Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА КАК ПЛОЩАДКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ И ТУРЕЦКОЙ ЭЛИТ'

АНАЛИЗ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА КАК ПЛОЩАДКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ И ТУРЕЦКОЙ ЭЛИТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2382
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГОРНО-КАРАБАХСКАЯ РЕСПУБЛИКА / РОССИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ТУРЦИЯ / АРМЕНИЯ / МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / МИРОТВОРЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорян Давид Кромвелович

В связи с наличием широкого этнического состава на постсоветском пространстве периодически возникают этнополитические конфликты. Одним из затяжных этнополитических конфликтов является армяно-азербайджанский конфликт, который обостряет политическую обстановку в Южном Кавказе. В 2020 году произошла эскалация конфликта на территории Нагорного Карабаха, с новой силой вспыхнули противоречия между Нагорно-Карабахской республикой и Азербайджаном. Основными субъектами урегулирования конфликта стали Россия и Турция. Для России и Турции контроль политической ситуации на Южном Кавказе является необходимым условием влияния в Южном Кавказе. Также межэтнические конфликты, происходящие на территории Южного Кавказа, обуславливают российско-турецкое взаимодействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ARMENIAN-AZERBAIJANI CONFLICT AS A PLATFORM FOR CONFRONTATION BETWEEN THE RUSSIAN AND TURKISH ELITES

Due to the presence of a wide ethnic composition in the post-Soviet space, ethnopolitical conflicts periodically arise. One of the protracted ethno-political conflicts is the Armenian-Azerbaijani conflict, which aggravates the political situation in the South Caucasus. In 2020, the conflict in the territory of Nagorno-Karabakh escalated, and the contradictions between the Nagorno-Karabakh Republic and Azerbaijan flared up with a new force. The main subjects of the conflict settlement were Russia and Turkey. For Russia and Turkey, control of the political situation in the South Caucasus is a necessary condition for influence in the South Caucasus. Interethnic conflicts occurring in the South Caucasus also determine Russian-Turkish cooperation.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА КАК ПЛОЩАДКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ И ТУРЕЦКОЙ ЭЛИТ»

УДК 327.56 DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-2-178-183

АНАЛИЗ АРМЯНО-АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО КОНФЛИКТА КАК ПЛОЩАДКИ ПРОТИВОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ И ТУРЕЦКОЙ ЭЛИТ

Григорян кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики,

Давид Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии

Кромвелович народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]; старший преподаватель кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности, Ростовский юридический институт МВД России (344015, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Ерёменко, 83]. E-mail: davo-davo23@mail.ru

Аннотация

В связи с наличием широкого этнического состава на постсоветском пространстве периодически возникают этнополитические конфликты. Одним из затяжных этнополитических конфликтов является армяно-азербайджанский конфликт, который обостряет политическую обстановку в Южном Кавказе. В 2020 году произошла эскалация конфликта на территории Нагорного Карабаха, с новой силой вспыхнули противоречия между Нагорно-Карабахской республикой и Азербайджаном. Основными субъектами урегулирования конфликта стали Россия и Турция. Для России и Турции контроль политической ситуации на Южном Кавказе является необходимым условием влияния в Южном Кавказе. Также межэтнические конфликты, происходящие на территории Южного Кавказа, обуславливают российско-турецкое взаимодействие.

Ключевые слова: Нагорно-Карабахская республика, Россия, Азербайджан, Турция, Армения, мирное урегулирование, этнополитический конфликт, межэтническое противостояние, миротворцы.

