он утверждается решением Кирсановского городского Совета народных депутатов Тамбовской области с учетом произведенных публичных слушаний и рекомендаций [12].
Выясним наиболее значимые тенденции, касающиеся бюджетного процесса в городе Кирса-
нове, путем анализа его основных показателей. Прогноз социально-экономического развития города Кирсанова разрабатывается на период не менее трех лет путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода, одобряется главой администрации города одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета. Рассмотрим динамику прогнозированных бюджетных показателей на примере анализа проектов бюджетов за три временных промежутка - 2010, 2011 и 2012 гг.
В Решении «О бюджете города Кирсанова на
2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» выделяются следующие характеристики:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета города в сумме 142 263,6 тыс. руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета, в сумме 62 503,6 тыс. руб.;
2) общий объем расходов бюджета города в сумме 148 428,6 тыс. рублей;
3) верхний предел муниципального долга города Кирсанова на 1 января 2011 года в сумме
5 965,0 тыс. рублей;
4) прогнозируемый дефицит бюджета города в сумме 6 165,0 тыс. рублей [5].
В Решении «О бюджете города Кирсанова на
2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» были утверждены следующие характеристики:
1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета города в сумме 162 732,1 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета, в сумме 71 529,1 тыс. рублей;
2) общий объем расходов города в сумме 167 318,5 тыс. руб.;
3) верхний предел муниципального долга города Кирсанова на 1 января 2012 г. в сумме 7 510,0 тыс. руб.;
4) прогнозируемый дефицит бюджета города в сумме 5 917,3 тыс. руб. [6].
И наконец: Решение «О бюджете города Кирсанова на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» было охарактеризовано следующими показателями:
1) прогнозируемый общий объем доходов городского бюджета в сумме 133 796,2 тыс. руб., в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета, в сумме 62 151,4 тыс. руб.;
2) общий объем расходов бюджета в сумме 140 960,2 тыс. руб.;
3) верхний предел муниципального долга города Кирсанова на 1 января 2013 г. в сумме
7 164,0 тыс. руб.;
4) прогнозируемый дефицит бюджета города в сумме 7 164,0 тыс. руб. [7].
Сравним вышеупомянутые показатели и выявим динамику объемов доходов, расходов бюджета, объемов межбюджетных трансфертов, разницу между пределами муниципального внутреннего долга города и объемами дефицита бюджетов, отразив данную динамику графически (рис. 1).
%
Q.
Ш
5
О
180 000,00 160 000,00 140 000,00 120 000,00 100 000,00 80 000,00 60 000,00 40 000,00 20 000,00 0,00
общий объем межбюджетные общий объем верхний предел дефицит бюджета доходов трансферты расходов муниципального
внутреннего долга
Показатели
□ согласно проекту бюджета на 2010 г.
□ согласно проекту бюджета на 2011 г.
□ согласно проекту бюджета на 2012 г.
Рис. 1. Сравнительная характеристика основных прогнозированных показателей бюджетов 2010, 2011 и 2012 гг.
Из данной диаграммы видно, что прогнозируемые бюджеты 2010, 2011 и 2012 гг. по большинству показателей разнятся друг с другом, в частности:
1) что касается первого показателя - доходности бюджета г. Кирсанова, четко прослеживается, что прогнозируемый уровень доходов в
2011 г. резко возрос по сравнению с прогнозом доходов 2010 г., а затем также резко упал относительно 2011 г. и даже стал меньше прогнозированных показателей 2010 г.;
2) уровень доходности бюджета города находится в прямой зависимости от уровня предоставляемых межбюджетных трансфертов, т.е. если увеличивается объем поступлений в бюджет города от вышестоящих субъектов, то увеличиваются и его доходы, что мы можем наблюдать по отношению к бюджету города Кирсанова - в 2011 г. предоставление межбюджетных трансфертов в бюджет города увеличивается, соответственно возрастают доходы; в 2012 г. прогноз показывает, что трансфертов будет
представлено меньше, значит и уровень доходности бюджета упал;
3) что касается расходов бюджетов, то при сокращении общего объема доходов соответственно были сокращены и размеры расходов бюджета за анализируемые промежутки времени.
