Научная статья на тему 'Анализ бюджета города Кызыла за 2016-2018 годы'

Анализ бюджета города Кызыла за 2016-2018 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / бюджетный процесс / формирование бюджета / доходы и расходы бюджета / budget / the budget process / budget formulation / income and expenditure budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ш. Ч. Соян, Ч. К. Монгуш

В статье приведены стадии бюджетного процесса, порядок формирования местного бюджета. Бюджетный процесс муниципального образования представлен как деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по формированию проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению и исполнению, а также контролю за исполнением бюджета. Представлен анализ основных показателей бюджета на примере города Кызыла за 2016-2018 годы. Представлена величина доходов, состав и структура налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений в структуре доходной части. Анализируются объем, состав и структура расходов городского бюджета, объем дефицита бюджета за 2016-2018 годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BUDGET OF THE CITY OF KYZYL FOR 2016-2018 YEARS

The budget process of a municipality is the activity of local governments and other participants in the budget process to formulate a draft budget, review it, approve and execute it, and also monitor budget execution. The article presents the stages of the budget process, the procedure for the formation of the local budget. The analysis of the main indicators of the budget on the example of the city of Kyzyl for 2016-2018 is presented: the amount of income, the composition and structure of tax and non-tax revenues, as well as gratuitous revenues in the structure of the revenue part. The volume, composition and structure of expenditures of the city budget, the budget deficit for 2016-2018 are analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ бюджета города Кызыла за 2016-2018 годы»

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА КЫЗЫЛА ЗА 2016-2018 ГОДЫ

Ш.Ч. Соян1, канд. экон. наук, вед. науч. сотр. Ч.К. Монгуш , магистрант

1Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН 2Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11392

Аннотация. В статье приведены стадии бюджетного процесса, порядок формирования местного бюджета. Бюджетный процесс муниципального образования представлен как деятельность органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по формированию проекта бюджета, его рассмотрению, утверждению и исполнению, а также контролю за исполнением бюджета. Представлен анализ основных показателей бюджета на примере города Кызыла за 2016-2018 годы. Представлена величина доходов, состав и структура налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений в структуре доходной части. Анализируются объем, состав и структура расходов городского бюджета, объем дефицита бюджета за 2016-2018 годы.

Ключевые слова: бюджет, бюджетный процесс, формирование бюджета, доходы и расходы бюджета.

Бюджетный процесс согласно Бюджетному кодексу РФ представляет собой регламентируемую законодательством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].

Это сложный многоплановый механизм социально-экономической деятельности физических, юридических лиц и государства. Его содержание строится на принци-

пах бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти [2].

Органы местного самоуправления посредством местных бюджетов оказывают влияние на развитие общественного производства, участвуют в реализации задач экономического и социально-культурного характера, координируют и контролируют в пределах своей компетенции работу предприятий и организаций, находящихся на своей территории, обеспечивают комплексное социально-экономическое развитие на соответствующей территории.

В таблице 1 представлены основные показатели бюджета города Кызыла за 2016-2018 годы.

Таблица 1. Динамика бюджета города Кызыла за 2016-2018 гг. [4]

Показатели 2016 2017 2018

в млн. руб. в % в млн. руб. в % в млн. руб. в %

ДОХОДЫ, в том числе 2540,45 100 2744,19 100 3169,88 100

Налоговые и неналоговые доходы 683,17 26,89 730,50 26,62 796,24 25,11

Безвозмездные поступления 1857,28 73,11 2013,69 73,38 2373,64 74,89

РАСХОДЫ, в том числе 2582,60 100 2722,62 100 3174,28 100

Дефицит/профицит бюджета - 42,15 21,57 -4,40

Как следует из представленных данных, объем дохода бюджета города Кызыла составил в 2018 году 3169,88 млн. рублей, темп роста доходов - 124,78% к уровню

2016 года и 115,51% по сравнению с 2017 годом. В структуре доходов наибольшую долю занимают безвозмездные поступления, которые составили 73-74% от всего

объема доходов городского бюджета. На- Состав и структура доходов, зачисляемых логовые и неналоговые доходы составля- в городской бюджет, представлена в таб-ют за весь анализируемый период 25-26%. лице 2.

Таблица 1. Состав и структура доходов городского бюджета за 2016-2018 гг. [4]

Показатели 2016 2017 2018

в млн. руб. в % в млн. руб. в % в млн. руб. в %

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них 683,17 100 730,50 100 796,24 100

НДФЛ 389,44 57,00 431,35 59,05 491,53 61,73

Доходы от акцизов 6,48 0,95 5,85 0,80 5,63 0,71

Единый налог на вмененный доход 68,68 10,05 67,30 9,21 71,10 8,93

Единый сельскохозяйственный налог 0,37 0,05 0,50 0,07 0,30 0,04

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 5,99 0,88 7,12 0,97 7,77 0,98

Налог на имущество физических лиц 17,03 2,49 28,37 3,88 21,67 2,72

Земельный налог 81,80 11,97 83,29 11,40 80,62 10,13

Государственная пошлина 28,52 4,17 28,97 3,97 30,65 3,85

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 30,94 4,53 36,17 4,95 38,21 4,80

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 4,96 0,73 2,13 0,29 2,93 0,37

Доходы от компенсации затрат государства 0,22 0,03 0,14 0,02 0,04 0,01

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 32,44 4,75 24,84 3,40 22,03 2,77

