АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...
УДК 378.078
С. В. Мальцева
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года четко определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».
По мнению учёных, сочетание высокого уровня знаний, развития общеучебных умений и навыков, самостоятельность и ответственность являются основой успешности учебной деятельности школьника. Именно поэтому повышение успешности учебной деятельности является важной задачей современной педагогики.
Важнейшей особенностью обучения выступало получение конкретного результата, который помогал достигать успеха в трудовой, бытовой деятельности. Учебная деятельность - постоянное побуждение себя к обновлению, самоизменению, саморазвитию. Надо уметь оценивать себя нынешнего, представлять возможные преобразования в понимании чего-то, овладении новыми навыками, а затем последовательно добиваться запланированного более высокого уровня освоения культуры учебной деятельности. Таким образом, возникает необходимость создания в современной школе системы деятельности всех субъектов оптимально индивидуализированного образовательного процесса. Создаваемая система должна обеспечивать создание и поддержание условий успешности учебной деятельности в пространстве развивающей образовательной среды для каждого обучающегося в школе ребенка или подростка. В данном случае, учебный успех ученика будет пониматься не только как увеличение объема усвоенной учебной информации, а, прежде всего, как постоянный рост учебных возможностей каждого ученика. Очевидно, что такая позиция требует четкого определения параметров успешности учебной деятельности. Система оценки результативности обучения также должна учитывать не только накопление знаний, но и развитие других ресурсов познавательной деятельности ученика.
Основные понятия, используемые в выше обозначенном подходе, взяты из работ отечественных психологов и педагогов (Р. С. Немов, К. К. Платонов и др.). В частности, Р. С. Немову принадлежит определение индивидуальности, которое интегрирует смыслы таких понятий, как человек, индивидуум, личность. Следовательно, можно определить индивидуальность как совокупность биологических, психофизиологических, психосоциальных и духовных качеств конкретного человека. От содержания понятия индивидуальность будет выстраиваться система деятельности учителя по созданию такой образовательной среды, в которой каждому ученику гарантируется как комфорт, так и развитие.
К. К. Платоновым была разработана динамическая система индивидуальности как совокупности подсистем, требующего различных способов педагогического воздействия (табл. 1).
Таблица 1
Динамическая структура личности ( по К. Платонову)
Подсистема личности Структура подсистемы Соотношение биологического и социального Виды развития и формирования
направленность личности (философия, социология, психология) интересы, идеалы, мотивы, желания, иерархия ценностей, практически нет биологического воспитание
опыт (педагогика, социология, психология) знания, умения, навыки, привычки гораздо больше социального, чем биологического обучение
особенности психических процессов (психология, психофизиология, нейропсихология) воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий Г ораздо больше биологического, чем социального упражнения
биопсихические свойства (психофизиология, нейропсихология, эндокринология, физиология и др.) Возрастные особенности, половые различия, темперамент Практически нет социального тренировка
Автор называет описываемую систему «личностью», однако можно выявить практическую идентичность двух понятий: личность (по К. Платонову) и индивидуальность (по Р. С. Немову).
Четыре основные компонента индивидуальности (табл. 2) в своей целостности с точки зрения организатора учебного процесса определяют четыре группы требований к созданию целостной образовательной среды. Среда должна мотивировать, формировать у учащегося систему знаний, умений,
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...
навыков, развивать у него познавательную сферу через развитие психофизиологических свойств.
Таблица 2
Компоненты индивидуальности
Ресурс учебного успеха параметры Единица или система измерения
«знаю» объем и качество знаний обученность Оценка по предмету
«умею» предметные и общеучебные умения и навыки организационные навыки коммуникативные информационные мыслительные 0 (недопустимый уровень) 1 (недостаточный уровень) 2 (оптимальный уровень)
«могу» психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы внимание память модальность доминирование полушарий 0 (недопустимый уровень) 1 (недостаточный уровень) 2 (оптимальный уровень)
«хочу» интересы, желания, система ценностей уровень развития мотивационно-потребностной сферы Сд- социально-духовный С- социальный П- познавательный Б-базовый
На основании данного теоретического материала проблемно-творческой группой школы №» 196 г. Москвы была разработана схема определения понятия «ресурсы учебного успеха ученика». Эта схема стала основой технологии учета и развития индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика.
