Научная статья на тему 'Анализ бюджетно-налоговой безопасности регионов России'

Анализ бюджетно-налоговой безопасности регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
494
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион Российской Федерации / бюджетно-налоговая безопасность / доходы / расходы / профицит / дефицит / налоговые сборы / задолженность. / region of the Russian Federation / fiscal security / income / expenses / surplus / deficit / tax charges / arrears.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Владимирович Минаков

Рассмотрены аспекты бюджетно-налоговой безопасности регионов Российской Федерации. Представлена оценка отдельных параметров бюджетно-налоговой безопасности регионов России. В качестве методов исследования использованы сравнительный, структурный и системный анализ. Проанализированы показатели бюджетно-налоговой безопасности в отдельных регионах на основе данных официальной статистики за 2015–2017 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FISCAL SECURITY OF THE REGIONS OF RUSSIA

The aspects of fiscal security of the regions of the Russian Federation are considered. The assessment of certain parameters of the fiscal security of the regions of Russia is presented. As research methods used comparative, structural and system analysis. The indicators of fiscal security in certain regions are analyzed on the basis of official statistics for 2015–2017.

Текст научной работы на тему «Анализ бюджетно-налоговой безопасности регионов России»

УДК 336.22 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10233

ББК 65.0 © А.В. Минаков, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Андрей Владимирович Минаков, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: minakov-info@yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены аспекты бюджетно-налоговой безопасности регионов Российской Федерации. Представлена оценка отдельных параметров бюджетно-налоговой безопасности регионов России. В качестве методов исследования использованы сравнительный, структурный и системный анализ. Проанализированы показатели бюджетно-налоговой безопасности в отдельных регионах на основе данных официальной статистики за 2015-2017 гг.

Ключевые слова: регион Российской Федерации, бюджетно-налоговая безопасность, доходы, расходы, профицит, дефицит, налоговые сборы, задолженность.

ANALYSIS OF THE FISCAL SECURITY OF THE REGIONS OF RUSSIA

Andrey V. Minakov, professor of department of economy and accounting, doctor of economic sciences, professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: minakov-info@yandex.ru

Annotation. The aspects of fiscal security of the regions of the Russian Federation are considered. The assessment of certain parameters of the fiscal security of the regions of Russia is presented. As research methods used comparative, structural and system analysis. The indicators of fiscal security in certain regions are analyzed on the basis of official statistics for 2015-2017. Keywords: region of the Russian Federation, fiscal security, income, expenses, surplus, deficit, tax charges, arrears.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Минаков А.В. Анализ бюджетно-налоговой безопасности регионов России. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):247-251.

Современное социально-экономическое развитие российских регионов связано с необходимостью обеспечения устойчивого развития в условиях действия ряда негативных макроэкономических факторов. При этом важнейшее значение приобретает проведение эффективной бюджетной и налоговой политики, что сказывается на бюджетно-налоговой устойчивости и формировании высокого бюджетно-налогового потенциала.

Вопросы определения критериев и уровней региональной бюджетно-налоговой устойчивости, отдельных показателей бюджетно-налоговой безопасности регионов России широко обсуждаются в научной среде. Кроме этого, формируются и экспертные оценки бюджетно-налоговой безопасности как отдельных регионов Российской Федерации, так и в масштабе федеральных округов. Среди наиболее интересных работ в данной области необходимо выделить монографическое издание Е.В. Никулиной, И.В. Чистниковой и А.В. Орловой [3], а также дис-

сертационные исследования В.В. Казакова [1], А.В. Минакова [2], Ю.В. Савина [5], О.В. Смолано-вой [6], Т.Ю. Ткачевой [7].

Повышенное внимание к проблемам бюджетно-налоговой безопасности регионов связано с необходимостью противостоять внешним угрозам и повышать внутренние возможности регионов в целях устойчивого развития в экономической сфере. Следует признать, что в условиях продолжающегося реформирования бюджетной сферы и налоговой системы Российской Федерации бюджетно-налоговая безопасность регионов приобретает важную, и во многом, самостоятельную роль. Вместе с тем, на сегодняшние день изучение проблем бюджетно-налоговой безопасности регионов России в исследованиях отечественных экономистов носят эпизодический и разноплановый характер, что делает необходимым дальнейший поиск и систематизацию подходов к диагностике и совершенствованию механизма бюджетно-налоговой безопасности.