4) несмотря на прогнозируемое увеличение доходности города Кирсанова в 2011 г. верхний предел муниципального долга был спрогнозирован на увеличение, а затем при прогнозе на уменьшение уровня доходов городского бюджета предел долга был незначительно снижен по сравнению с предыдущим годом. Так как за все исследуемые промежутки времени уровень расходов муниципального образования прогнозировался превосходящим уровень его доходности, соответственно неизбежно возникал дефицит бюджета. Так как город нуждается в эффективном исполнении бюджета, а существующих финансовых средств, как правило, для этого не хватает, это приводит к возникновению новых бюджетных кредитов, привлекаемых в бюджет города от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также кредитов, получаемых администрацией города Кирсанова от кредитных организаций;
5) как было сказано ранее, за рассматриваемые отрезки времени в городе Кирсанове прогнозировался дефицит бюджета. Как следует из графика, дефицит бюджета за 2011 г. снизился по сравнению с 2010 г., однако в 2012 г. бюджетный дефицит снова возрос и даже превзошел данный показатель в
2010 г. Бюджетный дефицит муниципального образования погашается за счет кредитов, вследствие чего неуклонно растет муниципальный долг города Кирсанова.
Данные бюджетные показатели были утверждены Кирсановским городским Советом народных депутатов на основании прогноза, однако реальное положение дел не всегда совпадает с намеченным, в связи с чем необходимо рассмотрение фактического исполнения бюджетов города Кирсанова.
Администрация города Кирсанова в лице финансового управления по окончании каждого финансового года подготавливает отчет об исполнении бюджета, где приводятся реальные цифры, показывающие сколько было заработано муниципальным образованием, сколько израсходовано, на какие именно нужды и т. д. Проанализируем некоторые основные показатели бюджета за 2010 г. и сравним эти данные с проектом бюджета (рис. 2).
250 000,00
200 000,00
150 000,00
00 000,00
6
2
ь
§ 50 000,00
0,00
доходы расходы дефицит профицит
бюджета бюджета бюджета бюджета
Показатели
□было запланировано афактически
Рис. 2. Сравнительная характеристика основных прогнозированных и фактических показателей бюджета 2010 г.
Из данной диаграммы видно, что запланированные в проекте бюджета показатели и фактические показатели отличаются друг от друга, а именно:
1) что касается доходности бюджета города Кирсанова, выявлено, что реальный ее уровень превышает запланированный, что является достаточно благоприятным фактором для социальноэкономического положения данного муниципального образования;
2) фактический уровень расходов бюджета города значительно превзошел запланированный уровень в проекте бюджета, однако и уровень доходов оказался значительно большим, чем предполагалось;
3) в проекте бюджета на 2010 г. финансовым управлением администрации города Кирсанова было запланирован дефицит бюджета в размере
6 165,00 тыс. руб., однако бюджет города был выполнен с профицитом, т. е. доходы муниципального образования превысили его расходную часть.
Таким образом, фактический размер доходной части бюджета муниципального образования намного превзошел его запланированный размер; уровень фактических расходов оказался большим, чем в проекте бюджета; планировался определенный размер дефицита бюджета, однако на самом деле бюджет города был исполнен с профицитом.
Далее сравним те же показатели за 2011 г. и выявим отличия (рис. 3).
*
О.
и
3
н
(О
2
250 000.00
200 000.00
150 000.00
100 000.00
50 000.00
0.00
о
<4
оГ
ь»
т-
ю
см
см
■ч*
—С4-
см
см
О
і 5917.3 1 6 062,9 О о ©о ^ Г
доходы
бюджета
расходы
бюджета
дефицит
бюджета
профицит
бюджета
Показатели
□ было запланировано
□ фактически
Рис. 3. Сравнительная характеристика основных прогнозированных и фактических показателей бюджета 2011 г.
