Научная статья на тему 'Анализ частных садово-парковых комплексов исторического центра города Сучжоу'

Анализ частных садово-парковых комплексов исторического центра города Сучжоу Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
344
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / САД / САДОВО-ПАРКОВЫЙ КОМПЛЕКС / ЧАСТНЫЙ САД / ЛИЧНЫЙ САД / ТРАДИЦИОННАЯ АРХИТЕКТУРА / ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / CHINA / GARDEN / PARK COMPLEX / PERSONAL GARDEN / TRADITIONAL ARCHITECTURE / SPACE / SPATIAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Целуйко Дмитрий Сергеевич

Статья посвящена пространственному анализу девяти традиционных личных садов Китая, расположенных в исторической части города Сучжоу. Рассмотрена история развития ландшафтной архитектуры города Сучжоу. Проведено натуральное обследование исторической части города, выявлены девять сохранившихся традиционных личных садов Китая. В результате пространственного анализа было определено влияние культурной составляющей общества на проектирование планировочной структуры сада, а также определены две группы садов, различающихся по своему пространственному наполнению. Выводы демонстрируют основные тенденции в ландшафтной архитектуре города Сучжоу на протяжении более тысячи лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of personal gardens located in historical city center of Suzhou

The paper deals with the spatial analysis of nine traditional personal gardens of China, located in the historical part of the Suzhou city. The history of landscape architecture development of Suzhou is considered. As a result of spatial analysis, the cultural component of the society was definitely influenced by the design of the garden planning structure, and two groups of gardens differing in their spatial content are defined. The conclusions show the main trends in the landscape architecture of the Suzhou for over a thousand years.

Текст научной работы на тему «Анализ частных садово-парковых комплексов исторического центра города Сучжоу»

Д.С. Целуйко*

Анализ частных садово-парковых комплексов исторического центра города Сучжоу

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена пространственному анализу девяти традиционных личных садов Китая, расположенных в исторической части города Сучжоу. Рассмотрена история развития ландшафтной архитектуры города Сучжоу. Проведено натуральное обследование исторической части города, выявлены девять сохранившихся традиционных личных садов Китая. В результате пространственного анализа было определено влияние культурной составляющей общества на проектирование планировочной структуры сада, а также определены две группы садов, различающихся по своему пространственному наполнению. Выводы демонстрируют основные тенденции в ландшафтной архитектуре города Сучжоу на протяжении более тысячи лет.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Китай, сад, садово-парковый комплекс, частный сад, личный сад, традиционная архитектура, пространство, пространственный анализ.

Введение

История садово-паркового искусства в Китае насчитывает несколько тысячелетий развития. За это время появилось большое количество стилей сада: от огромных императорских садово-парковых комплексов до небольших частных садов. Наиболее активными периодами развития ландшафтной архитектуры в Китае считаются эпохи Тан (618-907) и Сун (960-1279). В это время происходит формирование основных направлений в паркостроении, которые получают

* Целуйко Дмитрий Сергеевич, кафедра архитектуры и урбанистики Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск, Россия; E-mail: Dima123117@gmail.com

© Целуйко Д. С., 2019

476

дальнейшее развитие в эпохи Мин и Цин. Наиболее активно этот процесс проявлялся в личных садах региона Цзяннань, а конкретнее в городе Сучжоу, где вблизи озера Тайху располагалась большая часть личных садов политиков, учёных и деятелей искусства. Большинство садов были построены в современном историческом центре, некоторые из них сохранились до наших дней и открыты для посещения.

Исследование частных садов зачастую происходит в контексте всей садово-парковой истории Китая, ставя частные сады региона Цзяннань в один ряд с императорскими, религиозными и прочими типами рекреационных зон. Актуальность данной работы заключается в сравнении расположенных в исторической части города Сучжоу частных садов для выявления особенностей в рамках одного архитектурного типа.

