Научная статья на тему 'Анализ бюджетных расходов региона в 2017 году'

Анализ бюджетных расходов региона в 2017 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Гилян Васильевна, Семенова Екатерина Ивановна

В данной статье рассмотрен бюджет расходов Волгоградской области на 2017 год, а также важные проекты и на что будут формироваться выплачиваемые из бюджета денежные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ бюджетных расходов региона в 2017 году»

Fedotova Gilyan Vasilevna, Dr. Economic Sci., professor,

(e-mail: g_evgeeva@mail.ru)

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

Gontar Anastasiya Alexsandrovna, Cand. Ped. Sci. docent,

(e-mail: 261984@mail.ru)

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia

INFORMATION SECURITY OF A REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS: PRIORITIES

Abstract. The article discusses the ways of the ensuring of information security of regional socio-economic systems. This research presents the key directions to address this issue.

Keywords: information security, socio-economic system, regional economics, information technologies.

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕГИОНА В 2017 ГОДУ

Федотова Гилян Васильевна,

профессор, доктор экономических наук Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград, пр. им. Ленина, 28, 400131 (e-mail.ru: g_evgeeva@mail.ru) Семенова Екатерина Ивановна, студент

(e-mail: Katusha_95@mail.ru)

Волгоградский государственный технический университет,

Волгоград, Россия

В данной статье рассмотрен бюджет расходов Волгоградской области на 2017 год, а также важные проекты и на что будут формироваться выплачиваемые из бюджета денежные средства.

Ключевые слова: бюждет, расходы, бездефицитный бюджет, валовый региональный продукт, областной бюджет.

Доходная часть бюджета Волгоградской области в 2017 году составит 80,4 млрд рублей, сам он стал бездефицитным. Эксперты сходятся во мнении, что это открывает для региона новые финансовые возможности. В региональном законодательном собрании говорят о том, что бездефицитность - это существенное основание для получения государственных займов и участия в государственных программах.

Традиционно, в конце уходящего года главный финансовый документ региона, разработанный финансистами областной администрации, был представлен на утверждение депутатам Волгоградской областной думы. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, он сохранил свою социальную направленность. Расходная часть областного бюджета сформирована и представлена в программном формате на основе 27 государственных программ Волгоградской области, разработанных в соответствии с целями социально-экономического развития региона.

На реализацию этих программ в региональной казне предусмотрено 66,8 млрд рублей, или 91,4% от общего объема расходов. В числе приоритет-

ных направлений на плановый период остаются поддержка материнства и детства, выполнение в полном объеме социальных обязательств согласно майским указам Президента РФ, реализация инфраструктурных проектов, благоустройство и комплексное развитие территорий, поддержка промышленности и АПК. В приоритете также осталась подготовка к 75-летию победы в Сталинградской битве и чемпионату мира по футболу 2018 года, развитие транспортной инфраструктуры, внутреннего и въездного туризма, благоустройство территорий муниципальных образований.

Средства выделены на финансирование ремонта дорог, экологическую реабилитацию водных объектов, на реализацию областной программы по формированию доступной среды для людей с ограниченными физическими возможностями. Впервые заложено 100 млн рублей на создание регионального фонда развития промышленности. Приняты поправки, которые позволят привлечь из федерального центра около 700 млн рублей на орошение земель.

В расходную часть заложено также финансирование масштабных работ по укреплению берегов Волги и Волгоградского водохранилища и модернизации систем отопления и газоснабжения социальных объектов сельских поселений. Запланировано выделение средств на реконструкцию приемного отделения больницы скорой медицинской помощи Волгограда, на строительство 28 домов для детей-сирот в ряде районов и городов области. Кроме того, планируется усилить работу по уменьшению госдолга и привлечению в бюджет дополнительных доходов.

По мнению доктора экономических наук, профессора Альбины Гуковой увеличение федеральных дотаций на реализацию приоритетных для Волгоградской области - это прежде всего высокая оценка работы губернатора Андрея Бочарова.

Гукова считает, что получение финансовой поддержки в любой форме всегда важно для региона и с точки зрения получения дополнительного дохода, и с точки зрения одобрения федеральным центром региональной финансово-бюджетной политики. По её словам: в условиях кризисных явлений, объективного дефицита денежных средств, непростой внешнеполитической ситуации, которая требует крупных бюджетных вложений, поддержка Волгоградской области - это заслуга прежде всего губернатора и его команды. Во многом этому способствовало грамотное составление регионального бюджета, который показал потенциал на сбалансированную финансово-экономическую политику.