История вопроса

Армяно-Азербайджанский конфликт имеет давнюю историю. В ходе русско-персидской войны 1804-1813 гг., Российской империей была присоединена современная территория Нагорного Карабаха. В 1805 г. Россия и Персия заключили Кюрекчайский договор, по которому Карабахское ханство вошло в состав Российской империи. В 1813 г. по Гюлистанскому мирному договору Персия полностью признала вхождение Карабахского ханства в состав Российской империи. Карабахское ханство было преобразовано в Карабахскую провинцию. На момент присоединения Карабахского ханства этнический состав территории по данным описания, которое было составлено по распоряжению главнокомандующего русской армией на Кавказе А.П. Ермоловым, составляло 20 095 семей, из которых 15 729 семей по этнической принадлежности были азербайджанцами, 4 366 семей принадлежали к армянской этнической группе. Поначалу в Карабахе преобладало азербайджанское население, которое относилось к исламской конфессиональной группе [1, с. 148]. На территорию Карабаха из Ирана и Турции активно начали эмигрировать армяне, так как по социокультурным признакам русское население было ближе армянам, чем народы, исповедующие ислам. В свою очередь часть местного мусульманского населения Карабахской провинции эмигрировало в Персию.

В 1840 г. территория Нагорного Карабаха вошла в состав Шушинского уезда Каспийской области, затем в 1846 г. стал частью Шемаханской губернии, которая с 1868 г. была переименована в Елизаветпольскую губернию.

Территория Нагорного Карабаха долгое время являлась камнем преткновения в армяно-азербайджанских отношениях. Оба народа претендовали на данную территорию. Начало XX века ознаменовалось вспышкой межэтнических конфликтов в Российской империи, межэтнические противоречия проявились в армяно-азербайджанских отношениях.

В советский период ситуация в Нагорном Карабахе была нестабильной, статус территории постоянно менялся. Так 4 июля 1921 г. состоялось заседание ЦК РКПБ (б], на котором было принято решение передать территорию Нагорного Карабаха Армении. Уже 5 июля 1921 г. был пересмотрен вопрос передачи Нагорного Карабаха Армении, данную территорию передали в управление Азербайджану [2, с. 227].

Политическая судьба Нагорного Карабаха складывалась непросто, с 1921 г. он входил в Азербайджанскую ССР, причем обладал широкой автономией. В 1923 г. Нагорный Карабах получил статус автономной области.

По сравнению с XIX веком этнический состав Нагорного Карабаха изменился. Теперь на данной территории преобладало армянское население, по результатам переписи населения 1926 г. армянское население составляло 94 %, по результатам советской переписи населения 1989 г. доля армянского населения составила 77 %. Численность армянского населения превосходила азербайджанское, и не раз Армянская ССР поднимала вопрос о признании армянской юрисдикции в Нагорном Карабахе, но в пользу Армянской ССР вопрос решен не был.

Преобладание в Азербайджанской ССР территории, преимущественно с армянской этнической группой, вызывало этнополитический процесс армян Нагорного Карабаха. В 1987 г. был инициирован сбор подписей по вопросу перехода Нагорного Карабаха под юрисдикцию Армении. По итогу было собрано 75 тыс. подписей, по вопросу вхождения Нагорного Карабаха в состав Армянской ССР1. Такое количество подписей говорит о том, что почти все население Нагорного Карабаха было согласно перейти под юрисдикцию Армянской ССР. В 1988 г. представители Нагорного Карабаха сделали обращение в Верховый совет СССР, с резолюцией о передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР, основываясь на собранных подписях. Данное обращение не получило положительного результата, так как было обусловлено рядом причин. В СССР началась перестройка, сложное экономическое положение, политический кризис, демократические политические процессы способствовали развитию национального самосознания и повышения уровня сепаратистских настроений среди национальных республик СССР. Московские власти не могли допустить развития сепаратистских настроений на Южном Кавказе, так как принятие резолюции Нагорного Карабах о присоединении к Армянской ССР, могло повлечь за собой аналогичные процессы в других национальных республиках, чего нельзя было допустить. В свою очередь новая попытка выхода Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР повлекла за собой недовольство азербайджанского правительства, и стало причиной повышения уровня межэтнического противостояния.

