Научная статья на тему 'Анализ ассортимента и качества обуви, выпускаемой АО “Труд”'

Анализ ассортимента и качества обуви, выпускаемой АО “Труд” Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
372
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ассортимента и качества обуви, выпускаемой АО “Труд”»

С.Н. Авеличева,

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры товароведения непродовольственных товаров ДВГАЭУ;

В.И. Переверзева, старший преподаватель кафедры товароведения непродовольственных товаров ДВГАЭУ

Анализ ассортимента и качества обуви, выпускаемой АО "Труд"

В условиях развития рыночной экономики на рынке обуви России и Владивостока, в частности, сложилась неблагоприятная для отечественных производителей ситуация. В 1997 г. было изготовлено менее 50 млн пар обуви, т.е. объём производства сократился по сравнению с 1990 г. в 5 раз. Резко увеличился импорт обуви, который достиг 53% собственного ежемесячного производства. Плохая ситуация в целом всё же имеет свои особенности в различных регионах России. Наихудшее положение отмечается на европейском Севере, Северо-западе, Восточной Сибири и Дальнем Востоке. В этих регионах, покрывающих половину территории России, производство основных видов обуви еще несколько лет назад находилось на уровне 0,2-0,3 пары на 1 жителя в год. Нынешний показатель при пятикратном сокращении выпуска даже трудно представить.

В Приморском крае производством обуви занимаются 2 предприятия - это АПКФ "Градо" и АО "Труд", которые выпускают обувь из натуральных кож стоимостью от 35 до 290 тыс. руб. Несмотря на то, что отечественная обувь редко встречается в продаже, происходит затоваривание обувью, которую выпускает АО "Труд". В связи с этим нами были исследованы ассортимент, качество, потребительская оценка выпускаемой обуви и причины ее неполной реализации.

Установлено, что фабрика выпускает обувь различного назначения: 92% приходится на бытовую обувь; по 0,9% на спортивную и военную; 1,8% - танцевальную и 3,6% - ортопедическую. Согласно договорам, мелкими партиями изготавливают обувь для работников МВД и вневедомственной охраны. Из бытовой обуви 25% приходится на модельную; 62,5% - на повседневную обувь; остальная - это домашняя, больничная, пляжная и обувь для пожилых людей.

Структура ассортимента обуви по видам составляет, %: 34,5 - сапоги; 27,0 -полусапоги; 4,5 - ботинки; 11,5 - полуботинки и 22,5 - туфли. Изготовление сапог и полусапог занимает лидирующее место, такое положение характерно для всей обувной промышленности страны. Выпуск значительного процента туфель обусловлен большим разнообразием отделок. Ботинки и полуботинки в структуре видового ассортимента занимают незначительное место, в то время как они находятся на пике популярности и являются самыми ходовыми. Фабрике необходимо наладить выпуск ботинок и полуботинок, особенно женских или "унисекс" (их носят и женщины, и мужчины), так как в настоящее время они ещё пользуются спросом.

По половозрастному признаку на долю женской обуви приходится 77,5%; мужской - 17,0 и детской - 5,5%. Детская обувь представлена только мальчиковой, девичьей, школьной и дошкольной. Совершенно не изготавливается обувь для детей возраста от 1 до 4 лет. Оптимальное соотношение обуви всех половозрастных групп предусматривает выпуск женской - 40, мужской - 20 и детской - 40%. В связи с этим фабрике необходимо выпускать больше детской обуви, тем более что предприятие работает с натуральными материалами, в то время как импортная обувь до-

рогая и зачастую не из натуральной кожи. По сезону носки 21% занимает летняя обувь, 38% - зимняя и 41% - демисезонная.

Характеризуя обувь, производимую на АО "Труд" по используемым материалам, следует отметить, что на наружные детали верха используется только натуральная кожа. Для повседневной обуви - это кожи хромового дубления с естественной нешлифованной, подшлифованной и шлифованной поверхностью, гладкие (без тес-нения) или с нарезной лицевой поверхностью, а также отделанной под велюр. Более дорогие кожи с лаковым покрытием, белое и бежевое шевро применяют только для модельной обуви на высоком и особо высоком каблуке.

Промежуточные детали верха (межподкладка, межподблочники) выкраивают из отходов кож, бязи. Жесткие задники и подноски делают из обувного картона и реже из кожи. Для наружных деталей низа (подошва, каблук, набойка) применяют жесткие, толстые подошвенные кожи и искусственные материалы. Внутренние и промежуточные детали низа выкраивают из кожи, картона, металла.