Стоит отметить, что стратегию использования такого инструмента как бездефицитность бюджета на 2017 год использовали многие другие регионы и города: Владивосток, Казань, Уфа, Челябинск, Саратов. Заместитель бюджетного комитета областной думы Владимир Попов считает, что требование нулевого баланса региональных бюджетов спущено регионам из Москвы. Попов отметил, что наши бюджеты - программно-целевые, для реализации федеральных программ обязательно нужно софинансирование

со стороны регионального бюджета. Если бюджет субъекта Федерации формально бездефицитен, то тогда и доля регионального участия в федеральной программе должна быть выше. Этого и добивается Минфин.

Ссылаясь на мнение эксперта: доктора экономических наук, профессора Татьяны Ивановой, можно проанализировать, что бюджет в разработанном прогнозе на 2017-2034 годы является бездефицитным, причем заложено снижение долговой нагрузки областного бюджета с 89% в 2017 году до 34,7% в 2034-м. Из анализа бюджетных доходов и расходов видно, что это достигается как за счет принятия мер по росту доходов, так и сокращении, а также оптимизации различных расходов.

Обращает на себя внимание - уменьшение затрат на обслуживание госдолга за счет увеличения доли бюджетных, более дешевых кредитов по сравнению с коммерческими; удешевление закупок товаров, работ, услуг на государственные и муниципальные нужды за счет их централизации и укрупнения лотов; сокращение финансовых ресурсов, идущих на содержание аппарата управления Волгоградской областью. При этом запланировано, что в полном объеме будут выполнены социальные обязательства, реализованы меры, направленные на инвестиционное развитие территории, погашены платежи, связанные с государственными заимствованиями.

Таблица 1 - Структура и динамика ВРП (структура в % от ВРП)

Показатель 2015 2016 2017

факт оценка прогноз

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота 10,4 10,8 10,8

Рыболовство, рыбоводство 0,4 0,4 0,4

Добыча полезных ископаемых 4,6 4,6 4,6

Обрабатывающие производства 29,9 30,0 30,3

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 2,0 2,0 2,0

Строительство 8,0 7,8 7,9

Оптовая и розничная торговля и т.д. 14,7 15,0 15,2

Гостиницы и рестораны 0,8 0,8 0,8

Транспорт и связь 7,6 7,6 7,7

Финансовая деятельность 0,2 0,2 0,2

Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг 0,4 6,1 5,7

Государственное управление, военная безопасности и обязательное социальное обеспечение 5,4 5,3 5,3

Образование 3,6 3,6 3,4

Здравоохранение и социальные услуги 4,4 4,2 4,1

Прочие коммунальные социальные и персональные услуги 1,6 1,6 1,6

Источник: составлено авторами по [4]

Таким образом, из бюджетного прогноза ясно видно, что предполагается сбалансированное взвешенное управление региональным развитием, основанное на исполнении принятых на себя обязательств, использовании проектного финансирования различных аспектов региональной жизни. Именно такие требования - инициативность, исполнительность, заточка на конечный эффективный результат - предъявляются в настоящее время к командам региональных управленцев. Более эффективные регионы получают и большие возможности развития за счет средств федерального бюджета, так как в этом случае наиболее очевидно, что выделенные финансовые ресурсы будут использованы с максимальной отдачей.

Более того, апробированные в регионе инструменты по повышению результативности управления территорией начинают тиражироваться для получения аналогичных эффективных результатов в других субъектах Федерации, становятся основой принятия различных инициатив, в том числе государственных программ, на федеральном уровне. Обоснованно принятый бездефицитный бюджет - это заявка на отсутствие в регионе признаков банкротства территории, что сейчас характерно для ряда субъектов Федерации, то есть формирование бездефицитного бюджета - это существенное основание для получения государственных займов и участия в государственных программах.

На плановый период показатели главного финансового документа спрогнозированы по доходам на 2017 год в сумме 66,539 млрд. рублей, на 2018 год - 73,566 млрд. рублей, расходы составят 61, 439 млрд. рублей и 70,566 млрд. рублей соответственно. Так, профицит областного бюджета прогнозируется в сумме 5,1 млрд. рублей и 3 млрд. рублей.

Добавим, что в принятом бюджете были учтены поправки, одобренные губернатором Андреем Бочаровым и поддержанные профильным думским комитетом. Так, в частности, решено увеличить расходы областного бюджета на субсидирование межрегиональных авиаперевозок, что позволит развивать воздушное сообщение между территориями России. Также получила поддержку инициатива депутатов фракции «Единая Россия» о выделении 150 миллионов рублей на приобретение и замену оконных блоков в школах и детских садах региона.

