ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2023. № 2
Ломакин Артём Сергеевич
соискатель ученой степени канд. полит. наук,
главный специалист управления протокольных мероприятий МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Ленинские горы, д. 1 lomakinartemmsu @ mail.ru
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГЕРМАНИЯ В РАМКАХ НАТО
Lomakin Artem S.
Applicant for the degree of Candidate of Political Sciences, ChiefSpecialist, Protocol Events Department, Lomonosov Moscow State University.
Moscow, Leninskie Gory, 1 lomakinartemmsu @ mail.ru
ANALYSIS OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY WITHIN THE NATO
Аннотация. В статье проанализирована деятельность и дана оценка вклада национальных вооруженных сил ФРГ в рамках миссий НАТО. Деятельность Германии в данном военно-политическом блоке представляет особый интерес для изучения степени ее самостоятельности на мировой арене. С учетом текущего состояния региональной безопасности основное внимание уделяется вкладу бундесвера и военно-политического руководства ФРГ в ряд миссий в разных регионах мира, что позволяет рассмотреть Германию как государство, которое стремится играть более активную роль в обеспечении безопасности в Европе. Расширение географии вовлеченных сил и средств бундесвера, а также интенсивность миссий, указывает на рост самостоятельности ФРГ на международной арене. Одновременно с этим отмечается повышенный интерес военно-политического руководства Германии к участию в миссиях Альянса в Восточной Европе, где уровень военно-политической напряженности высок как никогда ранее.
Ключевые слова: ФРГ, бундесвер, военно-политическое руководство, НАТО, ЕС, ООН, военная политика, военно-политическое взаимодействие, СВО, Украина, оборонный бюджет.
Abstract. The article analysis the activities of Germany's national armed forces within the framework of NATO missions. These activities hold particular in-
terest for the study of Germany's growing autonomy on the world stage. Considering the current state of regional security, the focus of the article is on the contribution of the Bundeswehr and the politico-military leadership of the FRG to a number of missions in different regions of the world, which allows to consider Germany as a state that seeks to play a more active role in ensuring security in Europe. The geographic expansion of the Bundeswehr's forces and capabilities as well as the intensit yof the missions indicates increasing in autonomy of the Federal Republic of Germany on the international arena. Simultaneously with this growing independence, there is an increasing interest on the part of the German politico-military leadership to participate in the Alliance's missions in Eastern Europe, where tensions are higher than ever before.
Key words: FRG, Bundeswehr, political-military leadership, NATO, EU, UN, military policy, political-military cooperation, special military operation, Ukraine, defense budget.
Введение
В условиях значительных изменений в мировой политике на современном этапе страны Евроатлантического сообщества демонстрируют тенденции по укреплению своего влияния в условиях активного развития многополярного порядка. С учетом этой тенденции военная политика Федеративной Республики Германия представляет особый интерес для отечественного политико-академического анализа и исследований. Однако сегодня Германия продолжает обладать ограниченным суверенитетом и находится в зоне влияния США, что может указывать на попытки ограничения суверенитета ряда европейских государств, а не только ФРГ [4]. В связи с этим в условиях кризиса европейской безопасности и конфликта на Украине наблюдается активизация усилий военно-политического руководства по трансформации своего военного вектора.
Авторитет, потенциал и мощь ФРГ, возросшие за счет развитой экономики государства, производственного роста и проводимой политической линии с момента объединения Германии 3 октября 1990 г., позволили ей занять одно из лидирующих мест в сложной иерархии современного международного порядка, а также укрепить свой военный потенциал и ВПК [16]. В условиях эскалации кризиса европейской безопасности именно Берлин является ключевым игроком Западной Европы, сочетая в себе роль лидера европейской группы стран — членов НАТО и ЕС [9]. Так 1 июля 2022 г. федеральный кабинет министров принял Проект федерального бюджета на 2023—2026 гг., в рамках которого был одобрен план Специального фонда бундесвера на 2023 г. с финансовым планом на 2022—2026 гг. Согласно Проекту федерального бюджета, оборонный бюджет в 2023 г. может составить 50,1 млрд евро, что на 6,12 млрд евро больше запланированного бюджета в 2019 г. По состоянию на февраль 2022 г. в рядах бундесвера проходят службу свыше 183,4 тыс. солдат и офицеров. Объявленное в марте 2022 г. канцлером О. Шольцем беспрецедентное увеличение расходов на военные нужды (на 100 млрд евро),
а также регулярная отправка вооружений и военной техники (далее — ВиВТ) на Украину (по состоянию на 12 сентября 2022 г. ФРГ направила Украине военной помощи на сумму свыше 733 млн евро), повлияли на формирование оборонного бюджета Германии. Данные цифры указывают на приоритетность реализации национального военно-оборонного курса страны. Следует отметить повышенный интерес действующего канцлера к планомерной реализации курса политики обороны и безопасности, который не находит сопротивления со стороны оппозиции в бундестаге [7]. По мнению автора, данные политические процессы могут свидетельствовать о начале серьезных изменений в военной политике страны на докт-ринальном уровне.
Материалы и методы
Ключевым методом исследования является системно-исторический подход. Его применение позволило не только дать характеристику и осмыслить деятельность ФРГ в рамках НАТО, но и совершить переход от изучения эмпирических данных к теоретическому анализу законов работы системы. Помимо этого, в целях аналитического обобщения информации применялись методы контент- и ивент-анализа, а также общенаучные методы познания. В основе исследования — теория «наступательного реализма», созданная американским ученым-политологом Дж. Миэршаймером. Автор опирался на его фундаментальный труд «"Трагедия политики великих держав" и пять столпов "наступательного реализма"» [25] (анархия международных отношений, наличие объема наступательных вооружений у великих держав, отсутствие уверенности государств относительно намерений других акторов, вектор на выживание и рациональность великих держав).
Нормативно-правовыми документами в рамках данной статьи выступили базисные документы и ключевые источники, сочетающие в себе основные доктринальные установки Германии в сфере военно-политического и военно-стратегического планирования: Белая книга по безопасности в редакции 2016 г. [14], Основополагающие принципы политики ФРГ в области обороны, документы подготовленные Министерством обороны Германии и кабинетом канцлера. Все они представляют собой официальное видение военно-политического руководства Германии направлений военного строительства.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1967 по 2023 г. включительно, т.е. с момента участия ФРГ в первой миссии НАТО за пределами национальных границ и вплоть до нынешних событий, связанных с специальной военной операции (СВО) на Украине.