«Хочу» и «могу» здесь зависят в большей степени от самого человека; невозможно заставить или научить «захотеть», а «знания-умения» зависят от общения с другими (с учителем или автором книги при самообучении). «Могу» и «умею» очень сильно зависят от генотипа.
Если взять параметры, которые можно измерять (обученность, мотивация, память, внимание, умения и навыки) и отложить их как отрезки из центральной точки так, чтобы длина отрезка зависела от уровня развития параметра, получится замкнутая фигура, площадь которой показывает уровень учебно-познавательных возможностей ученика на данном этапе его развития, т. е. его обучаемость.
Главная идея данной технологии заключается в том, что если любой из параметров будет расти и развиваться, то будет увеличиваться площадь фигуры, т. е. обучаемость ученика будет увеличиваться.
Алгоритм использования этой технологии может быть следующим.
С помощью психолого-педагогической диагностики определяем исходный уровень достижений или развития каждой из составляющих
Таблица 3
Карта индивидуальных особенностей
Уровень развития мышления (проверялось развитие речи, общая осведомленность, арифметические способности, развитие логического мышления, умения сравнивать и обобщать). Максимальный балл в параллели - 90 60 (норма)
Образная память (запоминание схем, рисунков, образов). Высокий уровень - 8-9 баллов, средний - 5-7 7
Вербально-логическая (запоминание терминов, понятий, формул) Высокий уровень - 10-12 баллов, средний - 7-9 10
Скорость (количество знаков, посмотренных за минуту), характеризует устойчивость внимания. Средний показатель около 40 49,28
Точность (% верно отмеченных знаков) характеризует концентрацию внимания. Средние показатели 80-85% 88%
Модальность визуал
Преобладает зрительный канал восприятия. Визуалы чаще произносят и лучше понимают следующие слова: смотреть, видеть, наблюдать, картина, ясный, отрадно видеть, при ближайшем рассмотрении и т.п. Для визуалов характерны движения на уровне глаз: мигание, прищуривание, нахмуривание бровей. При разговоре и слушании голову и подбородок поднимают вверх, как будто мысленно всё представляют. Стремятся к аккуратности в тетради, записи чистые, исправлений нет (обязательно замазывает ошибки). Придает большое значение своему внешнему виду и порядку на рабочем месте. Его очень раздражает беспорядок. Визуалы наблюдательны, хорошо запоминают увиденное. Читают быстро и хорошо, но могут испытывать трудности при чтении слов, которых раньше не видели. У них живая, образная фантазия, творческие задания выполняются ими быстро и с увлечением, но им очень сложно работать по словесным инструкциям.
Ведущее полушарие | правое
■ Синтетики, часто визуалы (преобладает зрительное восприятие), кинестетики. ■ Восприятие целостное. ■ Мышление пространственное, наглядное, образное, действенное, спонтанное, интуитивное. ■ Способны к инсайту (озарению). ■ Интеллект невербальный (несловесный), интуитивный, практический. ■ Хорошо ориентируются в пространстве. ■ Легче воспринимают интонации, чем смысл. ■ Переработка информации быстрая. ■ Способны к творчеству. ■ Затруднения в анализе и структурировании. ■ В процессе обучения необходим музыкальный или двигательный ритм. ■ Экстраверты (ориентированы вовне). ■ Преобладают отрицательные эмоции (страх, печаль, гнев, ярость). ■ Память непроизвольная, наглядно-образная, зрительная и мышечная, ориентирована на прошлое.
Ведущая рука - правая Общие признаки для «правополушарников» Вероятна «врожденная грамотность». В стрессовой ситуации не воспринимают зрительную и слуховую информацию, блокируется ведущая рука. Стрессоустойчивость 0%. Самый невыгодный профиль (особенно для мальчиков).
Ведущий глаз - правый
Ведущее ухо - правое
Ведущая нога - правая
успешности учебной деятельности у каждого ученика. Далее выявляются те параметры, которые «западают» и требуют развития.
