Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ'

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1934
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ ПРОДУКЦИИ / СТРУКТУРА ПРОДУКЦИИ / УРОВЕНЬ ТОВАРНОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотнова Е.А., Олейник А.Н., Матвеева А.А., Никитенко С.В.

Цель данной работы состоит в изучение методов анализа ассортимента и структуры продукции. Объектом исследования выступает ООО «Монолит». Основным показателем, определяющим изменение ассортиментной структуры, является коэффициент выполнения плана по ассортименту. Изменения этого коэффициента в динамике влияют на прибыль, рентабельность и ликвидность предприятия. Анализ ассортимента и товарной структуры является важнейшим этапом в деятельности организации. Прибыль торговой компании зависит от ее размера, разнообразия и структуры, что и является основной целью ее создания. Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий сбалансированной работы предприятия, управления объемом прибыли, оптимизации налогообложения и предвидения инвестиций в развитие бизнеса. Таким образом, можем прийти к выводу, что этим объясняется необходимость периодического пересмотра показателей ассортимента и товарной структуры, на основании которых руководство принимает правильные бизнес-решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RANGE AND STRUCTURE OF PRODUCTS

The purpose of this work is to study the methods of analyzing the assortment and structure of products. The object of the study is ООО «Monolith». The main indicator determining the change in the assortment structure is the coefficient of fulfillment of the assortment plan. Changes in this coefficient in dynamics affect the profit, profitability and liquidity of the enterprise. The analysis of the assortment and product structure is the most important stage in the organization's activities. The profit of a trading company depends on its size, diversity and structure, which is the main purpose of its creation. The formation and implementation of assortment policy is necessary to determine the conditions for balanced operation of the enterprise, profit management, tax optimization and foresight of investments in business development. Thus, we can come to the conclusion that this explains the need for periodic review of the indicators of the assortment and product structure, on the basis of which the management makes the right decisions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ»

5. Lysenko, D.V. Complex economic analysis of economic activity: Textbook / D.V. Lysenko. - M.: Infra-M, 2019. - 320 c.

6. Rakhamova, R.A. Assessment of the financial condition of the enterprise / R.A. Rakhamova // Colloquium-journal. 2020. № 11-8 (63). P. 19-21.

7. Sergushina, E.S. Assessment of the financial condition of an economic entity based on the calculation of financial coefficients / E.S. Sergushina // Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management. 2020. No. 1 (9). pp. 105-108.

8. Savitskaya, G.V. Complex analysis of economic activity of the enterprise: textbook / G.V. Savitskaya. - 7th ed., reprint. and additional - Moscow : INFRA-M, 2020. - 608 p.

9. Bolotnova E.A., Alyoshechkina M.Yu. Analysis of the financial condition of the organization // In the collection: Trends in the development of economic analysis in a digital society. collection of articles of the scientific and practical conference of students, teachers of the economic and accounting and finance faculties of the Kuban State Agrarian University. Krasnodar, 2022. pp. 11-18. [Electronic source] / URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49565076.

10. Oleinik A.N., Ovsienko A.A., Kulak A.A., Pak E.A. Analysis and management of liquidity and solvency of the organization // Natural sciences and humanities research. 2021. No. 38 (6). pp. 441-446. . [Electronic source] / URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47944721.

11. Suvorova, S. D. Designing digital logistics platforms in the supply chain / S. D. Suvorova, I. A. Boyko, A. I. Zakharenko // Natural Humanitarian Research. - 2020. - No. 29(3). - S. 321-325.

EDN: ORIJIB

Е.А. Болотнова - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, shangrilla20051@Rambler.ru,

E.A. Bolotnova - candidate of economics, associate professor of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.Н. Олейник - к.э.н., доцент кафедры экономического анализа, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, alexkgau@gmail.com,

A.N. Oleinik - candidate of economics, associate professor of the department of economic analysis, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

А.А. Матвеева - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, alise-2001@mail.ru,

А.А. Matveeva - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;

С.В. Никитенко - обучающаяся учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, nickitenkosvitlana@yandex.ru,

S.V. Nikitenko - student of the accounting and finance faculty, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И СТРУКТУРЫ ПРОДУКЦИИ ANALYSIS OF THE RANGE AND STRUCTURE OF PRODUCTS

Аннотация. Цель данной работы состоит в изучение методов анализа ассортимента и структуры продукции. Объектом исследования выступает ООО «Монолит». Основным показателем, определяющим изменение ассортиментной структуры, является коэффициент выполнения плана по ассортименту. Изменения этого коэффициента в динамике влияют на прибыль, рентабельность и ликвидность предприятия. Анализ ассортимента и товарной структуры является важнейшим этапом в деятельности организации. Прибыль торговой компании зависит от ее размера, разнообразия и структуры, что и является основной целью ее создания. Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий сбалансированной работы предприятия, управления объемом прибыли, оптимизации налогообложения и предвидения инвестиций в развитие бизнеса. Таким образом, можем прийти к выводу, что этим объясняется необходимость периодического пересмотра показателей ассортимента и товарной структуры, на основании которых руководство принимает правильные бизнес-решения.

