АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СЫРЬЕВЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛАКТОЗЫ _ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЛАКТОБИОНОВОЙ КИСЛОТЫ
Грицаева Марина Витальевна
кандидат техн. наук, ассистент Ставропольский государственный медицинский университет
г. Ставрополь
Серов Александр Владимирович
доктор техн. наук, профессор Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Храмцов Андрей Георгиевич
доктор техн. наук, профессор Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь ANALYSIS OF ALTERNATIVE RAW MATERIAL LACTOSE SOURCES FOR THE PRODUCTION OF LACTOBIONIC ACID
Gritsaeva Marina, Candidate of Technical Sciences, Assistant Stavropol State Medical University, Stavropol Serov Alexander, Doctor of Technical Sciences, Professor North-Caucasian Federal University, Stavropol Khramtsov Andrew, Doctor of Technical Sciences, Professor North-Caucasian Federal University, Stavropol
АННОТАЦИЯ
Проведен анализ альтернативных сырьевых источников лактозы для производства лактобионовой кислоты, в результате которого установлено, что молочная сыворотка и ее пермеаты в наибольшей степени отвечают требованиям к сырью для производства лактобионовой кислоты.
ABSTRACT
Проведен анализ альтернативных сырьевых источников лактозы для производства лактобионовой кислоты, в результате которого установлено, что молочная сыворотка и ее пермеаты в наибольшей степени отвечают требованиям к сырью для производства лактобионовой кислоты.
Ключевые слова: лактоза; лактобионовая кислота; молочная сыворотка.
Keywords: lactose; lactobionic acid; whey.
Перспективным направлением в области получения новых продуктов на основе лактозы является синтез ее производных. Особый интерес, благодаря своим уникальным свойствам, вызывает лактобионовая кислота, являющаяся продуктом окисления лактозы. В настоящее время эта кислота применяется в медицине, фармацевтике, косметологии и пищевой промышленности за рубежом [1, с. 11].
В процессе переработки молока на сливки, сметану, творог и творожные изделия, сыр, масло по традиционной технологии получают нормальные побочные продукты - обезжиренное молоко, пахту и молочную сыворотку [3].
Обезжиренное молоко и пахта являются белково-уг-леводным сырьём, т. к. содержат 50 % лактозы в сухом веществе, а молочная сыворотка - углеводным (70 % лактозы в сухом веществе). В связи, с чем молочную сыворотку, а также ее ультрафильтраты, относят к классификационной группе лактозосодержащего сырья (ЛСС).
Именно ЛЛС в наибольшей степени отвечает требованиям к сырью для производства лактобионовой кислоты, так как представляет собой уже готовые растворы лактозы, получаемые в молочной промышленности как побочные продукты производства и потому имеющие низкую стоимость. Компонентный состав ЛСС принципиально не отличается от растворов молочного сахара, но, как правило, характеризуется меньшим относительным содержанием в сухом веществе лактозы и большим - белковых и минеральных
веществ.
Лактозосодержащее сырье относят к возобновляемым ресурсам природного сырья, альтернативы которому в настоящее время не существует. На данный момент используется около 10% лактозы, имеющейся в ЛСС [4, с. 16].
Объем сыворотки составляет до 90% объемов перерабатываемого молока на молочно-жировые концентраты и ежегодно с ней уходит до 700 тыс. т лактозы. В молочную сыворотку переходит около 50% сухих веществ и 36% лактозы. Массовая доля лактозы в сыворотке (подсырной, творожной) в среднем составляет 3,5 - 4,5%.
Творожная сыворотка по своему составу несколько отличается от подсырной, в частности, по данным многих исследователей по содержанию лактозы она уступает ей, а также имеет более высокую кислотность. Но объемы творожной сыворотки значительны, а вопрос переработки до настоящего времени окончательно не решен [2, с. 216]. Однако экономическая ситуация и рынок часто толкают предприятия на поиски путей использования творожной сыворотки и производства перспективного и высокорентабельного продукта.
Таким образом, возможность получения лактобионовой кислоты путем окисления лактозы подсырной и творожной сыворотки реализует концепцию безот-ходности основного производства (изготовления сыра, творога, казеина), исключает или снижает загрязнение окружающей среды.
