Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ'

АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1223
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / СТРУКТУРА РЫНКА / ДИНАМИКА ПРОДАЖ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ / ЦИФРОВОЙ МАРКЕТИНГ / AUTOMOTIVE MARKET / MARKET STRUCTURE / SALES DYNAMICS / CONSUMER PRICE INDEX / CONSUMER CONFIDENCE INDEX / CUSTOMER FOCUS / DIGITAL MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лейзин Илья Борисович, Неуструева Анастасия Сергеевна

Исследование посвящено обзору автомобильного рынка России за 2019 г. В данной статье проанализировано состояние рынка легковых автомобилей: структура рынка; динамика продаж; динамика рыночной доли крупнейших игроков. На основе изученной вторичной информации, описаны ключевые тенденции и перспективы развития. Представлены компоненты для успешной конкурентной борьбы на рынке легковых автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE AUTOMOTIVE MARKET OF RUSSIA

The research is devoted to the review of the Russian automobile market for 2019. This article analyzes the state of the passenger car market: market structure; sales dynamics; dynamics of the market share of the largest players. Based on the studied secondary information, key trends and development prospects are described. Components for successful competition in the passenger car market are presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ»

10. Спорткомплекс Южный лед // southarena.ru - URL: http://southarena.ru/

G. Yu. Mityashin, student

S. D. Suvorova, Ph.D. Econ., associate professor,

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

THE ROLE OF RETAIL IN THE FORMATION OF THE FINANCIAL RESULT OF A SPORTS FACILITY

Abstract: in this paper, the authors emphasize the need to find new solutions to improve the economic efficiency of sports facilities. One of these solutions is the organization of trade activities. Its relevance is justified by the example of objects intended for mass sports. The authors also provide statistics that reflect the degree of implementation of the idea of organizing trade on the territory of sports facilities. The paper considers the main problems that do not allow to organize effective trade on the territory of a sports facility and provides possible ways to solve them. The authors also propose a classification of sports facilities depending on the level of implementation of retail activities on them.

Keywords: sports facilities, trade, retail, sports, healthy lifestyle, ecosystem approach.

АНАЛИЗ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ

DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/7/49.018 Неуструева Анастасия Сергеевна, старший преподаватель (e-mail: aneustrueva@gmail.com) Лейзин Илья Борисович, к.э.н., доцент, (e-mail: ilia_l@inbox.ru)

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г.Санкт-Петербург, Россия

Исследование посвящено обзору автомобильного рынка России за 2019 г. В данной статье проанализировано состояние рынка легковых автомобилей: структура рынка; динамика продаж; динамика рыночной доли крупнейших игроков. На основе изученной вторичной информации, описаны ключевые тенденции и перспективы развития. Представлены компоненты для успешной конкурентной борьбы на рынке легковых автомобилей.

Ключевые слова: автомобильный рынок, структура рынка, динамика продаж, индекс потребительских цен, индекс потребительской уверенности, клиентоориентированность, цифровой маркетинг

В настоящее время в промышленно-развитых странах мира сфера автомобильного строения - ведущая отрасль машиностроения, влияющая на различные экономические и социальные аспекты общества. Она не только способствует развитию других областей экономики, но и является источником дополнительных рабочих мест в сфере производства, ремонта и обслуживания автомобильной техники, тем самым стимулируя занятость населения. За счет уникального сочетания огромных объемов изготовления технически сложных товаров с быстрой оборачиваемостью капиталов, ав-

томобильная промышленность играет немаловажную роль среди отраслей, занимающихся производством продукции, во всем мире.

Состояние автомобильного рынка - показатель экономического благополучия страны, а также мощный рычаг развития товарно-денежных отношений. Под автомобильным рынком принято понимать совокупность экономических отношений, способствующих взаимодействию субъектов рынка для обмена автомобильной техники на денежные средства либо их эквиваленты. Помимо этого, автомобильный рынок - территориально-ограниченное пространство, используемое индивидуальными предпринимателя либо физическими лицами для продажи транспортных средств и запасных частей к ним [1].