Abstract. The purpose of this work is to study the methods of analyzing the assortment and structure of products. The object of the study is ООО «Monolith». The main indicator determining the change in the assortment structure is the coefficient of fulfillment of the assortment plan. Changes in this coefficient in dynamics affect the profit, profitability and liquidity of the enterprise. The analysis of the assortment and product structure is the most important stage in the organization's activities. The profit of a trading company depends on its size, diversity and structure, which is the main purpose of its creation. The formation and implementation of assortment policy is necessary to determine the conditions for balanced operation of the enterprise, profit management, tax optimization and foresight of investments in business development. Thus, we can come to the conclusion that this explains the need for periodic review of the indicators of the assortment and product structure, on the basis of which the management makes the right decisions.

Ключевые слова: ассортимент продукции, структура продукции, уровень товарности, потребности покупателей.

Keywords: product range, product structure, level of marketability, customer needs.

Анализ структуры и ассортимента товаров был и всегда будет сложным и многогранным процессом, гарантирующим создание различной информации для разработки новых товаров или завершения их производства.

Объемный и ассортиментный анализ необходим для поддержания богатого ассортимента, полностью удовлетворяющего потребности покупателей. В то же время важно избавиться от затоваривания товаров, которые вызывают переизбыток и остаются непроданными. Это особенно важно для компаний, выпускающих продукцию с коротким сроком службы. При нерациональном формировании ассортимента товары могут испортиться на складах еще до того, как попадут в места реализации.

Объем и структура производства и реализации продукции оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности.

При формировании номенклатуры и структуры производства предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данный вид продукции, а с другой - максимально эффективное использование трудовых, сырьевых, технических и технологических ресурсов, финансовые и других ресурсы, доступные организации.

Система создания ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

- выявление текущих и потенциальных потребностей покупателя;

- оценка уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой продукции;

- тестирование жизненного цикл продукции и своевременные действия по внедрению новых, более совершенных видов продукции и выведению из производственной программы устаревшей и экономически неэффективной продукции;

- оценку экономической эффективности и степени риска развития ассортимента продукции.

Как правило, оценка выполнения ассортиментного плана осуществляется с помощью ассортиментного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического производства продукции, зачисленной за выполнение ассортиментного плана (т.е. берется фактическое значение, которое не превышает планового значения) на планируемый общий выпуск.

Чтобы организация приносила стабильную прибыль, необходимо регулярно анализировать показатели и факторы, влияющие на нее.

В качестве объекта исследования мы используем компанию ООО «Монолит», на сегодняшний день одного из крупнейших застройщиков строительной отрасли, работающего в Курганинском районе.

Финансовые результаты деятельности организации представляют собой увеличение или уменьшение величины собственного капитала, основным источником которого является прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации.

Результаты деятельности организации отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Влияние факторов на изменение денежной выручки ООО «Монолит»

Продукция Выручка от продаж, тыс. руб. Изменение выручки (+, -) в 2021г. по сравнению с 2020г. тыс. руб. в том числе за счет изменения

2020 г. (базисный) 2021 г. (отчетный) Условная при объеме продаж отчетном и цене базисного года объёма продаж средней цены реализации

Опалубка из фанеры 3064 5743 17649 2679 14585 -11906

Перемычка 3ПБ-27-8П 232470 320130 4519217 87660 4286747 -4199087

Плита П-1 сх 4139390 2866500 633326731 -1272890 629187341 -630460231

Плита перекрытия 1ПК 65-12.8 с 8 49932 3016980 229988717 2517048 229488785 -226971737

Стеновой блок 765 1312 45923 547 45158 -44611

Фундам.блокФБС-24-4.6 355680 24840 2317611 -330840 1961931 -2292771

На основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что использование основных средств является эффективным. В основу этих расчетов была положена выручка от продаж - всего, абсолютное изменение которой, по опалубке из фанеры составило - 2 679 тыс. руб., что свидетельствует о ее увеличении, а по фундаментному блоку изменение выручки составило 330 840 тыс. руб., что свидетельствует о ее сокращении. Данные таблицы 1 показывают, что изменение за счет объема реализации фанерной опалубки составило 14 585 тыс. руб., стенового блока - 45 158 тыс. руб., что свидетельствует о его увеличении, что связано с снижением себестоимости продукции в результате оптимизации запасов и уменьшения дебиторской задолженности, а изменение средней цены реализации составило 11 906 тыс. руб. на фанерную опалубку и 44 611 тыс. руб. на стеновой блок. Это связа-

но с простоем производства во время пандемии СОУГО-19, что привело к сокращению поставок готовой продукции покупателям.