Детали верха прикрепляют к подошве только клеевым и клеепрошивным методами, другие методы не используют из-за отсутствия технического оборудования. Выпуск обуви по фасонам и моделям однотипен и не обеспечивает полного удовлетворения населения в разнообразии форм и конструкций обуви внутри функционально-однородных групп. Все это приводит к выпуску большого числа близких по свойствам, конструктивным решениям моделей, увеличивающих объём нереализованных изделий.

Общими показателями качества обуви являются масса, гибкость, прочность ниточных швов, прочность крепления подошвы, прочность крепления каблука, остаточная деформация, эстетические свойства. Показатели массы и гибкости являются основными при оценке её безопасности, комфортности. Прочность крепления подошвы, а также прочность ниточных швов являются одними из главных характеристик, определяющих её надёжность. Характеризуя обувь АО "Труд", можно отметить, что она прочная, остаточная деформация меньше 1 мм, при изгибе под углом 25°, жёсткая (если материал подошвы - кожа) и гибкая (если материал низа - полиуретан). Эстетические свойства неудовлетворительные из-за несовременных фасонов, некрасивой фурнитуры; внешний вид натуральных кож не соответствует современным требованиям отделки. Все эти недостатки приводят к тому, что обувь полностью не реализуется. С целью изучения потребительского предпочтения были изучены основные потребители этой обуви: определены состав потребителей по возрасту, социальной принадлежности, доходам, покупательскому поведению. Результаты этих исследований приведены в табл. 1 и 2.

Из табл. 1 видно, что основными заказчиками обуви на АО "Труд" являются женщины старше 45 лет, имеющие средний и низкий уровень доходов. Основные причины индивидуального пошива обуви указаны в табл. 2.

Таким образом, ассортиментная политика АО "Труд" должна строиться на основании этих данных, а также их можно использовать для того, чтобы внести некоторые предложения и рекомендации. Например, предприятию можно увеличить ассортимент кожаной детской обуви, ведь известно, что ситуация с детской обувью довольно сложная. Необходимо только увеличить и разнообразить ассортимент детской обуви и привлечь покупателей.

Кроме этого, разнообразив ассортимент, используя модную отделку, фурнитуру, можно привлечь больше молодежи и людей среднего возраста.

Для того, чтобы определить отношение потребителей к некоторым моделям мужской и женской обуви, предлагаемой данным предприятием, была разработана анкета и с её помощью проведено тестирование опытных образцов.

Таблица 1

Данные опроса

Классификационный признак Возрастной и социальный признаки Удельный вес, %

Пол Мужской Женский 36 64

До 20 лет 12

Возраст 21-30 31-45 2 18

старше 45 68

Гос. учреждения 28

Коммер. предприятия 13

Место работы Военнослужащие 2

Домохозяйки 9

Пенсионеры 47

Материальная обеспеченность Высокая Средняя Низкая 2 57 41

Таблица 2

Причины индивидуального пошива обуви

Причины Ответы, %

Трудности в приобретении обуви нужного размера, полноты 46

Низкая цена обуви 39

Возможность заказа нужной обуви 11

Не удовлетворяет качеству массового изготовления 4

Модели оценивали в пятибалльной системе, которая наиболее понятна массовому потребителю (наивысшая оценка - 5 баллов, минимальная - 1 балл). Результаты тестирования представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты тестирования моделей обуви

Наименование оцениваемого показателя Оценка модели Среднее значение показателя

1 2 3 4 5

Материал верха 4,8 5,0 4,8 4,8 5,0 4,9

Цвет 4,2 4,0 4,8 3.8 4,4 4,2

Отделка 4,0 4,5 4,3 4,4 3,4 4,1

Качество изготовления 4,8 5,0 4,3 4,6 4,6 4,7

Удобство в носке 4,8 3,8 4,5 5,0 4,6 4,5

Соответствие изделия моде 2,5 3,0 3,3 3,4 4,6 3,4

Доступность в цене 4,8 4,3 4,4 4,8 4,8 4,6

Средняя оценка моделей 4,3 4,2 4,3 4,4 4,5

В целом же, судя по средним значениям показателей, можно сказать, что больше всего респондентов устраивает в предложенных моделях материал верха (4,9), качество изготовления (4,7) и доступность в цене (4,6), а не устраивает - соответствие изделий модному направлению (3,4), отделка (4,1), цвет (4,2).

Таким образом, на основании этих данных можно сделать вывод, что работая с натуральными кожами, поддерживая сравнительно низкие цены при хорошем качестве изготовления обуви, АО "Труд" привлекает к себе почти всех своих заказчиков. Но в тоже время существует проблема в разработке новых модных изделий, использовании современных видов отделок и, как результат, в привлечении более молодого контингента потенциальных потребителей.

В результате проделанной работы информация, полученная от респондентов, может быть использована при формировании рационального ассортимента обуви, рассчитанного на конкретного потребителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.