Для каждого ученика подбираются те задания, которые помогают ему развивать необходимые показатели. Через некоторое время вновь определя-
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...
ются измеренные ранее показатели. Если они растут, значит, растет и обучаемость.
Особое внимание при работе с данной технологией уделяется диагностике и формированию общеучебных умений и навыков. В предлагаемом варианте проводилась диагностика общеучебных умений и навыков по 17 параметрам (разработанная в гимназии № 46 г. Кирова И. А. Акперовой).
Карта первичной диагностики ученика в этом случае может выглядеть следующим образом (табл. 3, 4, 5, 6, 7, 8).
Таблица 4
Диагностика умения работать с текстом (4 класс)
Сентябрь 2006 9,5 баллов из 20 47,5%
Май 2007 10,5 баллов из 30 35%
Таблица 5
Оценка некоторых умений учителями и родителями
способности к учебе общий кругозор отношение к учебе £ о 0 X и 1 то 3 X ю и ? ответственность работоспособность внимание темп работы самостоятельность аккуратность уровень знаний понимание материала применение знаний нестанд. мышление развитие устной речи сотрудничество самооценка Сумма (макс. 85) Средний балл
5 3,7 3,9 3,8 3,5 3,3 3,4 3,6 3,6 3,6 3,3 3,4 4 2,8 3,3 3,3 3,5 3,6 59,6 3,51
4 4 3,5 3,1 3 3,5 3,1 3,2 4,3 4 3,5 4,1 4,2 4,1 4,7 4 4,2 4 64,5 3,8
Р 4 3 4 4 4 4 4 4,5 4,5 4 4,5 4,5 3,5 4,5 3 4,5 3 67,5 4
Таблица 6
Диагностика школьной тревожности
Факторы тревожности макс
Общая школьная тревожность 20 22
Переживания по поводу общения с одноклассниками 9 11
Переживания по поводу того, что что-то не получится; страх не достичь успеха 9 13
Страх самовыражения, самораскрытия, при демонстрации своих возможностей 6 6
Страх в ситуации проверки знаний, достижений, возможностей 6 6
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих, тревога по поводу негативных оценок 5 5
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (могут неадекватно (слишком чувствительно) реагировать на тревожащие факторы) 6 5
Проблемы и страхи в отношениях с учителями 5 8
Таблица 7
Структура мотивов учебной деятельности
Социально-духовный уровень. Ученик ответственно относится к учебе, осознаёт свои достоинства и недостатки, понимает цель своих действий, задумывается о будущем, стремится к хорошему. 3
Социальный. Для этого уровня очень важно общение. В учебе ищет способы самовыражения и самоутверждения, проявляет любознательность (часто без стойких интересов). 1
Биосоциальный, познавательный. В учебе ищет эмоциональное удовольствие, возможность выхода энергии; стремится все делать сам, получает удовольствие от решения трудных задач, заданий на сообразительность. 4
Базовый, биологический, эмоциональный. В учебе избегает опасностей (старается, чтобы не ругали); положительно реагирует на ласку и похвалу; стремится всё потрогать и попробовать на вкус. 2
Таблица 8
Диагностика информационных умений
Обобщение Определения Понимание Схема Всего за текст % выполнения Понимание схемы СУММА Общий % место Уровень умений
Максимум 3 5 6 6 20 10 30
Ср. в 5а классе 2,91 3,24 4,33 4,7 15,2 75,9 4,89 20,07 66,9
3 1,5 5 1,5 11 55 3,5 14,5 48,3 22 средний
Конечно, все это достаточно трудоемко и требует больших временных затрат на этапе диагностики. Поэтому является актуальным создание в общеобразовательном учреждении отдельного структурного подразделения -аналитико - диагностического центра.
Повышение эффективности образовательного процесса в современных условиях возможно посредством внедрения в практику организации учебно-воспитательного процесса и управления новых информационных технологий.