Из графика следует, что:
1) фактический уровень доходов города Кирсанова превысил запланированный;
2) что касается уровня расходов бюджета города, то их фактический уровень значительно
превзошел запланированный в проекте бюджета, однако и уровень доходов оказался значительно большим, чем предполагалось;
3) в проекте бюджета был запланирован бюджетный дефицит, однако по данным отчета об
исполнении бюджета бюджетный дефицит оказался большим, чем планировалось.
Таким образом, уровень доходности бюджета города Кирсанова фактически оказался большим, чем в проекте бюджета; что касается расходов, прослеживается такая же тенденция, что и с уров-
нем доходности; дефицит бюджета планировался меньший, чем на самом деле.
Данные о том, как изменились расходы бюджета муниципального образования 2010 и 2011 гг. (по статьям расходов) представлены в виде диаграммы на основании отчетов об исполнении бюджетов за 2010 и 2011 гг. (рис. 4).
Рис. 4. Сравнительная характеристика основных показателей исполнения бюджетов 2010 и 2011 гг. (по расходам)
Из данной диаграммы видно, что:
1) в 2010 г. больше всего финансовых средств было потрачено на образование, чуть меньше - на жилищно-коммунальное хозяйство, на третьем месте по количеству расходов бюджета - общегосударственные вопросы. Хотелось бы отметить, что меньше всего средств муниципальное образование выделило на охрану окружающей среды;
2) ранжирование расходов бюджета города Кирсанова в 2011 г. во многом схоже с расходами 2010 г., а именно: больше всего затрачено на сферу образование, немного меньше - на сферу здравоохранения, физической культуры и спорта, на третьем месте снова общегосударственные вопросы. Меньше всего средств было потрачено опять же на охрану окружающей среды;
3) если сравнивать расходные части бюджетов 2010 и 2011 гг., то можно выявить, что:
- расходы бюджета на общегосударственные вопросы в 2011 г. были увеличены по сравнению с 2010 г.;
- расходы на национальную экономику также возросли;
- уровень расходов на сферу ЖКХ в бюджете 2011 г. значительно уменьшился - больше, чем в два раза;
- на охрану окружающей среды муниципальным образованием выделяется очень мало финансовых средств, эта сфера является самой менее затратной в бюджете города Кирсанова. Хочется отметить, что и в 2010, и в 2011 г. размер расходов на данную сферу равнялся 115,0 тыс. руб.;
- образование в обоих анализируемых периодах времени - самая затратная сфера, однако в 2011 г. на нее было выделено еще больше средств, чем в предыдущем году;
- на сферу культуры, кинематографии и СМИ в муниципальном образовании тратится финансовых средств больше, чем на социальную политику, национальную экономику и охрану окружающей среды. В 2011 г. объем расходов на нее вырос, хоть и не очень значительно;
- сфера здравоохранения, физической культуры и спорта в 2010 г. стояла на четвертом, а в 2011 г. на втором месте по объему выделенных на нее финансовых средств, т. е. в 2011 г. расходы на нее были значительно увеличены;
- что касается обеспечения проведения социальной политики муниципальным образованием, то в 2011 г. на данную сферу городом было потрачено средств меньше, чем в 2010 г.
Итак, на основе анализа основных статей расходов бюджетов города Кирсанова 2010 и
2011 гг., следует, что по большинству статей расходы были увеличены в 2011 г., однако на жилищно-коммунальное хозяйство и социальную политику расходы были снижены.
Бюджет - это важнейший финансовый документ, как для отдельного города, так и для страны в целом. С экономической точки зрения, именно в нем заложены доходы и расходы казны, совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных и муниципальных служб и т. д. Таким образом, на основе анализа ключевых показателей основных финансовых бюджетных документов города Кирсанова, было выявлено, что приоритетными направлениями бюджетной политики администрации города Кирсанова в 2011 г. стало наполнение доходной части бюджета муниципального образования собственными доходами и своевременное финансирование всех запланированных бюджетом города мероприятий. Исполнение бюджета города по доходам в целом составило за 2011 г. в сумме 215,2 млн руб., в том числе объем собственных доходов в 2011 г. составил 98,5 млн руб. с ростом к уровню прошлого года на 103 %.