Цель исследования — определение текущей роли ФРГ в рамках военно-политического блока НАТО через анализ участия бундесвера в военных операциях Альянса. Для реализации цели автором были поставлены следующие задачи:
• определить степень вовлеченности ФРГ в военные институты НАТО и смежные оборонные структуры;
• дать характеристику текущим взаимоотношениям между официальным Берлином и Брюсселем;
• обозначить позицию Германии по вопросам сотрудничества с НАТО.
Результаты исследования
К результатам исследования можно отнести констатацию факта сохранения приоритетности НАТО во внешней политике и политике безопасности ФРГ на современном этапе. Официальный Берлин активно защищает ценности трансатлантической солидарности. Подтверждением данного тезиса является планомерное вовлечение ФРГ в миссии Альянса.
Одновременно с этим Германия как один из лидеров западноевропейской группировки НАТО стремится и к активному участию в военно-стратегическом планировании Альянса. На данный момент она направляет национальные вооруженные силы и ВиВТ в качестве помощи в страны Прибалтики и другие государства Восточной Европы в целях их коллективной защиты. Для немецкого военно-политического руководства защита Европы — одно из приоритетных направлений работы. Совместно с кабинетом Э. Макрона кабинет О. Шольца стремится наращивать военно-политическое сотрудничество в регионе для обеспечения прогресса и безопасности, особенно на фоне сильнейшего кризиса европейской безопасности последних лет. Ведется работа как по линии НАТО, так и по линии программы «Постоянного структурированного сотрудничества по вопросам безопасности и обороны» (Permanent Structured Cooperation, PESCO), в рамках которой Германия реализует 17 проектов и возглавляет работу семи из них, в том числе проекта по созданию единой логистической системы для вооруженных сил ЕС и НАТО, что в очередной раз доказывает значимость связки системы безопасности ЕС и безопасности НАТО в военно-политическом планировании Германии.
Рассмотренные в данной работе миссии на уровне деклараций направлены на поддержание мира и стабильности в регионах, где они проводятся. Они также занимаются обороной стратегических коммуникаций Альянса. Помимо обороны, каждая из этих миссий отвечает интересам НАТО в сфере обеспечения контроля за национальными границами.
Обсуждение
Увеличение оборонного бюджета страны весной 2022 г. и создание Специального фонда на нужды армии в размере 100 млрд евро является беспрецедентным для Германии комплексом мер и представляет собой уникальное дискуссионное пространство. После начала проведения СВО на территории Украины сотрудничество Германии и России стало
иметь крайне ограниченные, но при этом реальные перспективы для России по налаживанию контактов с коллективным западным миром. Активное участие Германии как одного из лидеров европейского сообщества требует повышенного внимания со стороны отечественного политико-академического сообщества. Кроме того, полученные результаты анализа в будущем можно соотнести с новым стратегическим видением Альянса. Представленный в статье анализ позволяет получить целостную картину современного состояния немецкого общества и спрогнозировать дальнейшие возможные сценарии поведения Германии на международной арене, а также использовать полученные прогнозы для выбора наиболее оптимальной стратегии внешней политики РФ. Таким образом, выводы статьи носят практический характер. В качестве научной гипотезы исследования выступает тезис о том, что участие ФРГ в миссиях под эгидой НАТО является целым комплексом военно-политических мер по укреплению позиций страны в Альянсе.
Отношения ФРГ с НАТО
Взаимодействие ФРГ с НАТО было отягощено рядом действий и заявлений со стороны администрации президента СШАД.Трампа (2017—2021), с приходом которой было оказано существенное давление на политическую элиту Германии. Стремление США заставить Германию увеличить национальные расходы на оборону до 2% от валового внутреннего продукта (ВВП) было одним из факторов давления. Кроме того, президент США выдвинул требования выставить Германии счет в размере 370 млрд долларов за оказанную экономическую помощь немецкому народу в строительстве национального оборонного потенциала. Реакция немецкой дипломатии на последующие политические действия Трампа оставалась сдержанной:
• выход из иранской атомной сделки, одной из сторон которой была Германия;
• выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), заключенный не без усилий немецкой дипломатии 8 декабря 1987 г.;
• испытания США запрещенной согласно ДРСМД новейшей крылатой ракеты «Томагавк» уже через месяц после выхода американской стороны из соглашения;
• в ноябре 2020 г. США завершили процедуру выхода из Договора по открытому небу (ДОН);
• под угрозой непролонгации оказался Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ-Ш);
• по результатам Брюссельского саммита НАТО (11—12 июля 2018 г.) было принято решение о создании новых инфраструктурных командований (ФРГ взяла на себя дополнительную ответственность за создание Сил быстрого реагирования НАТО).
Попытки консолидированного ответа на подобные шаги США были предприняты А. Меркель на саммите НАТО в Брюсселе. Канцлер совместно с другими лидерами стран Западной Европы выступила против новой инициативы администрации Д. Трампа по увеличению расходов на нужды обороны до 2% ВВП. В ответ Трамп объявил о сокращении численности американского военного контингента на территории ФРГ. Однако ответной реакции Берлина не последовало. Одновременно с этим экс-министр обороны ФРГ У фон дер Ляйен заявила о невозможности переговоров на тему выплаты суммы в размере 370 млрд долларов, которая была обозначена американским лидером.
К 2020 г. наметилась тенденция по укреплению независимого внешнеполитического курса Германии не только в ЕС, но и в НАТО. В связи с этим военно-политическое руководство ФРГ приняло решение о модернизации и реформировании национальных вооруженных сил. Уже в 2019 г. расходы на армию увеличились на 3,6%, а общий рост с 2010 по 2019 г. составил 15%.
В ноябре 2020 г. А. Меркель поздравила представителя демократической партии Дж. Байдена с победой на президентских выборах. В своем выступлении о сотрудничестве с США и новым президентом канцлер заявила: «Мы союзники по НАТО и разделяем основные ценности и интересы» [5], что послужило началом улучшения в отношениях между ФРГ и США.
Новое правительство Германии, сформированное по результатам двадцатых выборов в бундестаг в 2021 г., одним из главных направлений своей работы в 2022 г. определило реформирование ЕС. Именно этот год был обозначен как ключевой: способно ли новое правительство совместно со своим главным партнером по вопросам безопасности — Францией, скоординированно и в едином порыве реализовать европейские оборонные инициативы? Особое внимание к проблемам европейской безопасности было обеспечено за счет коалиционного соглашения между Социал-демократической партией Германии (СДПГ), «Зелеными» и Свободной демократической партией Германии (СвДП). Проблемы развития Европы затронули каждую главукоалиционного соглашения. В соглашении нового правительства также указано, что партии Германии хотят использовать регулярную конференцию — Conference on the Future of Europe, в качестве отправной точки для реформы ЕС, которая в итоге должна привести к развитию федеративного европейского государства, что соответствует военно-политическим устремлениям кабинета О. Шольца. Сегодняшнее политическое руководство страны делает акцент на особой роли ЕС и НАТО в продвижении европейского суверенитета за счет более глобального вовлечения в единые оборонные проекты и структуры [19].
