Научная статья на тему 'Анализ детских образов в живописи Школы передвижников — на примере произведений И.Е. Репина и В.Г. Перова'

Анализ детских образов в живописи Школы передвижников — на примере произведений И.Е. Репина и В.Г. Перова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Область наук
Ключевые слова
русская живопись. В.Г. Перов / И.Е. Репин / реализм / дети / Russian painting / V.G. Perov / I.E. Repin / realism / children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цао Хуэйни

В середине XIX века в России было отменено коррумпированное крепостное право, однако народ по-прежнему жил в тяжелейших условиях. Бурный рост численности буржуазии в России привел к изменению общественного мышления и сдвигу в сторону плебейства в области искусства. Художники стали уделять особое внимание портретам простых людей, светской жизни и природным пейзажам, стремясь к реалистическому воспроизведению жизни и желая с помощью своих картин ответить на вопросы, поставленные реальностью. Изображение обычных людей стало основным направлением, а объективное отображение художниками жизни привело к появлению нового жанра русского критического реализма. Работы передвижников этого периода отражали бедственное положение низших слоев населения, а образы детей — острые социальные противоречия того времени. В данной статье анализируются детские художественные образы в живописи, на примере некоторых работ И.Е. Репина и В.Г. Перова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of children’s characters in the paintings of The Peredvizhnik School by the example of the works of I.E. Repin and V.G. Perov

Corrupt serfdom was abolished in Russia in the mid-nineteenth century, but the people still lived in dire conditions. The rapid growth of the bourgeoisie in Russia led to a change in social thinking and a shift toward plebeianism in art. Artists began to focus on portraits of ordinary people, secular life, and natural landscapes, striving for a realistic reproduction of life and wanting to answer the questions posed by reality through their paintings. The depiction of ordinary people became the main direction, and the objective display of life by artists led to the emergence of a new genre Russian critical realism. The works of the Itinerants of this period reflected the plight of the lower classes, and the images of children reflected the acute social contradictions of the time. This article analyzes the artistic images of children in painting, using as an example some works of I.E. Repin and V.G. Perov.

Текст научной работы на тему «Анализ детских образов в живописи Школы передвижников — на примере произведений И.Е. Репина и В.Г. Перова»

Цао Хуэйни

Студент, Нанкайский университет, факультет русского языка, Тяньцзинь, КНР.

Анализ детских образов в живописи Школы передвижников — на примере произведений И.Е. Репина и В.Г. Перова*

Аннотация. В середине XIX века в России было отменено коррумпированное крепостное право, однако народ по-прежнему жил в тяжелейших условиях. Бурный рост численности буржуазии в России привел к изменению общественного мышления и сдвигу в сторону плебейства в области искусства. Художники стали уделять особое внимание портретам простых людей, светской жизни и природным пейзажам, стремясь к реалистическому воспроизведению жизни и желая с помощью своих картин ответить на вопросы, поставленные реальностью. изображение обычных людей стало основным направлением, а объективное отображение художниками жизни привело к появлению нового жанра - русского критического реализма. Работы передвижников этого периода отражали бедственное положение низших слоев населения, а образы детей — острые социальные противоречия того времени. В данной статье анализируются детские художественные образы в живописи, на примере некоторых работ и.Е. Репина и В.Г. Перова.

Ключевые слова: русская живопись. В.Г. Перов, и.Е. Репин, реализм, дети.

Cao Huini

Student, Nankai University, Faculty of Russian Language, Tianjin, China.

Analysis of children's characters in the paintings of The Peredvizhnik School - by the example of the works of I.E. Repin and V.G. Perov

Abstract. Corrupt serfdom was abolished in Russia in the mid-nineteenth century, but the people still lived in dire conditions. The rapid growth of the bourgeoisie in Russia led to a change in social thinking and a shift toward plebeianism in art. Artists began to focus on portraits of ordinary people, secular life, and natural landscapes, striving for a realistic reproduction of life and wanting to answer the questions posed by reality through their paintings. The depiction of ordinary people became the main direction, and the objective display of life by artists led to the emergence of a new genre - Russian critical realism. The works of the Itinerants of this period reflected the plight of the lower classes, and the images of children reflected the acute social contradictions of the time. This article analyzes the artistic images of children in painting, using as an example some works of I.E. Repin and V.G. Perov.