Таблица 2 - Уровень товарности основных видов продукции ООО «Монолит»

2020 г. 2021 г. Изменение

Вид продукции Произведено, м3 Реализовано, м3 Уровень Произведено, м3 Реализовано, м3 Уровень товарности,

товарности, % товарности, % +, -

Опалубка из фанеры 3064 2960 96,61 5743,30 4853 84,50 -12,11

Перемычка 3ПБ-27-8П 232470 250195 107,62 320130 328590 102,64 -4,98

Плита П-1 сх 4139390 4133924 99,87 2866500 2725380 95,08 -4,79

Плита перекрытия 1ПК 65-12.8 с 8 499932 499932 100 3016980 228360 87,12 12,88

Стеновой блок 17494 765 4,38 1520 1312 86,32 81,94

Фундам.блокФБС-24-4. 6 355680 424399 119,32 234270 182970 78,10 -41,22

На основании данных таблицы 2 видно, что степень товарности по опалубке из фанеры за отчетный год составил 84,50 %, что на 12,11 % меньше чем за базисный - это связано с тем, что количество реализованной продукции меньше произведенного количества по перемычкам, мы видим, что товарность увеличилась на 7,62 % и 2,64 %, как для базисного так и для рассматриваемого года соответственно, за счет того, что за этот период было продано больше продукции, чем произведено. Кроме того, видно, что существенные изменения произошли и по уровню коммерциализации, например, для фанерной опалубки вариация составила 12,11 %, что можно соотнести с тем, что уровень коммерциализации отчетного года был ниже значения уровня товарности базисного года. Или же наоборот, за счет преобладания уровня товарности отчетного года над базисным мы можем наблюдать значительные положительные изменения товарности, по стеновому блоку, которые составили 81,94 %.

Для того, чтобы оценить эффективность использования продукции в ООО «Монолит», необходимо проанализировать основные показатели эффективности использования продукции организации, представленные в таблице 3.

Таблица 3 - Выручка от продаж, полная себестоимость, окупаемость и рентабельность затрат по основным видам деятельности ООО «Монолит»

Показатель 2020 г. 2021 г. Изменение +, - в 2021г. по сравнению с 2020г.

Продукция организации ООО «Монолит» - выручка тыс. руб. 135303 116737 -18566

- полная себестоимость тыс. руб. 125450 130504 5054

- окупаемость затрат, руб. 1,079 0,895 -0,184

Всего по предприятию - выручка тыс. руб. 140707 138947 -1760

- полная себестоимость тыс. руб. 135451 134804 -647

- окупаемость затрат, руб. 1,039 1,031 -0,008

Рентабельность продаж, % 2,9 27,1 3,2

На основании наших расчетов мы можем сделать вывод об эффективном использовании основных средств. Эти расчеты производились исходя из выручки от продаж - всего, абсолютное изменение которой составило - 47 320 тыс. руб. Из данных таблицы видно, что в отчетном году выручка от реализации уменьшилась на 25,4 % по сравнению с 2019 г. и составила 138 947 тыс. руб. что на 1,3 % меньше, чем в 2020 г.

В результате они уменьшились, а валовая прибыль и прибыль от реализации их изменений друг к другу равны 15,3 % в 2021 г. по сравнению с 2019 г. составили 4 143 тыс. руб. а по отношению к 2021 г. к 2019 г. падение составило21,2 %. Это связано с приостановкой производства во время пандемии СОУГО-19, что сократило поставки готовой продукции покупателям.

При выполнении ассортиментного плана продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, учитываться не будет. Причинами несоблюдения ассортиментной программы могут быть изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды товаров, ухудшение материально-технического обеспечения организации, недостатки в организации работы Последствия -ошибки бизнес-планирования и т.д.

Для того чтобы оценить влияние внешних факторов (изменение конъюнктуры рынка, снижение платежеспособного спроса, рыночных цен, активизация конкурентов) необходимо сравнить ас-

сортимент производства и реализации продукции. Результаты ассортиментного анализа являются основой для прогнозирования наличия сырья, материалов, оборудования, оборудования, для заполнения штатного расписания и расчета себестоимости товаров, что в конечном итоге влияет на прибыль и рентабельность организации.

