НАУКИ КРИМИНАЛЬНОГО ЦИКЛА
JUS CRIMINALE
DOI: 10.17803/1729-5920.2021.181.12.074-083
М. Ю. Пучнина*, А. В. Пучнин**
Анализ деятельности адептов радикального идейного движения «колумбайн»
Аннотация. В статье рассмотрены случаи нападения на школы в России, дана оценка произошедшим событиям, проанализирована деятельность скулшутеров. Приведена символика и атрибутика последователей колумбайна. В рамках исследования был осуществлен контент-анализ информационного пространства сети Интернет, что позволило сделать определенные выводы по распространению радикального идейного движения «колумбайн». Так, типичному представителю колумбайн-сообщества от 14 до 20 лет. Зачастую подростки завышают свой реальный возраст в виртуальном пространстве и ведут несколько аккаунтов в одной и той же социальной сети. Становление личности подростка происходит через призму отношений в референтной группе. Если эта самоидентификация не наступает в семье или школе по различным причинам, то несовершеннолетний погружается в информационно-сетевое пространство, где он обретает чувство комфорта, потому что его интересы и взгляды разделяют, а также оказывают ему поддержку. У подростка складывается впечатление, что лучше всего его понимают именно в группах смерти, колумбайн-сообществах и иных деструктивных объединениях, а не в семье. Сведения, которые данные пользователи оставляют на личных страницах в социальных сетях, позволяют выявить ряд признаков, указывающих на их депрессивное состояние, наличие предсуицидального синдрома, агрессивного поведения и чрезмерной жестокости. Таким образом, можно сделать следующий вывод: типичный участник колумбайн-сообществ — это эмоционально неустойчивый, ведомый, закомплексованный, скрытный, не уверенный в себе индивид. Как правило, на странице типичного участника колумбайн-сообществ мало реальных фотографий либо их нет вообще. Иногда вместо реального имени указан псевдоним — в большинстве случаев он связан с культом «колумбайн». Кроме того, аккаунт такого подростка содержит фото-и видеоконтент, который можно отнести к суицидальной тематике, чрезмерной жестокости и агрессии, увлечению оружием.
Ключевые слова: колумбайн; скулшутинг; массовые убийства; нападения на школу; буллинг; социальные сети; мониторинг интернет-пространства.
Для цитирования: Пучнина М. Ю., Пучнин А. В. Анализ деятельности адептов радикального идейного движения «колумбайн» // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 12. — С. 74-83. — DOI: 10.17803/17295920.2021.181.12.074-083.
© Пучнина М. Ю., Пучнин А. В., 2021
* Пучнина Маргарита Юрьевна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России пр-т Патриотов, д. 53, г. Воронеж, Россия, 394065 [email protected]
** Пучнин Александр Васильевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности Воронежского института МВД России пр-т Патриотов, д. 53, г. Воронеж, Россия, 394065 [email protected]
An Analysis of the Activities of the Radical Ideological Movement "Columbine" Followers
Margarita Yu. Puchnina, Cand. Sci. (Law), Lecturer, Department of Criminal Law and Criminology, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation prospekt Patriotov, d. 53, Voronezh, Russia, 394065 [email protected]
Aleksandr V. Puchnin, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Operational Investigative Activities, Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation prospekt Patriotov, d. 53, Voronezh, Russia, 394065 [email protected]
Abstract. The paper examines the cases of attacks on schools in Russia, assesses the events that have occurred, and analyzes the activities of school shooters. The symbolism and attributes of Columbine's followers are given. As part of the study, a content analysis of the Internet information space was carried out, which allowed us to draw certain conclusions on the spread of the radical ideological movement Columbine. Thus, a typical representative of a "Columbine community" is from 14 to 20 years old. Teenagers often pretend to be older in the virtual space and maintain several accounts in the same social network. The formation of a teenager's personality occurs through the prism of relationships in the reference group. If this self-identification does not occur in the family or school for various reasons, then the minor plunges into the information and network space, where he finds comfort, his interests and views are shared, and he gets support. A teenager gets an impression that he is best understood in death groups, Columbine communities and other destructive associations, and not in the family. The information that these users leave on their personal social network accounts allows us to identify a number of features indicating depression, the presence of pre-suicidal syndrome, aggressive behavior and excessive cruelty. Thus, the following conclusion can be drawn: a typical participant in a Columbine community is an emotionally unstable, driven, complex, secretive, insecure individual. As a rule, there are few or no real photos on the account of a typical Columbine community participant. Sometimes a pseudonym is used instead of the real name: in most cases it is associated with the Columbine cult. In addition, the account of such a teenager contains photo and video content that can be attributed to suicidal themes, excessive cruelty and aggression, and a passion for weapons.
