Научная статья на тему 'АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Информационные системы / образовательные учреждения / методология / Information systems / educational institutions / methodology

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.А. Чуйкин, С.И. Сенашов

Изучаются разновидности методологи и методов по внедрению информационных систем для образовательных учреждений. Проводиться анализ различных аспектов методологий для выбора наилучших вариантов по внедрению информационной системы. Берутся во внимание как как положительные, так и отрицательные аспекты методологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CURRENT METHODOLOGIES FOR IMPLEMENTING INFORMATION SYSTEMS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Varieties of methodology and methods for the implementation of information systems for educational institutions are being studied. An analysis of various aspects of methodologies is carried out to select the best options for the implementation of an information system. Both positive and negative aspects of the methodologies are taken into account.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

УДК 004.02

АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ МЕТОДОЛОГИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

К. А. Чуйкин Научный руководитель - С. И. Сенашов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Kibaakaunizuka@gmail.com

Изучаются разновидности методологи и методов по внедрению информационных систем для образовательных учреждений. Проводиться анализ различных аспектов методологий для выбора наилучших вариантов по внедрению информационной системы. Берутся во внимание как как положительные, так и отрицательные аспекты методологий.

Ключевые слова: Информационные системы, образовательные учреждения, методология.

ANALYSIS OF CURRENT METHODOLOGIES FOR IMPLEMENTING INFORMATION SYSTEMS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS.

K.A. Chuikin Scientific Supervisor - S. I. Senashov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Kibaakaunizuka@gmail.com

Varieties of methodology and methods for the implementation of information systems for educational institutions are being studied. An analysis of various aspects of methodologies is carried out to select the best options for the implementation of an information system. Both positive and negative aspects of the methodologies are taken into account.

Keywords: Information systems, educational institutions, methodology.

Чем дальше человечество развивает свои технологии, тем больше мы зависим от них, но тем эффективнее можем извлекать пользу от собственного труда. Мир постоянно развивается все быстрее, поэтому количество технологий растет и понять какая их них лучше всего подходит для решения конкретно задачи, это дело не простое. Внимая тот факт, что для больших и средних организаций использую информационные системы или ИС, которые могут быть нацелены на выполнение самых разнообразных задач, в абсолютно разных сферах и направлениях.

В широком смысле информационная система есть совокупность технического, программн ого и организационного обеспечения, а также персонала, предназначенная для того, чтобы св оевременно обеспечивать надлежащих людей надлежащей информацией[1].

В настоящий момент ИС представляет собой комплекс инструментов позволяющие очень точно, грамотно и своевременно отлаживать большую систему в которой содержится огромное количество информации.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 2

Самой большой проблемой большинства организаций является подбор ИС - выбор метрологии по внедрению той или иной информационной системы. Есть специализированные ИС которые можно использовать в определенных сферах или типах организаций. Например, КИС - корпоративные информационные системы.

Для выбора методологии внедрения, требуется понимать особенности организации и выбрать тип ИС который будет использоваться.

Для образовательной организации требуется создать свою ИС. Можно использовать КИС, если стоит задача по введению очень большой и сложной системы, со сложными бизнес-процессами, однако такого не происходит, из-за чрезмерной сложности в управлении такой системы. Таким образом, тип и вид ИС может быть любой в зависимости от поставленной задачи.

Теперь следует перейти к следующему шагу выбора ИС, а именно выбрать методологию внедрения ИС в организацию. Иными словами, выбрать стратегию, по которой будет вводиться система.

Для начала требуется уяснить какие именно существуют на данный момент актуальные методологии, чтобы понять какие в перспективе подойдут лучше всего и почему. Разные методологии включают в себя различные методы по внедрению и разработки ИС. Методологии частично пересекаются в средствах и отчасти похожи друг на друга.

Актуальными на данный момент методологиями внедрения ИС являются:

• «Waterfall Model» (каскадная модель или «водопад»)

• «V-Model» унаследовала структуру «шаг за шагом» от каскадной модели

• «Incremental Model» (инкрементная модель)

• «RAD Model» (rapid application development model) илибыстраяразработка

• «AgileModel» (гибкая методология)

• «Iterative Model» (итеративная или итерационная модель)

• «Spiral Model» (спиральная модель)

Не все модели и методологии соответственно подходят для использования при внедрении ИС в образовательных учреждениях. К плохо подходящим методологиям можно отнести те, что содержат в себе жесткие элементы, привязанные к каким-либо факторам, по типу времени, стоимости. Некоторые факторы как время исполнения, хоть и являются важными для внедрения ИС в образовательные учреждения, но все же уступают другому фактору -гибкость в будущих доработках, т. к. в образовательных учреждениях часто меняются требования, к ИС, а также часто требуется сопровождение и доработки систему в будущем. Важно отметить, что денежный вопрос для абсолютно любой организации стоит остро, особенно что касается муниципальных организаций - образовательных учреждений. Стоит также обратить внимание, что бюджетирование у таких организаций не велико, однако гибкость все же более важнее чем бюджет, но если последнего не хватит, то никакая гибкость это не перекроет. Так что в этом нужно четко понимать свои денежные возможности и в зависимости от них балансировать в уровне гибкости, то есть на сколько шибкой будет система.

Если говорить более конкретнее, то к менее подходящим методологиям можно отнести: модель водопада не очень походит так как является хоть и самой простой и дешевой в реализации, однако, внести правки в любой момент будет невозможно. А если все же потребуется внести их, то цена будет большой и сделать это можно будет только после того когда завершится внедрение. Также по самой сути данная модель используется для небольших проектов[2].

V-Модель также не получиться использоваться для данной задачи. Такая модель требуется для бесперебойной работы системы и ее нужно долго и тщательно тестировать. Надежность в системе -- это конечно хорошо, но это единственный существенный плюс для данной задачи, но минусов больше. Также преимущество не самое нужное.

RAD модель тоже плохо подходит. В целом данная модель — это разновидность другой модели, а именно инкрементной. Однако именно из-за своей специфики плохо подходит. Т.к. для такой модели требуется высококвалифицированные сотрудники. А Бюджет проекта внедрения должен быть очень большим, что покрыть все расходы на инструменты и персонал для внедрения, но результат будет очень быстрым. Исходя из вышеперечисленных плюсов и минусов, становится понятно, что данная стратегия просто не выгодна[3].

Спиральная модель также похожа на инкрементную модель и опять же из-за своих особенности, а именно акцент в расчет рисков, мало подходит для данного проекта внедрения. Также данная методология похожа на гибкую. Данную модель часто применяют если невозможно использовать гибкую модель, а также хорошо подходит для средних и больших проектов.

Таким образом мы рассмотрели наименее подходящие методологии для внедрения. Теперь можно посмотреть на особенности оставшихся чтобы понять в чем же их преимущество и почему они более предпочтительнее для использования и внедрения ИС в образовательных учреждениях.

Как уже было много сказано о сходстве с данной моделью, но теперь начало время поговорить про нее - инкрементная модель. Она используется, когда основные требования к системе четко определены и понятны. В то же время некоторые детали могут дорабатываться с течением времени. Ее преимуществом является быстрая разработка и ввод в эксплуатацию.

Следующей подходящей моделью можно назвать гибкий метод. Данную модель часто используют для любых систем т.к. зачатую трудно сформулировать четкие требования т.к. мало кто понимает, что в конечном итоге хочет видеть, или тенденция к постоянным изменениям, диктуют требования к постоянно адаптации к изменяющимся условиям. В отличие от модели водопада, в гибкой модели для старта проекта достаточно лишь небольшого планирования. Стоимость внедрения невысока [4].

Последняя в списке - итеративная модель. Итерационная модель жизненного цикла не требует для начала полной спецификации требований. Вместо этого, создание начинается с реализации части функционала, становящейся базой для определения дальнейших требований этот процесс повторяется. Версия может быть неидеальна, главное, чтобы она работала. Понимая конечную цель. Так как после внедрения системы, как правило, наступает весьма долгий по положительности этап - работы по сопровождению. Именно данная модель, более подходящая для выполнения задач [5].

Таким образом, проанализировав все методологии и их методы, можно сделать вывод, что для каждого предприятия для каждой организации найдется своя методология, подходящая именно ей. Но для образовательных организаций были выявлены фавориты, которые более оптимально будут работать и больше выгоды можно будет получить от использования определенных методологий по внедрению информационных систем.

Библиографические ссылки

1. Информационная система. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/ruwiki/101791(дата обращения: 05.04.2022)

2. Антон Сурков. Как устроена каскадная модель управления проектами. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://kachestvo.pro/kachestvo-upravleniya/proektnoe-upravlenie/ kak-ustroena-kaskadnaya-model-upravleniya-proektami/ (дата обращения: 05.04.2022)

3. Методология RAD. [Электронный ресурс]. URL:http://citforum.ru/database/case/ glava1_3_2.shtml (дата обращения: 05.04.2022)

4. Карина Горбунова. Kanban/Agile/Scrum/Lean — гибкие методологии разработки. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/u/752307-karina-gorbunova/218436-kanban-agile-scrum-lean-gibkie-metodologii-razrabotki (дата обращения: 05.04.2022)

5. Стив Макконнелл. Влияние итеративных подходов на предварительные условия // -Русская Редакция, Питер, 2005. - С. 31. - 896 с. (дата обращения: 05.04.2022)

© Чуйкин К. А., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.