Правящая коалиция выразила готовность внести вклад в организацию работы «Стратегического компаса» ЕС и других военно-политических структур союза в тесной работе с НАТО. Правящая коалиция активно
принимает и будет принимать участие в работе над новой стратегической концепцией НАТО, в том числе в рамках ядерного планирования, а также по взаимодействию с союзниками в Центральной и Восточной Европе и разоружению в Европе (новая Стратегическая концепция НАТО была опубликована 29 мая 2022 г.) [3]. Правящая коалиция намерена прорабатывать возможность увеличения нужд на оборону до 3% от ВВП. Всего в коалиционном соглашении 2021—2025 гг. НАТО упоминается 11 раз.
Позиция военно-политического руководства ФРГ относительно активного применения вооруженных сил за пределами национальных границ активно продвигается на международной арене. Германия все чаще принимает участие в операциях НАТО, особенно на восточных рубежах Альянса, увеличивается их масштаб и уровень маневренности. С момента объединения Германии бундесвер был задействован в 25 миссиях НАТО. По состоянию на август 2022 г. бундесвер принимает участие в 12 миссиях Альянса на трех континентах, а численность военнослужащих из Германии в этих миссиях — свыше 3,5 тыс. человек.
Тенденция к увеличению присутствия бундесвера в европейском регионе усиливается не только за счет его привлечения к участию в новых миссиях, но и на фоне недавних заявлений федерального канцлера О. Шольца и Генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга о намерениях Альянса разместить укрупненную группировку сил быстрого реагирования в Восточной Европе на границах с РФ. Подобные заявления свидетельствуют о серьезных преобразованиях в оборонной концепции НАТО, что не может не отразиться на национальных военных доктринах. С точки зрения автора, подтверждением этому стала новая Стратегическая концепция НАТО [3], принятая на саммите в Мадриде в 2022 г. Кроме того, генсек НАТО пообещал продолжить сохранять текущие высокие показатели поставок военной помощи Украине.
Несмотря на активную военную и финансовую помощь украинской стороне, немецкое правительство продолжает настаивать на недопущении отправки бундесвера в составе контингента НАТО на территорию Украины. Представитель кабинета министров, государственный секретарь Ш. Хебештрайт дал оценку предложению вице-премьера Польши Я. Ка-чиньского направить на Украину миссию НАТО. По словам Ш. Хебеш-трайта, наличие солдат или персонала НАТО на территории Украины будет представлять собой нарушение четкой красной линии. Кроме того, против отправки своих национальных вооруженных сил на Украину высказались лидеры Франции и США [2].
«Речь идет о том, как мы можем сделать Европу и европейский суверенитет сильными во всех измерениях», — заявил О. Шольц во время своего государственного визита во Францию в середине декабря 2021 г. [13]. Канцлер также подчеркнул необходимость тесного взаимодействия по вопросам военно-политического сотрудничества, поскольку налаживание франко-германского взаимопонимания является предварительным условием прогресса и безопасности в Европе. Не исключено, что сейчас
традиционное сотрудничество Франции и Германии сосредоточено в области кризиса европейской безопасности и на их попытках укрепить восточный фланг НАТО и ЕС [24, 26, 29].
Согласно новой Стратегической концепции НАТО, основное внимание Альянса сосредоточено на угрозе растущего военного присутствия России в Европе [27]. В настоящий момент в о енно-политический конфликт на Украине является главной темой в повестке дня стран — членов НАТО. В этой связи важно рассмотреть реакцию немецкого военно-политического руководства на проведение РФ специальной военной операции на Украине с точки зрения оборонных потребностей страны.
Позиция ФРГ по вопросам сотрудничества с НАТО
Позиция немецкого гражданского общества по вопросам доверия к НАТО представляет собой важный аспект в понимании поддержки Альянса среди широких масс населения. Так, в 2009 г. НАТО доверяли 73% немцев, в 2015 г. этот показатель снизился до 55%.
Важным аспектом исследования является изучение консолидации немецкого общества по вопросам поддержки Украины и активизация военной активности Германии в ответ на начало СВО. Партии бундестага провели совместную работу по оказанию помощи прибывающим в Германию украинским беженцам. В период с 24 февраля по 22 марта 2022 г. в страну прибыло 232 тыс. украинских граждан. По состоянию на ноябрь 2022 г. их численность достигла более 1 млн человек. В этой связи 17 марта по запросу партии ХДС/ХСС (парламентская оппозиция) были проведены консультации по вопросам защиты беженцев на территории Германии. Следующим шагом стала единая дорожная карта помощи, раз-работаннаяна уровне глав земель и федерального правительства 17 марта в рамках Конференции премьер-министров федеральных земель (Minis-terprasidentenkonferenz, МРК). Были достигнуты соглашения об ускоренной процедуре регистрации беженцев в единой системе и финансовой помощи федеральным землям.
Германия поддержала все восемь пакетов санкций, которые были наложены на РФ, в том числе при участии Федерального министерства транспорта, Федерального министерства экономики и защиты климата: были заморожены или прекращены ряд соглашений и контрактов по сотрудничеству с Россией.
Выступая в бундестаге 27 февраля 2022 г., О. Шольц смог консолидировать вокруг себя все политические силы [12]. И партии, входящие в правительственную коалицию (СДПГ, «Зеленые», СвДП), и парламентская оппозиция (ХДС/ХСС, «Альтернатива для Германии», Левые, Союз южношлезвигских избирателей) поддержали Украину и поставки ВиВТ. Единственной политической партией, которая выступила с заявлением о том, что ответственность за украинский конфликт лежит не только на РФ, была «Альтернатива для Германии».
С началом СВО ряд стран Европы, в том числе и ФРГ, начали приводить свои национальные вооруженные силы в режим повышенной боеготовности. Было принято коллективное решение стран — членов НАТО расширить военный контингент Альянса на восточных границах, что в значительной степени увеличивает вероятность вооруженного конфликта между НАТО и РФ [1]. Генеральный секретарь Альянса Й. Стол-тенберг 10 апреля 2022 г. заявил о десятикратном увеличении военного контингента НАТО, однако сейчас численность войск на восточных границах достигла рекордных показателей — свыше 40 тыс. солдат и офицеров. При этом ФРГ продолжает наращивать возможности по ускоренному развертыванию усиленной группировки в странах Прибалтики [10]. Примечательно, что весной 2022 г. О. Шольц подтвердил намерения решить вопрос о боевых БПЛА, который был поставлен перед бундестагом осенью 2021 г. Германия выразила готовность закупить БПЛА MALE RPAS и боевой БПЛА «Херон» у Израиля.