В июле 1988 г. армяне Нагорного Карабаха попытались реализовать свое право на самоопределение, 12 июля областной совет Нагорного Карабаха заявил о выходе из состава Азербайджанской ССР, 18 июля президиум Верховного Совета СССР принял постановление, в соответствии с которым переход Нагорно-Карабахской автономной области под юрисдикцию Армянской ССР был невозможен.

После очередного отказа ВС СССР на изменение политического статуса Нагорного Карабаха, между армянами и азербайджанцами начались военные столкновения, которые в итоге переросли в затяжной межэтнический конфликт. Такая ситуация потребовала вмешательства Москвы, в 1989 г. в Нагорно-Карабахской автономной области было введено прямое управление Москвой. Принятые меры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта не дали результатов. Уже 1 декабря 1989 г. советами Армянской ССР и НКАО было принято Постановление о переходе НКАО под юрисдикцию Армянской ССР. В январе 1990 г. ВС СССР признал данное Постановление незаконным, и несоответствующим Конституции СССР.

В 1990 г. между армянами и азербайджанцами началось вооруженное столкновение, сопровождающееся боями с применением артиллерии. Союзные власти были вынуждены объявить в НКАО чрезвычайное положение 15 января 1990 г. Для урегулирования конфликта союзные власти провели операцию «Кольцо» в апреле-мае 1991 г., целью которой было разоружение незаконных армянских формирований.

Демократизация политической системы СССР и дальнейший его распад, безусловно, оказали влияние на дальнейшую ситуацию в зоне конфликта. 30 августа 1991 г. Азербайджанская ССР приняла декларацию о восстановлении независимой Азербайджанской республики, Нагорный Карабах вошел в состав республики. 2 сентября 1991 г. областные советы Нагорно-Карабахского и Шаумяновского районов совместно объявили о создании Нагорно-Карабахской республики в составе СССР. Это событие стало главной причиной конфликта между Арменией и Азербайджаном в 1991 - 1994 гг. 10 декабря 1991 г. в Нагорном Карабахе был проведен референдум по вопросу приобретения Нагорным Карабахом политической самостоятельности, 90 % населения проголосовало за независимость. Но руководство СССР и мировое сообщество не признали итоги референдума.

1 История Нагорно-Карабахского конфликта - Биография и справки - ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/info/8979501 (Дата обращения: 13.05.2021)

В декабре 1991 г. ситуация в зоне конфликта ухудшилась, это было связано с распадом СССР и выводом советских внутренних войск из зоны конфликта. 6 января 1992 г. военные силы Нагорно-Карабахской республики приняли декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской республики». С 1991 г. по 1994 г. продолжались вооруженные столкновения между Азербайджаном и Арменией на территории Нагорного Карабаха, обе стороны понесли большие потери, тысячи мирных жителей вынуждены были покинуть свои дома.

Из-за обострения армяно-азербайджанского конфликта в целом политическая обстановка на Южном Кавказе была нестабильной, что вызывало опасение у приграничных государств. Попытки мирного урегулирования конфликта предпринимались с 1991 г., когда в 23 сентября в Железноводске лидеры Армении и Азербайджана сели за стол переговоров при посредничестве России и Казахстана. В 1992 г. была сформирована Минская группа ОБСЕ, в состав которой входили 12 стран, сопредседателями стали США, Россия и Франция. Данные мирные инициативы не поспособствовали разрешению противоречий в армяно-азербайджанском конфликте. Только в 1994 г. при посредничестве Киргизии и России, представители Нагорного Карабаха, Армении и Азербайджана подписали Бишкекский протокол о прекращении огня. 9 мая Россия подготовила соглашение о бессрочном прекращении огня. В течение трех дней его подписали лидеры трех конфликтующих сторон. Официально соглашение вступило в силу 12 мая 1994 г.