Развитие садово-паркового искусства в Сучжоу

Сучжоу является одним из старейших населённых пунктов в бассейне реки Янцзы. На территории современного города найдены остатки поселений, датируемых эпохой Чжоу (1046-256 до н.э.), точнее 514 г. до н.э. Первое упоминание поселения под названием Сучжоу относится к 589 г., его описывали как место объединения племён, живущих по берегам озера Тайху. Первоначально город был построен в соответствии с символической сеткой три на три из девяти квадратов, а дворец правителя занимал центральное положение. Благодаря регулярной планировке, вся территория разделяется на кварталы-фаны, внутри которых появляются усадьбы. В XI в. начинается бурное развитие южных регионов. Сучжоу становится центром садово-парковой архитектуры, город растёт, и размеры фанов начинают меняться. Городское окружение стимулировало потребность в природной естественности, что и нашло отражение в садах, принадлежавших чиновникам, учёным, религиозным и культурным деятелям, а также зажиточным горожанам (см. [1; 2]).

В эпохи Тан и Сун происходит активное строительство частных садов. Усадьбы формировались под влиянием религиозных взглядов, духовной культуры и философии, но в них находили своё отражение и концепции литературы, поэзии, живописи, различных отраслей науки и искусства. На этом фоне возникают так называемые «сады учёных мужей» (см. [2-4]).

К началу XVII в. в Сучжоу насчитывалась около 270 личных садов. Садово-парковое искусство стало неотъемлемой частью культуры Китая, сформировало важную часть быта. Приёмы создания частных садов распространялись по всей стране и за её пределами, вдох-

477

новляя архитекторов на создание различного рода парковых комплексов.

Эстетика «садов учёных», а также их утончённый стиль и особенности часто имитировались проектировщиками в разных частях Китая, в том числе при проектировании различных императорских садов, например, в горном курорте Чэндэ. По данным ЮНЕСКО, сады Сучжоу «представляют собой результат развития китайского садово-паркового искусства на протяжении более двух тысяч лет» (см. [5; 6]).

Анализ пространственной структуры личных садов

В Сучжоу находится около 60 сохранившихся садов, созданных в различные эпохи. Наиболее известные личные сады располагаются в исторической части города, в «старом городе». За время своего существования многие из объектов утратили свой первозданный вид в результате смены владельцев и ряда реконструкций, а также ввиду отсутствия оригинальных чертежей. На исследуемой территории старого города, омываемой каналами реки Вайчэн, располагаются 9 садов: Сад скромного чиновника, Львиная роща, Парный сад, Сад мастера рыболовных сетей, Сад голубой волны, Сад радости, Вилла Хуанси, Сад культивации и Сад медленно текущего времени (рис. 1).

Рис. 1. Схема расположения личных садов в исторической части города Сучжоу

478

Все исследуемые объекты были построены в разные эпохи, имеют различные размеры, набор элементов и внутреннее устройство, но относятся к одному архитектурному типу — личный сад. В данной работе основным критерием для анализа является внутреннее пространство сада.

Время строительства усадеб сильно различается: от V в., когда был построен сад Виллы Хуанси, и до 1874 г., когда был открыт Парный сад. Каждый исторический период по-разному влиял на проектировщиков, задавая моду и направления в архитектуре. Пространство каждого отдельного сада формировала совокупность неповторимых факторов — культурных, политических, религиозных, географических (положение в городе) и т.д., вследствие чего каждый из рассматриваемых примеров уникален в своём роде и отображает эпоху, в которую был построен или реконструировался. Образ эпохи нашёл отражение в планировочной структуре каждого сада, его парковых сооружениях, их исполнении, значении, функциях и положении в саду, а также в связях между ними.

Различный набор архитектурных элементов позволяет по-разному представить объём сада в зависимости от заложенного проектировщиком проекта. Расположение сооружений отражает определённую архитектурную иерархию, что выражается в размерах, цвете, деталях и положении в объёме сада. Объект сада может быть частью блокирован застройкой или одиноко стоять на открытом пространстве, находиться в низине, у пруда, быть закрытым кроной деревьев или же располагаться на самой верхней точке парка. Это и является проявлением культурной составляющей отдельного временного промежутка, выражающегося в планировочной структуре сада.