Министерство обороны ФРГ 2 апреля 2022 г. объявило о возможности закупки систем противоракетной обороны (ПРО) у США или Израиля. Генеральный инспектор ВС ФРГ Э. Цорн заявил в интервью журналистам газеты Welt am Sonntag о том, что нехватка финансирования и отсутствие собственных НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) даже на начальном этапе не дает возможности разрабатывать свои системы противоракетной обороны [18]. Данные действия военно-политического руководства Германии направлены на защиту воздушного пространства в условиях нарастания угрозы ракетных или ракетно-ядерного ударов. Речь идет о размещенных в Калининградской области сил Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). В настоящий момент там дислоцируется 152-я гвардейская ракетная бригада, которая имеет на вооружении двухзарядные баллистические ракетные комплексы «Искандер-М». Силами и средствами бригады возможно поражение цели в радиусе до 500 километров, что позволяет нанести удар по целям, расположенным в северном пригороде Берлина. Помимо новых комплексов противоракетной обороны [9], к 2032 г. Министерство обороны ФРГ намерено выделить 32 млрд евро для пополнения запасов военного снаряжения и боеприпасов, а также подготовить пакет разработок перспективных ВиВТ, необходимых бундесверу.
Немаловажен и скандинавский фактор в развитии военной политики ФРГ и НАТО [8]. Изменения в военно-политическом дискурсе Финляндии и Швеции на фоне специальной военной операции находят отклик и в немецкой общественно-политической мысли. События на Украине послужили предлогом для вступления этих государств в НАТО, что является историческим событием и, несомненно, повлияет на риторику развития архитектуры безопасности региона. Сегодня Финляндия и Швеция тесно координируют вопросы безопасности, а также совместно наращивают усилия по обороне. По результатам встречи на уровне премьер-министров двух стран премьер Финляндии С. Марин заявила: «Нашим
странам напрямую ничего не угрожает, но очевидно, что нам необходимо совместно оценивать безопасность в нашем регионе» [6]. В совместном заявлении лидеры стран обозначили начало новой реальности в обеспечении безопасности. Таким образом, закупка ПРО Германией является закономерным и прагматичным шагом, особенно с учетом того, что Россия будет вынуждена наращивать военную группировку на северо-западе страны и в Прибалтике в качестве ответа на вступление Финляндии и Швеции в Альянс. Россия может принять решение о развертывании дополнительных конвенциональных и ядерных вооружений на границах с недружественными странами. Расширение военного присутствия России в Финском заливе может послужить импульсом для ответного наращивания контингента НАТО, и, в частности, немецкого [22].
Опираясь на решения немецкого правительства, принятые после начала СВО, можно сделать вывод о том, что увеличение военного присутствия бундесвера в миссиях НАТО, особенно в Европе, является ответом руководства страны на растущие угрозы безопасности для стран — членов Альянса. Кроме того, немецкое общество активно поддерживает курс кабинета О. Шольца.
Вклад бундесвера в миссии НАТО
Важную роль в анализируемой проблеме играет деятельность стран НАТО. Рассмотрим миссии военного характера, выходящие за пределы стран — участниц Альянса, цель которых заключается в миротворческом урегулировании конфликтов в других регионах. Для формирования комплексного восприятия деятельности НАТО рассмотрим некоторые из миссий Альянса, в которых принимает участие бундесвер, в хронологическом порядке.
Standing NATO Maritime Group 1 (SNMG1). Старейшаяза всю историю существования Альянса морская группа была основана в 1967 г. Изначально она задумывалась как проект «постоянных ВМС Атлантики» и только в 2005 г. получила нынешнее название.
SNMG 1 несет большую часть ответственности за контроль и защиту стратегически важных путей в Северной Атлантике и Северном море. Группа состоит из нескольких эсминцев и судна поддержки. Задача морской группы — осуществление контроля и защиты Атлантики [30]. Помимо участия Германии в SNMG 1, бундестаг наделил бундесвер правом принимать участие в миссиях во всех четырех многонациональных флотах НАТО.
Морская группа подчиняется Союзному морскому командованию (MARCOM Allied Maritime Command) с постоянно действующей штаб-квартирой в г. Нортвуде (Великобритания). Морская группа проводит регулярные учения и маневры с союзниками. Отрабатываются сценарии по обороне, осуществлению морской блокады, поисково-спасательных операций, а также проводятся совместные учения по оказанию гуманитарной помощи в условиях ЧС.
Многонациональные флоты НАТО являются частью сил быстрого реагирования (СБР) НАТО (VJTF Very High Readiness Joint Task Force), при помощи которых Альянс может гибко и быстро реагировать на новые вызовы и угрозы. Два подразделения из состава СБР НАТО способны выполнять задачи по обороне морских путей и защите линий транспортной коммуникации Старого и Нового света от подводных мин. Логистические каналы необходимы для поддержания постоянной коммуникации, особенно в условиях политических кризисов и военных конфликтов [17].
Standing NATO Mine Countermeasures Group 1 (SNMCMG 1). Ключевым районом деятельности постоянной противоминной группы НАТО является район Прибалтики и Северной Атлантики, как и в случае с миссией SNMG 1, при этом она может быть направлена и в другие регионы. Данное противоминное подразделение было создано в 1973 г. и носило название Standing Naval Force Channel. Современное название получено в 2005 г. SNMCMG 1 состоит из нескольких противоминных катеров, а также командного корабля и судна снабжения, включая и немецкий корабль. В задачу группы входит поиск и ликвидация морских мин.
Косово. Бундесвер находится на территории Косово согласно резолюции 12'44 с 12 июня 1999 г. [11]. На данный момент в задачи контингента входит создание и поддержание мирного гражданского порядка и общественной безопасности. По состоянию на 2022 г. в Косово размещено примерно 400 немецких военнослужащих.
Мандат миссии дополнен гуманитарной составляющей: обеспечение и транспортировка гуманитарной помощи в условиях ЧС, а также помощь в оказании миграционного регулирования. Ведется активное взаимодействие по линии ООН (МООНК) и ЕС (Миссия ЕС по верховенству права в Косово). С учетом изменений, произошедших с лета 1999 г. [17], численность немецкого военного контингента не всегда была фиксированной. После провозглашения независимости Косово 17 февраля 2008 г. объединенные силы НАТО стали покидать его территорию и освобождать районы своей дислокации. В декабре 2018 г. бундесвер покинул район дислокации в г. Призрене после 20 лет военного присутствия. Сейчас бундесвер сосредоточен в штабе сил KFOR (Kosovo Force) в столице Косово г. Приштине.