Табл. 1. Оценка показателей бюджетно-налоговой безопасности Белгородской области в 2015-2017 гг.

Показатель Год Относительное изменение, %

2015 2016 2017 2016/2015 2017/2016

Доходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 81 082,0 82 122,0 96 800,0 1,3 17,9

Расходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 83 670,0 85 181,0 95 658,0 1,8 12,3

Профицит/дефицит бюджета, млн руб. -2588,0 -3059,0 1142,0 18,2 -

Отношение доходов к расходам, % 96,9 96,4 101,2 -0,5 4,8

Налоговые поступления, млн руб. 70 131,0 68 450,0 91 303,0 -2,4 33,4

Задолженность по налогам и сборам, млн руб. 3518,0 4255,0 5213,0 20,9 22,5

Отношение задолженности по налогам и сборам к налоговым поступлениям, % 5,0 6,2 5,7 1,2 -0,5

В работе использованы следующие методы исследования: сравнительный, структурный и системный анализ отдельных показателей бюджетно-налоговой безопасности регионов РФ (доходы и расходы бюджета субъекта РФ, профицит/дефицит бюджета, отношение доходов к расходам, сумма налоговых поступлений, задолженность по налогам и сборам, отношение задолженности по налогам и сборам к налоговым поступлениям) на основе данных официальной статистики Росстата [4]. В качестве базы исследования рассмотрены регионы, принадлежащие к различным федеральным округам: Ставропольский край, Белгородская, Вологодская, Волгоградская и Саратовская области. Временной период анализа охватывает 2015-2017 гг.

В таблице 1 представлены результаты оценки показателей бюджетно-налоговой безопасности Белгородской области в 2015-2017 гг.

Анализ представленных данных показывает, что доходная часть бюджетной системы Белгородской об-

Табл. 2. Оценка показателей бюджетно-на

ласти в 2015-2017 гг. постоянно возрастала (в 2016 г. на 1,3% и в 2017 г. — на 17,9% по сравнению с уровнем предыдущего года). Но при этом возрастал и уровень расходов — в 2016 г. на 1,8% и в 2017 г. — на 12,3% по сравнению с уровнем предыдущего года. Положительным выглядит, что 2017 г. был отмечен профицит бюджета, а динамика роста доходов превысила уровень увеличения расходов.

Налоговые поступления сократились в 2016 г. на 2,4%, но в 2017 г. рост показателя составил более трети от уровня предыдущего года, что выглядит положительной тенденцией. Отрицательным выглядит увеличение уровня задолженности по налогам и сборам в 2015-2017 гг. При этом ее доля находилась в пределах 5-6% от всех налоговых поступлений и сборов.

В таблице 2 представлены результаты оценки показателей бюджетно-налоговой безопасности Вологодской области в 2015-2017 гг.

Анализ представленных данных показывает, что доходная часть бюджетной системы Вологодской

»говой безопасности Вологодской области в 2015-2017 гг.

Показатель Год Относительное изменение, %

2015 2016 2017 2016/2015 2017/2016

Доходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 58 063,0 67 219,0 72 109,0 15,8 7,3

Расходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 60 014,0 62 535,0 65 195,0 4,2 4,3

Профицит/дефицит бюджета, млн руб. -1951,0 4684,0 6914,0 - 47,6

Отношение доходов к расходам, % 96,7 107,5 110,6 10,7 3,1

Налоговые поступления, млн руб. 55 940,0 60 501,0 70 679,0 8,2 16,8

Задолженность по налогам и сборам, млн руб. 3858,0 5039,0 4179,0 30,6 -17,1

Отношение задолженности по налогам и сборам к налоговым поступлениям, % 6,9 8,3 5,9 1,4 -2,4

Табл. 3. Оценка показателей бюджетно-налоговой безопасности Волгоградской области в 2015-2017 гг.

