Научная статья на тему 'Анализ антикоррупционной деятельности в России и Германии'

Анализ антикоррупционной деятельности в России и Германии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
642
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ВЗЯТКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Болотина Е.И.

В данной статье рассмотрен опыт антикоррупционной деятельности России и Германии. Появление такого явления как коррупция анализируется как политическая проблема многих государств, имеющая исторические корни. Последовательно освещен опыт борьбы с коррупцией в России и Германии, исследуются способы и приемы противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ антикоррупционной деятельности в России и Германии»

АНАЛИЗ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ

© Болотина Е.И.*

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

В данной статье рассмотрен опыт антикоррупционной деятельности России и Германии. Появление такого явления как коррупция анализируется как политическая проблема многих государств, имеющая исторические корни. Последовательно освещен опыт борьбы с коррупцией в России и Германии, исследуются способы и приемы противодействия коррупции.

Ключевые слова коррупция, антикоррупционная деятельность, борьба с коррупцией, взятка законодательство.

Коррупция - явление социально-негативное, своими корнями оно уходит далеко в прошлое. В России первые меры по борьбе с коррупцией были приняты Иваном IV Грозным. Он ввел Судную Грамоту. Данный документ предусматривал наказание за получение взятки судебными чиновниками в виде смертной казни: «А учнут излюбленные судьи судите не прямо, по посулам, а доведут на них то, и излюбленных судей в том казните смертною казнью, а животы их велети имати да отдаваи тем людям, кто наних донесет» [8, с. 201]. В Соборном Уложении 1649 г. была введена уголовная ответственность за принятие вознаграждения должностными лицами судебных органов (ст. 5, 7).

Наместники назначались из Москвы. Так называемая система кормления по своей сути были вознаграждениями за прошлую военную службу. Наместники старались получить с населения в свою пользу как можно больше доходов. Произвол со стороны кормленщиков был довольно обычным делом. Государство стремилось ограничить произвол наместников, несколько ослабить их власть, поскольку население страдало от их поборов и жаловалось центральным властям. Однако установить действенный контроль над деятельностью кормленщиков не удалось, поскольку сама система кормлений создавала благоприятную почву для коррупции. В 1555 году система кормлений была официально отменена, на практике она в той или иной форме и продолжала существовать вплоть до XVIII века [8, с. 207].

В настоящее время, несмотря на все предпринятые меры со стороны государства, коррупция является следствием избыточного администрирования со стороны государства. Коррупция является препятствием в проведении социальных реформ и повышению эффективности национальной экономики. Это является причиной недоверия российского общества к государственным институтам.

* Магистрант кафедры Государственного права.

Россия является самой коррумпированной страной среди крупнейших и экономически влиятельных государств мира. Это видно из результата очередного исследования «Индекс восприятия коррупции» международной некоммерческой организации Transparency International за 2013 год. Россия в рейтинге находится на 127 месте. Эту строчку она делит с такими государствами как Азербайджан и Мали. Германия же находится в данном рейтинге на 12 месте, поэтому изучения опыта борьбы с коррупцией в сфере государственной службы в данном государстве столь актуально в настоящее время [7].

Меры противодействия коррупции, касающиеся всех видов ответственности физических и юридических лиц, а также полномочий всех органов государственной власти Российской Федерации и субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований подлежат урегулированию в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «О статусе судей в Российской Федерации», «О прокуратуре Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О воинской обязанности и военной службе», «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и в других законодательных актах.

В декабре 2008 г. Советом Федерации РФ одобрен Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»: «Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений» [1, с. 78].

Государственный гражданский служащий олицетворяет собой высокопрофессионального работника, высоконравственную личность, добросовестного работника, служащего, который осознает ответственность перед государством. Система мер противодействия коррупции строится на использовании, прежде всего, мер упреждения, направленных, в частности, на создание на государственной и муниципальной службе атмосферы «невыгодности» коррупционного поведения. Для этого реализуется ряд системных мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включает в себя, в частности: создание системы контроля деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества; сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих.

Несмотря на предпринятые меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики. К тому же коррупция создаёт негативный имидж России на международной арене.

В германском законодательстве германского нет четкого определения такого явления как коррупция. В Законе Германии от 13 августа 1997 года «По борьбе с коррупцией» содержатся в основном положения о внесении изменений в законодательные акты, а фактическое определение коррупции или взяточничества отсутствует. В России же с принятием ФЗ № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» существует четкое определение коррупции -злоупотребление служебным положением, дача или получение «взятки», злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо иное незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [1, с. 78]. В соответствии с положениями Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, в России и Германии создана специально структура по борьбе с коррупцией. Совет при Президенте по борьбе с коррупцией в России, а в Германии комитет из депутатов Бундестага. Участницы Конвенции для наиболее эффективной борьбы с коррупцией обязуются внести соответствующие изменения в нормы внутреннего права, регламентирующие: соучастие в коррупции, уголовную юрисдикцию по данным делам; ответственность юридических лиц, санкции и иные меры воздействия; защиту сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей. Контроль за выполнением положений Конвенции возложен на Группу государств против коррупции (ГРЕКО). Германия официально вступила в ГРЕКО 1 мая 1999 года, а Россия - 1 февраля 2007 года.