Keywords: Columbine; school shooting; mass murders; attacks on schools; bullying; social networks; monitoring of the Internet space.
Cite as: Puchnina MYu, Puchnin AV. Analiz deyatelnosti adeptov radikalnogo ideynogo dvizheniya «kolumbayn» [An analysis of the Activities of the Radical Ideological Movement "Columbine" Followers]. Lex russica. 2021;74(12):74-83. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.181.12.074-083 (In Russ., abstract in Eng.).
В настоящее время значительную роль в уже не являются сдерживающим фактором1.
формировании мировоззрения и социализа- Именно на данном этапе большую роль играет
ции играют виртуальные сообщества. К сожа- депрессивный, суицидальный и агрессивный
лению, это используется в том числе и предста- контент, с которым сталкивается пользователь
вителями преступного мира, которые благодаря в глобальной сети Интернет2.
социальному сегменту сети Интернет активно Социально-психологические особенно-
продвигают свои идеи, тем самым привлекая сти и причины, потеря социального контроля
последователей. Замкнутый в себе индивид, над несовершеннолетними, а также свобод-
как правило, слабо включен в социальные от- ное обращение в сети Интернет информации
ношения, в результате чего механизм конфор- деструктивного толка приводят к той ситуа-
мизма перестает действовать и социум теряет ции, которая сейчас болезненно обсуждается
над ним контроль. Нормы морали и обществен- в обществе — это оказываемое негативное
ного порядка в данном случае размываются и влияние на молодежь извне, приводящее к
1 Иванченко Р. Б., Польшиков А. В. Состояние, факторы, предупреждение школьного насилия: экспертный взгляд // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 4. С. 34-39.
2 Киселев С. С. От понимания девиантного поведения подростка к реализации принудительных мер воспитательного воздействия // Вестник Воронежского института МВД России. 2018. № 4. С. 183-191.
необратимым последствиям. Ярким примером тому может служить деятельность в сети Интернет колумбайн-сообществ3, а также отдельных лиц, создающих фан-арты (комиксы, зарисовки, картинки) и фанфики (истории, рассказы), популяризируя и романтизируя героев скулшутинга4.
Данное течение обрело последователей после событий, произошедших 20 апреля 1999 г., когда два ученика5 совершили нападение на школу «Колумбайн». В России данное течение стало зарождаться в 2013 г., однако наибольший пик настал в 2018 г., когда 17 октября было совершено нападение на Керченский политехнический колледж его обучающимся. Инцидент признан самым масштабным массовым убий-
ством по количеству жертв в учебном заведении в новейшей истории Европы.
Актуализация исследования обусловлена серией вооруженных нападений на образовательные учреждения. В настоящее время в России уже было совершено 7 нападений, в которых четко прослеживается взаимосвязь с деятельностью колумбайн-сообществ: поведение преступников, используемая ими атрибутика и сходный сценарий действий, а также подтвержденная заинтересованность массовыми убийствами в социальных сетях (см. таблицу) — и свыше 25 инцидентов на территории образовательных учреждений, которые согласно официальной версии не подтверждены как факты скулшутинга, несмотря на то, что имеют сходные черты.
Вооруженные нападения в учебных учреждениях, совершенные последователями культа «колумбайн»
Дата, место 03.02.2014, г. Москва, школа № 2636
Нападавший 15-летний ученик 10-го класса. Семья полная, благополучная. Отличник учебы, увлекался стрельбой, состоял в стрелковом клубе. Сверстники характеризовали его как «странного, не как все», замкнутого подростка
Краткая фабула Украл оружие из сейфа отца. Зашел в здание школы через центральный вход, угрожая оружием охраннику, прошел в кабинет № 2, где в тот момент шел урок у 1о «А» класса. Через открытую дверь выстрелил в учителя, затем зашел в класс и взял в заложники находившихся там учеников. На совершение преступления его подтолкнуло желание доказать одноклассникам теорию солипсизма («только я реален, а весь окружающий мир — моя выдумка»), а затем покончить с собой. Устроил перестрелку с сотрудниками полиции, однако после переговоров, в которых участвовал его отец, отпустил заложников, а через некоторое время был задержан
Выбор оружия Огнестельное оружие: полуавтоматический карабин Browning 22 Semi-Auto rifle, винтовка Tikka T3 НАТО с оптическим прицелом
Жертвы Погибших — 2 (учитель и охранник); раненых — 1 (полицейский), заложников — 21
Итог для нападавшего Задержан, признан невменяемым, отправлен судом на принудительное медицинское лечение
Связь с колумбайном Увлекался оружием, в последнее время часто скидывал одноклассникам в сети «ВКонтакте» видео про оружие. Несмотря на то, что было несколько незначительных нападений в школах уже в 2013 г., в России отчет инцидентов скулшутинга принято вести именно с данного события
Колумбайн-сообщества — это организуемые на интернет-ресурсах неформальные сообщества, пропагандирующие акты агрессии и убийств в учебных заведениях, совершаемые по аналогичному сценарию событий в американской школе «Колумбайн» (см.: БаеваЛ. В. «Группы смерти» и «колумбайн-со-общества» в онлайн-культуре и реальном социуме // Информационное общество. 2019. № 3. С. 33-42). Скулшутинг — синоним колумбайна.