Показатель Год Относительное изменение, %

2015 2016 2017 2016/2015 2017/2016

Доходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 100 283,0 101 486,0 107 744,0 1,2 6,2

Расходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 107 519,0 108 067,0 109 226,0 0,5 1,1

Профицит/дефицит бюджета, млн руб. -7236,0 -6581,0 -1482,0 -9,1 -77,5

Отношение доходов к расходам, % 93,3 93,9 98,6 0,6 4,7

Налоговые поступления, млн руб. 118 990,0 131 760,0 160 218,0 10,7 21,6

Задолженность по налогам и сборам, млн руб. 10 294,0 12 292,0 12 834,0 19,4 4,4

Отношение задолженности по налогам и сборам к налоговым поступлениям, % 8,7 9,3 8,0 0,6 -1,3

области в 2015-2017 гг. постоянно возрастала (в 2016 г. на 15,8% и в 2017 г. — на 7,3% по сравнению с уровнем предыдущего года). При этом возрастал и уровень расходов — в 2016 г. на 4,2% и в 2017 г. — на 4,3% по сравнению с уровнем предыдущего года, но его динамика была ниже роста доходов, что положительно характеризует ситуацию бюджетно-налоговой безопасности региона. Положительным выглядит и то, что в 2016-2017 гг. был отмечен профицит бюджета, а превышение доходной части над расходной в 2016 г. составило 10,7 и 3,1% в 2017 г.

Налоговые поступления на протяжении всего рассматриваемого периода имели положительный тренд, увеличившись в 2016 г. на 8,2% и 2017 г., что является положительной тенденцией. Также позитивным выглядит снижение уровня задолженности по налогам и сборам в 2017 г. более чем на 17%, а также ее доли в общих налоговых поступлениях до 5,9%. На протяжении всего рассматриваемого периода доля налоговой задолженности в общем

Табл. 4. Оценка показателей бюджетно-нал

объеме налоговых поступлений колебалась в пределах 5,9-8,3%.

В таблице 3 представлены результаты оценки показателей бюджетно-налоговой безопасности Волгоградской области в 2015-2017 гг.

Анализ представленных данных показывает, что в течение всего рассматриваемого периода отмечается рост как доходной, так и расходной части бюджета региона. Но при этом темп роста доходов выше, чем тем роста расходов бюджета. Так, в 2017 г. доходы увеличились на 6,2%, а расходы — только на 1,1%. В результате в 2015-2017 гг. происходит снижение уровня дефицита бюджета (более чем на 9% в 2016 г. и почти на 78% в 2017 г.).

Положительным выглядит рост налоговых платежей и сборов — в 2016 г. — на 10,7% и в 2017 г. — на 21,6%. Задолженность по налогам и сборам в 2016 г. показала рост в 19,4% от показателя 2015 г., достигнув уровня 9,3% от суммы налоговых поступлений — максимального значения за рассматриваемый период.

ювой безопасности Ставропольского края в 2015-2017 гг.

Показатель Год Относительное изменение, %>

2015 2016 2017 2016/2015 2017/2016

Доходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 93 128,0 100 164,0 113 885,0 7,6 13,7

Расходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 103 517,0 103 764,0 113 503,0 0,2 9,4

Профицит/дефицит бюджета, млн руб. -10 389,0 -3600,0 382,0 -65,3 -110,6

Отношение доходов к расходам, % 90,0 96,5 100,3 6,6 3,8

Налоговые поступления, млн руб. 70 060,0 83 511,0 97 526,0 19,2 16,8

Задолженность по налогам и сборам, млн руб. 14 030,0 12 508,0 12 640,0 -10,8 1,1

Отношение задолженности по налогам и сборам к налоговым поступлениям, % 20,0 15,0 13,0 -5,0 -2,0

В таблице 4 представлены результаты оценки показателей бюджетно-налоговой безопасности Ставропольского края в 2015-2017 гг.

