УДК: 331.5
АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ
С. В. Землячев, О. А. Землячева
В статье рассматривается современное состояние безработицы в Республике Крым, основные показатели, характеризующие рынок труда данного региона, динамика их развития, предложены направления снижения уровня безработицы в регионе. Автором анализируются факторы, влияющие на уровень безработицы.
Ключевые слова: рынок труда, безработица, трудоспособное население, занятость, образование.
Введение. Актуальность темы исследования заключается в том, что рынок труда занимает важное место в системе экономических отношений. Развитие трудового потенциала и качества рабочей силы выступает важнейшим фактором увеличения степени конкурентоспособности экономики, достижения устойчивых темпов экономического роста, повышения уровня социальной стабильности и роста благосостояния работников и членов их семей. Региональные отличия в характере и развитости производительных сил, условиях и размере оплаты труда влияют на сбалансированность рынка труда, формируют соотношение спроса и предложения на рабочую силу. Проблема безработицы является важным индикатором как степени развитости экономики отдельных регионов, действенности системы государственной и региональной поддержки занятости населения, так и отражает существующие социальные проблемы территорий.
Отрицательные последствия безработицы и необходимость финансирования мероприятий, связанных с поддержкой незанятого населения, обуславливают важность этой проблемы и необходимость ее дальнейшего исследования.
Поэтому для Российской Федерации в целом и Республики Крым, как ее активно развивающегося региона, актуальным является рассмотрение причин безработицы и факторов, снижающих ее уровень.
Цель исследования заключается в изучении и анализе проблемы безработицы и путей ее преодоления, рассмотрении возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда Республики Крым.
Землячев Сергей Викторович — к.э.н., доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь
Землячева Ольга Андреевна — к.э.н., старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Симферополь
37
Изложение основного материала. В соответствии со ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. №1032-1, «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней» [5].
На уровень безработицы влияет ряд факторов, имеющих разнообразную степень влияния, как на макроуровне, определяющих характер и тенденции развития рынка труда в масштабах государства (тип экономической системы, экономическая политика государства, уровень развитости рыночных отношений и внедрения новых форм хозяйствования, динамика экономического цикла, социальная политика государства и др.), так и на мезо уровне, влияющих на формирование рынка труда в отдельных регионах (уровень экономического развития региона, средний размер заработной платы, уровень развитости экономической инфраструктуры и др.). По своей природе влияющие факторы разделяются на: 1)физиологические и демографические (состояние здоровья, половозрастная структура населения, средняя продолжительность жизни); 2) социально-экономические (размер средней заработной платы, образование и уровень квалификации работников, условия труда, миграция трудовой силы, предпринимательская инициатива); 3)организационно-экономические (хозяйственная специализация региона, его уровень развития, научно-технический прогресс и формы организации производства, степень механизации и автоматизации производства); 4)технико-экономические (структура и виды деятельности предприятий, уровень производительности труда, ассортимент выпускаемой продукции).
При этом каждая группа влияющих факторов формируется при воздействии региональных условий. Так, на первую группу факторов влияют уровень развития здравоохранения, физической культуры и спорта, экологическая ситуация в регионе; вторая группа факторов зависит от уровня развития образования в регионе, уровня жизни населения, региональной политики социальной защиты населения; на третью и четвертую группы факторов влияют региональная экономическая политика, темпы экономического роста, структурные сдвиги в экономике региона и др.
Региональная политика в области занятости должна учитывать комплекс этих взаимодополняющих условий и влияющих факторов, в целом содействующих обеспечению бесперебойного функционирования региональной экономической среды и повышения темпов роста производительности труда.
Это подтверждается и значениями тех ключевых индикаторов, которых планируется достигнуть при реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года. Так, в 2030 году относительно 2015 г. планируется достижение роста производительности труда при консервативном, модернизационном и инновационном сценариях соответственно 180%, 341%, 509%; удельного веса высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников соответственно 37%, 40%, 45%; доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте соответственно 25%, 27%, 30% [11].
