Научная статья на тему 'Анализ бюджетных связей топливно-энергетического комплекса Иркутской области'

Анализ бюджетных связей топливно-энергетического комплекса Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
231
43
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Корнеев Анатолий Григорьевич, Бобков Константин Александрович

В статье рассматриваются связи топливно-энергетического комплекса и консолидированного бюджета Иркутской области, оценивается баланс доходов и расходов бюджета, связанный с развитием топливно-энергетического комплекса и анализируются факторы, влияющие на поступление доходов в бюджет от энергетических и смежных энергоемких отраслей.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Корнеев Анатолий Григорьевич, Бобков Константин Александрович,

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Анализ бюджетных связей топливно-энергетического комплекса Иркутской области»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

А.Г. Корнеев, К.А. Бобков

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматриваются связи топливно-энергетического комплекса и консолидированного бюджета Иркутской области, оценивается баланс доходов и расходов бюджета, связанный с развитием топливно-энергетического комплекса и анализируются факторы, влияющие на поступление доходов в бюджет от энергетических и смежных энергоемких отраслей.

Рыночные преобразования в России, связанные с проведением структурных и институциональных трансформаций, формированием открытой инвестиционной среды, совершенствованием налоговой системы, реформированием традиционно зависимых от государства социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, предъявляют новые требования к научному осмыслению происходящих процессов. Особенно важно исследование процессов реформирования на региональном уровне, в тех отраслях хозяйственной деятельности, которые оказывают значительное влияние на экономическое, финансовое, бюджетное и социальное состояние региона.

К их числу относится топливно-энергетический комплекс (ТЭК). В зависимости от специализации и уровня экономического развития региона его доля ТЭК может достигать: в общем выпуске валовой продукции региона (ВРП) до 50%, производстве промышленной продукции - 90, численности занятых в экономике до 15; в доходах консолидированного бюджета - 60; в расходах - до 20%.

ТЭК имеет сложную систему прямых и косвенных связей с различными сферами региона: производственной, социальной, финансово-бюджетной и др. [16].

Наиболее изучены производственные связи энергетики и в гораздо меньшей степени - бюджетные. Между тем изучение последних особенно важно, поскольку ТЭК и региональный бюджет являются взаимозависимыми и управляемыми объектами. В качестве механизмов управления и достижения баланса корпоративных и государственных интересов могут использоваться:

- налоговая и тарифная политика;

- политика энергосбережения;

- повышение эффективности управления расходами бюджета на энергообеспечение бюджетных организаций, населения и ЖКХ;

- бюджетное инвестирование;

- субсидирование производителей и потребителей энергетических ресурсов;

- реализация крупных энергетических проектов;

- изменение структуры энергетического баланса и энергопотребления в регионе;

- корпоративная и государственная экспортная политика.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Эти меры должны быть направлены на повышение эффективности работы не только ТЭК, но и смежных энергоемких отраслей и как следствие на рост прибыли, увеличение налоговых доходов бюджета, снижение неэффективных расходов бюджета на энергетический комплекс и др.

Значимость связей ТЭК с бюджетом обусловливает следующие важные задачи их изучения: оценку бюджетно-финансовых последствий тех или иных перспективных направлений развития ТЭК и государственных рычагов регулирования, затрагивающих эту сферу; их учет при разработке социально-экономических программ различного государственного уровня, региональных и федерального бюджетов на очередной финансовый год и на перспективу, прогнозов, стратегий и программ развития ТЭК и т. д.

Приведенный ниже анализ включает:

- структуризацию и описание связей ТЭК и консолидированного бюджета области;

- формирование баланса доходов и расходов консолидированного бюджета, связанного с развитием ТЭК и энергопотреблением;

- анализ факторов, влияющих на уровень налоговых платежей ТЭК и энергоемких отраслей в консолидированный бюджет.

Топливно-энергетический комплекс. В состав ТЭК входят: централизованная электро- и теплоэнергетика (ОАО «Иркутскэнерго»), угольная, нефтеперерабатывающая, газовая и нефтедобывающая отрасли промышленности, коммунальная и ведомственная энергетика, а также специализированная транспортно-сбытовая инфраструктура. ТЭК играет важнейшую роль в экономике региона. На его долю приходится: примерно 21% общего объема промышленного производства продукции, около 50% основных фондов промышленности, более 12% ВРП и более 34% инвестиций, направляемых в промышленность (табл. 1).

