Научная статья на тему 'Анализ актуальных проблем дифференциальной диагностики и коррекции межзубного произношения'

Анализ актуальных проблем дифференциальной диагностики и коррекции межзубного произношения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1393
476
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ актуальных проблем дифференциальной диагностики и коррекции межзубного произношения»

водится на специальных коррекционных занятиях, где педагог уточняет и систематизирует речевой материал [5].

Анализируя различные источники, мы выделяем разнообразные методики работы для развития речевой моторики, но в одном все изученные методики сходятся: перед любой работой требуется диагностика, которая и будет в дальнейшем руководством для постановки работы.

Коррекционная работа основывается на различных речевых упражнениях, таких как: двигательные упражнения; музыкальноречевые; ритмические; интонационные; игры нормализуют психоэмоциональное состояние детей. Упражнения активизируют внимание, воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.

Таким образом, анализ специальной литературы по проблеме исследования развития речи в коррекционно-педагогической работе с умственно отсталыми детьми показал, что предпосылки к развитию речи создаются в процессе жизни ребенка в специальном дошкольном учреждении, в процессе всей целенаправленной коррекционно-педагогической работы.

Список литературы

1. Айзенберг Б. И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития / Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1992.

2. Волкова Л. Логопедия: учебник для вузов / под ред. Л. Волковой. - М.: Владос, 1999. - 547 с.

3. Екжанова Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.

4. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика / А. А. Катаева, Е. А. Стебелева. - М.: Владос, 2005. - 208 с.

5. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994. - 304 с.

6. Сакулина Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду / Н. П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

С. В. Алёкминская

Анализ актуальных проблем дифференциальной диагностики и коррекции межзубного произношения

В настоящее время увеличилось количество детей с речевыми нарушениями, которые имеют существенные отклонения в звукопроизношении. Одним из отклонений является межзубное произно-

39

шение разных звуков. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др.). Но тем не менее остро встает вопрос об обобщении теоретического и разработке практического материала, направленного на исправление межзубного произношения. Желательно, чтобы данные материалы были системными, описывающими и охватывающими весь коррекционный процесс. Это позволило бы логопеду дать возможность для быстрого и эффективного выбора методики для конкретного ребенка.

Несформированность правильных артикуляционных укладов проявляется в том, что язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена, воздушная струя рассеяна, в результате при произношении наблюдается «шепелявый» звук. В своих работах Г.В. Чиркина указывала на то, что различные искажения звуков, в том числе межзубное произношение, не оказывают влияния на усвоение детьми письменной речью, но иногда могут влиять на коммуникативные процессы. Процесс фонемообразования в таких случаях не задерживается. Несмотря на отклонения в формировании языковых средств письменная речь вследствие межзубного произношения не страдает.

Анализ логопедической литературы показал, что этиология межзубного произношения разнообразна, характерна для различных форм речевых расстройств и расценивается как один из стойких дефектов звукопроизношения. В связи с этим необходимо тщательное сопоставление особенностей строения артикуляционного аппарата, движений его артикуляционных органов. При функциональной дислалии отсутствуют недостатки в строении артикуляционного аппарата, двигательных функций артикуляционного аппарата и мимических мышц. При механической дислалии и ринолалии наблюдаются недостатки в строении артикуляционного аппарата. Однако при открытой органической ринолалии имеются дефекты в строении нёба в виде расщелин. При дизартрии отмечаются разнообразные нарушения движений мимических мышц и артикуляционного аппарата различной степени выраженности, что связано с поражением центральной нервной системы, но при этом отсутствуют недостатки в строении артикуляционного аппарата. Для алалии характерно поражение центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются двигательные функции артикуляционного аппарата, преимущественно в виде оральной апраксии, в то же время отсутствуют недостатки в строении артикуляционного аппарата и мимических мышц. В отличие от дизартрии при алалии отмечается небольшое количество искажений преимущественно сложных по артикуляции звуков, наряду с этим преобладают разнотипные нару-

40

шения звукопроизношения, преимущественно замены звуков, тогда как при дизартрии доминируют однотипные с большим количеством искажений сложных и простых по артикуляции звуков.

Аномалии в строении языка, губ, прикуса, зубного ряда, в строении неба характерны для механической дислалии. Подражание неправильной речи, аденоиды, ранняя потеря передних зубов приводят к функциональной дислалии. Наличие вредной привычки, такой как долгое сосание соски, пальца может стать причиной функциональной моторной дислалии. Чаще всего межзубный сигматизм наблюдается при дизартрии, связанной с парезами лицевого и подъязычного нервов.

Сбор анамнеза помогает узнать первопричину и источники нарушений, которые привели к слаборазвитым мышцам кончика и передней части языка, недифференцированности его движений, нечеткому артикулированию звуков, слабости воздушной струи.

По мнению Г.В. Чиркиной, логопедическое обследование проводится с позиции функционального подхода (т. е. оценивается артикуляция и восприятие) и с позиции фонетического подхода (оценивается их звучание). Межзубное произношение чаще всего встречается при произнесении свистящих и шипящих звуков (межзубный сигматизм), реже - в группе переднеязычных звуков т, д, н, л.

В процессе устранения межзубного звукопроизношения логопеды испытывают трудности на этапах постановки и автоматизации звуков, особенно при аномалиях зубочелюстной системы, при нёбо-глоточных дефектах.