Рисунок 1 - Объем валового регионального продукта, млрд. руб. Источник: составлено авторами по [2]

102,5 102 101,5 101 100,5 100 99,5 99 98,5

2016 2017 2018 2019

00

101

102

102,5

Рисунок 2 - Индекс физического объема валового регионального продукта,

Источник: составлено авторами по [2]

Исходя из данных комитета финансов по Волгоградской области, можно сделать вывод, что областной бюджет Волгоградской области будет тратиться в основном: на меры социальной поддержки граждан, поддержки сельского хозяйства, также будет предоставлена финансовая помощь муниципальным образованиям, определённая часть денег будет направлена на капитальное строительство, содержание бюджетных учреждений, а также выплату стипендий студентам.

в__К3.6--- -в-

73,1 -в-1 5,1---- -V 1 7.7

НИ, 2 N0.5

75.Л 73.1 75,1 77,7

ь&й иьл -5-У 0,0 0.0 0.1)

2М1-11ЧН 2*11« гач М1Тпя 2М1М 11^1 1Я1У гаа

-2«

—'ДОХОДЫ МДефии „, НЦрафипиг РАСХОДЫ

Рисунок 3 - Основные параметры областного бюджета на 2017 год и на

плановый период 2018 и 2019 годов. Источник: составлено авторами по [3]

Выплачиваемые из бюджета денежные средства будут формироваться на: общегосударственные вопросы 3254279 тыс.руб, национальную оборону 45500 тыс.руб, национальную безопасность и правоохранительную деятельность 696422 тыс.руб, национальную экономику 13579066 тыс.руб, жилищно-коммунальное хозяйство 2686318 тыс.руб, на охрану окружающей среды 197532 тыс.руб. Также расходы на образование составят 15061428 тыс.руб, культуру и кинематографию около 741540 тыс.руб, на здравоохранение уйдёт порядка 5004750 тыс.руб. Расходы на социальную политику составят 23911286 тыс.руб, физическую культуру и спорт 623908 тыс.руб, средства массовой информации заберут из областного бюджета

ещё 92070 тыс.руб, обслуживание государственного и муниципального долга получит 4815508 тыс.руб, и следует также упомянуть сферу межбюджетных трансферт общего характера, которые займут ещё 2714694 тыс.руб.

Если объединить все направления Волгоградской области, требуемые вложений, то суммарные расходы будут составлять 73124298. Исходя из данных комитета финансов по Волгоградской области, можно сделать вывод, что областной бюджет Волгоградской области будет тратиться в основном: на меры социальной поддержки граждан, поддержку сельского хозяйства, также будет предоставлена финансовая помощь муниципальным образованиям. Определённая часть средств будет направлена на капитальное строительство, содержание бюджетных учреждений, а также выплату стипендий студентам.

Выплачиваемые из бюджета денежные средства будут формироваться на: общегосударственные вопросы 3254279 тыс.руб, национальную оборону 45500 тыс.руб, национальную безопасность и правоохранительную деятельность 696422 тыс.руб, национальную экономику 13579066 тыс.руб, жилищно-коммунальное хозяйство 2686318 тыс.руб, на охрану окружающей среды 197532 тыс.руб. Также расходы на образование составят 15061428 тыс.руб, культуру и кинематографию около 741540 тыс.руб, на здравоохранение уйдёт порядка 5004750 тыс.руб. Расходы на социальную политику составят 23911286 тыс.руб, физическую культуру и спорт 623908 тыс.руб, средства массовой информации заберут из областного бюджета ещё 92070 тыс.руб, обслуживание государственного и муниципального долга получит 4815508 тыс.руб, и следует также упомянуть сферу межбюджетных трансферт общего характера, которые займут ещё 2714694 тыс.руб. Подводя итоги, анализ расходов бюджета Волгоградской области приводит к бездефицитному 2017 году.

Расходы областного бюджета на реализацию государственных программ Волгоградской области предусмотрены на приобретение, проектирование, строительство и реконструкцию социально-значимых объектов капитального строительства (без автомобильных дорог) в 2017 году.

1. Строительство, реконструкция 10 объектов в рамках подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу - 1 664 194,9 тыс. руб. Срок ввода в эксплуатацию объектов - до 01.01.2018 г.

2. Строительство 25 и проектирование 6 объектов для детей сирот - 260 600,4 тыс. руб., приобретение 121 жилого помещения для детей сирот -135 025,2 тыс. руб., создание маневренного фонда - 8 805,5 тыс. руб., обеспечение 594 детей сирот жилыми помещениями.

3. Строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области - 190 154,8 тыс. руб. Планируется расселить 1165 человек. Срок реализации мероприятий - 01.01.2018

4. Строительство и реконструкция образовательных учреждений: 8 детских садов - 140 135,0 тыс. руб., 2 школы - 165 072,7 тыс. руб., 1 музея и 1 ДЮЦ - 550 000,0 тыс. руб. Срок ввода в эксплуатацию объектов - до 01.01.2018 г.

5. Проектирование, строительство и реконструкция: 15 объектов благоустройства, коммунальной инфраструктуры - 101 957,4 тыс. руб., 140 объектов газификации - 340 069,1 тыс. руб., 3 пожарных депо - 50 503,7 тыс. руб.

6. Строительство 3 объектов первичной медико-санитарной помощи - 10 781,8 тыс. руб., строительство 14 объектов культуры и спорта - 89 527,5 тыс. руб. Срок ввода в эксплуатацию объектов - до 01.01.2018 г.

Приоритетное направление расходов областного бюджета - подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Средства областного бюджета планируется направить на: обустройство территории Центральной набережной Волгограда, берегоукрепление правого берега р. Волга, реконструкцию приемного отделения государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №25", строительство и реконструкцию объектов водоснабжения и водоотведения (водоочистные сооружения Краснооктябрь-ского района, проектирование и реконструкция сооружений с увеличением производительности, подводный переход через р. Волга основного и резервного напорных коллекторов в Центральном районе, реконструкция резервного электроснабжения канализационно-очистной станции "Станция Аэрации"), строительство и реконструкцию тренировочных площадок (реконструкция тренировочной площадки на стадионе "Зенит", поставка, монтаж и демонтаж сооружений временного назначения и вспомогательного использования, создание туристско - рекреационного кластера "Территория побед".

Список литературы

1. Росстат [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.gks.ru

2. Минфин [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://minfin.ru

3. Комитет финансов Волгоградской области [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.minfin34.ru

4. Милов В. Д. Все, что надо знать про федеральный бюджет - 2017 // -М.: Инфра-М, Боюдет РФ 2017 анализ и статистика, 2017.- 120с.

5. Строкова А. А. Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012-2016 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 991-994.

6. Сазонов, С.П. Анализ государственных программ импортозамещения / С.П. Сазонов, Г.В. Федотова, Л.М. Сибагатулина // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 9. - С. 12-21.

7. Пуртиев, М.Н. Антикризисная государственная политика / М.Н. Пуртиев, С.П. Сазонов // Управление. Бизнес. Власть. - 2016. - № 4 (13). - С. 26-32.

8. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271

9. Оценка товаров в соответствии с российскими стандартами и МСФО/ Горохов А. А., Прищепа Л.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 48-56.

10. МСФО и РСБУ: различия и методы сближения/ Прищепа Л.В., Буряк В.А., Горохов А. А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 134-140.

11. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами/ Козенко Ю.А., Федотова Г.В.// монография / Козенко Ю. А., Федотова Г. В.. Элиста, 2006.

12. ТЕории финансов и финансового менеджмента/ Перекрестова Л.В., Федотова Г.В., Мытарева Л.А.// учебное пособие / Л. В. Перекрестова, Г. В. Федотова, Л. А. Мы-тарева ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. ун-т". Волгоград, 2010.

13. Оценка инвестиционной привлекательности рынка драгоценных металлов в условиях мирового финансового кризиса/ Федотова Г.В., Широбакин В.И.// Финансы и кредит. 2011. № 2 (434). С. 56-59.

14. Особенности управления затратами торговых предприятий/ Балгужин Д.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 34-36.

15. История теории бюджета/ Сибагатулина Л.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 243-245.

Fedotova Gilan Vasilevna professor, doctor of economics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volgograd State Technical University,

Russia, Volgograd, etc.. Them. Lenin, 28, 400131

(E-mail.ru: g_evgeeva@mail.ru)

Semyonova Ekaterina Ivanovna, student

Volgograd State Technical University,

Russia, Volgograd, etc.. Them. Lenin, 28, 400131

(E-mail: Katusha_95@mail.ru)

ANALYSIS OF BUDGET EXPENSES OF THE REGION 2017

Abstract: In this article the budget expenses of the Volgograd region for 2017, as well as important projects and that will be formed from the budget paid by cash.

Keywords: Budget, expenses, deficit budget, the gross regional product, the regional budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.