Штрафы, санкции 16,30 2,39 14,41 1,97 23,70 2,98

Прочие неналоговые доходы 0 0,00 0,06 0,01 0,06 0,01

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 1857,28 100 2013,69 100 2373,64 100

Дотации 15,99 0,86 41,12 2,04 331,86 13,98

Субсидии (межбюджетные субсидии) 175,90 9,47 193,37 9,60 223,36 9,41

Субвенции 1665,46 89,67 1779,38 88,36 1837,92 77,43

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет -0,07 0,00 -0,18 -0,01 - 19,50 -0,82

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что в структуре налоговых и неналоговых поступлений наибольший удельный вес имеют налог на доходы физических лиц, земельный налог, единый налог на вмененный доход, а также государственные пошлины, штрафы, санкции. За анализируемый период объем налоговых и неналоговых поступлений увеличился. Эти изменения, прежде всего, связаны с увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц в бюджет города. Так, в 2018 году по сравнению с 2017 годом данный показатель вырос на 60,18 млн. рублей (на 13,95%), с уровнем 2016 года - на 102,09 млн. рублей (на 26,21%).

Безвозмездные поступления, которые формируются за счет субсидий, субвенций, дотаций, также имеют положительную динамику. За 2018 год объем безвозмездных поступлений в городской бюджет составил 2373,64 млн. рублей. Таким обра-

зом, по сравнению с 2017 годом он увеличился на 359,95 млн. рублей, с 2016 годом - на 516,36 млн. рублей. Наибольшую долю в структуре этих поступлений составляют субвенции бюджетам муниципальных образований [4].

Объем субсидий в 2018 году составил 223,36 млн. рублей. По сравнению с 2017 годом он увеличился на 29,99 млн. рублей.

Расходы городского бюджета в 2018 году увеличились по сравнению с 2016 годом на 591,68 млн. руб. (на 22,91%). Как показывает таблица 3, наибольшую долю в статье расходов составляют расходы на образование, социальную политику и жилищно-коммунальное хозяйство, на финансирование которых выделялись 86-87% бюджетных средств. Дефицит бюджета в

2016 и 2018 годах составил 42,15 млн. руб. и 4,40 млн. руб. соответственно, однако в

2017 году наблюдался профицит бюджета, который был равен 21,57 млн. руб.

Таблица 3. Состав и структура расходов городского бюджета за 2016-20

2016 2017 2018

Показатели в млн. в % в млн. в % в млн. в %

руб. руб. руб.

РАСХОДЫ, в том числе: 2582,60 100 2722,62 100 3174,28 100

-на общегосударственные вопросы 80,52 3,12 89,55 3,29 96,23 3,03

-на национальную безопасность, правоохранительную деятельность 2,21 0,09 7,21 0,26 5,85 0,18

-на национальную экономику 157,84 6,11 174,15 6,40 236,82 7,46

- на ЖКХ 267,60 10,36 313,46 11,51 353,10 11,12

-на образование 1506,92 58,35 1578,92 57,99 1816,17 57,22

-на культуру, кинематографию 31,54 1,22 49,53 1,82 67,08 2,11

-на здравоохранение 0,00 - 0,00 0,10 0,01

-на социальную политику 465,56 18,03 487,05 17,89 566,38 17,84

-на спорт и физическую культуру 5,76 0,22 8,42 0,31 10,38 0,33

-СМИ 0,92 0,03 - -

-на обслуживание государственного и муниципального долга 63,73 2,47 14,33 0,53 22,17 0,70

8 гг. [4]

Исходя из вышеперечисленных данных анализа, можно сделать вывод, что бюджет города Кызыла является дотационным и дефицитным. Наблюдается дисбаланс доходов местных бюджетов и их расходных потребностей. Расходы бюджета имеют социальную направленность. В этой связи проблема эффективного управления финансами на муниципальном

Поэтому необходимой и весьма важной задачей становится разработка финансово-экономических механизмов, которые смогут обеспечить гарантированный минимум бюджетных средств и одновременно стимулировать развитие экономической базы муниципалитетов, то есть механизмов эффективного управления финансовыми ресурсами.

уровне становится чрезвычайно важным.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения - 10.11.2019).

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения - 10.11.2019).

3. Государственные и муниципальные финансы / под ред. Г.Б. Поляк. - 4-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 391 с.

4. Сайт органов местного самоуправления города Кызыла: официальный сайт. - Кызыл. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mkyzyl.ru/about/ekon_finan/depfin/results_audits.php (дата обращения: 11.11.2019).

ANALYSIS OF THE BUDGET OF THE CITY OF KYZYL FOR 2016-2018 YEARS

Sh.Ch. Soyan1, Candidate of economic Sciences, Leading Researcher Ch. K. Mongush2, Graduate Student

1Tuvinian Institute for Exploration of natural Resources of the Siberian branch of the Russian Academy of Sciences Tuvan State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. The budget process of a municipality is the activity of local governments and other participants in the budget process to formulate a draft budget, review it, approve and execute it, and also monitor budget execution. The article presents the stages of the budget process, the procedure for the formation of the local budget. The analysis of the main indicators of the budget on the example of the city of Kyzyl for 2016-2018 is presented: the amount of income, the composition and structure of tax and non-tax revenues, as well as gratuitous revenues in the structure of the revenue part. The volume, composition and structure of expenditures of the city budget, the budget deficit for 2016-2018 are analyzed.

Keywords: budget, the budget process, budget formulation, income and expenditure budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.