После 1994 г. не раз случались локальные столкновения между военными азербайджанской армии и военным НКР. Стороны взаимно друг друга обвиняли в нарушении перемирия, обострилась ситуация в 2016 г., когда произошло столкновение между военнослужащими Армении и НКР и военнослужащими Азербайджанской стороны. Россия снова включилась в процесс мирного урегулирования конфликта и 5 апреля 2016 г. на встрече, проходившей в Москве, между представителями Азербайджана, Армении и НКР были достигнуты договоренности о прекращении огня на приграничной зоне. После принятия договоренностей конфликт пошел на спад, взаимные обвинения в нарушении режима прекращения огня продолжались, но вооруженные столкновения межу военнослужащими Армении и НКР с военнослужащими Азербайджана носили точечный характер, и в целом обстановку в зоне конфликта в этот период можно назвать стабильной.

Столкновение позиций России и Турции в отношении конфликта в Нагорном Карабахе

В начале 1990-х гг. на фоне распада СССР Нагорно-Карабахская проблематика ушла из пристального внимания Кремля. В качестве основного направления либеральная Россия выбрала «дружбу» с Западом. К середине 1990-х гг. стало понятно, что на данном направлении Россия не достигнет поставленных результатов, и Россия снова активизировала свою деятельность на Южном Кавказе [3, с. 10]. Данный шаг был необходим, так как с ослаблением российских позиций на Южном Кавказе, свою деятельность активизировала Турецкая Республика, которая продвигала идею пантюркизма. На постсоветском пространстве образовались независимые тюркские государства: Азербайджан, Киргизстан, Туркменистан, Казахстан. Естественно, наибольший интерес для Турции представляет Азербайджан, так как это государство обладает большим запасом энергоресурсов [4, с. 82].

В начале армяно-азербайджанского конфликта Турецкая республика не выражала четкую позицию в отношении конфликта, и не предпринимала конкретных действий, так как опасалась ответной реакции со стороны СССР. После распада СССР Турция начала выстраивать партнерские отношения с Азербайджаном, и начала оказывать содействие в армяно-азербайджанском конфликте. Открыто Турция это делать не могла, так как эти действия могли повлечь за собой конфликт в российско-турецких отношениях, в которых главным вектором в этот период было энергетическое партнерства, которого Турция лишиться не могла [5, с. 193].

Во время президентства в Азербайджане Абульфаза Эльчибея в 1992 - 1993 гг., двусторонние отношения Турции и Азербайджана достигли наивысшего расцвета. А. Эльчибей придерживался пантюркистской политики, его политика привела к конфронтации с Россией. После возвращения к власти в Азербайджане Гейдара Алиева, политика Азербайджана стала умеренной в отношении России и Турции. Азербайджано-турецкое сотрудничество продолжалось, в отношении армяно-азербайджанского конфликта Турция по-прежнему придерживалась умеренной позиции [6, с. 53]. В 1993 г. Азербайджан попросил военной помощи у Турции, но Турция отказалась принимать прямое участие в Нагорном Карабахе. В феврале 1994 г.

президент Азербайджана в ходе визита в Анкару попросил у турецкого президента военных специалистов, для обучения азербайджанской армии, данная просьба была выполнена, но существенных результатов не принесла.

Новым периодом столкновения России и Турции на плацдарме Нагорного Карабаха стал 2020 год. Военные столкновения в Нагорном Карабахе начались 27 сентября 2020 г. В ходе этого столкновения Армения и Азербайджан бросают взаимные обвинения в развязывании боевых действий. Армения ввела военное положение и всеобщую мобилизацию, Азербайджан объявил о частичной мобилизации, и в некоторых местах было введено военное положение. Участие Москвы и Анкары в данном конфликте имеет разное проявление. Россия выступала в качестве миротворца и призывала обе стороны прекратить огонь и сесть за стол переговоров. 9 октября Российская сторона организовала площадку в Москве, где провели переговоры главы МИД Азербайджана и Армении, в ходе переговоров была достигнута договоренность прекратить огонь в Карабахе с полудня 10 октября, провести обмен пленными и телами погибших, а также дополнительно согласовать конкретные детали перемирия1. В этот же день стороны нарушили перемирие.