В России и Германии созданы специальные комиссии по борьбе с коррупцией: Межведомственная рабочая группа по борьбе с коррупцией в Германии и комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции в России. Так же в странах создаются специальные неправительственные общественные организации по борьбе с коррупционными правонарушениями. В России это: Общероссийская общественная организация «Комиссия по борьбе с коррупцией»; Межрегиональная общественная организация «Общественный Антикоррупционный Комитет». В Германии это: неправительственная организация «Борьба со взятками».

На законодательном уровне, как в России, так и в Германии установлен порядок декларирования доходов государственных служащих, правда в Германии эту процедуру должны проходить только канцлер, министры и депутаты Бундестага, к тому же они обязаны задекларировать перед выборами не только свои доходы, но и расходы. В России же существует проблема декларирования чиновниками своих расходов. До настоящего времени в декларациях учитываются лишь доходы государственных служащих [2, с. 24].

В России и Германии создана законодательная основа противодействия коррупции, созданы специальные органы, неправительственные общест-

венные организации. Коррупция пронизывает все сферы человеческой жизни, она стала привычным явлением. В связи с этим встает важный вопрос: как же можно заставить власть принимать эффективные меры по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована [3, с. 137]? К тому же большинство современных разработок по противодействию коррупции касается только отдельных направлений, здесь же нужен комплексный подход, следует думать об оздоровлении экономики в целом [4, с. 88].

Во внутреннем законодательства России и Германии существуют различия в подходах к формированию законодательной базы в борьбе с коррупцией. В частности администрация государственных органов Германии обязана лишь выявлять наиболее уязвимые в коррупционном плане должности государственной службы и принимать меры по предупреждению возможных правонарушений. В России же на законодательном уровне федеральным законом установлена обязательная антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов, и проектов нормативных актов [5, с. 29]. Экспертиза проводится прокуратурой, министерством юстиции, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления и др. Выносится требование прокурора об изменении нормативного правового акта или заключение, которое носит рекомендательный характер.

Таким образом, властные структуры предпринимаются попытки борьбы с коррупцией в сфере государственной службы. Важной целью как для России, так и для Германии является обеспечение реального общественного контроля за деятельностью государственных служащих всех уровней власти и управления, для профилактики, предупреждения, пресечения коррупционных правонарушений и устранения их последствий. Наиболее эффективными административно-правовыми средствами предупреждения коррупции в наших странах являются: определение сфер, наиболее подверженных угрозе коррупции; осуществление ротации управленческих кадров; создание вневедомственных подразделений внутреннего контроля деятельности управленческого персонала [6, с. 28].

Приоритетным направлением борьбы с коррупцией в нашей стране должно быть ее предупреждение, которое в современных условиях требует системного подхода, т.е. реализации комплекса мер политического, экономического, психологического, правового и организационного характера, направленных на устранение, минимизацию, нейтрализацию криминогенных факторов, порождающих это разрушительное и опасное явление.

Список литературы:

1. Акимова Н.В. Коррупция в России: история и современность / Н.В. Акимова // Юридический мир. - 2008. - № 12. - С. 78-80.

2. Новикова О.С. Сравнительный анализ законодательной базы по минимизации коррупции в Германии и России / О.С. Новикова // Безопасность бизнеса. - 2010. - № 2. - С. 22-25.

3. Бородаенко Н.В. Проблемы реализации антикоррупционного законодательства в сфере государственной власти / Н.В. Бородаенко // Научные ведомости. - 2009. - № 16 (71). - Вып. 10. - С. 137-140.

4. Сулакшин С.С. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике / С.С. Сулакшин // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 06.06.2007 г.). - М.: Научный эксперт. - 2008. - 304 с.

5. Казаченкова О.В. Административно-правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации / О.В. Казаченкова // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 9. - C. 29-38.

6. Сторчилова Н.В. Современное российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией / Н.В. Сторчилова // Российский следователь. - 2009. -№ 8. - С. 28-30.

7. «Индекс восприятия коррупции» международной некоммерческой организации Transparency International за 2013 год [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info (дата обращения: 11.05.2013).

8. Российское законодательство X-XX вв. / под общ. ред. А.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1985. - С. 200-215.

КОРРУПЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАВКАЗСКОГО ЧИНОВНИЧЕСТВА

НАЧАЛА XIX ВЕКА: ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ

© Чегарнова В.Н.*

Северо-Кавказский институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Пятигорск

В данной статье приведены примеры из жизни кавказского чиновничества начала XIX века, свидетельствующие о существовании коррупции во властных структурах региона. Интерес представляет рассмотрение противоправных действий руководителями региона и государства, хронология принятия решений, специфика совершаемых коррупционных действия.

Ключевые слова: государственная служба, коррупция, Кавказ, Грузия, чиновничество.

* Преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.