NATO Baltic Air Policing (BAP Baltic Air Policing). Миссия создана в 2004 г. с целью упрочить коллективные меры безопасности и обеспечить защиту и целостность воздушного пространства стран Прибалтики в условиях мирного времени. Германия принимает участие в миссии с2005г. Основным ее вкладом является отправка истребителей [28]. Изначально это были истребители F-4F Phantom II, а с 2009 г. — истребители Eurofighter.
С 2014 г. бундесвер ежегодно принимает участие в работе миссии НАТО Reinforcement Air Policing Baltic States по линии сотрудничества с Эстонией, Латвией и Литвой. В связи с обострением ситуации на Украине
в марте 2014 г. страны НАТО приняли решение усилить группировку миссии, а после саммита в Уэльсе приступили к практической реализации решения. В том же году было увеличено число аэропортов на территории Эстонии и материально-техническая база миссии [15]. Ежегодно ФРГ привлекает к участию в миссии свой военный контингент в составе шести боевых самолетов Eurofighter, а с 2020 г. смогла интегрировать центр управления Deployable Control and Reporting Centre (DCRC) в миссию Baltic Air Policing (BAP).
Standing NATO Maritime Group 2 (SNMG 2) — морская группа, организационно-штатная структура которой варьируется от 4 до 7 кораблей. Сегодня в дежурствах миссии принимает участие и немецкий патрульный корабль. Подразделение было создано в 1992 г. под названием Standing Naval Force Mediterranean. В 2005 г. оно было переименовано в Standing NATO Maritime Group 2. Группировка несет дежурство от 6 до 12 месяцев с правом передачи руководства другим союзным государствам. При этом силы миссии активно взаимодействуют с подразделениями Sea Guardian.
Standing NATO Mine Countermeasures Group 2 (SNMCMG 2) — постоянная противоминная группа НАТО, круглогодично несет службу в акватории Средиземного моря и в прилегающих морских зонах. Помимо этого, она занимается проведением учений по организации и ведению минной войны. SNMCMG 2 состоит из корабля управления, судна снабжения и группы противоминных катеров из различных стран — членов НАТО, включая катер из ФРГ.
Ирак — «Непоколебимая решимость». С 2015 г. бундесвер входит в коалицию стран, которые до сегодняшнего дня ведут борьбу с ИГИЛ1, официально считающимся в Ираке побежденным. По состоянию на 2022 г. в миссии принимают участие более 500 солдат и офицеров ФРГ. В задачи бундесвера входит помощь в стабилизации мирной обстановки в Ираке и регионе, а также деятельность по предотвращению восстановления террористических ячеек на территории Ирака [31].
Мандат на проведение миссии НАТО был продлен 28 января 2022 г. В Иордании вместе с мандатом миссии «Создание потенциала Ирака», которая предусматривает присутствие бундесвера на территории страны до 31 октября 2022 г., Германия обеспечивает:
• воздушный мониторинг с применением радаров для наблюдения, содействие по заправке самолетов мониторинга самолетами-заправщиками;
• морское и воздушное патрулирование авиации НАТО — AWACS (Airborne Early Warning and Control System);
• организацию и проведение специализированных курсов по военному делу в северо-западном Ираке.
1 Организация запрещена на территории Российской Федерации.
Важно обозначить, что данные задачи в рамках миссии «Непоколебимая решимость» распространяются и на другую миссию НАТО в Ираке — NMI (NATO Mission Iraq), в рамках которой ведется в о енно-техническое обучение ВС Ирака.
Миссия НАТО в Эгейском море. С февраля 2016 г. Альянс начал проводить миссию в Эгейском море с целью обеспечения безопасности, борьбы с контрабандистами и улучшению обмена информацией с греческими и турецкими пограничными службами, а также агентством ЕС по управлению границами Frontex [20].
Вклад бундесвера в миссию представлен немецким боевым судном, а также немецким капитаном. Все корабли миссии обеспечивают непрерывную коммуникацию на море. В 2015 г. через Эгейское море из стран Ближнего Востока в Европу пытались проникнуть рекордные 853 тыс. мигрантов, в 2019 г. этот показатель сократился до 83,3 тыс.
Средиземное море — «Морской страж». Коллективное решение стран НАТО о проведении миссии «Морской страж» было принято летом 2016 г. в Варшаве. Цель миссии — обеспечение безопасности в Средиземноморье и укрепление южных флангов НАТО в условиях активного миграционного кризиса и террористической угрозы последних десятилетий. Она также включает в себя борьбу с морским пиратством, бандитизмом, а также наращивание сил НАТО в Средиземном море [20]. Миссия является преемницей предыдущей миссии Альянса в регионе Active Endeavor («Активные усилия»). Силы бундесвера представлены кораблями, катерами и самолетами, которые ведут мониторинг морской акватории. Зона ответственности включает Средиземное море, Гибралтарский пролив и его проходы, а также соответствующее воздушное пространство. В 2022 г. начались активные дебаты о возможном расширении круга задач «Морского стража». В настоящий момент ведутся переговоры о возможном расширении обмена информацией между прибрежными государствами, защите торговых морских путей, морской критической инфраструктуры и борьбе с распространением оружия массового уничтожения.
Литва — Enhanced Forward Presence. В 2017 г. НАТО приняло решение развернуть группировкув Польше и странах Прибалтики. Данная миссия необходима для обеспечения безопасности стран Восточной Европы и сдерживания угроз, исходящих от России [23]. Под контролем бундесвера в Литве находится боевая группа национальных вооруженных сил. Всего в Литве четыре боевые группы (Великобритания, Канада, США, Германия), численность каждой из которых около тысячи солдат и офицеров. Вышеупомянутую группировку усиливают приданные подразделения принимающей страны в г. Рукле. В задачи бундесвера входит обучение местных ВС и организация учений, а также проведение ротации каждые шесть месяцев с момента начала миссии (согласно основополагающему акту Россия — НАТО, не допускается постоянное размещение войск Альянса в Восточной Европе). В ходе боевых учений и маневров силы НАТО
ведут отработку позиционных боев и обороны. Весной 2022 г. по решению немецкого правительства была расширена помощь восточноевропейским странам — членам Альянса: увеличен военный контингент в Литве, анонсировано продление миссии Air Policing в Румынии, оговорены возможности по созданию новых подразделений НАТО в Словакии, предоставлены дополнительные силы ПВО и суда для обеспечения безопасности в Северном, Балтийском и Средиземном морях.
^овакия — eVAenhanced Vigilance Activities. Стремясь укрепить восточные рубежи НАТО, Германия с марта 2022 г. принимает участие в миссии по наращиванию боеготовности коллективных сил Альянса. Эта миссия является ответом на украинские события. В ее задачи входит создание новых многонациональных сил для самых различных нужд НАТО в Центральной и Юго-Восточной Европе. Федеральный министр обороны ФРГ К. Ламбрехт приняла решение о развертывании сил бундесвера на территории Словацкой Республики. Первыми размещенными подразделениями стали ВВС с зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) Patriot Phased Array Tracking Radar to Intercept on Target (фазированный радиолокационный радар слежения для перехвата на цели). Задача немецких ВС заключается в защите воздушного пространства Словакии вместе с союзниками по блоку. Максимальная численность немецкого контингента была определена парламентом Словакии и достигла численности около 700 человек. ФРГ развернула штаб и элементы управления и предоставила необходимую материальную помощь в обеспечении работы ЗРК. С точки зрения международного права данная миссия является признанной, что не попадает под определение «развертывание национальных вооруженных сил на территории иностранного государства», в связи с этим мандат на участие бундесвера от бундестага не требуется. Примечательно, что к 2022 г. ФРГ уже вела плодотворное военное сотрудничество со Словакией, но по линии PESCO.
Румыния — eAP Senhanced Air Policing South. Бундесвер принимает участие в этой миссии НАТО во второй раз. С 2022 г. немецкий контингент будет поддерживаться ВВС Италии. Согласно совместной дорожной карте Plug and Fight, созданной Люфтваффе и британскими королевскими ВВС, группы реагирования смогут оказать содействие румынским ВС по защите воздушного пространства страны. С весны 2022 г. немецкие истребители Eurofighter из состава 74-го тактического авиакрыла из г. Нойбург и итальянскими Aeronautica Militare будут осуществлять патрулирование побережья Черного моря по протоколам быстрого реагирования на тревогу Quick Reaction Alert. Базирование совместных сил Германии и Италии осуществляется в г. Констанца с регулярной ротацией.
Таким образом, по состоянию на 2022 г. НАТО имеет развитую военную инфраструктуру во многих странах Европы. По результатам мадридского саммита НАТО, проходившего в июне 2022 г., стало очевидно, что инфраструктура Альянса продолжит свое расширение, что нашло свое отражение в новой концепции Альянса. Также следует отметить, что про-
анализированные миссии отражают реальную степень вовлеченности бундесвера. Кроме того, подтверждается тезис о том, что бундесвер ведет активную и поступательную внешнюю военную деятельность, направленную на расширение своего присутствия за пределами национальных границ, особенно в европейском регионе и на его восточных границах.
Заключение
С началом специальной военной операции на территории Украины, а также запуска механизма по вступлению Финляндии и Швеции в НАТО, Германия привела свои вооруженные силы в режим повышенной боеготовности и заявила о намерениях увеличить численность бундесвера в составе контингента НАТО в Восточной Европе. В связи с расширением присутствия НАТО в Европе в ответ на действия РФ увеличивается вероятность участия бундесвера в операциях Альянса в восточной части региона, где уже сейчас сосредоточена усиленная группировка быстрого реагирования НАТО, и это, на наш взгляд, подтверждает тезис о том, что Берлин стремится закрепить свои позиции на его восточных рубежах. Члены Альянса приняли решение существенно повысить уровень расходов на нужды обороны. Важно упомянуть о заявлениях немецкого правительства об амбициозных целях по становлению Германии в качестве ведущей региональной державы. С учетом текущего состояния европейской безопасности можно сделать вывод, что Германия будет наращивать свои усилия в рамках НАТО в ответ на наращивание российского военного присутствия. Кроме того, в современных военно-политических условиях немецкое руководство может использовать положение ФРГ в Альянсе для реализации собственных национальных задач и целей. Данные события являются подтверждением теории «наступательного реализма», которая была разработана американским политологом Д. Миэршайме-ром, согласно которой международные процессы базируются на «пяти столпах» наступательного реализма [25]. Наращивание объема наступательных вооружений европейскими странами, рост анархии в международных отношениях, отсутствие уверенности государств относительно намерений других держав — все это находит свое отражение в текущей политической картине мира.
Национальная политика страны и ее военно-политический вектор всецело направлены на поддержание высокого уровня вну триб л оков ой дисциплины, что находит отражение в числе и интенсивности операций НАТО, в которых задействован бундесвер. Таким образом, деятельность национальных вооруженных сил Германии в миссиях под эгидой НАТО представляет собой комплекс военно-политических мер, направленных на укрепление позиции бундесвера в Альянсе.
По нашему мнению, участие ФРГ в будущих миссиях под эгидой НАТО продемонстрирует еще более активную вовлеченность немецких вооруженных сил в военное планирование Альянса. Согласно новой Стратеги-
ческой концепции НАТО, военная активность Германии в блоке в ближайшем будущем будет только увеличиваться. Будет расширяться вариативность (воздушные, морские, сухопутные) и масштабы проводимых с участием бундесвера миссий. Кризис европейской безопасности может привести Германию к активизации политики распространения региональной гегемонии под эгидой защиты демократических ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арбатов А.Г. Украинский кризис и стратегическая стабильность // Полис. Политические исследования. 2022. № 4. С. 10—31.
2. В Германии назвали красной линией отправку военных НАТО на Украину // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/623218069a7947008d7d4680 (дата обращения: 23.01.2023).
3. В новой концепции НАТО появится Китай и изменится отношение к Рос-сии//РБК.ШГ: https://www.rbc.ru/politics/29/05/2022/629386429a79475e0544b773 (дата обращения: 19.01.2023).
4. Концепция внешней политики Российской Федерации. URL: http://www. scrf.gov.ru/security/international/document25/ (дата обращения: 10.04.2023).
5. Меркель поздравила Байдена с избранием президентом США// ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9948217 (дата обращения: 22.01.2023).
6. Минобороны РФ: Наступление в Украине возобновлено. URL: https:// www.dw.com/ru/vojna-ukraina-rossija-6-marta-2/a-61024876 (дата обращения: 22.01.2023).
7. СиндеевА.А. Безопасность и настройка на системную конкуренцию (о стратегическом выборе нового правительства ФРГ) //Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. Вып. IV, № 36. С. 13—24.
8. Смирнов А.М. Перспективы вступления Швеции и Финляндии в НАТО // Геополитика и патриотическое воспитание. 2017. № 27. С. 57—63.