Администрацией города проведена большая работа по погашению недоимки в бюджет города по налоговым и неналоговым доходам. Есть тенденция к снижению недоимки, но тем не менее е уровень остается высоким и на 1 января 2012 г. составляет 4,3 млн руб. В основном это задолженность предприятий, которые находятся в стадии банкротства [10].
Расходы бюджета города в 2011 г. исполнены на 99 % и составили 221,2 млн руб., с ростом к уровню прошлого года на 130 %. Бюджет города продолжает сохранять социальную направленность. Доля расходов на оплату труда с начислениями работников бюджетной сферы горо-
да составила 97,3 млн руб. или 45 % всех расходов бюджета. На отрасли социальной сферы: образование, культуру, здравоохранение и спорт, социальную политику - направлено 153,2 млн руб., или 70 % всех расходов бюджета города. Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство города в 2011 г. составили 16 млн руб. Бюджетные инвестиции на капитальные вложения в отчетном году составили 38 млн руб. На 1 января
2012 г. город не имеет муниципального долга [8].
В целом проведенный нами анализ бюджетов города Кирсанова 2010 и 2011 гг. говорит о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на повышение качества управления финансовыми и материальными ресурсами, а также на усиление контроля за использованием бюджетных средств.
Литература
1. Государственные и муниципальные финансы / учеб. пособие под ред. Г. Б. Поляка, 3-е изд. М., 2004. С. 166.
2. Кангро М. В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. Ульяновск, 2010. С. 78.
3. Литовченко В. П., Соловьев В.И. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие. М., 2006. С. 3.
4. Мысляева И. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2007. С. 6.
5. О бюджете города Кирсанова на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов: Решение Кирсановского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 15.12.2009 г. №628. URL: http:// app4.tambov.gov.ru
6. О бюджете города Кирсанова на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов: Решение Кирсановского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 9.12.2010 г. №29. URL: http:// app4.tambov.gov.ru
7. О бюджете города Кирсанова на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов: Решение Кирсановского городского Совета народных депутатов тамбовской области от 15.12.2011 г. №84. URL:http:// app4.tambov.gov.ru
8. Отчет главы города Кирсанова Тамбовской области о результатах своей деятельности, деятельности администрации города за 2010 год и о решении вопросов, поставленных Кирсановским городским Советом народных депутатов, за 2010 год. URL: http:// g37.tambov.gov.ru
9. О финансовом управлении администрации города Кирсанова: Положение Кирсановского городского Совета народных депутатов от 24 июня 2011 г. №128. URL: www.tambov.gov.ru
10. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник. М., 2011. С. 69.
11. Устав города Кирсанова Тамбовской области от 10.10.2012 г. № 126. иЯЬ: http://g37.tambov.gov.ru
12. URL:http://g37.tambov.gov.ru
* * *
ANALYSIS OF ACTIVITY OF FINANCIAL MANAGEMENT CITY ADMINISTRATION OF KIRSANOV OF THE TAMBOV REGION ON DRAWING UP AND PERFORMANCE OF THE LOCAL BUDGET
O. M. Moiseyeva
In article separately taken indicators of projects of city budget of Kirsanov of the Tambov region on 2010, 2011 and 2012 are analyzed. On the basis of comparison of the indicators planned in projects of city budget on 2010 and 2011, with actual, presented in the report on budget performance, their dynamics comes to light. Also changes in volumes of expenses of the budget of municipality in 2010 and 2011 are investigated. This article can be useful to students of the directions of training «Finance and credit», «The public and municipal administration» by preparation of practical tasks, and also to researchers as an additional material in the analysis of questions of drawing up and performance of municipal budgets.
Key words: municipal (local) budget, income and expenses of local budget, indicators of municipal budget.