В статье приводятся сведения о метане, и анализ аварий на газотранспортной системе России.
Ключевые слова: природный газ метан, статистика аварий на газопроводах. D. G. Yashin, S.A. Psarev
ANALYSIS OF ACCIDENTS ON THE GAS TRANSPORT SYSTEM OF RUSSIA
The article provides information on methane, and an analysis of accidents in the gas transmission system of Russia.
Key words: natural gas methane, statistics of accidents on gas pipelines.
Природный газ, основную часть которого составляет метан (92-98%), на сегодняшний день является самым перспективным альтернативным топливом для автомобилей. Природный газ может быть использован в виде топлива как в сжатом (компримированном), так и в сжиженном виде.
Метан - простейший углеводород, бесцветный газ (в нормальных условиях) без запаха, химическая формула — СН4. Малорастворим в воде, легче воздуха. При использовании в быту, промышленности в метан обычно добавляют одоранты (обычно тиолы) со специфическим «запахом газа». Метан нетоксичен и неопасен для здоровья человека.
Газ находится в недрах Земли на глубине от одного до нескольких километров. Перед началом добычи газа необходимо провести геологоразведочные работы, которые позволяют установить местонахождение залежей. Добывается газ с помощью скважин, специально для этого пробуренных одним из возможных способов. Транспортируют газ чаще всего по газопроводам. Общая протяженность газораспределительных газопроводов в России составляет более 632 тысячи километров. Длина магистральных газопроводов на территории России - 162 тысячи километров.
Область применения природного газа достаточно широка: его используют для отопления помещений, приготовления пищи, подогрева воды, производства красок, клея, уксусной кислоты и удобрений. Помимо этого природный газ в сжатом или сжиженном виде может использоваться в качестве моторного топлива на автотранспорте, специальной и сельскохозяйственной технике, железнодорожном и водном транспорте [ 1 ].
Известно, что основная часть газотранспортной системы России была построена в 70-80-е годы прошлого века. К настоящему времени износ основных фондов по линейной части магистральных газопроводов составляет 57,2 % .
Основные сценарии возможных аварий на газопроводах связаны с разрывом труб на полное сечение и истечением газа в атмосферу в критическом режиме (со скоростью звука) из двух концов газопровода (вверх и вниз по потоку). Протяженность разрыва и вероятность загорания газа имеют определенную связь как с технологическими параметрами трубопровода (его энергетическим потенциалом), так и с характеристиками грунта (плотность, наличие каменистых включений). Для трубопроводов большого диаметра (1200-1400 мм) характерны протяженные разрывы (50-70 м и более) и высокая вероятность загорания газа (0,6-0,7).
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 59505 опасных производственных объектов газораспределения и газопотребления.
Общее количество смертельных несчастных случаев в 2016 году составило 3. Анализ результатов расследования технических и организационных причин несчастных случаев, произошедших в 2016 году, показывает, что все 3 несчастных случая (100 %) произошли по причине удушья природным газом.
В 2016 году 15 аварий (70 % от общего количества аварий) связаны с механическим и
коррозионным повреждений газопроводов, доля которых по сравнению с тем же периодом 2015 года увеличилась на 25 %. Уменьшилось на 7 количество аварий, связанных с неисправностью оборудования, утечками газа и взрывами при розжиге газоиспользующих установок. Зафиксированы 2 аварии (9 %), связанные с воздействием природных явлений. Произошли 2 аварии из-за неисправностей оборудования сжиженных углеводородных газов (СУГ), что составляет 9 % от общего числа аварий. В 2015 году по этой причине произошла одна авария.
Наибольшее количество аварий произошло на объектах газораспределения и газопотребления, поднадзорных Центральному управлению (6 аварий), Кавказскому управлению (4 аварии), Верхне-Донскому управлению (3 аварии), Уральскому управлению (2 аварии) и Северо-Кавказскому управлению (2 аварии) [2].
Анализ результатов технических расследований аварий показывает, что основными причинами возникновения аварий явились:
- в 75 % случаев внешние опасные факторы, связанные с механическим повреждением газопроводов вследствие воздействия посторонних лиц и организаций, а так же с повреждением газопроводов в результате природных явлений;
- в 20 % из-за ошибок персонала, связанных с нарушением требований организации производства опасных работ (взрывы при розжиге газоиспользующих установок и неисправность оборудования котла, утечка газа, а также выход из строя оборудования СУГ);
- в 5 % — внутренние опасные факторы, связанных с коррозионным повреждением газопровода.
1. URL: http://gazprom-gmt.ru.
2. К вопросу об анализе аварий на магистральных газопроводах / И.Р. Мукаев , С.Ю. Анисимов // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: сб. ст. по материалам IX Всерос. науч.- практ. конф. курсантов, слушателей, студентов и молодых ученых с междунар. уч. 19 апр. 2018 г. / Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановской пожарноспасательной академии ГПС МЧС России. - Воронеж, 2018. - С. 311-313.
Причины возникновения аварий
■ внешние опасные факторы
■ ошибки перс------
внутренние <
Рисунок. Основные причины аварий на газопроводах в 2016 году
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