9. Трунов Ф.О. Современное состояние и перспективный облик вооруженных сил ФРГ: Стратегические императивы, вызовы и возможности технологического переоснащения // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2016. № 3. С. 72—99.
10. Трунов Ф.О. Германская модель военных реформ. М.: ИНИОН РАН,
2021.
11. Хришкевич Т.Г. Зарубежные миссии бундесвера в начале XXI века // Псковский военно-политический вестник. 2016. № 2. С. 174—183.
12.Шольц заявил, что руководство России «очень скоро» ощутит цену действиям на Украине // ТАСС. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panora-ma/13883135 (дата обращения: 21.01.2023).
13. Шольц и Макрон призвали возродить «нормандский формат». URL: https://www.dw.com/ru/pervyj-zarubezhnyj-vizit-na-postu-kanclera-sholc-nanes-v-parizh/a-60083149 (дата обращения: 22.01.2023).
14. Das Weißbuch 2016 tragt den Untertitel zur Sicherheitspolitik und zur Zukunft der Bundeswehr, 2016. URL: https://www.bmvg.de/resource/blob/13708/015be 272f8c0098f1537a491676bfc31/weissbuch2016-barrierefrei-data.pdf (дата обращения: 27.01.2023).
15. De Pedro N, Manoli P., Sukhankin S, Tsakiris T. Facing Russia's Strategic Challenge: Security Developments from the Baltic to the Black Sea. URL: http://
www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2017/603853/EXP0_STU(2017) 60853_EN.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
16. Ewers-Peters N.M. Understanding EU-NATO cooperation how member states matter. Oxon: Newgen Publishing UK, 2022.
17. Glatz R.L., Hansen W, Kaim M, Vorrath J. Missions in a Changing World // SWP Research Paper. 2018. N 6. P. 2—7.
18. Gotkowska J. The current state, problems and future of Germany's air and missile defence // Centre for Eastern Studies. 2013. N 1051. P. 1—8.
19. Hackenbroich J., Shapiro J., Varma T. Policy Brief, Health sovereignty: How to a resilient European response to pandemics. URL: https:/www. ecfr.eu/publications/ summary/health_sovereignty_how_to_build_a_resilient_Europe (дата обращения: 22.01.2023).
20. Hill S, Bastomski B. Legal Dialogue on Human Rights Obligations: NATO's Aegean Sea Activity as a Case Study (2020). URL: https://ssrn.com/abstract=3722070 (дата обращения: 22.01.2023).
21. Kappel R. Global Power Shifts and Germany's New Foreign Policy Agenda // Strategic Analysis. 2014. Vol. 38 (3). P. 341—352.
22. Kretinin G.V., Katrovskiy A.P., Pototskaya T.I., Fedorov G.M. Geopolitical and geo-economic changes in the Baltic Sea region at the turn of the XX—XXI centuries // Balt^ Region. 2016. Vol. 8, N 4. P. 13—24.
23. Lanoshka A., Leuprecht K, Muti K, Derow J.J.R. Strengthening NATO's forward presence in two years // Documents of the Riga Conference 2019: NATO on the 70th place in the Baltic Sea region. Riga: Latvian Institute of International Relations, 2019. P. 1—22.
24. Lijn J. van der, Baudais V., HickendorfA. et al. EU military training missions: A synthesis report. Stockholm: SIPRI, 2022.
25. Mearsheimer J. The Tragedy of Great Power Politics. N.Y: W.W. Norton & Company, 2014.P. 44—68.
26. Monaghan S. Resetting NATO's Defense and Deterrence. Washington: CSIS briefs, 2022.
27. NATO 2022 Strategic concept // NATO. URL: https://www.nato.int/nato_ static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
28. SalikovA, Tarasov I., Urazbaev E. The Baltic policy of Germany and current international relations // Balt^ Region. 2016. Vol. 8, N 1. P. 60—66.
29. Schmidt P., Alongi M. Germany, France and NATO. Washington: The American Institute for Contemporary German Studies Washington, 1994.
30. Toremans G. New roles and missions dictate NATO agenda // Marine Technology Society Journal. 2005. Vol. 50(4). P. 14—25. DOI:10.4031/MTSJ.50.4.12
31. Tuck H, Silverman T, Smalley C. Shooting in the right direction: Anti-ISIS Foreign Fighters in Syria &Ira. L.: Institute for Strategic Dialogue, 2016.
REFERENCES
1. Arbatov A.G. 2022. "Ukrainian crisis and strategic stability". Polis. Political Studies, no. 4, pp. 10—31. (In Russ.)
2. In Germany, they called the sending of NATO military to Ukraine a red line. 2022. Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/623218069a7947008d7d4680 (accessed: 23.01.2023). (In Russ.)
3. China will appear in the new NATO concept and the attitude towards Russia will change. 2022. Available at: https://www.rbc.ru/politics/29/05/2022/629386429a79475 e0544b773 (accessed: 19.01.2023). (In Russ.)
4. Foreign Policy Concept of the Russian Federation. Available at: http://www. scrf.gov.ru/security/ international/document25/ (accessed: 10.04.2023). (In Russ.)
5. Merkel congratulated Biden on his election as President of the United States. 2020. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9948217 (accessed: 22.01.2023). (In Russ.)
6. The Ministry of Defense of the Russian Federation: The offensive in Ukraine has been resumed. 2022. Available at: https://www.dw.com/ru/vojna-ukraina-rossija-6-marta-2/a-61024876 (accessed: 22.01.2023). (In Russ.)
7. Sindeev A. A. 2021. "Security and Adaptation to System Competition (On the Strategic Choice of the New German Government)". Institute for Europe, Russian Academy of Sciences, vol. IV, no. 36, pp. 13—24. (In Russ.)
8. Smirnow A.M. 2017. "The Prospects of Sweden and Finland Joining NATO". Geopolitics and patriotic education, no. 27, pp. 57—63. (In Russ.)
9.Trunov F.O. 2016. "The Current State and Future of the Armed Forces of the Federal Republic of Germany: Strategic Imperatives, Challenges, and Opportunities for Technological Rearmament". The Bulletin of the Moscow University. Series 25: International Relations and World Politics, no. 3, pp. 72—99. (In Russ.)
10.Trunov F.O. 2021. German model of military reforms. Moscow, INION RAS. (In Russ.)
11. Hrishkevich T.G. 2016. "Foreign missions of the Bundeswehr at the beginning of the 21st century". Pskov Military-Political Bulletin, no. 2, pp. 174—183. (In Russ.)
12. Scholz said that the Russian leadership "very soon" will feel the price of actions in Ukrain. 2022. Available at: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13883135 (accessed: 21.01.2023). (In Russ.)