Анализ представленных данных показывает, что доходная часть бюджетной системы Вологодской области в 2015-2017 гг. постоянно возрастала (в 2016 г. на 7,6% и в 2017 г. — на 13,7% по сравнению с уровнем предыдущего года). При этом возрастал и уровень расходов — в 2016 г. на 0,2% и в 2017 г. — на 9,4% по сравнению с уровнем предыдущего года, но его динамика была ниже роста доходов, что положительно характеризует ситуацию бюджетно-налоговой безопасности региона. Это сказалось на том, что региональный бюджет с дефицита в 2015 г. в размере 10 389 млн руб. (превышение расходов над доходами в 10%) изменился на профицитный в 2017 г. (превышение доходов над расходами составило 382 млн руб.).

Положительно характеризует бюджетно-налоговую безопасность Ставропольского края рост налоговых поступлений в 2016-2017 гг. на фоне снижения показателя задолженности по налогам и сборам более чем на 10% в 2016 г. и незначительного повышения (на 1,1%) в 2017 г. Но при этом доля задолженности по налогам и сборам в общем объеме налоговых поступлений, несмотря на постоянное снижение на протяжении 2015-2017 гг., в 2017 г. составила 13%.

В таблице 5 представлены результаты оценки показателей бюджетно-налоговой безопасности Саратовской области в 2015-2017 гг.

Анализ представленных данных показывает, что бюджетные доходы в рассматриваемый период име-

ли тенденцию к постоянному росту. При этом их темп увеличения был выше темпа роста расходов, что в итоге привело к изменению бюджетного показателя с дефицита в 2015 г. (расходы превышали доходы более чем на 6%) на профицит в 2017 г.

Положительной выглядит и динамика превышения темпа роста налоговых поступлений по сравнению с темпом роста задолженности по налогам и сборам за весь рассматриваемый период. Доля задолженности по налогам и сборам в 2015-2017 гг. составляла 5,3-5,6% от объема налоговых поступлений, что характеризует состояние бюджетно-налоговой безопасности Саратовской области позитивным образом.

По результатам проведенного анализа бюджетно-налоговой безопасности различных регионов Российской Федерации можно сделать следующие выводы и обобщения:

1) доходы бюджетов всех рассматриваемых субъектов РФ имеют тенденцию к увеличению на протяжении всего рассматриваемого периода;

2) расходы бюджетов всех рассматриваемых субъектов РФ также имеют тенденцию к увеличению на протяжении всего рассматриваемого периода;

3) положительным с позиции бюджетно-налоговой безопасности выглядит то, что темп роста доходов в большинстве случаев превышает темп роста расходов регионов;

4) позитивная динамика роста доходной части и превышение ее темпов роста над темпами роста расходов позволила Ставропольскому краю, Белгородской, Вологодской и Саратовской областям перейти от дефицитного бюджета в 2015 г. к профицитному

Табл. 5. Оценка показателей бюджетно-налоговой безопасности Саратовской области в 2015-2017 гг.

Показатель Год Относительное изменение, %

2015 2016 2017 2016/2015 2017/2016

Доходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 86 999,0 93 143,0 99 722,0 7,1 7,1

Расходы бюджета субъекта РФ с учетом доходов муниципальных образований, млн руб. 92 718,0 93 205,0 98 988,0 0,5 6,2

Профицит/дефицит бюджета, млн руб. -5719,0 -62,0 734,0 -98,9 -

Отношение доходов к расходам, % 93,8 99,9 100,7 6,1 0,8

Налоговые поступления, млн руб. 124 612,0 146 568,0 167 887,0 17,6 14,5

Задолженность по налогам и сборам, млн руб. 7033,0 7984,0 8961,0 13,5 12,2

Отношение задолженности по налогам и сборам к налоговым поступлениям, % 5,6 5,4 5,3 -0,2 -0,1

в 2017 г., а Волгоградской области значительно сократить дефицит бюджета;

5) положительную динамику в 2015-2017 гг. показал рост налоговых поступлений во всех рассматриваемых регионах. При этом темпы роста налоговых поступлений в большинстве случаев значительно превышали темпы роста задолженности по налогам и сборам, что положительно характеризует бюджетно-налоговую безопасность регионов РФ;

6) наибольший уровень задолженности по налогам и сборам по отношению к налоговым поступлениям был зафиксирован в Ставропольском крае, но на протяжении 2015-2017 гг. он снизился с 20 до 13%. В остальных регионах доля задолженности по налогам и сборам в рассматриваемый период колебалась от 5% в Белгородской области до 9,3% в Волгоградской области.