При оценке состояния безработицы Республики Крым будем использовать ряд показателей:
— численность официально зарегистрированных безработных — численность трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории Российской Федерации, зарегистрированных в органах службы занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней;
— уровень участия в рабочей силе — отношение численности населения, входящего в состав рабочей силы определенной возрастной группы к общей численности населения соответствующей возрастной группы, рассчитанное в процентах;
— уровень безработицы — отношение численности безработных к численности рабочей силы (занятых и безработных), рассчитанное в процентах;
— уровень зарегистрированной безработицы — отношение численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, к численности рабочей силы, в процентах. При исчислении уровня зарегистрированной безработицы по субъектам Российской Федерации используется численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в среднем за предыдущий год;
— заявленная работодателями потребность в работниках — число вакансий (требуемых работников), сообщенных работодателями в органы службы занятости населения;
— нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения на одну заявленную вакансию — отношение численности лиц, не занятых трудовой деятельностью, состоящих на учете в органах службы занятости населения, к числу вакансий, сообщаемых работодателями в эти органы [18].
Таблица 1.
Показатели динамики численности незанятых трудовой деятельностью граждан, численности и состава рабочей силы, потребности работодателей
в работниках в Республике Крым за 2018-2019 гг.
№ Название показателя 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. (1-й
п/п квартал)
1 2 3 4 5 6 7
1 Численность официально зарегистрированных безработных, человек 7422 6143 5670 4981 6433
2 Уровень участия в рабочей силе, % 64,8 63,8 64,4 56,1 55,9
3 Уровень безработицы, % 7,2 6,8 6,4 5,7 6,2
4 Уровень зарегистрированной безработицы, % к экономически активному населению 0,8 0,6 0,6 0,5 0,7
5 Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственных учреждениях службы занятости, человек 8168 10248 11589 12002 15199
6 Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, человек 1,2 0,7 0,6 0,5 0,5
Источник: [18].
Мы видим, что на рынке труда Республики Крым наблюдаются позитивные тенденции. Повышение значения показателя в 1 квартале 2019 г. связано с сезонными колебаниями в занятости населения и в целом соответствует поквартальной динамике за предыдущие годы.
Так, за период 2015-2018 гг. снизилось количество официально зарегистрированных безработных (на 2441 человек). Снижение уровня участия в рабочей силе в период 2015-2018 гг. связано с уменьшением численности занятого населения (с 894,8 тыс. человек в 2015 г. до 840,4 тыс. человек в 2018 г.), а также существованием теневого сектора экономики и скрытой занятости населения. Наблюдается снижение как уровня безработицы (на 1,5% за 2015-2018 гг.), так и уровня зарегистрированной безработицы (на 0,3% за 2015-2018 гг.). В то же время потребность предприятий в трудовых ресурсах возрастает (в 1,86 раза за 2015-2018 гг.), что на фоне снижения безработицы сопровождается снижением нагрузки незанятого населения на одну заявленную вакансию (в 2,4 раза за 2015-2018 гг.).
Данные тенденции на рынке труда отражают общее улучшение экономической ситуации в регионе, повышение уровня заработной платы работников и улучшение условий их труда, действенность мер государственной и региональной политики в сфере содействия занятости населению.
При этом многие исследователи [1; 15; 17] обоснованно уделяют внимание необходимости дополнительных мер регулирования структурной и сезонной безработицы в Республике Крым.
Несмотря на снижение уровня безработицы в Республике Крым, в целом разброс показателя по городам и районам значителен и зависит от уровня социально-экономического развития территорий. Наивысший уровень зарегистрированной безработицы (2,1% рабочей силы) — в Раздольненском районе; 1,8% — в Нижнегорском районе; наименьший — в Симферополе — 0,1%. Также отличается и предложение вакансий работодателями по регионам Республики Крым: в Симферополе на 1 ищущего работу приходится свыше 13 предложений, в Ялте — около 6 предложений приложения труда. Ситуация обратная в сельскохозяйственных районах — Раздольненском, Ленинском, Нижнегорском и Первомайском, где на 1 вакансию претендуют более 2
человек. В среднем, на одного соискателя приходится более 2 предложений приложения труда [4].
При этом на рынке труда существуют дополнительные риски увеличения количества безработных, один из которых — работа предприятий в режиме неполной занятости, высвобождение работников.