В статье умышленно не упоминаются имена нападавших на учебные заведения во избежание популяризации данного идейного движения, а также с целью защиты персональных данных согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Мы придерживаемся такого подхода, поскольку считаем, что, говоря о конкретных личностях — нападавших, даже в научных целях, мы формируем и романтизируем их образ и культ, что является недопустимым.
См.: Стрельба в школе № 263 // URL: https://ш.wikipedia.org/wiki/Сгрельба_в_школе_№_263 (дата обращения: 11.03.2021) ; Замкнутый отличник — любитель оружия, который не хочет умирать // URL: https:// dailystorm.ru/obschestvo/zamknutyy-otlichnik-lyubitel-oruzhiya-kotoryy-ne-hochet-umirat (дата обраще-
ния: 11.03.2021).
3
4
5
6
Попытки предупредить Накануне он отправил некоторым одноклассникам сообщения: «Завтра вы удивитесь, что я сделаю»
Дата, место 04.12.2014, г. Томск, частная гимназия «Томь»7
Нападавший Бывший ученик 10-го класса. Семья полная, благополучная
Краткая фабула Пришел в школу с пневматическим пистолетом, который подарил ему брат. Расстрелял из пистолета завуча в коридоре, пришел в актовый зал, где находились его бывшие одноклассники, где произвел еще несколько выстрелов по ним. Был обезоружен одним из родителей, оказавшихся рядом
Выбор оружия Пневматический пистолет
Жертвы Раненых — 3 (завуч гимназии и двое учащихся)
Итог для нападавшего Задержан, признан невменяемым, отправлен судом на принудительное медицинское лечение
Связь с колумбайном Подвергался буллингу со стороны сверстников
Попытки предупредить Во время нападения одна из учениц увидела его с пистолетом в руках и попыталась предупредить других, но те приняли ее слова за шутку
Дата, место 05.09.2017, г. Ивантеевка, Московская область, «Образовательный центр № 1»8
Нападавший Ученик 9-го класса. Семья благополучная, полная, родители очень строгие. На учете в полиции не состоял, успеваемость низкая. Выделялся на фоне сверстников, был замкнутый
Краткая фабула Зашел в здание «Образовательного центра № 1», где открыл стрельбу из пневматической винтовки, а затем взорвал самодельные взрывные устройства
Выбор оружия Пневматическая винтовка, секач, самодельные взрывчатые вещества
Жертвы Раненых — 4 (учительница и трое учеников, выпрыгнувших из окна)
Итог для нападавшего Задержан, предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 213 УК РФ
Связь с колумбайном Проявлял интерес к теме массовых убийств в учебных заведениях. В социальной сети «ВКонтакте» нападавший был зарегистрирован как Mike Klebold. 20 апреля 2017 г., в день годовщины событий в «Колумбайне», он размещал на своей странице неоднозначные записи: «Жизнь прекрасна, друзья, но порой уж лучше смерть». Своим внешним видом подражал стрелкам из «Колумбайна»: носил длинный плащ, берцы и сумку военного образца
Попытки предупредить О намерении совершить нападение на школу сообщил знакомой и предупредил на следующий день, что не пошутил. Всерьез его слова восприняты не были. Также он предварительно попросил свою сестру как можно быстрее покинуть школу
Дата, место 15.01.2018, г. Пермь, школа № 1279
Нападавшие Ученики школы 16 и 15 лет. Первый состоял на учете в психоневрологическом диспансере. В школе учился очень плохо, оставался на второй год и ушел после 9-го класса. Второй характеризовался положительно, со слов одноклассников — спокойный и рассудительный, увлекался компьютерными играми
Краткая фабула Прошли в здание мимо охраны, поднялись в класс, где были уроки у начальных классов, напали на учительницу и учеников 4 «Б» класса, находившихся в кабинете, а затем попытались поджечь учебное заведение
Выбор оружия Холодное оружие: ножи. Бутылка бензина для поджога
Жертвы Раненых — 15 (12 человек были госпитализированы, из них одна учительница и двое нападавших)
См.: Случаи стрельбы в российских школах с 2014 года // URL: https://tass.ru/info/4834550 (дата обращения: 11.03.2021) ; УВД: подросток, стрелявший в томской гимназии, признан невменяемым // URL: https://www.riatomsk.ru/artide/20150526/uvd-podrostok-strelyavshij-v-gimnazii-tomj-priznan-nevmenyaemim/ (дата обращения: 11.03.2021).