13. Scholz and Macron called for the revival of the "Normandy format". 2021. Available at: https://www.dw.com/ru/pervyj-zarubezhnyj-vizit-na-postu-kanclera-sholc-nanes-v-parizh/a-60083149 (accessed: 22.01.2023). (In Russ.)
14. The White Paper 2016 is subtitled on Security Policy and the future of the Bundeswehr. 2016. Available at: https://www.bmvg.de/resource/blob/13708/015be272f8c 0098f1537a491676bfc31/weissbuch2016-barrierefrei-data.pdf (accessed: 27.01.2023).
15. De Pedro N., Manoli P., Sukhankin S., Tsakiris T. 2017. Facing Russia's strategic challenge: Security developments from the Baltic to the Black Sea. Available at: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2017/603853/EXPO_STU (2017) 60853_EN.pdf (accessed: 15.03.2018).
16. Ewers-Peters N.M. 2022. Understanding EU-NATO cooperation how member states matter. Oxon, Newgen Publishing UK.
17. Glatz R.L., Hansen W., Kaim M. 2018. "Vorrath J. Missions in a Changing World". SWPResearch Paper, no. 6, pp. 5—26.
18. Gotkowska J. 2013. "The current state, problems and future of Germany's air and missile defence". Centre for Eastern Studies, no. 1051, pp. 1—8.
19. Hackenbroich J., Shapiro J., Varma T. 2020. Policy Brief, Health sovereignty: How to build a resilient European response to pandemics. Available at: https://www. ecfr.eu/publications/summary/health_sovereignty_how_to_build_a_resilient_Europe (accessed: 22.01.2023).
20. Hill S., Bastomski B. 2020. Legal Dialogue on Human Rights Obligations: NATO's Aegean Sea Activity as a Case Study. Available at: https://ssrn.com/abstract= 3722070 (accessed: 22.01.2023).
21. Kappel R. 2014. "Global Power Shifts and Germany's New Foreign Policy Agenda". Strategic Analysis, vol. 38(3), pp. 341—352.
22. Kretinin G.V., KatrovskiyA.P., Pototskaya T.I., FedorovG.M. 2016. "Geopolitical and geo-economic changes in the Baltic Sea region at the turn of the XX—XXI centuries". Baltic Region, no. 4, pp. 13—24.
23. Lanoshka A., Leuprecht K., Muti K., Derow J.J.R. 2019. "Strengthening NATO's forward presence in two years". In Documents of the Riga Conference 2019: NATO on the 70th place in the Baltic Sea region. Riga, Latvian Institute of International Relations, pp. 1—22.
24. Van der Lijn J., Baudais V., Hickendorf A., Williams P., Acko I., Maiga S., Ali Y.A. 2022. EUmilitary training missions: a synthesis report. Stockholm, SIPRI.
25. Mearsheimer J. 2014. The Tragedy of Great Power Politics. New York, W.W. Nor -ton & Company.
26. Monaghan S. 2022. Resetting NATO's Defense and Deterrence. Washington, CSIS briefs.
27. NATO 2022 Strategic concept. Available at: https://www.nato.int/nato_static_ fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (accessed: 25.01.2023).
28. SalikovA., TarasovI., Urazbaev E. 2016. "The Baltic policy of Germany and current international relations". Baltic region, vol. 8, no. 1, pp. 60—66.
29. Schmidt P., Alongi M. 1994. Germany, France and NATO. Washington, American Institute for Contemporary German Studies.
30.Toremans G. 2005. "New roles and missions dictate NATO agenda". Marine Technology Society Journal, vol. 50(4), pp. 14—25. D0I:10.4031/MTSJ.50.4.12
31. Tuck H., Silverman T., Smalley C. 2016. "Shooting in the right direction": In Anti-ISISForeign Fighters in Syria & Ira. London, Institute for Strategic Dialogue.
ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ
1. Arbatov A.G. Ukrainskij krizis i strategicheskaya stabil'nost'//Polis. Politiche-skie issledovaniya. 2022. № 4. S. 10—31.
2. V Germanii nazvali krasnoj liniej otpravku voennyh NATO na Ukrainu // RBK. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/623218069a7947008d7d4680 (data obrasche-niya: 23.01.2023).
3.V novoj koncepcii NATO poyavitsya Kitaj i izmenitsya otnoshenie k Rossii // RBK. URL: https://www.rbc.ru/politics/29/05/2022/629386429a79475e0544b773 (data obrascheniya: 19.01.2023).
4.Koncepciya vneshnej politiki Rossijskoj Federacii. URL: http://www.scrf.gov. ru/security/international/document25/ (data obrascheniya: 10.04.2023).
5. Merkel' pozdravila Bajdena s izbraniem prezidentom SSHA // TASS. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9948217 (data obrascheniya: 22.01.2023).
6. Minoborony RF: Nastuplenie v Ukraine vozobnovleno. URL: https://www.dw. com/ru/vojna-ukraina-rossija-6-marta-2/a-61024876 (data obrascheniya: 22.01.2023).
7. Sindeev A. A. Bezopasnost' i nastrojka na sistemnuyu konkurenciyu (O strategi-cheskom vybore novogo pravitel'stva FRG) // Analiticheskie zapiski Instituta Evropy RAN. 2021. Vyp. IV, № 36. S. 13—24.
8. Smirnov A.M. Perspektivy vstupleniya Shvecii i Finlyandii v NATO // Geopoli-tika i patrioticheskoe vospitanie. 2017. № 27. S. 57—63.
9. Trunov F.O. Sovremennoe sostoyanie i perspektivnyj oblik vooruzhennyh sil FRG: Strategicheskie imperativy, vyzovy i vozmozhnosti tekhnologicheskogo pere-
osnashcheniya // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 25. Mezhdunarodnye otno-sheniya i mirovaya politika. 2016. № 3. S. 72—99.
10. Trunov F.O. Germanskaya model' voennyh reform. M.: INION RAN, 2021.
11.Hrishkevich T.G.ZarubezhnyemissiibundesveravnachaleXXI veka//Pskov-skij voenno-politicheskij vestnik. 2016. № 2. S. 174—183.
12. Shol'c zayavil, chto rukovodstvo Rossii «ochen' skoro» oshchutit cenu dejst-viyam na Ukraine // TASS. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/ 13883135 (data obrascheniya: 21.01.2023).
13. Shol'c i Makron prizvali vozrodit' «normandskij format». URL: https:// www.dw.com/ru/pervyj-zarubezhnyj-vizit-na-postu-kanclera-sholc-nanes-v-parizh/ a-60083149 (data obrascheniya: 22.01.2023).