Рассмотрим динамику ВВП по кварталам, так как его темпы роста отражают как быстро растет экономика. Темпы роста валового внутреннего продукта обусловлены четырьмя факторами: расходы домохозяйств, инвестиции, государственные расходы и чистый экспорт товаров. Исходя из этого можно сделать вывод, что темпы роста валового внутреннего продукта - это один из главных показателей благосостояния экономики страны. При расширении экономики темпы роста ВВП является положительными, соответственно, это позитивно сказывается на функционировании предприятий, наличии рабочих мест. На рисунке 1 представлены данные темпов прироста ВВП и индекса потребительских цен по кварталам.

^=ВВП к аналогичному кварталу предыдущего года, % ^=ИПЦ к аналогичному кварталу предыдущего года, %

Рис. 1. Темпы прироста ВВП и индекс потребительских цен [2]

Исходя из представленных данных, видно, что наибольший поквартальный прирост был в 4 квартале 2018 г. Индекс потребительских цен отражает на сколько процентов изменилась стоимость потребительской корзины за определенный период времени. Под потребительской корзиной понимают минимальный набор товаров и услуг, необходимый человеку для поддержания нормальной жизнедеятельности. В корзину включены продукты питания, услуги (ЖКХ, медицина и т.д.) и непродовольственные товары (обувь, одежда, лекарства и др.). За анализируемый период, наибольший прирост к аналогичному кварталу предыдущего года заметен в 1 квартале 2019 г. - 5,16% и 2 квартале 2019 - 4,99%.

Далее проанализируем индекс потребительской уверенности - экономический индикатор, который базируется на опросах потребителей и показывает общее состояние экономики, а также ожидания граждан (готовы ли они к расходам на приобретение различных товаров, услуг, уверены ли в стабильности своих доходов и т.д.). Чем лучше развивается экономика страны, тем выше данный индекс, и наоборот.

В России опросы проводятся Росстатом с охватом 5,0 тыс. человек от 16 лет. Анкета включает в себя вопросы о субъективном мнении респондента относительно экономической ситуации в стране, ситуации на рынках товаров и услуг, материальном положении и сбережениях. Ответы группируются следующим образом: определенно положительные или определенно отрицательные; скорее положительные или скорее отрицательные; нейтральные [3].

На рисунке 2 представлен индекс потребительской уверенности по кварталам 2017-2019 гг.

0 -5 -10 -15 -20

1

Q'l 7 2

Q'l7 3

Q'l 7 4

Q'l 7 1

Q'l 8 2

Q'l 8 3

Q'l 8 4

-8 -8

-11 -11

Q'l 8 1

-15

-14

-14

Q'l9 2

Q'l9 3

Q'l9 4

Q'l 9

-17

-16

-15

-13 -13

□ Индекс потребительской уверенности, %

Рис. 2. Индекс потребительской уверенности по кварталам 2017-2019 гг., % [2]

Индекс потребительской уверенности в IV квартале 2019 года по сравнению с аналогичным 2018 года вырос на 4% и составил -13%. С IV квартала 2018 г. заметно увеличение совокупных потребительских ожиданий населения, причем по сравнению с III кварталом 2019 года в IV квартале 2019 года он не изменился. Таким образом, несмотря на рост цен на нефть марки Brent макроэкономические индикаторы отражают стабильность.

В начале 2020 года Ассоциация Европейского Бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о состоянии российского авторынка. Согласно проведенному исследованию АЕБ лидирующую позицию в структуре авторынка занимают транспортные средства B-класса - 39,8%, на втором месте расположились компактные кроссоверы - 19,9% и на третьем - среднеразмерные кроссоверы (9,2%) - рисунок 3.

Прочее 2,2

Среднеразмерные внедорожники □ и

Большие внедорожники ^ 2,4

Большие кроссоверы ^ 3

Суб/ и компактные внедорожники 3,3

С-класс 5,2

Кроссоверы В-класса 6,2

Э и Е-класс -1 /,1

Среднеразмерные кроссоверы 9,2

Компактные кроссоверы -1 19,9

В-класс 1

Рис. 3. Структура авторынка России в 2019 году, % [4]

Согласно данным АЕБ продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в 2019 году уменьшились на 2,3%. Причем оба сегмента показали сопоставимый спад: легковые сократились на 2,3%, а легкие коммерческие на 2,2%. Основная причина сокращения объемов продаж заключается в замедлении роста экономики, девальвации рубля и, следовательно, уменьшению активности потребителей. На рисунке 4 представлена динамика объема продаж автомобилей.