Между плановым и фактическим высвобождением существует значительный разрыв, который обусловлен изменением формы собственности предприятий, их реорганизацией, в том числе в виде присоединения либо слияния двух и более хозяйствующих субъектов. При этом практически все заявленные к высвобождению граждане остаются работать в реорганизованном предприятии, сокращаются только отдельные рабочие места [3, с. 28].
Уровень безработицы в Республике Крым пока превышает показатель как по Южному федеральному округу, так и по Российской Федерации в целом. Так, в 2018 г. уровень безработицы по Южному федеральному округу и Российской Федерации составил соответственно 5,6% и 4,8%, а по состоянию на 1 квартал 2019 г. уровень безработицы по Южному федеральному округу и РФ составляет соответственно 5,5% и 4,8% [7; 8]. В то же время, в Республике Крым этот показатель составляет соответственно 5,7% и 6,2% в 2018 г. и по состоянию на 1 квартал 2019 г.
Существенное влияние на это оказывают процессы трансформации и развития экономической инфраструктуры, создания крупных проектов в сфере реального сектора экономики, которые пока находятся в Крыму в активной стадии развития, но не завершены. Нужно отметить существующие тенденции к повышению степени занятости в производственном секторе (рост в промышленности -1,7%, в строительстве — 0,6%) [16, с. 41], развитие отраслей строительства и судоремонта, что содействует также притоку рабочей силы из материковых регионов Российской Федерации.
Кроме этого, важна мотивация безработного населения к получению места работы. Так, по данным проведенных исследований установлено, что для безработного населения в структуре мотивационных ожиданий наиболее важны материальные формы мотивации (заработная плата, премии и надбавки), только потом следуют социальные гарантии и условия труда [14, с. 179]. Наблюдающееся снижение уровня безработицы в Крыму неразрывно связано с повышением среднего уровня заработной платы в регионе.
Однако проблемой, которая сдерживает повышение уровня благосостояния работников, выступает отставание покупательной способности крымчан от показателей Южного федерального округа и среднероссийских показателей [12; 13].
При этом можно согласиться с мнением исследователей о том, что наблюдающееся неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории Республики Крым связано с особенностями размещения производительных сил на полуострове, что, в свою очередь, обусловлено природно-климатическими, транспортно-географическими и социально-экономическими факторами [10, с. 73]. Так, на конец 2018 г. значительное количество безработных признано в Первомайском районе — 138 чел., Красноперекопском регионе — 124 чел., Нижнегорском районе — 119 чел.
Образовательный уровень безработных не претерпел коренных изменений, по-прежнему значительная доля безработных имеет среднее профессиональное образование (41,0%).
Пособие по безработице на конец 2018 г. получали 4488 человек, в том числе пособие в минимальном размере получали 35,3% безработных, в интервале от минимального до максимального — 2,9%, в максимальном размере — 61,5%, выше максимального — 0,3%.
Трудоустроено в 2018 г. 22093 человека. Уровень трудоустройства от обратившихся граждан составил 68,9%. Уровень трудоустройства выше среднего по Республике Крым сложился в 10 районах.
Из общего числа актуальных на конец декабря 2018 г. вакансий потребность по рабочим профессиям составила 52,9%.
В 2018 г. работодатели испытывали наибольшую потребность в подсобных рабочих (заявлено 4755 вакантных рабочих мест), уборщиках производственных и служебных помещений, территорий (3768 вакантных рабочих мест), врачах (2832 вакантных рабочих места), водителях автомобиля (2783 вакантных рабочих места), слесарях различных специальностей (2601 вакантное рабочее место), продавцах (2421 вакантное рабочее место), поварах (1860 вакантных рабочих мест), медицинских сестрах (1791 вакантное рабочее место), официантах (1787 вакантных рабочих мест), горничных (1695 вакантных рабочих мест), инженерах различных специальностей (1635 вакантных рабочих мест), специалистах (1560 вакантных рабочих мест), виноградарях (1491 вакантное рабочее место).
Активно предоставляется помощь нуждающимся в трудоустройстве гражданам с инвалидностью, предоставляются меры социальной и психологической поддержки, проводится профориентационная работа. В 2018 г. трудоустроен 1591 гражданин с инвалидностью.