Таблица 4 - Влияние факторов на изменение прибыли от продажи основных видов продукции ООО «Монолит»

Продукция Прибыль от продаж тыс. руб. Изменение прибыли от продаж тыс. руб. В том числе за счет изменения

2020г. 2021г. объема продаж средней цены себестоимости 1 ед

Опалубка из фанеры 2960 4853 1893 14689 -12796 997

Перемычка 3ПБ-27-8П 250195 3285590 78395 426902 310941 16468

Плита П-1 сх 413392 225380 -140854 629193 -630601 17400

Плита перекрытия 1ПК 65-12.8 с 8 499932 262836 212843 229489 -227360 6558

Стеновой блок 765 1312 547 45158 -44611 22

Фундам.блокФБС-24-4.6 424399 182970 -241429 189321 -213464 3812

На основании наших расчетов можно сделать вывод, что прибыль от реализации по плите перекрытия 1ПК 65-12.8 с 8 в отчетном году составила 262 836 тыс. руб., что на 212 843 тыс. руб. меньше чем в базисном - это говорит о том, что продажи уменьшились, а себестоимость увеличилась, возможно цена на продукцию могла быть завышена, что привело к падению продаж. Также большое влияние на изменение прибыли от продаж оказало изменение объема продаж, которое составило 229 489 тыс. руб., за счет снижения средней цены изменение прибыли от реализации составило 227 360 тыс. руб. а за счет себестоимости 1 ед она стала равной 6 558 тыс. руб.

Грамотное отношение к выбору ассортимента организации является обязательным условием высоких экономических показателей.

Важным элементом улучшения ассортимента и общей продуктовой политики является минимизация неэффективных продуктов из программы. То, что морально устарело и экономически неэффективно, может быть экспортировано и в то же время пользоваться спросом.

Помимо оптимизации существующего ассортимента, важно учитывать перспективы вывода на рынок новых продуктов. И уже при планировании нового ассортимента необходимо учитывать влияние, которое продвижение нового товара на рынке окажет на деятельность компании.

Источники:

1. Алексеева, Н. А. Комплексный экономический анализ : учебное пособие / Н. А. Алексеева. - Ижевск : Ижевская ГСХА, 2020. - 316 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://elanbook.com/book/178018 (дата обращения: 08.10.2022). » (Алексеева, Н. А. Комплексный экономический анализ : учебное пособие / Н. А. Алексеева. - Ижевск : Ижевская ГСХА, 2020. - 316 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/178018.

2. Бахмарева, Н. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Н. В. Бахмарева. - Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2021. - 100 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/195092» (Бахмарева, Н. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие / Н. В. Бахмарева. - Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2021. - 100 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://elanbook.com/book/195092 (дата обращения: 08.10.2022). - Режим доступа: для авториз. пользователей. - С. 60.).

3. Бондина, Н. Н. Экономический анализ в системе управления организацией : учебное пособие / Н. Н. Бондина, И. А. Бондин, Т. В. Зубкова. - Пенза : ПГАУ, 2020. - 195 с. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://elanbook.com/book/170985.

4. Олейник, А. Н. Анализ улучшения эффективности производства продукции растениеводства / А. Н. Олейник, Е. А. Болотова, А. В. Чубарева, М. В. Ананьева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38 (6). - С. 268-271.

5. Шелехова, Л. В. Методы оптимальных решений : учебное пособие / Л. В. Шелехова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 304 с. - ISBN 978-5-8114-2165-7. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://elanbook.com/book/209813 » (Шелехова, Л. В. Методы оптимальных решений : учебное пособие / Л. В. Шелехова. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - ISBN 978-5-8114-2165-7. - Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://elanbook.com/book/209813.

6. Lipchiu N. V. Methodical approach to assessing the development of foreign economic activity in financial instability conditions / N. V. Lipchiu, A. A. Khramchenko, E. A. Kovryakova, V. L. Zazimko, I. A. Nevodova // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018. - Т. 9. - № 6. - С. 2007-2012.

7. Lipchiu N. V. Foreign economic aspects of ensuring the use of labor resources in the Krasnodar region of Russia / A. A. Khramchenko, A. S. Kupreeva, I. A. Nevodova, E. A. Bolotnova // The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Heidelberg. - 2021. - С. 587-594.