ЮТ

2734

2585

2316

1483

ЗЗР 1305

43& 1468

■Ш 1663

1625

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 □ Легковые автомобили □ Легкие коммерческие автомобили

Рис. 4. Объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в тыс. ед. [5]

Наибольший объем продаж ЛА и ЛКА заметен в 2012 г., а в 2016 г. объем продаж снизился до минимального значения 1426 тыс. машин. По сравнению с 2015 г. уменьшение составило 11%, а с 2012 г. - 51,5%. Итоговый показатель 2016 г. оказался ниже «кризисного» 2009 г. Такой сильный спад обуславливается кризисом 2014-2015 гг. В 2014 г. стоимость нефти за ба-релль резко начала падать, составив 57 долларов США. Помимо этого, еще одна причина заключается в введение экономических санкций рядом европейских стран. В 2015 году основным фактором являлось падение курса рубля. После 2016 г. объем продаж ежегодно увеличивался в 2017 г. по сравнению с 2016 г. рост составил 11,9%, а в 2018 г. к 2017 г. - 12,8%.

Отрицательное влияние на спрос в 2019 г. связано с сокращением объемов государственной поддержки потребителей и ростом цен на автомобильные средства выше уровня инфляции, в среднем на 9%, что являлось следствием ряда факторов: увеличение ставки НДС с 18% до 20%, обесценивание национальной валюты, рост ввозных пошлин на запчасти и компоненты, вследствие, завершения контрактов промышленной сборки рядом поставщиков и производителей.

Несмотря на снижение спроса, у определенных автопроизводителей наоборот заметен рост числа проданных транспортных средств - рисунок 5.

На основании рисунка 5, можно сделать вывод, что в тройку лидеров авторынка в период с 2012 г. по 2019 г. входят Lada, Kia и Hyundai. По сравнению с 2012 г. в 2019 г. объем продаж транспортных средств LADA увеличился на 3%, KIA - 7%, Hyundai - 4%.

По данным автомобильного портала «За рулем Кубань» АвтоВАЗ, продавший в 2019 г. 362,4 тыс. машин, почти в два раза обошел Hyundai (178,8 тыс. автомобилей), замыкающий тройку лидеров на авторынке. Автомобильных транспортов марки KIA было продано 225,9 тыс. машин [6]. По сравнению с 2018 г. в 2019 г. рост заметен только у российской компании (+1%), рыночные доли KIA и Hyundai остались неизменными, 13% и 10% соответственно.

53 50 50 44 б 5 8 10 10 41 39 6 6 38 6 б 6

6

8

10 13 21

7 Т" 8

6 6 8 7 9 8 10 13

о 8 10 10

6 18 7 7 У 8 10 11

19 20 20

lö lö 17

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

□ LADA dKIA □Hyundai □ Renault □ Volkswagen □ Toyota □ Прочие Рис. 5. Динамика рыночной доли крупнейших игроков, % [5]

Согласно исследованию, проведенному АЕБ, лидирующую позицию на рынке автомобильной техники занимает Lada Granta, объем продаж которой составил в 2019 г. 135,8 тыс. машин, за счет чего спрос увеличился на 22%. Ее успех обусловлен доступностью, а также большим количеством кузовов, исполнений и комплектаций. На втором месте расположилась Lada Vesta - 111,5 тыс. автомобилей.

Самыми продаваемыми моделями на территории РФ за 9 месяцев 2019 г. стали Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Hyundai Solaris.

