Научная статья на тему 'Анализ ассортимента функциональных продуктов питания'

Анализ ассортимента функциональных продуктов питания Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
816
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
HEALTHY DIET / FUNCTIONAL FOOD / MARKET / MANUFACTURE / THE PRODUCT CATEGORY "FRESH" / ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / РЫНОК / ПРОДУКТЫ КАТЕГОРИИ "ФРЕШ"

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Гайсина Д.А.

В статье рассмотрены проблемы формирования сегмента функциональных товаров категории «Фреш». Проведен анализ рынка, ассортимента функциональных продуктов. Представлены результаты опроса о потреблении функциональных продуктов.The article looks at problems of healthy diet, Russian market behavior, manufacture and consumption of functional food. It shows a positive and wholesome effect that functional food has on the human organism. The article puts forward means of expanding the range of functional food. It gives the results of the functional food consumption survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ ассортимента функциональных продуктов питания»

УДК 339.13.017

Сельскохозяйственные науки

Гайсина Д. А., канд. биол. наук, доцент кафедры специальной химической технологии, ФГБОУ ВО « Уфимский государственный нефтяной технический

университет» г. Уфа

АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ

ПИТАНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы формирования сегмента функциональных товаров категории «Фреш». Проведен анализ рынка, ассортимента функциональных продуктов. Представлены результаты опроса о потреблении функциональных продуктов.

Ключевые слова: правильное питание, функциональные продукты, потребление, рынок, продукты категории «Фреш».

Abstract: The article looks at problems of healthy diet, Russian market behavior, manufacture and consumption of functional food. It shows a positive and wholesome effect that functional food has on the human organism. The article puts forward means of expanding the range of functional food. It gives the results of the functional food consumption survey.

Keywords: healthy diet, functional food, market, manufacture, the product category «Fresh».

Здоровое и правильное питание нынче в моде. Население все больше внимание уделяет здоровому образу жизни. В моду входит полезная, питательная, вкусная еда. В прошлое уходят голодные диеты и подсчет калорий. От здоровья граждан и от отношения наших граждан к своему здоровью зависит успешность государства.

Под пристальным вниманием прессы, ученых, практиков вопросы

улучшения качества, совершенствования ассортимента продукции, с учётом вкусов потребителя, возможностями современных производственных мощностей и технологий пищевой индустрии. В связи с высокой осведомленностью потребителей, благодаря прессе, телевидению и Интернету, требования в рынку потребительских товаров растет, более внимательное отношение к выбору продуктовой корзины.

В условиях жесткой конкуренции производителей, борьба за покупателя, торговыми сетями уделяется особое внимание проблеме обеспечения населения безопасными продуктами [3]. Торговые сети все больше упор делают на местных производителей и тщательно следят за свежестью продуктов. На прилавках, все чаще можно встретить товары с категорией «Фреш».

В 2008 году Великобритании агентство по пищевым стандартам разработало «Критерии по использованию терминов «fresh», «pure», «organic». Согласно стандарту, к этой категории можно относить: товары, к которым не применялись методы консервирования (замораживание, сушка, консервирование сахаром или солью, копчения, маринования); товары, которые хранились охлажденными, а также с маркировкой других атмосферных показателей. В перечень таких продуктов входят: фрукты и овощи; мясо и рыба; свежевыжатый сок; молоко пастеризованное; свежие макаронные изделия; хлеб, который был испечён в магазине (не из замороженных полуфабрикатов). В стандарте на критерии использования термина «fresh» встречаются отдельные пояснения относительно других продуктов, а именно: допускается использование маркировки «замороженный из свежих», «изготовлен из свежих ингредиентов», «из свежих», при этом продукт не должен содержать в своём составе одновременно со свежими томатами их консервированный эквивалент, то есть томатную пасту, в случае пастеризации свежевыжатого сока при маркировке указывается «свежевыжатый пастеризованный сок» [1; 3; 5].

Изучение проблемы формирования сегмента товаров категории «Фреш» является одним из направлений развития рынка пищевых продуктов Западной

Европы и Америки. В России становится заметный рост интереса ритейлеров к этой категории продуктов «Фреш». В перспективе тенденция здорового питания лишь усилится. Изменения в продуктовых предпочтениях диктуются не только потребителями, но и государством.

Основными направлениями развития пищевой промышленности и общественного питания являются:

- обеспечение продовольственной безопасности населения РФ;

- повышение конкурентоспособности отечественной пищевой промышленности;

- профилактика заболеваний желудочно-кишечного тракта и обмена веществ, которые связаны с неправильным питанием детей и взрослых;

- внедрение функциональных продуктов питания отечественного производства;

- повышение культуры населения в области правильного и здорового питания.

Внедрение товаров категории «Фреш» актуально и для нашего региона.

Объектом нашего исследования - российская торговая сеть продовольственных магазинов «Пятёрочка», формат магазина «у дома», находящаяся в управлении компании X5 Retail Group. Торговая сеть «Пятерочка» в республики Башкортостан занимает 50% торгового рынка республики

Изучая ассортимент торговой сети «Пятерочка» можем отметить, что на категорию «Фреш» приходит 25 % от всего представленного ассортимента. При чем требование покупателей к категории «Фреш» отечественных производителей с каждым днем растет. Ритейлерам для повышения своей конкурентоспособности необходимо идти на сотрудничество с местными производителями. У покупателей большой спрос на ассортимент местных производителей.

Например, в торговой сети «Пятерочка» в Свердловской области,

категория «Фреш» занимает 64%, в республике Татарстан- 78%, а в Республики Башкортостан - 52%. Продукция местных производителей в республике Татарстан более 63%, в Свердловской области более 38%, в Республики Башкортостан - менее 35%.