Турция в рамках армяно-азербайджанского противостояния поддерживает Азербайджан, выступая за территориальную целостность государства. Российские СМИ заявляют, что Турция оказывает военную помощь Азербайджану, и она участвовала в подготовке конфликта. «Комерсантъ» пишет, что сначала сентября увеличилось количество полетов военно-транспорт-ной авиации Турции в Азербайджан. Во время боевых действий военные турецкие советники оказывали содействие азербайджанцам, а также командующий сухопутными войсками Умит Дюндар и министр обороны Хулуси Акар прибыли в Баку. Во многих российских СМИ встречается информация о том, что Турция помогала переправлять в Нагорный Карабах сирийских наемников, которые выступали на стороне Азербайджана. Участие сирийских боевиков в Нагорном Карабахе подтвердил глава СВР Сергей Нарышкин2.

Армянское правительство попросило помощи у России, а именно заявило о необходимости введения Российских миротворцев в Нагорный Карабах, российская сторона в свою очередь, заявила о том, что она готова ввести миротворцев, если на это будут согласны и Армения, и Азербайджан.

Карабахская проблема обостряет российско-турецкое взаимодействие, стороны находятся в противоположных лагерях. Россия призывает стороны к мирному урегулированию конфликта, а Турция в свою очередь оказывает помощь Азербайджану для дальнейшей эскалации армяно-азербайджанского конфликта [7, с. 43]. В рамках данного противостояния, Турция стремится распространить свое влияние на Южном Кавказе, победа Азербайджана будет означать победу Турции над Россией в этом регионе. Российская Федерация не может допустить победы Азербайджана, так как Россия и Армения связаны союзническими отношениями. Азербайджан является торговым партнером для России, поэтому Россия старается лавировать между Арменией и Азербайджаном, чтобы не потерять торгового партнера, а также избежать конфликта со своим союзником. 7 ноября 2020 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в телефонном режиме обсудили ситуацию в Нагорном Карабахе. До этого президенты России и Турции также обсуждали ситуацию в Нагорном Карабахе по телефону, где Российский президент проинформировал турецкого президента Реджепа Эрдогана о проведении телефонных разговоров с лидерами Азербайджана и Армении, которые ориентированы на поиск вариантов урегулирования конфликта.

9 ноября 2020 г. президенты России, Азербайджана и премьер-министр Армении подписали соглашение о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. Обе стороны конфликта признали необходимость размещения в зоне конфликта Российских миротворцев.

10 ноября 2020 г. было подписано трехсторонне соглашение Президентом России, президентом Азербайджана и премьер-министром Армении о прекращении огня и всех военных действий в зоне конфликта. В соответствии с подписанным соглашением, российские миротворцы

1 Нарышкин рассказал об участии турецкой разведки в событиях в Карабахе Турции [Электронный ресурс:РИО Новости] Режим доступа: https://ria.ru/20201106/karabakh-1583330809.html (Дата обращения 07.11.2020 г.).

2 Принуждение к конфликтуИсточники "Ъ" рассказали, как Турция готовила почву для обострения в Нагорном Карабахе [Электронный ресурс: КоммерсантЪ] Режим доступа:

https://www.kommersant.rU/doc/4537733#id1962787 (Дата обращения 18.10.2020 г.).

должны присутствовать на территории Нагорного Карабаха в течение 5 лет, если Армения и Азербайджан по истечению 5-ти летнего срока не решат отменить соглашение, то автоматически срок пребывание российского миротворческого контингента продлевается еще на 5 лет.

30 января 2021 г. начал работу Совместный российско-турецкий центр по контролю за прекращением огня и всех военных действий в зоне конфликта в Нагорном Карабахе, который располагается на территории Азербайджана.