См.: Нападение на школу в Ивантеевке // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нападение_на_школу_в_
Ивантеевке (дата обращения: 11.03.2021) ; Ивантеевский стрелок получил более семи лет колонии за нападение URL: https://www.interfax.ru/russia/650760 (дата обращения: 11.03.2021). См.: Что случилось в пермской школе? Драка или нападение? // URL: https://www.bbc.com/russian/news-42690997 (дата обращения: 11.03.2021) ; Пермский кошмар // URL: https://ria.ru/20180115/1512651552. html (дата обращения: 11.03.2021).
7
8
9
Итог для нападавших Задержаны, предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 30, пп. «а», «в», «ж», «и» ч. 2 ст. 105, ч. 2 ст. 167 УК РФ. Одному из нападавших дополнительно предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 162 УК РФ за ранее совершенное преступление. Назначено наказание в виде лишения свободы
Связь с колумбайном Подростки были жертвами кибербуллинга. Планировали устроить показательную месть, вдохновившись «Колумбайном». Один из них состоял в интернет-сообществах данной тематики и имел на личной странице много сохраненных записей, посвященных событиям того времени
Попытки предупредить —
Дата, место 19.01.2018, г. Улан-Удэ, пос. Сосновый Бор, школа № 510
Нападавший Ученик 9-го класса. Учился удовлетворительно, явной агрессии не проявлял. Семья благополучная, полная
Краткая фабула Ворвался в школу, напал на учеников 7-го класса. Зашел в класс, поджег тряпку и бросил ее в учителя, после чего начал размахивать топором. После нападения планировал покончить жизнь самоубийством, но был задержан
Выбор оружия Холодное оружие: топор. Коктейль Молотова
Жертвы Раненых — 7 (включая учительницу и нападавшего)
Итог для нападавшего Задержан, признан невменяемым, отправлен судом на принудительное медицинское лечение
Связь с колумбайном Его компания описывается как «склонная к нацизму», а также имеющая связь с АУЕ — организацией, признанной Верховным Судом Российской Федерации экстремистской. Юноша увлекался идеями колумбайн-сообществ, что подтверждается его записями в социальных сетях
Попытки предупредить Накануне трагедии одна из учениц была предупреждена в мессенджере Viber: «Не ходи в школу, будет мясо»
Дата, место 18.04.2018, г. Стерлитамак (Республика Башкортостан), школа № 1 (коррекционный класс)11
Нападавший Ученик 9-го класса. Полная, благополучная семья. Страдает запоздалым развитием, проходил обучение не по возрасту по специальной программе на два класса
Краткая фабула Напал с ножом на одноклассницу и учительницу. Еще одна школьница выпрыгнула из окна, когда нападавший разлил горючее вещество и поджег класс. После совершения преступления нанес сам себе ранения ножом, но они оказались несмертельными
Выбор оружия Холодное оружие: канцелярский нож. Бутылка бензина для поджога
Жертвы Раненые — 4 (учительница, две одноклассницы и нападавший)
Итог для нападавшего Задержан, признан невменяемым, отправлен судом на принудительное медицинское лечение
Связь с колумбайном Стены в подъезде нападавшего исписаны надписями типа: «Я не боюсь смерти, я и есть смерть» и «Ты снова совсем один». Из его переписки с приятелями в социальных сетях выяснилось, что он готовился к нападению: «Я хочу видеть крики, слезы, страх. Ненавижу общество. Они должны поплатиться за это»
Попытки предупредить За два часа до нападения опубликовал на своей странице в социальных сетях видео преступления в американской школе «Колумбайн»
Дата, место 17.10.2018, г. Керчь (Республика Крым), Керченский политехнический колледж12
Нападавший 18-летний студент 4-го курса. Родители в разводе, жил с матерью (состояла в секте «Свидетели Иеговы»), достаток семьи был низким. Отец — инвалид и алкоголик. Нападавший неоднократно подвергался издевкам и унижениям со стороны сверстников, был замкнут в себе
10 См.: Нападение на школу в Улан-Удэ // URL: https://www.interfax.ru/russia/596136 (дата обращения: 11.03.2021) ; Нападавший на школу в Улан-Удэ признан невменяемым // URL: https://www.interfax.ru/ russia/640777 (дата обращения: 11.03.2021).
