Т Е Х Н И Ч Е С К И Е
НАУКИ
П.А. Судницына, Л. С. Аюпова
АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ НА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ
Статья посвящена исследованию аварий на объектах трубопроводного транспорта России. Рассматривается статистика аварий и инцидентов по актуальным официальным данным Ростехнадзора и проанализированы их причины. Установлено, что на объектах трубопроводного транспорта преобладает вид аварий из-за неисправности и износа оборудования.
Ключевые слова: магистральный трубопровод, статистика аварийности, магистральные газопроводы, магистральные нефтепроводы.
Анализ аварийности на объектах трубопроводного транспорта представляет значимый элемент при принятии решений в системе промышленной безопасности объектов нефтегазового комплекса.
Аварией на МТ считают аварию на трубопроводе, при которой произошёл выброс или вылив под давлением опасных, химических или пожаровзрывоопасных веществ, который вызывает техногенную чрезвычайную ситуацию. По видам транспортируемых веществ аварии МТ различают на аварии на газопроводах, нефтепроводах, нефтепродуктопроводах, аммиакопроводах [1].
Протяженность МТ России составляет 260 тыс. км, включая в себя газопроводные магистрали - 182 тыс. км, нефтепроводные магистрали - 54 тыс. км, нефтепродуктопроводные магистрали - 24 тыс. км, ам-миакопроводные магистрали - 1,4 тыс.км [2].
В таблице 1 и на рисунке 1 представлена статистика аварий на МТ за последние пять лет, представленная на официальном сайте Ростехнадзора.
В период с 2016 - 2020 год включительно на объектах трубопроводного транспорта произошло 47 аварий, 12 несчастных случаев, в которых были получены травмы несовместимые с жизнью [2].
© П.А. Судницына, Л.С. Аюпова, 2022.
Научный руководитель: Ударцева Ольга Владимировна - доктор технических наук, профессор, Тюменский Индустриальный университет, Россия.
Статистика аварий на МТ России за период с 2016 по 2020 год [2]
Таблица 1
Год Число аварий
МТ МГ МН МНПП АП
2016 11 9 1 1 0
2017 6 5 1 0 0
2018 12 10 2 0 0
2019 7 4 2 1 0
2020 11 8 3 0 0
Итого за 2016-2020 47 36 9 2 0
Примечание: МТ-магистральный трубопровод, МГ-магистральный газопровод, МНПП-магистральный нефтепродуктопровод, АП-аммиакопровод.
МТ МГ МН МНПП Рис. 1. Распределение аварий по видам магистрального нефтепровода [2]
По результатам анализа, установлено что более половины из общего числа аварий в период 2016 по 2020 годы (36 аварий из 47) зафиксированы при эксплуатации магистральных газопроводов [2]. При этом следует отметить, что и протяжённость магистральных газопроводов значительно преобладает над другими видами МТ. Протяженность газопроводных магистралей составляет 70% от общей протяженности линейной часть МТ (182 тыс.км из 260 тыс.км) [2]. Аварии на магистралях газопровода особенно опасны, в связи с тем, что целым регионам угрожает ограничение подачи газа.
Таблица 2
Динамика интенсивности аварий МТ за период с 2016 по 2020 год [2]
Год Протяженность МТ тыс. км Аварийность
Число аварий Интенсивность 1/1000 км в год
2016 266,4 11 0,0413
2017 257,82 6 0,0232
2018 265,0 12 0,0453
2019 256,0 7 0,0273
2020 260,0 11 0,0423
По данным представленным в таблице 2, определена интенсивность аварий МТ с 2016 по 2020 год , её можно назвать цикличной за данный период, так как не наблюдается значительное уменьшение или рост аварий.
# Повреждения при проведении работ в охранной зоне
# Неисправность и износ оборудования
Ошибки персонала
ф Чрезвычайная ситуация природного характера
# Брак при строительстве' изготовлении
# Брак сварочно-монтажных работ
Рис. 2. Распределение количества аварий по видам с 2016 по 2020 год [2]
На рисунке 2 видно, что больший процент количества аварий приходится на неисправность и износ оборудования. Причинами могут быть: механические повреждения из-за усталости, химическая и электрохимическая коррозия, технологические дефекты.
В наше время для того чтобы снизить аварийность МТ применяют современные методы расчетов и испытаний на прочность и ресурс, методы штатной и оперативной диагностики в том числе внутритруб-ной, методы обнаружения и локации течей, специальные системы крепления трубопроводов, их прокладки в каналах и туннелях. Методы с применением композиционных материалов и материалов с памятью формы при ремонтно-восстановительных работах на аварийных трубопроводах дают возможность не останавливать их эксплуатацию.
Таким образом, анализируя аварии на магистральном трубопроводе, можно сделать вывод о приоритетных направлениях профилактической работы по борьбе с возникновением причин таких ситуаций.
1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. URL: https://mchs.gov.ru/ (дата обращения 28.11.2022).
2. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. URL: http://www.gosnad-zor.ru/ (дата обращения 28.11.2022).
СУДНИЦЫНА ПОЛИНА АНАТОЛЬЕВНА - студент магистратуры, Тюменский Индустриальный университет, Россия.
АЮПОВА ЛИЛИЯ САЛАВАТОВНА - студент магистратуры, Тюменский Индустриальный университет, Россия.
Библиографический список: