Научная статья на тему 'Анализ активных методов обучения в условиях реализации требований ФГОС нового поколения в системе'

Анализ активных методов обучения в условиях реализации требований ФГОС нового поколения в системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Гарбакова Зарина Султановна, Кaтиева Луиза

Активные методы обучения (АМО) это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Поэтому применение активных методов обучения в рамках реализации новых ФГОС стало актуальным для преподавателей различных вузов и сузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаргиева Зульфия Султангиреевна, Гарбакова Зарина Султановна, Кaтиева Луиза

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ активных методов обучения в условиях реализации требований ФГОС нового поколения в системе»

Саморегуляция и самодетерминация - перевод воспитательного процесса во внутренний мир обучаемого. Это то, что называется эмпатическим и помогающим обучением и предполагает овладение учениками известными алгоритмами психологической, интеллектуальной и ценностной мотивации, самокоррекции, самоанализа, самооценки и т. д., т. е. всего относящегося к самосозиданию, личностному творчеству. Естественно, главное здесь не столько что, т. е. содержание какой-либо учебной дисциплины, а как, т. е. передача технологии, умения, методов работы человека с собой ради того, что можно назвать общей эффективностью жизни. Основная задача гуманистической педагогики - пробуждать у человека тягу к самопознанию и критическому этическому исследованию, к самостоятельности. Ее цель воспитать не теоретика-гуманиста, а человека гуманного, открытого всему миру, всем не тоталитарным и не человеконенавистническим мировоззрениям, идеологиям и политическим учениям, способного сделать осмысленный, свободный и ответственный выбор в любой из областей культуры и социальной жизни.

Важным аргументом в пользу гуманистических инструментов воспитания и самовоспитания является их свобода от любой идеологической, конфессиональной и политической нагрузки. Свобода личности, свобода ее нравственного и всякого иного выбора остается за ней. Вместе с тем это не означает признание гуманистической педагогикой правомерности анархии или произвола.

Необходимо указывать на тот очевидный факт, что каждый из нас живет в обществе и обязан во имя сохранения его и своей собственной безопасности выполнять определенные гражданские и этические требования. Гуманистическая педагогика предлагает способы осмысленного, свободного и добровольного соблюдения этих юридических и моральных норм и тем самым помогает человеку быть достойным гражданином своей страны и обрести уважение в собственных глазах.

Литература

1. Куртц П. Запретный плод. М.: Гнозис, 1993. С. 160.

2. Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э., Душа человека. М., 1992. С. 174.

Анализ активных методов обучения в условиях реализации требований ФГОС

нового поколения в системе Фаргиева З. С.1, Гарбакова З. С.2, Катиева Л.3

'Фаргиева Зульфия Султангиреевна / Fargieva Zulfiya Sultangireevna — преподаватель; 2Гарбакова Зарина Султановна / Garbakova Zarina Sultanovna — преподаватель, кафедра математики и ИВТ, физико-математический факультет; 3Кaтиева Луиза /Каtieva Luiza - магистрант, технолого-педагогический факультет, Ингушский государственный университет, г. Магас

Аннотация: активные методы обучения (АМО) - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Поэтому применение активных методов обучения в рамках реализации новых ФГОС стало актуальным для преподавателей различных вузов и сузов. Ключевые слова: обучение, активные методы, студенты.

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира.

Происходящие в обществе социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии подготовки кадров в вуз [1].

Одну из основных целей профессионального образования, обеспечивающего его качество, можно определить как формирование профессиональной компетентности специалиста. Новые федеральные государственные образовательные стандарты разработаны в компетентностном подходе и позволяют развивать у студентов общие и профессиональные компетенции. А для этого необходимо изменить подходы к построению учебного процесса.

Реализации этих приоритетных требований способствуют педагогические инновации. Инновационная направленность деятельности преподавателей, включающая в себя создание, освоение

и использование педагогических нововведений, выступает средством обновления образовательной политики в системе СПО.

Изучая опыт использования в педагогической деятельности инновационных методов, можно выделить их преимущества: они помогают научить студентов активным способам получения новых знаний; дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности; создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться; стимулируют творческие способности студентов; помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни, формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию. В связи с чем, особый интерес вызывают активные методы обучения. Они способствуют: эффективному усвоению знаний; формируют навыки практических исследований, позволяют принимать профессиональные решения; решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска и навыков исследовательской деятельности; формируют ценностные ориентации личности; повышают познавательную активность; развивают творческие способности; создают дидактические и психологические условия, способствующие проявлению активности студентов.

Рассматривая ролевые игры («деловые», «сюжетно-ролевые») как активный метод обучения, надо отметить, что они помогают раскрыть поисковые возможности будущего специалиста. На практических занятиях студенты распределяют социально-статусные роли, получают навыки, приближенные к профессиональной деятельности.

