Научная статья на тему 'Анализ ассортимента и изученияпотребительских предпочтений при выборе лекарственных и косметических средств для лечения и коррекции угревой сыпи'

Анализ ассортимента и изученияпотребительских предпочтений при выборе лекарственных и косметических средств для лечения и коррекции угревой сыпи Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1010
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Новосартова В. В., Андреева И. Н.

Нами было проведено исследование потребительской тен-денции на региональном уровне о лекарственных и космети-ческих средствах, применяющихся для лечения и коррекции угревой сыпи с использованием социальных методов. Также был проведен анализ ассортимента в аптечных учреждениях, так как при формировании ассортимента должны учитываться потребительские тенденции, влияющие на темпы роста про-даж соответствующего товара: демографические, экономичес-кие, технические и социальные. Получен социально-демогра-фический портрет потребителя лекарственных и косметичес-ких средств против угревой сыпи. Выявлен рост числа людей, страдающих угревой сыпью. Также проведенные исследова-ния свидетельствуют о перспективе включения в ассортимент аптек не только лекарственных средств, но и средств лечебной косметики для проблемной кожи, которым покупатели отдают большее предпочтение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ассортимента и изученияпотребительских предпочтений при выборе лекарственных и косметических средств для лечения и коррекции угревой сыпи»

УДК 615.26:616.5:614.27:658.6 (470+571)

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ И КОСМЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ УГРЕВОЙ СЫПИ

© 2006 г. В.В. Новосартова, И.Н. Андреева

We had been the analysis of assortment in chemist's establishments since at formation of assortment the consumer tendencies influencing rates of growth of sales of the corresponding goods should be taken into account also has been lead: demographic, economic, technical and social. The social-demographic portrait of the consumer of medicinal and cosmetic means against rash is received. Growth of number of people suffering by a rash is revealed. Also the lead researches testify to prospect of inclusion in assortment of drugstores not only medical products, but also means of medical cosmetics for a problem skin to which buyers give the greater preference.

Внешний вид - это визитная карточка человека, оставляющая первое и самое запоминающееся впечатление о нем. Любой косметический дефект на коже не только может испортить первое впечатление, но и зачастую снижает собственную самооценку [1].

Как правило, у человека, страдающего угревой болезни, в той или иной степени выражены стеснительность, чувство вины, ощущение своей социальной неприемлемости, злость, состояние депрессии, неверие в возможность излечения. Интенсивные переживания усугубляют течение заболевания [2].

Угревая сыпь относится к числу распространенных кожных заболеваний. Оно характерно для подросткового возраста и поражает кожу у 75 % подростков, однако в последнее время с проблемами акне чаще встречаются взрослые (примерно 40 % лиц старше 25 лет). Тенденция «взросления» этого заболевания в настоящее время, его значительное влияние на психоэмоциональную сферу, социальный статус и общественную адаптацию больных обуславливают актуальность данной проблемы и необходимости разработки новых эффективных средств и схем лечения [3].

Лекарственные средства и косметические средства для лечения проблемной кожи - один из наиболее динамично развивающихся сегментов фармацевтического рынка России. Лечение угревой сыпи становится все более многообещающей перспективой для компаний, выпускающих лечебную косметику.

При формировании ассортимента лечебной косметики и лекарственных средств, применяемых для лечения и коррекции угревой сыпи, должны учитываться потребительские тенденции, влияющие на темпы роста продаж соответствующего товара.

Нами было проведено исследование потребительских тенденций на региональном уровне о лекарственных и косметических средствах для лечения акне с использованием социальных методов.

Исследование показало, что основной группой потребителей лекарственных средств и косметики для лечения и коррекции угревой сыпи являются женщины, при этом можно выделить несколько возрастных типов потребительной активности: 15-20 лет - 74,9 %; 25-30 лет - 41,2, среди них горожане - 80; имеющие высшее или незаконченное высшее образование - 69,8; не женаты или не замужем - 72,8 %. В зависимости от дохода группа потребителей лекарственных препаратов и лечебной косметики, применяющихся для лечения и коррекции акне, распределилась следующим образом: - с доходом до 3 000 руб. на члена семьи - 8,4 %;

- от 3 000 до 5 000 руб. - 31,5 %;

- от 5 000 до 10 000 руб. - 26,7 %;

- свыше 10 000 руб. - 36,3 %.

Что касается предпочтений при выборе лекарственных и косметических средств для решения проблемы акне, покупатели со средним и высоким уровнем дохода (свыше 5 000 руб.) используют косметику французских производителей следующих марок: «Vishi», «Galenic», «La Roshe - Posey», «Ducray», «Avene». Средняя стоимость курса лечения данными косметическими средствами - 2 000 руб. Респонденты с низким уровнем дохода (до 3 000 руб.) предпочитают российские лекарственные средства: ретиноевую мазь, спиртовые растворы, мази с антибиотиками, из косметических средств - лосьон от угрей. Средняя стоимость курса лечения составляет 500 руб., но респонденты обеих групп отмечают преимущества применения косметических средств в сравнении с лекарственными: отсутствие побочных эффектов, возможность длительного применения, стойкий терапевтический эффект.

Поскольку акне является заболеванием, а не только косметической проблемой, то назначать курс лечения и контролировать его эффективность должен врач-дерматолог. Терапия акне включает в себя специальный уход за кожей и назначение лекарственных препаратов. Заметим, что лекарственные препараты для лечения угревой сыпи применяются не только в виде лекарственных форм для наружного применения (лосьоны, растворы, мази, кремы), но также и в виде пероральных и инъекционных форм. Местные препараты для лечения акне применяются чаще, поскольку при достаточной эффективности они не оказывают особенного воздействия.