11 См.: Нападение на школу в Стерлитамаке // URL: https://www.proural.info/ (дата обращения: 11.03.2021) ; В Башкирии парень с ножом напал на школьников и поджег школу // URL: https://www.bashinform.ru (дата обращения: 11.03.2021).
12 Массовое убийство в Керченском политехническом колледже // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мас-совое_убийство_в_Керченском_политехническом_колледже (дата обращения: 11.03.2021).
Краткая фабула Пришел в колледж и заложил самодельное взрывное устройство в столовой. После взрыва открыл огонь по бежавшим в панике сквозь дым людям. Далее направился в библиотеку, где совершил самоубийство, выстрелив себе в голову из ружья
Выбор оружия Огнестрельное: помповое ружье Hatsan Escort, несколько самодельных взрывных устройств, бутылка с коктейлем Молотова
Жертвы Погибших — 21 (включая нападавшего), раненых — 67
Итог для нападавшего Совершил самоубийство
Связь с колумбайном Неоднократно подвергался издевкам и унижениям со стороны сверстников. Налицо явные признаки подражания культу «колумбайн». Будучи одет в белую майку с надписью «Ненависть», черные брюки и берцы, своим видом он якобы подражал не только одному из американских убийц, но и его беллетризованному изображению в кинофильмах. Сценарий действий полностью совпадает с событиями 1999 г.
Попытки предупредить Нападавший говорил знакомой о своих планах отомстить за все издевательства. Заявлял, что из-за психологического давления со стороны одногруппников он «не хочет жить». Заблаговременно назначил знакомой встречу за пределами здания колледжа в то время, в которое планировал совершить нападение
Социолог Ральф Ларкин изучал самые громкие случаи нападений на школы после «Колумбайна» и в 8 из 12 нападений обнаружил явные отсылки к американским скулшуте-рам. В России в ходе расследования подобных инцидентов также была обнаружена связь с событиями того времени. В частности, на это указывали сценарий преступления, одежда нападавших, содержание страниц в социальных сетях13. Согласно статистическим данным, это практически каждое третье преступление подобного рода.
Начиная с 2018 г. было предотвращено свыше 50 планируемых инцидентов скулшутинга, при этом многие из них — именно благодаря мониторингу социального сегмента сети Интернет, а также профилактическим беседам в школе. Одним из последних примеров может служить задержание 16-летнего ученика школы села Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области, который планировал совершить нападение на сверстников с охотничьим ружьем14. В отношении несовершеннолетнего было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 30 и ч. 1 ст. 205 УК РФ (приготовление к террористическому акту). В ходе обыска в доме у подростка была найдена футболка с принтом «Ненависть» (атрибутика колумбайна). Отмечается, что о своих планах расстрелять одноклассников подросток написал в социальной сети.
В ходе исследования данной проблематики нами было подробно рассмотрено 7 инцидентов, которые имеют явное отношение к движению «колумбайн», свыше 50 предотвращенных инцидентов скулшутинга, а также более 25 случаев нападения на учебные заведения, которые по официальным данным не относят к движению «колумбайн» ввиду отсутствия прямых на это указаний (нет следов заинтересованности данной тематикой в социальных сетях, не использовалась атрибутика и символика движения «колумбайн»).
Детальное исследование инцидентов скулшутинга позволило определить некоторые особенности личности нападавших. Установлено, что типичному участнику школьных расстрелов от 13 до 19 лет. Согласно Э. Эриксону, это возраст кризиса идентичности, предполагающего серию социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений15. Культура оружия предоставляет подросткам один из доступных способов обретения искомой идентичности. Как правило, семьи скулшутеров полные и благополучные, а сам преступник характеризуется как тихий, замкнутый и неуверенный в себе индивид. Научным обществом выделяются детерминанты, способствующие развитию подобного рода поведения. Их разделяют на стадии, которые проходит скулшутер, накапливая «деформации»:
13 Грибанов Е. В., Ильницкий А. С. Колумбайн — новая криминальная угроза общества постмодерна // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых : материалы Международной научно-практической конференции, Грозный, 29-30 мая 2020 г. Грозный, 2020. С. 257-260.