Key words: Russian painting, V.G. Perov, I.E. Repin, realism, children.

* © Цао Хуэйни, 2023.

Анализ детских образов в живописи Школы передвижников — на примере произведений и.Е. Репина и В.Г. Перова

I. Детские образы в творчестве В.Г. Перова

В своих работах, Василий Григорьевич Перов изображает нищету крестьян, проявляя большую заботу, сочувствие и моральное сострадание к самим крестьянам и их детям, которые в лишениях и страданиях борются за свою жизнь. Перов создает многочисленные образы страдальцев русских социальных низов: солдат-инвалид, просящий подаяние; бездомный ребенок; утонувшая работница; вдова, которая едет на санях хоронить мужа... он часто фокусируется на острых социальных проблемах того времени, особенно на тяжелых условиях жизни детей.

1. Отчаянные дети-рабочие на картине «Тройка»

В русской народной традиции есть известная песня — «Тройка», мелодия ее грустна, а лирика печальна. Перов назвал свою картину в честь «Тройки», сравнив трех худых и истощенных детей с тремя лошадьми, что заставляет людей задуматься о положении детей того времени.

Картина «Тройка» была написана в 1866 году. на ней изображена пустая улица Москвы, по которой трое детей, два мальчика и девочка, с трудом тянут сани, их глаза полны беспомощности и отчаяния. Дети одеты в лохмотья, холодный ветер обдувает их бледные щеки и поднимает хлипкую одежду. Перед ними бежит невинная собака, которая представляет собой яркий контраст. Можно заметить неровность земли, из-за чего вода из бочек выплескивается наружу образуя на поверхности слой льда. на картине также присутствуют двое взрослых: доброжелательный мужчина, он помогает детям толкать сани вверх по склону, и женщина, которая, видимо, держит на руках ребенка, что подчеркивает суровость условий и

трудности тех времен. Глаза девочки полуоткрыты, тяжелый груз тяготит ее. Правая рука крайнего слева мальчика бессильно свисает, тонкая шея и опущенные глаза выражают его тяжелое положение. Ребенок в центре — главный герой картины, худенький мальчик с сияющим зубом. В процессе работы Перов долгое время пытался найти модель для этого мальчика, пока однажды, прогуливаясь по улице, не наткнулся на крестьянку, которая вела за руку ребенка-подростка. Перов изо всех сил пытался убедить крестьянку согласиться на то, чтобы она позволила ему нарисовать собственного сына Васю, однако в те времена быть нарисованным в качестве модели для картины было плохой приметой, считалось, что вскоре после написания модель могла заболеть или даже умереть. Перов убедил крестьянку в том, что это неправда, ведь он уже рисовал царей и архиереев, и с ними ничего не случилось. Затем он поселил их на ночь в Москве и дал денег, тем самым развеяв оставшиеся опасения. именно во время работы над полотном крестьянка рассказала художнику о своей судьбе: муж и несколько детей умерли, а единственным утешением для нее стал двенадцатилетний сын Вася.

Впоследствии картина «Тройка» стала пользоваться настолько большой популярностью, что ее выставили в Большой Третьяковской Галерее, а образ мальчика заставлял задуматься о тяжелой судьбе многих детей того времени. несколько лет спустя, к Перову подошла пожилая женщина и сказала, что ее сын Вася умер от оспы. она была опустошена, и Перов испытывая сильную вину, переписал портрет Васи и подарил его крестьянке.

