Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЙ РИСК / БЮДЖЕТ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чемоданова Ю.В., Бодрикова О.А., Луньков О., Доронин К.

В статье рассматривается и оценивается методика анализа расчета рисков бюджетной безопасности Нижегородской области. В условиях неопределенности экономической составляющей национальной безопасности России, бюджетная безопасность представляет собой степень защищенности от воздействия рисковых факторов и условий, связанных с балансом доходов и расходов бюджетов всех уровней государства. В работе для выявления рисков и угроз бюджетной безопасности региона, используется несколько видов рисков-факторов. Данные факторы сведены в систему индикаторов риска бюджетной безопасности Нижегородской области. Далее в статье анализируются пороговые значения индикаторов риска бюджетной безопасности региона и проводится рейтинговая оценка бюджетных рисков по уровням бюджетной обеспеченности. На основании проведенного анализа выявляются основные причины и диспропорции, риски и угрозы бюджетной безопасности региона. По итогам оценки Нижегородская область признается самодостаточным, крупным научно-промышленным регионом со средними бюджетными рисками и достаточно высоким уровнем бюджетной безопасности. Однако несмотря на это необходимо повысить обеспеченность бюджета региона максимизируя доходный потенциал регионального бюджета на основе более устойчивого экономического развития региона, а также межбюджетного взаимодействия с федеральным центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чемоданова Ю.В., Бодрикова О.А., Луньков О., Доронин К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF BUDGET SECURITY OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The article discusses and evaluates the methodology for analyzing the calculation of budget security risks in the Nizhny Novgorod region. In the conditions of uncertainty of the economic component of Russia's national security, budget security is the degree of protection from the impact of risk factors and conditions associated with the balance of income and expenditures of budgets at all levels of the state. In order to identify risks and threats to the budget security of the region, several types of risk factors are used. These factors are combined into a system of indicators of the budget security risk of the Nizhny Novgorod region. Further, the article analyzes the threshold values of the risk indicators of the budget security of the region and conducts a rating assessment of budget risks by levels of budget security. Based on the analysis, the main causes and imbalances, risks and threats to the budget security of the region are identified. According to the results of the assessment, the Nizhny Novgorod region is recognized as a self-sufficient, large scientific and industrial region with medium budget risks and a fairly high level of budget security. However, despite this, it is necessary to increase the security of the regional budget by maximizing the revenue potential of the regional budget on the basis of more sustainable economic development of the region, as well as inter-budgetary cooperation with the federal center.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

С мобилизацией средств на финансовом рынке у представителей микробизнеса возникают большие проблемы. Коммерческие банки, также как и страховые компании не предлагают в своих продуктовых линейках специализированных продуктов, направленных на указанных потребителей [7]. Им приходится выбирать из того что предоставляется крупных хозяйствующим субъектам или физическим лицам, следовательно особенности их функционирования не учтены. Эти обстоятельства усложняют, а порой и делают практически невозможным, получение заемных финансовых ресурсов микропредприятиями.

Средства государственной финансовой поддержки, в большинстве своем представлены разовым грантом на развитие дела и во-многом зависят не только от предпринимателей, но и возможностей регионального бюджета. Следовательно, не следует рассчитывать на них, как на постоянный источник [2].

Таким образом, вопросы финансового обеспечения деятельности субъектов микробизнеса остаются во многом открытыми и требуют скорого решения с участием государства, так как только так возможно сохранить данный ресурс экономики и дать ему дальнейшее развитие.

Источники:

1. Долгов С.Г. Некоторые проблемы малого и среднего предпринимательства // Журнал предпринимательского и корпоративного права.

2018. № 3 (11). С. 34-36.

2. Комарова О.В. Особенности государственной поддержки микробизнеса // ЦИТИСЭ. 2020. N° 4 (26). С. 538-551.

3. Кузнецова А.И., Белик Е.Б. Условия ведения и развития малого и среднего бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 7. С. 72-81.

4. Купцов М.М. Малое предпринимательство в условиях мобилизационной экономики. угрозы и перспективы // Вестник МИРБИС. 2022. № 2 (30). С. 179-184.

5. Михайлюк М.Н., Ашинова М.К., Наик М. Финансирование малого и среднего бизнеса в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Новые технологии. 2021. Т. 17. № 2. С. 101-110.