14 Подросток не добрался до расстрела. Пензенский школьник признался в подготовке терракта // URL: https://www.kommersant.ru/doc/4722319 (дата обращения: 11.03.2021).
15 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. M. : Прогресс, 1996.
хроническая деформация, неконтролируемая деформация, острое напряжение, стадия планирования и стадия осуществления16. Каждая стадия имеет свои причинно-мотивационные особенности, которые в процессе приводят адепта колумбайн-движения от, казалось бы, безобидных идей к маниакальному состоянию. Отдельно стоит отметить, что задержанные лица при допросе в свое оправдание говорят о недопонимании со стороны родителей и сверстников, а также буллинге и кибербуллин-ге, что в результате и подтолкнуло их к совершению преступления.
Достаточно интересным представляется и тот факт, что в 5 из 7 инцидентов, приведенных выше в таблице, нападавшие предупреждали о своих намерениях, что, к сожалению, не было воспринято всерьез и своевременно.
Установлено, что часть лиц, нападавших и планировавших нападение, открыто использовала символику и атрибутику движения «колумбайн». Далее приведены типичные символы деятельности «олумбайнеров, сформированные на основе культа личности наиболее популярных скулшутеров.
«Классическими» элементами внешности колумбайниста являются:
— бейсболки;
— солнечные очки;
— черные плащи, за которыми удобно прятать длинноствольное оружие (в сети Интернет приверженцы этой идеологии часто называют себя «мафией плащей»);
— однотонные футболки (белого или черного цвета) с надписями: KMFDM, Natural selection, Wrath, Shouting, Columbine, Humanity is overrated, A.C.A.B., Delete my life, «Ненависть», «Естественный отбор», «Нечего терять», «Оффник», «Брейвик», «Гнев», VoDKa и Reb (сокращенно от англ. rebel — «мятежник») — последние две надписи являются псевдонимами американских убийц, и т.д. Указанные надписи с целью конспирации могут быть выполнены на различных иностранных языках;
— черные штаны;
— подтяжки и портупеи;
— высокие ботинки на шнуровке (берцы);
— тактические перчатки;
— прически, как у наиболее известных нападавших.
Однако не стоит забывать о том, что со временем указанные атрибуты будут видоизменяться и дополняться — как в целях конспирации, так и в результате расширения сферы влияния и совершения новых подобных преступлений, которые могут породить новых лидеров (кумиров) движения.
В России самым крупным подобным случаем является вооруженное нападение на политехнический колледж в Керчи. Уже впоследствии в России были задержаны подозреваемые, планировавшие нападения на учебные учреждения, в действиях которых прослеживался алгоритм, сходный с действиями именно «керченского стрелка» (например, 18. февраля 2020 г. задержаны двое подозреваемых в подготовке двух терактов в образовательных учреждениях в г. Керчь17, 10 марта 2021 г. предотвращен теракт в Пензенской области18). Несмотря на то, что в России появился свой кумир и подражатель, идейное течение массовых убийств в образовательных учреждениях носит имя «колумбайн», а его последователи называются «колумбайнеры».
В рамках исследования рассматриваемой проблемы выделим формальные признаки скулшутинга, основываясь как на отечественном, так и на зарубежном опыте19:
— нападавший (нападавшие) имел отношение к учебному заведению (как правило, обучающийся в настоящий момент либо обучавшийся в недавнем прошлом);
— убийства и телесные повреждения носили умышленный характер, были демонстративны и направлены на неопределенный круг лиц, отсутствовала корыстная составляющая;
— нападение было спланировано и организовано заранее, то есть отсутствует спонтанность в действиях преступников.
16 Levin J. & Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain A Sequential Model // American Behavioral Scientist. 2009. 52(9). P. 1227-1245.
17 ФСБ задержала подростков, готовивших теракты в Крыму // URL: https://www.interfax.ru/russia/695839 (дата обращения: 11.03.2021).
18 Подросток не добрался до расстрела. Пензенский школьник признался в подготовке теракта.
19 Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62-76.
В большинстве случаев к этому перечню добавляется обязательное использование огнестрельного оружия. Однако большая часть исследователей20 относят к данному феномену и случаи использования холодного оружия, взрывчатых веществ и др. Согласимся с мнением этих авторов, поскольку случаи применения холодного оружия и самодельных взрывчатых устройств вполне соответствуют общему сценарию нападения на образовательные учреждения с целью массового убийства, а выбор нападавшими именно такого оружия обусловлен, вероятно, недоступностью огнестрельного (согласно приведенной выше таблице, только в 2 случаях из 7 применяется огнестрельное оружие).