В контексте нагорно-карабахской проблематики взаимодействие России и Турции осложнено, в данный момент Россия обладает большим влиянием, в отличие от Турецкой республики, и несмотря на заявления Азербайджана о том, что Турция для него является стратегическим партнером, в зону конфликта турецкие военные не имеют доступа. Это факт говорит об успехе Российской дипломатии на Южном Кавказе, и о преимуществе над Турцией. Турецкая республика в свою очередь не упускает возможности быть причастной к процессу мирного урегулирования, и старается держать на контроле ситуацию вокруг Нагорного Карабаха через российско-турецкий центр [8, с. 27].

Основные выводы

Проанализировав историю армяно-азербайджанского конфликта и процесс его мирного урегулирования можно определить дальнейшие тенденции развития взаимодействия Азербайджана и Армении, а также развитие российско-турецких отношений в области данной проблематики.

По итогу конфликта Азербайджанская сторона оказалась в более выгодном положении, она смогла получить часть территории Нагорного Карабаха. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявляет, что конфликт урегулирован, и причин для его новой эскалации нет. В целом перемирие шаткое, так как Армянскую сторону итоги соглашения не удовлетворяют. На сегодняшний день Армения не смогла выстоять в данном противостоянии, и ей пришлось принять условия соглашения. Официальная позиция Армении сводится к принятию соглашения, но в связи с длительностью конфликта, есть вероятность, что Армения заняла выжидательную позицию, и сейчас нужно время для аккумулирования сил, чтобы в будущем присоединить территории, которые были в составе НКО и восстановить свои позиции на Южном Кавказе.

В рамках Нагорно-Карабахской проблематики, Россия и Турция стараются повысить собственный статус на Южном Кавказе. Пока Россия на данном направлении имеет больше успехов, чем Турецкая республика. Турция будет продолжать поддерживать Азербайджан, чтобы не потерять влияния в регионе. Россия в свою очередь лавирует между Азербайджаном и Арменией, но при возникновении военного столкновения приоритетом российской стороны будет роль посредника. Россия и Армения являются членами ОДКБ, и по уставу, данной организации, если одна из стран участниц договора коллективной безопасности, вступает в боевой конфликт, то остальные страны, участники договора коллективной безопасности, как страны союзники, должны будут принять участие в защите национальной безопасности страны подвергшейся агрессии. И в случае прямого ввода войск Турции на территорию Армении, может возникнуть прямое военное столкновение России и Турции.

И для Турции, и для России Южный Кавказ является сферой интересов, на сегодняшний день прямое столкновение России и Турции в данном регионе маловероятно, но столкновение возможно через участие в конфликтах региона Южного Кавказа.

Литература

1. Ибрагимов А.Г. Нагорно-Карабахский конфликт: предыстория, развитие, последствия // Постсоветские исследования. Т 1. № 2. 2018. С. 147 - 154.

2. Акопян А.А. Нагорно-Карабахский конфликт: причины и предпосылки «реанимации» конфликта // В сборнике: IX Южно-Российский политологический конвент «Лидеры, группы, массы: российская полития и вызовы современности». Материалы Всероссийской конференции с международным участием. 2019. С. 226 - 228.

3. Сулейманов Э., Эвоян Л. Две позиции в Нагорно-Карабахской войне: Россия и Турция (1990 - 1994 гг.) // Центральная Азия и Кавказ. 2012. Т. 15. № 4. С. 7 - 24.

4. Омаров В.А.О., Гусейнов С.Я.О. Межгосударственные отношения на Южном Кавказе // Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 81 - 84.

5. Мамедов З.В. Армяно-азербайджанские отношения и нагорно-карабахский конфликт (к истории вопроса) // Вестник ВЭГУ. 2014. № 1 (69). С. 191 - 194.