Однако среди потребителей лекарственных и косметических средств для лечения и коррекции угревой сыпи к помощи специалиста обращаются лишь 14,7 % опрошенных, остальные приобретают лекарственные препараты и косметику, прибегая к информационным источникам. В качестве основного источника информации отметим телевизионную рекламу и рекламу в прессе - 71,3 %, консультация провизора определяет покупку лишь в 43,7 %. Наиболее значимыми для покупателя, осуществляющего выбор лекарственных и косметических средств для лечения и коррекции акне, являются фирма-производитель, страна-производитель, цена.

Анализ ассортимента лечебной косметики и лекарственных препаратов для лечения акне в аптечных учреждениях показал, что реализацией лечебной косметики занимается 80 % аптек (в основном, негосударственной

формы собственности), и 98,7 % аптек реализуют лекарственные препараты, обладающие противоугревой активностью. Успешной реализации лекарственных препаратов и лечебной косметики, используемой для лечения и коррекции, способствует соседство аптеки с салоном красоты, косметическим кабинетом, поликлиникой, спортивным клубом. Отдел парафармацевтики выделен в отдельную структуру лишь в 44 % аптек. Это нередко объясняется отсутствием свободных площадей.

Результаты анкетирования работников аптек показали, что потребители чаще приобретают лечебную косметику в сравнении с лекарственными препаратами. Провизоры отмечают, что в последнее время увеличился спрос на средства, обладающие противоугревым действием. В ходе исследования отмечен высокий спрос на лечебную косметику компаний «Vishi», «KRKA», «La Roshe - Posey», «Ducray», также отмечается увеличение продаж лекарственных препаратов: скинорен-крем 20 %, дифферин 0,1 гель, радевит-мазь, базирон АС-гель 5 %, далацин-Т-гель. Самые высокие доли продаж от стоимостного объема наблюдаются у скинорен-крем 20 %, на втором месте по этому показателю - дифферин 0,1 гель, на третьем - радевит-мазь. По натуральному показателю в тройку лидеров вошли препараты ихтам-мола: ихтиоловая мазь 10 %, ихтиол-свечи и ихтиоловая мазь 20 %. Данные лекарственных препаратов отличает

Пятигорская государственная фармацевтическая академия

наименьшая стоимость. Ценовой диапазон лекарственных препаратов группы довольно широк: от и 5 руб. на одну упаковку (ихтиоловая мазь 10 %) до 2 300 руб. за раккутан-капсулы.

Иностранные лекарственные препараты данной группы имеют большую долю от стоимостного показателя реализации (и 73 %), а отечественные превалируют в натуральном выражении (более 62 %).

Проведенные исследования свидетельствуют о перспективе включения в ассортимент аптек не только лекарственных препаратов для лечения угревой сыпи, но и косметических средств аптечных марок французских компаний и дешевых косметических препаратов отечественных производителей.

Итак, акне можно победить с помощью грамотной схемы лечения, которую подберет врач-дерматолог. Однако процесс выздоровления требует терпения и тщательного выполнения врачебных назначений, но результат этого стоит.

Литература

1. ГущинаН.С., Корчева Т.А. // Человек и лекарство. 2005. Т. 13. № 7. С. 482-484.

2. Зябненкова О.В. // Новая аптека. Аптечный ассортимент. 2004. № 7. С. 18-19.

3. ШтабскаяМ. // Российские аптеки. 2003. № 3. С. 58-59.

2 июня 2006 г.

УДК 614.27:615.281:658.6 (470.630)

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ФТОРХИНОЛОНОВОГО РЯДА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

© 2006 г. С.А. Парфейников, И.Н. Андреева, Е.В. Челомбитько

The patients using antibacterial therapy represent socially unprotected layer of the population, and the most part of the highly effective medicines concerning to ftorhinolons by it is inaccessible. In the market cheaper have a favorable conjuncture generical ciproflocsacines.

На потребление лекарственных препаратов оказывают влияние различные факторы, прежде всего такие как возраст человека, уровень дохода, социальный статус, распространенность заболеваний и отнесение назначаемого препарата к соответствующим регламентирующим перечням и спискам и прочее [1].

Поэтому представляет интерес изучение потребителей лекарственных средств как покупателей препаратов рецептурного отпуска - антимикробных средств фтор-хинолонового ряда.

В целях выявления особенностей потребителей фторхинолонов при различных заболеваниях нами были проведены медико-социологические исследования населения Ставропольского края, обращавшегося за медицинской помощью в ЛПУ

В задачи данного исследования входило:

- изучение структуры заболеваемости населения края;

- изучение доходов и распределение потребительского бюджета потенциальных потребителей изучаемой группы ЛС;

- изучение контингента потребителей, которые принимают данные ЛС.

В качестве методов исследования были выбраны методы системного, регионального, стратегического анализов. Социологические исследования проводили методом очного анкетирования в ЛПУ Ставропольского края (выборка составила 220 анкет).

Изучение структуры заболеваемости населения Ставропольского края проведено на основании данных статистической отчетности МЗ Ставропольского края с целью выявления наиболее распространенного класса болезней, связанных с бактериальными инфекциями; анализируемый период относится к 1991-2005 гг. (табл. 1).

Как следует из данных, представленных в табл. 1, наиболее распространенным классом болезней среди населения Ставропольского края, причиной которых являются бактериальные инфекции, является патология органов дыхания, при этом наибольшие потери трудового потенциала также наблюдаются от болезней этих органов (пневмония, бронхит).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.