В связи с тем, что основное распространение радикального идейного движения «колумбайн» происходит в социальном сегменте сети Интернет, в рамках исследования нами был осуществлен контент-анализ, что позволило сделать следующие выводы.
Типичному представителю колумбайн-сооб-щества от 14 до 20 лет. Однако не стоит забывать о том, что зачастую подростки завышают свой реальный возраст в виртуальном пространстве и ведут несколько аккаунтов в одной и той же социальной сети. Становление личности подростка происходит через призму отношений в референтной группе. Если эта самоидентификация не наступает в семье или школе по различным причинам, то несовершеннолетний погружается в информационно-сетевое пространство, где он обретает чувство комфорта, потому что его интересы и взгляды разделяют, а также оказывают поддержку. У подростка складывается впечатление, что лучше всего его понимают именно в группах смерти, колумбайн-сообществах и иных деструктивных объединениях, а не в семье.
Сведения, которые данные пользователи оставляют на личных страницах в социальных сетях, позволяют выявить ряд признаков, указывающих на их депрессивное состояние, наличие предсуицидального синдрома, агрессивного поведения и чрезмерной жестокости. Таким образом, можно сделать следующий вывод: типичный участник колумбайн-сообществ — это эмоционально неустойчивый, ведомый, закомплексованный, скрытный, не уверенный в себе
индивид. Как правило, на странице типичного участника колумбайн-сообществ мало реальных фотографий либо их нет вообще.
Иногда вместо реального имени указан псевдоним — в большинстве случаев он связан с культом «колумбайн». Зачастую в поле «Дата рождения» указываются даты совершенных ранее нападений или даты рождения известных скулшутеров (например: 20.04.1999, 02.05.2000, 24.12.1999), а в графах «Город» и «Образование» — места нападений (Littleton, Керчь, Columbine High School и др.). Нередки зашифровыванные отсылки к «колумбайну» в ID страницы (например: 2young2die2).
Кроме того, аккаунт такого подростка содержит фото- и видеоконтент, который можно отнести к суицидальной тематике, чрезмерной жестокости и агрессии, увлечению оружием.
Обратим внимание, что во многих социальных сетях, в том числе и в сети «ВКонтакте», предоставлена достаточно широкая возможность пожаловаться на деструктивный контент, в отличие от возможности пожаловаться на страницу пользователя, распространяющего подобного рода информацию в целом. Полагаем, что это существенный недостаток, который соцсетям нужно исправить. Перечень жалоб должен содержать графу «Распространение вредоносного контента» либо «Иное» с пояснением. Кроме того, предлагаем за подобное поведение блокировать сами страницы, чтобы максимально остановить распространение такого рода информации.
К сожалению, несмотря на то, что, например, социальная сеть «ВКонтакте» ежедневно производит мониторинг, обрабатывает заявки, блокирует деструктивный контент и пользователей, распространяющих его, а также постоянно совершенствует спам-фильтры, распространение данного течения все равно достаточно велико, потому что оно динамично. В связи с этим рекомендуется развивать и поддерживать идеи «кибердружин», а также повышать сознательность и бдительность населения (доступные и понятные алгоритмы подачи жалобы на встреченную в сети Интернет деструктивную информацию). Хорошим сдерживающим фактором может выступить комплексная работа общественных объединений, образовательных
20 См.: Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Указ. соч. С. 62-76 ; Мосечкин И. Н. Виктимологические аспекты противодействия вооруженным нападениям на учебные заведения (school-shooting) // Виктимология. 2019. № 1 (19). С. 46-53 ; Чунин А. С. Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 3 (22). С. 48-52.
организаций, исполнительных и законодательных органов власти.
Помимо указанных предупредительных мер воздействия на участников колумбайн-движе-ния, стоит отметить, что особенности колумбай-на, его массовость и скорость распространения ставят вопрос о признании пропагандируемых идей как одной из разновидностей терроризма, а также о юридической оценке формы такой деятельности.
Краткий анализ трагедии в г. Казани, случившейся 11 мая текущего года, позволяет сделать вывод, что нападавший является колумбайне-ром, так как одежда, особенности выбора орудий преступлений, тактика и действия в целом соответствуют приведенным выше отличительным особенностям.
