Научная статья на тему 'АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ'

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / EXTRA-BUDGETARY FUNDS / INSURANCE / SOCIAL INSURANCE / MEDICAL INSURANCE / FEDERAL FUND FOR COMPULSORY MEDICAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скребец Д.М., Калафатов Э. А.

В статье рассмотрены основы организации обязательного медицинского страхования, а также проанализировано исполнение бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE BUDGET OF THE FEDERAL FUND MANDATORY HEALTH INSURANCE

The article discusses the basics of organizing compulsory medical insurance, and also analyzes the budget performance of the federal fund of compulsory medical insurance.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

УДК 004.02:004.5:004.9

Скребец Д.М. студент

4 курс, Институт экономики и управления

Калафатов Э. А., к.э.н.

доцент

кафедра экономики агропромышленного комплекса Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В. И. Вернадского» Россия, г. Симферополь

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены основы организации обязательного медицинского страхования, а также проанализировано исполнение бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Ключевые слова: внебюджетные фонды, страхование, социальное страхование, медицинское страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Skrebets D.M. student

Institute of Economics and Management Kalafatov E. A., PhD in economics

docent

Department of Economics agribusiness Institute of Economics and Management V.I. Vernadsky Crimean Federal University

Russia, Simferopol

ANALYSIS OF THE BUDGET OF THE FEDERAL FUND MANDATORY HEALTH INSURANCE

Annotation: The article discusses the basics of organizing compulsory medical insurance, and also analyzes the budget performance of the federal fund of compulsory medical insurance.

Key words: extra-budgetary funds, insurance, social insurance, medical insurance, Federal Fund for Compulsory Medical Insurance.

Введение. Для того чтобы граждане страны чувствовали себя защищено, в настоящее время набирает популярность образование государственных специальных внебюджетных фондов. Такие фонды аккумулируют свои денежные средства обособленно от бюджета государства

для обеспечения функционирования системы обязательного социального страхования.

В Российской Федерации существует разделение специальных

внебюджетных фондов на государственные и негосударственные

(децентрализованные). К государственным относятся Пенсионные фонд

России, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного

медицинского страхования (ФФОМС). К децентрализованным —

территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). [7]

На сегодняшний день медицинское страхование может осуществляться в двух формах: обязательной (ОМС) и добровольной. Специфика системы ОМС заключается в том, что как важная составная часть государственного социального страхования, она функционирует через самостоятельную систему соответствующих фондов (государственного и территориального) и специализированных страховых компаний [3].

В Российской Федерации организацию ОМС осуществляет Федеральный фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

ФФОМС — один из государственных внебюджетных фондов, предназначенный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. ФФОМС создан 24 февраля 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ № 4543-1 Основная цель ФФОМС —обеспечение финансирования медицинского обслуживания граждан.

Цель. Проанализируем основы организации ФОММС, его бюджет и определим причины его дефицита.

Основная часть. Организация деятельности ФФОМС регулируется нормативно-правовой базой, которая, в свою очередь, представлена федеральным законодательством, постановлениями Правительства РФ, приказами ФОМС, методическими указаниями и рекомендациями, подготовленными ФОМС и Минздравсоцразвития России. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность ФФОМС являетсяФедеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [4]. Согласно данному закону, основными задачами ФФОМС являются:

• финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

• обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

• аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования [2].

Правление фонда обязательного медицинского страхования работает на общественных началах. Страхователи в составе правления фонда участвуют в определении направлений развития обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ и контролируют правильность использования средств ОМС.

Для проведения общего анализа формирования и исполнения бюджета Федерального фонда медицинского страхования необходимо рассмотреть более детально структуру его доходной и расходной частей.

В соответствии с действующим законодательством доходы бюджета внебюджетного Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФ ОМС) формируется за счёт:

— страховых взносов на обязательное медицинское социальное страхование;

— финансовых санкций (недоимки по взносам, налоговым платежам, пени и штрафы);

— средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет ФФ ОМС) в случаях, установленных законодательством;

— доходов от инвестирования временно свободных средств;

— иные источники, не запрещённых законодательством.

Для выполнения своих функций бюджет ФФОМС должен постоянно наполняться средствами. В соответствии с законодательством РФ, доходы бюджета фонда формируются по следующим статьям:

1) страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

2) недоимки по взносам, налоговым платежам;

3) начисленные пени и штрафы;

4) средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ФФОМС в случаях, установленных федеральными законами;

5) доходы от размещения временно свободных средств;

6) иные источники, предусмотренные законодательством РФ.

В настоящее время реализацию государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования, кроме Федерального фонда ОМС, осуществляют 86 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Бюджет Фонда в 2018 году исполнен по доходам в сумме 1,895 трлн рублей, или 100,4% от утвержденного размера (1,887 трлн). По сравнению с 2017 годом доходы увеличились на 158 млрд рублей (или на 9,1%). В 2019 году доходы предусмотрены в сумме 2,1 млрд рублей.