Таблица 1

Доля ТЭК в экономике Иркутской области, %

Показатель 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Производство промышленной продукции 15,7 17,5 18,4 19,8 21,0

Валовой региональный продукт 12,9 14,4 12,6 12,4 12,0

Основные фонды промышленности 49,3 49,4 49,5 49,7 49,8

Инвестиции в промышленность 42,1 30,1 30,9 32,8 34,5

Численность занятых в промышленности 17,0 16,8 17,1 15,3 15,2

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Налоговые доходы консолидированного

бюджета 20,0 18,0 14,8 11,3 9,3

Значительна социальная нагрузка ТЭК в регионе: энергоснабжение населения и социальной сферы, обеспечение занятости населения, формирование доходов консолидированного бюджета области. На предприятиях ТЭК работает более 15% численности занятых в промышленности и около 5% - в экономике региона. Налоговые платежи ТЭК в доходах консолидированного бюджета области в 2000 г. составляли 20%. К 2004 г. их доля снизилась в 2 раза и составила 9,3%, однако несмотря на это ТЭК остается ведущей отраслью региона по налоговым выплатам в консолидированный бюджет области - его доля в налоговых поступлениях от промышленного комплекса составляет более 29%.

Консолидированный бюджет Иркутской области*. Для него характерен относительно устойчивый рост. Так, с 2001 по 2004 г. бюджет увеличился в 1,7 раза и составил 32,6 млн. руб. Вместе с тем следует отметить, что этот рост был обусловлен, главным образом, инфляционными процессами, поскольку в сопоставимых ценах бюджет увеличился за этот же период всего в 1,19 раза при среднегодовых темпах роста на уровне 106% (табл. 2).

* До проведения муниципальной реформы в 2004 г. в него входили областной бюджет и 37 бюджетов муниципальных образований.

Налоговые доходы несколько опережали рост доходов бюджета в целом: в текущих ценах они выросли в 1,9 раза, в сопоставимых - в 1,3. Финансовая помощь из федерального бюджета оставалась практически неизменной с некоторой тенденцией к сокращению. Дефицит бюджета стабильно (за исключением 2003 г.) составлял более 3% в год с учетом финансовой помощи из федерального бюджета и более 15% без нее, что является крайним ограничением по Бюджетному кодексу РФ. Наибольший объем поступлений в бюджет в 2004 г. - 9,3 млрд. руб. (30%) -обеспечил налог на доходы физических лиц. За счет налога на прибыль в бюджет поступило 5,5 млрд. руб. (20%). Несмотря на снижение ставки налога на прибыль, его значимость для бюджета остается высокой.

Таблица 2

Консолидированный бюджет Иркутской области за 2001-2004 гг.

2002 г. 2003 г. 2004 г.

2001 г. в в в в в в

Показатель (в текущих сопостав текущих сопостав текущих сопоставим

текущих ценах имых ценах имых ценах ых ценах*

ценах) ценах* ценах*

Доходы

млн. руб. 18657 22431 19505 26989 20461 31380 21490

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

% к предыдущему году 124 120 105 120 105 116 105

в том числе:

налоги, млн. руб. 12510 15491 13470 20067 15213 23688 16222

финансовая помощь 4906 4715 4100 4547 3447 4142 2836

прочие 1241 2225 1935 2375 1801 3550 2431

Расходы

млн. руб. 18722 23172 20150 27309 20704 32550 22291

% к предыдущему году 122 124 108 118 103 119 108

Профицит (+), дефицит (-)

бюджета,

млн. руб -65 -741 -644 -320 -243 -1170 -801

% 0,3 3,2 3,2 1,2 1,2 3,6 3,6

Областной бюджет

млн. руб. 9701 12784 11283 16679 12959 18597 13064

% к консолидированному 51,8 55,2 56,0 61,1 62,6 57,1 58,6

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

бюджету

* За базовый принят 2001 г.

Доля областного бюджета в консолидированном бюджете находится примерно на уровне 60%, на долю местных бюджетов приходится соответственно 40%, но наблюдается тенденция к снижению этой доли.

Важным показателем наполняемости бюджета являются доходы консолидированного бюджета в расчете на 1 руб. ВРП. Этот показатель в Иркутской области почти вдвое ниже среднероссийского, что говорит о низкой бюджетной эффективности экономики области. Другой значимый показатель, характеризующий эффективность бюджета, - бюджетная обеспеченность населения. По этому показателю бюджет Иркутской области почти в 3 раза уступает бюджету РФ, что приводит к сильной зависимости социальной сферы области от финансовой помощи из федерального бюджета (табл. 3).