сюжет данной картины основан на реальных событиях. однажды Перов прогуливаясь случайно увидел трех мо-

лодых подмастерьев из водовозной мастерской, которые тянули сани с полными бочками воды. но поскольку дети были слишком слабы, а дорога слишком скользкой, бочка опрокинулась, и вода из нее выливалась, образуя лед. Через свою картину Перов достоверно показывает жалкую жизнь детей-рабочих в России того времени. Многие крестьяне отправляли своих детей в город в качестве подмастерьев, где они выполняли тяжелую работу, иногда и не получая ни копейки. однако это все равно было выгодно для их родителей, так как дети, по крайней мере, получали пищу и кров. Многие мастера изнуряли детей-рабочих слишком тяжелой работой, в результате чего некоторые дети умирали — что и показано на картине «Тройка». несмотря на то, что крепостное право в царской России было уже отменено, жизнь крестьян не улучшилась, люди по-прежнему жили в тяжелых условиях, и эксплуатация детской рабочей силы была довольно частым явлением.

Перов подлинно изобразил крестьянских детей, именно такими какие они есть на самом деле, никому в мире не нужными. Что их ждет? Голод, мрак, тяжелый труд и нищета. Возможно, родителям посчастливится устроить их в дом богатых сельских жителей в качестве слуг или отправить в город в качестве подмастерьев, где они станут теми самыми «маленькими подмастерьями мастерской», которых художник описывает в своей картине «Тройка»...

2. Спящие дети в лохмотьях на картине «Спящие дети»

Для художника писать детей является самой трудной задачей, однако Перов решил рисовать их, когда они находятся в глубоком сне. Картина «спящие дети» была написана в 1870 году. на картине представлены двое

спящих детей в лохмотьях. Картина проста и светла, но каждая деталь достойна пристального рассмотрения. В укромном уголке старого сарая яркий солнечный свет льется на детей через щель в стене. Это дети крестьян, мальчик одет в рваную одежду и прижимает руки к груди. оба ребенка лежат босиком на соломенной подстилке, поскольку обувь — роскошь, которую не могут позволить себе бедные крестьяне, а если она у них и имеется, надевают ее только по праздникам. Ого-пы мальчика почернели и покрылись мозолями, из чего видно, что он всегда ходил босиком. Рядом с ним, возможно, его младшая сестра, девочка с маленькой подушкой и очень дешевыми стеклянными бусами на шее. на их лицах нет счастья, подобающего их возрасту, только спокойствие и усталость, ведь большинству из них приходится заниматься некоторыми сельскохозяйственными делами семьи, такими как разведение гусей или крупного рогатого скота, засеивание земли и т.д.

Эти несчастные дети — микрокосм послереформенного крепостного общества, показывающий нам печаль русского народа той эпохи. Изобразив бедственное положение крестьянских детей, Перов тем самым выразил свое сочувствие к низшим слоям общества. обе картины были завершены после реформы крепостного права. Крепостное право заключалось в эксплуатации крестьян и прикреплении их к земле. Промышленная революция и рост численности промышленной буржуазии привели к реформе крепостного права в России. однако реформы были неполными и не смогли коренным образом повлиять на феодальные производственные отношения, в результате чего феодализм сохранился в значительной степени. несмотря на то, что

крестьяне номинально получили право покупать землю, от них требовался большой выкуп, и они подвергались еще большей эксплуатации. Под влиянием прогрессивных взглядов Чернышевского, Перов активно участвовал в борьбе против крепостного права в России, многие его жанровые картины полны протеста против мрачного, отсталого и упадочного феодализма, а также глубокого сочувствия к человеческим страданиям.

3. Усталый маленький бродяга на картине «Савояр»

Перов написал «Савояр» в 1863 году во время своего путешествия по Европе. В то время на улицах Европы можно было встретить много фокусников, акробатов, танцоров и т.д., и этот маленький уличный артист был одним из них. Мальчик одет в изорванную одежду, на шее у него повязан выцветший шарф, брюки порваны, подошвы ботинок стерты, а на ногах видны следы натоптышей. Его взъерошенные волосы и бледное лицо свидетельствуют о крайнем истощении. Мальчик все еще держит в руке половину сломанной флейты — результат борьбы с другими уличными артистами за место продажи своего таланта. Шляпа на полу служит вместилищем для подаяний от туристов, а верная собачка лежит на груди мальчика, тем самым согревая его. Уголки рта мальчика слегка приподняты, как будто он вдохновлен счастливой мечтой, которая сильно контрастирует с тяжелой реальностью.