С целью оставить свой след в развитии атрибутики данной идеологии нападавший носил
на лице черную маску с надписью «БОГ», выполненной крупными красными буквами. В социальных сетях он предупредил о своем нападении, высказал намерение покончить жизнь самоубийством, однако суицида не совершил и был задержан сотрудникам полиции.
Сегодня мы наблюдаем зарождение нового молодежного вида террористической деятельности, который не имеет под собой религиозных аспектов и политических мотивов (не выдвигаются требования к представителям государственной власти). Здесь на первый план выдвигается идеология, распространение которой является реальной и очень серьезной угрозой национальной безопасности. В случае признания актов колумбайна террористическими возможна реализация более эффективных уголовно-правовых инструментов противодействия ее дальнейшему распространению.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. БаеваЛ. В. «Группы смерти» и «колумбайн-сообщества» в онлайн-культуре и реальном социуме // Информационное общество. — 2019. — № 3. — С. 33-42.
2. Грибанов Е. В., Ильницкий А. С. Колумбайн — новая криминальная угроза общества постмодерна // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых : материалы Международной научно-практической конференции, Грозный, 29-30 мая 2020 г. — Грозный, 2020. — С. 257-260.
3. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 4 (32). — С. 62-76.
4. Иванченко Р. Б., Польшиков А. В. Состояние, факторы, предупреждение школьного насилия: экспертный взгляд // Вестник Воронежского института МВД России. — 2015. — № 4. — С. 34-39.
5. Киселев С. С. От понимания девиантного поведения подростка к реализации принудительных мер воспитательного воздействия // Вестник Воронежского института МВД России. — 2018. — № 4. — С. 183-191.
6. Мосечкин И. Н. Виктимологические аспекты противодействия вооруженным нападениям на учебные заведения (school-shooting) // Виктимология. — 2019. — № 1 (19). — С. 46-53.
7. Чунин А. С. Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект // Обзор. НЦПТИ. — 2020. — № 3 (22). — С. 48-52.
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — M. : Прогресс, 1996.
9. Levin J. & Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain A Sequential Model // American Behavioral Scientist. — 2009. — 52 (9). — P. 1227-1245.
Материал поступил в редакцию 14 сентября 2021 г.
REFERENCES
1. Baeva LV. "Gruppy smerti" i "Kolumbayn-soobshchestva" v onlayn-kulture i realnom sotsiume ["Death groups" and "Columbine communities" in online culture and real society]. Information Society. 2019;3:33-42 (In Russ.).
2. Gribanov EV, Ilnitskiy AS. Kolumbayn — novaya kriminalnaya ugroza obshchestva postmoderna [Columbine is a new criminal threat to postmodern society]. In: Aktualnye problemy sovremennoy nauki: vzglyadmolodykh uchenykh: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Topical issues of modern science:
Young scientists outlook. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. May 29-30, 2020. Grozny; 2020. P. 257-260 (In Russ.).
3. Davydov DG, Khlomov KD. Massovye ubiystva v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh: mekhanizmy, prichiny, profilaktika [Mass murders in educational institutions: Mechanisms, causes, prevention]. Natsionalnyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal]. 2018;4(32):62-76 (In Russ.).
4. Ivanchenko RB, Polshikov AV. Sostoyanie, faktory, preduprezhdenie shkolnogo nasiliya: ekspertnyy vzglyad [State, factors, prevention of school violence: An expert view]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2015;4:34-39 (In Russ.).
5. Kiselyov SS. Ot ponimaniya deviantnogo povedeniya podrostka k realizatsii prinuditelnykh mer vospitatelnogo vozdeystviya [From understanding the deviant behavior of a teenager to the implementation of compulsory measures of educational influence]. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2018;4:183-191 (In Russ.).
6. Mosechkin IN. Viktimologicheskie aspekty protivodeystviya vooruzhennym napadeniyam na uchebnye zavedeniya (school-shooting) [Victimological aspects of countering armed attacks on educational institutions (school-shooting)]. Victimology. 2019;1(19):46-53 (In Russ.).
7. Chunin AS. Fenomen skulshutinga v sovremennoy Rossii. Pravovoy aspekt [The phenomenon of school shooting in modern Russia. Legal aspect]. Obzor. NTsPTI[Abstract. NCPTI]. 2020;3(22):48-52 (In Russ.).
8. Erickson E. Identichnost: yunost i krizis [Identity: Youth and crisis]. Moscow: Progress; 1996 (In Russ.).
9. Levin J, Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain A Sequential Model. American Behavioral Scientist. 2009;52(9):1227-1245.