References:

1. Alekseeva, N. A. Comprehensive economic analysis: study guide / N. A. Alekseeva. - Izhevsk: Izhevsk State Agricultural Academy, 2020. - 316 p. - Text: electronic // Doe: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/178018 (date of access: 10/08/2022). "(Alekseeva, N. A. Comprehensive economic analysis: textbook / N. A. Alekseeva. - Izhevsk: Izhevsk State Agricultural Academy, 2020. - 316 p. - Text: electronic // Lan: electronic library system. - URL: https http://e.lanbook.com/book/178018.

2. Bakhmareva, N. V. Comprehensive economic analysis of economic activity: study guide / N. V. Bakhmareva. - Krasnoyarsk: SibGU im. Academician M. F. Reshetnev, 2021. - 100 p. - Text: electronic // Doe: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/195092 "(Bakhmareva, N.V. Comprehensive economic analysis of economic activity: textbook / N.V. Bakhmareva. - Krasnoyarsk: SibGU named after academician M.F. Reshetnev, 2021. - 100 pp. - Text: electronic // Lan: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/195092 (date of access: 08.10.2022) - Access mode: for authorized users - P. 60.).

3. Bondina, N. N. Economic analysis in the management system of an organization: a tutorial / N. N. Bondina, I. A. Bondin, T. V. Zubkova. - Penza: PGAU, 2020. - 195 p. - Text: electronic // Doe: electronic library system. - URL: https://elanbook.com/book/170985.

4. Oleinik, A. N. Analysis of improving the efficiency of crop production / A. N. Oleinik, E. A. Bolotnova, A.V. Chubareva, M. V. Ananyeva // Natural sciences and humanities research. - 2021. - № 38 (6). - Pp. 268-271.

5. Chernov, S. A. Marketing commodity policy: study guide / S. A. Chernov, N. V. Agarkova. - Donetsk: DONAUIGS, 2017. - 263 p. - Text: electronic // Doe: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/215057 (date of access: 10/08/2022). - Access mode: for authorization. users." (Chernov, S. A. Marketing product policy: study guide / S. A. Chernov, N. V. Agarkova. - Donetsk: DONAUIGS, 2017. - 263 p. - Text: electronic // Lan: electronic library system. - URL: https://e.lanbook.com/book/215057.

6. Lipchiu N. V. Methodical approach to assessing the development of foreign economic activity in financial instability conditions / N. V. Lipchiu, A. A. Khramchenko, E. A. Kovryakova, V. L. Zazimko, I. A. Nevodova // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018. - Т. 9. - № 6. - С. 2007-2012.

7. Lipchiu N. V. Foreign economic aspects of ensuring the use of labor resources in the Krasnodar region of Russia / A. A. Khramchenko, A. S. Kupreeva, I. A. Nevodova, E. A. Bolotnova // The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Heidelberg. - 2021. - С. 587-594.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EDN: T^ROQAZ

М.А. Борлакова - старший преподаватель кафедры общей информатики, СевероКавказская государственная академия, Черкесск, Россия, mariyam.borlakova@list.ru,

M.A. Borlakova - senior lecturer of the department of general informatics, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia;

M.X. Болатов - обучающийся института цифровых технологий, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия,

M.Kh. Bolatov - student at the Institute of Digital Technologies, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ MODERN METHODS AND MEANS OF INFORMATION PROTECTION

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению современных методов защиты информации. В процессе исследования авторами рассмотрены различные определения понятия «информация», с точки зрения сфер деятельности человека. Изучены фундаментальные понятия, определения информационной безопасности и этапы развития современных методов и способов защиты информации. Приведены виды угроз информационной безопасности, к которым следует отнести: фишинг / социально - технические атаки, атаки на основе lot, программы вымогатели, инсайдерские атаки, DDoS - атаки и т.д. Дана классификация методов защиты информации (организационно-правовые и инженерно-технические). Подробно исследованы методы и средства инженерно-технической защиты информации: физические, аппаратные, программные, криптографические методы и средства защиты информации. Выявлены современные проблемы обеспечения информационной безопасности.

Abstract. This article is devoted to the study of modern methods of information protection. In the course of the research, the authors considered various definitions of the concept of "information", from the point of view of the spheres of human activity. The fundamental concepts, definitions of information security and stages of development of modern methods and methods of information protection are studied. The types of threats to information security are given, which should include: phishing / socio-technical attacks, lot-based attacks, extortionate programs, insider attacks, DDoS attacks, etc. The classification of information protection methods (organizational, legal and engineering) is given. Methods and means of engineering and technical protection of information are studied in detail: physical, hardware, software, cryptographic methods and means of information protection. The modern problems of ensuring information security are revealed.

Ключевые слова: информация, информационная безопасность, современные методы и средства защиты информации. Keywords: information, information security, modern methods and means of information protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.