Расходы бюджета Фонда за 2018 год составили 1,988 трлн рублей, или 99,7% от утвержденного размера и от уточненной сводной росписи (1,994 трлн рублей). Расходы бюджета Фонда увеличились по сравнению с 2017 годом на 333,551 млрд рублей (или на 20,2%), а в 2019 году предусмотрены в сумме 2 трлн рублей.

В 2018 году в целом по Российской Федерации в систему ОМС поступило страховых взносов на одного застрахованного по ОМС 12 722,4

рубля, что на 1 081,4 рубля (9,3 %) больше, чем в 2017 году. При этом на 1 работающего, застрахованного по ОМС, поступило страховых взносов на ОМС 19 544,1 рубля, что на 1 802,5 рубля (10,2 %) больше, чем в 2017 году, на 1 неработающего - 7 789,1 рубля, что на 532,3 рубля (7,3 %) больше, чем в 2017 году. [5, 6]

Доходы бюджетов ТФОМС в 2018 году сформированы в объеме 2067,6 млрд рублей, что на 340,8 млрд. рублей или 19,7 % больше, чем в 2017 году. Субвенции Федерального фонда ОМС, размер которых составил 1870,6 млрд. рублей (90,4%), являлись основным источником финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования. Кроме того, в бюджеты ТФОМС поступали межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в сумме 95,4 млрд. рублей (4,6%).

В структуре поступлений средств обязательного медицинского страхования в СМО основную долю составляют средства, перечисляемые территориальными фондами обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС. На эти цели в 2018 году поступило 1 784,0 млрд. рублей (что на 19,4% больше, чем в 2017 году) или 95,4 % от общей суммы поступивших средств. На ведение дела СМО поступило 18,1 млрд. рублей (1,0 %).

В общей структуре расходования средств обязательного медицинского страхования СМО в 2018 году 98,5 % (1 834,4 млрд. рублей) составляют расходы на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с заключенными с медицинскими организациями договорами на оказание и оплату медицинской помощи. На формирование собственных средств СМО в сфере обязательного медицинского страхования было направлено 20,3 млрд. рублей, или (1,1%).

В 2018 году в медицинские организации поступило 1 933,1 млрд. рублей, что на 19,3% больше по сравнению с 2017 годом. Расходование средств ОМС медицинскими организациями в 2018 году составило 1 908,4 млрд. рублей, что на 18,4% больше, чем в 2017 году. В структуре расходов медицинских организаций доля расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составила - 70,7%, на приобретение медикаментов и перевязочных средств - 10,0%, продуктов питания - 1,1%, мягкого инвентаря - 0,1%, иные расходы 18,1%. [5, 6]

Выводы.

Бюджет Фонда за 2018 год исполнен с дефицитом в размере 92,617 млрд рублей. Дефицит бюджета Фонда в 2018 году обеспечен доходами с учетом переходящих остатков средств бюджета Фонда.

В целом, ФФОМС справляется со своими функциями и реализует поставленные задачи. Однако дальнейшее развитие системы ОМС должно основываться на обеспечении устойчивого финансирования медицинских учреждений, которое может достигаться путем привлечения

дополнительных источников финансирования. Начиная с 2016 года, Фонд уделяет большое внимание обеспечению граждан РФ полисами ОМС, чтобы обеспечить им бесплатное и беспрепятственное получение помощи в медицинских учреждениях, также особое внимание уделяется развитию высокотехнологической медицинской помощи и привлечению новых кадров в сферу здравоохранения [2].

Использованные источники:

1. Вялков А.И Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие/ Под. ред. А.И. Вялкова, В.З. Кучеренко, Б.А. Райзберг. — 3-е изд., доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 664с.

2. Князева Е.Г. Компаративный анализ современное системы финансирования обязательного и добровольного медицинского страхования в Российской Федерации / Е.Г. Князева, А.В. Юзвович, Л.И. Юзвович// Сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции.

— 2017. — Том 2 (июнь) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.rgs.ra/upload/mediaHbrary^4f/sbormk-_strakhovame-v-sisteme-finansovykh-uslug_-tom-2.pdf/ (дата обращения: 13.11.2019).

3. Логвинова Л.И. Обязательное медицинское страхование как система финансовых услуг / Л.И. Логвинова// Сборник трудов XVIII Международной научно-практической конференции. — 2017. — Том 2 (июнь) [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.rgs.m/upload/mediaHbrary^4f/sbormk-_strakhovame-v-sisteme-fmansovykh-uslug_-tom-2.pdf/. (дата обращения: 12.05.2018).

4. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»[Электронный ресурс].

— Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2019).

5. Федеральный закон от 16. 10. 2019 г. N 334-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2019).

6. Федеральный закон от 11.10.2018 г. № 357-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 12.11.2019).

7. Федорова Т.А Медицинское страхование и защита здоровья населения / Т.А. Фе-дорова // Финансы. — 2008. — №10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.