Этот маленький уличный артист — один из многих бродяг, которые терпят нищету, издевательства и побои, уже в раннем возрасте им приходится зарабатывать на жизнь непосильным трудом. Перов искренне сочувствовал детям и считал, что они не заслуживают того, чтобы подвергаться таким лишениям

и трудностям. Многие произведения Перова изображают жалкое положение детей того времени, например, оборванный мальчик на картине «Чаепитие в Мытищах», сыновья и дочери погибших на картине «Похороны» и др.

II. Детские образы в творчестве И.Е. Репина

Находясь под влиянием революционных тенденций того времени уникальная художественная особенность русского критического реализма в живописи заключается в том, что он раскрывает реальную жизненную ситуацию народных масс и в то же время предполагает наличие в них революционной силы. Илья Ефимович Репин вырос в семье военного поселенца. Все члены семьи тяжело трудились на полях, именно это дало ему глубокое понимание тягот жизни. Он был художником, глубоко озабоченным судьбой русского народа, и создал большое количество исторических картин, портретов и пейзажей, дающих полное представление о социальной жизни России того времени. Репин поддерживал тесные контакты с некоторыми прогрессивными революционерами и интеллектуалами, что повлияло на появление множества прекрасных работ, отражающих несгибаемый характер революционеров. В произведениях «не ждали» и «Крестный ход в Курской губернии» дети не представлены в качестве главных героев, но все же играют важную роль в развитии сюжета.

4. Пара детей революционера на картине «Не ждали»

Картина «не ждали» была создана в 1888 году. На ней изображен революционер-интеллигент, прошедший долгий период ссылки и каторги при царской диктатуре, показано его внезапное возвращение домой после заключения.

Данная картина рассказывает нам о страданиях, перенесенных революционером после изгнания, о неожиданном возвращении и пережитых чувствах его родных. На картине присутствуют семь фигур: мать мужчины поднимается со своего места, готовая к объятиям, но с некоторым колебанием. Жена, сидящая за роялем непроизвольно оборачивается, отчаянно перебирая в памяти образ своего мужа. За столом сидят двое маленьких детей, мальчик восхищенно смотрит на отца, его рот слегка приоткрыт, как будто он собирается вскрикнуть от удивления. Девочка рядом с ним настороженно смотрит на отца широко раскрытыми, робкими глазами, возможно, опасаясь этого «чужака», ведь, по-видимому, она только родилась, когда ее отец был сослан. Разная реакция двух детей на возвращение отца, вызванная долгой разлукой, подчеркивает, как долго мужчина был вдали от дома. Образы детей добавляют драматизма сцене «неожиданного возвращения». Горничная и кухарка сзади рассматривают мужчину с удивлением и растерянностью.

Репин создал картину по образу прогрессивного писателя николая Гавриловича Чернышевского. В 1881 году, когда произошло убийство императора Александра II, правитель приговорил соучастников покушения к смертной казни, а остальные подозреваемые были заключены в тюрьму или отправлены в ссылку. но когда к власти пришел Александр III, он объявил амнистию, и те, кто находился в ссылке смогли вернуться домой, включая многих интеллектуалов и революционеров, таких как Чернышевский. Репин был так тронут этим событием, что потратил четыре года на создание картины «Не ждали». Мужчина на картине одет в рваную одежду, подол его пальто и бо-

тинки все еще покрыты грязью, но в его глазах видны сила и мужество. Данная картина отражает мрак царской диктатуры того времени и несгибаемый героизм революционеров.