В программе развития современного образовательного учреждения одним из основных направлений может быть создание единого информационного пространства через формирование информационной культуры педагогического коллектива. Создание информационной аналитико - диагностической системы в образовательном учреждении имеет большое значение для повышения эффективности циркуляции информационных потоков, а также процесса сбора, накопления, обработки и распространения информации, и, следовательно, повышения успешности учебной деятельности школьников.
Активное использование информационных технологий позволяет:
• достичь высокого уровня информационной культуры участников образовательного процесса;
• осуществить системный подход в управлении образовательным процессом;
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...
• повысить уровень успешности учебной деятельности учащихся.
На рассмотрении последней задачи следует остановиться более подробно.
С точки зрения А. А. Кузнецова, большинство источников информационной базы для принятия управленческих решений имеют ряд недостатков. В частности, направленность на результаты обучения школьников, при этом сам процесс формирования знаний, умений, навыков учащегося остается вне поля изучения; ориентация идет на получение статических фактов, отражающих эпизодический характер состояния обучения школьников в образовательном учреждении.
На сегодняшний день в рамках конкретного образовательного учреждения происходит накапливание множества аналитических и диагностических материалов учебной части, методических служб, психологической службы. Закономерно возникает необходимость в их комплексном анализе и систематизации, создании единого информационного пространства образовательного учреждения. Технологическими этапами работы с информацией могут следующие этапы:
• процедура сбора информации;
• обработка, визуализация и анализ результатов;
• обобщение и распространение информации.
Формирование индивидуальных траекторий развития учеников является предпочтительным направлением работы по повышению качества обучения школьников и возможно только на основе системного аналитико-диагнос-тического подхода. Все это диктует необходимость создания в современном общеобразовательном учреждении специальной организационной структуры - аналитико-диагностического центра, реализующего следующего направления в работе:
1. Систематизация накопленных в учреждении аналитических и диагностических материалов.
2. Сбор качественно-количественных показателей обучения учащихся.
3. Систематизация результатов психологической диагностики личности учащегося и его уровня развития познавательных процессов.
4. Сбор и анализ информации об эмоционально-психологическом климате классных коллективов и учреждения в целом.
5. Сбор и анализ информации о уровне развития у учащихся общеучебных умений и навыков.
Данная база знаний должна принципиально отличаться от обычной базы данных и может служить основой для осуществления личностно-ориентированного подхода. Кроме того, она должна помогать оперативно выявлять проблемы и своевременно корректировать деятельность образовательного учреждения.
Применительно к решению проблемы повышения успешности учебной деятельности школьников, аналитико-диагностический центр может быть
центром решения данной проблемы и обеспечить единство дидактических требований разных ступеней обучения, создание благоприятного психологического климата и комфортные условия для всех участников образовательного процесса.
Таким образом, сочетание в деятельности образовательного учреждения технологии учета и развития индивидуального стиля учебной деятельности и применение современных информационных технологий при осуществлении аналитико-диагностической деятельности (без которой полноценное применение данной технологии затруднено) может служить основой для повышения успешности учебной деятельности школьников.
Библиографический список
1. Платонов, К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986.
2. Галеева, Н. Л. Сам себе учитель. - М.: 5 за знание, 2006.
3. Сиротюк, А. Л. Психофизиологические основы обучения школьников. - М.: ТЦ сфера, 2007.
4. Кальней, В. А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». - М., 1999.
5. Ефремова, Н. Ф. Тестовый контроль качества учебных достижений обучающихся) // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 1. - С. 66 - 81.
6. Багаутдинова, С. Ф., Санникова, Л. Н. Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - № 3. - С. 227 -232.
УДК 378.078+ 038
И.В. Луконина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Как известно, учебная задача - это цель, которую надлежит достигнуть ученику в определенных условиях учебного процесса. Основное отличие учебной задачи от других заключается в том, как считал Д. Б. Эльконин, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект. При ее решении учащийся должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса, которые в последующем успешнее им решаются. Учебная задача решается посредством системы учебных действий. Первым из них является преобразование проблемной ситуации, входящей в учебную задачу. Это действие нацелено на поиск такого исходного отношения предметных условий ситуации, которое служит общей основой последующего решения всего многообразия частных задач.