Таблица 3

Налоговая эффективность экономики и бюджетная обеспеченность Иркутской области

Показатель 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Доходы консолидированного бюджета

на 1000 руб. ВРП, руб. 149 150 153 155

на душу населения, тыс. руб./чел. 7,2 9,0 11,1 12,9

Справочно:

Доходы консолидированного бюджета РФ

на 1000 руб. ВВП, руб. 297 324 312 287

на душу населения, тыс. руб./чел. 18,5 24,4 28,9 31,8

Характеристика связей ТЭК и консолидированного бюджета региона. Консолидированный бюджет региона (его доходная и расходная части) имеет сложную систему прямых и косвенных связей со всеми сферами экономики. Наиболее отчетливо эти связи проявляются при его взаимодействии с ТЭК. На рис. 1 показана укрупненная структура основных связей ТЭК и консолидированного бюджета региона, где сплошными линиями отмечены прямые связи, пунктирными — косвенные.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 1. Прямые и косвенные связи ТЭК и консолидированного бюджета региона

Прямые связи ТЭК с бюджетом формируются через:

— налоговые и прочие платежи ТЭК в бюджет;

— поставки энергетической продукции бюджетной сфере. Прямые связи бюджета с ТЭК формируются через:

— выплаты бюджета ТЭК за потребление бюджетной сферой энергетической продукции;

— инвестиции из бюджета в форме субсидий, бюджетных кредитов, вкладов в уставные капиталы энергопредприятий, предоставление налоговых льгот и др.;

— субсидии из бюджета электро- и теплоснабжающим организациям для компенсации разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами и ценами на энергоресурсы для населения;

— прочие текущие расходы бюджета, связанные с коммунальной энергетикой. Через эти связи региональный бюджет и ТЭК непосредственно влияют друг на друга. Косвенные связи ТЭК с бюджетом - это опосредованное влияние ТЭК на

формирование доходов и расходов бюджета. Они включают:

- связи по потреблению энергоресурсов в энергоемких отраслях экономики. При росте или снижении тарифов и цен на энергоресурсы могут расти или снижаться прибыли организаций - потребителей энергетической продукции и соответственно налоговые платежи в бюджет;

- связи по поставкам энергетической продукции на экспорт. Увеличение (уменьшение) поставок энергетической продукции может способствовать повышению (снижению) рентабельности ТЭК и как следствие - снижению (повышению) тарифов и цен на его продукцию на внутреннем рынке, что в свою очередь может сказаться на рентабельности энергоемких предприятий и поступлении доходов в бюджет от этих отраслей;

- связи по поставкам энергетической продукции населению. При росте тарифов на энергетическую продукцию могут расти расходы бюджета на субсидии населению для оплаты жилищно-коммунальных услуг.

К косвенным связям бюджета с ТЭК относятся связи, через которые бюджет опосредованно влияет на финансовое состояние энергоснабжающих организаций. Они включают:

- связи по предоставлению субсидий населению для оплаты коммунальных услуг, относящихся к энергообеспечению;

- связи по повышению заработной платы работников бюджетной сферы.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Предоставление субсидий населению по оплате коммунальных услуг и повышение

доходов работников бюджетной сферы позволяют энергоснабжающим организациям устанавливать экономически обоснованные тарифы и цены на энергетическую продукцию для населения и соответственно поддерживать производство на рентабельном уровне. Структурирование и анализ контактов ТЭК с бюджетом региона позволили сформировать баланс доходов и расходов консолидированного бюджета Иркутской области, связанный с развитием ТЭК и энергопотреблением в регионе (табл. 4).

Таблица 4

Баланс доходов и расходов консолидированного бюджета Иркутской области по развитию ТЭК, млн. руб.