5. Мальчик-калека на картине «Крестный ход в Курской губернии»

Картина «Крестный ход в Курской губернии» была написана в 1883 году. Через изображение религиозной процессии художник представляет различные классы людей: тучных купцов, крестьян, священники и т.д. Все они ведут себя по-разному и являются истинным отражением русского народа конца девятнадцатого века. Большинство участников шествия — влиятельные люди, бедняки же исключены из шествия. они не имеют права войти в строй и вынуждены следовать за ним на расстоянии. основной конфликт в этой сцене связан с молодым человеком-калекой на костылях, который пытается подойти к святыне, однако его отгоняют от нее. Урядник преграждает путь юноше небольшой палкой и не позволяет ему приблизиться к процессии. но решительный взгляд юноши и снятая шляпа в руке четко передают его тоску и преклонение перед святыней, в отличие от толстого, плохо одетого священника. Жандармы на своих лошадях являются символом царской диктатуры, их присутствие показывает, что неравенство между бедными и богатыми в то время было неизменным.

Через картину «Крестный ход в Курской губернии» Репин выражает глубокое сочувствие бедным и говорит о социальной несправедливости по отношению к низшему классу. Реалистическое искусство само по себе является концентрированным отображением противоречий различных социальных классов. Данная работа, основана на религиозных обрядах Курской губернии,

отображает классовое разделение в России периода перехода к капитализму и выражает социальные противоречия того времени.

Панофский в свое время сказал: «Нация, эпоха, класс, религия и философская доктрина бессознательно воплощены в личности человека и сконцентрированы в произведении искусства». Во второй половине XIX века по мере проведения реформы крепостного права критический реализм получил более широкое развитие, а XIX век стал переломным моментом в истории России, когда странствующие художники с их глубоким национальным чувством, поиском истины и стремлением к переменам стали умело изображать русский пейзаж в реалистической манере. написание художниками детских образов максимально приблизило искусство к реальной жизни. Они не просто отражали трудную жизнь детей на холсте, а заставляли людей проникнуться сопереживанием и задуматься над тем, как построить новую, лучшую жизнь.

References

[1] Bi Xiaosong. Analysis of works of art of the Rus-

sian traveling exhibition school [J]. — DOI: 10.16129/j.cnki.mysdz.2021.05.043.

[2] Poludominsky, Wang Ziyu. Let people be more educated, more humane and happier - Perov and his paintings [J]. Cultural Translation Series, 1986. № 3. P. 43-46.

[3] Meng Jixian. Touching to tears, the picture "Troi-

ka" and the tragic story behind it [J]. World culture, 2017. № 12. P. 29-30.

[4] Peng Qi. The People as a Theme of National Cul-

tural Values: A Review of Russian Critical Realistic Painting of the 19th Century [J]. Art Review, 2018. № 13. P. 34-35.

[5] Xiang Yao. Repin was not expected from the point

of view of Panofsky's iconography [J]. The New York Times, 2020. № 4. P. 24-26.

[6] Li Qian. Iconographic analysis of works of the Wandering school: an example of a religious procession in the Kursk province [J]. Beauty and Time, 2018. № 8. P. 83-84. — DOI: 10.16129/j. cnki.mysdz.2018.08.039.

Список литературы

[1] Би Сяосун. Анализ художественных произведений школы русской передвижной выставки [J]. — DOI: 10.16129/j.cnki.mysdz.2021.05.043.

[2] Полудоминский, Ван Цзыюй. Пусть люди будут образованнее, гуманнее и счастливее -Перов и его картины [J]. Серия культурных переводов, 1986. № 3. с. 43-46.

[3] Мэн Цзисянь. Трогательная до слез картина « Тройка» и трагическая история, стоящая за ней [J]. Мировая культура, 2017. № 12. с. 29-30.

[4] Пэн Ци. Народ как тема национальных культурных ценностей: обзор русской критической реалистической живописи XIX века [J]. Art Review, 2018. № 13. С. 34-35.

[5] Сян Яо. Не ждали Репина с точки зрения иконографии Панофского [J]. The New York Times, 2020. № 4. С. 24-26.

[6] Ли Цянь. Иконографический анализ произве-

дений передвижнической школы: пример религиозной процессии в Курской губернии [J]. Красота и время, 2018. № 8. С. 83-84. — DOI: 10.16129/j.cnki.mysdz.2018.08.039.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.