6. Осипов В.А. Поддержка малого и среднего предпринимательства как одно из важнейших направлений совершенствования инвестиционного климата России // Российский экономический интернет-журнал. 2020. № 1. С. 36.

7. Полякова А. А. Особенности функционирования регионального страхового рынка // Современная модель развития страхового рынка: приоритеты и возможности : сборник трудов XXIII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 01 июня 2022 года / Санкт-Петербургский государственный университет, Всероссийский союз страховщиков. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2022. - С. 184-188.

8. Райская О.П. Финансовая и информационная поддержка малого и среднего предпринимательства в России // Экономика и управление.

2019. № 1 (159). С. 101-107.

9. Ручкина Г.Ф. Некоторые антикризисные финансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2022. № 3. С. 29-37.

10. Филиппова А.А., Аврамчикова Н.Т. Формирование источников финансирования предприятий малого бизнеса // Менеджмент социальных и экономических систем. 2021. № 4 (24). С. 38-49.

EDN: MOOMJZ

Ю.В. Чемоданова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, ula70che@yandex.ru,

Yu.V. Chemodanova - candidate of economics, associate professor of the department of economics of enterprises and organizations, Lobachevsky Nizhny Novgorod state university, Nizhniy Novgorod, Russia;

О.А. Бодрикова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, bodrikova.oa@yandex.ru;

O.A. Bodrikova - candidate of economics, associate professor of the department of economics of enterprises and organizations, Lobachevsky Nizhny Novgorod state university, Nizhniy Novgorod, Russia; О. Луньков - студент, Дзержинский филиал РАНХиГС, Дзержинск, Россия, O. Lunkov - student, Dzerzhinsky branch of the RANEPA, Dzerzhinsk, Russia; К. Доронин - студент, Дзержинский филиал РАНХиГС, Дзержинск, Россия, K Doronin - student, Dzerzhinsky branch of the RANEPA, Dzerzhinsk, Russia.

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ANALYSIS OF BUDGET SECURITY OF THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Аннотация. В статье рассматривается и оценивается методика анализа расчета рисков бюджетной безопасности Нижегородской области. В условиях неопределенности экономической составляющей национальной безопасности России, бюджетная безопасность представляет собой степень защищенности от воздействия рисковых факторов и условий, связанных с балансом доходов и расходов бюджетов всех уровней государства. В работе для выявления рисков и угроз бюджетной безопасности региона, используется несколько видов рисков-факторов. Данные факторы сведены в систему индикаторов риска бюджетной безопасности Нижегородской области. Далее в статье анализируются пороговые значения индикаторов риска бюджетной безопасности региона и проводится рейтинговая оценка бюджетных рисков по уровням бюджетной обеспеченности. На основании проведенного анализа выявляются основные причины и диспропорции, риски и угрозы бюджетной безопасности региона. По итогам оценки Нижегородская область признается самодостаточным, крупным научно-промышленным регионом со средними бюджетными рисками и достаточно высоким уровнем бюджетной безопасности. Однако несмотря на это необходимо повысить обеспеченность бюджета региона максимизируя доходный потенциал регионального бюджета на основе более устойчивого экономического развития региона, а также межбюджетного взаимодействия с федеральным центром.

Abstract. The article discusses and evaluates the methodology for analyzing the calculation of budget security risks in the Nizhny Novgorod region. In the conditions of uncertainty of the economic component of Russia's national security, budget security is the degree of protection from the impact of risk factors and conditions associated with the balance of income and expenditures of budgets at all levels of the state. In order to identify risks and threats to the budget security of the region, several types of risk factors are used. These factors are combined into a system of indicators of the budget security risk of the Nizhny Novgorod region. Further,

390

Всероссийский журнал

the article analyzes the threshold values of the risk indicators of the budget security of the region and conducts a rating assessment of budget risks by levels of budget security. Based on the analysis, the main causes and imbalances, risks and threats to the budget security of the region are identified. According to the results of the assessment, the Nizhny Novgorod region is recognized as a self-sufficient, large scientific and industrial region with medium budget risks and a fairly high level of budget security. However, despite this, it is necessary to increase the security of the regional budget by maximizing the revenue potential of the regional budget on the basis of more sustainable economic development of the region, as well as inter-budgetary cooperation with the federal center.