Ассортимент функциональных продуктов в республики Башкортостан достаточный. Среди покупателей торговой сети «Пятерочка» функциональные продукты востребованы.

Товарный ассортимент функциональных продуктов питания в торговой сети «Пятерочка» представлен несколькими товарными группами: молочные и кисломолочные продукты (йогурты, кефиры, напитки на сыворотке, творожки, молоко) — более 50 % представленного в торговых сетях ассортимента; хлеб и хлебобулочные изделия - 15 % от представленного ассортимента; каши - 37 %, безалкогольные напитки — 15%; соки — 35%, сухие завтраки, хлопья, мюсли (ассортимент нестабилен, что затрудняет определение доли ФПП в этой группе) [2].

Периодически появляются в торговых сетях макаронные изделия, печенье, яйца. Функциональными могут быть не только обогащенные продукты, но и любые натуральные продукты, полезные для здоровья, например, морковь, капуста, лук, петрушка, яблоки и многое другое.

Изучая упаковку функциональных продуктов питания местных производителей, можем отметить что 3 продукта из 10 имеют маркировку с указанием функциональности. Т.е. на упаковке нет данных о «биологически активных компонентов», таких как молочнокислые бактерии, пробиотики, витамины, антиоксиданты, незаменимые аминокислоты, биофлавоноиды, пептиды, белки, холины, гликозиды, также нет рекомендаций для профилактического и лечебного употребления. В связи с мало информативностью упаковки объясняется пассивный спрос покупателя к товару.

Спрос покупателей во многом зависит от моды, уровня образования, уровня культуры, традиций, коммуникационного воздействия. Для

формирования и продвижения на потребительском рынке функциональных продуктов особый упор следует уделять маркетинговым коммуникациям. Нет рекламы на функциональные продукты питания отечественного или местного производителя.

В категорию продуктов «Фреш» входят свежие и натуральные овощи и фрукты, фермерская молочная продукция, фермерские колбасные изделия, мясо местных производителей. Также к категории «Фреш» отнесем био- и экопродукты, молочные изделия предназначенные для детского питания

В связи с актуальностью данной тематики было проведено анкетирование жителей города Уфы. Мы провели маркетинговые исследования на базе 3 магазинов «Пятерочка», расположенных в центре города. Анкеты было ориентирована на категорию товаров «Фреш». Респондентам были предложены вопросы, на которые необходимо было выбрать ответ, наиболее соответствующий их мнению. Всего опросили 500 респондентов в возрасте от 18 до 70 лет. Экспертами выступали представители различных групп населения, разным уровнем жизни, неодинаковыми социальными положениями [1].

другое

учреждений служащие ели

15% 8% 13%

Рисунок.1. Распределение респондентов по виду деятельности.

Из рисунка видно, что что распределение респондентов по виду деятельности пропорциональное. В основном люди с высшим и среднем

образованием. По половому признаку соотношение распределилось следующим образом: 387 женщин (77,4%) и мужчин 113 (22,6%).

На вопрос: «Вы слышали о категории товаров «Фреш?». 57 % респондентов ответили положительно, 32 % - отрицательно. 11% опрошенных воздержались от ответа.

В основном продукты категории «Фреш» потребители покупают в «Фермерских лавках», «Фреш маркетах» и специализированных магазинах.

78% опрошенных постоянно покупают продукты категории «Фреш», к сожалению 22% - населения предпочитают фаст фуды.

Какие продукты категории «Фреш» вы приобретаете в магазинах «Пятерочка»? 55% респондентов покупают молочную продукцию: молоко, творог, сметана, сыр. 25% - приобретают овощи и фрукты. 7% - приобретают мясную продукцию. Хлебобулочные изделия приобретают - 15% респондентов, так как функциональные хлебобулочные изделия представлены в малом ассортименте [1].

Положительными сторонами продуктов категории «Фреш» потребители отмечают: «фермерские продукты», «экологические продукты», «свежие продукты», категория продуктов с малым сроком хранения, без консервантов, «натуральные продукты», «качественные продукты», продукты местных производителей, продукты без дополнительной обработки.

В продуктах категории «Фреш» минимальное содержание вредных веществ, ГМО, чем в обычных «стандартных» продуктах.

Перспективами дальнейших исследований являются проблемы инновационного развития современного рынка продовольствия в значительной степени связаны с недостаточным развитием маркетинга в инновационных промышленных предприятиях и в сфере торговли и услуг. Несмотря на высокий уровень степени риска выведения на рынок именно инновационных продуктов, практический опыт говорит о целесообразности развития сегмента продуктов категории «Фреш», ибо эти продукты приобретают всё большую популярность у населения.

Библиографический список:

1. Гайсина Д.А., Дубинина Э.В., Хунафина Е.А. Исследование рынка функциональных продуктов // Развитие регионов и предприятий в условиях глобализации: сборник трудов. - Уфа: УИ (ф) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. С. 51-56.

2. Закирова З.Р., Гайсина Д.А. Исследование влияния Rhaponticum carthamoides I. Willd на культуральную жидкость Medusomyces gisevii J. Lindau. Приоритеты и научное обеспечение реализации государственной политики здорового питания в России: [Электронный ресурс] - Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции 15 ноября-15 декабря 2017 г. Орел: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2017 г. С. 99-102.

3. Закирова З.Р., Гильмутдинова Р.А., Дубинина Э.В., Гайсина Д.А. Сенсорная оценка качества молочных товаров. Сборник научных трудов международной заочной научно-практической конференции. Наука сегодня: теория и практика УГУЭС. 2015. С. 45-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.