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Показатель в текущих в текущих в сопостав в текущих в сопостав в текущих в сопостав

ценах ценах имых ценах имых ценах имых

ценах ценах ценах

Налоговые доходы от ТЭК, всего 3145 2820 2488 2505 1946 2700 1897

В том числе:

Электроэнергетика 2258 1716 1514 1569 1219 1470 1033

из них, налог на прибыль 520 72 64 53 42 230 162

Топливная промышленность 574 669 590 426 331 729 512

из них, налог на прибыль 142 154 135 3 2 277 195

Коммунальная энергетика 314 435 384 510 396 501 352

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

из них, налог на прибыль 32 50 44 38 29 59 41

Расходы на развитие ТЭК и

энергопотребление, всего 2852 3453 3048 3561 2767 4979 3498

В том числе:

Инвестиции в ТЭК 563 421 372 397 309 909 638

Затраты на энергоресурсы, потреб-

ляемые в бюджетной сфере 466 594 525 795 617 953 670

Субсидии электро- и

теплоснабжающим организациям

на компенсацию разницы между

экономически обоснованными и

действующими тарифами для

населения 1328 1581 1395 1273 989 1491 1047

Предоставление отдельным

категориям граждан льгот по оплате

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

жилищно-коммунальных услуг 111 489 432 199 155 344 242

Субсидии населению на оплату

жилищно-коммунальных услуг 35 89 78 247 192 564 396

Прочие текущие затраты на

коммунальное хозяйство 349 279 246 649 505 718 504

Сальдо доходов и расходов

(превышение доходов над

расходами, превышение расходов

над доходами (-)) 293 -633 -560 -1055 -821 -2279 -1601

Справочно:

Налоговые доходы бюджета от

энергоемких отраслей, всего 596 1700 1500 2166 1683 2728 1917

Цветная металлургия 275 1376 1214 1872 1455 2452 1723

Химия и нефтехимия 321 324 286 294 228 276 194

Общий объем налоговых поступлений от ТЭК в консолидированный бюджет составил в 2004 г. 2700 млн. руб. (11% всех налоговых доходов) и снизился по сравнению с 2001 г. в 1,7 раза. В структуре налоговых доходов от ТЭК наибольшую долю занимает электро- и теплоэнергетика - 55%, однако эта доля в 2001 г. составляла 72%. Снижение налоговых платежей от электроэнергетики на фоне стабильного производства электроэнергии происходило в основном за счет налога на прибыль, объем которого с 2001 по 2004 г. сократился в 2,3 раза.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

На долю топливной промышленности приходится в среднем 25% налоговых платежей в бюджет от ТЭК, на долю коммунального хозяйства - 20%, которая с 2001 г. возросла в 1,6 раза из-за резкого повышения стоимости коммунальных услуг для населения и повышения рентабельности ЖКХ.

Как показывают данные баланса, расходы консолидированного бюджета на ТЭК значительно превышают доходы от ТЭК, их сальдо составило в 2003 г. (-1055 млн. руб.), в 2004 г. - (-2279 млн. руб.), т.е. превышение составляло в эти годы соответственно 30 и 46%.

Наибольший объем расходов бюджета приходится на субсидии электро- и теплоснабжающим организациям, связанные с компенсацией разницы между экономически обоснованными и действующими тарифами на энергоресурсы для населения (30%). В 2001 г. эта доля составляла 47% расходов бюджета на ТЭК и ее снижение связано с постепенным переходом на полную оплату услуг ЖКХ. Примерно 20% составляют затраты бюджета на энергоресурсы, потребляемые бюджетной сферой, и 20% - на инвестиции в ТЭК. В расходах на ТЭК значительно увеличилась доля затрат на субсидии малообеспеченным слоям населения по оплате жилищно-коммунальных услуг - с 1% в 2001 г. до 11% в 2004 г., т. е. примерно в 10 раз.

Анализ факторов, влияющих на налоговые платежи ТЭК и энергоемких отраслей. К основным факторам, влияющим на налоговые платежи отраслей ТЭК и энергоемких отраслей, относятся:

- объем производства продукции в отрасли;

- уровень цен на производимую продукцию;

- уровень цен на потребляемые энергоресурсы;

- налоговые ставки.

На рис. 2 в качестве примера приведены три отрасли, отличающиеся наибольшей энергоемкостью: алюминиевая промышленность, электроэнергетика и коммунальная энергетика, две из которых относятся к ТЭК.

Алюминиевая промышленность является самой энергоемкой отраслью в области, доля энергозатрат в общих затратах на производство ее продукции составляет около 40%. На уровень прибыли и соответственно налога на прибыль отрасли влияют тарифы (цены) на энергоресурсы, цены на алюминий и объемы производства алюминия.

Производство алюминия за последние годы оставалось относительно стабильным, поэтому данный фактор не мог сильно повлиять на снижение налога на прибыль. В 2002 г. при росте тарифов на электроэнергию цены на алюминий снижались (см. рис. 2а). Это и явилось основной причиной снижения в этом году платежей по налогу на прибыль.