Ключевые слова: бюджетная безопасность, бюджетный риск, бюджет региона.

Keywords: budget security, budget risk, regional budget.

Бюджетная безопасность - это состояние защищенности от воздействия угроз, факторов или условий, связанных с потерей бюджета в конкретной ситуации или в определенный промежуток времени. Обеспечение правильной политики, связанной с бюджетной безопасностью, осуществляется ориентированием на минимизацию рисков и угроз, влияющих на социальное, экономическое и политическое развитие региона. В современных экономических реалиях вопрос обеспечения безопасности территориального бюджета имеет огромное влияние на жизнедеятельность регионов, страны.

Бюджетный риск - это возможность недостижения запланированных параметров бюджета в ходе его исполнения. Возможное инициирование бюджетных рисков может привести к значительным экономическим потерям, снижению устойчивости бюджета, национальной экономической безопасности, социальным и другим негативным потерям. Они проявляются во времени и могут присутствовать длительное время, оказывать влияние на сбалансированность, изменяя структуру бюджета. Всё это непосредственно влияет на стабильность состояние бюджета. Поэтому очень необходимо вовремя выявить бюджетные риски и предотвратить их, чтобы продолжить развитие региона в разных сферах жизни.

В работе для вычисления угроз бюджетной безопасности региона используем следующие виды рисков (таблица 1) [1].

Таблица 1 - Система индикаторов риска бюджетной безопасности региона

Показатели Формула расчета показателей

1. Риск снижения эффективности регионального бюджета Рсн.эф. = Д / ВРП (доходы регионального бюджета / валовый региональный продукт)

2. Риск несбалансированности бюджета Рнесб. = Д / Р (доходы регионального бюджета / расходы регионального бюджета)

3. Риск снижения автономии регионального бюджета Рсн.авто = СД / Д (собственный доходы / доходы регионального бюджета)

4. Риск зависимости регионального бюджета Рзавис. = МТ / Д (межбюджетные трансферы / доходы регионального бюджета)

5. Риск неустойчивости регионального бюджета Рнеуст. = СД / МТ (собственный доходы / межбюджетные трансферы)

6. Риск снижения бюджетной результативности Рсбр = Д / ЧН (доходы региона / численность населения региона)

7. Риск снижения бюджетной обеспеченности населения Рсбо = Р / ЧН (расходы региона / численность населения региона)

Проведём анализ и расчёт рисков безопасности бюджета Нижегородской области (таблица 2) [2]. Таблица 2 - Показатели рисков бюджетной безопасности Нижегородской области (2018-2021 гг.)

год 2018 2019 2020 2021

Показатели

Рсн.эф. 0,124 0,111 0,134 0,144

Рнесб. 1,064 1,003 0,944 1,016

Рсн.авто 0,852 0,865 0,811 0,819

Рзавис. 0,142 0,146 0,153 0,272

Рнеуст. 5,997 5,944 5,304 3,019

Рсбр 49,905 55,865 66,147 78,582

Рсбо 46,920 55,704 70,067 77,367

Следующим этапом анализа будет являться приведение пороговых значений индикаторов риска и визуализация оценки, которая связана с рейтинговой степенью рисков региона (таблица 3, таблица 4).

Таблица 3 - Пороговые значения индикаторов риска бюджетной безопасности регионов [2]

Показатели Отсутствие Умеренный риск +1 балл Высокий риск +2 балла

Риск снижения эффективности > 0,15 0,15-0,10 < 0,10

Риск несбалансированности > 1,1 1,1-1,0 < 1,0

Риск снижения автономии > 0,8 0,8-0,7 < 0,7

Риск зависимости < 2,0 3,0-2,0 > 3,0

Риск неустойчивости > 4,0 4,0-2,0 < 2,0

Риск снижения бюджетной результативности > 50,0 50,0-45,0 < 45,0

Риск снижения бюджетной обеспеченности > 50,0 50,0-45,0 < 45,0

Таблица 4 - Рейтинговая оценка Нижегородской области по уровню бюджетных рисков (2018-2021 гг.)