Список литературы:
1. Грицаева, М. В. Исследование химико-технологических закономерностей процесса окисления лактозы с целью разработки технологии лактобионовой кислоты: дисс. ... канд. технич. наук : 05.18.04, 05.18.07/ Грицаева Марина Витальевна. - Ставрополь, 2011. -154 с.
2. Лактоза и ее производные / Б. М. Синельников, А. Г. Храмцов, И. А. Евдокимов, С. А. Рябцева, А. В. Серов; науч. ред. акад. РАСХН А. Г. Храм-
цова. - СПб. : Профессия, 2007. - 768 с.
3. Храмцов, А. Г. Справочник технолога молочного производства. Т. 5. Продукты из обезжиренного молока, пахты и молочной сыворотки /
А. Г.Храмцов, С. В. Василисин. - СПб. : ГИОРД, 2004. - 567 с.
4. Шаркинас, А. М. Основные направления исследований пищевого института в области молочной промышленности // Материалы семинара БелНИКТИММП. - Минск, 2005. - С. 16 - 17.
К ВОПРОСУ ПЛАНИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ГОРОДСКОГО _ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
Давидич Наталья Васильевна
аспирант
Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А. Н. Бекетова
г. Харьков
THE ISSUE OF QUALITY URBAN PASSENGER TRANSPORTPLANNING
Natalia Davidich, Post-graduate student O. M. Beketov National University of Urban Economy in Kharkiv, Kharkiv АННОТАЦИЯ
На основе результатов опроса пассажиров о значимости критериев оценки качества работы городского пассажирского транспорта разработан комплексный показатель качества перевозочного процесса и модели изменения единичных показателей качества. ABSTRACT
It has been developed a comprehensive indicator of the transportation process quality and the model change of individual quality indicators on the base of the passengers' survey about the significance criteria for assessing the quality of the urban passenger transport.
Ключевые слова: пассажир, перевозки, качество, значимость, транспорт, технология, критерий, поездка, ожидание, пеший подход.
Keywords: passenger, transportation, quality, relevance, transportation, technology, test, visit, waiting, walking approach.
Основной задачей пассажирского транспорта является удовлетворение потребностей населения в перевозках с соблюдением необходимого качества [1]. Вследствие этого, повышение качества пассажирских перевозок в системе городского пассажирского транспорта является одним из важнейших направлений, поставленных перед потребностями общества в области транспорта [1, 2].
По данным ранее проведенных исследований важнейшим элементом оценки качества обслуживания является получение интегрированной величины коэффициента качества, который содержит в себе оценку по каждому фактору оценки качества [3]. Однако, ранее разработанные методы оценки качества перевозочного процесса не полностью учитывают субъективную оценку пассажирами условий обслуживания.
Исследование значимости для пассажиров критериев оценки качества работы городского пассажирского транспорта позволило выявить, что для пассажиров, в первую очередь, важно время движения, вторым по значимости является время ожидания транспортного средства, третьим - безопасность движения, четвертым - количество пересадок, пятым - время подхода к остановке.
Для расчета степени значимости для пассажиров определенных показателей использовались их суммы
рангов. Было сделано предположение, что максимальное значение коэффициента качества должно равняться единице. С учетом этого допущения был разработан метод определения комплексного показателя качества в проектах городского пассажирского транспорта, который базируется на субъективной оценке пассажиров и включает в себя определение единичных показателей качества: пешеходной составляющей передвижений, времени ожидания, времени поездки, динамического коэффициента использования вместимости при выполнении маршрутной поездки.
Оценка качества транспортного обслуживания должна базироваться на данных, которые определяются условиями перевозок пассажиров. Различные мероприятия по улучшению качества проектов городского пассажирского транспорта будут влиять на параметры перевозок пассажиров. Вследствие этого возникает необходимость в разработке моделей изменения параметров перевозок пассажиров, которые, в свою очередь, являются составной частью критериев качества городского пассажирского транспорта. Данными параметрами являются время простоя транспортных средств на остановочных пунктах и время их движения на перегонах.
Было выявлено, что изменение времени движения на перегоне маршрута с достаточной точностью