6. Ароян А.С., Григорян Д.К., Веренич И.Г., Соколов Н.Н. Межэтнические конфликты и региональные

политические элиты // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 4 (95]. С. 50 - 55.

7. Гаспарян М.Л. Геополитическая составляющая Нагорно-Карабахского конфликта // Закон и власть. 2020. № 1. С. 41 - 45.

8. Григорян Д.К., Ароян А.С., Веренич И.Г. Роль политических элит в гармонизации межнациональных

отношений // Философия права. 2018. № 2 (85]. С. 25 - 29.

Grigoryan David Kromvelovich, Candidate of Political Sciences, Associate Professor at the Department of Politology and Ethno Policy, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation);

Senior Lecturer of the Department of Criminalistics and Operational-Search Activity, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (83, Eremenko St., Rostov-on-Don, 344015, Russian Federation). E-mail: davo-davo23@mail.ru

ANALYSIS OF THE ARMENIAN-AZERBAIJANI CONFLICT AS A PLATFORM FOR CONFRONTATION BETWEEN THE RUSSIAN AND TURKISH ELITES

Abstract

Due to the presence of a wide ethnic composition in the post-Soviet space, ethnopolitical conflicts periodically arise. One of the protracted ethno-political conflicts is the Armenian-Azerbaijani conflict, which aggravates the political situation in the South Caucasus. In 2020, the conflict in the territory of Nagorno-Karabakh escalated, and the contradictions between the Nagorno-Karabakh Republic and Azerbaijan flared up with a new force. The main subjects of the conflict settlement were Russia and Turkey. For Russia and Turkey, control of the political situation in the South Caucasus is a necessary condition for influence in the South Caucasus. Inter-ethnic conflicts occurring in the South Caucasus also determine Russian-Turkish cooperation. Keywords: Nagorno-Karabakh Republic, Russia, Azerbaijan, Turkey, Armenia, peaceful settlement, ethnopolitical conflict, interethnic confrontation, peacemakers.

References

1. Ibragimov A.G. Nagorno-Karabahskij konflikt: predystoriya, razvitie, posledstviya // Postsovetskie issle-dovaniya. T 1. № 2. 2018. P. 147 - 154.

2. Akopyan A.A. Nagorno-Karabahskij konflikt: prichiny i predposylki «reanimarii» konflikta // V sbornike:

IX YUzhno-Rossijskij politologicheskij konvent «Lidery, gruppy, massy: ros-sijskaya politiya i vyzovy sovremennosti». Materialy Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 2019. P. 226 - 228.

3. Sulejmanov E., Evoyan L. Dve pozicii v Nagorno-Karabahskoj vojne: Rossiya i Turciya (1990 - 1994 gg.) // Central'naya Aziya i Kavkaz. 2012. T. 15. № 4. P. 7 - 24.

4. Omarov V.A.O., Gusejnov S.YA.O. Mezhgosudarstvennye otnosheniya na YUzhnom Kavkaze // Nauchnyj vektor Balkan. 2019. T. 3. № 1 (3]. P. 81 - 84.

5. Mamedov Z.V. Armyano-azerbajdzhanskie otnosheniya i nagorno-karabahskij konflikt (k istorii voprosa) // Vestnik VEGU. 2014. № 1 (69]. P. 191 - 194.

6. Aroyan A.S., Grigoryan D.K., Verenich I.G., Sokolov N.N. Mezhetnicheskie konflikty i regional'nye politich-

eskie elity // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2018. № 4 (95]. P. 50 - 55.

7. Gasparyan M.L. Geopoliticheskaya sostavlyayushchaya Nagorno-Karabahskogo konflikta // Zakon i vlast'.

2020. № 1. P. 41 - 45.

8. Grigoryan D.K., Aroyan A.S., Verenich I.G. Rol' politicheskih elit v garmonizacii mezhnacional'nyh otnoshenij // Filosofiya prava. 2018. № 2 (85]. P. 25 - 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.