В 2018 г. закончили профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 65 безработных граждан с инвалидностью, в том числе 13 человек по направлению «Оператор котельной», 12 человек — «Основы предпринимательской деятельности», 9 человек — «Пользователь ПК, Internet», 8 граждан с инвалидностью повысили квалификацию по направлению — «Организация и управление кадровой службой с изучением программы 1С:Кадры», 5 человек — «Бухгалтерский учет и налогообложение с изучением программы 1С:Бухгалтерия» и др.
В 2018 г. обратилось в службу занятости за содействием в поиске работы 756 выпускников образовательных организаций, в том числе высшего образования — 309 человек, среднего профессионального — 404 человека, общеобразовательных организаций — 43 человека.
Трудоустроено 552 человека, уровень трудоустройства от обратившихся выпускников составил 73,0%. В общем числе нашедших работу при содействии службы занятости 241 человек — выпускники высшего образования, 288 — среднего профессионального, 23 человека — общеобразовательных организаций.
С 2019 г. организуется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста по программам: «Бухгалтерский учет и налогообложение с изучением программы 1С: Бухгалтерия», «Приемщик сельскохозяйственных продуктов и сырья», «Этика и психология общения с клиентами в рамках проекта «Вежливый Крым», «Основы предпринимательской
деятельности», «Горничная», «Кухонный рабочий», «Музейный смотритель», «Портье», «Оператор котельной», «Слесарь по ремонту автомобилей и др.» [9].
Для уменьшения уровня безработицы применяется система государственного регулирования, которая нашла свое отражение на региональном уровне в принятой Государственной программе труда и занятости населения Республики Крым на прогнозный период 2018-2020 гг. В соответствии с данной программой в 2018 г. оказаны следующие государственные услуги:
— организовано обучение востребованным профессиям 2031 гражданина, в числе которых 1873 безработных, 30 пенсионеров и 128 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
— организовано временное трудоустройство 1411 подростков в свободное от учебы время;
— 1554 незанятых и безработных граждан направлены на общественные работы, которые проводились за счет работодателей;
— организовано временное трудоустройство 599 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
— 436 человек открыли собственное дело, получив соответствующую единовременную выплату;
— 2357 безработным оказана государственная услуга по психологической поддержке;
— 2450 безработным оказаны услуги по социальной адаптации на рынке труда;
— с 35196 гражданами проведены профориентационные мероприятия в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения;
— государственная услуга по информированию о положении на рынке труда оказана 79187 гражданам и работодателям.
Поддерживая мнение ученых [2; 8] о дальнейшем совершенствовании мер государственной поддержки безработных граждан, считаем целесообразным реализацию Центром занятости населения ряда мероприятий с целью совершенствования его деятельности и взаимодействия с участниками рынка труда, а именно:
1. Развитие системы предварительного уведомления об изменении потребностей в трудовых ресурсах. При принятии решения о высвобождении рабочей силы работодатель и работники, которые уведомляют Центр занятости населения, получают пакет услуг информационно-образовательного характера (доступ к дистанционной системе переподготовки и повышения квалификации работников, консультации психологов, кадровиков, ассоциаций работодателей). Это дает возможность ускорить процесс трудоустройства высвобождаемых работников, улучшить показатели уровня занятости населения, улучшить морально-психологическое состояние работников.
2. Создание системы оценки качества образования совместно Центром занятости населения и ассоциациями работодателей. Возможность по индивидуальным запросам работодателей через Центр занятости населения осуществлять отбор потенциальных кандидатов, их собеседование посредством каналов Скайп-связи с работодателями, дистанционное обучение в обучающем центре и удостоверение полученных
профессиональных компетенций представителями ассоциаций работодателей. Это позволяет ускорить процесс взаимодействия работников, работодателей, образовательных организаций и улучшить процесс подготовки специалистов под потребности конкретных работодателей.
3. Активизация процессов привлечения безработных к самозанятости. Создание условий для получения безработными статуса индивидуального предпринимателя, сопровождение их деятельности посредством привлечения региональных фондов поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, банков и фондов микрофинансирования, специализирующихся на предоставлении кредитных ресурсов по льготным процентным ставкам даст дополнительный импульс развитию предпринимательской активности граждан.