Примеры этому явлению можно найти в каждом из объектов: Павильон для вышивания шёлком и Павильон небесной весны в Саду скромного чиновника. Они расположены на возвышенностях, имеют интересную архитектуру, выделяющую их на фоне других сооружения, но Павильон небесной весны находится на открытой местности, а Павильон для вышивания шёлком скрыт кроной деревьев и виден не со всех прилегающих территорий. Тем не менее оба формируют пространство вокруг себя, а также сценарные виды, которые открываются из других сооружений и площадок, являясь доминантой в общем объёме. В Саду львиной рощи основными элементами являются каменная горка в несколько уровней, изрезанная проходами и лестницами, и павильон, расположенный по центру водоёма. В данном случае первый элемент выделяется благодаря своей необычной форме, являясь отсылкой к древней даосской каллиграфии и культуре каменных горок в контексте садово-парковой архитектуры Китая.

479

Павильон, связанный с берегом двумя зигзагообразными мостами и расположенный значительно ниже остальных сооружений, служит фокусом для всех прилегающих к водоёму смотровых площадок. В Саду культивации композиционным центром является не архитектурный элемент, а центральный пруд. Здания и сооружения создают вокруг него обрамление, чтобы подчеркнуть значимость естественного природного объекта.

Проявление этого пространственно-культурного феномена встречается повсеместно в садах Сучжоу, но его материализация всегда различна, за счёт чего можно выявить несколько групп частных парковых комплексов в «старом городе»:

1. Сады с несколькими равнозначными пространствами.

2. Сады с одним центральным композиционным объёмом.

Каждая усадьба в Сучжоу состоит из большого количества элементов, комнат, открытых и закрытых пространств, которые могут являться как помещениями для сада, так и использоваться для иных целей.

В первую группу входят Сад скромного чиновника, Парный сад и Сад медленно текущего времени. Планировочная структура каждого из трёх примеров состоит из нескольких больших пространств, отделённых друг от друга зелёными насаждениями, ландшафтными элементами, стенами или зданиями. Каждый из объёмов является индивидуальным пространством, создающим своё настроение благодаря традиционным принципам проектирования. Исключением из этого правила является Сад скромного чиновника, в котором используется приём «заимствования вида», в данном случае речь идёт о Пагоде тигрового холма, которая ещё при проектировании сада была включена в один из сценарных видов (рис. 2). Также необычным по структуре пространства является Парный сад, где существуют два отдельных объёма: Западный и Восточный сад. Особенность заключается в том, что они не являются продолжениями друг друга, переход от одного к другому осуществляется через жилые помещения и галереи.

Вторая группа представлена ландшафтными комплексами с одним большим пространством, вокруг которого компонуются остальные здания и сооружения. К этому типу относятся: Львиная роща, Сад мастера рыболовных сетей, Сад голубой волны, Сад радости, Вилла Хуанси и Сад культивации. В центральном объёме находятся доминанты каждого из описываемых садов — его основные элементы — культурные и духовные воплощения общей идеи проекта. В Львиной роще, Саду радости и Вилле Хуанси главная роль отводится архитектурным сооружениям, которые одновременно и контрастируют, и вписываются в природную среду (рис. 3). В Саду культива-

480

ции и Саду мастера рыболовных сетей основное внимание отводится пруду (рис. 4). Его не пересекают зигзагообразные мосты, в этих садах нет павильонов на высоких холмах и каменных горок, окружающая застройка сфокусирована на естественности природы и её первозданной красоте посредством видовых кадров, форм зданий и особенностей планировочной структуры. Также в этой группе выделяется Сад голубой волны, где главное место в пространстве отдаётся не пруду, а холму, на котором был построен павильон, впоследствии вокруг него был спроектирован весь садово-парковый комплекс.