По результатам проведенного исследования можно утверждать, что в течение 2016-2017 гг. бюджетно-налоговая безопасность Ставропольского края, Белгородской, Вологодской, Волгоградской и Саратовской областей, находящихся в различных федеральных округах Российской Федерации, значительно повысилась. Во многом данная ситуация объясняется восстановлением позиций и адаптацией после кризисных явлений 2014-2015 гг. — негативной макроэкономической динамики, снижения курса национальной валюты, введения и пролонгации антироссийских санкций со стороны США, стран Европейского союза и ряда западных государств. Дальнейшие направления исследований могут быть направлены на анализ развития ситуации в 20182019 гг. в рассмотренных регионах, а также предусматривать оценку бюджетно-налоговой безопасности и отдельных ее показателей в масштабе всех регионов Российской Федерации.

Литература

1. Казаков В.В. Управление многоуровневыми региональными системами и его финансовое обеспечение: Дисс. ... док. эконом. наук. Ростов н/Д., 2009.

2. Минаков А.В. Методология управления бюджетно-налоговой системой России в условиях изменения макроэкономической среды: Дисс. ... докт. эконом. наук. М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Никулина Е.В., Чистникова И.В., Орлова А.В. Моделирование и прогнозирование бюджетно-на-

логовой безопасности регионов России: Моногр. Белгород: ООО «Эпицентр», 2015.

4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации — 2018 г. Федеральная служба государственной статистики // URL://-http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_14s/Main.htm

5. Савин Ю.В. Обеспечение экономической безопасности в бюджетно-налоговой системе Российской Федерации: Дисс. ... канд. эконом. наук. М., 2011.

6. Смоланова О.В. Экономико-статистическое исследование бюджетно-налоговой безопасности муниципальных образований: на примере Республики Мордовия: Дисс. ... канд. эконом. наук. Саранск, 2011.

7. Ткачева Т.Ю. Концепция достижения гармонизации бюджетно-налоговых отношений на основе согласования интересов экономических субъектов: Дисс. ... докт. эконом. наук. Орел, 2014.

References

1. Kazakov V.V. Upravleniye mnogourovnevymi regional'nymi sistemami i ego finansovoye obespeche-niye: Diss. ... dok. ekonom. nauk. Rostov n/D., 2009.

2. Minakov A.V. Metodologiya upravleniya by-udzhetno-nalogovoy sistemoy Rossii v usloviyakh izme-neniya makroekonomicheskoy sredy: Diss. ... dokt. ekonom. nauk. M., 2011.

3. Nikulina E.V., Chistnikova I.V., Orlova A.V. Modelirovaniye i prognozirovaniye byudzhetno-nalo-govoy bezopasnosti regionov Rossii: Monogr. Belgorod: OOO «Epitsentr», 2015.

4. Regiony Rossii. Osnovnyye kharakteristiki sub"yektov Rossiyskoy Federatsii — 2018 g. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki // URL://http://www.-gks.ru/bgd/regl/b 18_ 14s/Main.htm

5. Savin Yu. V. Obespecheniye ekonomicheskoy bezopasnosti v byudzhetno-nalogovoy sisteme Rossiyskoy Federatsii: Diss. ... kand. ekonom. nauk. M., 2011.

6. Smolanova O.V. Ekonomiko-statisticheskoye is-sledovaniye byudzhetno-nalogovoy bezopasnosti munit-sipal'nykh obrazovaniy: na primere Respubliki Mordo-viya: Diss. ... kand. ekonom. nauk. Saransk, 2011.

7. Tkacheva T.Yu. Kontseptsiya dostizheniya gar-monizatsii byudzhetno-nalogovykh otnosheniy na os-nove soglasovaniya interesov ekonomicheskikh sub'-yektov: Diss. ... dokt. ekonom. nauk. Orel, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.