Показатели / год 2018 2019 2020 2021

1 2 3 4 5

Рсн.эф. +1 +1 +1 + 1

Рнесб. +1 +1 +2 + 1

Рсн.авто 0 0 0 0

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5

Рзавис. 0 0 0 0

Рнеуст. 0 0 0 + 1

Рсбр + 1 0 0 0

Рсбо + 1 0 0 0

Сумма 4 2 3 3

Анализ бюджетных рисков Нижегородской области показывает, что уровень бюджетной обеспеченности не является стабильным, снизившись в 2019 году и вновь повысившись в 2020 году. Уровень бюджетной обеспеченности был самым высоким в 2019 году и самым низким в 2018 году. В 2020 и 2021 годах уровень бюджетной обеспеченности остался на прежнем уровне, ниже, чем в 2019 году, но выше, чем в 2018 году (рисунок 1).

Нижегородская область

aois_J019_iTM_гр?1

Рисунок 1 - Бюджетная безопасность Нижегородской области с 2018-2021 по уровню бюджетных рисков [2]

Как видно из графика, уровень бюджетной безопасности после повышения снова снизился, но не вернулся к исходному уровню. Во многом это связано с общей экономической ситуацией в стране за последние несколько лет. На экономическую ситуацию большое влияние оказала сложная эпидемиологическая ситуация. Свою роль на локальную ситуацию сыграли и внутренние факторы, такие как стоимость празднования 800 -летия Нижнего Новгорода в 2021 году и стоимость проведения игр чемпионата мира по футболу в 2018 году. Так же повлияли прочие факторы, такие как, промышленность, строительство, демографическая ситуация и многие другие аспекты.

Все вышеназванные причины как раз и оказывают влияние на диспропорцию и неравномерность развития, и соответственно, можно сделать вывод, чтоповышать или хотябы поддерживать регион на одном уровне сложная задача,которую необходимо решать региону. Некоторые из названных причин повлияли на ситуацию в конкртном временном промежутке, а некотрые оставили свой след на несколько лет вперед .Основывоясь на показателях риска можно сделать вывод,что в данном регионе ситуацация не идеальна,но и не требует особых вмешательств со стороны государства. Таким образом, Нижегородская область является в большей степени самодостаточным регионом, развивающим собственную экономику, промышленность и инфраструктуру. Но при этом все же необходимо максимально снизить существующие бюджетные риски, которые влияют на социально-экономическую составляющую региона, на перспективы развития территории, что напрямую отражается на уровне жизни людей.

Необходимо решить множество вопросов, чтобы повысить обеспеченность бюджета региона. В первую очередь необходимо максимизировать имеющийся доходный потенциал на основе более устойчивого экономического и промышленного развития региона. Во-вторых, регион должен иметь максимальную финансовую самостоятельность, финансируя или софинансируя наиболее прибыльные проекты в будущем с точки зрения пополнения региональных бюджетов. В-третьих, необходимо повысить эффективность межбюджетного взаимодействия с федеральными центрами.

Таким образом, при принятии решения о обеспеченности регионального бюджета необходимо выявлять угрозы, влияющие на устойчивость доходной базы регионального бюджета, и рассчитывать бюджетные риски для прогнозирования будущего общества.

Источники:

1. Методология анализа бюджета приграничного региона (на примере субъектов РФ Дальневосточного федерального округа) Методология анализа бюджета приграничного региона (на примере субъектов РФ Дальневосточного федерального округа) Тишути-на О.И. к.э.н., доцент кафедры финансов Хабаровской государственной академии экономики и права // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - №2. - С.452-459.

2. Министерство финансов Нижегородской области. [Электронный ресурс]. URL: http://mf.nnov.ru/.

3. Чемоданова Ю.В., Бодрикова О.А., Малышева Е.А., Туманян Р.А. Проблемы управления бюджетной безопасностью РФ // Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. - Москва. - 2022. - С. 135-141.

4. Павлова И.А., Тарасова Е.В., Чемоданова Ю.В. Инвестиции в развитии Нижегородской области и экономическая безопасность региона // Финансовый бизнес. - 2021. - № 3 (213). - С.76-81.

5. Качаев Д.М. О проблемах организации государственного бюджетного контроля и показателях оценки его эффективности // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 53-57.

6. Текин А.В. Сбалансированность бюджета как показатель эффективности системы бюджетного планирования организации в рамках формирования и реализации инновационной политики // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - N° 38. - С.52-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.