В настоящее время отмечается активный рост инновационных технологий в логопедии, некоторые из них можно успешно использовать при коррекции межзубного произношения. Это миофункциональные трейнеры и вестибулярные пластинки, которые подходят для комплексной коррекции аномалий прикуса и речевого нарушения, в том числе межзубного произношения. Широко применяются новые авторские логопедические зонды («уточка», «рамка») на этапе постановки свистящих и шипящих звуков (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина).

Как здоровьесберегающие технологии в практической деятельности логопедов применяются артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедический массаж в целях выработки направленной воздушной струи, активизации и укрепления кончика и передней части мышц языка, для улучшения кровообращения в тканях, нормализации тонуса мышц, координации их движений, что благоприятно воздействует на нервную систему ребенка.

В ходе решения проблемы исправления межзубного произношения и формирования умений и навыков правильного артикулирования звуков в свободной речи ставятся основные

41

образовательные, коррекцинно-развививающие и воспитательные задачи. К образовательным задачам можно отнести следующие: научить узнавать и различать правильное и дефектное произношение звуков; научить принимать правильные артикуляционные позиции, необходимые для нормального воспроизведения звуков речи; к коррекционно-развивающим задачам: развивать мышцы кончика и передней части языка; вырабатывать направленную воздушную струю, идущую по середине языка; развивать фонематический слух, слуховую память и внимание; развивать самоконтроль; к воспитательным задачам: воспитать умение вслушиваться в речь логопеда; воспитывать стойкий интерес к звуковой стороне речи. Данные задачи решаются на всех этапах логопедической работы.

Постановка звуков идет традиционными в логопедии способами, описанными в специальной литературе с учетом формы речевых нарушений, которые определяют особенности коррекционной работы. Так, при дизартрии на этапе автоматизации поставленных звуков необходимо учитывать наименьшие энергетические затраты при переходе от одной артикулемы к другой и компенсаторные возможности ребенка. При ринолалии способы постановки и их последовательность развития целенаправленной воздушной струи зависят от степени активизации мягкого нёба и устранения нёбноглоточной недостаточности.

Для устранения речевых нарушений, особенно при коррекции межзубного звукопроизношения, требуется комплексный подход. Так, при дизартрии и алалии отмечается неврологическая симптоматика, механическая дислалия и ринолалия связаны с миофункциональными проблемами. Поэтому к коррекции межзубных нарушений произношения подключаются детский ортодонт, стоматолог, отоларинголог и невропатолог. Сегодня не все логопеды, приступая к работе, имеют заключения от ортодонта и хирурга-стоматолога, так как во многих районах нет данных специалистов.

Таким образом, причины межзубного произношения разнообразны, проявляется оно одинаково, но может являться самостоятельным искажением звукопроизношения или частью других, более сложных речевых расстройств. Знание симптоматики нарушений речи полезно как для дифференциальной диагностики, так и для решения вопросов прогноза эффективности устранения речевого дефекта с привлечением врачей-специалистов.

Итак, на сегодняшний день существует большое количество методов и способов коррекции межзубного произношения. Важно найти именно те, которые помогут данному ребенку и позволят получить наилучшего результата. Обобщение материалов диагностики и коррекции межзубного произношения показал ряд актуальных проблем.

42

Н. И. Алёшкин, Г. П. Цейтина

Развитие и коррекция навыков речевого общения и межличностного познания

с помощью компьютерных мультимедийных программ

Актуальность темы. Современные компьютерные мультимедийные программы широко используются для психологопедагогической диагностики и формирования речевых функций, изучения родного и иностранных языков, а также как инструмент арт-психотерапии. В то же время педагоги и психологи нуждаются в компьютерных мультимедийных программах, объединяющих функции плеера (просмотр видеофильмов), рекордера (запись голоса), тьютора (совершенствование произношения и расширения словарного запаса), программного модуля количественных диагностических показателей речевых функций, а также модуля, осуществляющего интеграцию программы с электронными словарями.

Разработка компьютерных мультимедийных программ с указанной функциональностью является актуальной и перспективной. При этом предпочтение следует отдать программам-оболочкам с гибкой настройкой опций и открытой архитектурой, когда пользователь может самостоятельно пополнять программу новыми фильмами (художественными, научными, документальными), укомплектованными субтитрами, без обращения за помощью к программисту.

Важно, чтобы компьютерная мультимедийная программа соответствовала современной научной модели реального речевого общения и межличностного познания. Такая структурно

функциональная модель основывается на положениях психолингвистики, психофизиологии, общей и социальной психологии и подразумевает:

- единство спонтанных (частично осознаваемых, регулируемых психофизиологическим принципом доминанты) и рефлексивных (осознаваемых, регулируемых социальными целями и логикой) психических механизмов при преобладании спонтанной активности в объеме и скорости переработки информации;

- неразрывность познавательных, эмоциональных и поведенческих, а также вербальных и невербальных компонентов, которые регулируются посредством саморегуляции на основе активной биосоциальной обратной связи;

- полисенсорность обработки информации (слуховой, зрительный, двигательный анализаторы) и многозадачность речевой активности (человек слушает, говорит, читает, пишет), в повседневном общении больший удельный вес приходится на первые две задачи.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.