В 2003 г. наблюдалось увеличение поступлений в бюджет по налогу на прибыль, несмотря на повышение тарифов на электроэнергию. Это было связано со значительным ростом цен на алюминий на внутреннем и внешнем рынках. В 2004 г. налог на прибыль снова снизился, несмотря на продолжающийся рост цен на алюминий. В этот период рост тарифов на электроэнергию превышал эффект роста цен на алюминий.

Электроэнергетика также относится к энергоемким отраслям, расходы на энергоресурсы в общих ее затратах составляют около 30%. Налоговые поступления от этой отрасли за последние годы уменьшались, особенно по налогу на прибыль (см. рис. 2б).

Это происходило за счет снижения рентабельности отрасли из-за высоких темпов роста цен на уголь (с 2000 по 2004 г. в 3,7 раза), и умеренного повышения тарифов на электроэнергию (за тот же период в 1,7 раза). Следует также отметить, что на резкое снижение налога на прибыль в 2002 г. повлияло изменение ставки налога на прибыль с 35 до 24%.

Энергетика, обеспечивающая работу коммунальных хозяйств, традиционно являлась крупным потребителем бюджетных средств и вносила в бюджет незначительный объем налоговых платежей. Однако ситуация с 2001 г. существенно изменилась. Проводимая реформа в ЖКХ, направленная в том числе на приведение цен на коммунальные услуги к экономически обоснованным, позволила за счет их резкого роста обеспечить повышение рентабельности отрасли и увеличить налоговые платежи в бюджет, несмотря на рост цен на топливо (рис. 2в).

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

%

%

Год

2001 2002 2003 2004 ■ налоговые платежи; ♦ налог на прибыль;

- тарифы на электроэнергию;

- производство алюминия;

- цены на алюминий

%

а)

400 -| 350 -300 250 200 150 100 -50 -0 -50

2002

2003

2004

Год

■ налоговые платежи;

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- налог на прибыль; -прибыль;

- цены на уголь;

- производство продукции;

- тарифы на электроэнергию

б)

200

150

100

50

2000

2001

2000

500 -450 -400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 -0 -

■ налоговые платежи; прибыль; - цены на мазут; -объем коммунальных услуг;

003 2004 Год

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

налог на прибыль; цены на уголь; - тарифы на электроэнергию; цены на коммунальные услуги

в)

Рис. 2. Динамика изменения налоговых и производственных показателей по энергоемким отраслям:

а) алюминиевая промышленность;

б) электроэнергетика;

в) коммунальная энергетика

2000

2001

2002

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. ТЭК имеет сложную систему взаимосвязей с бюджетом региона.

2. Роль ТЭК в формировании доходной и расходной частей бюджета Иркутской области в последние годы существенно изменилась. Если до 2002 г. сальдо доходов и расходов регионального бюджета, связанного с ТЭК, было положительным, то в настоящее время доля доходов от ТЭК в общих налоговых доходах консолидированного бюджета составляет 11%, а расходы бюджета на ТЭК - около 16% всех расходов и превышают доходы примерно на 46%.

3. Опережающий рост расходов над доходами бюджета, связанными с ТЭК, объясняется высоким ростом цен на топливо в регионе, снижением рентабельности отраслей ТЭК, постепенной ликвидацией перекрестного субсидирования в тарифной политике, переходом на полную оплату жилищно-коммунальных услуг, высокой долей населения Иркутской области, живущего за чертой бедности, и высоким уровнем бюджетного субсидирования населения области, связанного с энергопотреблением.

Литература

1. Вопросы исследования внешних связей энергетики. Иркутск: СЭИ СО АН СССР, 1972.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Гершензон М.А., Корнеев А.Г., Силичев В.В., Черникова Л.И. О влиянии энергетики на показатели развития экономики (прогнозные оценки) // Использование межотраслевых моделей для долгосрочного прогнозирования энергетики. Иркутск: СЭИ СО РаАН, 1979.

3. Кононов Ю.Д. Энергетика и экономика. М.: Наука, 1981.

4. Корнеев А.Г., Агафонов Г.В., Цапах А.С. Моделирование и учет связей экономики и энергетики при прогнозировании социально-экономического развития региона //Пространственная экономика. 2003. № 2.

5. Региональные энергетические программы: методические основы и опыт разработки / Под ред. Б.Г. Санеева. Новосибирск: Наука, 1995.

6. Системные исследования проблем энергетики. Новосибирск: Наука, 2000.