А. Каримов
АНАЛИЗ АВАРИЙ НА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДАХ
Для уменьшения числа аварий на газораспределительных объектах в первую очередь необходимо провести анализ аварий на газораспределительных трубопроводах и знать причину, в результате чего произошла та или иная авария с целью устранения имеющихся недостатков, уменьшения количества аварий и улучшения обеспечения промышленной безопасности.
Ключевые слова: газораспределительные трубопроводы, статистика аварий, класс опасности, протяженность газопровода, причины возникновения аварий, количество аварий, количество несчастные случай со смертельным исходом.
Обеспечение безопасного функционирования газораспределительных трубопроводах имеет огромное значение для энергетической безопасности Российской Федерации». Проанализировала причины аварий за 2018 по 2019 год, произошедших на газораспределительных трубопроводах.
Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 64 021 опасного производственного объекта газораспределения и газопотребления (далее -опасные производственные объекты), в том числе:
7 опасных производственных объектов I класса опасности;
1046 опасных производственных объектов II класса опасности;
58 812 опасных производственных объектов III класса опасности;
4156 опасных производственных объектов IV класса опасности.
В системе газораспределения и газопотребления газопроводы протяженностью 958 760 км снабжают газом 18 594 поднадзорных промышленных предприятий, 447 тепловых электрических станций, 58 655 газовых отопительных и производственных котельных.
В 2019 году на объектах газораспределения и газопотребления произошло 20 аварий, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество аварий уменьшилось на 3 (13 %).
Экономический ущерб от аварий, произошедших в 2019 году, составил 608 226 тыс. руб. (в 2018 г. — 20 763 тыс. руб.).
В 2019 году в результате аварий травмировано 8 человек, из них 2 человека (из числа третьих лиц) травмированы смертельно.
В 2018 году зарегистрирован один случай смертельного травматизма.
По сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество случаев смертельного травматизма осталось неизменным.
В 2019 году в результате аварии произошел один групповой несчастный случай, при этом пострадало 7 человек, по сравнению с 2018 годом количество групповых несчастных случаев сократилось на 50 % (Рисунок 1).
© Каримов А., 2021.
Научный руководитель: Мартынович Владимир Леонидович - кандидат технических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Россия.
S1
зв 47 40 43
36 С 33 1
6 1 4 11 19 -н 2 21 6 X 4 21 3 2 23 1 21 0
1
2009 гит am 201 г ;oia гон 201s 2010 2017 ген в 201»
Годы
Кпличрьтбп авзрий I I Количество несчастных спучдЕВ оа смертельным иохвдем
Рис. 1. Количество аварий за 2009-2019 г.
Распределение аварий и случаев смертельного травматизма на опасных производственных объектах различных классов опасности в 2018-2019 годах представлено в табл.1.
Таблица 1
Кдасс опасности ОНО Количество аварий киличество несчастные случаев
2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г.
1 класс 0 0 0 0
1 [ класс 1 1 1 0
111 класс 21 19 0 0
[V класс 1 0 0 0
Всего: 23 20 1 0
Из общего количества аварий в 2019 году 60 % (12 аварий) связано с механическим, коррозионным и другими повреждениями газопроводов, доля которых по сравнению с 2018 годом увеличилась на 13 %. Увеличилось количество аварий, связанных с повреждением газопроводов автотранспортом. В 2019 году доля этого вида аварий составила 20 % общего количества аварий. Уменьшилось количество аварий, связанных с коррозионными повреждениями наружных газопроводов (в 2019 г. не зарегистрированы). Количество аварий, связанных с неисправностью оборудования СУГ, уменьшилось и составляет 5 % (1 авария) (табл. 2).
Анализ результатов расследования технических и организационных причин несчастных случаев, произошедших за 2019 году, показывает, что несчастные случаи (100 %) произошли по причине термического воздействия.
Таблица 2
Виды аварий Числи аварии
2018 Е 2019 г. +/-
% %
Механические повреждении подземных газопроводом 8 34 8 40 0
Механические повреждения i ашпроыодов автотранспортом ъ 13 4 20 + 1
Повреждения в результате природных явлении 0 0 2 10 +2
Коррозионные повреждения наружных газопроводов 4 1Я 2 _ -2
Разрывы сварных стыков 1 4 0 — -1
Утенка газа, выход из строя оборудования в ГРП (ШРП). i азопотреблиющею оборудования 0 0 1 5 + 1
Взрывы при розжиге гаэоиспользующих установок и неисправность оборудования котла 3 13 0 — -3
Неисправность оборудования СУГ 2 9 1 5 -1
Иные 2 9 2 20 +2
Всего: 23 100 20 100 -3
Таким образом, сравнивая причины возникновения аварий и аварийных ситуаций на участках трубопроводного транспорта, можно сделать вывод о приоритетных направлениях профилактической работы по борьбе с возникновением причин таких ситуаций.
Библиографический список
1 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор): [сайт]. -URL: https://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/ (дата обращения: 6.06.2020). - Текст: электронный.
2 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов». Серия 08. Выпуск 20. - М.: Закрытое акционерное общество «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности», 2014. - 40 с.
3 О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон №69-ФЗ от 31 марта 1999 года: принят Государственной думой 12 марта 1999 года: одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года. - Текст: электронный. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22576 / (дата обращения: 26.07.2020).
КАРИМОВ АЛЬБЕК - магистрант, Тюменский индустриальный университет, Россия.