Проведение на занятиях «мозгового штурма» предполагает организованное и целенаправленное генерирование возможных идей в результате творческого мышления группы студентов, что позволяет активизировать деятельность студентов. Используя такую организационную форму как учебное моделирование научного исследования, студенты применяют полученные ими ранее знания по методике сбора данных, осваивают исследовательские процедуры. При этом достигается важная цель: теоретические знания превращаются в своеобразный инструмент творческого осознания социальной действительности специалистом, и он получает навыки в использовании нового метода в профессиональной деятельности.

Метод проектов ставит в центр образовательного процесса практические вопросы овладения профессией и на этой базе стимулирует интерес к теории. Практика показывает, что студенты, разработавшие свой проект, готовы его отстаивать, аргументировать свою позицию, вести дискуссию с оппонентами - и в этих целях мотивированно осваивают теорию вопроса, хорошо удерживают материал в памяти даже годы спустя.

Этому же способствует и анализ конкретных ситуаций (case-study) - метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, характеризующийся следующими признаками: наличие конкретной ситуации; разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуации; публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуации с последующим оппонированием; подведение итогов и оценка результатов занятий. По мнению студентов, они ощущают себя на таких занятиях участниками процесса.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Процесс активного самоуправления обучения цикличен по своей сути и включает в себя следующие этапы:

1) освоение конкретного нового опыта;

2) рефлексия, в процессе которой осуществляется первичное осмысление нового опыта;

3) абстрактная концептуализация, в ходе которой происходит теоретическое осмысление и обоснование нового опыта, другими словами, оформление абстрактных концепций и обобщений;

4) активное экспериментирование для проверки теории и получения нового опыта. Т. е. возврат к началу цикла [2].

Так как педагог выступает не только носителем социокультурного опыта, который выражается в способности человека жить и действовать в определенных пространствах, но и организатором,

исследователем, конструктором, технологом, то структурной единицей и содержанием процессуального компонента выступает действие.

Сегодня происходит позитивное изменение отношения преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше инновационная деятельность сводилась, в основном, к использованию рекомендованных сверху нововведений, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.

Анализ инновационных процессов в системе профессионального образования является актуальным с позиции теории и практики профессиональной педагогики.

Инновационный процесс - это деятельность по созданию новых педагогических методов, их внедрению, использованию и распространению в практике обучения. Инновационная направленность подготовки современного специалиста на различных ступенях обучения в системе непрерывного образования опирается на принцип преемственности, системности, вариативности, саморазвития, диверсификации, гуманизации, последовательности и взаимосвязи (интеграции) образовательных программ. Инновационная система СПО предполагает реализацию условий:

- организационно-управленческих;

- планирование процессов организации, контроля и стимулирования;

- модернизационно-образовательных.

- формирование инновационной направленности учебных программ, преобразование материально-технической базы, повышения квалификации педагогических и инженерно-педагогических кадров;

- мотивационно-стимулирующих

- стимулирование преподавателей и инженерно-педагогических работников к инновационной деятельности с учетом процессов диверсификации.

Однако в современном российском образовании имеется ряд проблем, характерных и для среднего профессионального образования, которые отражены в национальной доктрине образования в РФ: недостаточное использование современных методов и технологий обучения; сокращение бюджетного и увеличение коммерческого приема студентов; сложности с трудоустройством выпускников [4. С. 90].

Особо следует отметить специфику организации целостного учебного процесса с учетом реальной базы инновационных средств в средних профессиональных учебных заведениях. Имеющаяся материально-техническая база не в состоянии обеспечить выполнение требований, изложенных в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2020 годы и в ФГОС СПО четвертого поколения, к содержанию образования. Компьютерные и программные средства обучения, являющиеся основой применения современных информационных технологий в образовательном процессе, уже давно требуют обновления, что невозможно осуществить без должного финансирования со стороны государства.

В такой ситуации при формировании инновационной направленности учебных программ, создании новых педагогических методов и приемов, их распространении в практике обучения неизменно возрастает роль отдельных преподавателей и всего педагогического коллектива Вуза. Важной проблемой также является отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и практической, поэтому содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг.

Таким образом, при внедрении в педагогическую деятельность АМО теоретического и практического характера преподаватель выступает в качестве автора, исследователя, разработчика, пользователя и пропагандиста новых педагогических идей, технологий, теорий, концепций и методик.

Каким станет процесс реализации стандартов нового поколения, покажет практика. Многое будет зависеть от педагогов-экспериментаторов, которым придется пересмотреть свою работу, освоить новые методы, обеспечивающие самостоятельную деятельность и социализацию учащихся.

Литература

1. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2009. С. 240.

2. Амельченко А. Ф. Модульные технологии в системе начального и среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие / А. Ф. Амельченко. Н. Новгород: ВГИПУ, 2008. С. 86.

3. Фаргиева З. С., Даурбекова А. М., Дзугаева М. Ю., Аушева М. А. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на примере ГБОУ гимназии «Марем» города Магас / Наука, техника и образование, 2016. № 4 (22). С. 89-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.