Литература
1. Байракова И. В., Романюк К. В. Анализ безработицы и ее форм в Республике Крым // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. — 2018. — №4. — C.49-55. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_37035274_39345528.pdf
2. Борщ Л. М. Государственное регулирование: анализ рынка труда на примере субъекта Российской Федерации Республики Крым // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — №7-1. — C.139-147. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23791689_71690652.pdf
3. Бродовский С. Л., Бурец А. В., Иванникова М. В. Современные тенденции развития рынка труда Республики Крым // Современные технологии управления персоналом: Сборник трудов V Международной научно-практической конференции (2728 сентября 2018 г.) / Под ред. О. С. Резниковой. — Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2018. — С.26-32. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36288827_22388131.pdf
4. В первом квартале 2019 года в Крыму нашли работу 3750 граждан. — [Электронный ресурс]. URL: https://mtrud.rk.gov.ru/ru/article/show/1599
5. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
6. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_ 1246601078438
7. Обзор: социально-экономическое положение регионов РФ в 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: www.riarating.ru/industry_newsletters/20190315/630119735.html
8. Романюк Е. В. Государственное регулирование занятости населения в Республике Крым в переходный период / Е.В. Романюк // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — №3-1. — С.232-237 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23215225_28033730.pdf
9. Рынок труда Республики Крым в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://czrk.ru/o-rynke-truda/2528-rynok-truda-respubliki-krym-v-2018-godu.html
10. Скараник С. С., Черемисина С. Г. К проблеме территориального дисбаланса трудового потенциала Республики Крым // Успехи современной науки. — 2017. — Том 3. — №2. — С. 73-76 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28830170_63493478.PDF
11. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/strategy/strategy-fullvers.pdf
12.Твердохлебов Н. И. Анализ социальных показателей «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» // Региональная экономика. Юг России. — 2018. — №1 (19). — C.131-138. — [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_34942547_19914834.pdf
13. Твердохлебов Н. И. Сравнительная оценка уровня жизни населения Республики Крым // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Интеграция Республики Крым в систему экономических связей Российской Федерации: теория и практика управления» (Симферополь, 27-30 октября 2017 г.) / Под общей редакцией Майданевич Ю.П. — Симферополь: Издательство «Полипринт», 2017. — C.242-245 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_32441911_64133431.pdf
14. Симченко Н. А., Цёхла С. Ю., Солодовников С. Ю., Павленко И. Г., Подсмашная И. Н., Кузьмицкая Т. В., Сергиевич Т. В. Трудовая мотивация и модернизация экономики: Россия и Беларусь: монография. — Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2016. — 224 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28816818_39113442.pdf
15. Фадеева О. А., Яценко А. О. Анализ факторов неформальной занятости и пути повышения эффективности центра занятости населения в Республике Крым // Аллея науки. — 2018. — Т.1. — №4 (20). — С. 691-698. [Электронный ресурс]. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_34975184_45480019.pdf
16. Царенко Н. В., Хмеленко П. С. Трансформация рынка труда Республики Крым после вхождения в состав РФ // Сборник трудов III региональной научно-практической конференции «Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы (г.Симферополь, 12-13 апреля 2018 г.). — Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал», 2018. — С. 38-43. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35239429_29231240.pdf
17. Ячменева В. М. Изменения на рынке труда: реалии и перспективы // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: Труды XVII Международной научно-практической конференции (18-20 октября 2018 г.) / Под редакцией Н. В. Апатовой. — Симферополь: Издательство: ИП Зуева Т. В., 2018. — С. 92-93 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36518553_47306497.pdf
18. Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г.Севастополю [Электронный ресурс]. URL: http://crimea.gks.ru/
ANALYSIS OF UNEMPLOYMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA
AND WAYS TO REDUCE IT
S.V. Zemlyachev, O.A. Zemlyacheva
Federal State Budget Educational Institution higher education «Russian State University of Justice», Crimean branch, Simferopol
The article discusses the current state of unemployment in the Republic of Crimea, the main indicators characterizing the labor market in this region, the dynamics of their development, suggested ways to reduce unemployment in the region. The author analyzes the factors affecting the unemployment rate.
Keywords: labor market, unemployment, able-bodied population, employment, education.