Рис. 2. Сценарный вид в Саду скромного чиновника

Рис. 3. Павильон в Львиной роще

481

Рис. 4. Пруд в Саду культивации

Вторую группу также можно разделить на две подгруппы: сфокусированные на природе и на архитектурных элементах. Сопоставляя полученные результаты с временем постройки и площадью садов, можно проследить некоторые архитектурные тенденции (табл. 1).

Основываясь на данных, приведённых в таблице 1, мы можем сделать вывод, что первая группа была построена в Х^1-Х1Х вв. (эпохи Мин-Цин), входящие в неё сады имеют самую большую площадь по сравнению с остальными. Группа 2.1 представляет собой объекты с одним большим пространством и архитектурными акцентами. Временной промежуток группы достаточно большой, от первоначальной постройки Виллы Хуанси (эпоха Цзинь) до эпох Мин и Цин. Эта группа имеет наименьшую общую площадь. Группа 2.2, к которой относятся сады с одним большим открытым пространством, сфокусированные на природных объектах, в основном были построены в эпоху Сун, но строительство велось также в эпоху Мин.

Таблица 1. Сравнение личных садов Сучжоу

Номер группы Название сада Время постройки Площадь, га

1 Сад скромного чиновника XVI в. 4,8

Парный сад 1874 г. 0,8

Сад медленно 1560 г. 1,5

текущего времени

482

2.1 Львиная роща 1342 г. 1,0

Сад радости XIX в. 0,6

Вилла Хуанси 420 г. (в 1807 г. восстановлен) 0,2

2.2 Сад культивации 1541 г. 0,4

Сад мастера рыболовных сетей 1140 г. 0,6

Сад голубой волны 1044 г. 1,6

Заключение

По результатам исследования можно сделать вывод о направлениях развития садово-паркового искусства в исторической части Сучжоу. Наиболее старые сады: Сад львиная роща, Вилла Хуанси, Сад мастера рыболовных сетей и Сад голубой волны имеют небольшие размеры и ориентированы как на архитектуру, так и на природу. В эпохи Юань и Мин более популярными стали небольшие усадьбы с разнообразной и интересной архитектурой, а в конце этого периода появились большие садово-парковые комплексы. В эпоху Цин часто строились небольшие имения, впитавшие в себя как предыдущий опыт, так и современные течения.

Исследуемые сады Сучжоу являются наиболее популярными и яркими среди аналогичных — личные сады не представляют общую ландшафтную культуру Китая, но дают понимание её наиболее известной и интересной части, и её развитие в границах Сучжоу наглядно показано на примере девяти описанных личных садов.

Литература

1. Chaoxiong F. The Classical Gardens of Suzhou. Beijing: New World Press, 2007.

2. Chao Chung-Sheng. Aspects of traditional Chinese houses and garden // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree Doctor of Philosophy. Sydney: Published by University of Sydney, 1989.

3. Лучкова В.И. История китайского города. Градостроительство, архитектура, садово-парковое искусство: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2011.

4. Чэнь Сянжуй. Традиционный китайский «Личный сад»: На примере области Цзянсу, XIII-XIX вв.: дис. ... канд. арх.: 18.00.04. М., 2005.

5. Сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. URL: http://whc.unesco.org/en/ lisest/813/documents/

6. China virtual tour [Электронный ресурс]. URL: http://www.chinavista. com/suzhou/tour/garden.html

483

D.S. Tceluiko*

Analysis of personal gardens located in historical city center of Suzhou

ABSTRACT: The paper deals with the spatial analysis of nine traditional personal gardens of China, located in the historical part of the Suzhou city. The history of landscape architecture development of Suzhou is considered. As a result of spatial analysis, the cultural component of the society was definitely influenced by the design of the garden planning structure, and two groups of gardens differing in their spatial content are defined. The conclusions show the main trends in the landscape architecture of the Suzhou for over a thousand years.

KEYWORDS: China, garden, park complex, personal garden, traditional architecture, space, spatial analysis.

* Tceluiko Dmitry Sergeyevic, Chair of Architecture and Urbanistic of the Pasific State University, Khabarovsk, Russia; E-mail: Dima123117@gmail.com

484

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.