Помимо этого, реализовали более 100 тыс. автомобильных экземпляров и вошли в десятку успешных компаний: Renault (145 тыс. шт., +6%), Volkswagen (104,4 тыс. машин, -2%), Toyota (103,6 тыс. авто, -5%). Далее идут компании, продавшие до 100 тыс. автомобильных средств, Skoda (88,6 тыс. авто, +9%), Nissan (65 тыс., -20%), Mercedes-Benz (42,0 тыс., +11%) [6].

Таким образом, продажи у Nissan, Volkswagen и Toyota ушли в минус. После сокращения объемов продаж автомобилей произошел спад российского производства на 1,2%. Значительное уменьшение производства и рынка после 2012 года стало главной причиной недозагрузки мощностей, остающихся избыточными аж до 2019 г. Сейчас уровень загрузки составляет менее 50%.

Доля импорта с 2012 г. по 2017 г. ежегодно снижалась, это связано с поддержкой спроса на локализованные бренды и стимулированием развития производства в РФ со стороны государства.

Стоит отметить, что в условиях нестабильности экономики преимущество будет у тех компаний, которые смогут в условиях сложной конкурентной борьбы придерживаться 4 компонентов:

1. Клиентоориентированность. Ключевой задачей маркетинга является создание наилучшего клиентского опыта. За счет понимания потребностей целевой аудитории, отслеживания тенденций и анализа их поведения компании смогут предлагать более персонализированные релевантные предложения для потенциальных и текущих клиентов.

2. Законодательство. Работа с персональными данными в России требует не только технологических компетенций, но и строгого соблюдения законов со стороны компаний.

3. Сотрудничество. Цифровой маркетинг для большинства дилеров и автомобильных производителей - новая сфера, в которой необходимо выстроить процессы и наработать компетенции на долгосрочную перспективу. Сотрудничество с другими субъектами рынка позволит оптимизировать и ускорить процесс совершенствования качества услуг.

4. Данные. Основой цифрового маркетинга являются данные, которые требуют серьезных внутренних преобразований внутри организации. Наибольшую пользу они смогут принести при модернизации IT-технологий, а также формировании необходимых компетенций [7].

Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: в ближайшее время ожидается падение продаж легковых автомобилей, а дальнейшее развитие автомобильного рынка будет определяться стратегией автопроизводителей по локализации и стимулирующими мерами государства. В условиях сложной экономической ситуации, значимое преимущество получат те игроки рынка, которые ориентированы на потребителя и способные развивить компетенции в конкурентной среде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Автомобильный рынок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1718772

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

3. Индекс потребительской уверенности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fortrader.org/economic-forex/indeks-potrebitelskoj-uverennosti-the-conference-board-consumer-confidence-index-cci-ssha.html

4. Авторынок-2019: изучаем динамику продаж по сегментам и моделям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.drive2.ru/e/B6XswEAACvg

5. Автомобильный рынок России и СНГ // Текущее состояние и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.investinrussia.com/ data/files/sectors/ 0_avtomobilnyi-rynok-rossii-i-sng.pdf

6. Российский авторынок: итоги 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://zrkuban-ru.turbopages.org/zrkuban.ru/s/article/2020-Rossijskij-avtorynok-itogi-2019-goda

7. Обзор автомобильного рынка России в 2019 г. и перспективы развития. Легковые автомобили. Спецвыпуск цифровизация продаж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/automotive/assets/pwc-auto-press-briefing-2019.pdf

Neustrueva Anastasia Sergeevna, Senior Lecturer, Department of Economics and Finance (e-mail: aneustrueva@gmail.com)

Leyzin Ilya Borisovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate

Professor of the Department of Economics and Finance

(e-mail: ilia_l@inbox.ru)

Saint Petersburg State University

industrial technologies and design, St. Petersburg, Russia ANALYSIS OF THE AUTOMOTIVE MARKET OF RUSSIA

Abstract. The research is devoted to the review of the Russian automobile market for 2019. This article analyzes the state of the passenger car market: market structure; sales dynamics; dynamics of the market share of the largest players. Based on the studied secondary information, key trends and development prospects are described. Components for successful competition in the passenger car market are presented.

Keywords: automotive market, market structure, sales dynamics, consumer price index, consumer confidence index, customer focus, digital marketing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.